В служебнике Соф. 859 устав уже имеет поздние особенности: он атрибутирован Иоанну Златоусту , в эпиклесис вставлен тропарь третьего часа. Кроме структурных особенностей, текст устава в Соф. 859 подвергается существенным изменениям на лингвистическом уровне: в нем заменяется целый ряд лексем и грамматических конструкций по южнославянскому переводу, который имел обращение на Руси [Панова 2007: 84–96]. Все это свидетельствует о том, что, несмотря на архаичную структуру, устав в Соф. 859 был поновлен и не отражает первоначального состояния текста. Второй вариант имеется в пергаменных служебниках Син. 601, Погод. 36, а также в списке середины XV в. Соф. 970 [Шварц 1989: 75–77]: здесь в Диатаксис вставлены тексты литургических молитв. В Син. 601 и Погод. 36 эти изменения не повлекли за собой существенных исправлений: коллации обоих вариантов текста, проведенные нами, выявили лишь незначительные изменения, отражающие бытование текста в рукописной традиции. Поэтому первый и второй варианты текста следует отнести к одной редакции, и, как нам кажется, изначально эта редакция Диатаксиса существовала отдельно от литургии, как в рукописях Vat. slav. 14 и Писк. 30, а в дальнейшем в устав были внесены сначала ектении (как в Vat. slav. 14), затем тексты молитв. Важно отметить, что в Погод. 36 были внесены тексты молитв иной редакции, чем в Син. 601 и Соф. 970 – Чудовской (см. глава 3, § 2). Это лишний раз подтверждает предположение об изначальной независимости Диатаксиса от последования литургии. Заглавие второго варианта текста варьируется: в Син. 601 ст ишаго и бл жнаго архиепп а костнтинграда новаго рима и вселеньскаго патриаха иоанна златстаго ставъ бж ествьны слжбы како достоить сщ енник съ диакономъ слжити; в Погод. 36 ставъ слжбы иоановы. Текст в списке Соф. 970 имеет существенную правку, появившуюся в результате сравнения текста с Афонской редакцией. Правка затрагивает текст, начиная с Великого входа, и варианты Син. 601 последовательно заменяются на чтения Афонской редакции, в эпиклесисе анафоры имеется тропарь 3-го часа. Указание о тропаре записано мелким почерком на нижнем поле л. 38 об., по-видимому, при написании рукописи оно не было внесено в текст, а вписано позже той же самой рукой. Заглавие в Соф. 970 соединяет в себе первоначальный и более поздний вариант: ст ишаго и бл жнаго архиепп а костнтинграда новаго рима и вселеньскаго патриаха филое ставъ бж ествьны слжбы иоанна златстаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Потом дважды обращался с прошениями в Святейший Правительствующий Синод, но и оттуда удовлетворения никакого не получил. Потом, в 1851 году, имев случай, обратился письмом к Его Высоко пре освященству Филарету, митрополиту Московскому. Его Высокопреосвященство принял участие в моих скорбях, ибо известили меня о сем друзья мои, проживающие в ските Гефсимании, что он письмо мое показывал им и спрашивал о мне и о моем поведении. Потом подлинником мое письмо отослал к Вашему Сиятельству на рассмотрение, а потому дело мое Вашему Сиятельству небезызвестно, так же равно и самое мое желание и намерение. Но вот уже и этому второй год, но не имею никакого известия о моем деле, пошло ли оно в ход, или нет. Поэтому, припадая к стопам Вашего Сиятельства, прошу со слезами: возымейте попечение о мне, страннике, окончить мою участь к одному концу; ибо, проживая уже седьмой год в Томске беспрестанно угнетаемый скорбями внутренними сердца, уже и немало лишил своего здоровья. Ежели очень затруднительно оставить меня в Сибирских краях, также и исполнить мое желание, писанное в письме к Его Высокопреосвященству, то благоволите мне выехать в Московскую епархию, в скит Гефсиманию, к моим друзьям; тамо в тишине и безмолвии препроводить остальные дни моей скорбной жизни. Но, впрочем, препоручая себя в полное милостивейшему благораспоряжению Вашего Сиятельства: Остаюсь на всю жизнь мою Ваш смиренный послушник и богомолец, паче всего мира непотребнейший и странствующий инок Горы Афонской, всех последний Парфений грешный. 7 ноября 1853 г. В Томске». 155 . Ответ Его Сиятельства Обер-Прокурора, графа Протасова на мое письмо: «Отношение Обер-Прокурора Святейшего Синода графа Протасова к Его Преосвященству Афанасию епископу Томскому и Енисейскому, от 8 декабря 1853 г., 7964. По поводу поступившей ко мне от проживающего в Томске при Архиерейском доме монаха Афонской Горы Парфения просьбы, в коей он испрашивает, между прочим, дозволения ему выехать в Московскую епархию, в Гефсиманский скит, долгом поставляю покорнейше просить Ваше Преосвященство приказать объявить, чрез кого следует, монаху Парфению, что от него зависит обратиться о сем с просьбою по принадлежности к преосвященному митрополиту Московскому».

