Сети богословия Тема недели: Церковное книгоиздание и церковные библиотеки в современной России Статья Статья 22 августа 2008 Статья 30 августа 2008 Статья Статья Статья Статья Статья 10 сентября 2011 Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья 14 февраля 2023 Статья Статья 29 мая 2024 Новые материалы 1 января Свобода как эсхатологическая реальность Свободу неспроста называют самой тяжёлой ношей человечества. Однако в христианском мироощущении свобода приобретает совершенно новое измерение – эсхатологическое. Об этом – текст доклада Ольги Александровны Седаковой, который был представлен 1 декабря 2011 г. в Пармском университете в рамках конференции «Религия и политика». Статья Я начну со стихов, которые я люблю со школьных лет. Это стихотворение П. Элюара. Оно длинное, и я прочту из него только начальные и финальные строфы . На школьных моих тетрадях На липовой коре На зыбком песке на снеге Я имя твое пишу   На всех прочтенных страницах На всех пустых листах Камне крови бумаге и пепле Я имя твое пишу   На позолоченных рамах На винтовках солдат На королевской короне Я имя твое пишу   На джунглях и на пустыни На гнездах на кустах На каждом эхе детства Я имя твое пишу   …..   На вернувшемся здоровье На исчезнувшей беде На безоглядной надежде Я имя твое пишу   И силой этого слова Я вновь начинаю жить Рожденный чтоб знать тебя Чтобы тебя назвать   Свобода.   Это стихотворение написано в 1942 году в антифашистском подполье. Его краткое резюме: поэт пишет имя свободы на всей своей жизни и на всем, что он встречает в мире. При этом почти каждая конкретная вещь, которую он выбирает из этого «всего», поражает. Что происходит с этими вещами после того, как на них написано имя «свободы»? С «истиной наглядной», с «голым сиротством», с «каждым рукопожатьем»? Они становятся открытыми, они больше не заперты в собственной данности, у них есть другое, будущее. Тема свободы (в ее высоком регистре) непременно связана с будущим; несвобода (рабство, необходимость и т.п.) – с отсутствием будущего. И, тем самым, с отсутствием настоящего - в полном его смысле.

http://bogoslov.ru/article/2343428

В день своего избрания К. не подтвердил полномочий гос. секретаря кард. Луиджи Мария Торреджани, удовлетворив т. о. требование кардиналов «союза корон», т. к. его фигура вызывала неприятие королевских дворов Франции и Испании. Новым гос. секретарем К. назначил кард. Ладзаро Опицио Паллавичино, к-рый ранее был нунцием в Неаполитанском королевстве и в Испании, предопределив данным назначением направление политики Папского престола во время своего понтификата. Стремясь наладить испорченные при его предшественнике отношения с большинством католических стран Европы, 12 дек. 1769 г. К. выпустил 1-ю программную энциклику - «Cum summi apostolatus», в которой заявил о намерении достичь мира с властителями католич. держав ради обеспечения их поддержки в борьбе с распространением неверия. Впервые с нач. XIII в. К. отказался издавать ежегодную буллу Великого четверга «In coena Domini», где перечислялись тяжкие грехи, наказывавшиеся отлучением от Церкви, среди к-рых значительное место занимал перечень действий, ущемлявших интересы Папского престола и права Римского епископа как светского суверена. Публикация этой буллы, как правило, встречала недовольство монархов европ. государств, в ряде стран ее было запрещено обнародовать. К. не спешил с упразднением ордена иезуитов, чего ожидали от Папского престола франц. и испан. Бурбоны, ссылаясь на необходимость всесторонней подготовки данного решения и стремясь наладить личную связь с монархами, чтобы достичь наиболее выгодных для католич. Церкви условий. Так, в июне 1769 г. К. удалось добиться от испан. кор. Карла III приостановления действия Прагматической санкции, возобновленной в июне 1768 г. и предписывавшей обязательное королевское визирование документов Папского престола, без к-рого они не могли быть обнародованы в испан. владениях (право regium exequatur). В 1770 г. была открыта нунциатура в Турине, что позволило восстановить дипломатические связи Папского престола с Сардинским королевством. Отношения с герц-ством Парма и Пьяченца, испорченные при папе Клименте XIII, были нормализованы после того, как пармский герц. Фердинанд I в 1771 г. отправил в отставку сторонника идей Просвещения премьер-министра Г. дю Тийо, проводившего антиклерикальную политику и ратовавшего за роспуск ордена иезуитов.

