См. Coguel, Origine des lois, des sciences et des arts; также Fleury Moeurs des Israelites.    В сочинении Виземана — Discours sur les rapports entre la science et la religion révélée, edit. Paris, 1813, представлено несколько частных сказаний о Египте из Пятикнижия, совершенно подтверждаемые и объясняемые этими открытиями. См. Introduct. analytique, pag. XXXII et Discours IX. pag. 342—344. А несравненно более таких подтверждений можно найти в книге: Commentaire géographique sur l’Exode et les Nombres, par Léon de Laborde Paris et Leipzig, 1811.    Известные три места из самого св. Писания (4 Цар. 22 и 23: 1 Мак. 1:56-57 и 3 Ездр. 14:21 и след.), обыкновенно приводимые противниками, отнюдь не могут быть доказательством потери Пятикнижия. Сн. с первым местом Парал. 34, 14; со вторым-1 Мак 3:48; 12. 9; с третьим -·1 Ездр. 7:6 и Дан. 9:2 и 11. Подробнее см. в Церковно-Библ. Ист. Просв. Филарета на стр. 562—563.    Некоторые из них мы видели при рассмотрении подлинности Пятикнижия (в § 110)    Philo apud Evseb. Praeparat. Evang. lib. VIII.    Это, в особенности, Вениамин Кенникот, который, после десятилетних трудов, посвящённых им на собрание манускриптов еврейской Библии во всех странах Европы (числом до 501) и на строгое сличение их, обнародовал между 1776 и 1780 г. пред учёным миром свои изумительные открытия, и ещё более — Пармский Профессор Иоанн Бернард Де Росси, с редким постоянством собравший и сличивший до 680-ти еврейских манускриптов, и издавший свои изыскания между 1784 и 1808 г.    Здесь нельзя не упомянуть и о недавнем изумительном открытии, подтверждающем рассматриваемую нами истину. Доктор Буханан привёз в Европу древнейший свиток, содержащий в себе большую часть Пятикнижия, которым пользовались Иудеи чёрного племени, живущие в Индии с незапамятных времён, и в течение многих уже веков не имевшие никаких сношений с Иудеями других стран света. По сличению этого списка с печатным Еврейским Пятикнижием лучшего издания, оказалось не более сорока разностей, из коих большая часть касаются одних букв, и ни одна не имеет ни малейшей важности. Discours sur les rapp. entre la science et la relig. révélée, par Nic. Wiseman, Paris. 1843, pag. 365.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕРНАРД ПАРМСКИЙ [лат. Bern(h)ardus Parmensis] (ок. 1060, Флоренция - 4.12.1133, Парма), св. католич. Церкви (пам. 4 дек.), еп. Пармы. Сохранились 2 редакции жития, созданные до 1193 г. в Парме (MGH. SS. T. 30. Pars 2. P. 1314-1327), согласно к-рому Б. П. происходил из знатного флорентийского рода дельи Уберти. Ок. 1080 г. он вступил в конгрегацию валломброзиан ордена бенедиктинцев и стал сначала монахом, а затем аббатом (ок. 1093) в мон-ре Сан-Сальви в Абруцци. В 1098 г. был избран верховным аббатом конгрегации, вскоре после этого возведен папой Урбаном II в кардиналы-пресвитеры ц. св. Хрисогона. Б. П. считается вторым основателем конгрегации валломброзиан, в результате проведенных им реформ конгрегация получила централизованную структуру и распространила свое влияние в Сев. Италии. Папа Пасхалий II назначил его легатом и папским викарием в Сев. Италии, где Б. П. в условиях конфликта между герм. императором и папством по вопросу об инвеституре епископов успешно выступал в качестве миротворца, был советником и духовным наставником маркграфини Матильды Тосканской и добился от нее подтверждения дарения ее обширных земельных владений папскому престолу (1102). Он активно способствовал проведению церковной реформы (см. ст. Григорианская реформа ) в городах Ломбардии и прежде всего в области Каносы. В 1106 г. Пасхалий II рукоположил его во епископа Пармского, при этом Б. П. сохранил за собой руководство конгрегацией и полномочия папского легата (до 1109). При нем Парма превратилась в центр церковного реформаторского движения в Ломбардии. Погребен в крипте кафедрального собора Пармы; в 1139 г. канонизирован своим преемником на Пармской кафедре еп. Ланфранком, почитается как покровитель города и валломброзской конгрегации. Реликвии, связанные с ним, находятся также в Валломброзе и Флоренции. Ист.: BHL, N 1246-1250, Suppl. 53. Лит.: Ercolani M. Santo Bernardo degli Uberti//Rivista storica benedettina. R., 1907. Vol. 2. P. 37-64; Bonnard F. Bernard (205)//DHGE. T. 8. Col. 718-721; Pelicelli N. Vita di Santo Bernardo degli Uberti. Parma, 1923; idem. I vescovi della chiesa Parmense. Parma, 1936. Vol. 1. P. 137-154; Del Monte G. Profilo spirituale di Santo Bernardo degli Uberti. R., 1939; Schumann R. Authority and the Commune, Parma 833-1133. Parma, 1973. P. 322-333. Е. В. Казбекова Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/78182.html