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

(Синаксарь в рус пер. с современных св. Георгию ркп. — Тифл. церк. муз. 193 и 222 изд. у прот. Кекелидзе , Литург. груз. пам. 228—272), С XIII в. на Афоне появляются и полные Иерус. уставы. Устав, данный св. Саввою Сербским († 1237 г.) Хиландарскому мон. на Афоне, за богослужением отсылает к какому-то «Синаксарю», м.б. тому, рукопись которого от XIV в. есть ныне в Хиландарской библ. 66/70) – чисто Иерусалимского типа ( Дмитриевский, Древнейший Хиланд. Синаксарь по уст. Иерус. Труды Киев. Д. Ак. 1905. II, 473), как и сам представляет, из себя смесь Иерусалим. порядков (бдения) с местными (постный режим). (Хиландарский устав с современной Савве рукописи изд. Еп. Димитрий , Типик Хиландарский Белград. 1898). И по введении Иерусалимского устава в Афонских монастырях продолжали держаться прежние и местные порядки, почему это введение не уничтожило особого Святогорского устава, а только сообщило ему Иерусалимский колорит, что видно уже из самих надписаний сохранившихся его рукописей (из коих ни одна не издана). Так греч. ркп. Ватик. б. cod. Palat. 101 от 1474 г. озаглавлена «Типикон лавры св. Саввы и лавры св. Афанасия Афонского», той же библ. 38 от 1423 г. «Тип. св. и вел. мон. св. Афанасия на горе Афонской»; в Тип. 1336 г. Флорентийской Лаврентианской библ. 15 есть «главы известнейшего церковного устроения св. горы». Важнейшие афонские монастыри имеют ныне записа своего устава (Иерус. типа); так лавра св. Афанасия в ркп. XV-XVI в., Пантократор. мон. в ркп. XV в. Порядки Дионисиатского мон. записаны 1624 г. иеромонахом его Игнатием, и эта запись пользовалась большим авторитетом,— с нее есть списки во многих афонских монастырях; так для Пантелеимонова мон. сделан был есть ркп. XVIII в.) переработанный список с дионис. Тип. под загл.: «Точный Тип. церк. последования, собранный от св. Саввы и других разных»; здесь есть ссылки кроме Афанасиева Тип. на афонские Типиконы «правого хоря», «левого хора», «великий Тип. Андрианополита». С Дионисиатского же Тип. сделан список в 1875 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

    3. Другие монастыри XI века и первой половины XII в. имели свои особые уставы и особые в них синаксари. Таков устав Евергетидского монастыря, переделанный и дополненный около половины XII века (между 1145—1158 г.), в котором об иерусалимском уставе и не упоминается, хотя в нем уже видится большое сходство с установившимся после синаксарем иерусалимского устава. Уставы православных монастырей, основанных в XI веке на западе, также имеют синаксари значительно различные от синаксари иерусалимского устава.     4. Никон Черногорец, в конце XI века сличавший уставы более известных монастырей, не знал о принятии иерусалимского устава в Константинопольском патриархате и сам из разных уставов составил таблицу праздников.     