В некоторых православных заявлениях наряду с позитивной оценкой экуменизма и деятельности ВСЦ выражались пожелания создания лучших структур и условий с целью достижения достаточного православного участия и более эффективного вклада в общую жизнь Совета. Четвертая Всеправославная конференция (в Шамбези, 1968) в специальной резолюции выразила желание Православных Церквей предложить «все средства» в их распоряжение для «продвижения вперед и успеха всей работы ВСЦ». С этой целью был сформулирован целый ряд требований [  ]. Напоминалось о пожеланиях Вселенского Патриархата и Русской Православной Церкви (1973) в отношении главных задач ВСЦ и необходимости сбалансирования его повестки дня, о встрече по важным богословским вопросам на V Ассамблее (в Найроби, 1975), о призыве Первой Предсоборной Всеправославной конференции (1976) к более полному и более интегрированному православному участию в ВСЦ, о вдохновляющих выводах консультации в Новом Валааме (1977), которые еще больше укрепили эту тенденцию и творческий дух [  ]. Были начаты переговоры, чтобы заняться православными пожеланиями [  ]. Они нашли свое полное выражение в основных документах, официальных заявлениях, комментариях и заключительном докладе представителей Восточно–Православных Церквей на Софийской консультации в 1981 году [  ]. Отдав должное ВСЦ, как всеохватывающему форуму и привилегированному инструменту экуменического движения, делегаты подчеркнули четыре важные проблемы: 1) православное богословие и программные приоритеты не всегда находят свой путь и адекватное место в существующих структурах ВСЦ и рабочем стиле; 2) язык ВСЦ и то, как формулируются богословские заявления, не всегда достаточно ясны, чтобы допускать проявление православных позиций как неотъемлемой части документов Всемирного Совета Церквей; 3) по существующему Уставу и Правилам ВСЦ и православному каноническому праву мы не можем ожидать, что большое количество Православных Церквей подадут заявления о приеме их в члены ВСЦ, в то время как число протестантских Церквей и общин, подающих заявления о приеме, постоянно растет; 4) так как ВСЦ — это Совет Церквей, члены его должны иметь право назначать своих представителей в разные органы. Это не всегда соблюдается в отношении некоторых Поместных Православных Церквей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Он также выразил сожаление в связи с наблюдаемым ныне разладом в семье Православных Церквей и предложил обсудить, какой вклад ВСЦ мог бы со своей стороны внести в разрешение данного межцерковного кризиса. Генеральный секретарь Всемирного совета церквей особо остановился на религиозной ситуации на Украине и поделился впечатлениями от недавнего посещения этой страны делегацией ВСЦ: «Мы только что посетили Украину и видели последствия того, что происходит, особенно в некоторых общинах. Мы видели, что люди теряют жизнь, разрушается имущество, и мы считаем, что Всемирный совет церквей должен сделать всё для содействия мирному урегулированию». Он также выразил солидарность со Святейшим Патриархом Кириллом в том, что истинно верующие люди должны способствовать продвижению дела мира. Джерри Пиллэй предложил обсудить, какую роль могут сыграть в этом процессе христианские церкви. «Вы упомянули Ассамблею в Карлсруэ, и мы теперь понимаем, что наши высказывания и действия могут иметь определенные последствия, особенно со стороны президента Украины. Но хочу Вас заверить, что Всемирный совет церквей имеет намерение говорить правду и, конечно, следовать зову Господа для того, чтобы создавать лучший, безопасный мир для всех людей на земле, — подчеркнул д-р Джерри Пиллэй. — Вы упомянули, что ситуация становится хуже день ото дня, и это нас очень сильно беспокоит. Действительно, нужно уже что-то сделать с этим. И я полностью поддерживаю Ваше Святейшество, когда Вы задали вопрос относительно молчания международного сообщества. Именно поэтому ВСЦ хочет активно работать. Мы не политики и не пытаемся себя таковыми представить — мы верующие, мы живем в мире, который создал Господь, зная, что служим Единому справедливому Богу. И мы призываем верующих, учеников Господа, работать во имя достижения мира. Именно в таком ключе мы и хотим действовать. Именно поэтому сегодня мы приехали к Вам. И хотим задать вопрос: что мы можем сделать для достижения мира? Есть ли что то, что мы, церкви, можем сделать для окончания этого военного кризиса?»

http://patriarchia.ru/db/text/6028155.ht...

