Преподобный Никон родился и лета детства провел в недалеком месте от обители преподобного Сергия, в городе Юрьеве Польском. В юном возрасте Никон, услышав об ангельской жизни преподобного Сергия и желая последовать ему, пришел к святому Сергию в обитель и просил приобщения к лику монашествующих. Но случилось то, чего не ожидал проситель: преподобный Сергий не принял своего будущего преемника. Дела святых бывают и в малом велики, и в виде недоразумений премудры. Так некогда преподобный Евфимий Великий не принял в свою лавру будущего основателя лавры и вождя всех палестинских монахов Савву Освященного, пришедшего к нему в юном возрасте, а отослал его в другой подчиненный монастырь к преподобному Феоктисту. Несообразным находил он, к собору, составленному преимущественно из старцев–подвижников, приобщить юношу по возрасту, требующего иногда отдельного руководства. Так, вероятно, рассуждал и преподобный Сергий о юном Никоне, провидя его чистоту и благоразумие, потому решился поставить его в неожиданный подвиг послушания и смирения. Предвидел прп. Сергий будущую судьбу Никона и хотел, чтобы тот, кому суждено младшему начальствовать над старейшими подвижниками лавры, явился им, по крайней мере не юношей, а уже в пресвитерском сане. Таким образом авва послал юношу в монастырь к ученику своему Афанасию Высоцкому († после 1401 г.; память 12/25 сентября). Заметим начальный, но уже не маловажный подвиг Никона. Он знал святость и премудрость прп. Сергия и в нем именно надеялся найти для себя совершенного руководителя. А прп. Афанасия, по всей вероятности, он не знал и не мог иметь к нему такой веры, какую имел к Сергию. Кто в подобных обстоятельствах не был бы в искушении сделать возражение наставнику? Но Никон не прекословил. Он согласился быть в удалении от прп. Сергия, и тем совершил подвиг послушания и самоотвержения; согласился быть учеником ученика, и тем совершил подвиг смирения. И как подвиг его награжден впоследствии! Никто не пользовался такой близостью к прп. Сергию, как сей, из послушания удалившийся от него. Таков жребий беспрекословного послушника. Он еще ничего не сделал, а уже совершил подвиг и обеспечил себе награду.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Спустя шесть лет, именно в 1834 году, сей славный угодник Божий дивным образом исцелил от тяжкой болезни сына того же Агапия — Матфея Рачева. Явившись болящему во время забытья, праведный Симеон напомнил Матфею, что у него есть неисполненное еще обещание — сходить на поклонение в Верхотурский монастырь, после чего болящий вскоре поправился и исполнил свое обещание. Не одни жители Западной Сибири получали по молитвам святого различную помощь. И за пределами Западной Сибири святой Симеон дивным образом проявлял силу, дарованную ему Всеблагим и Всемогущим Господом. Так, в 1844 г. произошло исцеление в Петербурге одной женщины Авдотьи Парфеньевой. Много и других чудотворений было совершено по молитвам сего святого угодника Божия. Всем призывающим его с верою подается заступление, от огня спасение, болящим — исцеление, глухим — слух, немым — разрешение уст, плененным — освобождение. И доныне продолжают истекать различная чудеса от мощей сего славного угодника Божия по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Емуже слава, хвала и благодарение во веки. Аминь. Афанасий Серпуховской младший, преподобный Когда с помощью благочестивого Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго новый игумен Афанасий (Старший) построил в г. Серпухове храм и келлии монастыря, прозванного Высоцким, тогда скоро стали собираться к нему ученики. Первый из них был прп. Никон, будущий игумен лавры Сергиевой, присланный сюда самим Сергием, а вторым — Амос, сын знатных родителей, из Ярославской области, который при пострижении был назван Афанасием. Блаженный игумен ревностно заботился о душевной пользе учеников своих, советовал им остерегаться праздности и как можно чаще заниматься чтением книг. Преподобный Афанасий перед удалением своим в Царьград назначил Афанасия (Младшего) своим преемником в Высоцком монастыре. О блаженном Афанасии (Младшем) известно, что он успешно направлял духовную жизнь братии и подавал пример своей богоугодной жизнью. Почил св. Афанасий Младший после долгой болезни 12 сентября 1395 г. В рукописных святцах о нем сказано: «Преподобный Афанасий, игумен Высоцкого Зачатского монастыря, иже в Серпухове, новый чудотворец, преставился в лето 6904 (1395), сентября в 12–й день, ученик преподобного Афанасия, дивнаго ученика преподобного Сергия Радонежского, что после был в Царьграде и тамо преставися». Афанасий Высоцкий, преподобный