Папская комиссия при Иннокентии IV, рассмотрев (в 1254 г.) «Предисловие» Гергарда, признала его еретическим. Гергард был заключен в тюрьму, а Иоанн Пармский смещен: это, однако, лишь окружило ореолом мученичества идеи «Вечного Евангелия». Иоахимские идеи дали левому францисканству философско-исторический фундамент, на котором оно строило представление о своей миссии в настоящем и будущем. Впечатляющий успех нищенствующих орденов подкреплял их уверенность в наступлении новой монашеской эпохи. К левым францисканцам или «спиритуалам» примкнули многочисленные группы людей, оторвавшихся от Церкви, проникнутых сознанием своего превосходства над ней. Отсутствие отчетливой грани между «спиритуалами» и примыкавшими к ним последователями социально-еретических движений эпохи делало это направление особенно опасным в глазах Рима. Победу в ордене одержало при поддержке Рима среднее направление «конвентуалов», устранившее тенденции превращения францисканства в один из обычных орденов, и не страшившееся использовать папские привилегии для ослабления аскетического подвига, но в то же время принявшее необходимость более строгого соблюдения дисциплины для сохранения прочной связи с Церковью. К этому направлению принадлежит выдающийся мистик и богослов Бонавентура, генеральный министр и, как его иногда называют, «второй основатель ордена». При нем францисканский орден принял свою окончательную форму, искусно сочетавшую традиции св. Франциска с требованиями практической церковной жизни. Тексты 1 . Из жизнеописания святого Франциска. Среди прочего сказал ему блаженный Бернард: – Как лучше всего мог бы поступить тот, кто не захотел больше владеть тем, многим или малым, что получил он от своего господина? Блаженный Франциск отвечал, что он должен бы был отдавать это своему господину, от которого все получил. И господин Бернард сказал: – Брат, из любви к Господу Богу моему, давшему мне все мои земные блага, хочу я раздать их так, как тебе покажется лучше. Святой отвечал ему: – Завтра пойдем мы в Церковь и из книги Евангелия узнаем, как Христос наставил Своих учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

См. Introduct. analytique, pag. XXXII et Discours IX. pag. 342–344. А несравненно более таких подтверждений можно найти в книге: Commentaire géographique sur l’Exode et les Nombres, par Léon de Laborde Paris et Leipzig, 1811. 349 Это, в особенности, Вениамин Кенникот, который, после десятилетних трудов, посвящённых им на собрание манускриптов еврейской Библии во всех странах Европы (числом до 501) и на строгое сличение их, обнародовал между 1776 и 1780 г. пред учёным миром свои изумительные открытия, и ещё более – Пармский Профессор Иоанн Бернард Де Росси, с редким постоянством собравший и сличивший до 680-ти еврейских манускриптов, и издавший свои изыскания между 1784 и 1808 г. 350 Здесь нельзя не упомянуть и о недавнем изумительном открытии, подтверждающем рассматриваемую нами истину. Доктор Буханан привёз в Европу древнейший свиток, содержащий в себе большую часть Пятикнижия, которым пользовались Иудеи чёрного племени, живущие в Индии с незапамятных времён, и в течение многих уже веков не имевшие никаких сношений с Иудеями других стран света. По сличению этого списка с печатным Еврейским Пятикнижием лучшего издания, оказалось не более сорока разностей, из коих большая часть касаются одних букв, и ни одна не имеет ни малейшей важности. Discours sur les rapp. entre la science et la relig. révélée, par Nic. Wiseman, Paris. 1843, pag. 365. 351 Что такое канон священных книг, об этом будет сказано обстоятельно в своём месте (см. § 122). 