Ст. 21–28. Вся речь Иакова была возвышенною, и потому поэтическою. Такою делали ее особенно богатые сравнения с живыми существами, например: Иуду он сравнивал со львом, Иссахара с рабочим ослом. Предсказывая Неффалимову потомству о его свободе и резвости во всем, он сравнивал его с быстрою серною. Эти символические животные и другие предметы, были впоследствии изображены на знаменах тех колен, отцы которых получили эти названия. Особенно живописно было изображение судьбы многочисленного колена Иосифова от двух сыновей под образом отрасли плодоносного дерева, разросшегося до верха стены, около которой оно росло. На потомство Иосифа Иаков призвал всю полноту земных благ: и росу с дождем, оплодотворяющие землю, и благоденствие семейное. Но все же не такое двойственное благословение дано было ему, как потомкам Иуды, от которых, по его предсказанию, должен был произойти Спаситель. Ст. 29–33. «И заповедал он им, и сказал им: я прилагаюсь к народу моему; и похороните меня с отцами моими в пещере, которая на поле Ефрона Хеттеянина, в пещере, которая на поле Махпела, что пред Мамре, в земле Ханаанской, которую (пещеру) купил Авраам с полем у Ефрона Хеттеянина в собственность для погребения; там похоронили Авраама и Сарру, жену его; там похоронили Исаака и Ревекку, жену его; и там похоронил я Лию; это поле и пещера, которая на нем, куплена у сынов Хеттеевых. И окончил Иаков завещание сыновьям своим, и положил ноги свои на постель, и скончался, и приложился к народу своему». Ст. 29–33. В исполнение своих пророчеств Иаков так глубоко верил, что велел погребсти себя в земле Ханаанской. Сделавши свое спасительное для многих дело на земле, Иаков скончался мирно, как праведник отошел к отцам своим: Аврааму, Исааку и другим ветхозаветным праведникам. 12 3. О значении мессианского учения и о методе исследования этого учения в сочинении «Изображение Мессии в Псалтири» Должно полагать, что Вам, в настоящий раз, особенно интересно проникнуть в самую, так сказать, сущность предмета, затронутого мною, и узнать научное достоинство и недостатки моего исследования. Последнее Вы особенно ожидаете от моих оппонентов. Но не откажите в Вашем благосклонном внимании и к слову автора, желающего дать искреннее и точное представление о своем труде. Чтобы не было недостатка ни в чем для Вашего суждения о моем исследовании, мне желательно сделать некоторого рода генетическое введение к нему, т.е. сначала несколько пополнить те сведения, которые были предметом curricul. vitae, и потом познакомить Вас с задачею моего исследования, его предметом, методом исследования, его результатами и др. библиографическими сведениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Учение о вечной жизни Ветхий Завет молчаливо предполагает, хотя и не дерзает приподнимать распрос­тертого над ним покрывала. Любовь Бога к людям нельзя яснее изобра­зить, как изобразил Давид в псалме 102:13: Как отец милует сынов, так ми­лует Господь боящихся Его (ср. Ис.63и Мал.1:6). Заповедь о любви к ближ­ним, в которой многие полагают существо христианской религии, внушал еще Моисей своим современникам: люби ближнего, как самого себя (Лев.19:18). Любовь ко врагам ясно заповедуется в книге Притчей (25:22) и в книге Исход (23:4). Таким образом, главные пункты учения Христова дав­но известны были иудеям, и, следовательно, нельзя ограничиваться тем, что Он был только учитель; Он был Бог, и этим решаются все недоумения. Послушаем Его Самого, что Он говорит о Своем Лице. Всем известны места Священного Писания, где Он говорит о Себе. Припомним некото­рые из них. Вот заключение Евангелия от Матфея: Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф.28:18—20). Спрашивается: возможно ли, чтобы говорил так человек? Только наша вера в то, что Он был истинный Сын Божий, избавляет Его от обвинений в богохульстве, а нас от упреков в безбожии. Без всякой внешней помощи и содействия, Он одинаково выступает против всего рода человеческого и возвещает основание Царства, стоящего в совершенном противоречии со всеми желаниями греховного человеческого сердца, и тем не менее это Царство прочно утверждается и укрепляется в борьбе со всеми враждеб­ными силами, которые наконец подчиняются Ему. Что далее Он говорит на пути ко гробу Лазаря? Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек(Ин.11:25—26). Говорил ли так когда-либо человек? Какой человеческий учитель дерзал утверждать о себе: «Я есмь то, чему учу?» Мы почли бы безумством в чьих-либо других устах слова: Кто любит отца и мать более, нежели Меня, недостоин Меня.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Учение о вечной жизни Ветхий Завет молчаливо предполагает, хотя и не дерзает приподнимать распростертого над ним покрывала. Любовь Бога к людям нельзя яснее изобразить, как изобразил Давид в псалме 102:13: Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его (ср. Ис.63и Мал.1:6 ). Заповедь о любви к ближним, в которой многие полагают существо христианской религии, внушал еще Моисей своим современникам: люби ближнего, как самого себя ( Лев.19:18 ). Любовь ко врагам ясно заповедуется в книге Притчей ( Притч.25:22 ) и в книге Исход ( Исх.23:4 ). Таким образом, главные пункты учения Христова давно известны были иудеям, и, следовательно, нельзя ограничиваться тем, что Он был только учитель; Он был Бог, и этим решаются все недоумения. Послушаем Его Самого, что Он говорит о Своем Лице. Всем известны места Священного Писания, где Он говорит о Себе. Припомним некоторые из них. Вот заключение Евангелия от Матфея: Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам ( Мф.28:18–20 ). Спрашивается: возможно ли, чтобы говорил так человек? Только наша вера в то, что Он был истинный Сын Божий, избавляет Его от обвинений в богохульстве, а нас от упреков в безбожии. Без всякой внешней помощи и содействия, Он одинаково выступает против всего рода человеческого и возвещает основание Царства, стоящего в совершенном противоречии со всеми желаниями греховного человеческого сердца, и тем не менее это Царство прочно утверждается и укрепляется в борьбе со всеми враждебными силами, которые наконец подчиняются Ему. Что далее Он говорит на пути ко гробу Лазаря? Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек ( Ин.11:25–26 ). Говорил ли так когда-либо человек? Какой человеческий учитель дерзал утверждать о себе: «Я есмь то, чему учу?» Мы почли бы безумством в чьих-либо других устах слова: Кто любит отца и мать более, нежели Меня, недостоин Меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Содержание Справочное и научное издание Предисловие I. II. III. 1. Общие вопросы православной аскезы Исихазм: эволюция рецепции Справочно-библиографические материалы 2. Православное учение о молитве Исихазм: сокровенное ядро Литература Предисловие к греко-византийским разделам 3. Справочно-библиографические и источниковедческие материалы к греко-византийским разделам Библиографические и справочные пособия по византике Литература по смежным и вспомогательным историческим дисциплинам Первоисточники Собрания источников Документы (надписи, хрисовулы, типики...) монастырских собраний и архивов Описания греческих рукописей в мировых архивах Персональные библиографии исследователей византийского исихазма 4. Древний этап Традиции: «исихазм до исихазма» Справочно-библиографические