Сообщаю к сведению Вашего Преосвященства, что мое письмо от 15/IX с. г. за 483 вызвано было следующим случайным обстоятельством. К детям моей домохозяйки К. Н. Щитниковой вчера вечером пришли дети Марии Ивановны Потаповой (у которой Вы квартируете) мальчики Сережа и Жоржик. Щитникова еще утром узнала, что Вы приехали и первым долгом, когда увидела Сережу и Жоржика, спросила их: «Когда же придет епископ Афанасий к Владыке Иннокентию? » Сережа ответил, что «никогда не придет Епископ Афанасий к Владыке Иннокентию». Эти слова потом подтвердил и Жоржик. Несомненно они были сказаны Вашим Преосвященством на вопрос кого-либо из вопрошающих граждан г. Владимира, посетивших Вас вчерашний день. Мальчики Сережа и Жоржик услышали от Вас эти слова и передали моей квартирохозяйке К. Н. Щитниковой. В надежде, что Вы, Ваше Преосвященство, посетите меня, я целый день Вас ждал к себе, полагая, что быть в Епархиальном городе и не быть у правящего архиерея противно не только канонам церковным, но и элементарным правилам вежливости Преосвященного викария к Епархиальному архиерею. Но когда я узнал от Ваших мальчиков Сережи и Жоржика, что Вы «никогда ко мне не придете», то я и решил побеспокоить Вас, Ваше Преосвященство, своим письмом, на которое Вы, Ваше Преосвященство, не изволили осчастливить меня своим ответом. После прочтения моего письма от 15/IX Вы заявили иеромонаху о. Иннокентию, что «конец моего письма Вам не нравится, с первого же раза и угрозы Синодом». Это, Ваше Преосвященство, не угрозы, а констатирование факта по долгу моей службы, как блюстителя мира церковного во вверенной мне Владимирской епархии. Знаете, Владыко, какое мы переживаем опасное время в смысле легкости нарушения мира церковного. Ваша фраза: «никогда не пойду к Владыке Иннокентию» – сказанная, быть может, среди близких Вам друзей, но она может быть и достоянием малосознательной толпы, которая может создать известное настроение не в пользу меня как правящего архиерея и не в пользу Вас как викария и, таким образом, может произвести известную смуту церковную.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

«Внести в статью 1/1 Федерального закона от 13 марта 1995 года 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, 11, ст. 943; 2005, 30, ст. 3109; 2007, 10, ст. 1149, 44, ст. 5279; 2009, 15, ст. 1781) изменение, изложив ее в следующей редакции: «Статья 1/1. Памятные даты России. В Российской Федерации устанавливаются следующие памятные даты России: 28 июля — День Крещения Руси; ». Таким образом, День Крещения Руси стал не только церковным, но и государственным праздником. Но простое повышение уставного статуса службы равноапостольному князю Владимиру до великого праздника не дает того, что закономерно ожидается от торжественного богослужения в память Крещения Руси. Все песнопения обращены к князю Владимиру, а само Крещение Руси воспринимается опосредованно. По мысли же владыки Афанасия (Сахарова), в этот день " достойно и праведно " благодарно воспевать, в первую очередь, Господа Бога нашего, в Троице славимого, за богатую милость и неизреченный дар нашему Отечеству. Особую актуальность вопросу тематических песнопений в память Крещения Руси придала возникшая недавно традиция празднично и торжественно отмечать более дробные юбилейные даты Крещения Руси. В связи с этим и возникла идея вернуть в богослужебное употребление тексты владыки Афанасия из издания 1988 года, соединив их со службой святому равноапостольному великому князю Владимиру (что как раз и позволяет устав совершения службы во ин день). Идея была поддержана Синодальной богослужебной комиссией. Ей же было одобрено соединение служб, представленное Издательством. Издательство Московской Патриархии подготовило отдельное издание с соединенной службой и, в преддверии празднования 1025-летия Крещения Руси, оно было благословлено к выпуску Святейшим Патриархом Кириллом. Теперь мы имеем праздничную службу, которая содержит, помимо владимировых песнопений, песнопения именно Крещения Руси. А наличие новозаветных паремийных чтений, величаний, праздничных антифонов, «Елицы во Христа крестистеся...» вместо Трисвятого, прокимна и входного стиха придает празднику совершенно особое звучание. Также в тексте службы сохранены стихиры всем святым Церкви Русской, которые могут петься на стиховне, аще изволит настоятель.