Но есть основания полагать, что в XII веке Иерусалимский устав уже принят был в константинопольском патриархате, по крайней мере, в некоторых местах и особенно на Афоне. В Московской Синодальной библиотеке есть греческие служебные минеи на 6 месяцев, относимые по письму к XII веку, за январь имеется два экземпляра, следовательно всего 7 экземпляров. По надписям на них все они перешли в Россию чрез Арсения Суханова из Афонских разных монастырей: октябрьская и декабрькая из Дохиара, январская одна из Дохиара, другая из Симена (старшая), мартовская из Дохиара, июньская и августовская из Филофеева монастыря. Все они по расположению служб согласны с синаксарем иерусалимского устава. В январских двух экземплярах есть характеристическая память иерусалимская — служба Георгию Хозевиту, равно и октябрская минея имеет, согласно с Иерусалимским уставом, службы 9 октября Андронику и Афанасии, 12 октября Косме Маюмскому, и особенно замечательно то, что в ней 15 октября есть служба пр. Евфимию афонскому подвижнику, которой нет в известных нам греческих уставах иерусалимских XIII века, не афонских, о чем будет ниже.     Распространению иерусалимского устава в константинопольском патриархате, без сомнения, много содействовало совершенное разорение Студийского монастыря крестоносцами в 1204 году, так что он восстановлен только в конце XIII века.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Все иноческие поселения святой горы Афонской составляют особую церковную общину, которая называется священным кивотом. Центральное управление делами священного Афонского кивота принадлежит особому учреждению, которое именуется священным синаксисом, т.е, собранием, или протатом. В состав священного синаксиса входят антипросопы или уполномоченные всех двадцати главных афонских монастырей, которые и имеют правильно ведущиеся, по делам Афона, заседания в города Карее, в здании протата. Все антипросопы имеют в сущности одинаковые права и голоса на заседаниях синаксиса и в решении дел. Преимущества и так называемые прономии, которыми владеют некоторые монастыри, имеют лишь формальное и уставное значение, нисколько не влияя на ход и решение протатских дел. По букве уставов, прономиями пользуются старейшие из двадцати афонских монастырей, а именно: Великая лавра святого Афанасия, монастыри: Ватопедский, Иверский, Хиландарский и Дионисиатский; эти монастыри составляют так называемую пентаду, из антипросопов коей и избирается председатель синаксиса, в отмеченной последовательности. Но при этом предпочтение всегда отдается антипросопу лавры, если он присутствует на заседании, – и председательство переходит к ватопедскому представителю лишь в том случае, если лаврский представитель отсутствует, а равным образом, только в отсутствие лаврского и ватопедского антипросопов председателем может быть антипросоп иверский и т.д. Когда на заседании нет ни одного из антипросопов пяти главных монастырей, то председательство могут взять на себя антипросопы и непрономиальных монастырей, но опять соблюдая чин и преемство, издревле установленные между монастырями общим уставом Афона. Срок служения монастырских антипросопов в протате продолжается один год, начиная с 1-го июня. В звание антипросопов избираются лица доброй нравственности, в почтенном возрасте, обладающие церковными познаниями, хорошо знающие греческий язык, опытные, сведущие и вообще способные управлять монастырскими делами. Протат заседает три раза в неделю, решает дела большинством голосов, причем, в случае равенства, перевес дается голосом председателя; решение записывается в протокол, составленный на греческом языке, и подписывается всеми участниками заседания; отдельное мнение только тогда заносится в протокол, если оно поддержано тремя антипросопами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/a...