материалы Общие проблемы древней аскезы Смежные вопросы: источники, церковные истории, археология и география, папирология Раннее египетское монашество Палестинское монашество Константинопольское монашество Синайское монашество Жития и поучения подвижников 5. Древний исихазм Сирийский исихазм как духовный феномен Справочно-библиографические материалы Подвижники и тексты традиции Несторианские мистики (общие работы) Сирийские переводы греческой аскетической литературы Общие работы по сирийской аскетико-мистической традиции 6. Поздневизантийский исихазм и учение св. Григория Паламы Справочно-библиографические материалы А. От св. Симеона Нового Богослова до исихастских споров В. Исихастские споры и их последствия: от Паламы до крушения Византии 7. Исихазм в Греции (после 1453 г.) Справочно-библиографические материалы Историко-богословские исследования эпохи турецкого господства Движение колливадов и духовное возрождение XVIII в. Подвижники и тексты Традиции 8. Афон Справочно-библиографические материалы Путешествия и научные экспедиции История отдельных монастырей Исторические, историко-культурные, богословские исследования Агиография Афонские подвижники 9. Исихазм в России Русский исихазм: черты облика и проблемы изучения Справочно-библиографические материалы Патерики Подвижники, тексты и очаги Традиции Русское «Добротолюбие» Откровенные рассказы странника духовному своему отцу Валаам Оптина пустынь Афон русский Отдельные обители и подвижники Исследования 10.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Баранов В. Библиографический обзор материалов и статей, касающихся Священного Писания Ветхого Завета, напечатанных в журнале «Прибавления к творениям святых отцов» за все годы его существования. – Л., ЛДА, 1952. – XII, 182 c. Воскресенский Б. Библиографический обзор статей и трудов, касающихся Священного Писания Ветхого Завета в журнале «Странник» за все годы его существования. Кандидатское сочинение/Ленинградская Православная Духовная Академия. – Л.: ЛДА, 1953. – X, 299 c. (Машинопись). Гришин В. Библиографический обзор статей, относящихся к Ветхому Завету по журналу «Православный собеседник» за XIX век. Кандидатское сочинение/Ленинградская православная духовная академия. – Л.: ЛДА, 1955. – 3, X, 232 c. (Машинопись). Ноздрачев Вл., свящ. Библиографический обзор материалов и статей, касающихся Священного Писания Ветхого Завета, напечатанных в журнале «Христианское чтение» за XIX век. Кандидатское сочинение/Ленинградская православная духовная академия. – Л.: ЛДА, 1957. – III, 256, 17, XI c. (Машинопись). Перминов Н., свящ. Библиографический обзор статей, относящихся к Священному Писанию Ветхого Завета в журналах «Христианское чтение», «Богословский вестник», «Православный собеседник» и «Труды Киевской духовной академии». – Л.: ЛДА, 1959. – 432 c. (Машинопись) Слушко И., свящ. Обзор трудов и статей, касающихся изучения Священного Писания Ветхого Завета в журнале «Вера и разум» за все годы его существования. В 2 т. – Л.: ЛДА, 1956. – Т. I. – II, 17, 320 с.; T. II. – 321–689 с. (Машинопись). Трофимов Ю. Библиографический обзор статей, относящихся к Ветхому Завету по журналам «Труды Киевской духовной академии» и «Богословский вестник» за XIX век. – Л.: ЛДА, 1954. – II, 176 c. (Машинопись). Шуста Владимир. Библиографический обзор трудов и статей, касающихся Священного Писания Ветхого Завета в академических журналах «Христианское чтение», «Богословский вестник», «Труды Киевской духовной академии», «Православный собеседник " за годы 1901–1910. – Л.: ЛДА, 1955. – 273 c. (Машинопись)

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/biblio...