http://patriarchia.ru/db/text/3089043.ht...

А[лексей] Г[ромов]. Д. 30. Л. 67а–67а об. Подлинник. Автограф. 2. 14 октября 1958 г. Ваше Преосвященство! Дорогой Архипастырь! В качестве настоятеля Владимирского Успенского собора считаю приятным долгом принести Вам большую благодарность за пожертвованный Вами в дар Успенскому собору Архиерейский Чиновник (переданный в книгохранилище собора Архиепископом Онисимом 14-го сего октября с занесением в опись соборного имущества). Прекрасный подарок всегда будет напоминать о славном праздновании 800-летия существования Успенского собора и об участии Вашего Преосвященства в торжественном богослужении 4 октября (21 сентября) по поводу сего. Настоятель Успенского кафедрального собора. Протоиерей Алексей Громов. 14 октября 1958 года. г. Владимир (на Клязьме) Д. 35. Л. 79. Подлинник. Автограф. 3. 9 ноября 1961 г. Ваше Преосвященство! Дорогой Владыка Афанасий! Спешу поделиться с Вами своею радостью: на днях я получил из Ленинградской Духовной Академии диплом, документ, удостоверяющий окончание мною курса духовной академии по первому разряду и присуждение мне за представленное курсовое сочинение ученой степени кандидата богословия. Таким образом, дело, начатое мною в 1915 году, пришло с помощью Божией к благополучному завершению и завет, данный Правлением Владимирской Духовной Семинарии, мною выполнен. Считаю приятным долгом принести сердечную благодарность в Вашем лице, дорогой Владыка, всем своим наставникам и воспитателям за пробуждение в моей душе тяги к высшему богословскому знанию и отличную подготовку к восприятию и усвоению богословских наук. Царство небесное усопшим отцам и братьям нашим! А Вам, Владыка, пошли, Господи, доброго здоровья, мужества и все возрастающей уверенности в получении венца праведности, который обещал Господь всем, возлюбившим явление Его ( 2Тим. 4, 8 ). С полным уважением и благодарностью Ваш ученик, Протоиерей Алексей Громов. 9 ноября 1961 г. г. Владимир обл[астной]. Д. 48. Л. 54. Подлинник. Автограф. 4. 5 января 1962 г. Ваше Преосвященство, дорогой владыка Афанасий!

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Приехала благополучно, привезла много покупок, себе, мне и сотрудникам. Очень все стало дорого, купила мне пальто за 1500 р[ублей], шапку за 150 р[ублей], костюм домашний за 152 р[убля], туфли 60 р[ублей], валенки за 290 р[ублей], так одела с ног до головы, и стало это более 2000 р[ублей]. Уезжая, она наняла соседку топить печь, варить обед и все делать необходимое по дому. Редкая дочь заботится о родном отце так, как Нина заботится обо мне. Большое ей спасибо! Приветствуем Вас и желаем Вам всего, всего доброго, а главное, здоровья. Просим св[ятых] молитв и архипастырского благословения. Греш[ный] иеромонах Иеракс и Нина. Д. 19. Л. 74–74 об. Подлинник. Автограф. Лист письма иеромонаха Иеракса (Бочарова) к святителю Афанасию. 20 сентября 1956 г. ЦИА ПСТГУ 15. 