ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение продолжением работы Межрелигиозного совета России, направленной на активизацию диалога и сотрудничества традиционных религиозных общин в деле миротворчества и других общественно значимых областях. 2. Принять к сведению Положение о Межрелигиозном совете России, одобренное на его заседании 11 ноября сего года. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, об участии возглавляемой им делегации в международной конференции «Европа после Косовского кризиса: дальнейшие действия Церквей», состоявшейся 15-16 ноября 1999 года в Осло (Норвегия). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Одобрить позицию делегации Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, об участии делегации Русской Православной Церкви в Юбилейной международной межконфессиональной конференции, посвященной 2000-летию христианства, на тему «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же (Евр. 13:8). Христианство на пороге третьего тысячелетия», проходившей с 23 по 25 ноября сего года в Москве. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Одобрить позицию представителей Русской Православной Церкви. 3. Считать полезным продолжение и укрепление связей Русской Православной Церкви с христианами традиционных конфессий в странах СНГ и Балтии для укрепления межхристианского сотрудничества. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о VII Ассамблее Всемирной конференции «Религия и мир», состоявшейся в Аммане (Иордания) 25-29 ноября 1999 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Выразить удовлетворение участием в VII Ассамблее Всемирной конференции «Религия и мир» делегации Межрелигиозного совета России, в состав которой вошли представители Русской Православной Церкви. Одобрить позицию означенных представителей. 3. Отметить факт избрания митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, одним из президентов Всемирной конференции «Религия и мир».

http://patriarchia.ru/db/text/4951267.ht...

1. Оценивая опыт отношения Русской Православной Церкви к движению «Вера и церковное устройство» с 1913 по 1927 год, прерванный изоляцией Церкви в советское время, и опыт более чем тридцатилетнего членства во Всемирном Совете Церквей после нашего возвращения в экуменическое движение в 1961 году, констатировать присутствие в этом движении авторитетного голоса Русской Православной Церкви, который вместе с голосами других Поместных Церквей свидетельствует о Православии перед лицом инославного мира. 2. Признать, что как решение нашей Церкви в 1948 году об отклонении приглашения на Генеральную Ассамблею Всемирного Совета Церквей в Амстердаме, так и решение от 1961 года о возвращении в экуменическое движение и вступлении во Всемирный Совет Церквей, несмотря на неблагоприятный политический контекст, в котором они принимались, были продиктованы в первую очередь соображениями церковной пользы. 3. Вместе с тем ввиду возникшего в настоящее время неоднозначного отношения к участию нашей Церкви в экуменическом движении и к членству в международных христианских организациях признать необходимым: произвести историческое и архивное исследование по воссозданию истории участия нашей Церкви в межхристианских контактах в XIX и начале XX века (до 1927 года); сделать анализ богословских обоснований участия Русской Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей и в других международных христианских организациях, выявить степень влияния на это участие нецерковных факторов. 4. Поручить Священному Синоду через Богословскую комиссию сформулировать замечания Русской Православной Церкви, касающиеся деятельности международных христианских организаций. 5. Указать на необходимость подвергнуть все вопросы, беспокоящие духовенство и мирян нашей Церкви в связи с ее участием в экуменическом движении, тщательному богословскому, пастырскому и историческому анализу и переосмыслению с целью разъяснения верующим всех недоумений по поводу действительного смысла нашего участия и свидетельства в межхристианских организациях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

