2865 Боровск – в настоящее время уездный город Калужской губернии. О месте села Кудинова ныне напоминает часовня. 2866 Высокий-Покровский монастырь находился при р. Протве, в 1 версте от Боровска. Основан в 1410 г. В 1618 г. монастырь был приписан к Пафнутиеву Боровскому, в 1764 г. упразднен. Название «Высокий» получил по месту, которое занимал: местность эта господствует над всею окрестностью. Теперь на месте этой обители находится подгородная слобода Высоцкая. 2867 Преподобный Никита был игуменом Высоцкого Серпуховского монастыря, преемником преп. Афанасия Младшего с 1395 г. После 19-летнего управления обителью, состарившись и страдая болезнью глаз, преп. Никита семь лет жил на покое в Высоком Боровском монастыре. Оставив этот монастырь (ок. 1421 г.), преп. Никита ушел на север и основал в Костроме Богоявленский монастырь (ок. 1426 г), существующий до сих пор (с 1864 г. – женский). Здесь подвижник скончался и погребен 2868 Князь Симеон Боровский был сын Владимира Андреевича Серпуховского, скончался от моровой язвы в 1426 г. иноком с именем Саввы и положен в Троице-Сергиевом монастыре. – св. митрополит Фотий (память его празднуется 2 июля) управлял Русскою Церковью с 1408 по 1431 г. Отсюда следует, что преп. Пафнутий стал игуменом не позднее 1426 г. 2870 Василий Ярославич, князь Боровский, сын кн. Ярослава (Афанасия) Владимировича, скончался в 1483 г. 2871 Мамотяк – сын царя Ординского Могомета, царь Казанский. Нашествие, о котором здесь речь, было в 1445 г. В таком порядке события рассказаны в древнем житии преп. Пафнутия. Но происшествие это было ранее освящения храма (ок. 1448 г.) и официального открытия обители. 2874 Труд Досифея, написанный не ранее 1546 г., представляет собою нечто в роде Патерика – ряд кратких рассказов, слышанных от преп. Пафнутия, преп. Иосифа и других подвижников Волоколамского монастыря. Досифею принадлежит еще надгробное слово преп. Иосифу. 16 Иоанн Калита, сын св. кн. Даниила Александровича, был великим князем с 1328 по 1340 г. 2876 Здесь разумеется князь Димитрий Георгиевич Шемяка, отравленный в 1453 г. в Великом Новгороде. Отраву дал князю его боярин и любимец Иоанн Котов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

первого игумена, ученика своего Афанасия, который был сыном священника из Обонежской пятины и, слыша о пустынных подвигах игумена Радонежского, пришел к нему из отдаленного края и принял пострижение в Троицкой обители. С помощию благочестивого князя, новый игумен Афанасий построил в новом городе Серпухове храм и кельи монастыря, прозванного Высоцким по высокому берегу р. Нары, на котором он стоит вблизи р. Оки, в версте от города. Скоро собрались к нему ученики: первым из них был преп. Никон, будущий игумен лавры Сергиевой, присланный сюда самим Сергием, а вторым – Амос, сын знатных родителей, из Ярославской области, который при пострижении назван Афанасием. Блаж. игумен ревностно заботился о душевной пользе учеников своих, советовал им остерегаться праздности и как можно чаще заниматься чтением книг. Преп. Афанасий был другом св. митрополита Киприана, и когда Киприан, по неудовольствию великого князя Димитрия, вынужден был удалиться из Москвы в Киев и потом в Царьград, Афанасий, оставив игуменство, добровольно последовал за ним в изгнание. В Царьграде, в Предтеченской обители, старец купил себе келью и жил с несколькими учениками, занимаясь то молитвою, то списыванием книг, то делами благотворения. Святитель Киприан, возвращаясь в Москву, по приглашению преемника Димитриева, сильно упрашивал Афанасия возвратиться с ним вместе и обещал ему почести. Но смиернный старец отказался. «Келья моя дороже мне всех почестей», сказал он. Блаж. Афанасий остался в Константинополе, но и там трудился для блага Церкви Русской. В 1401 году Афанасий прислал в свою обитель списанный (и может быть и переведенный им) церковный устав, с которого снято потом много списков в России. Он прислал также несколько икон Византийского искусства, которые и теперь целы в Высоцком монастыре. Там он и почил в глубокой старости в первых годах XV века. Между тем основанная им обитель находилась под управлением ученика его Афанасия, который вел жизнь богоугодную и ум. 12 сентября 1395 года. В житии Афанасия младшего, писанном в 1698 году, сказано: «погребоша его прямо против церковных западных дверей, идеже ныне особое каменоустройство над гробом его учинился» (Филарет, «Русск. Свят.», сентябрь, стр. 54). Не канонизирован. 429. Преподобный Варлаам начальник Владычня монастыря Введения Пресвятыя Богородицы в Серпухове, иже ученик бысть святаго Алексия митрополита, преставися в лето 6800

