А. вел. кн. Василием I, стремившимся в лице боровско-серпуховского князя обрести надежного и полезного союзника. В. А. также принадлежала 1/3 московских налогов и пошлин. Он владел двором в Кремле, а за его стенами - большим двором «на трех горах» на берегу р. Москвы (в XIX в. здесь будет основана «Трехгорная мануфактура»), по-видимому, этот двор был постоянной резиденцией серпуховского князя в Москве. Двор обслуживали жители расположенного неподалеку с. Кудрина и относившихся к Кудрину многочисленных деревень, стоявших вблизи совр. Никитских ворот, Новинского пер., Тверской ул. и Ленинградского просп. После смерти В. А. его вдова кнг. Елена передала Кудрино митрополичьей кафедре как заупокойный вклад по мужу. Помимо названных дворов, села и деревень В. А. принадлежали в Москве и ее округе др. дворы, сады, мельницы и различные угодья. По размерам своих владений В. А. мог соперничать со мн. самостоятельными князьями Сев.-Вост. Руси. Однако владения московского вел. князя росли еще быстрее и во много раз превосходили владения младшего родственника, что в конечном счете постоянно удерживало В. А. на положении вассала московского вел. князя. В. А. Кучкин Почитание В XVII-XIX вв. В. А. почитался в серпуховском Высоцком мон-ре как местночтимый святой, о чем свидетельствуют памятники агиографии и иконографии, связанные с этой обителью. В. А. с нимбом вокруг головы изображен на миниатюре из вкладной книги Высоцкого мон-ря 1648 г. (СГИХМ. 1673. Л. 10). В «Слове о житии преподобнаго отца нашего Афанасия Высоцкаго и о ученике его игумене Афанасие» (РГБ. Унд. 288, 1697 г.), созданном в Чудовом мон-ре и в мае следующего года переписанном в Высоцкой обители (СГИХМ. КП 1692/СТ 78), о В. А. говорится: «Благоверный князь Владимир Андреевич по усердию своему созда церковь каменну и трапезу братии с церковию теплою» (КП 1692/СТ 78. Л. 50). На заставке в тексте службы прп. Афанасию Высоцкому Младшему , а также на рисунке пером, предваряющем «Слово о житии преподобнаго отца нашего Афанасия Высоцкаго» в сборнике нач.

http://pravenc.ru/text/159088.html

176 В рукописных святцах сказано об Афанасии младшем: «Преп. Афанасий игумен Высоцкого Зачатского монастыря, иже в Серпухове, новый чудотворец, ученик преп. Афанасия, дивного ученика преп. Сергия, что после был в Царьграде и тамо преставися». 178 В рукописных святцах сказано: «Преп. Сергия уче ницы преподобнии отцы, Савва и Леонтий, начальницы быша Стромынскаго монастыря благословением Сергия чудотворца». Из последних слов видно, что оба они были поставлены самим Сергием. Со времени основания Стромынского монастыря до преставления преподобного Сергия протекло 13 или 14 лет; должно полагать, что Леонтий не долго был игуменом и выбыл куда-либо в другой монастырь, а Савва был его преемником в управлении обителью, в ней скончался и погребен. Святостью жизни он более прославился чем Леонтий, и потому имя его в списке учеников Сергиевых поставлено выше Леонтьева, и чтилось в XVII веке. На месте Стромынского монастыря стоит теперь село Стромынь на дороге Стромынке, лежащей между Ярославской и Владимирской шоссейными дорогами. Там подле древнего Успенского храма, в особой часовне почивает под спудом преп. Савва Стромынский, который на иконах изображается кривым, с закрытым правым глазом.. 179 Местность монастыря Дубенского, упраздненного в 1764 году: на границах Владимирской и Тверской губернии, в Александровском уезде, на берегу реки Дубны, в пустоши Шавыкиной, принадлежащей ныне помещику П. Н. Аксакову , находится остров длиной, от севера к югу, около 2 верст, шириной до 200 сажень, образуемый с северной стороны речкой Дубенкой, вытекающей из р. Дубны, с востока самой Дубною, с юга речкой Вытраскою, а с запада речкой Быстрицею. Здесь на холме, близь берега Быстрицы, под тенью нескольких вековых сосен, видны следы гряд, высохший прудок, несколько могил, обросших травою, и две часовни на месте прежде бывших храмов Успенского Дубенского монастыря; в одной из них сохраняются обветшалые иконы, а другая стоит уже в развалинах. Сюда ежегодно приносится из Спасо-Кубежского погоста чудотворная Иверская икона Богородицы, которая прежде стояла в церкви бывшего здесь монастыря (Моя статья: «Несколько слов об Успенском Дубенском монастыре», в Чтен. Моск. Ист. Общ. 1860, I, отд. I. 45–50.)