30. F. Chaladon. Essai sur ie regne d " Alexis I Comnene. – Византийский временник, т. XII, 1906, с. 266–270. 31. Ch. Diehl. Justinien et la civilisation byzantine au Vie siecle. – Византийский временник, XII, 1906, pp. 270–272. 32. Библиографический обзор. Россия и Западная Европа (История и география). – Византийский временник, т. XIII, 1906, с. 336–347, 573–589. 33. Alfred Rambaud. – Византийский временник, т. XIII, 1906, с. 577–579. 34. Барон В. P. Розен. – Византийский временник, т. XIV, 1907, с. 483–492. 35. A. J. Butler. The Arab Conquest of Egypt and the Last Thirty Years of the Roman Domination. – Журнал Министерства народного просвещения, н. с., т. IX, 1907, с. 208–212. 36. G. Schlumberger. L " Epopee byzantine a la fin du dixieme siecle, III. – Византийский временник, т. XIV, 1907, с. 390–393. 37. Ed. Pears. The Destruction of the Greek Empire and the Story of the Capture of Constantinople by the Turks. – Византийский временник, т. XIV, 1907, с. 393–397. 38. A. Wachter. Der Verfall des Griechentums in Kleinasien im XIV. Jahrhundert. – Византийский временник, т. XIV, 1907, с. 397– 398. 39. Библиографический обзор. Россия и Западная Европа (История и география). – Византийский временник, т. XIV, 1907, с. 567–580. 40. Д. Петрушевский. Очерки из истории средневекового общества и государства. – Журнал Министерства народного просвещения, н. с., т. XVII, 1908, с. 180–185. 41. Библиографический обзор. Россия и Западная Европа. История и география. – Византийский временник, т. XV, 1908, с. 514–522. 42. П. А. Яковенко. К истории иммунитета в Византии. – Журнал Министерства народного просвещения, н. с., т. XX, 1909, с. 430–436. 43. К. Krumbacher. – Журнал Министерства народного просвещения, н. с., т. XXV, 1910, с. 88–101. 44. Н. Адонц. Армения в эпоху Юстиниана. – Журнал Министерства народного просвещения, н. с., т. XXV, 1910, с. 412–418. 45. Новый труд по истории Византии. Ю. Кулаковский.. История Византии, I. – Журнал Министерства народного просвещения, н. с., т. ХХХШ, 1911, с. 337–351.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

С кем из исследователей Русской Зарубежной Церкви вы сотрудничаете? Сотрудничаю в первую очередь с верными друзьями и товарищами Виктором Ивановичем Косиком, Александром Алексеевичем Корниловым , чту память моего крестного Владимира Степановича Русака, моего учителя, профессора, доктора исторических наук Евгения Васильевича Старостина, первым поднявшего вопрос о необходимости сохранения архивного наследия Русской Православной Церкви, изучения архивов Русской Православной Церкви и подготовившего большое число трудов по этой проблематике. Также сотрудничаю с известной санкт-петербургской исследовательницей истории православного храмостроительства, русской архитектуры за рубежом, специалистом по архитектуре и символике православного храма Светланой Сергеевной Левошко. Андрей Владимирович, а есть кто-то из коллег, кто еще занимается подобной деятельностью – составлением библиографий? Я вот никого не знаю, не знаю другого такого Попова в России. У нас в РГГУ, Российском государственном университете, нет. Но дело в том, что этим по долгу службы обязаны заниматься библиотечные работники. Если говорить в масштабах России, то у нас ответственной за библиографию является Российская государственная библиотека. Она отвечает в том числе за разработку стандартов в области библиографии. Тем же самым занимается Российская национальная библиотека. В РГБ закрыли отдел русского зарубежья, которым заведовала Надежда Васильевна Рыжак? Надежда Васильевна очень большая молодец, но она не занималась собственно библиографией. Этот отдел вырос как раз из бывшего спецхрана РГБ, который находился на самом верху. Но она занимается не столько библиографией, сколько историей русского зарубежья. Она всегда участвует в конференциях по истории русского зарубежья и т.п.   О библиографическом указателе, его схема Классификационная схема библиографического указателя 1. Путеводители, справочники, указатели, обзоры  Общие библиографические указатели Указатели Био-библиографические и биографические Специализированные библиографические указатели

http://bogoslov.ru/article/6025138