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

18 июля 2005 г. в день обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского состоялось Патриаршее богослужение в Троице-Сергиевой Лавре, по окончании которого состоялось официальное открытие праздничных мероприятий юбилея Куликовского сражения. По окончании праздничного молебна Его Святейшество Святейший Патриарх Алексий благословил участников велопробега «Куликово Поле», организованного отделом по делам молодежи Русской Православной Церкви. Путь участников данной акции проходил по многим областям нашего Отечества и закончился на месте Куликовского сражения, куда собрались для проведения общего съезда представители молодежи из разных епархий. В тот же день начался молодежный православный фестиваль святого Димитрия Донского, проходивший в государственном музее-заповеднике «Куликово поле». 28 июля 2005 г. в день памяти равноапостольного великого Князя Владимира Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил Божественную Литургию в Соборе Николы Белого г.Серпухова и молебен святому крестителю Руси. После окончания богослужения в храме Николы Белого Святейший Патриарх Алексий возглавил крестный ход с образом Богородицы «Взыскание погибших» в Высоцкий мужской монастырь. В Покровском храме Патриарх Алексий поклонился чудотворной иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша», а затем святым мощам преподобного Афанасия Высоцкого Младшего, почивающим в храме, и Распятию с частицей древа животворящего Креста Господня. В Высоцком монастыре Предстоятель Русской Церкви возжег неугасимую лампаду у места захоронения воинов, павших в Куликовской битве, и совершил заупокойную литию об их упокоении, перед которой обратился с приветственным словом к присутствующим. Затем Святейший Патриарх освятил знамя созданного при Высоцкой обители военно-патриотического клуба во имя св. князя Владимира Андреевича Храброго. 22 августа 2005 года в Новом Манеже открылась художественная выставка, на которой были представлены работы, посвященные теме битвы на Куликовом поле. На церемонии открытия экспозиции присутствовал Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий направил письменное приветствие ее организаторам и участникам.