29 декабря 1956 г. Дорогой Владыко! Я очень рад, что Вы стали владельцем собственной комнаты, может быть, Господь и послал ее к нужному времени, не для меня, так для другого нуждающегося, но и я всегда мечтал жить ближе к Вам и Церкви. Время как будто казалось мне очень подходящим. Нина много забот прилагает по моему уходу, но последнее время, как видно, стала уставать, жалуется на головокружение и часто кашляет. Как раз время, пожалуй, дать ей отдых, освободить ее от лишних забот и работы. Но вот беда, я сейчас чувствую себя слабо, тоже кружится более прежнего голова, и ноги плохо держат, надеюсь, что это временное явление, бывало со мной и проходило, надеюсь, что будет и теперь так. Потому решили мы отложить поездку до удобного времени. После нового года Нина поедет сдавать годовой отчет в Саранск и проводит меня до Саранска, там купит билет до Москвы, усадит в спальный вагон, и думаю, что с Божией помощью доеду, если, конечно, здоровье позволит, а если здоровье не улучшится, то придется отложить до начала весны, тогда поездка, пожалуй, будет удобнее и легче. Большое Вам спасибо за заботы обо мне. Почему-то я всегда думал и надеялся на то, что Господь приведет нам жить поблизости или вместе. Желаю Вам всего доброго, дорогой Владыко, прошу св[ятых] молитв и архипастырского благословения.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

14. 10. 02 Сегодня мне передали книгу одной из неведомых мне читательниц моей книжечки-послушания, москвички Марианны Веховой, с теплой дарственной надписью. Называется она «Бумажные маки». Книга Марианны удивительная. Одна из тех, что не дают оставаться у себя в скорлупе, замкнувшись на своей «исключительной» судьбе. Вот уж действительно незабвенно толстовское наблюдение о том, что все счастливые семьи похожи, несчастливы же каждая по-своему. Я рассказывала один эпизод из этой книги двум-трем людям, и каждый раз сжимало горло так, что невозможно было говорить дальше. А эпизод такой: мама Марианны, было это в нечеловеческое время сталинских репрессий, ушла из жизни, оставив на руках у мужа-политссыльного новорожденную дочку. И вот, пересаживаясь с парохода на пароход, с поезда на поезд, через всю страну стал он добираться до Москвы и на каждой пристани, каждой станции посылал в следующий пункт назначения телеграмму с просьбой устроить прибытие кормящих женщин. И, когда пароход (поезд) подходил к следующему пункту, отца уже молча ждали кормилицы. Так что Марианна не знает, что такое «национальность»: ее выкормила вся страна, в матерях у нее побывали русские и украинки, мордовки и татарки, еврейки и белоруски… 28. 10. 02 Утром позвонил отец К. и сказал: «Знаете ли вы, что сегодня празднуется память святителя Афанасия (Сахарова)? Нет? Тогда почитайте сегодня его книгу, которую я вам дал, ему это будет приятно». Я так и сделала. Книгу владыки Афанасия под названием «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» открывает обнаруженная в его бумагах после смерти записка: «Даты и этапы моей жизни». Она меня настолько поразила, что я даже подсчитала количество строк, приходящееся на те или иные этапы его жизни. Из 132 строк убористого шрифта его духовной «карьере», от строки «Шуйское духовное училище 1896-1902 гг.» по строку «ХИРОТОНИСАН ВО ЕПИСКОПА КОВРОВСКОГО 27 июня 1922 г.», посвящено всего 23; 94 же строки отображают такие вехи жизни владыки, как: «Арестован…»; «Приговорен…»; «Без приговора сверх срока…»; «Этапирован в…»; «Тюрьмы (такие-то)…»; «Арестован без предъявления обвинения…»; «Работал на лесоповале, …бригадиром лаптеплетной бригады…»; «Ассенизатор…» и т. д., и т. п. На оставшиеся после окончательного освобождения 8 лет жизни (почил он 28 октября 1962 года) пришлось всего 15 строк, 5 из которых занимает подведенный самим владыкой итог:

http://azbyka.ru/parkhomenko/proshhaj-i-...