485 Из «Панария» 21,1 (V. 1. Р. 239:12–238:5). Рус. пер., включающий данный фрагмент, см.: Библиографический указатель к ТСО 984. 486 Из «Панария» 30, 22 (V. 1. Р. 363:19–264:14). Рус. пер., включающий данный фрагмент, см.: Библиографический указатель к ТСО 993. 487 Из «Панария» 28, 2–3 (V. 1. Р. 315:5–11, 315:14–316:6). Рус. пер., включающий данный фрагмент, см.: Библиографический указатель к ТСО 991. 489 Непереведенный отрывок, изданный К. Холлом (см.: Но ll К. Epiphanius I. Ancoratus und Panarion. Leipzig, 1915. S. 162–168). 490 Древнерусский перевод: Великие Минеи Четии, собранные всероссий­ским митрополитом Макарием. Декабрь. Дни 25–31. Вып. 13. Тетрадь 2. М., 1912. 26 декабря. Стлб. 2368–2380 (в аппарате – уточнения и сопоставле­ния текстов по PG). 491 Необходимые сведения о коллекции текстов «Апостольские списки», включая дошедшие под именем Епифания, см. на рус. яз.: Виноградов Л. Ю. Апостольские списки//БТ 40. 2005. С. 128–147 (о списке Пс.-Епифания см. с. 135–136). 493 Хотя не входит в число подложных сочинений (согласно TLG), составля­ет с предшествующими сочинениями единое целое. 495 Рус. пер.: О святом Епифане, епископе Кипрском//Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Вечное, 1965 (пер. МДА, 1855). Репринт: ТСЛ, 1993. С. 57–59. 497 Текст приводится со значительными сокращениями, рус. пер. см. в переводе «О 12-ти камнях» (см.: Библиографический указатель к ТСО 1125– 1126). 500 Поскольку здесь упоминаются Несторий и Евтихий, не может быть при­писана Епифанию (примеч. CPG). 501 Перечни соч. (неполные): Beck 1959. S. 490–491; Bibliotheca Sanctorum. Vol. 9. Roma, 1967. P. 879–882. 502 Таблица составлена А. Г. Дунаевым при участии А. Г. Бондача. Соответствие номеров канонов в разных из­даниях указано ниже в специальных таблицах. Судя по сводке всех сведений, дошедших до нас о соборных деяниях Константинопольского патриархата и собранных в издании В. Грюмеля, в период патриаршества Никифора не было Соборов, которые принимали бы канонические правила. Этот факт заставляет некоторых ученых усомниться в под­линности канонических сочинений Никифора, см.: DSAM 11. Р. 185, 12. Однако нельзя вовсе исключить личного (т. е. без соборного признания при жизни) правового творчества патриарха. О правилах свт. Никифора в разных ру­кописях см.: PG 100, 13–15. До сих пор нет не только критического, но даже сводного издания правил Никифора. Попытка сопоставления разных изданий предпринята нами впервые.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

10. Голубцов С. А., протодиак. Московская духовная академия дореволюционного периода Т. 2: Ч. 2. Библиографический словарь сотрудников академии в 1814–1919 гг. М., 1987. 224 с. (Машинопись). 11. Голубцов С. А., протодиак. Московская духовная академия дореволюционного периода. Т. 2. Кафедры и личный состав академии. Ч. 3. Биобиблиографический словарь сотрудников академии в 1870–1900 гг. М., 1988. 334 с. (Машинопись). 12. Голубцов С.А. Московская духовная академия дореволюционного периода. Т. 2. Кафедры и личный состав академии. Ч. 4. Сотрудники академии в 1901–1919 гг. (краткий справочник, содержащий общие сведения, точные биографические даты и фотографии их) М., 1984. 208 с. (Машинопись). 13. Голубцов С. А., протодиак. Жизнь, деятельность и научные труды профессоров [академии начала XX в.]. Т. II. Ч. 5. 1-я кн. 1-я пол. А–В. М., 2002. 214, XIV с.; 1-я кн. 2-я пол. Г–Ил. 481, 6, IX с.; 2-я кн. Ио–Пок. 379, XVI с.; 3-я кн. Поп–Сп. 219, XIV с.; 4-я кн. Ст–Ш. 198, XII с. 14. Голубцов С. А., протодиак. Московская духовная академия дореволюционного периода. Т. 3. Научное наследие. Ч. 1. Библиографический указатель к трудам сотрудников академии в 1870–1900 гг. М., 1989. 214 с. (Машинопись). 