92. «Русский византист на служении церковно-исторической науки». Там же, 1894, I. Стр. 27. 93. «Новый труд Эрнеста Ренана». Там же, 1883,1. Стр. 22. 94. Критико-библиографическая статья но поводу сочинения Гретца. Правосл. Обозр. 1884, I. Стр. 17. 95. «О проповедническом слове». Богосл. Вестн. IV. Стр. 18. 96. «Мысли и чувства по поводу одного открытия в области науки церковной истории». Там же, II. Стр. 37. Добавлением к этой статье служит статья, под заглавием: 97. «Ошибка». (Критико-библиографический эскиз). Там же, IV. Стр. 20. 98. «Новое описание Константинополя русским туристом». Там же, 1893, II. Стр. 14. 99. «По поводу русского издания Гиббона». Приб. к Твор. св. Отц. 1884, XXXIV. Стр. 19. 100. Библиографическая заметка по поводу Византийского отделения при «Летописи» историко-филологического общества в Новороссийском Университете. Богосл. Вестн. 1893, I. Стр. 12. 101. Критико-библиографическая заметка по поводу истории христианской церкви Е.Смирнова . Чтение в Общ. люб. дух. просв. 1873, III. Стр. 23. 102. Критико-библиографические заметки по поводу церковной истории о. Гэттэ. Там же, 1874, III. Стр. 28. 103. «Церковный историк Робертсон в русском переводе» (2 статьи). Правосл. Обозр. 1878, II. Стр. 21. 104. Библиографическое обозрение статей и исследований по церковной истории, помещенных в изданиях Общества любителей духовного просвещения за 25 лет существования последнего. Чтенья т Общ. люб. дух. просв. 1888 г. и Юбилейный Сборник, Москва, 1889. Стр. 30. 105. Библиографические заметки по церковной истории. Приб. к Твор. св. Отц. 1882, XXX. Стр. 51. 106. Новости иностранной церковно-исторической литературы. Там же, 1883, XXXII. Стр. 71. 107. Такая же статья (о других книгах). Там же, 1885, XXXVI. Стр. 39. 108. «Обзор западной церковно-исторической литературы настоящего времени». Там же, 1886, XXXVII. Стр. 57. 109. Обзор западной литературы по церковной истории». Там же, 1881, XXVIII. Стр. 37. 110. «Иностранная церковно-историческая литература». Там же, 1887, XXXIX. Стр. 57.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Как отмечалось ранее, интерес к библиографии со стороны читающей публики и всесторонее развитие её обусловили появление трудов по библиографии библиографии. Первым в мире национальным ретроспективным указателем библиографических пособий стала «Литература русской библиографии» Г.Н. Геннади (1858). Цель работы, как писал составитель в предисловии, «приведение в известность и указание в систематическом порядке по возможности всего, что напечатано в России по предмету библиографии». 21 Геннади, кроме непосредственно библиографических трудов, включил в указатель статьи по вопросам библиотечного дела, истории книги, полиграфического производства и т. д. Таким образом «Литература русской библиографии» давала обширнейший материал по истории библиографии и подводила итоги её развития в России до 1855 г. Исходя из имеющихся источников, можно сделать выводы и о том, что вторая половина XIX века была весьма продуктивной для развития тематических библиографических пособий, делающих доступным содержание статей, опубликованных в церковных и других православных периодических изданиях. Раскрываются также фонды библиотек крупных духовных центров России, публикуются их каталоги. 22 Итак, в 1879–89 гг. И.С. Знаменский публикует «Систематический указатель статей, находящихся в разных духовных журналах и епархиальных ведомостях по предмету Священного Писания Ветхого и Нового Завета» в двух частях. Здесь представлено 51 издание за 1822–87 гг., учтено более 8 тыс. статей, опубликованных в них. Материал расположен в систематическом порядке. [Имеются экземпляры в РГБ и РНБ]. В эти же годы появляется ещё один сводный указатель статей из периодических изданий. Его составителем был П. Карпов. Нам известно лишь 2-е издание « Систематического указателя статей по основному, догматическому, нравственному и сравнительному богословию , помещённых в журналах «Христианское чтение», «Православное обозрение», «Чтения в обществе любителей духовного просвещения», «Православный собеседник», «Прибавления к Творениям святых отцов», «Труды Киевской духовной академии», «Странник», «Вера и разум» и «Душеполезное чтение». Данный «Указатель» был выпущен издательством И.Л. Тузова в Санкт-Петербурге в 1888 г. В нём учтено свыше 2000 статей, материал расположен в алфавите названий журналов. [Имеется экземпляр в РГБ].

