Религиозный идеал св. Афанасия яснее всего выражается в его учении о блаженном состоянии прародителей в раю и сущности их грехопадения, в учении об обожествлении человеческой природы Христа и, наконец, в его учении о спасении. Это и послужит предметом обсуждения в следующих трех отделах. III. Обожение первых людей Религиозный идеал, в осуществлении которого состоит весь смысл и цель человеческой жизни, св. Афанасий мыслит отчасти уже достигнутым в первобытном состоянии прародителей, предшествовавшем их грехопадению. Блаженное состояние первых людей он характеризует чисто библейскими чертами: прародители были свободны от болезней, страданий и смерти. Живя в общении с Богом, они были озарены светом истинного познания. В этом учении, свойственном и всем прочим церковным писателям, не заключается ничего характерного для Афанасия. Его оригинальность состоит в истолковании и философском освещении этих данных библейской истории и начинается с того момента, когда он ставит вопрос об условиях и причинах бессмертия и блаженства первых людей. Отвечая на этот вопрос, св. Афанасий вращается в сфере понятий, составляющих отличительную черту философии Платона, как в этом легко убедиться из сопоставления настоящей главы с изложенными ранее пунктами платонической философии. Подобно всему миру и всему тварному, человек создан из ничего и потому по самой природе своей стремится к уничтожению. Тленность и смертность – это естественное состояние человеческой природы. «По закону собственного бытия человек не имеет сил пребывать всегда» 96 . «Человек по природе смертен, потому что произошел из ничего» 97 . Все вообще в мире как чувственное, так и духовное действительно существует постольку, поскольку имеет в себе образ Божий в смысле действующей в нем силы Логоса или его отпечатка. Тому же закону подчинено и бытие человека. Только причастие Логосу могло сообщать его существованию устойчивость и постоянство. «Люди, говорит Афанасий, по природе были тленны, но свойственного им по природе избегли бы по благодати, как причастники Слова (χριτι τς το Λγου μετουσας), если бы остались добрыми; по причине соприсущего им Слова не приблизилось бы к ним естественное тление, как говорит и Премудрость: Бог создал человека в неистление и во образ собственной своей вечности» 98 . Таким образом, бессмертие первых людей было обусловлено проникновением их природы бытием истинносущим, божественным, сверхфизическим принципом, задерживающим естественное стремление человеческой природы к ничтожеству. Это не было только нравственным и, следовательно, внешним и поверхностным общением человека с Богом. Нет, это было существенным и как бы физическим обитанием в смертной природе человека бессмертного божественного естества. Такое существенное единение человека, возникшего из ничтожества, с Богом, как истинносущим, было обусловлено известным взаимодействием Бога и человека. Рассмотрим, в чем состояло это взаимодействие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/re...

Существенная деталь, на которую почему-то не принято обращать внимание: оба они - и «Билык», и «Мирный» - были государственными служащими. То есть, вступая на эту стезю, каждый них принимал присягу. «С древнейших времен и до настоящего времени при поступлении на службу существовал обычай давать клятву верности, смысл которой заключался, прежде всего, в установлении определенных отношений между тем, кто принимал к себе на службу (военную, государственную) и вступавшим на эту службу, ...