http://pravenc.ru/text/1841407.html

Росту популярности миноритов в обществе способствовало решение И. П. о предоставлении жертвователям ордена права быть похороненными на францисканских кладбищах (5 апр. 1250 привилегия подтверждена буллой Иннокентия IV «Cum tamquam veri»). Стремясь сгладить противоречия между итал. и заальпийскими провинциями ордена, И. П. ввел правило, согласно к-рому генеральные капитулы должны были проводиться попеременно в Италии и за ее пределами. В 1250 г. минориты получили от Иннокентия IV привилегию, позволяющую министрам орденских провинций преследовать и помещать в тюрьму самовольно покинувших орден братьев, даже если они к тому времени вступили в др. конгрегации. Также И. П. добился права обращаться к светским властям за помощью в поимке отступников и не замедлил им воспользоваться: вскоре после посещения им Англии король Генрих III приказал схватить всех известных беглых францисканцев. И. П. интересовался учением Иоахима Флорского († 1202). Из-за сочувствия иоахимизму И. П. приписывалось авторство соч. «Liber introductorius in Evangelium aeternum» (Введение в Вечное Евангелие), в действительности созданного в 1254 г. францисканцем Герардо из Борго-Сан-Доннино и осужденного папской комиссией в Ананьи в 1255 г. (см. «Евангелие вечное» ). В 1257 г. под давлением папы Александра IV И. П. был вынужден оставить пост генерала ордена. Капитул, собравшийся в Риме, 2 февр. 1257 г. избрал новым генералом Бонавентуру (его кандидатура была предложена И. П.). В 1262 г. в Читта-делла-Пьеве по инициативе Бонавентуры был начат процесс против И. П., к-рого обвиняли в приверженности иоахимизму. Бывш. генерала францисканцев приговорили к пожизненному заключению; от наказания его спасло вмешательство кардинала-протектора ордена Оттобоно Фиески (впосл. папа Адриан V ), к-рый настоял на том, чтобы И. П. разрешили удалиться в Греччо. В 1288/89 г. И. П. вновь совершил путешествие в Византийскую империю как миссионер и легат папы Александра IV . И. П. внес вклад в развитие францисканской литургии, способствовав созданию «Ordinationes Divini Officii» (Чины Божественной Литургии, также «Ceremoniale Ordinis Minorum vetustissimum»). Чины были утверждены на генеральном капитуле в Риме в 1257 г.

http://pravenc.ru/text/471427.html

По молоку-сметане-творогу справимся сами, и белорусы помогут. По обычным и плавленым сырам тоже. Где будет проблема? С деликатесным ассортиментом. Меня давно уже поражало: поляки, немцы, скандинавы наловчились делать сыры с белой и голубой плесенью. Поляки с прибалтами делают твердые выдержанные сыры, по типу швейцарских. А у наших? У наших чего-то руки не доходили. Я бы отмерил полгода, когда у нас появится свой камамбер и горгонцола. Так не бывает, чтобы ноль конкуренции, готовый спрос и производитель не ответил бы предложением. Думаю, все кинутся лепить камамбер, как давно уже кинулись делать моцареллу. Спаса скоро не будет от этого камамберу. Будем выбирать, какой лучше. Мясо Аргентина с Бразилией завалят нас мясом и недостающей птицей. Сомневаться не приходится. Также как, и в том, что шанса нашим производителям нарастить свои собственные обороты эта южно-американская экспансия не даст никакого. И государство не станет препятствовать – побоится дефицита. А вот хамон и пармскую ветчину будем есть при посещении Италии и Испании. Между прочим, еще лет 5-7 назад так и было. И ничего, жили как-то. Зато и гастрономические развлечения в заграничных поездках отдавали тогда, помнится, особой свежестью. Вот, примерно, и все. Еще раз. Будут сбои и перебои. Оптовикам нужно время найти новых поставщиков, заключить договора, привезти продукцию. Производителям тоже нужно раскачаться, чтобы наладить новое производство или переориентировать старое. Но ничего страшного не произойдет. Мир большой. И, судя по всему, не Европа с Америкой его кормят, а, скорее, наоборот. В мире перепроизводство продовольствия. И Африка не потому голодает, что его (продовольствия) нет, а потому, что у Африки денег нет купить его в нужном количестве. И пока на дворе нефть по 105 за баррель, очередь из желающих продать нам еды не иссякнет. Потому что у нас деньги есть. Впрочем, если нефть вдруг упадет, и деньги у нас кончатся, то и старушка Европа вряд ли бы в их отсутствии стала бы подкармливать нас своим камамбером.

