Долгое время большевики и их сторонники контролировали лишь Сырдарьинскую обл., часть Семиреченской обл., Тургайскую обл. и Букеевскую степь. С июля 1919 г. на территории советских районов К. действовал созданный по решению Москвы Революционный комитет по управлению Киргизским краем. Остальные части К. длительное время находились под контролем антисоветских сил - уральских и оренбургских казаков, позднее - правительства А. В. Колчака. В союзе с последним выступали сторонники партии «Алаш». Во 2-й пол. 1919 - нач. 1920 г. части Красной Армии под командованием М. В. Фрунзе установили советскую власть на всей территории К. 1920-1991 гг. 26 авг. 1920 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли Декрет об образовании Киргизской АССР в составе РСФСР. В состав новой республики вошли Акмолинская, Семипалатинская, Уральская, Тургайская области и части Закаспийской обл. и Астраханской губ. Ее столицей стал г. Оренбург. Ряд мер, принятых в нач. 20-х гг., был направлен на восстановление подорванной в годы гражданской войны (1917-1922) экономики. В результате реформ 1921-1922 гг. значительное количество земель, ранее принадлежавших переселенцам из России, было возвращено коренному населению края. В ходе национально-гос. размежевания 1924-1925 гг. в Ср. Азии часть территорий Сырдарьинской обл. и Семиречья вошла в состав Киргизской АССР. В апр. 1925 г. этот регион стал называться Казакской АССР, в июле того же года его столица была перенесена из Оренбурга в г. Кзыл-Орда (бывш. Перовск, ныне Кызылорда). Проводившаяся в 1926-1929 гг. политика советизации казах. аулов должна была ослабить влияние баев (этого удалось добиться лишь частично). Проводилась работа по распространению просвещения в К. В 1929 г. столицей стала Алма-Ата. В 1936 г. Казакская АССР была преобразована в Казахскую ССР. К 1941 г. в К. в ходе индустриализации было построено ок. 200 крупных промышленных предприятий, в т. ч. Чимкентский (Шымкентский) свинцовый, Балхашский медеплавильный и др. заводы, в Караганде создана одна из самых крупных в СССР угольных баз. Были проложены Турксиб и др. железнодорожные магистрали, реконструированы старые промышленные предприятия. Среди работников промышленности и транспорта по-прежнему было много представителей некоренного, прежде всего русского, населения. К кон. 30-х гг. заметно возросло число занятых в производстве заключенных ГУЛАГа, крупным центром к-рого стал К.

http://pravenc.ru/text/1319864.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ. Территория 113,9 тыс. кв. км. Центр - Волгоград (до 1925 Царицын, до 1961 Сталинград). География: область расположена на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, в степной и частично в полупустынной зонах. Граничит на севере с Саратовской обл., на северо-западе с Воронежской обл., на западе с Ростовской обл., на юге с Калмыкией и Астраханской обл., на востоке с Казахстаном. Главные реки - Волга, Дон. На территории В. о. в бассейн Волги входят Волгоградское водохранилище и 29 рек, в бассейн Дона - Цимлянское, Варваровское, Береславское и Карповское водохранилища и 161 река (наиболее крупные - Ахтуба, Еруслан, Хопёр, Иловля, Медведица). В. о. разделена на 33 района, в нее входят 19 городов, 29 поселков. Население: 2 млн 699 тыс. чел. (2002). Национальный состав: русские - 88,89%, украинцы - 2,09, казахи - 1,68, татары - 1,06, армяне - 1, немцы - 0,63, азербайджанцы - 0,53, остальные (белорусы, евреи, корейцы, марийцы, цыгане, чеченцы, чуваши и др.) - 4,92%. Административное устройство Царицынская губ. была создана решением Совета Северокавказского военного округа Красной Армии в сент. 1918 г., но из-за активных военных действий в регионе губ. органы власти не сформировались. 10 мая 1920 г., вскоре после взятия Царицына частями Красной Армии, 1-й губ. съезд советов подтвердил создание Царицынской губ., отделенной от Саратовской губ. В 1925 г. губерния была переименована в Сталинградскую, в 1928 г. с рядом др. регионов объединилась в Нижневолжский край, к-рый 10 янв. 1934 г. был разделен на Саратовский и Сталинградский края. В 1936 г. Сталинградский край был преобразован в Сталинградскую обл., с 10 нояб. 1961 г. область имеет совр. название. Религия К нач. 2005 г. в В. о. было зарегистрировано 363 религ. орг-ции, принадлежащие к 20 вероисповеданиям. Из них приходы РПЦ составляют 56,7%, старообрядческие - 2,5, римско-католич.- 1,7, протестант. (лютеранские, евангельских христиан-баптистов, евангельских христиан (см. Баптисты ), пятидесятников , адвентистов седьмого дня и методистов ) - 23, мусульм. объединения - 4,7, буддийские общины - 0,6, иудаистские - 2,8, др. религ. орг-ции - 8%. (В нач. XX в. 94% жителей Царицынского у. принадлежали к РПЦ, 0,9% были старообрядцами, 1% - протестантами, 4% - буддистами, 0,1% жителей исповедовали др. религии. В 1929 г. на территории Сталинградского, Камышинского, Хопёрского округов Нижневолжского края, вошедших в состав совр. В. о., действовали 735 зарегистрированных религ. орг-ций различных вероисповеданий.)