15. Голубцов С. А., протодиак. Московская духовная академия дореволюционного периода. Т. 3. Научное наследие. Ч. 2. Библиографический указатель к трудам сотрудников академии в 1901–1919 годах. Кн. 1. Айвазов-Каптерев. М., 1984. 193 с. (Машинопись). 16. Голубцов С. А., протодиак. Московская духовная академия дореволюционного периода. Т. 3. Научное наследие. Ч. 2. Библиографический указатель к трудам сотрудников академии в 1901 –1919 годах. Кн. 2. Ключевский-Шостьин. М., 1984. 209 с. (Машинопись). 17. Григорьева И.Л., Салоников Я.В. Библиографический указатель публикаций отечественных учёных о братьях Лихудах (проект издания)//Лихудовские чтения: материалы науч. конф. «Вторые Лихудовские чтения». Великий Новгород, 24–26 мая 2004г./отв. ред. В.Л. Янин, Б.Л. Фонкич . Великий Новгород, 2009. С. 230–251.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

14. R. Roricht. Geschichte des Konigreichs Jerusalem; R. Roricht. Regesta Regni Hierosolymitani. – Византийский временник, т. VII, 1900, с. 152–155. 15. Н. Gelzer. Sextus Julius Africanus and die byzantinische Chronologie. – Византийский временник, т. VII, 1900, с. 726–732. 16. Библиографический обзор французской, итальянской, английской, испанской, португальской, голландской литературы. – Византийский временник, т. VII, 1900, с. 238–250, 536–571, 781–793. 17. E. Gerland. Das Archiv der Herzoge von Kandia. – Византийский сборник, т. Vlll, 1901, с. 143–152. 18. Al. vonMilingen. Byzantine Constantinople. – Византийский сборник, т. VIII, 1901, с. 568–572. 19. Библиографический обзор французской, итальянской, английской, голландской, шведской, финской, испанской литературы. – византийский временник, т. VIII, 1901, с. 250–267, 656–674. 20. Библиографический обзор французской, итальянской, английской, голландской, финской, испанской литературы. – Византийский временник, т. IX, 1902, с. 243–265. 21. Uber die Quellen der ersten vierzehn Bucher des Joannes Malalas. – Византийский временник, т. X, 1903, с. 194–203. 22. Н. Gelzer. Die Genesis der byzantinischen Themenverfassung. – Византийский временник, т. X, 1903, с. 194–203. 23. G. Schlumberger. L " Epopee byzantine a la fin du dixieme siecle, II. – Византийский временник, т. X, 1903, с. 532–535. 24. Библиографический обзор французской, итальянской, английской, голландской, шведской, португальской, немецкой литературы – Византийский временник, т. X, 1903, с. 239–265, 559– 182. 25. A. Heisenberg. Analecta. – Византийский временник, т. XI, 1004, с. 115–118. 26. К. Krumbacher. Romanos und Kyriakos. – Византийский временник, т. XI, 1904, с. 619–620. 27. Fr. Westberg. Die Fragmente des Toparcha Goticus. – Византийский временник, т. XI, 1904, с. 620–622. 28. Библиографический обзор: Россия и Западная Европа (теология, история, география). – Византийский временник, т. XI, 1904, с. 184–193, 229–245, 646–656, 675–685. 29. Б. А. Панченко. Крестьянская собственность в Византии. – Журнал Министерства народного просвещения, т. CCCLIX, 1905, с. 444–454.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Архив Пн О целях создания Методического совета по унификации библиографической деятельности библиотек Русской Православной Церкви 10 апреля 2013 г. 21:37 О целях создания Методического совета по унификации библиографической деятельности библиотек Русской Православной Церкви и об основных направлениях его работы рассказал помощник председателя Издательского Совета иеромонах Макарий (Комогоров). Методический совет это совещательный орган. Возглавляет его руководитель Синодальной библиотеки имени Святейшего Патриарха Алексия II протоиерей Борис Даниленко. В состав входят представители Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» , Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , Московской духовной академии , сотрудники светских библиотек (Всероссийской библиотеки имени Рудомино, Библиотеки имени Ушинского) и другие специалисты. С 2010 года существовал экспертный совет, деятельность которого курировал руководитель секретариата информационных технологий С.