«Там, – витийствовал владыка, сопоставляя природу и быт счастливого юга с холодным угрюмым севером, – в лазури поднебесной, вечно реют и поют хоры всяких птиц, и земля в течении обычном ежегодно живет, цветет и зреет в бесконечном разнообразии своих существ надземных. И воды теплые далекого юга не так вздымают волны, и их удар не так силен, как здесь, где режет он то как закаленной стали булат, то как полновесно-могучий чугун, пред которым не только дрожат, как нежные птички, наши утлые ладьи поморов, но страшно, уныло, беспокойно стонут и могучие океанские великаны-пароходы. Да, много есть интереса для северянина в беседе о славной горе Афонской, находящейся на далеком юге Европы, почти прямо противоположном нашему Архангельскому краю» 3 . От Афона, о котором главным образом велась в беседе речь, крылатая мысль оратора уносится к любимой им Св. Земле, и живые воспоминания пережитых здесь неизгладимо сильных впечатлений невольно увлекают многочисленных слушателей, с замиранием сердца и в немом безмолвии внимавшим его образной вдохновенной речи. «В природе Афона много сходного с другой священной страной – со Св. Землей, с Иерусалимом и его окрестностями, но с той глубокой разностью, что там господствует тишина немая, мертвая, потому что там все омертвело (владыка был в Иерусалиме в конце июля и в первой половине августа. – А.Д.): нет ни лесов, ни трав, ни живых существ; там видимо над всем тяготеет проклятие, и страшны голые остовы гор, раскаленных знойным солнцем. А здесь все живет, цветет, благоухает и видимо дышит, но не смеет ничем нарушить общей гармонии мира и благодати, царящей незримым, но очевидным образом для всех верою живущих на Афонской горе ее благих обитателей» 4 . В Смоленске, в Дворянском доме, в мае 1898 г., владыка произносит свое публичное чтение: «Вифлеем, Дуб Мамврийский и Горняя», поставив во главу его девиз Общества: «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь». «Вот что приходится сказать мне, – говорил здесь владыка-лектор мне, уже не в первый раз ведущему беседы о разных местах Св. Земли. – Да и как успокоиться, когда и нужда надлежит для бесед этого рода, и благодарное чувство паломника требует воспоминаний о том, что хотя было и давно, около десяти лет тому назад, но еще живет в памяти и достойно занесения в скрижали письмени, столь богатые ныне всякого рода воспоминаниями о разного рода обстоятельствах минувших дней» 5 . Здесь же в Смоленске, 28 апреля 1896 г., владыкою было сказано вдохновенное слово «О содействии православным в Св. Земле», в годичном собрании Отдела Общества 6 . Из этого слова мы выше привели значительную выдержку для характеристики взглядов владыки на цели и задачи Общества и его труды ради Св. Земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Ни вздоха, ни тени жалобы на усталость никто не слышал от него, а по его светлому, сияющему очаровательной улыбкой лицу нельзя и подумать, что этот старец провел всю ночь без сна. Чашечка кофе с лимоном, стакан холодной воды с вареньем и рюмка домашнего фруктового рому – вот утреннее подкрепление старца. Удар колокола, призывающего братию в трапезную, побуждал игумена спешить туда же. От трапезы общебратской покойный о. Макарий никогда не удалялся и изменял ей изредка по вечерам и притом в таких случаях, когда присутствие игумена на трапезе в архондарике было положительно необходимо. Возвращение о. игумена в свою келлию после обеда ожидалось обыкновенно с нетерпением массою ксиромахов – афонских монахов бедняков и келлиотов, явившихся к доброму старцу за подаянием и с разного рода пустынническими нуждами. С терпением и любовию выслушивались им просьбы их, давались необходимые наставления и разъяснения и удовлетворялась почти без отказа всякая их нужда. Долго потом после приема у игумена не затворялись двери монастырской рухальной (вещевой склад), из которой по карточкам, с лаконическими надписями на них: «ряска», «рубаха», «башмаки» и т. п. выдавались, с благословения игумена, нужные предметы для афонских