352 Закон (Thôrâth) составляют именно пять книг Моисеевых: 1) Бытие, 2) Исход, 3) Левит, 4) Числа и 5) Второзаконие. 354 Агиографами (Kethubîm) называются книги: 14) Иова, 15) Руфь, 10) Псалмы, 17) Притчи, 18) Песнь песней, 19) Екклесиаст, 20) Даниила, 21) Плач Иеремии, 22) Ездры и Неемии, 23) 1 и 2 Паралипоменон, 24) Эсфирь. 363 Многочисленные примеры этой изумительной точности приводит Генгстенберг в сочинении: Die Authentie des Daniels, где он во всей обширности рассматривает этот важный предмет, ниспровергая хитрые возражения рационалистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

По аналогии с «Дигестами» Юстиниана «Liber Extra» завершают титулы, в к-рых содержится толкование терминов права и кратко сформулированы абстрактные принципы права. С появлением «Liber Extra» доминирующее значение в католич. К. п. получило декретальное право. Во вводной булле папа Григорий IX запрещал впредь создавать и использовать в ун-тах к.-л. др. своды декреталий без папского разрешения, однако канонисты продолжили собирать папские послания (litterae), изданные после 1234 г.; такие послания получили название «экстраваганты» (extravagantes, т. е. не вошедшие в состав «Liber Extra»), которое затем перешло и на последующие аутентичные своды декреталий. «Liber Extra» стал основным предметом изучения декреталистов. Наиболее значительными комментариями являются «Сумма на титулы декреталий» (Summa super titulis Decretalium; 1241-1243) кард. Готфрида Транийского, «Apparatus», или «Комментарии на пять книг декреталий» (Commentaria in quinque libros Decretalium; 1251-1254), папы Римского Иннокентия IV, «Summa aurea» (ок. 1253) и «Lectura» (1270/71) кард. Генриха (Энрико) Сузанского. Ординарной глоссой к «Liber Extra» был признан аппарат глосс Бернарда Пармского (Бернардо ди Ботоне), созданный в 1241-1266 гг. (известны 4 редакции). В 1-й пол. XIV в. он был дополнен комментариями болонского канониста Иоанна Андреа (Commentaria Novella in Decretales Gregorii noni; ок. 1338). С сер. XIII в. как добавления к «Liber Extra» создаются своды декреталий, получившие у канонистов название «Новеллы» (по аналогии с Новеллами имп. Юстиниана, являвшимися добавлениями к его Кодексу). Новеллы Римских пап Иннокентия IV (постановления I Лионского Собора (1245) и папские послания), Григория X (1274; в рукописях называются «Novissimae decretales» и состоят из постановлений II Лионского Собора (1274)), Николая III (1280) были созданы в Римской курии, обнародованы как офиц. папские декретальные сборники и разосланы в Болонский и Парижский ун-ты. Новеллы Римских пап Александра IV (1254-1261), Урбана IV (1261-1264), Климента IV (1265-1268) бытовали без офиц. одобрения Папского престола. На папские Новеллы также писались комментарии, ординарные глоссы были, вероятно, созданы только к 2 самым крупным сводам Новелл: в 1243-1256 гг. папский капеллан, субдиак. Бернард Компостельский Младший, прокомментировал Новеллы Иннокентия IV, в 1282 г. болонский декреталист Иоанн Гарсия - Новеллы Григория X.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

В-третьих, я должен с прискорбием отметить, что менее 20 лет назад, предыдущий герцог Бурбон Пармский, говоря дипломатическим языком, нелепо и скоропостижно скончался. Вы можете удивиться, но я могу уточнить обстоятельства: он погиб, будучи обезглавленным. Это малоизвестный факт, он мало распространяется и рассказывается, но тем не менее. Сейчас его сын - последний представитель династии.   Е.Никифоров: - Когда? Кто это сделал? В  наше время?! А. Артамонов: - Это происходило в конце 70-х, в наше время. 