Во многих документах Всемирного Совета Церквей высказывается мысль о том, что задачей входящих в него Церквей является выявление уже существующего единства. Я уже цитировал то место из резолюции Амстердамской Ассамблеи «О полномочиях Совета», где говорится, что Церквам, образовавшим Совет, «не нужно было создавать свое единство: оно есть дар Божий», но что «их долг — сообща искать выражения этого единства в жизни и деятельности». Подобно этому и в принятом Эванстонской Ассамблеей 1954 года заявлении о «назначении и функции базиса» говорилось, что «Церкви входят во взаимные отношения (в рамках Всемирного Совета Церквей — М. Н.) потому, что имеется единство, данное однажды для всех в Лице и деле их общего Господа, и потому, что Живый Господь собирает вместе Свой народ» (см. «ЖМП», 1961, 2, с. 71–72). Подобных высказываний было сделано и делается немало, однако они свидетельствуют о неполном осознании разделенными христианами греха их разделения. Конечно, имеется изначальное единство, предлагаемое всем в Лице Единого Господа и Спасителя. Имеется также некоторая степень единства в мыслях, упованиях, нравственных нормах, в поведении и т. п., несмотря на состояние разделения. Но как можно ограничиваться успокоительными заявлениями о том, что имеется в наличии, почти забывая или умалчивая о том, чего нет у множества разделенных христиан, — а именно о том истинном существенном единстве, свойственном неповрежденному телу Церкви Христовой, которое мы, православные, называем кафоличностью, или соборностью. Не могу в этой связи не коснуться известного определения единства, которое было первоначально разработано в Сент–Эндрюсе в 1960 году, а затем вошло в доклад Секции единства, принятый Генеральной Ассамблеей в Нью–Дели в 1961 году: «Мы верим, что единство, которое есть одновременно и воля Божия и дар Бога Его Церкви, делается видимым по мере того, как во всяком месте все, крещенные во Иисуса Христа и исповедующие Его Господом и Спасителем, вводятся Святым Духом в полное общение братства, содержащего единую апостольскую веру, проповедующего одно Евангелие, причащающегося от единого Хлеба, объединенного в общей молитве и живущего общей жизнью, распространяющейся на окружающих посредством свидетельства и служения, причем все они (т. е. крестившиеся и исповедующие Иисуса Христа Господом и Спасителем — М. Н.) таким образом пребывают в единстве со всей совокупностью христианского братства, что их пастыри и верующие признаются всеми и могут совместно действовать и говорить, как того требуют обстоятельства, для выполнения задач, к которым Бог призывает Свой народ» (Доклад Секции единства, § 1, абз. 2–й).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Прежде чем говорить об участии Русской Православной Церкви в экуменическом движении, следует сделать некоторые уточнения. В собственном смысле слова под экуменическим движением понимают движение многочисленных, главным образом протестантских, деноминаций, декларирующих своей целью достижение возможно полного единства между последователями различных христианских исповеданий. Первой конференцией различных христианских исповеданий стала Всемирная миссионерская конференция в июне 1910 г. в городе Эдинбурге, одна из комиссий которой называлась «Сотрудничество в области достижения единства». Конференция прошла без участия православных представителей. Почти одновременно, в октябре 1910 г., на ежегодной конференции Американской Епископальной Церкви в городе Цинциннати (Соединенные Штаты Америки) была принята резолюция об образовании специальной комиссии для созыва Всемирной конференции по вопросам веры и церковного устройства. Отсюда эту дату, 19 октября 1910 г., можно с определенной долей условности считать началом экуменического движения в современном смысле этого слова. Это решение привело впоследствии к созданию так называемого Всемирного Совета Церквей. Решение о создании Всемирного Совета Церквей (ныне широко употребляемая аббревиатура ВСЦ) было принято в мае 1938 г. на консультативной конференции в городе Утрехте (Нидерланды). А первая Ассамблея Всемирного Совета Церквей, состоявшаяся в 1948 г. в Амстердаме, по существу завершила процесс организационного оформления экуменического движения. Таким образом, применительно к истории Русской Православной Церкви до 1917 г. представляется вообще затруднительным использование термина «экуменическое движение». В этом смысле название таких книг в православии, как «Экуменизм», с привлечением материала XVIII—XIX вв. чисто исторически не вполне корректно. Целесообразно говорить лишь о межконфессиональных контактах Русской Церкви. В этот период истории Русской Церкви с точки зрения рассматриваемой нами темы нас могут интересовать, во-первых, высказывания авторитетных иерархов, богословов, подвижников благочестия Российской Церкви, многие из которых ныне канонизированы, по вопросам, касающимся отношения Православной Церкви к инославию и вопросам церковного единства и церковного общения в частности, а также, естественно, официальные суждения священноначалия, Святейшего Синода по данным проблемам. Во-вторых, нас также должны интересовать непосредственные контакты Русской Православной Церкви, Российской Церкви с инославным миром как на личном уровне (известная переписка Хомякова с архидиаконом Англиканской Церкви Уильямом Пальмером), так и на официальном уровне. Контакты, имевшие своей целью вероисповедное единство и установление полного церковного общения. Итак, каково же было отношение Русской Православной Церкви к вышеуказанным проблемам?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Е.-л. ц. в Т. была официально создана в 1963 г. посредством слияния церквей, входящих в состав Федерации лютеранских церквей Танганьики. В 1964 г. она вступила во Всемирную лютеранскую федерацию , в это время в церкви было ок. 400 тыс. верующих. В 1964 г. 1-м председательствующим епископом был избран Стефано Р. Моши, представлявший свою орг-цию на Всеафриканской конференции церквей и во Всемирной лютеранской федерации. В 1977 г. на Генеральной ассамблее Всемирной лютеранской федерации, проходившей в Дар-эс-Саламе, еп. Джосая Кибира стал 1-м представителем стран третьего мира, занявшим пост президента этой орг-ции. Ввиду быстрого роста количества верующих подготовка кадров является важнейшей задачей для Е.-л. ц. в Т. Ун-т Тумаини, основанный в 1996 г., объединил 3 ранее существовавших лютеран. учебных заведения: университетский колледж Макумира (основан в 1947) - самую большую лютеран. семинарию в Африке, готовящую кадры для Танзании и соседних стран, Христианский медицинский колледж Килиманджаро близ г. Моши (основан в 1971), в к-ром обучается персонал для 20 госпиталей и многочисленных диспансеров, и университетский колледж Иринга (основан в 1993), где обучаются священнослужители для юж. районов страны. Созданы развитая сеть средних учебных заведений, программы богословского образования экстерном и региональные богословские школы. Е.-л. ц. в Т. претворяет в жизнь программу по охране здоровья, в первую очередь по борьбе с инфекционными заболеваниями. Осуществляет тесное сотрудничество с лютеран. орг-циями соседних стран: Кении, Руанды, Замбии, Мозамбика, Уганды, Малави и Конго. В наст. время в церкви более 3,5 млн верующих. 20 епархиальных епископов возглавляет председательствующий епископ. Является членом Всемирного Совета Церквей , Всеафриканского совета церквей, Лютеранского сообщества в Центр. и Вост. Африке. Офиц. сайт: www.elct.org. Лит.: Johnson V. E. The Augustana Lutheran Mission of Tanganyika Territory, East Africa. Rock Island (Ill.), 19392; Anderson G. N.

