В ответ на стремление сдержать этот миссионерский натиск извне мы часто слышим упреки в попрании свободы совести и ограничении прав личности. Но свобода не означает вседозволенности. Христова истина, делающая нас свободными (Ин. 8, 32), накладывает на нас и огромную ответственность - уважать и охранять свободу других. И именно агрессивное навязывание иностранными миссионерами своих взглядов и принципов, сложившихся в чужой для нас религиозно-культурной среде, является попранием этой свободы - христианской и гражданской. С болью должен констатировать, что в развитии прозелитизма есть и доля нашей вины: люди отходят от Православия в силу недостатков нашей просветительной и миссионерской работы, нежелания отдельных священнослужителей кропотливо трудиться над духовным воспитанием приходящих в Церковь людей. Динамика активности псевдохристианских и псевдорелигиозных сект, достигнув наивысшей точки в 1990-1994 годах, в настоящее время немного снизилась. Деятельность некоторых из них, например " Белого братства " и " Аум Синрикё " , была прекращена решением суда. Наблюдается значительный рост только тех сект, чьи доктрины и религиозная практика наиболее соответствуют душевному состоянию и потребностям людей в условиях социально-политического кризиса. Поэтому в странах СНГ и Балтии продолжает расти число иеговистов, сайентологов, сект и оккультных групп с медицинской, особенно психологически ориентированной спецификой. С прежней активностью продолжают работать движения гностического типа: теософы, антропософы, рериховцы, а также оккультные группы и организации разных толков, астрологи, экстрасенсы и целители. Благодаря мощной издательской и пропагандистской деятельности в поле их влияния попадает большое количество людей, которые или пополняют ряды их последователей, или становятся предрасположенными к оккультизму. Многие из последней категории находятся в пограничной зоне с практическим оккультизмом. Тем, кто интересуется магией, оккультные учебные заведения предлагают профессиональное образование.

http://sedmitza.ru/lib/text/429316/

Одной из важнейших задач служения Церкви в условиях активной прозелитической деятельности инославных миссионеров и пропаганды сектантства Патриарх назвал миссионерскую работу, отметив, «что в развитии прозелитизма есть и доля нашей вины: люди отходят от Православия в силу недостатков нашей просветительской и миссионерской работы, нежелания отдельных священнослужителей кропотливо трудиться над духовным воспитанием приходящих в Церковь людей». Во исполнение решений Архиерейского Собора 1994 г. в февр. 1995 г. была образована группа, к-рая разработала концепцию возрождения миссионерской деятельности РПЦ, утвержденную Свящ. Синодом 6 окт. 1995 г. В дек. Свящ. Синод принял решение об образовании Миссионерского отдела , председателем к-рого был назначен еп. Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов) . Для координации работы епархиальных миссионерских учреждений Миссионерский отдел начал издание ж. «Миссионерское обозрение», в к-ром публикуются информационно-консультативные материалы по проблемам миссионерской деятельности. В докладе Патриарха Алексия Собору отмечалось, что, несмотря на спад активности псевдохрист. и псевдорелиг. сект и гос. запрет на деятельность наиболее одиозных из них ( «Белого братства» и «Аум Синрикё» ), по-прежнему активны движения гностического типа: теософы, антропософы, рериховцы, а также оккультные группы и орг-ции разных толков - астрологи, экстрасенсы и целители, резко возросло число сатанистских сект. Секты проникают в школы и вузы, активизируют свою деятельность в медицинских учреждениях. А. С. направил письмо председателю и депутатам Гос. Думы, в к-ром предложил поставить правовой заслон бесконтрольной деятельности в России деструктивных псевдорелиг. орг-ций и зарубежных миссионеров. Отдельный раздел доклада Святейшего Патриарха был посвящен церковной благотворительности и социальному служению. Патриарх Алексий II отметил, что расширение политических и гражданских прав и свобод не должно обернуться крушением социальных прав и свертыванием социальных программ. Церковь приняла ряд мер по социальной защите своей паствы: было открыто неск. церковных больниц, организованы курсы для подготовки сестер милосердия, создан ряд школ-приютов для сирот и детей из неблагополучных семей, гуманитарная помощь была предоставлена многочисленным беженцам из «горячих точек». РПЦ, по мнению Святейшего Патриарха, должна стать полноправным субъектом такой социальной политики, к-рая смогла бы улучшить ситуацию в стране.