http://pravmir.ru/pro-edu/

С 1723 года видим постоянное русское посольство в Испании. Отправленный в Мадрид в звании советника посольства камер-юнкер князь Сергей Дмитриевич Голицын получил инструкцию смотреть на все поступки испанского двора, воинские приготовления, вооружение флота; разведывать, в какой дружбе и обязательствах король испанский находится с другими державами, особенно с Францией, и не намерен ли начать войну в Италии с цесарем или с Англиею для получения от нее Гибралтара и Порт-Магона; приятна ли присылка его, Голицына, ко двору испанскому, и в конфиденции объявить министрам испанским склонность императора к установлению доброго купечества между Россиею и Испаниею, чтобы получать товары из первых рук. Отвечая на эти пункты, Голицын доносил, что испанская армия, простирающаяся от 40 до 50000 человек, находится в самом жалком положении, жалованье офицерам не выплачивается; флот в таком же состоянии: искусных офицеров и матросов почти нет, кораблей строится очень мало, в мореплавании испанцы не имеют никакого искусства, а иностранцам, которые у них в великой ненависти, высшего начальства не поручают; материалы для строения, оснащения и вооружения кораблей получают с севера, хотя Испания все это имеет в изобилии и могла бы снабжать и другие государства; нет в этих делах искусных людей, нет порядочного адмиралтейства и арсенала. Поэтому Испания не в состоянии ничего начать, ибо не только действовать наступательно, и себя защищать не может от набега африканцев, следовательно, никакой надежды на Испанию иметь нельзя. Купечество национальное в Испании бедное и в торговом деле неискусное; мануфактур никаких нет. В то время, когда князь Голицын сообщал из Мадрида такие печальные известия о состоянии Испании, в России патер Арчелли, поверенный герцога пармского, вел переговоры о браке испанского инфанта Фердинанда и малолетней дочери Петра цесаревне Наталии; но дело не повело ни к каким результатам. Читать далее Источник: История России с древнейших времен/соч. Сергея Соловьева : В 29 т. - Изд. 5-е. - Москва : Унив. тип. (Катков и К°), 1874-1889. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Борясь с инакомыслием, правительство ужесточало законодательство против еретиков. 25 сент. 1550 г. был издан «плакат», получивший название «Кровавый указ». В нем запрещалось чтение, хранение и распространение произведений Лютера, Кальвина и др. протестант. идеологов, а также чтение и толкование Библии в домашнем кругу. Уличенные в ереси или в оказании помощи еретикам подвергались смертной казни: мужчины - сожжению, женщины - погребению заживо. Судьям не разрешалось смягчать наказание или подавать прошения о помиловании. Доносчикам на еретиков передавалось имущество осужденных. Всего в период правления Карла V в Н. было казнено ок. 2 тыс. чел., в основном анабаптистов. К лютеранам и умеренным кальвинистам власти относились более терпимо. После заключения Аугсбургского религиозного мира , к-рое означало правовое и институциональное признание протестантизма на территории Свящ. Римской империи, 25 окт. 1555 г. Карл V передал 17 нидерланд. провинций своему сыну принцу Филиппу, ставшему в 1556 г. королем Испании Филиппом II (до 1598). Новый правитель считал Испанию важнейшей частью своего гос-ва и в политике руководствовался прежде всего интересами дворянства. Богатые торгово-промышленные города Н. служили ему источником доходов для военных действий против Англии и Франции. В начале правления Филипп II стремился не ссориться с нидерланд. знатью. Виднейшие ее представители были приглашены к участию в Государственном совете и назначены статхаудерами в провинциях. В 1559 г. молодой дворянин Вильгельм Оранский (1533-1584) из династии Оранских-Нассау стал статхаудером провинций Голландия, Зеландия и Утрехт, гр. Ламораль Эгмонт (1522-1568) - статхаудером Фландрии. Но именно среди представителей местного дворянства раньше всего возникло недовольство политикой Филиппа II. В 1559 г. король, нуждаясь в значительных субсидиях, приказал созвать Генеральные штаты. В ответ на требование короля нидерланд. знать потребовала вывести из страны испан. войска, вернуть самоуправление на местах и отменить инквизицию. Филипп II не дал никаких обещаний и, покидая страну, оставил наместницей в Н. свою сводную сестру Маргариту Пармскую, а ее главным советником - бургундского аристократа и гос. деятеля на испан. службе, епископа Арраса (с 1540) А. П. де Гранвеля (Гранвелу).