1979 год был на дворе. И он неким образом потерял голову, я выбираю очень тщательно обороты, на горнолыжном курорте, после очень, я бы сказал, известной в определенных кругах истории с ЦРУ. ЦРУшники тогда активно лезли во Францию, заводили в стране свои шашни. В отличие от сегодняшнего периода, Франция оставалась еще, независимой, просто в связи с тем, что со времен генерала де Голля, не была в военной части блока НАТО. И неким образом ФКД прознал о том, каким образом ЦРУ пытается влезть еще больше в интересы Франции. И герцог Бурбон Пармский выехал на переговоры. Естественно, все обстоятельства достаточно тайные, но, тем не менее, я думаю, что нет ничего тайного, что не становится явным. Подробности этого дела мне были сообщены секретарем Французской монархической партии. После окончания переговоров он отправился открывать горнолыжный курорт на границе с Канадой и ехал первым по лыжне. Каким-то загадочным образом поперек лыжни на уровне его шеи был натянут тонкий металлический трос, абсолютно невидимый для горнолыжника на скоростном спуске. Вопрос был замят. 2 миллиона долларов компенсации семье выплачено. Е.Никифоров: - Ну это же совершенно очевидно, что это был заговор! Очевидно, что такая смерть - обезглавливание носила и символический характер. Это все  далеко непросто. Чем они не угодили? А. Артамонов: - ФКД по-прежнему печется об интересах Франции, так как монархи не бывают бывшими. Мы любим говорить, что ни монархи, ни разведчики бывшими не бывают. Если человек действительно принадлежит к монархическому роду и  генетически является  плотью от плоти и кровью от крови миропомазанников Божиих, он всегда чувствует ответственность за страну. Мы можем, конечно, сейчас пуститься в пучины и дебри наследственного права, привести горы прецедентов о насильственной смене одной династии другой - и мой собрат по оружию сделает это лучше, чем я и менее косноязычно -  но в любом случае, Монарх – лицо, несущее ответственность за нацию, за народ.

http://radonezh.ru/text/efir-ot-03-02-20...

Эта притча во всей подробности и с ее символическим толкованием очень рано распространилась и на Востоке, и на Западе, в Истории о Варлааме и Иоасафе, которая принадлежала к самым популярным книгам в средние века, и была переводим на разные языки. Притча об единороге, пропасти, дереве и двух мышах (в гл. 12) относится к тем, которыми пустынник Варлаам украшал свои назидательные беседы с Индийским Царевичем Иоасафом. Людей, непрестанно пребывающих в телесных сластях – говорит Варлаам – а души свои оставляющих томиться голодом, я полагаю подобными человеку, который бежал, спасаясь от страшного единорога, и вдруг с разбегу упал в глубокую пропасть. Но, падая, ухватился он за дерево, ветвями спускающееся в пропасть, и на ветвях утвердил свои ноги. Взглянув вниз, увидел он – две мыши, одна белая, другая черная, непрестанно подгрызают корень того дерева; посмотрев на дно пропасти, увидел страшного змия, дышащего огнем и готового пожрать его. Взглянув на ветви, на которых он утвердил свои ноги, увидел от стены четыре головы Аспидовы, а от ветвей тех капало немного меда: и, забыв все грозящие ему опасности, он устремился ко сладости малого меда оного. Эту притчу Варлаамобъясняет своему ученику так: Единорог – смерть, гонящаяся за человеком; Пропасть – мир сей, исполненный всяческих зол и смертоносных сетей; Дерево, за которое ухватившись мы держимся – временная жизнь каждого человека: Мыши, белая и черная день и ночь. Четыре аспида – четыре стихии, из которых составлен человек. Огнеобразный иНеистовый Змий – утроба адская; Медвяные же капли – сладости мира сего, прельщаясь которою человек оставляет заботу о своем спасении. При полном согласии рельефа и миниатюр с этим текстом Истории о Варлааме и Иоасафе вообще, мы должны указать только на два уклонения в частностях: во-первых, и в рельефе, и в миниатюрах опущены четыре головы Аспидовы, и, во-вторых, капли меда искусный ваятель, соображаясь со средствами скульптуры, заменил более осязательным изображением улья. Чтобы оценить по достоинству статью профессора Пипера 137 и судить о важности принятого им метода в сравнительном объяснении памятников искусства западного с восточным, надобно знать, какое сбивчивое и ошибочное толкование Пармского рельефа было доселе в ходу между учеными Германии и распространялось даже в учебниках истории искусства. Так, например, в истории Ваяния Вильгельма Любке, изданной в 1863 г., вообще в книге очень дельной, читается следующее жалкое объяснение этого рельефа: «Полукружие содержит в себе изображение дерева с плодами, на котором спасся человек; потому что внизу крылатый змий пышет пламенем, а два зверя (не волки ли? – спрашивает Любке) подгрызают корень дерева… Если не ошибаюсь, здесь видно влияние Скандинавской мифологии, с намеками на Всемирное дерево Иггдразиль и на змия Нидгеггра, как и вообще схоластический состав таких символических изображений принадлежат более Северу, нежели Югу».