http://pravenc.ru/text/76520.html

Близ ст. Хрипань Казанского направления Московской железной дороги действует иешива «Торат Хаим» (Учение жизни), основанная в 1989 г. (в 1990-1992 располагалась у пос. Валентиновка (ныне в черте г. Королёва), в 1992-2002 в пос. Удельная Раменского р-на). В 2006 г. в Пушкинский р-н переехала из Москвы поддерживаемая ФЕОР иешива «Томхей Тмимим». Также в М. о. функционирует ряд объектов религ. инфраструктуры, используемых евреями Москвы: евр. кладбище в Малаховке (в 2011 оно было существенно расширено), поддерживаемый ФЕОР детский лагерь «Ган Исроэль» (2001), Центр духовной и физической реабилитации «Эшель» (открыт в нач. 2000-х общиной московской синагоги на Б. Бронной ул.). В 2016 г. в г. Котельники открылся образовательный центр общины горских евреев «Бейт-Сфаради». Община караимов «Азызлык» (Святость), к сер. 90-х гг. XX в. зарегистрированная в Люберцах, ныне не действует. С. А. Чарный Новые религиозные движения В М. о. с рубежа 80-х и 90-х гг. XX в. большую активность проявляли представители новых религ. движений. В последние годы нек-рые из них регистрировались как культурные центры, общественные или просветительские орг-ции, благотворительные фонды или оздоровительные об-ва. В 1994 г. в Домодедове был зарегистрирован филиал секты Аум Синрикё - объединение «Путь к истине», организация ликвидирована в 2004 г. Еще 1 филиал действовал до 1995 г. в Королёве. В Жуковском получил регистрацию «Центр Всемирного духовного университета «Брахма Кумарис»» (см. Брахма Кумарис ), впосл. центр был лишен регистрации. В дер. Маришкино Воскресенского р-на в 1996 г. был создан центр Московской областной благотворительной орг-ции «Харе Кришна - пища милосердия», являвшийся филиалом международного общества «Сознание Кришны» (орг-ция впосл. снята с регистрации). В 2007 г. в Клину открылось об-во «Сахаджа-Йога» (на нач. июля 2017 зарегистрирована как «Автономная некоммерческая организация содействия развитию нравственности человека «Сахаджа Йога - мировая философия науки, здоровья и этики»»). В Егорьевске в 1993 г. было зарегистрировано объединение «Эзотерическая церковь (Тантрическая буддийская йога)», впосл. оно было снято с регистрации.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

В свое время, в середине 1990-х, мы предложили диспут членам секты «Аум Синрикё», высказав пожелание встретиться на диспуте с самим Асахарой. Асахара назначил для проведения диспута с их стороны свое доверенное лицо Пуно Сигошу. Диспут проходил в огромном зале секты на Звездном бульваре в Москве. Со стороны сектантов присутствовало более 100 человек, православных пришли только трое. Диспут проходил более двух часов. И по его окончании мы объявили координаты московского Центра реабилитации на Ордынке с уточнением времени приема. В течение недели Центр посетили более 30 «аумовцев», 25 из которых позже прошли Чин присоединения к Православной Церкви. Итак, диспут или встреча с «лидером» в присутствии рядового адепта секты состоялись. Следующий и очень важный этап – это посещение сектанта по месту его жительства. «Чужие здесь не ходят» Место жительства любого человека – это интимная среда обитания: «чужие здесь не ходят». И если вам всё же удалось посетить сектанта по месту жительства, то можно сказать, что вы точно установили с ним доверительные отношения . Обычно при посещении сектантов по месту их жительства я специально не завожу вопроса о наших с ними религиозных разногласиях, но стараюсь говорить более на отвлеченные от полемики темы. Здесь мой оппонент видит, что он интересен мне не только как объект для миссионерской «обработки», но и как человек. Желательно на такую встречу взять с собою человека, вышедшего из секты, к которой принадлежит ваш оппонент. Он сможет рассказать о своем собственном опыте возвращения в Церковь, избегая резких оценок той секты, где он когда-то находился. Конечно, если сектант сам затронет те или иные вопросы, то необходимо в дружественной форме, без давления и излишней эмоциональности ответить на его вопросы или замечания. И очень важно подсказать ему, чем он мог бы заниматься в случае его перехода или возвращения в Православие. Если человек имеет склонность к пению и музыке, ему можно предложить петь в хоре; если его более интересуют сугубо религиозные вопросы, то он мог бы начать посещение молодежного кружка по изучению Библии при вашем храме . Как показывает опыт, лица, проявляющие интерес к Православию, но еще не вошедшие в Церковь, интересуются, чем бы они могли быть полезны на приходе в случае их присоединения к Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/106728.html