В. Буянов. Рассматривались вопросы создания единого классификатора православной литературы, внедрения современных информационных технологий. Сейчас задача Методического совета подготовить определенные документы, которые способствовали бы систематизации библиографической деятельности и развитию библиотечной сети Русской Православной Церкви. Проведено анкетирование, есть анализ проблем и вопросов, которые нужно решать. На основе этой работы должна быть подготовлена концепция развития библиотечной сети Русской Православной Церкви. Мы видим три основных блока вопросов, по которым будет подготовлен план работы на 2013 год. В первую очередь, это организационные вопросы. Планируется, что в течение года будут подготовлены и проведены три заседания и две конференции. В сентябре мы планируем провести первую конференцию для представителей православных библиотек Центрального федерального округа, чтобы вопросы унификации библиографической деятельности, методической работы обсудить с профессиональным сообществом и подготовиться к большой библиотечной конференции, которая должна пройти в рамках Международных Рождественских чтений. Там соберутся библиотекари не только из России, но и из ближнего зарубежья. Нам важно обсуждать вопросы развития библиотечной сети с профессиональным сообществом. На конференции планируется представить профессиональному сообществу сборник методических рекомендаций.

http://patriarchia.ru/db/text/2883643.ht...

1521 По жанру не гомилия, а догматический трактат. По мнению Барденхевера, следующий фрагмент 22) составляет с данным единое целое (примеч. CPG). 1523 Полный текст сохранился только на грузинском. Небольшой греческий отрывок из PG также не переведён. 1524 Г. Острогорский, вопреки мнению Ф. Долгера и Б. Хеммердингера, считает данный фрагмент подложным. 1525 Г. Острогорский, вопреки мнению Ф. Долгера и Б. Хеммердингера, считает данный фрагмент подложным. 1526 К. Холл без достаточных оснований считает данный фрагмент отрывком из Testamentum ad cives (CPG 3751) (примеч. CPG). Г. Острогорский, вопреки мнению Ф. Дёлгера и Б. Хеммердингера, считает данный фрагмент подложным. 1530 В частности, здесь содержатся пять отрывков из «Анкората» и «Панария», точно идентифицировать которые не удаётся. 1532 Строка из гл. 57,18 «Панария» (V. 3. Р. 432:8). Рус. пер., включающий данный фрагмент, см.: Библиографический указатель к ТСО 1109. 1533 Из «Панария» 21,1 (V. 1. Р. 239:12 – 238:5). Рус. пер., включающий данный фрагмент, см.: Библиографический указатель к ТСО 984. 1534 Из «Панария» 30, 22 (V. 1. Р. 363:19 – 264:14). Рус. пер., включающий данный фрагмент, см.: Библиографический указатель к ТСО 993. 1535 Из «Панария» 28, 2–3 (V. 1. Р. 315:5–11, 315:14 – 316:6). Рус. пер., включающий данный фрагмент, см.: Библиографический указатель к ТСО 991. 1537 Непереведенный отрывок, изданный К. Холлом (см.: Holl К. Epiphanius I. Ancoratus und Panarion. Leipzig, 1915. S. 162–168). 1538 Древнерусский перевод: Великие Минеи Четии, собранные всероссийским митрополитом Макарием. Декабрь. Дни 25–31. Вып. 13. Тетрадь 2. Μ., 1912. 26 декабря. Стлб. 2368–2380 (в аппарате – уточнения и сопоставления текстов по PG). 1539 Необходимые сведения о коллекции текстов «Апостольские списки», включая дошедшие под именем Епифания, см. на рус. яз.: Виноградов А. Ю. Апостольские списки//БТ 40. 2005. С. 128–147 (о списке Пс.-Епифания см. с. 135–136). 1541 Хотя не входит в число подложных сочинений (согласно TLG), составляет с предшествующими сочинениями единое целое.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010