1313 . Кармелитянка Авигея//Душеполез. чтение. – 1878. – Дек.-С. 466–480. 1314 . Книга пророка Даниила и открытия в области ассироло-гии//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1883. – Март. – С. 307–326. 1315 . Книги и их судьбы: (Ввиду празднования памяти святых Кирилла и Мефодия)//Богослов, вестник. – 1894. – Май. – С. 245–268. 1316 . Легкомысленная игра и кощунственная оргия//Душеполез. чтение. – 1892. -Апр. – С. 694–705. 1317 . Маханаимский дворец: (По поводу событий 5 февр. 1880 г.)//Душеполез. чтение. – 1880. – Март. – С. 354–362. 1318 . Мечты, миражи и действительность//Правосл. обозрение. – 1883. – Янв. – С. 9–29. 1319 . Митрополит Филарет в его отношениях к миру таинственных явлений//Душеполез. чтение. – 1883. – Май. – С. 3–33. 1320 . Мнения и догадки о событиях из времени пребывания евреев в земле Гесем//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1884. – Сент. – С. 437–473. 1321 . Моисей-Озарзиф-Салих//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1880. – Нояб. – С. 539–566. 1322 . Мольба моавитянки Руфи//Душеполез. чтение. – 1890. – Март. – С. 285–294. 1323 . Народная воля: (По поводу проделок революционных партий)//Правосл. обозрение. – 1883. – Май. – С. 219–232. 1324 . Не прогневайся. Бог подаст//Правосл. обозрение. – 1881.– Февр. – С. 249–262. 1325 . Не следует унывать//Душеполез. чтение. – 1878. – Сент. – С. 99–116. 1326 . Недопеченый хлеб//Душеполез. чтение. – 1891. Янв. – С. 154–174. 1327 . Несколько слов по поводу достопримечательных предметов и святынь в наших храмах//Правосл. обозрение. – 1878. – Апр. – С. 596–633. 1328 . Новое построение истории еврейского народа и новые суждения об исторических лицах его: Актовая речь//Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер. – 1887. – Ч. 40. – С. 185–238. 1329 . Ночь: ( Исайи 21, 11–12 )//Душеполез. чтение. – 1878. – Июль. – С. 298–308. 1330 . Нужды Нового года//Душеполез. чтение. – 1889. – Янв. – С. 68–84. 1331 . О Нафановой притче//Правосл. обозрение. – 1889. – Март. – С. 546–597. 1332 . О суевериях евреев, в связи с наукою предсказаний у халдеев//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1880. – Янв. – С. 78–110.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 В рукописи лекция представлена не полностью. Продолжение лекции см. в: ОР РНБ. Ф. 253. Ед. хр. Д. 135. «Заметки (5) о богослужебных книгах: триоди постной и цветной, типиконе, требнике, служебнике и др. Л. 48 – 67 об. 4 Программа лекций Николая Фомича за 1880/1881 учебный год сохранилась в: НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Ед. хр. 7613 (Дело совета КазДА с программами испытаний магистерских студентов IV к.). Л. 17–18. Автограф Н. Ф. Красносельцева . 5 Отчет о деятельности Казанской духовной академии за 1877/1878 учебный год. Казань, 1878. С. 40. 7 В отчете сказано: «Доцентом Николаем Красносельцевым По литургике студентам II курса, по введении в науку, преподано о христианском богослужении в его составных частях; студентам III курса – о богослужебном песнопении, чтении Св. Писания, о действиях сакраментальных и о богослужебных чинопоследованиях в их целом составе» (Отчет о деятельности Казанской духовной академии за 1877/1878 учебный год. Казань, 1878. С. 34). 8 Одну в сентябре (Протоколы заседаний совета Казанской духовной академии за 1880 г. Казань, 1880. С. 227) и две в январе (Протоколы заседаний совета Казанской духовной академии за 1881 г. Казань, 1881. С. 23). 9 В марте (Протоколы заседаний совета Казанской духовной академии за 1881 г. Казань, 1881. С. 79) 10 У лекции, представленной на л. 28 об. – 32 об., имеется другая запись, представленная на л. 5 – 8 об. Публикуется в Приложении 1. 17 В рукописи – Робана. Рабан Мавр (ок. 780 – 856) – немецкий богослов и писатель, архиепископ Майнцский. Вероятно, имеется в виду сочинение Мавра “De institutione clericorum libri tres”//PL 107/1. Col. 294–420. 18 Валафрид Страбон († 849) – средневековый латинский поэт и богослов. Вероятно, имеется в виду сочинение Страбона под названием “De rerum ecclesiasticarum exordiis et incrementis, sive de rebus ecclesiasticis”//PL 114. Col. 919–966. 20 В рукописи – Атомского. Гонорий Отёнский [Августодунский] (1075/1080 – ок. 1156) – католический богослов, философ и историк. Вероятно, имеется в виду сочинение Гонория “Gemma animae, seu de divinis officiis et antique ritu missarum...”//PL 172.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

