1. Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев. 2. Благословен Господь Бог Израилев от века и до века буди, буди. 15. 12. Преподобнаго и богоноснаго отца нашего Трифона Печерскаго, просветителя лопарей Величание Ублажаем тя, преподобне отче Трифоне, и чтим равноапостольные труды твои, имиже в северных концах Русския земли трудился еси во благовестии Христове. Псалом 1. Преподобнии Твои славу Царствия Твоего рекут и силу Твою возглаголют. 2. Се удалихся бегая и водворихся в пустыни. 1. Услыши нас, Боже, Спасителю наш, упование всех концев земли. 2. Север и море Ты создал еси. 1. Воцарися Бог над языки. 2. Возвестите во языцех славу Его, во всех людех чудеса Его. 1. Видех неразумевающих и истаях. 2. Провещает язык мой словеса Твоя. 1. Страху Господню научу вас. 2. Научу беззаконных путям Твоим. 1. Господь не оставит преподобных Своих, вовек сохранятся. 2. Пойте Господеви преподобнии Его, и им поведайте память святыни Его. 1. Хранит Господь души преподобных Своих. 2. Слава сия будет всем преподобным Его. 19. 12. Гражданское новолетие Там, где в день гражданскаго новолетия совершается праздничная церковная служба, на полиелейной утрени могут быть исполнены в уставном порядке нижеследующее величание и псалом избранный. Величание Величаем Тя, Живодавче Христе, на земли во плоти явльшагося проповедати времена Господни благоприятныя. Псалом 1. Благословиши венец лета благости Твоея. 2. О Бозе похвалимся весь день, и о имени Твоем исповемыся вовеки. 1. Возвеселимся о Нем, владычествующем силою Своею веком. 2. Будет имя Его благословенно вовеки. 1. Прежде солнца пребывает имя Его. 2. В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела рук Твоих суть небеса. 1. Та погибнут, Ты же пребываеши, и лета Твоя не оскудеют. 2. Тысяща лет пред очами Твоими, Господи, яко день вчерашний, иже мимо иде. 1. Царство Твое – Царство всех веков. 2. Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний. 1. На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое в век и в век века. 2. Восхвалю Господа в жизни моей, пою Богу моему, Дóндеже есмь.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

255 На всенощном бдении поминовение святых по именам, помимо совершаемой в притворе литии, бывает еще и после Евангелия, на второй раз возглашаемом литийном прошении «Спаси Боже люди Твоя». Но где помнят отеческое правило о мере во всем, где не только знают букву устава, но понимают дух его, там после двукратного перечисления на литии имен многих святых, на «Спаси Боже» после Евангелия возглашение имен святых сокращают до минимума, ограничиваясь присоединением к общим формулам имен лишь празднуемых и храмовых святых. 257 «Все водимые Духом Божиим суть сыны Божий, потому что мы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, которым взываем: Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божий. А если дети, то и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу» ( Рим. 8, 14–17 ). Соответственно сим и приведенным в предшествующем примечании словам святого апостола Православная Церковь заповедует своим сынам во все воскресные дни и в великие Господские праздники во время молитвы, как на общественном богослужении, так и на домашнем, келейном правиле, совсем не преклонять своих колен, ибо коленопреклонение знаменует рабское состояние и наше падение. В воскресные же дни и в великие праздники мы славим Господа за наше спасение и, как бы забывая о грехе, отчудившем нас от Бога, с сыновним дерзновением, стоя прямо, открытым лицом взирая на Него, вопием: «Авва, Отче!» Узаконение об отмене коленопреклонений в воскресные дни восходит к глубокой, первохристианской древности. Уже 1-й Вселенский Собор 20-м правилом своим постановляет: «Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, УГОДНО СВЯТОМУ СОБОРУ да стояще приносят молитвы Богу». И 6-й Вселенский Собор, 90-м правилом своим подтверждая отмену коленопреклонении в воскресные дни, провозглашает: От БОГОНОСНЫХ ОТЕЦ НАШИХ КАНОНИЧЕСКИ ПРЕДАНО не преклоняти колен во дни воскресные ради чести Воскресения Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

