было принято постановление, разрешающее старообрядцам и католикам в случае необходимости обращаться в правосл. храмы для совершения над ними таинств (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 266. Л. 118). После встречи представителей старообрядческих согласий с председателем ОВЦС Ленинградским и Новгородским митр. Никодимом (Ротовым) была достигнута договоренность о возможности старообрядцам учиться в духовных школах РПЦ, публиковать материалы в «Журнале Московской Патриархии» и участвовать в церковной миротворческой деятельности. На Поместном Соборе РПЦ 1971 г. в качестве гостей участвовала делегация Новозыбковской архиепископии, в составе к-рой были П., прот. Афанасий Калинин (впосл. Новозыбковский, Московский и всея Руси архиеп. Аристарх ) и протодиак. Гурий Антонов (впосл. Новозыбковский, Московский и всея Руси архиеп. Геннадий ). П. приветствовал решение Собора о снятии клятв на старые обряды (со стороны большинства старообрядческих согласий это постановление встретило сдержанную реакцию). В том же году от Новозыбковской архиепископии отделилась община в с. Скородное 1-е (ныне деревня) Золотухинского р-на Курской обл. под рук. свящ. Моисея Семенихина; община присоединилась к последователям Белокриницкой иерархии . Свящ. Моисей обвинил П. в сотрудничестве с «еретиками-никонианами» и в отступлении от «старой веры», однако истинной причиной отделения стало намерение П. запретить свящ. Моисея в служении за канонический проступок. В 70-х гг. XX в. Новозыбковская архиепископия насчитывала ок. 20 зарегистрированных приходов, некоторое количество общин существовало подпольно. Относительно активная приходская жизнь шла в Брянской обл., в Поволжье и в Грузии. Имелись общины в Дагестане, в Пермской и Астраханской областях, в Краснодарском крае. Связь архиепископии с приходами в Румынии и Болгарии была слабой. В июле 1977 г. П. ушел на покой по состоянию здоровья, поселился в с. Григолети, где жил до кончины, похоронен там же. До сент. 1979 г. архиепископией управлял местоблюститель - Курский еп.

http://pravenc.ru/text/2578493.html

В 1813 г. был освящен новопостроенный Николаевский собор в Мензелинске. Более 30 тыс. р. епископ потратил на обеспечение церквей епархии богослужебными книгами. Архиерей привел в порядок делопроизводство Оренбургской консистории, в 1818 г. провел преобразования в Оренбургской ДС, открыл духовное и приходское уч-ща в Уфе. Еп. Августин рукоположил 216 выпускников семинарии во священники и диаконы. 18 окт. 1817 г. к Оренбургской епархии присоединились земли Уральского казачьего войска, ранее входившие в Казанскую епархию и небольшой частью в Астраханскую епархию (см. Астраханская и Енотаевская епархия ). Все 7 новоприсоединенных церквей были единоверческими (см. Единоверие ). На землях Уральского войска 60% населения были старообрядцами (в Уральской обл., существовавшей в 1868-1920, старообрядцы составляли 43% населения). В юж. уездах Оренбургской губ. (Троицкий и Оренбургский) и в Уральской обл. преобладали поповцы (последователи Белокриницкой иерархии и часовенного согласия ), в сев.-вост. уездах Оренбургской губ. (Челябинский, Троицкий) жили преимущественно беспоповцы . Для староверия на территории Оренбургской епархии был характерен процесс перехода поповцев на беспоповские позиции. В 1826 г. Синод разрешил постройку первой в Оренбургской губ. единоверческой церкви - в с. Сладкие Караси Челябинского у. До ее возведения челябинские единоверцы, проживавшие в 24 деревнях, принадлежали к приходу Спасской ц. в Екатеринбурге Пермской епархии. В 1827 г. еп. Амвросий рукоположил единоверцам священника, в 1828 г. был заложен храм (в 1829 освящен придел во имя вмц. Екатерины, в 1847 освящен главный престол во имя Всемилостивого Спаса). В 1831 г. при церкви был открыт 2-й штат ввиду большого числа прихожан - ок. 2 тыс. только муж. пола. На землях, составлявших территорию Оренбургской епархии, жили киргизы, казахи, нагайбаки, башкиры, чуваши, мордва, татары, калмыки и др. народности. 5 окт. 1824 г. в Уфе открылся комитет Библейского об-ва, среди нерус. народов Юж. Урала началось распространение Евангелия на татар.