188. Нестеров С.В. Преподобный Макарий Алтайский : жизненный путь и миссионерское наследие: Дис. ... канд. богословия. М., 2003. На правах рукописи. 189. Нестор (Анисимов) , иеромонах. Православие в Сибири: (Исторический очерк). СПб., 1910. 190. Николай, епископ Ревельский. Письмо начальника Японской миссии епископа Ревельского Николая высокопреосвященному Платону, митрополиту Киевскому//Московские Церковные Ведомости. 1888. 48. С. 639, 640. 191. Никольский А., протоиерей. Из истории Петербургского миссионерского общества (1865–1869 гг.). М., 1914. (То же. Православный Благовестник. 1914. 2. Февраль. С. 216–220). 192. Новиков Ив. Заслуги и значение архимандрита Макария (Глухарева) в деле православно-русского миссионерства: (По поводу пятидесятилетия со дня его смерти)//Томские Епархиальные Ведомости. 1897. Отд. неофициальный. 11. С. 1–9; 12. С. 9–19. 193. Новиков Ив. По поводу исполнившегося в настоящем году двадцатипятилетия существования Православного Всероссийского миссионерского общества//Томские Епархиальные Ведомости. 1895. 5. Отд. неофициальный. С. 30–54. 194. Новое Миссионерское общество в России//Духовная Беседа. 1865. Т. 1, 34. С. 481–486. (То же. СПб., 1865.) 195. Новое об архимандрите Макарий//Церковные Ведомости. 1905. 25. С. 1035. 196. Носов С.К. Апостол Алтая//Культура Отечества: прошлое, настоящее, будущее. Томск, 1994. Вып. 2. С. 36–39. 197. О женском миссионерском образовательном институте: (По «Мыслям...» о. архимандрита Макария (Глухарева))//Миссионер. 1878. 44. С.353–355. 198. О материальных средствах Православного миссионерского общества и о значении центрального миссионерского стана: (По «Мыслям...» о. архимандрита Макария (Глухарева))//Миссионер. 1878. 46. С. 369–371. 199. О миссионерах-монашествующих: (По «Мыслям...» о. архимандрита Макария (Глухарева))//Миссионер. 1878. 42. С. 338–340; О миссионерах-священниках не монашествующих: (По «Мыслям...» о. архимандрита Макария (Глухарева))//Миссионер. 1878. 43. С. 345–347. 200. О православной миссии в современном мире: Определение Архиерейского собора Русской Православной Церкви//Миссионерское Обозрение. 1995. 1. С. 3–4.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Алексей — упом. 1651–1653. Иван Никитин после 1715) — упом. 1715. Степан Сергеев после 1767) — упом. 1767. Петр Васильев — из диаконов оного села, упом. 1779–1796, заштатный (с 1796). Василий Петров — с 1796 по 1815, сын священника оного села Петра Васильева. Петр Михайлов после 1834) — с 1816 из священников с. Афанасово Ковровского уезда, упом. 1834. Михаил Иванович Богуславов между 1858 и 1865) — с 1843, упом. 1858, сын священника, из сиротствующих с. Васильевское Шуйского уезда (отец, возможно, священник оного села Иван Петров), окончил ВДС (1842). Иван Иванович Смирнов — с 1865 по 1878, заштатный (с 1878), сын пономаря, окончил ВДС (1832), священник с. Маймор Юрьевского уезда (1833–1854), с. Тучково Судогодского уезда (1854–1865); проходил должность духовника; награды: набедренник (14.07.1853), бронзовый наперсный на Владимирской ленте крест в память войны 1853–1856 гг. (1860). Иван Васильевич Веселовский — с 1878 по 1887, сын пономаря, окончил ВДС (1868), учитель Больше-Григоровского народного училища Судогодского уезда (1869–1872), Ярцевского народного училища Вязниковского уезда (1872–1874), Никодинского училища (1874–1876), священник с. Мисайлово Ковровского уезда (1876–1878), с. Щербово того же уезда (1887–1888). Аркадий Александрович Добротворский (24.02.1866-08.04.1897) — с 1887 по 1897, сын диакона с. Янево Суздальского уезда, окончил ВДС (1886), псаломщик с. Фоминки Гороховецкого уезда (1886–1887). Михаил Иванович Виноградов (03.11.1873–ум. после 1930) — с 1897 по 1898, сын священника с. Спас-Седчино Муромского уезда Ивана Алексеевича Виноградова, окончил ВДС (1894), посвящен в стихарь (12.12.1893), учитель, законоучитель Федуринской ЦПШ Муромского уезда (1897), священник с. Савастлейка Муромского уезда (с 1898), с. Спас-Седчино Муромского уезда (с 20.08.1902), арестован (23.02.1930) и приговорен к 10 годам ИТЛ; награды: благословение архиерея за преподавательские труды (18.10.1896, 02.11.1907), благодарность за преподавание от Муромского отдела Епархиального училищного совета (02.04.1897), благословение архиерея за усердное священническое служение (26.01.1900), благословение архиерея за проповеднические труды (15.03.1900, 01.03.1903), набедренник (18.01.1903), скуфья (1908), камилавка (06.05.1914).

http://sobory.ru/article/?object=03803

Литература Адрес сербскому митрополиту Михаилу от международного комитета пособия герцеговинцам//ЦБ. 1875. 37, сент. Аксаков И. С. Полное собрание сочинений Т. 1. Славянский вопрос. М., 1886. Алексий, митр. Ленинградский и Новгородский, Патриарший Местоблюститель. Протоиерею Евстафию Караматиевичу, члену Президиума Антифашистского веча народного освобождения Югославии//ЖМП. 1944. 9. Амвросий, еп. Можайский. Слово...//ПО. 1878, Т. 1–2. Анастасий, архим. Дух восточного Православия, западной цивилизации и папизма, проявившийся при борьбе славян с турками//ЦБ. 1876. 42, окт. Англичанин о русском сочувствии сербам...//ЦБ. 1876. 45, нояб. Априлското въстание и Българската Православна Църква (Сборник, изданный Болгарской Православной Церковью к 100-летию со дня Апрельского восстания). София, 1977. Б. Е. Источник общественного возбуждения//ЦБ. 1876. 37, сент. Бедствия Черногории... Воззвание митрополита Черногорского Илариона//ПО. 1877, Т. 3. Благодарность сербского народа русскому//ЦБ. 1876. 35, сент. Благочинный свящ. Александр Успенский . Пастырям церквей – священникам 2-го благочиннического округа Ефремовского уезда//ЦБ. 1876. 32, авг. Борьба греков за независимость//ЦБ. 1878. 9, март. Вазов И. Събр. съч. Т. 1. София, 1942. Варварство Османа-паши//ЦВ. 1878. 4, янв.; ЦВ. 1877. 51, дек. Великодушие русского солдата//ЦВ. 1877. 31, авг. Владимир, архиеп. Дмитровский (ныне митрополит). Как относилась к болгарскому вопросу церковная общественность России во время Освободительной войны (1877–1878)//Църквата и съпротивата на българския народ срешу османского иго. Юбилеен сборник по случай 100 години от освобождението. София, Синодально изд-во, 1981. Воздвиженский М., свящ. Современное обозрение. Славянский вопрос//ПО. 1877, Т. 1. Воззвание архиеп. Платона//ПО. 1876, Т. 2; ЦВ. 1876. 30, 33, 35. Воззвание Болгарского центрального благотворительного общества в Бухаресте к русскому народу//ЦВ. 1876. 32, авг. Воззвание боснийских и герцеговинских христиан к английскому народу//ЦВ. 1876.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

кн. 12 и 1891 г. кн. 5; Русское Богатство 1891 г. кн. 3 и 4 и Русская Мысль 1890 г. кн. 3–5. Определили: Благодарить жертвователей. XXX. Прошение Секретаря Ярославского Епархиального попечительства о бедных духовного звания Николая Берсенева: „В конце 1878–79 учебн. года, после подачи трёх семестровых сочинений, я принужден был, но расстроенному здоровью, оставить Академию, будучи во втором курсе. Ныне чувствую себя вполне здоровыми, и способным к продолжению учёных занятий. Но так как я человек семейный и не имею достаточно средств для того, чтобы содержаться в посаде во время обучения в Академии, то прошу совет Академии, не найдёт ли