бедняков. После приема чужих являлись к игумену свои братья с разного рода своими нуждами и потребностями, как вещественными, так и духовными, ища у него вразумления, научения и наставления относительно «искушения помыслов», «немирностей» и т. д. О. игумен старался удовлетворить каждого по его желанию, не подавая вида, что устал или желает отдохнуть. Прием просителей прекращался обыкновенно келейником о. Иоанном, всей душой преданным своему старцу-игумену. Удалив просителей, ожидающих своей очереди от дверей игуменской келлии, он обыкновенно объявлял игумену, что просителей более уже нет, запирал двери келиина ключ, который нередко и брал с собою, и таким образом укладывал старца на покой 304 . За час до вечерни о. Макарий выпивал стакан чаю и снова продолжал прием просителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

п. Эта последняя беседа моя с почившим епископом Порфирием глубоко запала в мою душу и его слова кажутся мне как бы пророческими. В самом деле, со дня смерти покойного проходит уже год, а и доселе не явилось более или менее порядочной биографии почившего архипастыря, мученика науки. Как будто бы и в самом деле никто не интересуется его довольно продолжительным и во многих отношениях поучительным прошлым... Написанные же некрологи весьма немногим чем отличаются по полноте и обстоятельности от некрологов в заграничных изданиях, напр, в κκλησιαστικ λθεια, 15 μαου τεχος А, 1885. ν Κωνσταντιν. pag. 45. 2 Этими материалами пользовался покойный Ив. Д-вич Мансветов для своих ученых работ (Приб. к Тв. св. Отец 1883 ч. 32) и некоторые другие ученые. Черта эта в покойном преосвященном весьма редкая и симпатичная; ею наделены далеко не все ученые люди, весьма нередко не допускающие даже чужого глаза до своих сокровищ, обладателями которых и сами они стали случайно. 3 В духовном завещании эти материалы не обозначены своим именем, но отнесены покойным Преосвященным в разряд «прочих мелочей церковных» (Моск. Церк. В. 27, 1885 г. п. 3) 4 Рукописей церковно – славянских и русских поступило от Преосвященного Порфирия в количестве 108, в том числе цельных 30, а отрывков и отдельных листов 78. Между цельными рукописями 2 на пергамене, а из отрывков 17 – пергаменных. 5 Греческих рукописей – 288, в том числе цельных 42, а отрывков и отдльных листов 246. 19 рукописей и 132 отрывка на пергамене, 1 отрывок на папирусе, а остальныя рукописи на бомбицине и бумаге 10 В собрании Преосвященного Порфирия имеются 3 рукописи на языке латинском и романском и одна пергаменная рукопись на турецком языке 11 Краткий перечень всех пожертвований, поступивших от Преосвященного Порфирия в академический Церковно – археологический Музей, помещен секретарем Общества, профессором Я. И. Петровым в Трудах Киев. дух. Академии за 1885 г. кн. 11 стр. 505 – 509. 12 Остались ненапечатанными следующие сочинения: Окончание Истории Афона в двух частях, юридические акты афонских монастырей, греческие, славянские и латинские надписи на зданиях и вещах там же, виды афонских монастырей, архитектура и живопись там же, путешествие по Италии с картинами, путешествие по Фессалии с картинами, священная живопись на востоке и западе с картинами, из которых несколько десятков уже литографированы, в количеств 300 экземпляров, Едемские народы, исторические сношения церквей иерусалимской, антиохийской, александрийской и константинопольской с церковью российскою и прочие мелочи церковные, наконец, автобиография покойного, начиная с 1841 года по 1885 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