http://pravenc.ru/text/155148.html

Пос. – поселок д. – деревня обл.область Ст. – станция с. – село жел. – железной Почт. – почтовое 1 – п/п 2 – Наименование Исправительно-трудовых лагерей и строительств НКВД 3 – Сокращенное наименование ИТЛагерей и стр[оительст]в НКВД 4 – Место дислоцирования Управлений Исправительно-трудовых лагерей и строительств НКВД 5 – Телеграфный адрес Управлений Исправительно-трудовых лагерей и строительств НКВД 6 – Почтовый адрес Управлений Исправительно-трудовых лагерей и строительств НКВД (для простой корреспонденции) п/п Наименование ИТЛ и строительств НКВД Краткое нацменов. Место дислоцированияА Телеграфный адрес Почтовый адрес Управление Амурского Исправительно-Трудового лагеря НКВД Амурлаг г. Свободный, Хабаровского края Свободный Амурлаг г. Свободный Хабаровского края, почтовый ящик 210 Управление Исправительно-трудового лагеря и стр-ва Архангельского Бумажного Комбината НКВД Архбумстрой Местечко Мечка-ПапойАрхангельской области Архангельск Архбумстрой г. Архангельск, почтовый 250 Управление Астраханского Исправительно-Трудового лагеря НКВД Астраханлаг г. Астрахань, Сталин-градской обл. АстраханьАстраханлаг г. Астрахань, почтовый 249 Управление Бепоморско-Баптийского Исправительно-трудового лагеря и Комбината НКВД г. Медвежегорск, Карело-Финской ССР Медвежегорск ББК Ст. Медвежья Гора Кировской жел. дороги, почтовый ящик 251 Управление Бирского Исправительно-трудового лагеря НКВД Бирлаг Ст. Вира, Дальне-Восточной жел. дороги. Вира Дальневосточной Бирлаг Ст. Вира Дальне-Восточной жел. дор., почтовый ящик 258 Управление Буреинского Исправительно-трудового лагеря НКВД Бурлаг Ст. Известковая, Дальне-Восточной жел. дороги Известковая Дальневосточной Бурлаг Ст. Известковая Дальне-Восточной жел. дорога, почтовый ящик 213 Управление Букачачинского Исправительно-Трудовоголагеря НКВД Букачачлаг Пос. Букачача Чернышевского района Читинской обл БукачачаБукачачлаг Нос. Букачача Чернышевского района Читинской обл., почтовый ящик 222 Управление Владивостокского Исправительно-трудового лагеря и колоний УН КВД