что понималось как гарантия преданности и верности Государю и Отечеству». Присягавший обязывался «к пользе Его Величества и его Государства, чинить по доброй христианской совести, без обману и лукавства, как доброму, честному человеку надлежит, как должен ответ держать в день Судный... Присяга принималась в присутствии священника. После принесения присяги..., присягающие подписывали индивидуальные клятвенные обещания - „присяжные листы " ». Афанасий Рудченко, более полувека неуклонно двигавшийся по чиновничьей стезе, присягал аж трём государям (Александру II, Александру III и Николаю II). Обязывался служить верно и нелицемерно. А выходя «с присяги», тут же забывал о ней, и «превращался в Панаса Мирного, под покровом своего псевдонима тайно боровшегося с самодержавием», о чём смачно повествуют его житьесказатели. За этот религиозно-нравственный дуализм, беспрецедентное умение входить в сделку с собственной совестью, Панаса Мирного очень не уважал другой известный полтавец - Владимир Короленко. Рудченко только посмеивался в ответ на его упрёки. И продолжал: днём - ходить на службу, изображая верного подданного, а вечером - сочинять свои лживые страшилки про «ужасы царизма». Протоптанной дорожкой брата Ивана, в 1867 году перешедшего в систему Госконтроля, и уехавшего в Житомир, Афанасий в 1871 году переезжает из Гадяча в Полтаву и поступает как бы на его место в Казённой палате (губернское учреждение по налогам). На этом поприще Афанасий Рудченко оставался долгих 47 лет, постепенно вырастая из офисного планктона в достаточно крупную рыбу. Он дослужился до чина статского советника (т.е. штатского генерала), собрав положенный урожай наград за выслугу лет: ордена святого Станислава, святой Анны (вплоть до II степени), святого Владимира IV степени. Отчего такая честь? На данный вопрос, обладая известной долей юмора, сам награждаемый мог бы ответить словами Пушкина: «Потому что есть». Но Рудченко, увы, данным свойством характера не обладал, и воспринимал поощрения, как должное: «Дають - бери, б " ють - В свой знаменитый сундук с салом Рудченко складывал и произведения своего alter ego Панаса Мирного (писанные частью на заимствованных по месту службы, в «налоговой», бланках бухгалтерских книг), и премии, и ордена.

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/23/...

Vindob. 1890. t. III, pag. 71, 88. 2 См. нашу книгу «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного востока». Киев. 1895 г. т. 1, ч. 1, стр. 45–49. 5 Σ. Π. Λμπρος. Κατλογος τν ν τας βιβλιοϑκαις το γου ρους λληνικν κοδκων. τ. α. μ. α´. ν ϑν. 1888. 6 Такие отзывы напечатаны в Летописи историко–филологического общества при Импер. Новороссийском Университете. 4. Византийское отделение 2, Одесса. 1894 г. стр. 123–127 и в Христиан. Чтении за 1805 г. 11–12, стр. 579, где настоящая книга приписывается даже Эриху Мейеру, «первому в Европе знатоку новейшей греческой литературы и истории». Из хвалебных отзывов за границей мы читали отзывы в «Byzantinische Zeitschrift» и в «Theologische Literaturzeitung». 7 В греческом подлиннике были известны у нас лишь небольшие отрывки из документов 1 и 2, напечатанные пр. Порфирием в «Истории Афона» ч. 3, отд. 1, стр. 335 и ч. 3, отд. 2, стр. 1081–1082. 10 Отрывок из этого документа напечатан у Гедеона в его « ϑως» σελ. 116–118 и в целом виде у Δ. Πστη, «Περιγραφικ στορα» σελ. 86–92. 11 С пропусками это грамота раньше была напечатана пр. Порфирием во «Втором путешествии по св. Афонской горе» стр. 496–498. 12 Грамота патриарха Иеремии II издана преосв. Порфирием Успенским по копии, неисправной в текстуальном отношении. Так например, кроме небольшой разницы в тексте самой грамоты, мы не видим среди подписей имени митрополита Ираклийского Герасима и замечаем неточную передачу в подписи там же патриарха александрийского Сильвестра (Слич. S. 215–218 и Историю Афона ч. 3, отд. 2, стр. 1058–1061). 13 Г. Мейер, со слов о. Хрисостома, даёт теперь в своей книге и подробное описание этих «заветных» кодексов лаврской скевофилакии. В одном из этих кодексов содержится текст древнейшего жития пр. Афанасия, изданный ныне проф. И.