1910 г. – Всемирная миссионерская конференция в Эдинбурге («Сотрудничество в области достижения единства» – одна из ее комиссий) и ежегодная конференция Американской Епископальной Церкви в г. Цинциннати (США) (принятие резолюции об образовании комиссии по созыву всемирной конференции по вопросам веры и церковного устройства); 1927 г. – первая всемирная конференция «Вера и церковное устройство» в Лозанне; 1938 г. – конференция в г. Утрехте (Нидерланды) (решение о создании Всемирного Совета Церквей); 1948 г. – первая ассамблея Всемирного Совета Церквей в Амстердаме. Особняком в этом процессе формирования экуменического движения стоит участие Константинопольской Православной Церкви, которое требует особого внимания. Так, окружное послание Синода Константинопольской Церкви 1920 г. содержит призыв к «созданию Лиги Церквей, задачей которой было бы сближение Церквей и конфессий всего мира через контакты, сотрудничество и взаимную солидарность с конечной целью – осуществить их единство» (см.: с. 382; 29]). Именно в 1920 г., с участия представителей Константинопольского Патриархата в конференции «Вера и церковное устройство» в Женеве, начинается участие Православной Церкви в экуменическом процессе. С какой бы стороны ни подходить к анализу экуменического движения, очевидно, что его появление обусловлено исторической логикой и, таким образом, оно неизбежно попадает в поле зрения и внимания богословия истории. Сам термин «экуменизм» происходит от греческого слова «οκουμνη» – вселенная, обитаемая земля. Данный термин заключает в себе смысл, соответствующий определению: стремление к тому, чтобы по всей вселенной были преодолены христианские расколы, разобщения и разногласия. Экуменизм как движение вдохновляется именно этой идеей – идеей единого христианства, вселенского (греч. «οκουμενηκς», экуменического), христианского согласия, «неразделенной Церкви» всех христиан. Таковое единство декларируется в качестве генеральной цели движения, а поиск путей к нему становится его насущной задачей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/eku...

Все эти решения Специальной комиссии существенно изменили «этос» Всемирного Совета, и Православные Церкви признали тот факт, что руководство Совета с максимальным вниманием отнеслось к их озабоченности. Этим был в значительной степени обусловлен высокий уровень представительства православных на Ассамблее в Порту-Алегри. — Не обязывает ли членство во Всемирном Совете Церквей (ВСЦ) к принятию его фундаментальных принципов, противоречащих православной экклезиологии? — Членство в ВСЦ не требует от той или иной Церкви признания всех других церквей-членов Совета церквами в буквальном смысле слова. Об этом говорится в уставных документах Совета. Если мы называем «церковью» ту или иную протестантскую общину, которая, с нашей точки зрения, утратила все основные признаки церковности, то лишь потому, что сама эта община так себя называет. Среди членов ВСЦ есть немало подобных групп, которые, с нашей точки зрения, давно утратили основополагающие признаки церковности или же никогда ими не обладали. Речь идет о таких признаках, как апостольское преемство иерархии, таинства, вера в реальность Евхаристии и т.д. В то же время, ВСЦ — это не просто совет каких-то благотворительных агентств или околоцерковных организаций. Это совет тех христианских общин, которые считают себя церквами и относятся с уважением к экклезиологическому самопониманию друг друга. Уважение протестантов к православным экклезиологическим принципам выражается, в частности, в том, что в ВСЦ не принимаются церковные группы, которые, с точки зрения православных, являются раскольническими (например, так называемый «киевский патриархат»). Православные Церкви составляют в ВСЦ единую, почти автономную группу, для которой зарезервировано 25 процентов мест в любом руководящем органе Совета. Именно эти 25 процентов составляют то «православное лобби», которое противостоит инославному большинству. В группу Православных Церквей-членов ВСЦ с самого начала входят и дохалкидонские церкви, которые, хотя и не находятся в евхаристическим единстве с Восточными Православными Церквами, разделяют их богословские, экклезиологические и нравственные позиции.