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Представляются как жизнеописание подвижника, так и документы, на основании к-рых оно было составлено: все архивные копии, медицинские свидетельства исцелений, свидетельства архипастырей, пастырей и мирян о благочестивой жизни и благодатной помощи подвижника, явленной при его жизни и (или) по смерти. Особо тщательно должен быть освещен вопрос о почитании подвижника народом. Недопустима публикация непроверенных материалов, связанных с жизнью, подвигами и страданиями клириков и мирян РПЦ. Подобные свидетельства должны по благословению правящего архиерея проверяться на местах. В решении Синода отмечается недопустимость практики сбора подписей в епархиях за К. тех или иных лиц. Мощи канонизированных подвижников могут быть обретены только по благословению патриарха; о результатах обретения св. мощей правящий архиерей должен докладывать патриарху. Мощи неканонизированных подвижников не должны выставляться для почитания в храмах. Блж. Матрона Московская. Икона (Покровский жен. мон-рь) Блж. Матрона Московская. Икона (Покровский жен. мон-рь) Архиерейский Собор 2004 г. причислил к лику святых для общецерковного почитания 14 подвижников веры и благочестия: прп. Афанасия Высоцкого Младшего , Серпуховского чудотворца († 1395); прп. Феодора (Ушакова) Санаксарского; прав. воина Феодора Ушакова ; прп. Василиска Сибирского († 1824); прп. Зосиму (Верховского) ; блж. Андрея Симбирского (Огородникова, † 1841); прп. Пимена (Мясникова) ; прп. Александру Дивеевскую (Мельгунову) ; прп. Марфу (Милюкову) Дивеевскую; прп. Елену (Мантурову) ; блж. Пелагию Серебрянникову ; блж. Параскеву Дивеевскую († 1915); блж. Марию Дивеевскую (Федину, † 1931); блж. Матрону Никонову Московскую. Решением Архиерейского Собора 2008 г. к лику святых для общецерковного почитания были причислены: свт. Антоний (Смирницкий) , архиеп. Воронежский; свт. Иоанн (Максимович) († 1966), архиеп. Шанхайский и Сан-Францисский; преподобные жены игум. Иулиания († 1393) и Евпраксия († кон. XIV - нач. XV в.) Московские. За период 1989-2011 гг.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Дело доброго князя, как и всякого доброго начальника, заботиться и о своей душе, и о спасении поручаемых смотрению его. Так думал добрый Серпуховский князь Владимир Андреевич. Основав Серпухов, он счел нужным устроить в новом городе монастырь как училище благочестия христианского и всего доброго. Он пригласил к себе преподобного Сергия с тем, чтобы взял с собою ученика своего Афанасия, открыл святому старцу свои мысли о монастыре и просил совета его. Святой старец благословил желание доброго князя и вместе с князем осмотрел место будущей обители. Место называлось Высоким и отвечало своему имени. Оно было на возвышенном берегу реки Нары и вблизи реки Оки, в лесу, в версте от города. Святой старец благословил место, и лес был очищен. Декабря 2-го 1373 года преподобный Сергий заложил храм обители в честь Зачатия Богоматери святою Анною и основал общежительную обитель. Князь просил, чтобы Афанасий оставлен был в строителя и игумена новой обители. Не хотелось святому старцу расставаться с любимым учеником, а еще более не хотелось блаженному Афанасию расстаться с дивным наставником; но так угодно Господу, сказал Сергий и, пробыв несколько дней в беседах с князем и новым игуменом, оставил Афанасия в Серпухове 416 . Афанасий с помощью благочестивого князя построил келью и храм. Скоро собрались к нему братья. Преподобный Сергий прислал к нему Никона, будущего игумена лавры. Это был первый инок Серпуховской; он скоро удостоен здесь иеромонашества, но недолго пробыл в новой обители. По благословению Афанасия пошел он посетить преподобного Сергия, и Сергий оставил его в своей обители. Затем поступил будущий преемник основателя обители. Сын знатных родителей Ярославских, Амос, явился с горячим усердием к иноческим подвигам; преподобный игумен постриг его в иночество с именем Афанасия. На седьмом году пребывания в обители и на третьем году иночества младшего Афанасия набожный князь Владимир построил в обители каменный собор Богоматери и при братской трапезе теплый храм. При освящении главного храма младший Афанасий посвящен был в иеродиакона. Храм освящен был блаженным Киприаном митрополитом. Конечно после этого личного свидания митрополит писал игумену Афанасию обширное послание с разными наставлениями, по просьбе самого Афанасия 417 . Игумен, основатель обители, ревностно заботился о духовном совершенстве детей своих. Обитель была общежительная. Игумен строго наблюдал за благочинием в храме и за жизнью келейною братий. Он часто предлагал поучения. По его правилам иноки его должны хранить чистоту души и тела, иметь кроткую поступь, взор