В. Помяловским (Житие пр. Афанасия Афонского . СПб. 1895 г.), похвальное слово в честь преподобного и полный текст всех трёх произведений его, в другом же, который, по времени написания, может относиться «к самому началу XI в., ко времени самого Афанасия, и может считаться автографом» (?) (S.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Эти письма важны для хронологии и для истории эпохи. В отрывке из 39-го послания (367) содержится список канонических книг Священного Писания и к нему присоединен перечень книг, в канон не внесенных, но одобренный отцами для чтения оглашаемых: Премудрость Соломонова, Премудрость Сирахова, Эсфирь, Юдифь, Товия (Маккавейский книги св. Афанасия опускает), так называемое учение Апостолов (Διδαχη) и Пастырь. Здесь впервые перечисляются 27 книг Нового Завета, как единое целое. III. Догмат искупления. 1. В своем богословском исповедании св. Афанасий исходил из созерцания исторического лика Христа, Богочеловека и Спасителя, и тринитарный вопрос о рождении и единосущии Сына Божия для него есть прежде всего христологическй и сотериологический вопрос, — не вопрос умозрения, но вопрос живого религиозного опыта. Действительность свершившегося спасения свидетельствует для св. Афанасия о божественности и " единосущии " воплотившегося Слова, ибо только воплощение Единородного может быть спасительным. Смысл спасения он видит в том, что тварное человеческое естество соединилось (или, вернее, воссоединилось) с Богом. И это возможно только тогда, если воплотился и стал человеком Бог. Спасение есть " обожение " (Θεωσις). В этом отношении у св. Афанасия оживает Малоазийская традиция (учение св. Иринея). 2. Св. Афанасий исходит из резкого и решительного противопоставления Бога и твари: " все, что ни сотворено, нисколько не подобно по сущности своему Творцу, " ибо тварное возникло из несущих и не может иметь сходства с самосущим бытием. Созданная из ничего, тварь и существует над бездною ничтожества, готовая в нее низвергнуться. Тварь произошла и возникла, и потому есть " естество текучее и распадающееся " ; в самой себе она не имеет опоры и устоев для существования. Только Богу принадлежит подлинное бытие и Бог есть прежде всего Бытие и Сущий, ибо Он не произошел и безначален. Однако тварь существует и в своем возникновении получила не только бытие, но и благобытие, — твердую устойчивость и стройность.

http://sedmitza.ru/lib/text/537794/

Hilar. Fr. III. 27). 637 Особую значимость фигуры Протогена среди отцов Сердикского собора подчеркивают Ж. Цейллер и М. Симонетти. В. Де Клерк возражает против того, чтобы Протоген был поставлен в один ряд с Осием в качестве сопредседателя собора (см. Zeiller J. Les origines chrétiennes dans les provinces...234; Simonetti M Lacrisi. P. 188; De Clercq V. Op. cit. P. 333). Идея, что Протоген обладал на соборе особым статусом, вытекает из свидетельств Созомена и Послания восточных епископов. Sozom. Hist. eccl. III. 12: «...Осия и Протоген, которые в то время между западными епископами, собиравшимися в Сардике, были главными...» Восточные епископы в своем послании постоянно упоминают Осия и Протогена вместе как главных виновников сердикского раскола (см. Hilar. Fr. III. 14, 15, 16, 18, 19). Они даже обозначают своих противников, как «тех, кто были с Протогеном и Осией» (qui cum Protogene et Ossio fuerunt) (Hilar. Fr. III. 15). В то же время подобного рода свидетельства не находят себе соответствий в историко-полемических сочинениях свт. Афанасия, который подчеркивает особую роль Осия Кордубского в борьбе с «евсевианами», называя его даже в одном из своих трудов «отцом епископов». (Ath. Hist. arian. 42). 638 Об этом можно судить на основании их письма к папе Юлию, где они подчеркивают свою верность никейской вере («...