Прошу прощения за беспокойствие, а также прошу Вашего Архипастырского благословения себе и моему мне вверенному приходу св. Нерукотворенного образа Спасовской церкви от православного Архипастырства. Братский молитвенный привет прошу передать соделавшим мне облачения и большую благодарность, я в них часто служу в торжественные дни и молюсь за них. С уважением Ваш смиренный послушник протоиерей А. Барановский. Д. 20. Л. 16–16 об. Подлинник. Автограф. 5. 7 мая 1957 г. Его Преосвященству Преосвященнейшему Афанасию Епископу... протоиерея Алексия Барановского Воистину Христос воскресе! Припадая к стопам Вашего Преосвященства, смиреннейше благодарю за Вашу незабвенность о мне, грешном и недостойном; Вашу карточку, т. е.: «Изображение Господа нашего Иисуса Христа изведшего из ада первозданного человека и вся люди из ада» я получил, за что благодарю молитвенно и сердечно. Облачение, присланное Вами мне в награду, я служил 1-й день Пасхи 91 и незабвенно о Вас молился аз недостойный и стопы Вашей святительской; Вашими подарками я ценю более чем; и рясой и подрясником и обувью теплой – все это мне как драгоценность, но еще меня утруждает один вопрос, моя матушка Параскева, которая страдала 10 лет без меня, не дает мне покоя в том, чтобы я Вас просил, чтобы Вы, Ваше Преосвященство, прислали нам Вашу фотографию, и хотелось бы видеть благодетеля доброго Архипастыря и милостивого отца, прошу Вас, если Вам не трудно будет это, то пришлите нам таковую для нас драгоценность. Еще прошу, сообщите мне адрес Высокопреосвященнейшего Митрополита Нестора, если Вам это будет нетрудно. Ваше Преосвященство! Вы, наверно, часто бываете в Москве, можно ли в г. Москве купить богослужебных книг и наперсного креста, здесь у нас достать негде, мне нужна «Постная триодь» и «Праздничная минея», и я их достать не могу, и мне лично нужен наперсный крест, а все остальное пока есть. Ваше Преосвященство! Прошу Вас, простите за такие требования от Вас, может быть, Вам и невозможно выполнить моей просьбы, за то простите.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

г. Камень-на-Оби Благословите меня, гр[ешного] И[еромонаха] Никиту, родной о Христе Владыка Афанасий! Ваше письмецо из Москвы, от 3.1.58 г., получил 14.1. Зело утешен им и фотоснимком «Вифлеема», как «жертвой общения, коей несомненно благоугождается Бог» ( Евр. 13, 16 ). Но, зная по своему опыту, с каким болезненным, кровоизлиянию подобным трудом приносится эта жертва всегда, а особенно в большие праздники, – больше же того – угнетаемый сознанием, что я действительно недостоин ответа от Вашей святыни, а заслуживаю всякого презрения, грехов ради моих великих и многих, – не осмеливался я поздравить Вас с праздниками этих превеликих мироспасительных событий, чтобы тем не отягощать Вас напоминанием о себе и не понуждать приносить Христу, ответом мне, эту бескровную жертву. Теперь же, из немногих, но сладких словес Ваших убедившись, что Вы, при многой добродетели Вашей, полны, как истый ученик Христов, и неосуждения, – дерзаю и я, гр[ешный], поздравить Вас с тою же благодатью Христовой, молитвенно желая в бесконечной жизни будущего века сподобиться и славы ее с блаженством во Х[ристе] И[исусе] со всеми святыми. Аминь. Прошу Вас передать от меня это же поздравление с пожеланием и Вашей послушнице р[абе] Б[ожией] Александре и матушкам Маргарите и Агриппине. Я, слава Богу, выздоровел и благополучен во всем. Но из-за перевода моего друга, Протоиерея, у которого я гощу, в Красноярскую епархию, как будто и мне предстоит перемена места жительства, о чем если перееду – то извещу в свое время. Если Вы и теперь участвуете в издательстве Церковного Календаря и Вас это не затруднит, то рад был бы получить от Вас один экземпляр. А если нет, то и не беспокойтесь. С любовью о Христе Вашего Преосвященства убогий послушник, гр[ешный] [подпись]. Д. 29. Л. 100–101. Подлинник. Машинопись. 6. 