А ведь вкусить блага Царства Небесного, почувствовать, что такое радость Воскресения, почувствовать, что дает Христос людям, которые ищут Его, может человек только в ту меру, в какой он причастен к страданиям Христа. Поэтому пережившие концлагеря в 20–40е годы говорили, что они каждый день чувствовали присутствие Христа, видели множество святых, лежавших на нарах. Они видели это, потому что благодатью Божией это им было открыто. Например, в книге об отце Арсении об этом пишется, в житии епископа Афанасия (Сахарова) описывается, в житиях Соловецких мучеников. Упование – начало спасения Назвать Бога Отцом можно только во Христе Разделявшие Крест Христов разделяли и необыкновенные плоды и радость Воскресения. Все это взаимосвязано. Вот что говорит пророк Исаия: «И узрит всякая плоть спасение Божье». Слава Господня явится, и она теснейшим образом связана с Крещением Христа в водах Иордана. Как сказано у апостола: «Перед именем Христовым преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних». Все признают, что Он есть истинный Бог. Все ему поклонятся. Но для кого-то это будет поклонение подневольное, со скрежетом зубов – вопрос не в том, признает ли человек бытие Бога, ведь сказано же у апостола Иакова: «И бесы веруют и трепещут», но им сознание присутствия Бога радости не приносит; и люди однажды увидят, что Бог есть действительно Спаситель, Он спасает всех людей, – но только для тех, кто возлюбил Христа, явление Его во славе будет радостью. А для тех, кто не возлюбил Христа, а возлюбили тьму, грех, самих себя больше, чем Христа, для них это явление будет мучительным, ведь они не любят Того, Кто станет их Богом, станет Светом, наставляющим всякого человека, они будут от Него закрываться. Спасение Божие будет явлено всякой плоти, но это не означает, что нет вечных мучений. Ключ к вечным мучениям, как и ключ к Царству Небесному, внутри каждого человека. Все зависит от того, как он относится к Христу, Который возлюбил его до смерти крестной. И последний отрывок, который сегодня мне хотелось бы просто прочитать – очень часто, не сумев осилить Книгу пророка Исаии, люди не знают об этом проникновенном пророчестве. Оно утешает, вдохновляет и помогает открыть бездны премудрости Божией в отношении народов и каждого человека. Это глава 63–64, маленький отрывок. Пророк Исаия говорит: «Призри с небес и посмотри из жилища святыни Твоей и славы Твоей: где ревность Твоя и могущество Твое? Благоутробие Твое и милости Твои ко мне удержаны.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet?fu...