мы придерживаемся и имеем то писание, которое содержит кафолическую веру, принятую в Никее...» – tenemus et habemus illam scripturam, quae continent catholicam fi dem factam apud Nicaeam) и оправдывают составление нового вероучительного текста необходимостью опровержения трех новых аргументов (ex illis tribus argumentis) «учеников Ария» (discipuli Arii), а также потребностью создания более пространного руководства для «учителей и катехизаторов» (omnes docentes et catizizantes) (PL. 56. Col. 839–840). См. также пересказ содержания письма у Созомена: Sozom. Hist. eccl. III. 12. 639 Theodoret. Hist. eccl. II. 8. 39: «Едина есть ипостась Отца и Сына и Святого Духа, которую сами еретики называют “усия”».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

II; Tbop.I,91), и в Своих делах «являет Себя, что Он – Отчее Слово, Вождь и Царь вселенной» (Ibid., 102). Это выделение Божества во Христе было необходимо в целях борьбы с арианством, но оно ещё не решало собой проблемы, а лишь усиливало её. Когда почувствовалась в Церкви настоятельная нужда уяснить единение Божества и человечества во Христе, богословская испытующая мысль не вдруг стала на надёжный и определённый путь. Несмотря на то, что в трудах писателей первых веков даны были прочные христологические формулы и указаны твёрдые данные к решению назревшего вопроса, продолжали ещё существовать старые еретические мнения, принявшие только менее грубый, отталкивающий оттенок, и в середине IV в. вновь сильным потоком разлились в Церкви. Они принадлежали тоже людям, исповедовавшим Никейский символ (Athan. Tomus ad antioch. Творен. III, 193,195), «хвалящимся никейским исповеданием отцов» (Послание к Эпиктету. Творен. III, 332), и всё-таки носили на себе явный отпечаток древних еретических воззрений. При крайнем разнообразии мнений и при недостаточности обстоятельных известий о них, всё же можно различить в них две главные группы, из которых одна воспроизводила старое евионитское заблуждение, другая же имела докетический характер. Одни утверждали, что «как Слово Господне было в пророках, так при окончании времен вселилось Оно в святого Человека» (Послание к антиох. Творен. Афанас. III, 194; Послан, к Эпиктету. Там же. С.341), что «иный есть Сын, а иный – Божие Слово» (Послание к Эпиктету. Там же. С.332; Послание к антиох. Там же. С.194; Послание к Максиму. Там же. С.354–355); другие, вдаваясь в противоположную крайность, говорили, что «тело, рождённое от Марии, единосущно Божеству Слова», что «Слово приложилось в плоть», что «Оно не из Марии, но из собственной сущности образовало Себе удобостраждущее тело» (Послание к Эпиктету. Творен. Афанасия. III, 330–331; Epiph. Наег. LXXVII; Творения св. Епифания. 5,176). Можно даже определить те местности, где с особенной силой оспаривались и защищались эти мнения, где, следовательно, христологический вопрос привлекал к себе наибольший интерес.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

VI, стлб. 161). Так как епитимии есть врачевство, то и назначать ее нужно в соответствии с нравственными качествам грешника. По епитимийниками по поучениям духовник должен давать исповеднику епитимию «по силе» (Starine, VI, 119, 130–131. С. Смирнов . Материалы, стр. 71, 173–174, 181, 217, 218, 221, 231, 237). То же иногда повторяется и в исповедных вопросах (Алмазов. Тайная исповедь, т. III стр. 145). «Не подобает заповеди даяти противу греха но иже изволит сохранити» (Материалы, стр. 158). Как лекарство, епитимию следует давать «с рассуждением», «по делам его (кающегося) и по покаянию, и по достоянию» (Русская Историческая Библиотека, VI, стлб. 860, 864, 865. Алмазов. Т. III, стр. 269), «и по житию его добродетельному» (Русская Историческая Библиотека, T. VI, стлб. 861), «и по человечестей немощи» (Алмазов. Т III, стр. 267). «Правило о