http://pravenc.ru/text/186841.html

На полях Ассамблеи также прошли встречи председателя ОВЦС с митрополитом Берлинским и Германским Марком и епископом Штутгартским Иовом, с главой Церкви Англии Архиепископом Кентерберийским Джастином Уэлби, делегацией Коптской Церкви во главе с митрополитом Лос-Анжелесским Серапионом, генеральным секретарем Всемирного евангельского альянса Т. Ширрмахером, архиепископом Евангелическо-лютеранской церкви Эстонии Урмасом Вийлмой и другими лицами. Также прошла встреча Патриаршего экзарха Юго-Восточной Азии митрополита Сингапурского Сергия с генеральным секретарем Глобального христианского форума доктором Кейсли Эссамуа, делегацией Совета церквей Индонезии во главе с пастором Гомаром Гултомом, а также с генеральным секретарем Совета церквей Малайзии Джонатаном Джезудасом. Состоялось совещание сопредседателей Рабочей группы по координации двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Маланкарской Церковью Патриаршего Экзарха Африки митрополита Клинского Леонида и митрополита Североамериканского Захарии Мар Николовоса. В ходе Ассамблеи прошли выборы нового состава Центрального комитета и Исполнительного комитета Всемирного совета церквей. ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению.   ЖУРНАЛ 109 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Антония, председателя Отдела внешних церковных связей, о прошедшем 19-24 сентября 2022 года в Москве четвертом заседании Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью. Справка: С 19 по 24 сентября 2022 года в Москве состоялось четвертое заседание Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью. Комиссия подвела итоги работы за время, прошедшее с момента ее предыдущего заседания в 2019 году в Каире. Несмотря на длительный период карантинных ограничений, успешно реализован ряд совместных проектов по всем имеющимся направлениям сотрудничества, в том числе: контакты между представителями монашества; разработка паломнических программ; проведение научно-богословских консультаций; взаимное оказание содействия в пастырском окормлении соотечественников в Египте и России; сотрудничество в академической, медийной и социальной сферах. Разработана программа развития двустороннего взаимодействия на ближайшее будущее.

http://patriarchia.ru/db/text/5966901.ht...