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/k-vopr...

2680 . Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе: Указатели//ВДИ. – 1950. – 4. – Приложение. – С. 1–88. 2681 . Межов В. Археология русская в период времени с 1859 до 1868 г включительно: Библиографический указатель книг и статей по русской археологии. – СПб., 1873. – 263 с. 2682 . Наукова бибилиотека (1933–1994)//60 рокив Институту археологи НАН Украïни. – Кшв, 1994. – С. 106–129. 2683 . Непомнящий А. А. Музейное дело в Крыму и его старатели (XIX – начало ХХ века): Библиографическое исследование/Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского. – Симферополь, 2000. – 360 с. 2684 . Непомнящий А. А. Наукова спадщина Василя Латишева: досвид кримознавчоï бuoбuблuorpaфiï//Наукови праци Национально библиотеки Украïни им. В. И. Вернадского. – 2001. – Вип. 7. – С. 418–427. 2685 . Обзор литературы по историческим наукам и искусствознанию, опубликованной в Грузинской ССР. – Тбилиси: Мецниереба, 1982. – 107 с. 2686 . Отечественые публикации по коптологии и греко-римскому Египту: Библиографический указатель/Сост. Г С. Шрон; Отв. ред. И. Ф. Фихман; БАН СССР, Ленинг. Отделение Ин-та востоковедения АН СССР. – Л., 1989. – 160 с. 2687 . Подосинов А. В. Избранная библиография работ по античной истории и источниковедению Северного Причерноморья//Древнейшие государства Восточной Европы. 1996–1997 гг. Северное Причерноморье в античности: Вопросы источниковедения. – М., 1999. – С. 373–391. 2688 . Радянська литература з археологи Украши 1967–1975/Укладачи: И. Г Шовкопляс, Н. Г Дмитренко. – К.: Наукова думка,1978. – 345 с. 2689 . Рогинский З. И. Указатель художественной литературы к курсу истории средних веков. – М.: МГУ, 1938. 2690 . Русская археологическая литература 1900–1917 гг: Библиографический указатель/Сост. Т. Н. Заднепровская. – Л.: Наука, 1989. 2691 . Садиков В. Н. Библиография по всеобщей истории государства и права (19181978 гг). – М., 1979 (Раздел IV: Средние века. – С. 31–73). 2692 . Систематический указатель к «Христианскому чтению» за 1821–1870 гг/Сост. Н. Б. – СПб., 1871.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5 Конволют – сборник, составленный из отдельно изданных ранее произведений печати (или рукописей) и переплетённых в один том. 8 Беспалова Э.К. Формирование библиографической мысли в России: (до 60-х гг. XIX в). – Спб., 2007. – С. 92. 9 Более подробно о труде епископа Дамаскина (Семёнова-Руднева) см.: Гречихин А.А. Общая библиография. – М., 2000. – гл. 6.5. Первые опыты создания репертуара русской книги. 13 Беспалова Э.К. Формирование библиографической мысли в России до 60-х rr.XIX в. – Спб., 2007. – С. 105. 18 Алчевская Х.Д. (1884–1920), писательница и издательница книг для народа, сторонница женского образования. В 1870 г. в Харькове ею была открыта воскресная школа для женщин-работниц. Учебные занятия здесь сочетались с дополнительными внеурочными чтениями. Одновременно велось наблюдение за восприятием слушателями прочитанного. Этот анализ и лёг в основу будущего указателя книг для народа. (См.: Машкова М.В. История русской библиографии начала ХХ века. – М., 1969. – С.140–144). 19 Историю развития научно-богословской библиографии см.: Библиография богословской литературы//Православная энциклопедия . Т. 5. – М., 2002. – С. 73–89. 20 См. сайт РГБ – Религия: Аннотированный путеводитель по Центральному справочному блиографическому фонду. 22 См. сайт РГБ – Религия: Аннотированный путеводитель по Центральному справочно-библиографическому фонду. 