Я, кстати, приходил к Аум Синрикё, взял у них кучу литературы, которую они давали. Когда они увидели, что пришел человек, который не ест мяса, не пьет, не курит, – они обрадовались, надавали мне кучу книжек, я их все унес, посмеялся над ними вместе с друзьями, часть сжег, часть позднее отправил Александру Леонидовичу Дворкину. Я их сознательно брал для того, чтобы как можно меньше этого вышло наружу. Но это было фактически единственное мое посещение какой-то секты. Так всё и продолжалось до тех пор, пока я наконец понял, что ничего нет. И ситуация была такая: либо надо придумывать свою собственную религию, либо надо… Отец Георгий: …искать тщательнее? Александр Люлька: Ну, там, где я прошел, ходить уже не надо – это было ясно. Там нет того, что мне нужно, того, что бы меня возвышало и что было бы выше меня. Я не о людях говорю. Есть очень достойные люди и среди мусульман, и среди язычников. Я говорю о религии как о мировоззрении. И так продолжалось довольно долго, пока я однажды не сказал себе: «Я ничего не буду делать, ничего не буду читать просто так, не буду развлекаться и праздно проводить время, пока я не узнаю истину. Бог, если Ты есть, открой мне Себя». И полгода я копал, искал всё, что можно было найти. И в какой-то момент, поняв, что ничего нет и больше некуда идти, я, образно говоря, увидел, что стоит какая-то часовенка, заколоченная мной, которая по крайней мере достойна того, чтобы все-таки отнестись к ней так же, как и к другим религиям. Александра Невского часовенка, что на Мызе стоит. Фото Игоря Годунова      Христианство – это действительно 2000 лет мысли Я подошел, открыл эту дверь, ожидая, что я сейчас своим прекрасным интеллектом выжгу всё там. Сожгу все эти жалкие потуги на псевдоинтеллектуальную деятельность людей, которые только машут кадилом. Но случилось нечто такое, что на меня пролился просто свет Божией благодати – я иначе это назвать не могу. Пролился такой свет Истины, который попалил меня полностью. То есть человек, который шел как бы интеллектуально сжигать христианство, сам был обожжен, как известные жертвы, когда пророк Илия низвел огонь с небес. Я понял, что христианство – это действительно 2000 лет мысли, а не только 2000 лет молитвы, поста и так далее.

http://pravoslavie.ru/81315.html

Архив Пн Новая историческая эпоха, новые вызовы, новые задачи 23 марта 2023 г. 11:25 В эти весенние месяцы у  владыки Евфимия (Моисеева)  две особо значимые даты. 20 марта 2022 года за Литургией в  Храме Христа Спасителя  он  был хиротонисан  во епископа. А чуть более двух десятилетий назад, 4 апреля 2001 года, принял монашеский постриг с наречением имени в честь преподобного Евфимия Великого, одного из основателей палестинского монашества, боровшегося за чистоту истинной веры и обратившего в Православие сарацинские племена. Сегодня епископ Луховицкий Евфимий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, является наместником  Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря  в Москве, председателем  Синодального миссионерского отдела  и  Православного миссионерского общества , деканом миссионерского факультета  Российского православного университета святого Иоанна Богослова . В нашей беседе с владыкой мы затронули широкий круг вопросов, но начали, пожалуй, с главного — его прихода к вере. «Благую весть я воспринял из неповрежденного источника» — Владыка, благодаря СМИ некоторые факты Вашей биографии хорошо известны. Например, такой: период духовных исканий у Вас пришелся на студенческую пору. Какие это были годы, какой вспоминается обстановка в стране? — Действительно, мой приход к вере связан как с обучением на филологическом факультете МГУ, так и с колоссальными изменениями в стране. Ведь общественный фон оказывает большое влияние на человека, чему мы с вами стали свидетелями в наши дни, когда идет Специальная военная операция и люди чувствуют: наступила особая эпоха. То же самое было в те годы. Правда, тогда изменения носили совсем иной характер, но тем не менее присутствовало осознание того, что происходит смена эпох. В стенах Московского университета я впервые увидел православного священника, спокойно пришедшего сюда в рясе и открыто беседовавшего с молодежью. Тогда все это уже было возможно — шла Перестройка и появилась некая открытость, ее тогда называли гласность. Сегодня могу сказать одно: «Слава Богу, что я воспринял благую весть из неповрежденного источника!» Вообще, в университет приходили самые разные религиозные деятели — даже откровенные сектанты, в том числе и лидер экстремистской тоталитарной секты «Аум Синрикё» («Учение истины) Сёко Асахара, позже казненный в Японии за организацию газовой атаки в токийском метро. Один наш профессор, известный человек — академик РАН, восторгался встречей с «замечательным человеком» — «преподобным» Муном, объявившим себя «вторым пришествием Христа» и «Мессией» и тоже создавшим тоталитарную религиозную секту.

http://patriarchia.ru/db/text/6012974.ht...