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Рельеф, сходный по своему содержанию с миниатюрой Углицкой Псалтири 1485 г. (в Публ. библ. в С.-Петерб. Отд. 1, 5), находится в полукружии южного портала. Он изображает скоротечность человеческой жизни и суету мира сего в следующем виде. Посреди стоит дерево с плодами; корень дерева подгрызают две мыши; тут же извивается крылатый змий, извергая из пасти своей пламя. На ветвях дерева сидит безбородый юноша, протягивая левую руку к улью с медом. По обеим сторонам в кругах изображены по два раза День и Ночь в виде Аполлона и Дианы. Эти изображения, как объяснится ниже, служат дополнением к двум мышам, подгрызающим дерево. Тот же самый сюжет находит профессор Пипер на миниатюре Углицкой Псалтири, где он разделен на два момента. Сначала по полю бежит человек, спасаясь от единорога; потом, пригорюнившись, стоит на ветвях дерева, корень которого подгрызают две мыши, белая и черная. Внизу в пропасти змий зияет своей пастью. Подпись дереву: древо есть житие человече. Подпись около человека, стоящего на дереве: се есть подобие прелестей мира сего прельщающих. Подпись мышам: одной – День, другой – Ночь.Миниатюра эта соответствует 4-му стиху 143-го псалма. Человек суете уподобися: дние его яко сень преходят. Нет сомнения, что как эта миниатюра, так и все прочие в Углицкой Псалтири, по преданию идут от раннего византийского подлинника. Некоторые из них сличены уже мной с греческими миниатюрами Лобковской Псалтири. Византийский оригинал русского рисунка Древа жития человеческого Пипер указывает в одной греческой Псалтири 1066 г., из Студийского монастыря, ныне в Британском Музее. Эта миниатюра в греческой рукописи тоже при 4-м стиже 143 псалма, и так же изображает притчу в двух моментах: сначала человек спасается от единорога и потом находится на дереве, подгрызаемом двумя мышами. Главное отличие Пармского рельефа от миниатюр, русской и греческой, состоит в том, что в миниатюрах День и Ночь обозначаются белым и черным цветом мышей, а скульптура, не имея в своем распоряжении красок, должна была прибегнуть к пластическим средствам, которыми и дополнила мысль этой притчи, поместивши со стороны одной мыши олицетворение дня в фигуре Аполлона, а со стороны другой мыши олицетворение ночи в фигуре Дианы.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Летом 1566 г. союз «Компромисс» заключил соглашение с кальвинист. консисториями о совместных действиях. В авг. 1566 г. в Зап. Фландрии вспыхнуло Иконоборческое восстание. Оно началось 10 авг. 1566 г. с нападения на мон-рь св. Лаврентия (близ Стенворда, ныне во Франции). Вскоре движение охватило почти всю территорию Н., особенно активным оно было во Фландрии, в Брабанте, Голландии, Зеландии и Утрехте. Отряды кальвинистов нападали на католич. храмы и мон-ри, разбивали статуи святых и уничтожали иконы. К кон. 1566 г. в Н. было разгромлено ок. 5,5 тыс. церквей. Руководили движением кальвинист. консистории, а иногда и дворяне-кальвинисты, члены союза «Компромисс». Восставшие принуждали магистраты заключать соглашения с консисториями, согласно к-рым одновременно вводились свобода вероисповедания для кальвинистов и ограничения для католиков. Напуганная размахом иконоборческого движения Маргарита Пармская 23 авг. 1566 г. издала манифест, содержащий обещания упразднить инквизицию, смягчить законы против протестантов, допустить ограниченную свободу исповедания для кальвинистов, амнистировать дворян - участников восстания. Узнав о готовности наместницы пойти на уступки, часть консисторий призывала прекратить мятеж. Союз дворян, которым обещали амнистию, самораспустился, многие его участники заявили о лояльности к испан. королю. Расколотое и лишенное руководства Иконоборческое восстание