http://patriarchia.ru/db/text/98739.html

Более конкретно «Скорбное послание» утверждает, что, подписав постановление прошлогодней Ассамблеи Всемирного Совета Церквей в Упсале или хотя бы не опротестовав их, православные участники этой Ассамблеи изменили изначальным и более приемлемым принципам православного участия в экуменическом движении. Все это очевидно очень серьезные обвинения. Они касаются всей Православной Церкви, поскольку все автокефальные Церкви были представлены в Упсале, часто представителями епископата, один из коих – патриарх Сербский Герман – избран был даже председателем Всемирного Совета. Эти обвинения к тому же вызывают брожение среди православных и грозят самому единству Церкви. К ним нужно, следовательно, отнестись очень серьезно и обсудить на самом высоком уровне. Но до этого нельзя не поднять некоторых предварительных вопросов, которые, как я надеюсь показать, имеют первостепенное значение для решения любых проблем, могущих возникнуть в Православной Церкви. Задача настоящей заметки – сформулировать хоть некоторые из этих вопросов. 2 С чисто формальной точки зрения «Скорбное послание» является призывом одного епископа к своим собратьям отнестись более серьезно к вопросу, на который, по его мнению, они не обратили достаточного внимания. Не подлежит сомнению, что правом и даже обязанностью каждого епископа является сноситься со своими собратьями по вопросам, относящимся к самой сущности православной веры, а кто же будет отрицать, что «экуменизм» вообще и в особенности опасные тенденции, проявившиеся в Упсале, относятся к этой категории вопросов? Мы можем заверить митрополита Филарета, что далеко не он один был глубоко потрясен отчетом Упсальской Ассамблеи. С другой стороны, многие поступки и заявления как патриарха Афинагора, так и архиепископа Иакова, поскольку они вызвали серьезные сомнения, недоумения и возмущение среди православных, так же очевидно заслуживают оценки вселенским епископатом. Ни патриарх, ни архиепископы, ни епископы не обладают непогрешимостью – все они подсудны Церкви и в первую очередь епископату. И можно действительно сожалеть, что инициативы, подобные той, которую взял на себя митрополит Филарет и которые в ранней Церкви широко практиковались, вышли из употребления, что привело к ослаблению единства и общей ответственности православного епископата. Таким образом, формально «Скорбное послание», независимо от согласия или несогласия с его содержанием в целом или в частностях, могло бы быть благим почином, согласным с духом всего православного Предания, – поставить вопрос об «экуменизме» перед православным церковным сознанием, чего он, вне сомнения, заслуживает.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

III. Все более сложными в 90-х гг. XX в. становились отношения правосл. Церквей с ВСЦ. Поворотным пунктом следует считать 7-ю ассамблею ВСЦ, проходившую в февр. 1991 г. в Канберре (К. возглавлял делегацию РПЦ), на к-рой правосл. участники выступили с заявлением о все более явном отходе этой организации «от библейски обоснованного христианского понимания: а) Триединого Бога, б) спасения, в) благой вести Евангелия, г) человека как сотворенного по образу и подобию Божию, д) Церкви, а также иных вероучительных вопросов» (ЖМП. 1991. 6. С. 62). Тогда впервые встал вопрос о возможном пересмотре правосл. сообществом своих отношений с ВСЦ. В сент. 1991 г. в Шамбези состоялась межправославная консультация по вопросу «Православные Церкви и ВСЦ», позицию РПЦ представлял К. К сожалению, выработанная общая позиция правосл. Церквей была практически проигнорирована руководством ВСЦ. В 1998 г. К. отмечал: «С тех пор прошло семь лет, однако ничего из того, что предлагали православные в Канберре, не сделано… Совершенно очевидно, что без радикального изменения не одного только Всемирного Совета Церквей, но и всей системы межхристианских отношений, мы будем оставаться в том же порочном круге, в котором пребываем доныне» (Кредит нашего доверия к ВСЦ исчерпан. 1998. С. 26). 13-15 дек. 1996 г. в Антелиасе (Ливан) по инициативе К. состоялась консультация по вопросу о правосл. участии в ВСЦ. РПЦ на консультации представляли К. и иером. Иларион (Алфеев). Делегаты от Русской Церкви обратили внимание на растущее внутри некоторых правосл. Церквей недовольство участием православных в экуменическом движении, выражающееся в призывах к выходу из ВСЦ. В ходе дискуссии нек-рые представители правосл. сообщества высказались против односторонних решений отдельных Поместных Православных Церквей о выходе из совета, поскольку это было бы нарушением межправосл. солидарности, породило бы недоумения и разделения внутри мирового Православия. Было также отмечено, что участие православных в ВСЦ должно рассматриваться как миссия и свидетельство об Истине внутри инославного мира. После 3-дневных дискуссий участники консультации сошлись во мнении относительно необходимости дальнейшего участия православных в работе ВСЦ, несмотря на все трудности, сопряженные с этим участием.

http://pravenc.ru/text/Патриархом ...