24 апреля 1958 г. 24.IV.58 г. г. Камень-на-Оби Воистину Христос Воскресе, боголюбезный Вл[адыко] Афанасий! Зело благодарен Вам за благословение с пасхальным поздравлением и за св[ятую] фотоиконку «Сошествия Христа во ад».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Из писем своим близким из Тутаева мы видим, как тяжело было владыке и нравственно, и физически. Его тяготили имевшие место в высших церковных кругах неискренность, неправда, иногда просто обман, что неизбежно отражалось на самой Церкви. Смущала позиция в защите православной веры, в отношениях с богоборческой властью. Чистая душа владыки обливалась кровью, искренне скорбела: «...Так больно, так грустно, так тяжело. Хочется плакать... и нередко плачу...» 48 Усугубило состояние еще одно печальное событие: навестил епископа бывший его келейник иеромонах Дамаскин (Жабинский). Встреча была радостной, но недолгой. Иеромонах поспешил к своим духовным чадам в Рыбинск и там 18 июня скоропостижно скончался. Под влиянием внезапной смерти близкого человека владыка Афанасий отправил отцу Иосифу в письме завещание. В нем он просил, если, конечно, представится возможность, приехать на похороны, совершить погребение, не нарушая церковного устава, и, в частности, отмечал: «...Если Господь поможет мне обработать и переписать мою статью «О поминовении усопших», я пришлю Вам один экземпляр. Вы повнимательней прочитайте и в случае, если судит Бог Вам распоряжаться похоронами, постарайтесь устроить все так, как указано в моей статье...» 49 Это для владыки было очень важно. Может быть, кончина отца Дамаскина как-то повлияла на ускорение работы над рукописями. Главным координатором этого дела стала Ольга Александровна Остолопова, основную же роль в перепечатке рукописей взяла на себя Елена Владимировна Апушкина. С ними епископ имел теснейшую переписку. Переписка, однако, не могла заменить непосредственного общения, и хотя владыку иногда навещали друзья и заботники, все-таки он был одинок. Не было рядом людей, с которыми можно было поделиться своими мыслями и которые бы поняли его. «За мной с искренней любовию ухаживают. Меня радуют получаемые мною весточки и от знаемых и от незнаемых. Сколько в них любви, нежности, заботы... Это утешает меня, это успокаивает отчасти...» 50 Душа звала улететь из этой если не золотой, то серебряной клетки. Нужно было попытаться перебраться поближе к Москве и Владимиру, к отчему дому, и тем самым к друзьям и верным чадам. Это было практически невозможно, однако монахиня Маргарита сотворила чудо. В октябре 1955 года она обошла все областные власти и добилась разрешения на переезд владыки в Петушки. Не теряя времени, матушка начала искать машину, тогда это было непростым делом, да и человек должен был быть надежным. Выбор пал на Алексея Филофеева 51 – он имел маленький «Москвич» первого выпуска по прозвищу «Клопик». Алексей, как человек верующий, без колебаний согласился перевезти епископа. Вся подготовка к переезду держалась в строгой тайне. Машина 23 октября прибыла в Тутаев, а вечером 24 октября 1955 года владыка Афанасий находился уже в Петушках.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Неизвестно, помогло ли это письмо в освобождении владыки. Скорей всего Сам Господь Своим Промыслом даровал Своему служителю ослабление скорбей в конце жизни: в марте 1955 года святителя наконец освободили из инвалидного дома, и он смог вернуться на Родину. Старцу исполнилось шестьдесят восемь лет. В автобиографии владыки только перечисление тюрем и лагерей занимает целую страницу. Тюрьмы: Владимирская, Ивановская, внутренняя и пересыльная, Ярославская, Вологодская, Ленинградская пересыльная, Ишимская, Омская, Московские: внутренняя, Лефортовская, Бутырская, Краснопресненская. Лагеря: Беломорские Онежские, Сибирские. Лефортовская тюрьма Владыка также перечислял работы в лагерях: «Работал инкассатором. За похищенные у меня деньги, тысяча рублей, взыскана с меня эта сумма и добавлено срока один год. Работал на лесоповале, на строительстве кругло-лежневой