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

7490 Изложено по рукописям Троице-Сергиевой Лавры, по житию прп. Никона, составл. митр. Московским Филаретом, и другим пособиям. 7491 Юрьев Польский – в 86 верстах к северо-западу от г. Владимира. Основан князем Юрием Владимировичем, от которого и получил свое наименование; название же Польский дано ему от полей, его окружавших, и в отличие от Юрьева Лифляндского; ныне – уездный город Владимирской губернии. 7492 На месте древнего Радонежа находится ныне село Городище или Городок; оно расположено в 12 верстах от Троице-Сергиевой Лавры, по направлению к Москве. 7493 «Несообразным находил прп. Евфимий – к собору, составленному преимущественно из старцев подвижников, приобщить юношу по возрасту, требующего иногда отдельного руководства. Так, вероятно, рассуждал и прп. Сергий о юном Никоне. Он решился испытать его в подвиге послушания и смирения. Предвидя же его будущую судьбу, он хотел, чтобы тот, кому суждено младшему начальствовать над старейшими подвижниками Лавры, явился им по крайней мере не юношею, а уже в пресвитерском сане». (Житие прп. Никона, сост. Филаретом, митр. Московским, стр. 4). 7494 Преп. Афанасий Высоцкий, строитель Серпуховского Высоцкого монастыря, был одним из самых любимых учеников преп. Сергия. 7498 При Никоне Сергиева обитель приобрела несколько земель, то вкладами, то покупкою. Заботливостью Никона обитель богатела и духовным богатством. При нем и по его указаниям, в Сергиевой обители, кроме нескольких Богослужебных книг списаны были: два списка «Лествицы» с главами Григория Синаита , поучения Аввы Дорофея , «Диоптра» Филиппа пустынника с ответами Аввы Варсонофия и с наставлениями Исихия. (Опис. Серг. Лавры, стр. 155, 156 и др.). 7499 Обретение мощей преподобного Сергия последовало спустя 30 лет по преставлении святого – 5 июля 1422 года; в память чего и было установлено празднование. 7502 Преподобный Никон построил Троицкий собор при содействии почитателей памяти преп. Сергия между князьями и боярами. Главным между этими почитателями, наиболее содействовавшим Никону в построении церкви, был крестный сын или крестник преп.Сергия – князь Звенигородско-Галичский Юрий Дмитриевич (сын Донского). [Начав строить церковь в 1422-м или 1423-м году, преп. Никон строил и устроял ее почти до самой своей кончины].