Тогда эта секта была очень популярна. Ее лидер Асахара выступал по телевидению, рассказывал о своей программе, встречался с Горбачёвым, с Руцким, потом уже с окружением Ельцина. Я пошёл прямо к ним на собрание. К тому времени мы уже стали выводить людей из этой секты, и они стали приходить к нам в Центр реабилитации. Я предложил руководству этой секты в Москве провести у них религиозный диспут. Моя задача во время этого диспута заключалась в том, что я должен был доказать слушателям, что Аум Синрикё - это не буддизм, это не христианство, это именно имитация неких традиций, то есть, синкретическая, сектантская мешанина. Так вот после этого диспута я объявил телефон Центра реабилитации, адрес, и в течение недели 25 аумовцев пришли ко мне в храм и изъявили желание вернуться в православие. Я связался с Чистым переулком, и Владыка Арсений посоветовал мне совершить над ними чин присоединения, помазав их святым миром, так как они были в языческом заблуждении, и им даже поменяли имена. То есть, они даже отреклись от своих святых. Потом уже я написал прошение на имя Святейшего о том, что целесообразнее, чтобы чин присоединения совершал епископ, когда собираются большие группы. Мы начали работать и с другими сектами. И сейчас каждый год проходит 2-3 чина присоединения в этом же храме. Возникла уже такая московская традиция, и, наверное, она будет продолжаться и после нас. Я имею в виду себя и отца Евгения Тремаскина. Чин присоединения заключается в том, что полгода мы готовим сектантов, как им вернуться в православие. Они ходят на занятия воскресной библейской школы для взрослых, изучают там Писание, догматы веры, приходят лично ко мне, задают вопросы, говорят о наболевшем. Реабилитация сектантов – это очень сложный процесс. Приходится заниматься не только чисто религиозной, но и социальной, и юридической реабилитацией, если эти люди всё потеряли. Иногда нужна и медицинская реабилитация. В таких случаях мы прибегаем к помощи специалистов. Надо ведь помочь человеку как-то прийти в себя.

http://radonezh.ru/society/history/20yea...

поиск:   разделы   рассылка Лоскутки Из дневниковых записей протоиерея Всеволода Чаплина. Часть 8 У Якова Кротова в одном интервью вырвалось: " Быть русским в глазах совестливых людей означает быть нациствующим милитаристом, невежественным, трусливым, норовящим сделать любую гадость, если будет гарантия безнаказанности " . А вся критика секты Грабового и " Аум Синрикё " – это косвенное выражение ненависти к Православию. Комментарии излишни. Только зачем свои болезни приписывать другим... Удивляют и наши юмористы всех национальностей. Обычно за их творчеством я не слежу – за двадцать лет почти не появилось ни новых имен, ни новых мыслей... Но вот посмотрел концерт Михаила Задорнова. То у него " только русский " может потерять карданный вал и доехать домой, то " вся Россия в этом – в несослагании, в неурядице " . Да, общество имеет право на самоиронию. Да, тот же Задорнов и Запад не жалеет. Но почему из года в год, в лучшее эфирное время, под " приклеенные " аплодисменты и смех нас убеждают: русские – растяпы, дураки, недоделанные олухи! Любую нацию это привело бы к шизофрении. Наши пока держатся и аплодируют. Впрочем, реабилитирую слегка Задорнова. Однажды он сказал: " Только русский может всю ночь распивать с иностранцем водку и говорить ему, что Россия – страна придурков. И только русский даст ему в морду, когда тот согласится " . Значит, все-таки до конца так не думает? Или просто оставляет лишь за собой странную " привилегию " самоедства? В юности очень не любил советских чиновников и офицеров – самодовольных, гордых, пышущих сознанием своей правоты и " правильности " . Сам облик этих людей должен был внушать окружающим, что они соприкоснулись с чем-то идеальным и высшим себя. Ту же самую неприязнь теперь я испытываю, глядя на большинство американских функционеров – политических, военных, предпринимательских. Никакой разницы с успешными " совками " . Тот же " партийно-комсомольский " взгляд, те же повадки, те же аргументы, только лоска побольше. Попадаются такие персонажи и в Европе.