http://pravenc.ru/text/2581499.html

В 1885 г. Владикавказское викариатство было преобразовано в епархию в составе Грузинского Экзархата. К ней помимо приходов Сев. Осетии были присоединены русские приходы Терской обл., ранее относившиеся к Кавказской епархии. Новая епархия подчинялась Грузино-Имеретинской синодальной конторе на одинаковых основаниях с проч. епархиями Грузинского Экзархата. 29 июня 1885 г. И. был назначен правящим архиереем с титулом «епископ Владикавказский». При нем число храмов в епархии возросло со 122 до 136, во Владикавказе были выстроены Константино-Еленинская и Свято-Троицкая церкви. И. вместе с экзархом Грузии архиеп. Палладием (Раевым) освятил Троицкую ц. 15 нояб. 1887 г. После создания епархии И. продолжил частые поездки по приходам, причем большее внимание уделял осетинским. Во время визитов, как вспоминали очевидцы, в общении с паствой архиерей был прост и доступен, интересовался местными традициями. Особое внимание он по-прежнему уделял просвещению. 11 окт. 1887 г. была возобновлена деятельность осет. ДУ, открытого теперь в сел. Ардон - географическом центре Осетии. В день открытия И. возглавил крестный ход, отслужил молебен, а затем совершил освящение здания училища в сослужении осетинского духовенства. Церемония проходила при большом стечении народа и в присутствии начальника Терской обл. ген.-лейтенанта А. М. Смекалова, городского головы Владикавказа и др. В сент. 1888 г. имп. Александр III с семьей посетил Владикавказ, И. принял участие в торжествах встречи государя. С именем И. связаны крупные переводческие проекты. В апр. 1860 г. он возглавил комитет, созданный для цензурирования осет. переводов церковных и учебных книг. И. указывал на настоятельную необходимость перевода богослужебных книг на осет. язык. Для переводов использовались азбука и сокращенный параллельный осетинско-рус. катехизис Астраханского архиеп. Гаия (Такаова) , утренние и вечерние молитвы и краткая Свящ. история на осет. языке, составленные экзархами Грузии митр. Феофилактом (Русановым) и архиеп. Моисеем (Богдановым-Платоновым-Антиповым) , а также осет.

http://pravenc.ru/text/578559.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Гаврилович Тарбеев (1875, г. Чёрный Яр Астраханской губ. (ныне село Астраханской обл.) - 8.01.1931, Астрахань), сщмч. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи мещан. После окончания Астраханской гимназии был назначен в 1896 г. учителем церковноприходской школы при Казанской ц. Астрахани. Сдал экстерном семинарский курс в Астраханской ДС и 31 мая 1898 г. был рукоположен во диакона к Покровскому храму с. Среднепогромного Царевского у. Астраханской губ. 4 авг. того же года переведен диаконом в Рождество-Богородицкую ц. с. Никольского Енотаевского у. той же губернии, 19 мая 1899 г.- в церковь с. Владимировка того же уезда. В нояб. 1906 г. назначен диаконом Ильинской кладбищенской ц. г. Красный Яр Астраханской губ. (ныне село Астраханской обл.). С 26 окт. 1907 г. служил диаконом во Входо-Иерусалимском храме Астрахани. Активно участвовал в деятельности астраханского Кирилло-Мефодиевского братства, служил зав. братским книжным складом. В 1910 г. рукоположен во иерея и назначен священником в храм с. Киселево Черноярского у. 19 нояб. 1912 г. перемещен на священническую должность в храм станицы Заветной того же уезда, 15 февр. 1915 г.- в Донскую ц. станицы Косикинской Енотаевского у., где он одновременно служил секретарем местного земельного отдела. В 1919 г. переведен священником в храм с. Владимировка того же уезда на место расстрелянного большевиками свящ. Гавриила Богданова. В 1928 г. Н. назначен настоятелем собора в честь Владимирской иконы Божией Матери в г. Красный Яр. Добился успехов в борьбе с обновленцами; захваченные ими красноярские Покровский и Ильинский храмы опустели из-за оттока прихожан во Владимирский храм. По доносу одного из обновленцев Н. был арестован 19 сент. 1930 г. в Астрахани, куда прибыл по делам семьи. Содержался в астраханской тюрьме. На допросах отверг все обвинения в антисоветской агитации. Верующие Красного Яра и соседних селений собрали подписи за освобождение арестованного иерея, что стало поводом для арестов в нояб. того же года священномучеников свящ. Николая Залесского и диак. Михаила Смирнова , неск. мирян и послушниц закрытых мон-рей, проживавших в Красном Яре. Всего к следствию были привлечены 38 чел., к-рых обвиняли в создании в Красном Яре контрреволюционной церковной орг-ции и в антисоветской агитации. Н. был расстрелян вместе со свящ. Николаем Залесским и диак. Михаилом Смирновым по приговору Особой тройки при Полномочном представительстве ОГПУ по Нижневолжскому краю от 17 дек. 1930 г. По свидетельствам др. заключенных, перед казнью приговоренные иереи отслужили в общей камере праздничную рождественскую утреню. Похоронен в общей безвестной могиле.