Я не стану подробно говорить об успехах экуменического движения за период между двумя Генеральными Ассамблеями Всемирного Совета Церквей (1961—1968 гг.) от Нью–Дели до Упсалы. Они, на мой взгляд, несомненны и обнадеживающи. Достаточно ознакомиться с трудами Комиссии «Вера и устройство», чтобы увидеть, насколько шире и глубже стали поиски путей к постижению сокровищ вероучения и опыта древней неразделенной Церкви. Мы горячо приветствуем выраженную в недавних документах Комиссии «Вера и устройство» решимость «усилить изучение документов древних Соборов» и «уделять всё большее внимание свидетельству патристического периода» (см. Рекомендации в документе «Патристические исследования с экуменической точки зрения» и те места доклада 4–й секции Комиссии, работавшей в Бристоле, где выражено одобрение такого рода исследованиям — New directions in faith and order. Bristol, 1967, pp. 48, 153–154). Мы положительно оцениваем и многие аспекты практической деятельности Всемирного Совета Церквей, усилившейся и получившей большее значение, чем прежде, в связи с установлением новых контактов, в частности с Римско–Католической Церковью, с Христианским мирным движением и другими христианскими кругами и движениями. При этом, конечно, мы не закрываем глаза и на некоторые отрицательные, с нашей точки зрения, явления, которые все еще препятствуют Всемирному Совету Церквей занимать более принципиальную и решительную позицию в отношении к явно нетерпимым нарушениям международного мира и суверенных прав народов — жертв агрессии. В этих случаях мы, христиане, не должны искать какого-то общего сбалансированного решения, которое чаще всего не удовлетворяет никого, но называть вещи своими именами и бороться против зла, чтобы добро, чтобы мир стали достоянием людей, земных детей Небесного Отца. Мы искренне надеемся, что в процессе дальнейшего экуменического сотрудничества будет неуклонно расти осознание христианами подлинной сущности продолжающегося в христианстве разделения, в результате чего не только углубится понимание греховности разделения, но и усилится чувство ответственности за быстрейшее прекращение всякого упорства и своеволия, травмирующего тело Церкви и причиняющего ему не только внешнее бесчестие, но и глубокое внутреннее страдание. Мы надеемся и на то, что в процессе тесного братского сотрудничества и взаимного обогащения многосторонним опытом христиане станут огромной моральной силой, способной заслужить всеобщее уважение людей, жаждущих мира, справедливости и гуманных человеческих отношений. Если общая позиция Церквей, объединившихся в экуменическом движении, в любом вопросе будет определяться приверженностью евангельской Правде и вдохновляться Христовой Любовью, то их христианское единомыслие принесет совершенный плод и будет действовать неотразимо, ибо «в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства» (1 Фес. 2, 3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Напомню, что на IV Ассамблее Всемирного Совета Церквей в Упсале в июле 1968 года, в работе которой участвовали представители большинства Церквей, к которым мы принадлежим, было принято решение, чтобы «Всемирный Совет Церквей разработал подробную программу по настоятельному вопросу о расизме для руководства членов Всемирного Совета Церквей». В августе 1969 года Центральный комитет ВСЦ на своем заседании в Кентербери учредил программу борьбы с расизмом. Одновременно было вынесено решение образовать специальный фонд по борьбе с расизмом в сумме 500 000 долларов США, который должен распределяться среди организаций, борющихся за экономическую, социальную и политическую справедливость, для жертв расовой дискриминации. На заседании Исполнительного комитета ВСЦ в августе — сентябре 1970 года в Арнольдсхайне, ФРГ, получили одобрение направление деятельности Программы борьбы с расизмом и, особо, финансовая поддержка организаций, активно выступающих против расового угнетения. На заседании Центрального комитета ВСЦ в Аддис-Абебе в январе 1971 года одним из центральных вопросов было всестороннее обсуждение Программы борьбы с расизмом, которая получила единодушную поддержку участников сессии. Центральный комитет поддержал решение ООН объявить 1971 год Международным годом действий ООН по борьбе с расизмом и расовой дискриминацией. Дальнейшее развитие Программа борьбы с расизмом ВСЦ получила на заседании Исполнительного комитета ВСЦ в сентябре 1971 года в Софии. Я полагаю, что это направление деятельности ВСЦ, в котором принимают участие Церкви-члены, к которым мы принадлежим, заслуживает глубокой симпатии и всяческой поддержки. Наиболее яркими показателями массовых страданий, причиняемых различными формами несправедливости, являются объективные данные относительно населения земли, страдающего от голода, нищеты, отсутствия медицинской помощи, невозможности получить образование. Ограничусь лишь несколькими примерами. По данным опубликованного в 1970 году доклада ООН о продовольственном положении в мире.

http://azbyka.ru/osnovnoj-doklad-mitropo...