потупленный, голос негромкий, умеренность в пище и питье, власяную одежду, как можно меньше быть в праздности и как можно чаще заниматься чтением книг. «Доныне, – говорит известие 1698 года, – доброписания руки его в монастыре Высоцком обретаются». Ныне известна книга Никона Черногорца, писанная в 1381 году, «при игумене грешном Афанасии», по его благословению 418 . Преподобный игумен управлял Высоцкого обителью до 11 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Погребоша прямо против церковных западных дверей, идеже ныне особое каменоустройство над гробом его учинися», – говорит известие 1698 года. В рукописных святцах сказано: «Преподобный Афанасий, игумен Высоцкого Зачатского монастыря, иже в Серпухове, новый чудотворец, преставися в лето 6904 сентября в 12 день, ученик преподобного Афанасия, дивного ученика преподобного Сергия, что после был в Царьграде и тамо преставися». По повествованию 1698 года, во время самого погребения младшего Афанасия, брат, не пошедший на погребение по презорливому нерадению, поражен был болезнью и, придя в себя пред гробом, исцелился. Затем не раз видали преподобного ходящим с кадильницею по гробам или с горящими свечами в руках. Во время нападения Крымских татар на Серпухов и неприятели и свои из города видели старца на белом коне с жезлом в руке, смуглого лицом и с густою, черною бородою; выехав из обители, из которой однако иноки еще прежде все удалились, старец объехал стан врагов и потом с угрожающим видом устремился на врагов. Это навело такой страх на орду, что она мгновенно бросилась бежать прочь от города. Преставление преподобного Вассиана Тиксенского Преподобный Вассиан, в мире Василий, из села Стрелицы, что близ Тотьмы, в мирском быту был швецом, вступал в брак и имел двух сыновей. Потом, в Тотемской обители приняв монашество, года два провел в подвигах послушания под смотрением настоятеля Ферапонта. Ревнуя же о высшем совершенстве, по благословению настоятеля поселился в 50 верстах от Тотьмы на реке Тиксне при храме святителя Николая. Сперва жил он здесь на паперти храма, потом упросил причт и окрестных жителей уступить ему место в 20 саженях от храма для хижины. Ему поставили келью, и он начал уединенно подвизаться в посте и молитве. Это было в 1594 году. Он приходил в храм на каждую службу его, а в келлие совершал иноческое правило. По благословению наставника своего Ферапонта возложил он на тело свое вериги, на плечи цепь, на чресла – железный обруч, а на голову под куколем надел железную шапку.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

находил прп. Евфимий — к собору, составленному преимущественно из старцев подвижников, приобщить юношу по возрасту, требующего иногда отдельного руководства. Так, вероятно, рассуждал и прп. Сергий о юном Никоне. Он решился испытать его в подвиге послушания и смирения. Предвидя же его будущую судьбу, он хотел, чтобы тот, кому суждено младшему начальствовать над старейшими подвижниками Лавры, явился им по крайней мере не юношею, а уже в пресвитерском сане». (Житие прп. Никона, сост. Филаретом, митр. Московским, стр. 4). Афанасий Высоцкий, строитель Серпуховского Высоцкого монастыря, был одним из самых любимых учеников преп. Сергия. преподобного Сергия последовала 26 сентября 1392 года. Дубенский (впоследствии Звенигородский или Сторожевский). Память его — 3 декабря. Эдигея было в конце 1408 года. Никоне Сергиева обитель приобрела несколько земель, то вкладами, то покупкою. Заботливостью Никона обитель богатела и духовным богатством. При нем и по его указаниям, в Сергиевой обители, кроме нескольких Богослужебных книг списаны были: два списка «Лествицы» с главами Григория Синаита, поучения Аввы Дорофея, «Диоптра» Филиппа пустынника с ответами Аввы Варсонофия и с наставлениями Исихия. (Опис. Серг. Лавры, стр. 155, 156 и др.). мощей преподобного Сергия последовало спустя 30 лет по преставлении святого — 5 июля 1422 года; в память чего и было установлено празднование. церковь, стоявшая над мощами преп. Сергия, была перенесена на новое место (где теперь церковь Сошествия Св. Духа), и в ней были поставлены святые мощи, пока строилась каменная церковь. каменная церковь во имя св. Троицы, построенная преподобным Никоном и есть доныне существующий Троицкий собор. Никон построил Троицкий собор при содействии почитателей памяти преп. Сергия между князьями и боярами. Главным между этими почитателями, наиболее содействовавшим Никону в построении церкви, был крестный сын или крестник преп.