Апостол и Евангелие праздника или святых всегда находятся в связи с соответствующими песнопениями, в частности, с тропарями и кондаками. Поэтому Уставом не допускается чтение на Литургии особых Апостола и Евангелия, не имеющих никакого отношения к службе данного дня и к бывшим на вечерне, утрени и Литургии тропарям и кондакам. Ни для каких особых поминовений, ни для каких «заупокойных» и «заказных» Литургий Устав не предусматривает возможности произвольного прибавления заупокойных молитвословий. Впрочем, прибавление этих молитвословий не является тем решающим фактором, который делает Литургию заупокойной. Вот что говорит об этом епископ Афанасий (Сахаров) : «Литургия становится заупокойной не от пения на ней заупокойных тропаря и кондака, не от чтения заупокойных Апостола и Евангелия, не от возглашения заупокойной ектении. Литургия бывает заупокойной тогда, когда она соединяется с молитвенным трудом священнослужителей и мирян, подъятым ради усопших и по любви к ним, когда она сопровождается милостыней, творимой в память поминаемых. Понимаемая так заупокойная Литургия может быть и в великие праздники, и в первый день Пасхи, хотя ничего заупокойного на ней не будет возглашено». Здесь стоит отметить стремление некоторых верующих к тому, чтобы поминание «их» усопших совершалось отдельно от всех других, либо на особой ектенье на Литургии, либо на отдельной панихиде. Происходит это из-за непонимания цели заупокойного богослужения, которая состоит в облегчении участи умерших посредством живой общей молитвы о нем к Богу. Об этом недвусмысленно свидетельствует Евангелие: Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф.18; 19 ). Как для живых особенно сильны и действенны общие молитвы, так и для усопших особенно полезно, когда имена их поминают не каждое в отдельности, а вместе с другими братьями во Христе. Таким образом, совместное поминовение усопших только усиливает всякую вообще молитву о них. Кроме того, если среди поминаемых есть уже угодившие Богу, но неведомые миру праведники, то своим предстательством ко Господу они усилят молитвы живых о поминаемых вместе с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Апостолы называли Христа Учителем и Пророком, Который «был силен делом и словом пред Богом и всеми людьми». Ап. Иоанн Богослов говорил о Нем: «Он дал свет и разум да познаем Бога Истиннаго». Сам Христос говорил о Себе: «Аз есмь Путь, Истина и Жизнь», «Аз есмь Свет миру». Христос учил как власть имеющий. О Нем говорили: «Николиже так говорил человек, яко же Сей Человек». Христос указал путь спасения, научил людей истинному боговедению. Еще в Ветхом Завете Он именуется Великим Пророком, а в Новом «Светом Истинным, Иже просвещает всякого человека, грядущаго в мир». В Ветхом Завете было предсказано, что «вся земля наполнится ведения Божия». Господь приводит ветхозаветное пророчество, применяя его к Себе: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» Господь говорил: «Я для того родился, чтобы свидетельствовать Истину». Он Сам является Истиной с большой буквы. Он принес нам истинное боговедение во всей полноте и чистоте, о спасение через покаяние и веру, о вечной жизни. Он начинал свою проповедь не со слов «рече Господь», как это делали ветхозаветные пророки, а: «Аминь, аминь, глаголю вам». Он свидетельствовал о Себе, что пришел «взыскать и спасти погибшаго». В Евангелии о Нем сказано: «Той спасет людей Своих от грех их». Христос пришел не разорить, а исполнить Закон, Он – конец Закона, теперь уже Новый Завет, который предсказывал пророк Исаия. Мы оправдываемся без дел Закона обрядового – его отменил Апостольский Собор, о котором повествуется в книге Деяний. Новый Завет дан для всех людей, а не только для одного богоизбранного народа, как Ветхий. Евангелие нам свидетельствует о Боге, как духовном существе, о том, что Он Един, но троичен в Лицах, о том, что Он, прежде всего, Отец. В Евангелии определенно, а не как раньше, прикровенно, говорится о безсмертии души, о любви к врагам. Ветхий Завет не потерял своего значения – он отменен лишь в той области, где он являлся несовершенным, временным и преходящим. Христос принес, возвестил полноту Истины: «Вся, яже слышах от Отца, сказах вам». И апостолы «возвестили всю волю Божию» и потому «никто не может положить другого основания, кроме положеннаго». Пророк Иеремия говорил: «Грядет день, в который Я возвещу Израилю Новый Завет». Как Первосвященник Христос восстановил союз рода человеческого с Богом, искупил нас от греха, проклятия и смерти. Св. Афанасий Великий говорил: «Слово воплотилось, чтобы мы обожились».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/25/gr...

Бог – наша цель. Когда у нас всё в порядке и есть множество благ, надо благодарить Бога за то, что у нас есть, прославлять Его за все блага, которые у нас есть, но не забывать о трудолюбии, добровольном трудолюбии в аскезе – и телесной, и духовной, любой аскезе, приводящей к трудолюбию в нас, потому что оно освободит нас от страстей и греха… Рейтинг: 9.7 Голосов: 235 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  См.: Лк. 16: 25.  Видимо, владыка Афанасий имеет в виду архимандрита Софрония (Сахарова; 1896–1993), ученика прп. Силуана Афонского († 1938; память 11/24 сентября), и его духовного сына, ныне здравствующего архимандрита Захарию (Захару). Одна из книг отца Захарии – «Христос как путь нашей жизни» – переведена на русский язык (М., 2002).  О нем можно прочитать в книге, написанной схимонахом Паисием Святогорцем: «Афонский старец Хаджи-Георгий» (М., 2007). скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Михаил 1 июля 2019, 06:09 Ирине 2 марта. Вы цитируете ветхий завет. Мы сейчас живём по новому. Иконоборчество осуждено как ересь. ( Очень полезная статья). Татьяна 7 ноября 2018, 23:46 Спасибо огромное, очень понравилась статья, всё правда. Ирина 2 марта 2016, 14:36 Спасибо, что я получила ответ на вопрос что значит быть двоедушным. Но у меня ещё один вопрос: почему иконы? ведь в Библии написано: " 15 Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, 16 дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину " ...(Втор.4:15,16) Почему Бог призывает, чтобы люди не поклонялись нечему, что сотворила рука человека, а тут иконе такие почести. Иисусу, Который умер за наши грехи мы меньше доверяем, чем Деве Марии или святому Николаю Может просветите, может я что-то неправильно понимаю? Спасибо. Лина 4 февраля 2014, 00:13 Лина.Утешение от Бога зачастую приходит через ближнего. Евгений 15 ноября 2013, 02:51 Спаси Господи Вас за статью валентина 31 июля 2013, 18:21