церковном устроении» советует «попу всего рассмотрят кающихся, пытати всего: богат ли кто, убог ли, раб ли, свобод ли, ремественник ли, слуга ли, немощен ли, или в последней нищете» ( С. Смирнов . Материалы, стр. 90–91, 102. Алмазов. Т. III, стр. 267, 269). Еще более следует обращать внимание на свойства нравственной природы человека. Митрополит Киприан писал игумену Афанасию: «Дает епитимия по возрасту, и устроению коегождо, и по разуму коегождо: и неразумию коегождо: инако бо младый разсуждается, инако же пришедый в возраст, инако же во старости согрешивый, инако же паки смысленный, инаконесмысленный... вся достоить испытовати и разсуждати духовному отцу» (Русская Историческая Библиотека, Т. VI, стлб. 246). «Малогрешну бедру велику заповедь имати, да не точию оставление грехов приимет, но и венец нетленный приимет» (С. Смирнов. Материалы, стр. 158). «И многогрешному ленивому – малу, да не погружен будет от тягости и, печален быв, вся оставит» (Материалы, стр. 166), «не летом бо судится покаяние, но любовию, яко же рек божественный Златоуст» (стр. 167). Архиепископ Илия поучает: «Не мозите тяжки заповеди дати, ни пакы же отнюдь на слабость свести без разсуждения».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

15 «αυτ τ κακ πενησεν», ibidem. 7. 24; “Slovo na iazychnikov (Word to the Gentiles)”, 133. 19 Oratio III contra Arianos 67. 5. 2; 26. 3. 1; De decretis Nicaenae synodi 24. 4. 1; 15. 2. 1; De sententia Dionysii 14. 2. 1. 20 Согласно TLG (Thesaurus Linguae Graecae. University of California, Irvine – Irvine, CA. http://www.tlg.uci.edu/), этот термин используется свт. Афанасием 33 раза. 21 « λγιστον τλμαν κα διαβολικν πνοιαν», Oratio III contra Arianos 17. 4. 2–3; “Slovo na arian tret’e (The third word against the Arians)”, 392 in Afanasii, Svt. Tvoreniia (Work’s). Vol. 2. 22 Oratio III contra Arianos 20. 6. 2; “Slovo na arian tret’e (The third word against the Arians)”, 396. 23 Как известно, медио-пассивный залог означает, что субъект производит действия в своих интересах, для себя. Интересен, таким образом, акцент свт. Афанасия на том, что Адам и его потомки в своем отступлении от Бога думали, что действуют в своих интересах. 24 De incarnatione verbi 15. 2. 5; Contra gentes 8. 10; 11. 13; в последнем случае Святитель прямо цитирует текст из Прем Сол 14. 17. 25 “Slovo o voploshchenii Boga-Slova i o prishestvii Ego k nam vo ploti (The word on the incarnation of God the Word and His coming in the flesh)”, 208 in Afanasii, Svt. 1994. Vol. 1. 26 Согласно сохранившемуся у Юстиниана отрывку из О началах, Ориген использовал аорист глагола для описания перехода души в неразумное, бессловесное состояние («λογωθναι», Flavius Justinianus, Imperator ,Theol., Edictum contra Origenem 112. 21). Термин встречается также у Прокла, Proclus, Phil. In Platonis Parmenidem 794. 18 (λογωμνη); In Platonis rem publicam commentarii 2. 284. 8 (λογωθησομναις). 30 «κατ’ ατν πεποιημνον νθρωπον», De incarnatione verbi 14. 2. 2–4; «τος κατ’ ατν πολιτευομνοις», Contra gentes 47. 35. 31 Oratio III contra Arianos 33. 4. 1–4; “Slovo na arian tret’e (The third word against the Arians)”, 411–412. 32 “Beseda 9. O tom, chto Bog ne vinovnik zla (Conversation 9. That God is not the author of evil)”, 950–951 in Vasilii Velikii, svt. 2008. Vol. 1; Quod Deus non est auctor malorum 31. 344. 48–50.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