Мы вновь должны осознать взаимосвязь между lex orandi и lex credendi. Их эталон мы имеем в древнецерковном Предании, на фундаменте которого, хотелось бы вновь подчеркнуть, должны основываться принципы межхристианского сотрудничества. Многие из сидящих в этом зале были свидетелями и участниками острых дискуссий во Всемирном совете, которые в конечном итоге привели к созданию Специальной комиссии ВСЦ по православному участию после VIII Генеральной ассамблеи в Хараре, а после IX ассамблеи в Порту-Алегри — к созданию данного Постоянного комитета по консенсусу и сотрудничеству. Этот комитет является действенным механизмом для того, чтобы устранить нежелательную деформацию межхристианского диалога, имевшую место в прошлом, и сосредоточиться на вопросах, требующих неотложного решения и новых идей. За прошедшие 20 лет представителям Московского Патриархата также нередко приходилось слышать в свой адрес упреки в закрытости и неспособности идти вперед по пути сотрудничества, солидарности и содружества с другими христианами. Наше нынешнее заседание красноречиво свидетельствует о том, что это не так. Однако у Русской Православной Церкви есть собственное понимание пути к христианскому единству и сотрудничеству, которое разделяют и другие Православные Церкви. Мы готовы разъяснять нашу позицию по этим вопросам и искать взаимопонимания с другими христианами. Мы подготовили для вас программу, основной задачей которой является ознакомление с современной жизнью Русской Православной Церкви, в частности — с ее диаконическим служением. Хочу подчеркнуть, что методология социального служения создавалась нами в тесном сотрудничестве и при поддержке различных благотворительных агентств, таких, как АСТ, Норвежская, Финская, Датская церковные помощи, Диаконическая Служба Евангелической церкви в Германии. Неоценимую помощь в этом отношении оказал и сам ВСЦ. Я убежден, что у нашей Церкви и Всемирного Совета Церквей есть надежный залог для плодотворного сотрудничества в будущем. Как уже многократно отмечалось, комиссия «Вера и устройство», призванная играть во Всемирном Совете одну из ключевых ролей, в последние годы отошла на второй план.

http://patriarchia.ru/db/text/1192089.ht...

Постановили: 1. Выразить удовлетворение продолжением работы Межрелигиозного совета России, направленной на активизацию диалога и сотрудничества традиционных религиозных общин в деле миротворчества и других общественно значимых областях. 2. Принять к сведению Положение о Межрелигиозном совете России, одобренное на его заседании 11 ноября сего года. Слушали: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, об участии возглавляемой им делегации в международной конференции «Европа после Косовского кризиса: дальнейшие действия Церквей», состоявшейся 15-16 ноября 1999 года в Осло (Норвегия). Постановили: 1. Доклад принять к сведению. 2. Одобрить позицию делегации Русской Православной Церкви. Слушали: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, об участии делегации Русской Православной Церкви в Юбилейной международной межконфессиональной конференции, посвященной 2000-летию христианства, на тему «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же (Евр. 13, 8). Христианство на пороге третьего тысячелетия», проходившей с 23 по 25 ноября сего года в Москве. Постановили: 1. Доклад принять к сведению. 2. Одобрить позицию представителей Русской Православной Церкви. 3. Считать полезным продолжение и укрепление связей Русской Православной Церкви с христианами традиционных конфессий в странах СНГ и Балтии для укрепления межхристианского сотрудничества. Слушали: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о VII Ассамблее Всемирной конференции «Религия и мир», состоявшейся в Аммане (Иордания) 25-29 ноября 1999 года. Постановили: 1. Доклад принять к сведению. 2. Выразить удовлетворение участием в VII Ассамблее Всемирной конференции «Религия и мир» делегации Межрелигиозного совета России, в состав которой вошли представители Русской Православной Церкви. Одобрить позицию означенных представителей. 3. Отметить факт избрания митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, одним из президентов Всемирной конференции «Религия и мир».

http://mospat.ru/archive/86367-opredelen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010