http://patriarchia.ru/db/text/73965.html

Будничные службы 6:00 — Утренние молитвы. Полунощница. Утреня. 8:00 — Исповедь. Часы. Литургия. По окончании Литургии служатся панихида и заказные молебны. 17:00 — Вечерня. Рядовой акафист. Службы в воскресные и праздничные дни совершаются 8:00 — Исповедь. Часы. Литургия. По окончании Литургии совершается водосвятный молебен пред чудотворной иконой Божией Матери " Неупиваемая Чаша " . Начало Всенощного Бдения накануне воскресных и праздничных дней в 17:00 часов. По пятницам в 17:45 часов служится братский молебен с Акафистом преподобному Афанасию Высоцкому (Младшему). 21.00 – повечерие (для братии), вечерние молитвы для паломников. По воскресеным дням в 17:45 часов совершается братский молебен с Акафистом перед чудотворной иконой Божией Матери " Неупиваемая Чаша " . Имеется возможность заказать поминовение на молебне перед иконой Божией Матери " Неупиваемая Чаша " на полгода, год или на 40 дней подряд, поминовение " о здравии " и " о упокоении " на 40 дней, полгода, год и т.д. Монастырь принимает паломников на несколько дней (обязательно наличие паспорта). Большие группы паломников принимаются по предварительной договоренности. Экскурсии для паломнических групп проводятся по окончании молебна до 14.00 (по предварительному заказу в иконной лавке). Братия монастыря познакомят Вас со святынями, архитектурой и достопримечательностями Высоцкой обители. Где можно поесть На территории монастыря, в колокольне, есть небольшая чайная, где можно быстро и недорого попить чай или кофе и перекусить. В наличии всегда есть свежая монастырская выпечка. С 12.00 до 14.00 вы можете полноценно пообедать в трапезной паломнического корпуса. Проживание Остановиться в Высоцком монастыре на несколько дней (не более 3-х суток) можно в паломническом корпусе. Большие группы паломников принимаются по предварительной договоренности по тел.: 8 (4967) 72 81 48 . В паломническом корпусе есть многоместные кельи и кельи для отдельного проживания со всеми удобствами. Пожертвование за проживание (сутки):160 руб., обед – 100 руб., ужин - 90 руб.

http://azbyka.ru/palomnik/Высоцкий_монас...

В тот же день начался молодежный православный фестиваль святого Димитрия Донского, проходивший в государственном музее-заповеднике «Куликово поле». 28 июля 2005 года, в день памяти равноапостольного великого князя Владимира, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил Божественную литургию в Соборе Николы Белого города Серпухова и молебен святому крестителю Руси. После окончания богослужения в храме Николы Белого Святейший Патриарх Алексий возглавил крестный ход с образом Богородицы «Взыскание погибших» в Высоцкий мужской монастырь. В Покровском храме Патриарх Алексий поклонился чудотворной иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша», а затем святым мощам преподобного Афанасия Высоцкого Младшего, почивающим в храме, и Распятию с частицей древа животворящего Креста Господня. В Высоцком монастыре Предстоятель Русской Церкви возжег неугасимую лампаду у места захоронения воинов, павших в Куликовской битве, и совершил заупокойную литию об их упокоении, перед которой обратился с приветственным словом к присутствующим. Затем Святейший Патриарх освятил знамя созданного при Высоцкой обители военно-патриотического клуба во имя святого князя Владимира Андреевича Храброго. 22 августа 2005 года в Новом Манеже открылась художественная выставка, на которой были представлены работы, посвященные теме битвы на Куликовом поле. На церемонии открытия экспозиции присутствовал управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий направил письменное приветствие ее организаторам и участникам. 7 сентября 2005 года в городе Коломне — историческом месте сбора русских войск, шедших на битву в устье Дона и Непрядвы, — состоялась конференция, под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, посвященная празднуемому юбилею. Святейший Патриарх Алексий направил свое приветствие участникам и организаторам конференции. 8 сентября центром празднования 625-летия Куликовской битвы стала древняя Коломна. Торжества возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . В Успенском кафедральном соборе Первосвятителю сослужили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископ Можайский Григорий, епископ Видновский Тихон, епископ Сергиево-Посадский Феогност, епископ Илиан и многочисленное духовенство.

http://patriarchia.ru/db/text/1501491.ht...

