Н. АРСЕНЬЕВ. ДВИЖЕНИЕ К ЕДИНЕНИЮ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ И ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО МИРА Протоиерей Сергий БУЛГАКОВ (Париж). У КЛАДЕЗЯ ИАКОВЛЯ (Ин. 4, 23). О реальном единстве разделенной Церкви в вере, молитве и таинствах Проф. Николай БЕРДЯЕВ (Париж). ВСЕЛЕНСКОСТЬ И КОНФЕССИОНАЛИЗМ Проф. А. В. КАРТАШЕВ (Париж). СОЕДИНЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ В СВЕТЕ ИСТОРИИ Священник Георгий ФЛОРОВСКИЙ. О ГРАНИЦАХ ЦЕРКВИ РЕЗОЛЮЦИЯ ПО ВОПРОСУ «ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ» Москва, 1948 Протопресвитер Николай АФАНАСЬЕВ. ПРИЕМ В ЦЕРКОВЬ ИЗ СХИЗМАТИЧЕСКИХ И ЕРЕТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ ЦЕРКОВЬ, ЦЕРКВИ И ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ. Экклезиологическое значение Всемирного Совета Церквей Митрополит Крутицкий и Коломенский НИКОЛАЙ. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ БАЗИС ВСЕМИРНОГО СОВЕТА ЦЕРКВЕЙ (СТАТЬЯ 1 УСТАВА ВСЦ) ДОКЛАД КОМИССИИ «ХРИСТИАНСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО, ПРОЗЕЛИТИЗМ И РЕЛИГИОЗНАЯ СВОБОДА» ЗАЯВЛЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ УЧАСТНИКОВ III Ассамблеи Всемирного Совета Церквей. Нью–Дели, 1961 ОБРАЩЕНИЕ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ К III ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕЕ ВСЕМИРНОГО СОВЕТА ЦЕРКВЕЙ. Нью–Дели, 1961 Протопресвитер Александр ШМЕМАН. МИССИОНЕРСКИЙ ИМПЕРАТИВ Протоиерей проф. Ливерий ВОРОНОВ (Ленинград). КОНФЕССИОНАЛИЗМ И ЭКУМЕНИЗМ ОТНОШЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ К ИНОСЛАВИЮ Митрополит Ленинградский и Новгородский НИКОДИМ. ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕРКВИ И ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ СЛУЖЕНИЕ. Речь на IV Ассамблее ВСЦ. Упсала, июль 1968 года Митрополит Ленинградский и Новгородский НИКОДИМ. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ПОСЛАНИЕ ВСЕЛЕНСКОГО ПАТРИАРХАТА В СВЯЗИ С 25–ЛЕТИЕМ ВСЕМИРНОГО СОВЕТА ЦЕРКВЕЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА СОВРЕМЕННЫЙ ЭКУМЕНИЗМ. Доклад Святейшего Патриарха ПИМЕНА в университете г. Йоэнсу. Финляндия, 6 мая 1974 года Протопресвитер Александр ШМЕМАН. ЭКУМЕНИЧЕСКАЯ БОЛЬ «ЭКУМЕНИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПРАВОСЛАВНОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА». Итоговый документ Консультации православных богословов. Ново–Валаамский монастырь, Финляндия, 24 — 30 сентября 1977 года РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ КОНСУЛЬТАЦИИ ДЕЛЕГАТОВ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВСЦ. София 23 — 31 мая 1981 года

http://pravbiblioteka.ru/book/pravoslavi...

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. Решение Третьего Предсоборного Всеправославного совещания. 28 октября — 6 ноября 1986 года, Шамбези ОТНОШЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ К ПРОЧЕМУ ХРИСТИАНСКОМУ МИРУ. Решение Третьего Предсоборного Всеправославного совещания. 28 октября — 6 ноября 1986 года, Шамбези ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ. Православие в миссии. Заключительный доклад консультации Восточных Православных и Древних Восточных (нехалкидонских) Церквей, организованной комиссией ВСЦ «Всемирная миссия и евангелизация». Неаполис, Греция, 16 — 24 апреля 1988 года ПОСЛАНИЕ ВСЕЛЕНСКОГО ПАТРИАРХАТА в связи с 40–летием Всемирного Совета Церквей. Июль 1988 года. Проф. д-р Тодор САБЕВ. ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕРКВИ ВО ВСЕМИРНОМ СОВЕТЕ ЦЕРКВЕЙ Протопресвитер д-р Георгий ЦЕЦИС. ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ПРИСУТСТВИЯ Межправославная богословская консультация. МЕСТО ЖЕНЩИНЫ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ВОПРОС О ХИРОТОНИИ ЖЕНЩИН. Родос, Греция, 30 октября – 7 ноября 1988 года ОБРАЩЕНИЕ К ВСЕМИРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ВСЦ ПО МИССИИ И ЕВАНГЕЛИЗАЦИИ ОТ ЕЕ ПРАВОСЛАВНЫХ УЧАСТНИКОВ. Сан-Антонио, Техас, 31 мая 1989 года Священник д-р Геннадий ЛИМУРИС. ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛОВИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭКУМЕНИЧЕСКОГО СОПРИКОСНОВЕНИЯ С СОВРЕМЕННОЙ БОГОСЛОВСКОЙ МЫСЛЬЮ ЗАЯВЛЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ УЧАСТНИКОВ НА VII АССАМБЛЕЕ ВСЕМИРНОГО СОВЕТА ЦЕРКВЕЙ ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕРКВИ И ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ. Доклад Межправославной консультации Православных и Древних Восточных Церквей – членов Всемирного Совета Церквей. Шамбези, Швейцария, 12 — 16 сентября 1991 года ПОСЛАНИЕ ПРЕДСТОЯТЕЛЕЙ СВЯТЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ. Фанар, 15 марта 1992 года Протоиерей Владислав ЦЫПИН. ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ДРУГИЕ КОНФЕССИИ «ОБ ОТНОШЕНИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ К МЕЖХРИСТИАНСКОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ В ПОИСКАХ ЕДИНСТВА». Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. 29 ноября — 2 декабря 1994 года Митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ, председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЭКУМЕНИЗМА. Межправославная консультация об отношении ко Всемирному Совету Церквей. Шамбези, Швейцария, 19-24 июня 1995