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

стр. 33 и 34 энциклопедич. Лексикон изд. А. Плюшара т. V С.-Пб. 1836 г. in 8°, а также стр. 144 и 145 энциклопедич. словарь под редакцией профессора И. Е. Андреевского, т. III С.-Пб. 1891 in 8°). Между тем некоторые предполагают, что отчасти сохранилось и в преданиях старожил. Калужск. губ., будто бы Преподоб. Пафнутий из рода фамилии Баскаковых, но с этим мы вполне не можем согласиться, так как фамилия Баскаковых появилась с 1544 г. Филимон Иванович Баскаков находился в Казанск. походе. Предки рода Баскаковых с 1598 г. служили дворянские службы и записаны были по городу Смоленску в числе детей боярских с поместным и денежным окладами. Потомки сего рода, продолжая владеть предковскими имениями в Калужской и Тульской губерниях, служили Российскому престолу в военной службе (см. стр. 654 и 655 Дворянские роды, внесенные в общий гербовник Всероссийской Империи, сост. гр. Александр Бобринский ч. I (до конца XVI ст.) С.-Пб. 1890 г. in 8°). 4 Высокий монастырь в путешествии к русск. св. местам принят заодно с Высотским. Напрасно. Тот был в Боровске, а Высокий – в Серпухове. Название Высокого вполне прилично бывшей обители по месту. Местность, где находилась обитель и где теперь только городское кладбище, господствует над всей окрестностью. 5 По краткому житию, Парфения постригал высоцкий архимандрит Маркелл из Серпухова, приходивший для посещения старца Никиты; на Высоком тогда не было игумена: Пафнутий пострижен нояб. 30 д. Собр. л. VIII, 183. 6 Пафнутий был ученик пр. Никиты, ученика Сергия Радонежского. Никита пришел в высоцкий монастырь к Афанасию еще в первое время существования сего монастыря. По смерти второго Высоцкого игумена – Афанасия младшего, Никита был избран игуменом и управлял монастырем от 1395 но 1414 год (см. душеп. чт. 1874 г. сентяб. стр. 45 и 40, а также стр. 203–14, История православн. монашества в Северо-Восточн. России со времени пред. Сергия Радонежского, сост. диакон Матфий Кудрявцев. М. 1881 г. in 8°, а также на стр. 57 и 138, Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству возглавил Литургию в Высоцком монастыре г. Серпухова, получившем ставропигиальный статус 7 июля 2021 г. 20:18 7 июля 2021 года, в праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник Донского ставропигиального мужского монастыря митрополит Каширский Феогност посетил Высоцкий ставропигиальный мужской монастырь города Серпухова Московской области. По прибытии в обитель владыка Феогност осмотрел территорию монастыря, помолился перед чтимым образом иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и поклонился честным мощам преподобного Афанасия Высоцкого Младшего, а затем совершил Божественную литургию в Зачатьевском соборе. Его Высокопреосвященству сослужили наместник Высоцкого монастыря епископ Серпуховской Роман и братия обители в священном сане. По окончании Литургии было совершено славление празднику. Митрополит Феогност зачитал указы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о преобразовании действовавшего на территории Подольской епархии Высоцкого мужского монастыря города Серпухова в ставропигиальный монастырь и о назначении наместником обители епископа Серпуховского Романа (Священный Синод принял соответствующие решения 17 июня с.г. — см.  журнал 51 ). В завершение владыка Феогност поздравил верующих с праздником и обратился к ним с архипастырским словом. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5826585.ht...

Актерская одаренность обоих художников предопределила особое «многоязычие»  в их произведениях, свободное оперирование «чужим» словом, делавшее персонажную сферу и шукшинских рассказов, и песен Высоцкого многоликой и внутренне драматизированной. Подобно тому, как рассказы Шукшина справедливо называли «скрыто осуществленными пьесами»,  в стихах-песнях Высоцкого изначально заложенное в их ткани театральное начало актуализируется в ходе подлинно актерского авторского исполнения – достаточно вспомнить поразительный по своему сценическому потенциалу «Диалог у телевизора» (1973). Роднит двух авторов и общая направленность их таланта – «лирическая, трагедийная» и одновременно «гротесково-сатирическая».  Симптоматично, что их творчество, ставшее сферой «пересечения между высокой литературой и жизнью простых людей, между их речью и языком поэзии»,  предопределило знаковый характер самих фигур «Гамлета с Таганской площади» и создателя «Печек-лавочек», «Калины красной» для национального сознания в середине столетия. А их ранний уход в зените творческой славы был встречен поистине общенародной скорбью. Василий Шукшин Личностное и творческое общение Шукшина и Высоцкого не было регулярным и продолжительным. Известно, что Шукшин входил в дружеский круг на Большом Каретном (А.Утевский, Л.Кочарян, И.Кохановский, А.Тарковский и др.), значивший так много для формирования поэтической индивидуальности Высоцкого; был одним из первых слушателей его ранних «блатных» песен.  Позднее опыт восприятия современности сквозь призму именно «блатной» среды, ее болезненного мироощущения окажется чрезвычайно значимым для Шукшина в «Калине красной». Ценя артистическое дарование младшего современника, интуитивно ощущая стихийность и глубоко национальные корни его творческого духа, Шукшин даже пробовал Высоцкого на роль Пашки Колокольникова, а позднее намеревался отдать ему главную роль в «Разине». Связи с творческим «братством» Большого Каретного были обусловлены для Шукшина и участием в фильме «Живые и мертвые», где вторым режиссером был Л.Кочарян.