http://pravenc.ru/text/2565834.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (Васильцев Всеволод Степанович; 23.05.1928, с. Мидск Волынского воеводства, Польша (ныне Ровенская обл., Украина) - 21.11.1998, Кировоград, Украина), архиеп. Кировоградский и Александрийский. Из семьи священника. Начальное образование получил в польск. школе. В 1947 г., по окончании школы в с. Тучин, В. поступил в 3-й класс Волынской ДС, в 1949 г.- в МДА, к-рую окончил в 1953 г. со степенью канд. богословия за соч. «Униатство в Юго-Западной Руси за время святительской деятельности Киевского митр. Петра Могилы». В 1953-1957 гг. преподавал НЗ, библейскую историю и церковное пение в Волынской ДС. В 1957 г. являлся регентом хора кафедрального собора г. Петрозаводска, в к-ром служил его отец, в том же году женился. В нояб. 1958 г. Астраханским еп. Сергием (Лариным) был рукоположен во диакона к ц. свт. Николая в г. Камышине Волгоградской обл. 18 окт. 1964 г. еп. Саратовским и Волгоградским Варфоломеем (Гондаровским) рукоположен во священника к Троицкому кафедральному собору Саратова. В 1965 г. назначен настоятелем Духосошественского собора Саратова. На новом месте служения о. Всеволод в короткий срок смог наладить приходскую жизнь, организовал один из лучших в епархии хоров, в этот период раскрылся проповеднический дар буд. архиерея. С сент. 1965 г. благочинный Саратовского округа, в 1967 г. возведен в сан протоиерея. В 1971 г. овдовел. В том же году после публикаций в саратовской прессе, направленных против прот. Всеволода и его отца, о. Всеволод был снят с регистрации и лишен места служения. Стараниями архиеп. Саратовского и Волгоградского Пимена (Хмелевского) конфликт с властями был улажен, и В. занял место священника Троицкого кафедрального собора Саратова, в 1973-1988 гг. вновь нес послушание благочинного Саратовского округа. В 1988 г. прот. Всеволод был одним из организаторов празднования 1000-летия Крещения Руси в Саратове, в том же году назначен настоятелем Троицкого кафедрального собора Саратова, в к-ром организовал архиерейский хор.