386 По её поручению, написаны «указание художникам русским при посещении св. горы Афонской» (Книга бытия моего, 40;II, 158) и его работы об иконописных подлинниках Дионисия Фурно-Аграфиота, (Там же 159–163, 170). 387 «Неумолимая судьба уже приблизила меня к Великим, пишет арх. Порфирий княгине Витгешшгейн 20 февраля 1858 г., Александр, Мария, Елена, Константин и Мария-вот пять ярких звезд» (Богосл. Вестн.1904, X, 246). 882), 59, 21, 16, 18–20, 2В, 37, 73; VII, 99. 400 Там же, 157. «День этот был у меня день Божий, радостный». (Арх. Порфирий. Второе путешествие по св. горе Афонской. стр. 3 М. 1880). 402 H. А. Благовещенский состоял в это время при арх. Порфирие в качестве рисовальщика с натуры и старинных художественных предметов, чтеца при сличении рукописей с печатными книгами, изредка даже переписчиком рукописей и заслужил своим «поведением и послушанием» полное одобрение своего «старца» (Книга бытия моего, VII, 175, 188). Сам г. Благовещенский оставил по себе память в литературе книгою: «Среди богомольцев. Наблюдения и заметки во время путешествия по Востоку» (2 изд. Спб. 1872 г.), написанной не без литературных достоинств, но тенденциозно – с целью осмеять внутренний монашеский быт святогорцев. Книга эта пришлась по вкусу светской читающей публике и выдержала с успехом два издания, но принесла обитателям Афона, радушно принимавшим в своих монастырях автора книги и арх. Порфирия, бесспорно делившегося и своими наблюдениями и знанием жизни монастырской на Св. Горе со своим спутником, немало обидных огорчений, вызвавших в свое время протест даже в печати. Книга Н. Благовещенского, дополняющая во многом сведения арх. Порфирия о путешествиях его по Востоку в это время, бесспорно, набросила некоторую тень и на личность арх. Порфирия, отплатившего неблагодарностью за радушный прием и многочисленные весьма обязательные услуги старцев и простых иноков... К глубокому сожалению, в памяти насельников Св. Горы арх. Порфирий и его спутник Благовещенский Н.А. отожествляются и все, что находится в книге последнего, приписывается и арх. Порфирию, о котором и доселе можно слышать на Афоне отзывы не вполне благосклонные и даже обидные для памяти этого почтенного труженика науки...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Но желанию его не суждено было исполниться, и 19 апреля 1885 года епископ Порфирий скончался после тяжкой (каменной) болезни, и, можно сказать, с пером в руке. После кончины 509 он оставил ясно и определенно выраженную им свою волю в духовном завещании 510 , которое еще раз засвидетельствовало всему миру, как горячо и беззаветно он любил науку. Первые четыре пункта этого любопытного завещания гласят следующее: 1 .              «Библиотеку мою в семь тысяч слишком книг завещаю Святейшему правительствующему Синоду в его распоряжение 511 , если она не будет куплена якутским преосвященным для его семинарии». 2 .              «Историю Афона, напечатанную, и путешествия по Горе передаю в Синодальную лавку для продажи в пользу типографского синодального капитала, из которого я в свое время получал содержание 512 ». 3 .              «Капитал в двадцать тысяч рублей, хранящийся в конторе Государственного банка в Москве и в добавок четыре тысячи руб., которые должна мне Императорская публичная библиотека за покупку моих рукописей, завещаю Императорской Академии Наук, с покорнейшей просьбой на проценты с этого капитала (24 тысячи) постепенно печатать мои сочинения, а именно: окончание истории Афона в двух частях, юридические акты афонских монастырей, греческие, славянские и латинские надписи на зданиях и вещах там же, виды афонских монастырей, архитектура их и живопись там же, путешествие по Италии с картинами, путешествие по Фессалии с картинами, священная живопись на Востоке и Западе с картинами, из которых несколько десятков уже литографированы в количестве 300 экземпляров, Едемские народы, исторические сношения церквей: иерусалимской, антиохийской, александрийской и константинопольской с церковью российской и прочие мелочи церковные, наконец, биографию мою, начиная с 1841 г. по 1885 г., с платой редактору за труды из процентов с капитала моего». 4 .              «Иконы в ризах и финифтовые три панагии и два креста завещано Новоспасскому монастырю, а собрание древних икон восточных завещаю в Археологическое Общество при Киевской духовной Академии, а также разные иерусалимские изделия завещаю тому же Обществу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010