24 Большинство существующих монографий, учебных пособий по истории библиографии начала ХХ в. было подготовлено во времена идеологического диктата, да и исследования, проведённые позднее, очень много внимания уделяют революционной, большевистской печати, при этом весьма критичны к так называемой «охранительной» литературе. В связи с этим приходится довольствоваться буквально крохами, рассыпанными по отдельным источникам или интернет-сайтам, чтобы дать более или менее объективную картину состояния библиографической деятельности в России k.XIX-haч.XXbb. 25 Одним из таких провинциальных издателей-просветителей был И.А.Голышев (1838–1897), выходец из мстёрских крепостных крестьян; член Императорских обществ истории и древностей российских (Моск.ун-та и Археолог.о-ва), получивший за свои труды звание почётного потомственного гражданина и удостоенный орденов Станислава и Анны 2-й степени. Открыв вначале в слободе Мстёра литографию (1858), печатавшую лубочные картинки, он вскоре стал издавать народные иллюстрированные книжки с произведениями Крылова, Пушкина, Кольцова, Некрасова. Сам Голышев написал более 500 статей по археологии, этнографии, иконографии, на свои средства издал 9 альбомов по археологии, 19 книг и брошюр, организовал во Мстёре общедоступную библиотеку и открыл там же воскресную иконописную школу. Он умер внезапно в 58 лет, работая над очередным альбомом по археологии «Рукописная повесть о видении Космы игумена 1688 года.».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/k-vopr...

В объяснительной записке к этой программе читаем: « нельзя не признать важности историко-библиографических сведений для полноты изучения Св. Писания; но в семинариях по возрасту учащихся и по объему и назначению семинарского курса наук эти сведения должны быть преподаваемы не в обширном виде. Довольно ограничиться теми из них, которые необходимы для понимания св. текста, содержания и смысла библейских чтений. Критика разных библиографических сведений, особенно возражения отрицательной библейской критики, могут быть излагаемы только в последних трех классах, также не в обширном виде и с основательным защищением истины». – Таким образом по отношению к общему и частному введению в книги Св. Писания здесь высказаны, во 1) требование экзегетической обработки библиографических сведений и, во 2) дозволение в последних трех классах знакомить воспитанников семинарии с возражениями отрицательной критики – под условием, впрочем, краткости их изложений и основательного защищения истины. Высказанное требование мы старались выполнить при составлении настоящего учебника. Дозволением же нашли удобным воспользоваться: из опыта мы знаем, что ни в каком классе решительно нет времени вдаваться в полемику с противниками при изъяснении Св. Писания; если же какой преподаватель дозволил бы себе это удовольствие, то неизбежно должен был бы опустить многое из положительных знаний, которые, между тем, при первоначальном, основоположительном изучении Св. Писания, должны считаться главными и существенными. Этим мы не хотим, однако, сказать, что преподаватель семинарии должен вовсе игнорировать взгляды и мнения отрицательной критики; напротив, он всегда должен иметь их в виду; он не должен лишь, по нашему мнению, вдаваться в прямую полемику с ними, а стараться самою постановкою вопросов и способом их решений защитить истину против ее врагов, ибо основательное раскрытие истины с положительной стороны есть в то же время и опровержение ее противников. Св. Златоуст , перечислив многие вопросы, рождающиеся при самом начале Евангелия от Матфея (Бес. 1 на это Ев.), говорит: « видите, сколь великая нужна нам бдительность – не для того только, чтобы разрушить недоумения, но и для того, узнать что требует разрешения; немаловажное дело находить и то, что подлежит недоумению». В этом именно смысле, по нашему