http://pravenc.ru/text/150701.html

В апр. 1923 г. переведен на обновленческую Тверскую кафедру, в дек. того же года - на Владимирскую кафедру. 1 марта 1924 г. стал обновленческим архиепископом Донским и Новочеркасским с местопребыванием в г. Новочеркасске, с апр. 1925 г.- обновленческим архиепископом Верхнедонским с местопребыванием в г. Шахты. В окт. того же года участвовал во 2-м обновленческом «Поместном Соборе» в Москве, тогда же был назначен архиепископом Пензенским и Саранским. В дек. 1925 г. М. был уволен на покой и уехал в Новочеркасск. В авг. 1926 г. вновь назначен обновленческим архиепископом Верхнедонским, с дек. того же года переведен на Севастопольскую кафедру, стал заместителем председателя обновленческого Крымского митрополитанского церковного управления. С 5 авг. 1927 г. обновленческий архиепископ Астраханский. После образования Нижневолжского края был назначен в апр. 1929 г. обновленческим архиепископом Саратовским и Нижневолжским, управляющим Нижневолжской митрополией. В нач. 1930 г. возведен обновленцами в сан митрополита. 10 июня того же года переведен на Псковскую обновленческую кафедру. В июне 1931 г. уволен обновленцами на покой. В том же году по принесении покаяния патриаршему местоблюстителю митр. Сергию (Страгородскому ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) вернулся в каноническую Церковь, был принят в сане епископа. 5 окт. 1931 г. назначен епископом Уральским. 27 дек. 1932 г. уволен на покой. Был настоятелем храма в пос. Шаховская Московской обл. 11 авг. 1933 г. назначен епископом Вяземским, викарием Смоленской епархии. 17 марта 1936 г. возведен в сан архиепископа. 29 окт. 1937 г. арестован в Вязьме по обвинению в создании «контрреволюционной организации церковников» и проведении антисоветской агитации (всего по его делу было арестовано 16 чел.). Виновным себя не признал. Был казнен по приговору Особой тройки УНКВД по Смоленской обл. от 20 нояб. 1937 г. Соч.: Жизнь Спасителя, как образец и пример нравственной жизни. М., 1911; Необходимость благодати Божией в деле спасения человека и самое это спасение.

http://pravenc.ru/text/2563920.html

Могила Ионы Курносого в Комаровском скиту на Керженце. Фотография. Нач. ХХ в. Могила Ионы Курносого в Комаровском скиту на Керженце. Фотография. Нач. ХХ в. Подавление восстаний казаков-старообрядцев на Дону в кон. 80-х гг. XVII в. привело к расширению масштабов бегства последователей «старой веры» на Сев. Кавказ, на земли по рекам Кубани, Куме, Тереку. На Кавказ кроме Досифея ушли в 1688 г. Феодосий с Пафнутием, поселившиеся на землях князя Б. Кабарды Месеуста в урочище Можары. Миграция усилилась в нач. XVIII в., особенно после разгрома в 1706-1708 гг. Астраханского и Булавинского восстаний, выдвигавших лозунги защиты «старой веры». В 1708 г. с Дона на Кубань (а позднее в Турцию) ушел значительный отряд казаков-старообрядцев под рук. И. Некрасова (см. Некрасовцы ). Беглецы с Дона значительно усилили позиции ревнителей «древлего благочестия» также на зап. рубежах России - в Стародубье (совр. Брянская обл.) и на Ветке (совр. Гомельская обл.), где беглопоповщина стала играть ведущую роль. В стародубских слободах, удобно расположенных для торговли, старообрядцы появились очень рано и в немалой степени способствовали экономическому процветанию региона. Первый известный руководитель тамошних старообрядцев бывш. священник московской ц. Всех святых на Кулишках Кузьма пришел на Ветку вместе с 20 своими духовными детьми скорее всего в кон. 70-х гг. XVII в. (не в кон. 60-х, как указано в нек-рых источниках). Друг Кузьмы сотник Стародубского полка Гавриил Иванович отвел переселенцам мест. Понуровку. Рядом, в слободе Замишево, поселился др. беглый священник - Стефан Иванов, выходец из Белёва. Возможность пользоваться окормлением иереев «дониконовского» поставления привлекала в Стародубье толпы беглецов от репрессий, усиливавшихся в центре страны. В Стародубье быстро выросли богатые торговые слободы последователей «старой веры»: Белый Колодец, Синий Колодец, Шеломы, Замишево. Однако после издания в 1682-1685 гг. указов о возвращении стародубских старообрядцев Кузьма и Стефан перебрались за польск. рубеж, на о-в Ветку на р. Сож, во владения пана Халецкого, куда вскоре тысячами стали переселяться их единоверцы, спасавшиеся от преследований властей и привлекаемые слухами о том, что на Ветке удалось открыть Покровскую ц. со старым антиминсом и с беглыми иереями, не принявшими «новин».