дороги, бригадиром лаптеплетной бригады. Совхоз Голышманово – ночной сторож на огороде. Полевые работы. Ассенизатор. Темниковские лагеря – плетение лаптей». И наконец владыка пишет о себе: «Дубровлаг – инвалид безработный». Эта запись означала, что силы подвижника были на исходе, и даже безбожные власти больше не требовали от него выполнения нормы. Владыка писал еще о своей жизни, как бы подводя итоги: «Сверх срока в заключении 3 года 4 месяца 22 дня. 27 июня 1954 года исполнилось 33 года архиерейства. За это время: на епархиальном служении 33 месяца. На свободе не у дела 32 месяца. В изгнании 76 месяцев. В узах и горьких работах 254 месяца». В заключении пути владыки пересекались с путями многих подвижников и исповедников российских: он отбывал сроки вместе с митрополитом Сергием (Страгородским) , будущим патриархом, с митрополитом Казанским Кириллом (Смирновым), ныне прославленным в лике святых, которого чтил как своего духовного отца и друга. В Мордовии Господь свел его с известным подвижником и миссионером митрополитом Нестором (Анисимовым) . Вместе с архиепископом Тверским Фаддеем, причисленным ныне к лику святых, владыка Афанасий трудился над составлением знаменитой службы Всем святым, в земле Российской просиявшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Владыка вел обширную пастырскую переписку, которая увеличивалась с каждым годом, достигая немыслимых для обычного человека размеров. Так, после освобождения он получал около трехсот писем в год – почти каждый день по письму. Уже через год количество писем возросло до пятисот пятидесяти, а еще через год и до самой своей блаженной кончины владыка получал ежегодно по восемьсот писем – почти три письма каждый день. Писали духовные чада, бывшие соузники, скорби которых владыка переживал как свои собственные. Письмо владыки Афанасия Такое количество писем было большой нагрузкой для больного владыки. Он не успевал так быстро, как хотел, ответить всем ждущим его письма и вздыхал: «И старость, и слабость, и леность – тому причина. Кругом задолжал. Посмотрю на кучу писем... – и руки опускаются». Тем не менее владыка старался ответить всем, кто писал ему. Эпистолярное наследие владыки Афанасия уникально по своему объему, содержанию и числу адресатов. Не только в годы гонений, когда хранение личных документов было делом весьма рискованным, но и в дореволюционные времена крайне редко сохранялось такое количество писем церковных деятелей. К настоящему времени найдено свыше пятисот писем епископа Афанасия, бережно сохраненных в личных архивах. Некоторые письма найдены в следственных делах, хранящихся в архивах ФСБ. Письма владыки, собранные вместе, даже спустя много лет после окончания гонений, оставляют чувство, которое точнее всего можно назвать словами «утешение в скорбях». К Рождеству и Пасхе владыка Афанасий отправлял по тридцать-сорок посылок нуждающимся в помощи и утешении. Он писал духовным чадам: «И какое великое утешение – вера наша! Мы в бедах не унываем и в скорбях благодушествуем. Разлученные телесно, утешаемся общением духовным, молитвенным. Не теряем надежды встретиться здесь, но если бы сего не случилось, уповаем, что за скорбь земной разлуки Господь утешит нас радостию вечного общения в Его горних обителях...» Писал еще: «...Какое счастье для нас, какая милость Божия к нам в том, что Он помогает нам сохранять веру в Него, утешает нас надеждою будущих благ. Ведь мы не яко не имущий упования ( 1Сол. 4:13 ). Для этих последних скорби всякого рода действительно безотрадное положение, в терпении их нет никакого смысла. А для верующих скорби и невзгоды – совсем другое дело. Конечно, скорби остаются скорбями, невзгоды невзгодами. И верующий остается человеком. Естества уставы не всегда побеждаются для него, ибо не всегда это может быть полезно. Но для него надежда на Господа, упование жизни будущего века делает скорби и невзгоды наполовину легче».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010