Сергия — князь Звенигородско-Галичский Юрий Дмитриевич (сын Донского). [Начав строить церковь в 1422-м или 1423-м году, преп. Никон строил и устроял ее почти до самой своей кончины].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Высоцкий монастырь в то время находился на южной окраине московских земель — там, где Русская земля граничила с «диким полем», со степями кочевников. Поэтому часто обитель использовалась княжескими войсками как крепость. Не раз монастырь подвергался разорению от татар. В 1571 году он был сожжен войсками крымского хана Девлет-Гирея во время его похода на Москву... Расцвет монашеской жизни в Высоцком монастыре случился в XIX веке. Именно здесь в 1823-1826 годах подвизался знаменитый Авель Прорицатель, предрекший скорую кончину императору Александру I и восстание декабристов на Сенатской площади. После революции Высоцкий монастырь был закрыт. На его территории размещались казармы, склады, гаражи, коммунальные квартиры. В 1991 году Высоцкий монастырь был возвращен Церкви, начались восстановительные работы. А в 1994 году были обретены святые мощи второго настоятеля обители — преподобного Афанасия Младшего. Монастырь известен своим чудотворным образом «Неупиваемая Чаша», к которому с молитвой обращаются страдающие различными зависимостями люди. Многие приезжают сюда, чтобы получить помощь. Основание Стромынского Успенского монастыря также связано с именами учеников Преподобного Сергия — преподобных Саввы и Леонтия. Монастырь располагался на дороге из Москвы в Суздаль, в местечке Стромынь, на высоком берегу реки Дубенки (отсюда второе название — Дубенский монастырь). Обитель была построена на средства князя Дмитрия Донского, давшего обет в случае благополучного исхода битвы с татарами основать монастырь 8 . Когда первый игумен монастыря, преподобный Савва Стромынский, скончался, место настоятеля занял преподобный Леонтий. В течение двухсот лет Стромынский монастырь имел особый статус в Московском княжестве — в летописях он упоминается как «государево богомолье». Стромынская обитель не сохранилась до наших дней — она была упразднена в ходе секуляризации церковных земель при Екатерине II. В XIX веке недалеко от закрывшегося монастыря была построена Успенская приходская церковь, куда передали главную святыню монастыря — чудотворную Кипрскую икону Божией Матери.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Затем поступил будущий преемник основателя обители. Сын знатных родителей ярославских, Амос явился с горячим усердием к иноческим подвигам; преп. игумен постриг его в иночество с именем Афанасия. На седьмом году пребывания в обители и на третьем году иночества младшего Афанасия набожный князь Владимир построил в обители каменный собор Богоматери и при братской трапезе теплый храм. При освящении главного храма младший Афанасий посвящен был в иеродиакона. Храм освящен был бл. Киприаном митрополитом. Конечно, после этого личного свидания митрополит писал игумену Афанасию обширное послание с разными наставлениями, по просьбе самого Афанасия. 70 Игумен – основатель обители ревностно заботился о духовном совершенстве детей своих. Обитель была общежительная. Игумен строго наблюдал за благочинием в храме и за жизнью келейною братий. Он часто предлагал поучения. По его правилам иноки его должны хранить чистоту души и тела, иметь кроткую поступь, взор потупленный, голос не громкий, умеренность в пище и питье, власяную одежду, как можно меньше быть в праздности и как можно чаще заниматься чтением книг. Сам преп. игумен много занимался списыванием книг. «Доныне, говорит известие 1698 г., доброписания руки его в монастыре Высоцком обретаются». Ныне известна книга Никона черногорца, писанная в 1381 г. «при игумене грешном Афанасии», по его благословению. 71 Преподобный игумен управлял Высоцкою обителию до 11 лет. Когда митрополит Киприан в начале 1383 г. вынужден был удалиться из Москвы в Киев, то он писал к духовному другу своему Афанасию о намерении искать защиты у патриарха. «Ты же, говорил святитель, прилежи своей пастве, ведый, яко о них воздаси слово; аще ли кто не послушает, о том больше прилежи и учи, веси бо слово Господне, – мало временна жизнь наша. Отпиши же ко мне», чтобы имел я сведения о положении дел. 72 Летопись говорит: «с ним (с м. Киприаном) отправился в Киев высоцкий серпуховской игумен Афанасий». 73 Это значит, что неудовольствия поднятые против Киприана, коснулись и искренно преданного ему игумена и блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