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Генрих, в последние дни выпускавший из города всех, желавших укрыться в иных местах, снял осаду, собрал свое войско и выступил навстречу Герцогу Пармскому, чтобы сразиться с ним, но последний уклонился от битвы. Обе армии простояли семь дней одна против другой. Между тем, Генрих отправил отряд для захвата предместья св. Иакова; но иезуиты, имевшие в этом квартале коллегию, караулили стены, подняли тревогу и убили трех роялистов, уже взобравшихся на стену. Генрих, не имея возможности вести продолжительную кампанию с армией, которой не мог платить жалованья, разделил свои войска на отряды и разослал их в разные места: в Турень, Нормандию, Шампань, Бургонь и некоторые укрепленные пункты близ Парижа. Майен, не находя на пути своем врагов, вошел в Париж вместе с испанцами. «Парижане не проявили особенной радости и переглядывались между собою, скорее, с грустью, чем с радостью, все еще страдая от голода и думая больше об испытанных мучениях, чем о счастливой будущности». За несколько дней до вступления Майена в Париж, пришла весть о смерти Сикста V, скончавшегося 28 августа. Перед смертью папа этот переменил взгляд на дела Франции; сражение под Иври особенно открыло ему глаза. Получив о нем известие, папа позвал Люксембурга и с любопытством расспросил его о характере короля. Посол воспользовался случаем и горячо заговорил о великодушии, милосердии и человеколюбии Генриха. Папа долго слушал и, наконец, произнес: «Если он таков, то я раскаиваюсь, что отлучил его от Церкви; впрочем, он уже был отлучен, когда я издал свою буллу». Люксембург привез с собою в Рим Гуго де Лестра, человека очень хорошо владевшего латинским языком и весьма сведущего в государственных делах. Выслушав однажды его речь о французских делах, Сикст остался ею так доволен, что пожелал послушать его еще раз, но при полной консистории. Оливарец, испанский посол при римском дворе, агенты Лиги и, в особенности, кардинал Пельвэ всеми силами противились этой торжественной аудиенции; но у Сикста была железная воля, и им пришлось выслушать речь Гуго де Лестра.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Терзаемая подсознательною тёмной мукою собственной неполноценности, Валерия Новодворская (фигура маргинальная, отчасти пародийная, но всё же обозначившая некую «точку зрения», для кого-то близкую) банальное самоутверждение пытается реализовать банальнейшим же способом: нигилистическим отрицанием общепринятых ценностей. При этом она мыслит категориями, которые ещё Базаров называл противоположным общим местом . То есть: все говорят белое, я буду — чёрное. Этот метод используется многими: отрицать, не давая взамен ничего, по сути, нового, своего, приятно и не требует особых усилий. «Мне показалось, что в лицо мне дышит депрессивная русская литература, наша болотная великая классика (и чем величественней, тем болотней), и эта концентрация из Чехова, Достоевского, Горького, Короленко нисколько не выветрилась за столетие, она сохранилась в народном, интеллигентском сосуде и до сих пор действует как смертельный, парализующий яд» , — так ничтоже сумняся вещает Новодворская, даже не догадываясь по собственному невежеству, что соединять в одном ряду Достоевского и Горького — просто признак дурного вкуса. Абрам Терц Абрам В некоторых изданиях мелькнуло осуждение тем, кто именует Андрея Донатовича Синявского Абрамом Терцем: тут-де нечто нечистое, явный антисемитизм. Обвинение несправедливое, явно провокационное. Автора «Прогулок с Пушкиным» должно называть Абрамом Терцем по той же причине, по какой автора «Песни о Буревестнике» — Максимом Горьким, «Пармской обители» — Стендалем… Сами они себя так назвали. в ёрнических потугах произведший «Прогулки с Пушкиным» (равно как и иные неумности), явил истинную хлестаковщину: мы, мол, с Пушкиным на дружеской ноге, и вместе прогуливаемся. И даже на тонких эротических ножках оба скачем. Деятельность А. Д. Синявского и его супруги М. В. Розановой, откровенно направленная против важнейших ценностей и понятий, выработанных русской культурой, литературой в частности, проявила себя во многих публичных выступлениях. Возьмём на выбор одно из них, совместное интервью «Должен ли поэт давать советы царю…», опубликованное 9 января 1991 года в «Комсоольской правде». За суждениями о Пушкине и о русской литературе здесь обнаружили себя сущностно важные проблемы, положения своего рода идеологии, какая с примечательной целеустремлённостью вкореняется ныне в сознание русского человека деятелями либерального толка. В случае же с Терцем взгляды популярного толкователя поэзии Пушкина как бы укреплены и дополнительно обеспечены тем, что за свои убеждения Терц пострадал, и пострадал несправедливо. Для многих это причина бездумного ему доверия.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