Святейший Патриарх Алексий возглавил крестный ход к Высоцкому монастырю, где на месте захоронения воинов, павших в Куликовской битве совершил заупокойную литию 28 июля 2005 г. 13:02 Совершающий Первосвятительский визит в Серпухов Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий после окончания богослужения в храме Николы Белого возглавил крестный ход с образом Богородицы «Взыскание погибших» из этого храма в Высоцкий мужской монастырь. Затем Предстоятель Русской Церкви осмотрел храмы обители, в частности, Зачатьевский собор и Покровский храм. Святейшего Патриарха Алексия сопровождали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий и глава Серпухова П.В. Жданов. В Покровском храме Патриарх Алексий поклонился чудотворной иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша» , а затем святым мощам преподобного Афанасия Высоцкого Младшего , почивающим в храме, и Распятию с частицей древа животворящего Креста Господня. Со словом к Святейшему Патриарху Алексию обратился митрополит Ювеналий, который, в частности, отметил, что после того, как в Серпухове возродилась монастырская жизнь, возобновилось и повсеместное почитание иконы Божией Матери, находящейся в Высоцкой обители, — чудотворного образа «Неупиваемая чаша». Паломники со всей России и из других стран съезжаются к этому чтимому образу помолиться об исцелении недугов и, прежде всего, об излечении от наркотической и алкогольной зависимости. Митрополит Ювеналий преподнес в дар Патриарху Алексию список иконы «Неупиваемая чаша». В Высоцком монастыре Предстоятель Русской Церкви возжег неугасимую лампаду у места захоронения воинов, павших в Куликовской битве, и совершил заупокойную литию об их упокоении, перед которой обратился с приветственным словом к присутствующим. Затем Святейший Патриарх освятил знамя созданного при Высоцкой обители военно-патриотического клуба во имя св. князя Владимира Андреевича Храброго. После этого Патриарх Алексий направился в серпуховский Владычный женский монастырь. Историческая справка Серпуховский Высоцкий мужской монастырь — один из самых древних монастырей Руси. Он входит в число девяти обителей, основанных самим «игуменом земли Русской» преподобным Сергием Радонежским. Время его возникновения относится к 1373 году. Первые настоятели обители, прославленные в сонме Радонежских святых, преподобные Афанасий Высоцкий Старший, Афанасий Высоцкий Младший и Никита Серпуховской, являлись учениками преподобного Сергия. Основание монастыря связано также с именем благочестивого князя Владимира Андреевича Донского (Храброго) — героя Куликовской битвы, сподвижника и двоюродного брата святого благоверного князя Димитрия Донского. Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/30174.html