77 С его устава списывали потом списки в России. 78 Летопись называет пр. Афанасия добродетельным, учительным, знающим св. писание и прибавляет: «о том поныне свидетельствуют писания его». 79 По этим словам несомненно, что пр. Афанасий писал назидательные сочинения. Таким образом преп. Афанасий и в Константинополе трудился для св. русской церкви так, как не многие трудились в России. Известие 1698 г. говорит, что пр. Афанасий прислал из Константинополя в Высоцкую обитель «7 икон поясных окладных» и еще 3 иконы. «И ныне, прибавляет тоже известие, те иконы в той обители в храме пресв. Богородицы над царскими дверьми, 7 икон, стоят, от всех зримы и чествуемы поклонением». 80 Вероятно в том же 1401 г., в котором писан был пр. Афанасием церковный устав, опочил он от трудов своих в константинопольской обители. 81 Пред удалением из обители Высоцкой пр. Афанасий сам назначил в преемника себе по обители ученика своего Афанасия. Младший Афанасий оправдал все благие надежды на него. Он умножил число братий в обители, вел жизнь подвижническую и побуждал братию к жизни достойной звания иноческого; пред кончиною своею он долго был болен и преставился 12 сент. 6904 (1395 г.) «Погребоша прямо против церковных западных дверей, идеже ныне особое каменоустройство над гробом его учинися»; говорит известие 1698 г. В ркп. святцах сказано: «пр. Афанасий, игумен высоцкого Зачатского монастыря, иже в Серпухове, новый чудотворец, преставился в л. 6904 сент. в 12 д. ученик преп. Афанасия, дивного ученика преп. Сергия, что после был в Царьграде и тамо преставился». По повествованию 1698 г. во время самого погребения младшего Афанасия брат, не вошедший на погребение, по презорливому нерадению, поражен был болезнью и, придя в себя пред гробом, исцелился. Затем не раз видали преподобного ходящим с кадильницею по гробам или с горящими свечами в руках. Во время нападения крымских татар на Серпухов и неприятели и свои из города видели старца на белом коне с жезлом в руке, смуглого лицом и с густою, черною, бородою; выехав из обители, из которой однако иноки еще прежде все удалились, старец объехал стан врагов и потом с угрожающим видом устремился на врагов. Это навело такой страх на орду, что она мгновенно бросилась бежать прочь от города. Преставление пр. Вассиана тиксенского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1878 году при настоятеле Мелетии I в память 500-летия обители над местом погребения преподобного Афанасия Младшего вместо деревянной церкви, построенной в 1697 году на пожертвования бояр Нарышкиных, был воздвигнут величественный храм во имя преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского. В 1896 году на средства фабриканта Н. Н. Коншина по проекту известного русского архитектора Р. И. Клейна был построен в византийском стиле храм во имя Всех Святых с семейной усыпальницей храмоздателя в нижнем этаже. В то время в Высоцком монастыре находилось немало святынь, достойных внимания. В Зачатьевском соборе - это семь икон прекрасного пеисьма, присланных из Царьграда в 1395 году преподобным Афанасием Старшим для Деисусного ряда иконостаса Зачатьевского собора. Сейчас шесть икон находятся в Третьяковской галерее и одна в Русском музее Санкт-Петербурга. Также в соборе находилась храмовая икона Зачатия Пресвятой Богородицы с частицами мощей святых праведных Иоакима и Анны; икона была покрыта серебряно-позлащённой ризой (весом около 25 кг). Венец Богоматери был украшен алмазами. Налево от Царских врат находился Тихвинский образ Божией Матери в серебряной, вызолоченной ризе, которая усердием боярыни Мелании Тимофеевны Нарышкиной в 1697 году была обильно украшена стразами и драгоценными камнями. На ней также были многочисленные привесы, что свидетельствовало о почитании иконы. Рядом была икона Знамения Божией Матери, покрытая сплошным серебряным вызолоченным окладом, весом около 20 кг, изготовленная серпуховским гражданином А. И. Ивакиным. Эта икона первой половины XVII века была замечательна своим письмом. На клеймах её были изображены события войны суздальцев с новгородцами, давший богатый материал для изучения быта, костюмов и вооружения Древней Руси. Также в соборе, в особом киоте, в виде складня хранились частицы святых мощей, пожертвованные в 1855 году девицей из дворянкого сословия Е. Н. Плещеевой. В Сергиевском храме Царские врата, по описанию историков прошлого столетия, представляли собой один из лучших образцов русской резьбы по дереву XVII века.

http://sobory.ru/article/?object=00621

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010