он возможными дозволить мне сдачу экзаменов и подачу кандидатской диссертации, которую я мог бы представить в непродолжительном будущем“. Справка: 1) Николай Берсенев был принят в число студентов I курса Академии в 18 76 / 77 учебн. году; после годичных испытаний, бывших в копце, означенного учебного года, был переведён во II-й курс. В феврале месяце 1878 года он, будучи уволен для лечения болезни к своим родителям в Ярославскую губернию, в Академию не возвращался до конца —16— 18 77 / 78 учебного года и годичным испытаниям не подвергался, а потому и был уволен, по определению Совета от 9 июня 1878 г. из числа студентов Академии в Ярославское епархиальное ведомство. По определению Совета от 1 сентября 1878 г., согласно его прошению, вновь был принят в число студентов II курса, в конце того же сентября месяца, по причине возобновившейся болезни, вторично уволен был для лечения в Ярославскую губернию, а 20 января 1879 г. совершенно был уволен из числа студентов Академии в Ярославское епархиальное ведомство. 2) Сочинений во II курсе Н. Берсеневым подано было только два, а не три, как указано в прошении, а всех сочинений за первый и второй курсы им подано 5 и 2 проповеди. 3) По § 123 устава Духовных Академий 1884 года, „в течение года в первых трёх курсах студентам назначается не менее трёх сочинений“. Кроме того, для студентов всех курсов обязательно составление по одной проповеди в год.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Шипка, Плевна и Белый Генерал – 7 фактов о русско-турецкой войне Подвиг героев Плевны и Шипки, освободителей Софии чтут и в России, и в Болгарии 4 марта, 2018 Подвиг героев Плевны и Шипки, освободителей Софии чтут и в России, и в Болгарии Болгария отметила 140-летие освобождения страны от османского ига в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Присутствовавший на торжествах Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл был  разочарован неправильной исторической интерпретацией событий, связанных с освобождением Болгарии, в ходе торжественного парада. О роли России в освобождении Болгарии и о спорных моментах в трактовке той войны — в материале «Правмира». 24 февраля 1878 года изможденные зимней кампанией, но вдохновленные победами русские войска заняли Сан-Стефано и подошли к пригородам Стамбула – то есть к самым стенам Царьграда. Русская армия вышла на прямую дорогу к турецкой столице. Стамбул защищать было некому – лучшие турецкие армии капитулировали, одна была блокирована в Придунавье, а армию Сулейман-паши незадолго перед этим разгромили южнее Балканских гор. Скобелев был назначен командующим 4-м армейским корпусом, расквартированным в окрестностях Адрианополя. В армии жила мечта о захвате Константинополя, о возвращении византийской столицы в лоно Православной Церкви. Эта мечта не сбылась. Но в ту войну русский солдат завоевал свободу для православной Болгарии, а также поспособствовал обретению независимости сербов, черногорцев, румын. Мы отмечаем победное завершение войны, в результате которой православные народы получили шанс на свободное развитие. Русско-турецкая война 1877–1878 годов осталась в народной памяти как одна из самых славных страниц батальной и политической истории. Подвиг героев Плевны и Шипки, освободителей Софии чтут и в России, и в Болгарии. Это была безупречная освободительная война – и Балканы давно ее ждали, надеялись на Россию, понимали, что помощь может прийти только из Петербурга и Москвы. Балканы помнят героев. Один из главных храмов Софии — Собор Александра Невского, символ освобождения от османского ига. Он воздвигнут в память русских солдат, павших в боях за освобождение Болгарии. С 1878 года и по сей день в Болгарии во время литургии в православных храмах, во время великого входа литургии верных поминается Александр II и все русские воины, павшие в освободительной войне. Болгария не забыла те сражения!