Радуйся, во Едином Бозе всю сладость жития полагати вразумляяй. Радуйся, приятное благоухание духовнаго умиления. Радуйся, обитель Высоцкую и град Серпухов молитвою твоею облагоухавый. Радуйся, делателю благий, в мале верный, над многим поставленный. Радуйся, в радость Господа твоего вшедый. Радуйся, преподобне отче наш Афанасие, Высоцкий чудотворче. Кондак 7 Хотящу Всевышнему Мироправителю призвати праведника своего в Небесныя Скинии по немалых летех во игуменстве пребывша, на кончину изнеможение старческое и скорбь телесе приял еси, преподобне, якоже Иов оный не преставая благословляти Господа и пети Ему: Аллилуиа. Икос 7 Ново и необычайно течение совершил еси жития твоего, святче Божий, в мире сем чуждо всякия скверны греховныя, сего бо ради аще и умерл еси на земли плотию, но душею в вышнем селении всегда жив сый, нам же, во святей обители твоей живущим, теплым твоим ходатайством пособствуеши, вопиющим к тебе таковая: Радуйся, Ангелов подобниче и человеков красото. Радуйся, святости и чистоты крине благоуханный. Радуйся, терпением твоим с многострадальным Иовом сравнивыйся. Радуйся, болезньми многими здравие души стяжавый. Радуйся, жителю Божественнаго селения. Радуйся, достигий вечнаго упокоения. Радуйся, всесветлаго Царствия Христова наследниче. Радуйся, Иерусалима Горняго граждане. Радуйся, преподобне отче наш Афанасие, Высоцкий чудотворче. Кондак 8 Слышавши убо о блаженней кончине твоей, премилостивый, обители твоея братия и многия люди собрашася на успение твое; многотрудное тело твое достодолжно с чинопением честно провождающе, погребоша оное во гробе, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа. Икос 8 Весь сладость и желание тебе, преблаженне, бысть Христос Иисус, егда в житии сем молитву Его не преставал еси повторяти; и в преселении твоем от земных в небесная истее причастился, отче, сладости и желания в невечернем дни Царствия Его. О сем ведуще и о таковом блаженном успении твоем радующеся, сия достойныя тебе приносим глаголы: Радуйся, святче Божий, свято и праведно жизнь земную совершивый.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Никита был игуменом Высоцкого Серпуховского монастыря, преемником преп. Афанасия Младшего с 1395 г. После 19-летнего управления обителью, состарившись и страдая болезнью глаз, преп. Никита семь лет жил на покое в Высоком Боровском монастыре. Оставив этот монастырь (ок. 1421 г.), преп. Никита ушел на север и основал в Костроме Богоявленский монастырь (ок. 1426 г.), существующий до сих пор (с 1864 г. — женский). Здесь подвижник скончался и погребен. Симеон Боровский был сын Владимира Андреевича Серпуховского, скончался от моровой язвы в 1426 г. иноком с именем Саввы и положен в Троице-Сергиевом монастыре. — св. митрополит Фотий (память его празднуется 2 июля) управлял Русскою Церковью с 1408 по 1431 г. Отсюда следует, что преп. Пафнутий стал игуменом не позднее 1426 г. монастырь стоит при впадении р. Истремы в р. Протву. Иона занимал митрополичью кафедру с 1448 по 1461 г. Память его празднуется 31 марта. Таким образом освящение храма обители было не ранее 1448 г. Ярославич, князь Боровский, сын кн. Ярослава (Афанасия) Владимировича, скончался в 1483 г. сын царя Ордынского Магомета, царь Казанский. Нашествие, о котором здесь речь, было в 1445 г. В таком порядке события рассказаны в древнем житии преп. Пафнутия. Но происшествие это было ранее освящения храма (ок. 1448 г.) и официального открытия обители. князь Bacuлuй II Васильевич Темный княжил с 1425 по 1462 г. в настоящее время уездный город Владимирской губ. преп. Иосифа празднуется 9 сентября. Досифея, написанный не ранее 1546 г., представляет собою нечто в роде Патерика — ряд кратких рассказов, слышанных от преп. Пафнутия, преп. Иосифа и других подвижников Волоколамского монастыря. Досифею принадлежит еще надгробное слово преп. Иосифу. Калита, сын св. кн. Даниила Александровича, был великим князем с 1328 по 1340 г. ( < < back) то же, что и чесотка, зуд. ( < < back) разумеется князь Димитрий Георгиевич Шемяка, отравленный в 1453 г. в Великом Новгороде. Отраву дал князю его боярин и любимец Иоанн Котов. ( < < back) (Санин) упоминается архимандритом Симоновским в 1502 г. В 1506 г. он был посвящен в епископа Ростовского. — Симонов монастырь основан ок. 1370 г. преп. Сергием Радонежским по поручению великого кн. Димитрия Донского. С первоначального места построения (слобода Старое Симоново) монастырь вскоре перенесен был на нынешнее его место — на высоком берегу р. Москвы на южной окраине города. Первым игуменом монастыря был племянник преп. Сергия Феодор (после архиеп. Ростовский, 1395 г.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