http://pravmir.ru/vasilij-shukshin-i-vla...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Исполняя благословение почившего монаха, предлагаю этот очерк (дополненный текстами судебного приговора, вынесенного отцу Руфу, и прошением о помиловании, поданного его матерью). Крест отца Руфа Крестный ход в Лавре.Монах Руф (первый) и схиархидиакон Иларион. 1989г. Автору этих строк хотелось бы, чтобы в биографии героя был смертный бой, самолеты с черными крестами, мертвая петля и бреющий полет. Чтобы все, как в кино про войну. Однако у младшего лейтенанта ВВС Василия Резвых все было прозаичнее. Они прикрывали Каспий. Нефть – золотые запасы, без которых ни в тылу, ни на фронте делать было нечего. И враг об этом знал и потому направлял своих бомбардировщиков в Азербайджан, к Каспийскому морю. Наши истребители вылетали посменно, как часовые у склада с горючим, только ангар этот, как говорил отец Руф, растягивался на сотни километров. Были столкновения и перестрелки, опасность поджидала каждый день. Но младший лейтенант Резвых «споткнулся» на другом: его самолет при посадке зацепился шасси за маскировочный трос и, перевернувшись несколько раз, ударился о землю кабиной вниз. Ребята бежали к дымящейся машине без всякой надежды, что пилот жив. Но тогда произошло чудо. Он остался жить. Отделался легким испугом. В полетной книжке, хранимой отцом Руфом, этот эпизод обозначен нарушением правил посадки, за что был получен выговор. Неделя в госпитале, и снова – полеты. Но жизнь уже воспринималась иначе. Что-то произошло. «Контузия, сотрясение мозга?» – думал про себя младший лейтенант. Внешне он оставался таким же – жизнерадостным и коммуникабельным, за что друзья его любили. И он любил друзей. Фронтовая дружба – особенная. Отец Руф напомнил песню Владимира Высоцкого (как ни странно для монаха, он ее знал): «Друг, оставь покурить, а в ответ – тишина: он вчера не вернулся из боя…». Руины Успенского собора      Рисовать он начал рано. Когда пас коров, когда смотрел на восход, когда слушал птиц. Когда материнские руки ставили перед ним крынку молока, холодную, в росе. Когда земля глухо ударилась о сосновую крышку гроба рано умершего отца, оставившего пятерых детей в полуголодной советской деревне, и голосили бабы…