http://religare.ru/2_31349.html

Arhiva A.V. Shchipkov: Rusia se afl în preajma celui de-al doilea val al activismului sectar 6 octombrie 2020 12:42 В ближайшее время Россию ожидает вторая волна сектантской активности, которая по своему характеру и масштабам будет напоминать то, что происходило в первой половине 1990-х годов, заявил в эфире телеканала «Спас» заместитель главы Всемирного русского народного собора , первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ , политический философ А.В. Щипков . Аналитик прокомментировал ситуацию, связанную с задержанием 22 сентября 2020 года руководителя секты «Церковь последнего завета» Сергея Торопа, называющего себя Виссарионом. Ему предъявляется обвинение по факту незаконной деятельности религиозной организации и по подозрению в психологическом насилии над людьми. А.В. Щипков отметил, что в конце 1980-х — начале 1990-х годов происходило масштабное политическое лоббирование сектантов в СССР. Секты выполняли политическую задачу по деструктуризации религиозного пространства. Крупные государственные чиновники открыто встречались с лидерами сектантских организаций и поддерживали их. Речь идет о таких сектах как «Белое братство», «Аум Синрикё», «Богородичный центр», «Шри Чинмой» и др. М.С. Горбачев лично лоббировал корейского сектанта Сан Мен Муна. По словам эксперта, в 1996 году накануне выборов Президента России секта Виссариона договорилась с региональными властями о том, что ее адепты поддержат на президентских выборах Б.Н. Ельцина. При низкой плотности населения на юге Красноярского края тысячи адептов Виссариона обеспечили и явку на избирательные участки, и требуемые итоги голосования. После этого установилось многолетнее партнерство этой секты с властями региона. Коллаборационизм сектантов с муниципальными и государственным служащими — явление нередкое. Это обеспечивало и политическую и экономическую поддержку деятельности Виссариона. В те годы в Красноярском крае была создана линейка «научных» текстов в поддержку этой секты, чтобы придать ей легитимности. «Нельзя не обратить внимания на тот факт, что Следственный комитет этапировал арестованных лидеров секты Виссариона не в Красноярск, а в Новосибирск», — добавил аналитик. А.В. Щипков полагает, что Россию ожидает «вторая волна сектантской активности». «США уже выделили значительные средства для оказания радикального влияния на религиозную жизнь граждан России. Работа ведется по двум направлениям: развитие сети сектантских религиозных образований и искусственное изменение православной догматики», — заключил эксперт.  Программа «Щипков» 153 «Секты и политика» доступна на сайте YouTube по  указанной ссылке . Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5701298...

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, с 23 по 29 января 2000 года в Москве состоятся Восьмые Рождественские образовательные чтения, которые проводятся Отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата при участии Московских Духовных академии и семинарии, Министерства общего и профессионального образования РФ, Российской Академии образования, Отдела Внешних церковных сношений Московского Патриархата, Московского комитета образования, Миссионерского отдела, Российского Православного университета св. ап. Иоанна Богослова, Православного Свято-Тихоновского Богословского института и других учредителей. Почетный председатель Чтений - Святейший Патриарх Алексий II. Чтения откроются в воскресенье 23 января Патриаршим богослужением в Храме Христа Спасителя и торжественным заседанием в Государственном Кремлевском Дворце. Начало торжественного заседания в 14 часов. В Рождественских чтениях примут участие Священноначалие Русской Православной Церкви, ученые, деятели культуры, педагоги и руководители образования. - " Православие 2000 " . ДОКУМЕНТЫ (ПРИЛОЖЕНИЕ К ВЫПУСКУ НОВОСТЕЙ) О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЮ УЧАЩИХСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО ЮРИЙ ЛУЖКОВ РЕШИЛ СТАТЬ ПРАВОСЛАВНЫМ В ответ на обвинения Юрия Лужкова, в связи с рядом деструктивных культов мэр Москвы заявил, что он не принадлежит к каким-либо религиозным сектам. По вероисповеданию он является православным христианином. Это заявление, как сообщила газета " Новые Известия " , прозвучало 16 декабря на встрече Лужкова с рабочими концерна " МиГ " . Лужков подтвердил, что несколько лет назад он действительно встречался с главой секты " АУМ Синрикё " Секо Асахарой. По словам московского мэра, та встреча состоялась " по настоятельной просьбе " бывшего первого вице-премьера России Олега Лобова. Ранее Лужков уходил от прямого ответа на вопрос о своем вероисповедании, а в некоторых интервью даже говорил о том, что в Бога не верит. Несмотря на утверждение Лужкова о своей православности, он из-за крайне неприязненного своего отношения к алкоголю отказывается причащаться, видимо, полагая, что Святое Причастие - это лишь смоченный в вине хлеб. - " Православие 2000 " . СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ БЛАГОСЛОВИЛ ГЕНЕРАЛА ГРОМОВА И ЕГО ДВИЖЕНИЕ " БОЕВОЕ БРАТСТВО "

http://pravoslavie.ru/news/index01.htm

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010