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1942 - янв. 1943 г., во время Великой Отечественной войны, значительная часть К. была оккупирована нем. войсками. В дек. 1943 г. вслед. обвинения калмыков в коллаборационизме Калмыцкая АССР была упразднена, ее территория передана Астраханской обл., г. Элиста переименован в Степной, более 92 тыс. чел. были депортированы в Сибирь, Ср. Азию, Казахстан. Обвинение было огульным, поскольку из 200 тыс. жителей К. против немцев в Великой Отечественной войне воевало ок. 50 тыс. чел., из них 14 тыс. были награждены орденами и медалями, 8 калмыков удостоены звания Героя Советского Союза (на стороне Германии выступил только Калмыцкий кавалерийский корпус численностью ок. 3,5 тыс. чел.). Автономия К. была восстановлена указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 янв. 1957 г., по которому была образована Калмыцкая автономная обл. в составе Ставропольского края, в июле 1958 г. область была преобразована в Калмыцкую АССР, территория Долбанского и Приволжского улусов бывш. Калмыцкой АССР осталась в Астраханской обл. В 1957-1959 гг. на родные земли вернулось свыше 72,6 тыс. калмыков. За годы советских пятилеток в К. интенсивно развивались сельское хозяйство и промышленность. Большую роль в возрождении республики сыграл Герой Советского Союза ген.-лейтенант Б. Городовиков, 18 лет возглавлявший К. в должности первого секретаря обкома КПСС. В окт. 1990 г. была провозглашена Калмыцкая ССР в составе РСФСР, в февр. 1992 г. она получила совр. название. В апр. 1993 г. впервые был избран Президент К., в 1994 г. принято Степное уложение (Конституция). В составе республики 13 районов (Городовиковский, Ики-Бурульский, Кетченеровский, Лаганский, Малодербетовский, Октябрьский, Приютненский, Сарпинский, Целинный, Черноземельский, Юстинский, Яшалтинский, Яшкульский), 3 города, 112 сельских администраций. В К. проживает 1/3 калмыков, ок. 400 тыс. калмыков живут в Китае, Монголии, в Зап. Европе и в США. Р. Б. Дякиева Религия К 2012 г. в К. насчитывалось 75 религ. орг-ций, из них 18 общин РПЦ, составляющих Элистинскую и Калмыцкую епархию , 3 римско-католич.

http://pravenc.ru/text/1320133.html

Как и народная песня, колокольные звоны всегда создавались в устной традиции, в процессе коллективной работы. В устном исполнительстве они развивались и видоизменялись. Талантливых звонарей у нас было много, все они передавали давние, сочиненные многими мастерами композиции. Причем они были не просто ремесленниками-исполнителями, а творцами, с вдохновением развивающими уже сложившиеся звоны. Из поколения в поколение передавалось и богатело русское искусство колокольного звона, такое же народное, как русская песня. Народ был творцом звонов, поэтому мы с полным правом можем говорить, что колокольные звоны – музыкальный эпос народа 33 . Любовь русского народа к колокольному звону проявилась и в большом количестве народных песен, посвященных ему. Это: «Чтой-то звон» из Воронежской обл., «В городе звоны» из Курской обл., «Слышно было вдалеке» из Астраханской обл., «Дин-бом» – детская песенка, «Звонили звоны». Почти все они в той или иной степени обыгрывают ритмические попевки самих колокольных звонов. В этом же списке – и замечательный «Вечерний звон», и «У спаса к обедне звонят», и многие другие песни. Колокольные звоны не раз воспроизводились в творчестве русских и советских композиторов. Причем здесь можно услышать все разновидности звона – набат в сцене пожара Путивля в опере Бородина «Князь Игорь»; всполошный звон, созывающий опричников на Красную Площадь в «Опричнике» Чайковского; большой звон, сопровождающий въезд Ивана Грозного в «Псковитянке» Римского-Корсакова; светлый, праздничный звон в «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакова; торжественный звон во второй картине пролога оперы Мусоргского «Борис Годунов»; ликующий звон в эпилоге «Ивана Сусанина» Глинки; тревожный, призывный звон в сцене под Кромами в опере «Борис Годунов» Мусоргского и в ней же – мрачный, скорбный погребальный перезвон в сцене смерти Бориса. Используется колокольный звон в «Воскресной увертюре» Римского-Корсакова, увертюре Чайковского «1812 год», сюите Глазунова «Кремль», кантате Прокофьева «Александр Невский», поэме Шостаковича «Казнь Степана Разина», во многих других произведениях.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