http://pravenc.ru/text/77768.html

В XIII-XIV вв. на Сев. Кавказе параллельно существовали греко-правосл. и латино-католич. общины. Однако с усилением османов в Причерноморье и с упадком итал. колоний в XV в. католич. миссия прекратила существование. В целом католич. влияние было недолгим и не оказало серьезного влияния на местное население. На протяжении всей средневек. истории приверженность населения Сев.-Зап. Кавказа - зихов и касогов, а затем и их потомков адыгов - монотеистическим религиям (христианству, в т. ч. и католичеству, с XIV в., исламу с кон. XVI в.) носила во многом конъюнктурный характер. Прочную основу их миропонимания составляли дохрист. представления. В 1-й пол. XVIII в. христ. обряды окончательно исчезли у адыгов. В. Н. Чхаидзе Русская Православная Церковь В 1783-1799 гг. территория совр. К. к. находилась в юрисдикции Феодосийского и Мариупольского вик-ства (см. Кафское викариатство ) Екатеринославской епархии (см. Днепропетровская и Павлоградская епархия ), в 1799-1829 гг.- Астраханской епархии (см. Астраханская и Енотаевская епархия ). В 1829 г. была учреждена Новочеркасская и Георгиевская епархия (с 17 июля 1842 Донская и Новочеркасская епархия ). Указом от 17 июля 1842 г. из Новочеркасской епархии на землях Черноморского казачьего войска и Сев. Кавказа была выделена Кавказская и Черноморская епархия (см. Ставропольская и Владикавказская епархия ). В 1885 г. приходы Терской обл. отошли к Владикавказской епархии (см. Владикавказская и Моздокская епархия ), а Черноморского окр. (с 1896 губерния) - Сухумской епархии Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви . Основная часть бывш. Кавказской епархии, включавшая территорию Кубанской обл. и Ставропольской губ., вошла в Ставропольскую и Екатеринодарскую епархию. Екатеринодар. Фотография. Нач. XX в. Екатеринодар. Фотография. Нач. XX в. Указом Синода от 25 дек. 1907 г. было учреждено Ейское викариатство ; 30 сент. 1916 г. указом Синода епископ Ейского вик-ства был наделен особыми полномочиями и получил 12 окт. титул «Кубанский и Екатеринодарский». В кон. 1916 г. Синод принял решение об образовании Черноморской и Новороссийской епархии в пределах Черноморской губ. и выделении ее из состава Сухумской епархии. 18 июня 1919 г. Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР) учредило Кубанскую и Екатеринодарскую епархию.