http://pravmir.ru/samaya-spravedlivaya-v...

Духовное завещание, собственноручно написанное о. Арсением. Вот это завещание: «Святые отцы, батюшка, о. духовник Иероним, и батюшка игумен Макарий! Благословите именем Господним! Когда распечатаете это письмо, то меня уже не будет на земле. Бог весть, кто из нас кого переживет. Его святая власть! Прошу во всем отеческого благословения и разрешения. По милости Божией, я от вас никаких секретов не имел и не имею. Это очень облегчало путь моей немощной жизни. Вас имею в сердце моем, как первых на земле благодетелей моих. Вы, по милосердию Божию, научили меня знать Бога, любить Его и Пречистую Его Матерь и каяться в моих грехах. Без сомнения, я мог бы быть более полезным и для обители, и для души своей, но моя немощь и любление плоти склоняли меня к небрежению и лености. Раздражительность, по действию диавольскому, и прочие греховные мои страсти вам известны, во всем прошу прощении и разрешения. В последнее время я удостаиваем был особого благоволения и милосердия от небесной нашей Владычицы, хотя и недостоин, но имею великую надежду на Ее матернее милосердие и ходатайство. Уповаю, что не лишен буду ваших св. отеческих молитв. Простите за малое писание. Собираюсь на Кавказ. Может, по времени, еще что напишу. Недостойный послушник ваш, убогий иеромонах Арсений. 2 октября 1878 г. вечер. Св. Афон» 16 . Предчувствие скорого отшествия из сего мира не обмануло батюшку о. Арсения. Как в 1878 году он в последний раз провел Великомученический праздник на св. Афоне, так в 1879 году в последний раз провел сей праздник в Москве, в Богоявленском монастыре. Господу благоугодно было в скором времени вечно упокоить верного и неутомимого труженика Своего; и упокоить не в другом каком городе России, а именно в Москве, где благоволила постоянно обитать Афонская святыня, которую сопровождал он по городам и весям России, – в Москве, преимущественном месте и, можно сказать, главном центре его деятельности. По возвращении в 1878 году с Афона, о. Арсений, как упомянул он в своем завещании, отправился прямо на Кавказ, в ново-устрояемую обитель, которой предназначался старцами Афонскими быть настоятелем. Старцы Афонские ценили многополезную его деятельность и в 1878 году, в достойное воздаяние его заслуг, наградили его, имевшего уже набедренник, еще «палицею» – в ознаменование того духовного, победоносного меча слова Божия, которым он устно и письменно отражал неверие и нечестие. Ободренный и утешенный милостивым благоволением к себе старцев, о. Арсений, как бы с новыми силами, принялся за обычную свою деятельность и в неожиданном посещении Ново-Афонской обители Великими Князьями (о чем было сказано выше) увидел знамение благоволения к себе Божия. Печать благословения Божия видимо пребывала на

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

84) Священник 129-го пехотного Бессарабского полка о. Александр Дородницын за отличное мужество в деле против турок 14 ноября 1877 г. в составе войск Рущукского отряда 104 . 85) Священник 8-го гусарского Лубенского полка о. Георгий Крамарев за подвиги в последнюю Турецкую кампанию 105 . 86) Священник 8-го уланского Вознесенского полка о. Александр Георгиевский за самоотвержение на поле битвы в 1877–1878 гг. 106 87) Священник 155-го пехотного Кубинского полка о. Николай Преображенский за подвиги в войне с турками 23 и 28 октября 1877 г. 107 88) Священник 73-го пехотного Крымского полка о. Николай Радугин за мужество и самоотвержение в делах с турками 23 и 28 октября 1877 г. 108 89) Протоиерей Коломенского пехотного полка о. Иоанн Носович за особые труды в должности главного священника в действующей армии 109 . 