http://pravoslavie.ru/62768.html

Весьма обрадован был третьего дня получением весточки Вашей от 12-VII. Спаси Вас Господи. Мне всегда очень неловко бывает, когда пишущие мне умаляют свои труды, тяготы и скорби, а то обстояние, в котором по воле Божией нахожусь я, представляют безмерно тяжелым, рассматривают его как великий подвиг. Мне же, родная моя, условия жизни вас всех, как я могу заключить по получаемым письмам, представляются во много раз более тяжелыми, чем мои. Одни заботы у вас и беспокойство о родных чего стоят! Болит и мое сердце о моих родных по плоти и особенно по духу, но все же – это далеко не то, что болезнь матери или супруги. Недаром и Апостол говорит о семейных: «Скорбь плоти имети будут таковые» ( 1Кор.7:28 ). А скорбь о близком всегда тяжелее, чем всякие личные лишения, болезни, узы. А затем – сколько у вас всяких бытовых, жилищных, служебных беспокойств и забот, каковых у меня почти нет и о каковых я имею лишь слабое представление. А заботы об удовлетворении насущной потребности – питания, заботы вообще о средствах существования? Лишь отчасти могу судить какой ценой все это вам достается! А я, по милости Божией, действительно, почти как птицы небесные, ни сею, ни жну, а Отец Небесный чрез добрых людей питает меня, и мне больно и стыдно, что я временами питаюсь лучше и сытнее многих моих друзей, благодетельствующих мне, отрывая у себя. Мне остается только благодарить Благодетеля и молиться за тех, чрез кого Он благодетельствует. А у меня и это как-то не выходит, как нужно. И здоровье мое, благодарение Господу, вполне удовлетворительно. Только зубы потерял почти все. «Зубы грешников сокрушил еси». Как это верно. Узы и всякие стеснения – это епитимия, самим Господом наложенная. Но по великой милости Своей, только за то, что я не отрекался и не отрекаюсь быть служителем Его, – Наказуюший и само наказание в глазах братии представляет как некий подвиг ради Него. Буди слава Господу во веки. Хорошо понимаю, как трудно не чуждаться чуждого. Но боюсь и резких разделений. Ведь нам заповедано «сохранять единство духа в союзе мира», представлять во множестве «едино тело и един дух» ( Еф.4:4 ). А если скажут; нет единства духа? Однако самое главное все же остается – у нас «Один Господь, одна вера» ( Еф.4:5 ). И не здесь ли следует принять в руководство: «Мы, сильные, должны сносить немощи немощных, и не себе угождать» ( Рим.15:1 )... Побороть себя может быть полезно ради смирения? Впрочем, я уверен, что ревность, хотя бы и не совсем по разуму, – лишь бы она была бескорыстным ревнованием по истине как, напр., у большинства наших старообрядцев, не останется неоцененной у Того, Кто и намерения целует и расположение хвалит... Только, к великому прискорбию, встречаются ревнители, у которых ревность переходит в злобу. А мы с любовию скорбим о ставших чуждыми и молимся, да «Бог терпения и утешения дарует нам быть в единомыслии между собой, дабы мы единодушно,едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» ( Рим.15:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

г) Елеосвящение (Соборование). Согласно определению, содержащемуся в «Пространном Православном Катехизисе», Таинство Соборования прямо нацелено на врачевание души и тела: «Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные» (Филарет Московский (Дроздов), свт. Пространный Православный Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О Елеосвящении). Таинство восходит к описанию действий апостолов: многих больных мазали маслом и исцеляли ( Мк. 6:13 ), а также к призыву апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак. 5:14-15 ). Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) советует собороваться всем, кто подвержен болезни. Соборным маслом можно помазываться и добавлять его в пищу: «Непременно пей по чайной ложке утром вместе с просфорой и святой водой» (Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. Таинство Соборования). Существует ошибочное мнение — во многом под влиянием католической сакраментологии, — будто Соборование совершается в качестве «последнего помазания» над умирающим человеком. Святитель Афанасий (Сахаров) на основе исторических данных опровергает это заблуждение, сообщая, что Таинство Елеосвящения совершалось над всеми верующими — как больными, так и здоровыми — с первых веков существования христианства. Молитва болящего На необходимость и действенность молитвы об исцелении указывает Священное Писание: Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя ( Сир. 38:9 ). Содержанием молитвы должно быть в первую очередь благодарение Богу за болезнь с сознанием себя достойным болезни по своим грехам и с убежденностью в том, что болезнь послана для спасения души. Такая молитва, повторенная «десятки, сотни раз… убежденно, от всего сердца», приносит «облегчение на сердце, мир и спокойствие, твердость и терпение — признаки посещения благодатью Божией».

http://azbyka.ru/zdorovie/pochemu-ljudi-...