Указом имп. Екатерины II от 23 дек. 1781 г. Оренбургская губ. была преобразована в Уфимское наместничество, при этом к Симбирскому наместничеству отошли Самарский и Ставропольский уезды, к Пермскому наместничеству - Осинский и Шадринский уезды, под контроль администрации Астраханской губ. переданы Гурьев, Уральск (бывш. Яицкий городок; ныне в Казахстане) и территория Уральского казачьего войска. Уфимское наместничество делилось на Оренбургскую обл. (включала Бузулукский, Верхнеуральский, Оренбургский и Сергиевский уезды) и Уфимскую обл. (включала Белебеевский, Бирский, Бугульминский, Бугурусланский, Мензелинский, Стерлитамакский, Уфимский, Челябинский уезды). Указом имп. Екатерины II от 2 мая 1784 г. в составе Уфимской обл. образован Троицкий у. Наместничество являлось одним из центров металлургической промышленности в России (действовало свыше 20 железоделательных и медеплавильных заводов). Указом имп. Павла I от 12 дек. 1796 г. Уфимское наместничество переименовано в Оренбургскую губ. Центром губернии в разное время являлись Оренбург (1797-1802, 1865-1920) и Уфа (1802-1865). На юге и востоке губерния не имела установленных границ, т. к. происходил постоянный процесс расширения ее территории; делилась на уезды: Бирский, Бугульминский, Бузулукский, Верхнеуральский, Мензелинский, Оренбургский, Стерлитамакский, Троицкий, Уфимский, Челябинский. Находилась под управлением оренбургских военных губернаторов (1796-1851), оренбургских и самарских генерал-губернаторов (1851-1864), оренбургского генерал-губернатора (1865-1881). В 1799 г. образована Оренбургская пограничная комиссия, в ведении к-рой находилось управление казахами Младшего жуза. 24 апр. 1802 г. восстановлены упраздненные в 1796-1797 гг. Белебеевский и Бугурусланский уезды. 8 мая 1816 г. присоединена территория между реками Урал, Илек, Курала и Бердянка площадью свыше 655,5 тыс. га, к-рая была подчинена Илецкому соляному правлению и фактически включена в Оренбургскую губ. (указом от 12 дек. 1840 этот участок окончательно включен в состав земель Оренбургского казачьего войска). В 30-х гг. XIX в. построена т. н. Новая Оренбургская укрепленная линия, которую занимали Оренбургские линейные батальоны (среди солдат - декабристы, участники Польского восстания 1830-1831 гг., петрашевцы). В 1835 г. граница Оренбургской губ. была перенесена южнее и проведена почти по прямой между крепостями Орской и Троицкой.

http://pravenc.ru/text/2581503.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЛМЫКИЯ субъект РФ в составе Южного федерального окр. Территория - 74 731 кв. км. Центр - Элиста. К. расположена на крайнем юго-востоке европ. части России, граничит на юге с Республикой Дагестан , на юго-западе со Ставропольским краем , на западе с Ростовской обл. , на северо-западе с Волгоградской обл. , на востоке с Астраханской обл. Регион расположен в зонах степей, полупустынь и пустынь. В сев.-вост. части К. протекает Волга, на юге расположено Чограйское водохранилище, юго-вост. часть территории омывается Каспийским м. Население - 289,4 тыс. чел. (2010). Национальный состав: калмыки - 57,4%, русские - 30,2, даргинцы - 2,7, казахи - 1,7, турки-месхетинцы - 1,3, чеченцы - 1,2% и др. История, административное устройство Предки калмыков - ойраты (зап. монголы), жившие в Центр. Азии (Джунгария и соседние регионы), в кон. XVI - нач. XVII в. разделились, часть ойратов переместилась через Юж. и Зап. Сибирь на Н. Волгу и в Сев. Прикаспий, где поселилась в 1-й трети XVII в., вытеснив оттуда ногайцев. В процессе переселения зап. монголы сформировались в отдельный этнос - калмыков. В сер. XVII в. калмыки окончательно утвердились на западе Великой степи, частью подчинив себе, частью вытеснив кочевья Больших и Малых ногаев в Крым и на Кавказ. Кочевья калм. племен на Н. Волге и в Сев. Прикаспии занимали территорию на юге до Терека, на севере до г. Самары, на западе до р. Дон и на востоке до р. Яик (Урал); позже ареал проживания уменьшился и примерно стал соответствовать границам совр. К. Первым правителем образовавшегося на Н. Волге Калмыцкого (Торгоутского) ханства (существовало в 1633-1771) был тайша Хо-Урлюк (1633-1644). Ханство делилось на улусы, управляемые нойонами, улусы состояли из аймаков и хотонов, подчинявшихся зайсангам. Расцвета ханство достигло в период правления Аюки (1672-1724). Калмыки оказались на территории Российского гос-ва в нач. XVII в. В 1608 г. царь Василий Иоаннович Шуйский принял одно из первых калм.