90) Настоятель Преображенского всей гвардии собора о. протоиерей Петр Зиновьевский за подвиги при обороне Шипки в 1877 г. 91) Протоиерей лейб-гвардии Измайловского полка о. Александр Филаретов за подвиги под Горным Дубняком и при Телише 110 . 92) Священник уланского С.-Петербургского Его Величества Короля Баварского полка о. протоиерей Симеон Белявский за отличие в сражении 28 декабря 1877 г. на Шипке. 93) Священник Иоанн Философов за подвиги в Турецкую кампанию 1877 г. 94) Протоиерей Лейб-гвардии уланского полка о. Феодор Смелов за подвиги при переходе через Балканы 1877 г. 111 95) Протоиерей Лейб-гвардии гренадерского полка о. Александр Добронравов за подвиги при переходе через Балканы в декабре 1877 г. и за участие в делах с турками при сел. Горный Дубняк. 96) Священник 6-го гренадерского Таврического полка о. Василий Мерцалов за отличие под Филипополем 3, 4 и 5 января 1878 г. 97) Священник 3-го Перновского гренадерского полка о. Николай Сахаров за подвиги при взятии Карса 112 . 98) Священник 4-го драгунского Екатеринославского полка о. Моисей Яновский за отличное мужество в Турецкую кампанию 3 и 4 января 1878 г. под стенами Филипополя. 99) Протоиерей 47-го пехотного Украинского полка о. Петр Иванов за подвиги в сражении 30 ноября 1877 г. при сел. Терстеник 113 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

«Однако не героика войны и даже не миссия русской армии, освободившей православные славянские народы о т турецкого владычества.., стали главными темами размышлений молодого офицера в этот период. Тема духовного смысла жизни и смерти, впервые глубоко прочувствованная еще отроком Леонидом после безвременной кончины его отца и со всей остротой поставленная перед ним войной, тема нравственного смысла страданий и самоотвержения, раскрывшаяся перед ним в подвигах русских воинов, полагавших души свои за славянских братьев, наконец, тема деятельной любви к своим братьям во Христе, которых он научился различать и под офицерскими мундирами, и под солдатскими шинелями, после войны стали важнейшими побудительными началами для глубоких религиозных размышлений будущего святителя» 14 . В 1878 г. Л. М. Чичагов был назначен и. д. (исполняющий делами. – Прим. ред.) старшего адъютанта начальника Управления артиллерии гвардейского корпуса и откомандирован в распоряжение Управления в Сан-Стефано, откуда в августе 1878 г. он возвращается пароходом в Севастополь. Из Севастополя он отбывает в Санкт-Петербург. Здесь 25 сентября 1880 г. его назначают адъютантом помощника генерал-фельдцейхмейстера 15 – генерала графа Александра Алексеевича Баранцова. Казалось бы, что все у Леонида Чичагова складывалось хорошо: умен, талантлив, продвигается по службе. Но что-то мучит его, подобная жизнь кажется ему не соответствующей истинному призванию человека. Промысл Божий, который уберег поручика Л. Чичагова от смерти и ранений на поле брани, привел его в 1878 г. к встрече в Петербурге с кронштадтским соборным протоиереем Иоанном Ильичом Сергиевым, вошедшим в историю под именем отца Иоанна Кронштадтского . Отец Иоанн разрешил многие духовные вопросы молодого офицера и стал для него непререкаемым авторитетом, его духовником, с благословения которого он принимал многие жизненные решения во все последующие годы. В дальнейшем мы узнаем, что он выполнит указание отца Иоанна Кронштадтского и станет священнослужителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010