http://pravoslavie.ru/78240.html

Антикоммунизм разоблачает себя сам. К 1980 г. обещали не " коммунизм " , а построение материальной базы коммунизма. Огромный накал холодной войны к этому времени и чудовищные средства, вложенные 15. Александр А.Б. Пропаганда не делает людей идиотами,она рассчитана на них. 14. Ответ на 13, Русский Иван: Думаете, при Сталине налогов не было? Иван, а причём здесь Сталин? Я родился в год смерти Сталина, откуда мне знать. Но помню строку Высоцкого: " Было время и цены снижали... " Это про Сталина. Да, был страшный ГУЛАГ. Были и " святые мощи лет на девяносто " . (Моя родня тех времён выглядела получше). Но был и священномученик Александр Сахаров, и сонм новомучеников. Был и отец Арсений, оттрубивший там три срока. А Хрущёв получил большое наследство, но... не в коня корм, что ли. Помню, как на домах висели огромные плакаты Кукрыниксов, где за глобус тщетно цеплялся пузатый буржуй с зазубренным топором. И глобус как круговая диаграмма был закрашен красным - советским цветом, а подпись снизу обещала скорый конец капитализьму и коммунизьм к 1980 году. Для меня, младшеклассника, это было непостижимо далеко. И не дождался! Так что статья очень интересная и полезная. Но как ни читай, а диванного ехперта из меня не получиццо. :) 13. Александр А.Б. Думаете,при Сталине налогов не было?Были,да ещё какие.Мясо сдай,если нет животных,отдай деньгами.Яйцо сдай,если нет кур,отдай деньгами.Шерсть сдай,если нет баранов,отдай деньгами.И так далее..Если налоги не исполнишь,то прямая дорога в ГУЛАГ.Дикие люди асфальта не понимают одного,что это были люди одного склада ума,что один,что второй-одного ягодки поля!Недавно смотрел фото своих предков.Впечатляет!Конкретно!Мои ровесники,а выглядели лет на девяносто. " Святые мощи " !Отрезвляет!Отворачивает от доморощенных аналитиков. 12. Спасибо автору... С возрастом какие-то старые моменты почему-то часто вспоминаются. Вот и вспомнился где-то год 1964-65. Мы переехали в новую квартиру (КМЗ дал) в Кузьминках. Район был совершенно новый, поначалу не было ни дорог, ни магазинов. Я тогда ходил далеко в школу, принося на ботинках горы грязи.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/29/ka...

Разделы портала «Азбука веры» Статьи о православном воспитании детей Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 7  голосов:  4.4 из  5) Оглавление Хорошая альтернатива культурного досуга – домашняя библиотека, бумажная и электронная. Предлагаем малоизвестные произведения классиков детям, которые не будут пылиться на виртуальной книжной полке, а станут любимыми и читаемыми. Какое чтение школяры, а особенно младшеклассники, любят больше всего? Ну конечно, сказки. И именно их мы подобрали для юных читателей.  В этих историях, словами Владимира Высоцкого – «бегают фантазии на тоненьких ногах» – вечные мифологемы, старые бродячие сюжеты, аллюзии на темы Ветхого и Нового Заветов из Священного Писания, – словом, чтение поучительное, воспитывающее и небесполезное. Александр Пушкин «Жених» Эта сказка – не вполне сказка, скорее, это баллада по форме и содержанию. Вы удивитесь, узнав,  что такая искусная пушкинская стилизация  под русскую старину – не калька с отечественного фольклора, а перефраз сказки любимых с детства Братьев Гримм. Александр Сергеевич сотворил свою сказку-балладу по мотивам гриммовской истории «Жених-разбойник». Красота, напевный стихотворный размер и русскость духа  этой сказки не оставит равнодушным ни взрослого, ни ребенка. И, конечно, как и во всякой былине, здесь присутствует установка на быль событий и мудрый и вместе с тем ненавязчивый воспитательный момент. Михаил Лермонтов «Ашик-Кериб» Мы бы никогда не узнали об этой сказке автора хрестоматийных стихов «Белеет парус одинокий…», если бы не случай, а говоря языком христианства, конечно, Промысл: сказочная история почти случайно была обретена в рукописях поэта после его смерти. Эту прозаическую сказку Михаил Юрьевич создал по мотивам эпоса народов Средней Азии, Закавказья и Дальнего Востока. Сюжет истории – один из бродячих сюжетов мировой литературы – не просто увлекателен и занимателен, он поведает детям о психологии традиционных, исторически сложившихся, словом, проверенных временем и правильных – отношений жениха и невесты, а в перспективе – и о законах семейных отношений.

http://azbyka.ru/deti/skazki-protiv-kara...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010