http://pravenc.ru/text/1320133.html

В наст. время большинство Л. живет в Румынии - в Сев.-Зап. Добрудже (гл. обр. в жудеце Тулча, а также в жудецах Ботошани, Сучава, Яссы, Васлуй, Нямц, Бакэу, Галац, Брэила). Крупные населенные пункты в Румынии с преимущественно липованским населением: Гиндэрешти, Журиловка, Бретешти, Маноля (Мануиловка), Липовени, Климэуць, Каркалиу, Сарикёй, Слава-Черкезэ (Слава Черкесская), Слава-Русэ, Периправа, Сфиштофка (Свистовка), Мила. Из 60 поселений Л. 20 заселены компактно. В городах они живут в липованских махалах - кварталах. Для Л. характерны сохранение рус. языка, обычаев и традиций. Во время правления Н. Чаушеску (1965-1989) проводилась политика принудительной ассимиляции Л.: им давались румын. фамилии, обучение в школах проводилось только на румын. языке. В наст. время в Румынии по офиц. данным насчитывается 37 тыс. Л. (100 тыс. чел.- по неофиц. данным). В 1990 г. в Бухаресте была основана «Община русских-липован», которая издает двуязычную газ. «Зopu-Zorile» и ж. «Китеж-град». Раз в 4 года проводится конгресс исследователей старообрядчества. На Украине Л. живут в Килие, Вилково, Измаиле и окрестных селах (Ст. Некрасовка, Нов. Некрасовка); в Одессе с 2003 г. выходит ж. «Липоване». Л. проживают также в Молдавии (Кагул и села) и Болгарии (села Казашко Варненской обл. и Татарица Силистренской обл.). В России - в с. Некрасовка в Дагестане, на хуторе Новопокровском Приморско-Ахтарского р-на Краснодарского края - живут Л., прибывшие из Румынии и Болгарии. Реэмигранты из с. Журиловка (Румыния) были поселены в Ейском и Темрюкском районах Краснодарского края. Группа Л. проживает в районе Адлера. Группа реэмигрантов из Румынии (из сел Сарикёй и Каркалиу) живет в Астраханской обл. (пос. Успех, села Увары и Раздор Камызякского р-на, с. Речное Харабалинского р-на) и в Астрахани. Российские Л.- последователи Русской древлеправославной церкви (см. в ст. Беглопоповцы ) и Русской православной старообрядческой церкви (см. в ст. Белокриницкая иерархия ). Лит.: Кирилэ Ф. Русская липованская община в Румынии//Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосиб., 1992. С. 269-274; Липинская В. А. Самоназвания рус. старообрядцев, проживающих в Румынии//Старообрядчество: История, культура, современность: Тезисы. М., 1997. С. 211-212; Пригарин А. А. Народная этимология «некрасовцы» и «липоване» в контексте устной истории группы//Липоване. Од., 2005. Вып. 2. С. 110-116; он же. Русские старообрядцы на Дунае: Формирование этно-конфессиональной общности в кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. Од.; Измаил; М., 2010.