25 сентября 1995 года в связи с празднованием 600-летия преставления преподобного Афанасия Высоцкого Младшего и 650-летия города Серпухова я посетил этот древний град, а также Высоцкий и Владычный монастыри, восстанавливаемые из руин жертвенным трудом насельников и прихожан. С 16 по 24 ноября 1995 года я находился с официальным визитом в Германии по приглашению Германской Епископской Конференции Римско-Католической Церкви, Евангелической Церкви Германии и Берлинской епархии Московского Патриархата. Предстоятель Русской Православной Церкви впервые в истории посетил немецкую землю. Одной из основных целей визита было желание отдать долг памяти погибшим на этой земле нашим соотечественникам и засвидетельствовать в год полувекового юбилея окончания войны добрую волю нашей Церкви, представляющей народы, с которыми некогда воевал народ Германии. Обращаясь к немецким братьям и сестрам, я призывал их к построению отношений между нашими народами на основе полного примирения, взаимного доверия и уважения. В рамках этого визита я посетил приходы Берлинской епархии, расположенные в Берлине, Потсдаме, Дрездене, Гифхорне, а также ставропигиальный приход в Дюссельдорфе. 4 апреля 1996 года я прибыл в Санкт-Петербург специально, чтобы возглавить торжественную церемонию подписания Акта о возвращении Александро-Невской лавры Русской Православной Церкви. 26-27 апреля того же года состоялся Патриарший визит в Майкопскую епархию. В ходе этого визита имели место встречи с высшим руководством Республики Адыгея и местными исламскими духовными лидерами. С 27 апреля по 1 мая 1996 года я посетил Грузию и Армению, где разделял братское общение со Святейшим Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II и Святейшим Верховным Патриархом и Католикосом всех армян Гарегином I, духовенством и верующими Грузинской Православной и Армянской Апостольской Церквей. Состоялись встречи с Президентами Грузии и Армении Э. А. Шеварднадзе и Л. Тер-Петросяном, другими государственными деятелями, общественностью двух стран.

http://sedmitza.ru/lib/text/429316/

Над братской могилой он воздвиг прекрасный белокаменный собор в честь Зачатия Пресвятой Богородицы святой праведной Анной, как память о великой победе русского воинства в Куликовской битве. Через восемь лет после первого посещения, весной 1381 года преподобный Сергий вместе со святителем Киприаном вновь прибыл в Серпухов к князю Владимиру Андреевичу, чтобы крестить его сына Иоанна и освятить построенные в камне Зачатьевский собор и тёплую Покровскую трапезную церковь. За богослужением преподобного Афанасия Старшего возвели в сан игумена, а будущего его преемника по настоятельству Афанасия Младшего рукоположили в сан иеродиакона. Эта встреча святых мужей в стенах Высоцкого монастыря имела впоследствии большое значение. Митрополита Киприана и преподобного Сергия объединяла одна цель - духовное возрождение Руси. Эта великая идея могла осуществиться лишь при активном содействии князя Владимира Андреевича - человека высокой культуры, широкого ума и глубокой духовной жизни и, что немаловажно, бывшего вторым лицом в Московском княжестве после великого князя Димитрия и имевшего колоссальный авторитет среди всех слоёв русского народа. Высоцкий монастырь с момента своего возникновения сразу же стал значительным культурным центром. Серпуховский князь " кельи устроил, и всех потребных довольно исполнив и иконами, и книгами, и освященными сосудами... " Сам преподобный Афанасий был известен не только как человек добродетельный и образованный, но и как искусный мастер книжного дела. При нём в монастыре была организована превосходная мастерская письма, в которой писцы работали над созданием и переписыванием книг. Как уже было сказано, к 1382 году в Высоцкой обители были построены: белокаменный соборный храм в честь Зачатия Пресвятой Богородицы, тёплая каменная церковь Покрова с трапезной, деревянные настоятельские покои и кельи для братии. Окружала эти постройки рубленая крепостная стена на земляном валу, опоясанная рвом. Таким образом, за восемь лет при активном содействии князя монастырь был красиво устроен и основательно укреплён, о чём житие преподобного Сергия Радонежского повествует: " В мале времени Божиею благодатью устроен бысть монастырь зело красен, общее житие изрядно, и прозвася именем Высокое.

http://sobory.ru/article/?object=00621

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010