мнению, и могут быть полезны взгляды и мнения отрицательной критики для преподавателя семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Особо следует сказать о каталогизации книг. Усилиями студентов в конце 1990-х – начале 2000-х годов были созданы карточные каталоги книг на греческом и сербском языках. В 2002 году при библиотеке МДА было устроено новое подразделение каталогизации – отдел электронного каталога. Его работа в первые три года существования заключалась в переносе данных с карточек систематического каталога в электронные списки библиографических описаний фонда 3 в программе «Excel». После покупки в 2005 году специальной системы электронного каталога «ИРБИС» и ее доработки, учитывающей особенности библиотек православных богословских учебных заведений, группа студентов из 8 человек, ежедневно стала создавать около 300 карточек. Такими темпами к июню 2006 года в программу было внесено 8 тысяч библиографических записей, а в 2008 году – усилиями 4 сотрудников библиотеки и студента 1 курса МДС – общее число библиографических описаний достигло 15 тысяч 4 . Более интенсивно процесс стал осуществляться в 2009/10 учебном году, когда благотворительный фонд «Мета» выделил средства на создание электронного каталога библиотеки Московской духовной академии, для чего в отдел были назначены 1 системный администратор, 2 редактора, 3 проверяющих и 11 наборщиков. Таким образом, проект создания электронного каталога на базе традиционного, бумажного увенчался тем, что на данный момент имеется версия электронного каталога всех русскоязычных книг (ок. 80000 записей) 5 , также частично внесены в «ИРБИС» описания книг на иностранных языках. Одним из самых важных и значимых отечественных проектов XX века в области оцифровки рукописей стал совместный проект Российской государственной библиотеки и Троице-Сергиевой Лавры. Сегодня рукописи Лавры становятся все более и более доступными самому широкому кругу читателей. В начале 2000 года академия заключила аналогичный договор с РГБ с тем, чтобы постепенно вернуть свои собственные рукописи и архивы – хотя бы в цифровом виде. Для решения возникающих задач был создан маленький рукописный отдел с одним, а потом двумя сотрудниками в академии и двумя сотрудниками в Москве, занимавшимися оцифровкой. За истекшие годы помимо оцифровки славянских рукописей из собрания МДА (выставлены в открытом доступе на сайте Лавры) был оцифрован почти весь диссертационный фонд дореволюционной академии, а также отдельные единицы хранения, касающиеся истории периодических изданий, библиотеки, издания научно-богословских трудов преподавателей МДА и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

2667 . Византийская сфрагистика в отечественной историографии. Библиографический указатель/Сост. В. А. Гавриленко//ВВ. – 1972. – Т 33. – С. 245–250. 2668 . Гельфанд Н. В. Литература средних веков. Западная Европа. Византия. Указатель работ, изданных на русском языке, 1917–1975. – М.: ИНИОН., 1978. – 317 с. (основной отечественный библиографический указатель, включающий сведения об издании письменных источников). 2669 . Георгиева С., Велков В. Библиография на бъелгарската археология (1879–1966). 2 доп. и перераб. изд. – София: бАн, 1974. – 478 с. 2670 . Головко И. Д. Археологические издания Херсонесского музея//Материалы по археологии Северного Причерноморья. – Одесса, 1962. – Т 4. – С. 277–279. 2671 . Елеонская Е. Иностранная библиография по истории Византии//ВВ. – 1947. – Т 1 (26). – С. 316–345. 2672 . Исихазм. Аннотированная библиография/Под ред. С. С. Хоружего. – М., 2004. 2673 . История древнего мира. История средних веков. Аннотированный указатель литературы для учителей восьмилетней школы. – М., 1962. 