Его величественный образ, вылитый из бронзы, вдохновит русскую армию на новые победы, на те победы, к которым она всегда шла уверенно и неудержимо за достойными и истинными вождями. Воздвигаемый монумент будет напоминать всей России об ее великом призвании в судьбе славянских государств и о святом деле, ею самоотверженно исполненном. ПРИЛОЖЕНИЕ Его Императорское Высочество Великий Князь Николай Николаевич Старший, как значится в Его послужном списке, к концу жизни имел следующие звания и знаки отличия: Генерал-Фельдмаршал, Генерал-Адъютант, Генерал-Инспектор по Инженерной части и Кавалерии; Почетный Член Николаевской академии Генерального штаба; Член Государственного Совета и Александровского Комитета о раненых; Почетный Президент Николаевской инженерной академии, Обществ: Московского скакового, Казанского экономического, Моршанского охотников конского бега и Донских частных коннозаводчиков; Почетный Член: Императорских: Русского географического общества, Медико-хирургической академии, С.-Петербургского университета, Академии наук, Михайловской артиллерийской академии, Обществ: Вольно-Экономического, Российского любителей садоводства, Берлинского - акклиматизации животных и растений, Горыгорецкого земледельческого института и Пармской академии наук, Обществ: Попечения о раненых и больных воинах, Императорского Московского сельского хозяйства, Парижского - Покровительства животным, Тамбовского и Козловского охотников конского рысистого бега, Московского охотников конского бега; Член и Попечитель Николаевского училища в Великокняжеской станице войска Донского; Покровитель Обществ: Российского - садоводства, Московского - акклиматизации животных и растений, Московского - Филармонического, Эстляндского - садоводства, Российского - покровительства животным, Сибирского - сельского хозяйства, Данковского - любителей скотоводства, Смоленского - сельского хозяйства, Рязанского - сельского хозяйства, Рижского - покровительства животным, Донского - коннозаводства, Московского - улучшения скотоводства в России, Тамбовского - сельских хозяев и Общества сельского хозяйства юго-восточной России;

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/16/...

Началом Нидерландской революции и т. н. освободительной войны (1566-1648), вызванных комплексом политических, социальных и религ. факторов и принявших форму конфессионального противостояния между католиками и протестантами, стало «иконоборческое» восстание. В авг. 1566 г. вооруженные отряды начали погромы церквей, уничтожение икон, статуй святых и проч. предметов католич. культа в окрестностях Хондсхота, Армантьера, Кессела. За неск. дней восстание, направленное против католич. Церкви, главной опоры испан. властей, распространилось на 12 из 17 провинций страны. Ок. 5500 храмов и мон-рей подверглись опустошительным погромам. В ряде мест повстанцы уничтожили церковные и монастырские поземельные грамоты, закладные и долговые расписки, разгоняли монахов и избивали священников. Наиболее острые формы это противостояние приобрело на севере, в голл. землях, Б. хотя и участвовала на первом этапе в освободительной войне, но сохранила верность католич. Церкви. Восстанием руководили обычно кальвинист. консистории, а иногда - отдельные дворяне-кальвинисты. 23 авг. 1566 г. Маргарита Пармская, наместница кор. Филиппа II, вынуждена была заявить о смягчении деятельности инквизиции, допущении кальвинист. проповедей там, где они уже проводились ранее. Окончательно решить все эти вопросы должен был король. Филипп II в 1567 г. послал в Нидерланды карательную армию во главе с герц. Альбой, чтобы подавить выступления своих противников, на севере вспыхнуло восстание оппозиционного дворянства, возглавляемого принцем Вильгельмом Оранским, объявившим себя протектором сев. провинций. Юж. провинции капитулировали и остались верными испан. короне и католич. Церкви. 8 нояб. 1576 г. в Генте Генеральные штаты всех 17 провинций обнародовали т. н. «Гентское умиротворение», соглашение о союзе между Голландией, Зеландией, др. сев. провинциями, выступившими против власти испанцев еще в 1572 г., и юж. землями, к-рые также участвовали в освободительной борьбе, но не собирались отказываться от католич. веры. Одним из пунктов договора была отмена «плакатов» против еретиков и освобождение арестованных на их основании лиц. Религ. культу гарантировалась свобода в том виде, какой существовал в каждом городе до созыва Генеральных штатов, что означало взаимную терпимость католиков и протестантов.

http://pravenc.ru/text/77978.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010