15 октября. ПРАВМИР. Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) 16 октября примет участие в заседании Чрезвычайной ассамблеи Синода католических епископов на тему «Пастырские проблемы семьи в контексте евангелизации». В программе визита представителя РПЦ в Риме, который продлится до 18 октября — встречи с Папой Франциском и почетным Папой на покое Бенедиктом XVI, государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином, председателем Папского совета по содействию христианскому единству кардиналом Куртом Кохом. Митрополит Иларион также выступит с лекцией перед неапольскими студентами-богословами. Всего в работе ассамблеи синода католической церкви принимают участие порядка 10 делегатов от других христианских церквей — помимо православных, это представители Англиканской церкви, Всемирного союза лютеран, Всемирного сообщества реформатской церкви и Всемирного союза баптистов, — передают РИА Новости. Представитель РПЦ не единственный православный архиерей, принимающий участие в нынешнем синоде католических епископов. Своими размышлениями о церкви, семье и брака в современном мире уже поделились делегаты от разных поместных православных церквей. Так, коптский митрополит Дамиетский Бишой высказал свое мнение о браке христиан с неверующими, а митрополит Бельгийский Афинагор из Константинопольского патриархата ознакомил участников католических кардиналов с православным подходом к разводу, пояснив, что, брак может «прекратиться по причине человеческой немощи», а повторный брак стать шансом «исправления немощи». Чрезвычайная ассамблея синода епископов РКЦ начала свою работу 5 октября и посвящена теме призвания и миссии семьи в церкви и современном мире. Промежуточный итоговый документ нынешнего Синода, который не будет обладать законодательной силой, католические епископы примут по окончанию нынешней ассамблеи 18 октября.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-pri...

“Предварительную деятельность” осуществляли делегации Московской Патриархии, посетившие Болгарию, Югославию, Румынию, Албанию и Польшу, выполняя задачу по ослаблению влияния “экуменизма, греческих патриархов и реакционного духовенства внутри самих церквей этих стран”. Это один из примеров совпадения церковной позиции с государственной. И вновь неприятности доставил болгарский митрополит Стефан, продолжавший участвовать в экуменическом движении. По усмирению строптивого иерарха были задействованы “высшие эшелоны” в Болгарии: “Через Министра иностранных дел Коларова были приняты меры. Он вместе с Премьер-Министром Г. Димитровым имел беседу со Стефаном, после которой митрополит официально заявил об отходе от экуменизма, как обслуживающего интересы англо-американских империалистов. Несмотря на это заявление, имеются данные, что неофициально митрополит Стефан резервирует связи с экуменизмом через профессора Цанкова и протопресвитера Шавельского”. Но даже эти мелкие неудачи не омрачили главного результата: в экуменическом движении началось разногласие, вселенского объединения Христианских Церквей не получилось, а его лидеры меняли тактику “на ходу”, о чем и докладывал Правительству Председатель Совета по делам Русской православной церкви: “Наиболее дальновидные деятели этого движения подняли голос против стремления американцев провести Ассамблею в Амстердаме под флагом антикоммунизма. Оппозиция против американцев особенно заметна среди скандинавов, швейцарцев, французов и голландцев. В частных разговорах многие из них высказывают мысль о необходимости создания центра внутри Экуменического Совета, противостоящего американскому влиянию. Такой центр, по мнению многих, может быть создан только при участии Русской Православной Церкви. В частности, секретарь Всемирного Совета церквей голландец Виссерт Хофт заявил, что только с помощью Русской Церкви можно избавиться от опасности “американизации христианства”. Против антикоммунистической американской компании с использованием экуменистов выступали не только лидеры оппозиции (Виссерт Хофт), но и представители Англиканской Церкви. Так, в частности, архиепископ Йорский доктор Гарбетт в своем выступлении перед верующими 27 марта 1947 года заявил:

http://pravoslavie.ru/5253.html

ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению.   ЖУРНАЛ 119 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о внесении изменений в состав делегации Русской Православной Церкви для участия в Х Генеральной ассамблее Всемирного совета церквей. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить делегацию Русской Православной Церкви для участия в Х Генеральной ассамблее Всемирного совета церквей в следующем составе:   ЖУРНАЛ 120 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного епископа Выборгского и Приозерского Игнатия, председателя Синодального отдела по делам молодежи, о посещении молодежной делегацией Международного детского лагеря «Школа дружбы» в Сербии. Справка: 13 июля 2013 года делегация Синодального отдела по делам молодежи во главе с председателем Отдела епископом Выборгским и Приозерским Игнатием посетила Международный детский лагерь «Школа дружбы» в национальном парке на горе Тара в Сербии. Лагерь «Школа дружбы» проводится неправительственной организацией «Наша Сербия» при поддержке Правительства Сербии с 2010 года. Одной из главных целей лагеря «Школа дружбы» является развитие межправославных связей в сфере молодежного сотрудничества. В нынешнем году впервые в лагере в течение полной смены отдыхала группа детей из России в количестве 20 человек, направленная Синодальным отделом по делам молодежи, при содействии Отдела внешних церковных связей. В ходе посещения лагеря председатель Синодального отдела по делам молодежи встретился со Святейшим Патриархом Сербским Иринеем, председателем Правительства Сербии Ивицей Дачичем, президентом Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины Милорадом Додиком. Во встрече приняли участие председатель организации «Наша Сербия» Младжан Джорджевич и председатель «Братства православных следопытов» и Всероссийского православного молодежного движения протоиерей Сергий Шастин. Святейший Патриарх Ириней и руководители Сербии и Республики Сербской также встретились с российскими  детьми, отдыхающими в лагере. ПОСТАНОВИЛИ:

http://patriarchia.ru/db/text/3275888.ht...

Являясь в течение ряда лет членом Комиссии Церквей по участию в развитии (КЦУР), он участвовал в ряде экуменических мероприятий этой Комиссии. К числу профессоров ЛДА, вовлеченных в экуменическую деятельность, относится также проф. прот. Николай Гундяев, являющийся в течение многих лет секретарем Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по вопросам христианского единства и принимающий участие в работе ВСЦ в качестве члена Комиссий «Диалог с людьми живых вер и идеологий» и «Всемирная миссия и евангелизация». Заметную роль в экуменической деятельности ЛДА начинают играть и те ее представители, которые сравнительно недавно стали членами профессорско-преподавательской корпорации Академии. Следует отметить, что некоторые из них в течение ряда лет проходили стажировку за границей в высших богословских учебных заведениях, находящихся в ведении инославных Церквей, и имели возможность непосредственного изучения догматики и литургической жизни западных христиан. Можно надеяться, что это поможет им в их дальнейшей деятельности по участию в развитии межхристианских связей. Своеобразным итогом экуменической деятельности СПб – ЛДА к ее 175-летнему юбилею явилось участие ее представителей в работе VI Генеральной Ассамблеи Всемирного Совета Церквей (Ванкувер, Канада, август 1983 г.). Достаточно сказать, что из 38 членов делегации Русской Православной Церкви, принявших участие в работе Ассамблеи, 14 делегатов являются либо членами профессорско-преподавательской корпорации ЛДА, либо ее выпускниками; в это число вошли также 3 воспитанницы Регентского класса при ЛДА 417 . В связи с этой Ассамблеей ВСЦ необходимо отметить, что с сентября 1982 г. по июль 1983 г. в Москве был проведен ряд семинаров представителей христианских Церквей нашей страны, организованных в связи с подготовкой к Ассамблее. Целью этих встреч являлось углубленное изучение жизни и деятельности ВСЦ накануне его VI Генеральной Ассамблеи. На консультациях были представлены доклады об истории экуменического движения и о структуре ВСЦ. Существенный вклад в подготовку к Ассамблее на региональном уровне внесли члены ЦК ВСЦ: архиепископ Выборгский Кирилл, в то время ректор ЛДА, и представитель Русской Православной Церкви при ВСЦ профессор протоиерей В. Боровой.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010