Иисус сказал отцу бесноватого отрока: «“Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему”. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: “верую, Господи! помоги моему неверию”» (Мк. 9: 23–24). Вера есть, прежде всего, дар Божий, и мы должны испрашивать этот дар в молитве Исповедник Церкви Русской святитель Афанасий (Сахаров), проведший более 30 лет в ужасных страданиях в заключении и ссылках, указывал, что вера есть, прежде всего, дар Божий и мы, подобно апостолам, должны испрашивать его в молитве. «И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру» (Лк. 17: 5). И отец отрока воскликнул со слезами: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». Слезы – спутники не только радости и горя, но и покаянного чувства. Для получения дара веры, укрепления в вере мы должны предуготовить себя покаянием, перестать быть родом развращенным. Это слово «развращенный» в Евангелии обозначено греческим глаголом диастрефо , что значит не только «развращать», но и «поворачивать (с ног на голову), искажать, приводить в замешательство, опрокидывать». Зачастую искаженное понимание того или иного явления нашей жизни укореняется в сознании, в духовном настрое человека и препятствует ему, подобно книжникам, уверовать в Евангелие. Люди могут настолько развратиться в своем разуме, что просто не хотят, чтобы Бог существовал. Потому что Бог мешает им жить свободно – по свободе диавола, а не той свободе, которую дарует нам Дух Божий. Родом развращенным могут стать и огромные группы людей, народы, цивилизации. Это мы узнаем из Священного Писания, да и реалии настоящего времени, когда крайние по своей мерзости формы греха возводятся в норму могущественными многомиллионными государствами, наводят на подобные размышления. Но Господь, совершенная Кротость и Любовь, не отсекает никого от возможности прийти к Нему, а кротко увещевает: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3: 20). Эти слова Спасителя свидетельствуют о том, что Бог каждому человеку предлагает дар веры. Но человек свободен принять или отвергнуть Божий дар.

http://pravoslavie.ru/111563.html

Либеральные авторы, пишущие на тему об отношении христианства к иудаизму, чтобы затушевать сущность проблемы, пытаются представить неприятие иудаизма как вражду к евреям. Это неправда. Ученики Спасителя были в основном евреями. Были евреи и среди святых отцов (например, святитель Епифаний Кипрский ). Среди наших новомучеников евреем был архимандрит Неофит (Осипов; 1875–1937), личный секретарь Святейшего Патриарха Тихона. Как исповедник, он решительно отвергал Декларацию митрополита Сергия. Его очень ценили священномученик митрополит Кирилл (Смирнов) и святитель Афанасий (Сахаров) , которые вместе с ним были в ссылке. Причина здесь религиозная. Это ясно выразил апостол Иоанн Богослов: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына» ( 1Ин. 2:22 . Тот же апостол был тайнозрителем и получил откровение от Господа: «И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское» ( Откр. 2: 8–9 ). В средневековом церковном европейском искусстве противопоставление христианства и иудаизма аллегорически представлено в виде двух женских фигур – Церкви и Синагоги. Такими скульптурами оформлен южный портал трансепта (поперечного нефа) собора в Страсбурге (ок. 1230). Женщина, олицетворяющая Церковь , прямо и уверенно держит правой рукой крест, словно опираясь на него. Прямые, ниспадающие до земли складки плаща делают фигуру твердой и устойчивой. Голова увенчана короной. Взгляд устремлен в даль. Синагога прижимает к телу сломанное в нескольких местах копье. Изгиб фигуры повторяет эту ломаную линию. Из левой руки выпадают скрижали. Голова опущена. На глазах повязка – символ духовной слепоты. Может ли еврей верить в Иисуса, оставаясь при этом евреем? игумен Амвросий (Ермаков) Конечно! Апостолы ведь были евреями. Разве может национальность препятствовать стать христианином? Другое дело – нельзя верить в Господа Иисуса Христа и оставаться иудеем по вероисповеданию. Иудеи не приняли Его как Мессию. Как относиться к чудесам в иных вероисповеданиях?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010