2674 . История исторической науки в СССР. Советский период 1917–1967 гг Библиография (историографических работ). – М., 1980. 2675 . История средних веков. Т 1. Указатель литературы, изданной в СССР (19181957)/Под ред. К. Р. Симона, Э. А. Нерсесовой. – М.: МГУ, 1968. – 520 с. 2676 . История средних веков. Т 2. Указатель литературы, изданной в СССР (1958– 1967). Ч. 1–2; Ч. 3: Вспомогательные указатели/Под ред. Ю. М. Сапрыкина, М. С. Мейера. – М., 1980 (указатель включает разделы по истории Византии). 2677 . Каптерев С. Н. Uspenskiana (I. Хронологический указатель трудов. II. Литература о Ф. И. Успенском)//ВВ. – 1947. – Т 1 (26). – С. 270–314. 2678 . Каталог православных изданий и церковных изданий. – М., 1997. 2679 . Культурология: Рекомендательный библиографический указатель/Сост. А. А. Гав- рюшенко, А. В. Кравченко, Т В, Босенко и др. – Харьков, 1998. – Вып. 1. – 192 с. (есть разделы по раннему христианству и Византии, включая основные издания источников и специальной литературы; особенно удобен для начинающих).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Принципы сокращений в настоящей книге в основном те же, что и в Пис.муж.ап. Имена древних авторов и названия произведений выделены специальными шрифтами (напр., Иуст. Диал.) и раскрываются в Указателе источников. Латинские сокращения приняты для авторов, вообще не переводившихся на русский язык, для произведений – там, где отсутствуют их русские переводы (насколько это известно составителю). Особо отмечены также сокращения-аббревиатуры, расшифровываемые в конце тома в Сокращениях (напр., VigCh). Для облегчения поиска библиографических описаний цитируемой литературы авторы и отдельные произведения, на которые мы ссылаемся, в предисловиях и комментариях выделены курсивом (за исключением самих библиографических описаний, где курсив не играет прямой функциональной роли); при цитировании нескольких произведений одного и того же автора в необходимых случаях добавляется год издания; все эти издания сведены, насколько это было возможно и целесообразно, в единый список Цитированной литературы. Книги и статьи, фигурирующие только в библиографических приложениях к каждому разделу и более нигде не упоминаемые, в Список не включены. При ссылках на первоисточники и переводы при надобности указываются строки сверху страницы или параграфа (главки) либо снизу страницы цитируемого издания с помощью соответствующего (верхнего, либо нижнего) индекса. Римские/арабские цифры и прописные/строчные буквы при ссылках на книги, главы и т.д. произведений древних авторов, принятые в современных изданиях, унифицированы по следующим формальным принципам: римская цифра употребляется первой при более чем двухчленной ссылке; точкой разделяются однородные меньшие, запятой – неоднородные, точкой с запятой – однородные большие части произведения. Так, III, 2, 1; 4, 2. 3 означает третью книгу, вторую главу, первый параграф и четвертую главу, второй и третий параграфы такого-то названного произведения; Мф 4, 15.6 – Ев. от Матфея, гл. 4, стихи 15 и 16; и т.п. Строчные буквы, следующие за номерами страниц первых изданий античных текстов, заменены заглавными. Тем самым ссылки, например, на Аристотеля приобрели не совсем обычный вид: Аристот. Метаф. I, 1, 980 А» вместо 980 а 1. Такая унификация вызвана получившимся у нас при первой редакции книги чрезвычайным разнобоем в связи с отсутствием каких-либо единых общепринятых стандартов и весьма большим количеством (около двухсот) цитируемых как античных, так и христианских авторов (см. Указатель источников).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/soc...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010