было подавлено властями. Один город за другим возвращался в лоно католич. Церкви. В Антверпене и Валансьене восставшие сопротивлялись до весны 1567 г. После подавления движения Маргарита Пармская отказалась выполнять данные ею в манифесте обещания. В авг. 1567 г. в Н. во главе 18-тысячного войска прибыл новый наместник герц. Ф. Альба. Незадолго до его появления мн. оппозиционные деятели покинули страну. Вильгельм Оранский и его брат Людовик Нассауский не принесли клятву верности королю и отправились в герм. владения Нассау, где начали формировать наемную армию для вторжения в Н. Перед Альбой стояла задача искоренить ересь в стране и получить от Н. необходимые Испании деньги. Герцог учредил Совет по делу о мятежах, прозванный в народе кровавым советом, ограничил полномочия местных органов власти, запретил выезд из страны. Начались аресты, конфискация имущества и казни. 5 июня 1568 г. в Брюсселе были казнены лидеры дворянской оппозиции Эгмонт и Горн. Для пополнения испан. казны Альба ввел постоянный налог - алькабалу, по к-рому 10% с каждой торговой сделки отчислялось в королевскую казну. Для Н., торговой страны, где каждый товар проходил через множество посредников, такая налоговая политика была равносильна экономической катастрофе. Это привело к закрытию мн. мануфактур и лавок, банкротству банков, массовой безработице.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Постепенно вокруг Вильгельма Оранского, гр. Ламораля Эгмонта и Филиппа де Монморанси, гр. Горна, объединились оппозиционно настроенные аристократы. В 1562 г. сопротивление дворянской оппозиции решению о вмешательстве в войну между католиками и гугенотами во Франции позволило Н. сохранить нейтралитет в этом конфликте. В 1563 г. высшая нидерланд. аристократия потребовала отставки Гранвеля, затем 300 представителей низшей знати подали Маргарите Пармской прошение, добиваясь восстановления вольностей для страны, отмены или смягчения «плакатов» против еретиков. Под их давлением в марте 1564 г. король отозвал Гранвеля в Испанию. Не видя существенных изменений в политике испанских властей, оппозиционное нидерланд. дворянство в 1565 г. образовало союз «Компромисс» (или «Соглашение»), объединивший ок. 500 чел. Из-за скромной одежды, которую носили участники союза, при дворе наместницы их стали называть гёзами (франц.- нищие). В течение 1566 г. участники союза дважды обращались к Маргарите Пармской с требованиями восстановить вольности, созвать Генеральные штаты, смягчить преследования протестантов и освободить «узников веры», но удовлетворительного ответа не получили. Существенная часть населения Н. (гл. обр. в Голландии и Зеландии) к тому времени уже перешла в кальвинизм, хотя католиков по-прежнему оставалось большинство. Проповеди и собрания кальвинистов, ранее устраивавшиеся за стенами городов, теперь проходили открыто на городских площадях. Кальвинистские общины были самоуправляемыми; пастора, старейшин (пресвитеров) и совет (консисторию) выбирали из членов общины. На собраниях слушали проповеди, беседовали на темы повседневной жизни, следили за нравственностью членов общины. В 1561 г. в Дорнике (Турне), ориентируясь на Галликанское исповедание (1559) французских кальвинистов, валлонский проповедник Ги де Бре при содействии А. Саравиа и Г. Модеда (Модетуса), капеллана Вильгельма Оранского, составил вероучительный документ, получивший название Бельгийское исповедание . Копия этого документа была отправлена Филиппу II, чтобы показать, что кальвинисты не поддерживают анабаптистов и др. «бунтовщиков», отрицающих королевскую власть, и готовы подчиниться ей во всем, кроме вопросов веры. Ответа от Филиппа II не последовало. С 1562 г. кальвинист. общины в городах стали проводить местные синоды. В 1563 г. опубликован перевод Гейдельбергского катехизиса на нидерланд. язык. В 1566 г. в Антверпене состоялся тайный синод протестант. лидеров Н., на к-ром была предпринята попытка создания кальвинист. церковной структуры. Сопротивление протестантов католич. Церкви стало приобретать организованный характер.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010