209 При обсуждении инструкции с директором Сенявиным, арх. Порфирий сделал лишь следующие, по-видимому, прямо неотносящиеся к пунктам этой инструкции, вопросы: 1) «может ли вверенная ныне миссия ходатайствовать об определении двух молодых арабов иерусалимских в Петербургскую семинарию для обучения иконописи? 2) может ли она со временем открыть в Иерусалиме продажу наших книг церковных болгарам и арабам? 3) позаботится ли министерство иностранных дел об упрочении судьбы членов ввереной мне миссии, по окончании служения их во Св. Граде? " (Книга бытия моего, III, 159). 210 «И вот я отправляюсь на Восток, для которого родила меня мать», – пишет о себе арх. Порфирий. (Второе путеш. по св. горе Афонской. М. 1880, стр. 3, пред.; Книга бытия моего, ч. III, стр. 453). «Кому я подобен? – задается вопросом арх. Порфирий. Орлу- парящему по поднебесью. – Орел! Куда ты летишь? – На север. – А почему ты озираешься на юг? – Там мое гнездо». (Книга бытия моего, III, 51). 211 «Паломник едет по рыбьей дороге. Куда он едет? – задает вопрос арх. Порфирий. – В Святую Землю. Что таится в его сердце? Радость и печаль. О чем он радуется? О стяжании драгоценной жемчужины. Что это за жемчужина? Знание Божие. О чем он печалится? О том, что не даны ему средства к благотворению Божьим церквам и к соединению их». (Там же, 190–191). 225 Понимая хорошо, что «незнание местного языка есть как бы враг любопытству» (Книга бытия моего, I, 149), сам арх. Порфирий принялся за изучение арабского языка (Там же, UII, 218, 220, 448) и приохочивал к его изучению своих спутников (Там же, стр. 339). Для этой цели, между прочим, он держал учителя арабского языка из Дамаска Фадлалу Саруфа (Там же, 507), который исполнял в то же время и обязанности драгомана или переводчика «при сношениях с арабами» (Там же, V, 158) всегда с «похвальным усердием», за что· и удостоился, по прошествии пяти лет, денежной награды в 500 руб. (Там же). 296 Примеры дружественных отношений к армянам в «Книге бытия моего» многочисленны, И, 87–89, 311, 331; III, 180, 260, 361, 581; IV, 333.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Петроградская сторона, Большой прт., д. 51 10 .III Н.А. Макшеева и Аксенов Сазонов Василий Константинович Петроградская сторона, Большой прт., д. 51 10 .III Шварц Мария Савельевна 109–08 5 Рождественская ул., д. 26, комн. 22 10 .III И. Книжник через покойного В.А. Данилова Личная просьба Бродская Вера Александровна Кирочная ул., д. 32, кв. 57 10 .III М.О. Маркович, Н.И. Маркович Открытка Ксении П Березин Петр Иванович Село Смоленское, Екатерининская ул., д. 9, кв. 4 10 .III М.И.Фриц Открытка Ксении П Воробьева Антонина Ивановна Церковная ул., д. 25, кв. 16 10 .III Е.А. Каринская, Чулицкий, Карташев Звонила по телефону Ксении П Давыдов Иосиф Александрович Невский прт., д. 170, кв. 34 10 .III А.А. Мейер Личное заявление Минковская София Исидоровна Каменноостровский прт., д. 35, кв. 5 10 .III С.О. Бейлина, Б.Г. Столпнер По телефону Ксении П Нагорский Николай Валентинович Петроградская сторона, Большая Монетная ул., д. 16 10 .III Ксения П А.А. Мейер Войнаковская Мария Венедиктовна, слушательница Высших женских курсов Крестовский остров, Крестовский проспект, д. 27, кв. 3 10 .III Соловская,Фетисов? По телефону Ксении П Подливахина Капитолина Николаевна Бармалеева ул., д. 9, кв. 5 10 .III И. Книжник Записка Борисов Яков Андреевич Зверинская ул., д. 21, училище 10 .III И. Книжник Записка Садиренко Юлия Афанасьевна, окончила Высшие женские курсы Васильевский остров, 8 линия, д. 29, Сиротский дом 10 .III И. Книжник Открытка Исиченко Петр Иванович Васильевский остров, 3 линия, д. 16, кв. 6 10 .III И. Книжник Открытка Пестрякова Надежда Михайловна 6 Рождественская ул., д. 4, кв. 1 10 .III В.В. Успенский «Новые члены» 27.II Проскурнин Николай Михайлович Строгановская наб., д. 9а 10 .III И. Книжник «Новые члены» 27.II Кремлевский Петр Магистрианович, священник Суворовский пр., 32а 10 .III А.В. Карташев, Аксенов «Новые члены» 27.II Захарова Серафима Васильевна, слушательница Высших женских курсов Петроградская сторона, Подрезова ул., д. 5, кв. 35 10 .III Ксения П «Новые члены» 27.II

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010