http://pravenc.ru/text/2458947.html

Феодор, епископ Бердянский и Приморский (Белков Александр Михайлович) Дата рождения: 9 мая 1960 г. Дата хиротонии: 2 декабря 2012 г. Дата пострига: 8 апреля 2012 г. День ангела: 5 августа Страна: Россия Биография: Родился 9 мая 1960 г. в г. Дрезден (Германия) в семье военнослужащего. В 1977 г. окончил среднюю школу в г. Хмельницкий (Украина). В том же году поступил в Военно-медицинскую академию им. С.М. Кирова г. Санкт-Петербурга, которую окончил в 1983 г. Проходил военную службу до 1998 г., когда был уволен в связи с сокращением Вооруженных сил. Подполковник медицинской службы запаса. По окончании военной службы работал невропатологом гарнизонной поликлиники г. Ахтубинска Астраханской обл. В 2005 г. окончил Волгоградское духовное училище. 19 сентября 2005 г. в храме Архистратига Божия Михаила г. Ахтубинска  архиепископом Астраханским и Енотаевским Ионой  рукоположен во диакона. 10 декабря 2006 г. в Успенском соборе Астраханского кремля архиепископом Ионой рукоположен во иерея. Назначен штатным клириком храма Архистратига Божия Михаила г. Ахтубинска. В апреле 2010 г. в связи с болезнью родителей переведен в Чебоксарскую епархию . В 2011 г. окончил Нижегородскую духовную семинарию. В январе 2012 г. возглавил отдел Чебоксарской епархии по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. 8 апреля 2012 г. в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары пострижен в монашество с наречением имени Феодор в честь святого праведного Феодора Ушакова. Клирик храма Рождества Христова г. Чебоксары. Решением Священного Синода от 4 октября 2012 г. ( журнал 91 ) избран епископом Алатырским и Порецким. 14 октября 2012 г. возведен в сан архимандрита. Наречен во епископа 30 ноября 2012 г. Хиротонисан 2 декабря за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Решением Священного Синода от 25-26 декабря 2013 г. ( журнал 163 ) утвержден в должности священноархимандрита Свято-Троицкого мужского монастыря г. Алатыря. Решением Священного Синода от 12 марта 2024 г. ( журнал 11 ) определено быть Преосвященным Бердянским и Приморским. Образование: 1983 г. — Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова. 2011 г. — Нижегородская духовная семинария. Епархия: Бердянская епархия (Правящий архиерей)   Научные труды, публикации: Слово архимандрита Феодора (Белкова) при наречении во епископа Алатырского и Порецкого. Награды: Церковные: E-mail: berdyansk@mpatriarchia.ru Web-caйm: http://berdyanskeparhia.ru Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2509597.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Осада Смоленска войсками Сигизмунда III в 1609–1611 гг. Гравюра. XVII в. Федор Савельевич (посл. четв. XVI - нач. XVII в.), рус. строитель и архитектор («государев» и «городовой мастер»). Сведения о нем сохранились в приходо-расходных книгах Герасимова Болдинского во имя Св. Троицы муж. мон-ря, летописях, царских наказах и грамотах; к числу бесспорных его работ относятся крепости: Белый город («Царев Белой каменой город») в Москве (1585-1593, не сохр.), в Смоленске (1596-1602), укрепление оборонительных сооружений Пафнутиева Боровского мон-ря. Крепости, построенные К., отразили рост обороноспособности государства и его столицы. Белый город был поставлен на месте прежнего Земляного города, его полукольцо охватывало увеличившуюся территорию посадов, прежде всего в Занеглименье. Масштаб новых укреплений помогают оценить археологические изыскания, а также напечатанные в Зап. Европе карты Москвы нач. XVII в., прежде всего «Сигизмундов чертеж» (1610). Стена длиной более 9,5 км состояла из 28 прясел и 27 башен, квадратных или прямоугольных в плане, высотою от 13 до 19 м (самая низкая - башня Покровских ворот, самая высокая - башня Яузских ворот). По размерам Белый город значительно превосходил рус. крепости 1-й пол. XVI в. и не уступал самым крупным крепостям работы итал. зодчих в Московской Руси (кремли в Москве и Коломне). Согласно архидиак. Павлу Алеппскому, стена Белого города превосходила раннесредневек. стену сирийского г. Алеппо (Халеб, см.: Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 413). Устройство коленчатых проездов внутри башен, неск. рядов металлических дверей и решеток служили усилению обороны. В кладке были использованы кирпич и тесаные прямоугольные блоки белого камня. Шатровые кровли башен придали линии города остроту и живописность. Особую роль играли многогранные башни на угловых точках цитадели, к-рые служили для наблюдения за руслом Москва-реки. Отличаясь местом расположения, планом и размерами, по высоте они соотносились с колокольней церкви во имя прп. Иоанна Лествичника в Московском Кремле (Иван Великий), надстроенной в 1600 г. Опыт К. в градостроительстве подтверждается тем, что в 1591 г. ему было поручено освидетельствовать известь из разобранных построек Ст. Сарая (ныне городище у с. Селитренного Харабалинского р-на Астраханской обл.) для строительства кремля в Астрахани.

http://pravenc.ru/text/2057182.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010