http://pravenc.ru/text/2110538.html

На сегодняшний день в РФ зарегистрированы 18 молоканских общин, в т. ч. в Москве, Сев. Осетии, Кабардино-Балкарии, в Самарской, Белгородской, Омской, Тамбовской областях, Краснодарском крае. Девять зарегистрированных общин действуют в Ставропольском крае, община в с. Кочубеевском является адм. центром. Второй адм. центр совр. молоканства - в Тамбове. У ставропольских М. есть отдельное детское собрание, управляемое детьми, в пос. Новокумском устроен музей истории М. Арх.: Книга Полный молитвенник//РГБ. Ф 218. 328, XIX в.; Дневник археогр. экспедиции МГУ «Волга 1996-1997»: [полевые мат-лы автора]. С. 2, 16, 23. Ист.: Варадинов Н. В. История Министерства внутренних дел. СПб., 1863. Кн. 8, доп.: История распоряжений по расколу: Стат. сведения о сектантах (к 1 янв. 1912). СПб., 1914; Камень Горлион: Богосл. изречения М. Г. Рудомёткина, вождя Сионского народа закавказских духовных христиан-прыгунов, сочиненные им в монастырском заключении 1858-1877 гг. Лос-Анджелес, 1915; Дух и жизнь. Книга Солнца: Божественные изречения наставников и страдальцев за Слово Божие, веру Иисуса и Дух Святой религии духовных христиан молокан-прыгунов. Лос-Анджелес, 1928, 1975; Клибанов А. И. На собрании у молокан-прыгунов//НиР. 1970. 12. С. 50-53. Лит.: Иаков (Вечерков), еп. Ист. сведения о молоканской секте//ПС. 1858. 3. С. 295-308; 4. С. 42-80; Ливанов Ф. Тамбовские молокане и духоборцы в XVIII в.: Ист. очерк//Всемирный труд. СПб., 1868. Февр. С. 252-258; Флегматов А., прот. Историческая заметка о местном расколе в посаде Дубовке//Саратовские ЕВ. 1884. 22. С. 9-122; Былов М. Раскол в Воронежской епархии при еп. Тихоне I (святителе), 1763-1767 гг.//Воронежские ЕВ. 1890. 4. С. 146-154; Русанов М., свящ. К истории сектантства в Астраханской епархии: Михайловские субботники. Астрахань, 1903. С. 1-11; Буткевич Т. И. Обзор рус. сект и их толков. Х., 1910. С. 281-476; Олейников Т. Очерки по истории расколо-сектантства в Воронежской губ.//Воронежские ЕВ. 1914. 38. С. 1025-1032; Бондарь С. Д. Секты хлыстов, шалопутов, духовных христиан, Старый и Новый Израиль, субботников и иудействующих: Кр. очерк. Пг., 1916. С. 89-95; Иникова С. А. Тамбовские духоборцы в 60-х гг. XVIII в.//Вестн. Тамбовского ун-та. Сер. Гуманит. науки. Тамбов, 1997. Вып. 1. С. 39-53; Никитина С. Е. Сотворение мира и концепт исхода/похода в культуре молокан-прыгунов//От бытия к исходу: Отражение библейских сюжетов в слав. и евр. нар. культуре. М., 1998. С. 22-230; она же. Молокане-переселенцы Калужской обл.//Живая культура российской провинции: Калужский край. Козельский р-н: Этногр. очерки. М., 1999. С. 188-213; она же. Конфессиональные культуры в их территориальных вариантах. М., 2013. С. 97-217; Алленов А. Н. История религ. течений в Тамбовской обл.: Учеб.-метод. пособие для студентов. Тамбов, 2013. С. 59-97; Буянов Е. В. Духовные христиане-молокане в Амурской обл. во 2-й пол. XIX - 1-й трети XX в. Благовещенск, 2013. С. 10-59.

http://pravenc.ru/text/2564076.html

В 1921 г. был воссоздан Союз духовных христиан-М. 10-12 сент. 1924 г. состоялся 2-й Всесоюзный съезд М. в Самаре. Рассматривался широкий круг вопросов, были выбраны руководящие органы, председателем Центрального совета стал Н. Ф. Кудинов. Местом пребывания Совета была утверждена Москва. Съезд изъявил готовность во всем помогать рабоче-крестьянской власти. Однако к сер. 20-х гг. XX в. политику правительства определяла борьба с религией. В отношении М. возобновились гонения, были закрыты печатные издания и молитвенные дома, подвергнуто репрессиям руководство Союза. В послевоенный период не было возможности зарегистрировать прежние общины. К сер. XX в. большинство М. Воронежской обл. примкнуло к баптистам. В 20-х и 50-60-х гг. XX в. часть воронежских субботствующих М. пополнила адвентистскую общину. В 40-50-х гг. XX в. в области проживало не менее 150 М., в основном в пос. Сомово Воронежского р-на и с. Пески Поворинского р-на. К нач. 70-х гг. в Воронежской обл. шел активный процесс поглощения молоканских общин структурами Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ) (схожие процессы шли ранее - в 1900-1920, после 1945, продолжаются и в наст. время). Процесс угасания общин М. наблюдался и в 50-80-х гг. XX в. Многие малочисленные общины в Центр. России, Астраханской и Саратовской областях, в Закавказье продолжали действовать без регистрации. К кон. 80-х гг. XX в. наметился некоторый подъем, была зарегистрирована тамбовская община (ок. 30 чел.). В 1991 г. состоялся 1-й съезд духовных христиан, на к-рый собрались представители 60 общин. Членами созданного на съезде Союза общин духовных христиан-М. стали более 40 групп. Летом 1997 г. съезд М. прошел в Тамбове. В 2005 г. в с. Кочубеевском состоялся Всемирный съезд М., приуроченный к 200-летию дарования свобод Александром I. На съезд приехали последователи движения из разных регионов страны, а также из Австралии, США и Канады. Обсуждались вопросы воспитания молодежи в традициях молоканства, выделения земли для возведения молитвенных домов и культурного центра.

http://pravenc.ru/text/2564076.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010