http://pravbiblioteka.ru/book/pravoslavi...

В составе делегации Русской Православной Церкви участвовал в работе III Ассамблеи Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Нью-Дели (1961); избирался членом Центрального комитета ВСЦ (1961-1968); был президентом Всемирной конференции " Церковь и общество " (Женева, Швейцария, 1966); членом комиссии " Вера и устройство " ВСЦ (1964 - 1968). В качестве главы делегации Русской Православной Церкви участвовал в богословских собеседованиях с делегацией Евангелической Церкви в Германии " Aphoльдcxaйh-II " (ФРГ, 1962), в богословских собеседованиях с делегацией Союза Евангелических Церквей в ГДР " Зaropck-V " (Троице-Сергиева Лавра, 1984), в богословских собеседованиях с Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии в Ленинграде и Пюхтицком монастыре (1989). Более четверти века митрополит Алексий посвящал свои труды деятельности Конференции Европейских Церквей (КЕЦ). С 1964 года митрополит Алексий - один из президентов (членов президиума) КЕЦ; на последующих генеральных ассамблеях переизбирался президентом. С 1971 года митрополит Алексий - вице-председатель Президиума и Совещательного комитета КЕЦ. 26 марта 1987 года избран председателем Президиума и Совещательного комитета КЕЦ. На VIII Генеральной ассамблее КЕЦ на Крите в 1979 году митрополит Алексий был основным докладчиком на тему " В силе Святого Духа - служить миру " . С 1972 года митрополит Алексий - член Совместного комитета КЕЦ и Совета Епископских Конференций Европы (СЕКЕ) Римско-Католической Церкви. 15-21 мая 1989 года в Базеле, Швейцария, митрополит Алексий был сопредседателем I Европейской экуменической ассамблеи на тему " Мир и справедливость " , организованной КЕЦ и СЕКЕ. В сентябре 1992 года, на Х Генеральной ассамблее КЕЦ, истек срок полномочий Патриарха Алексия II в качестве председателя КЕЦ. Его Святейшество выступил на II Европейской экуменической ассамблее в Граце (Австрия) в 1997 году. Митрополит Алексий был инициатором и председателем четырех семинаров Церквей Советского Союза - членов КЕЦ и Церквей, поддерживающих сотрудничество с этой региональной христианской организацией. Семинары проходили в Успенском Пюхтицком женском монастыре в 1982, 1984, 1986 и 1989 годах.

http://lib.cerkov.ru/authors/787

Западные церкви в настоящий момент своей основной и, по существу, единственной задачей ставят решение проблем мipckoй жизни. Одной из ярких иллюстраций может служить Международная конференция Всемирного Совета Церквей, которая проходила в Бангкоке в 1973 году, под названием " Спасение сегодня " . Два наших представителя, бывшие на ней, рассказали, что там было. (Вы знаете, что в 1961 во Всемирный совет Церквей вступила Русская Православная Церковь и с ней и в последующие годы все Православные Церкви социалистических стран.) Оказывается, эту важнейшую тему о спасении там рассматривали исключительно в так называемом " горизонталистском " , то есть чисто материалистическом плане - как спасение от болезней, нищеты, невежества, эксплуатации, бесправия, от засилья транснациональных корпораций и т.д., и т.п. И когда православные делегаты предложили поговорить о спасении, ради которого пришел Христос, то на них посмотрели как на какие-то допотопные существа. Эта конференция прекрасно показала, к какой цели стремится современное христианство, точнее, современные христиане - к благу на земле. Эта устремленность характеризовала и все Генеральные ассамблеи Всемирного Совета Церквей. Заземленность христианского сознания не могла не выразиться в богословии, в соответствующих нравственных нормах жизни. И мы видим, к чему пришло сейчас западное христианство, - к таким вещам, о которых если бы сказать лет 50 назад - никто бы не поверил. Когда в 1927 году на первой конференции " Вера и устройство " протоиерей Сергий Булгаков предложил всем причаститься от единой Чаши (всем: православным, англиканам, старокатоликам, лютеранам, методистам…) и таким образом решить проблему единства, то вы знаете, кто первыми запротестовал? Англикане. С тех пор ситуация катастрофически изменилась. Кстати, большое значение здесь имели последствия Второй мировой войны. Теперь мы видим иное. На Генеральной ассамблее ВСЦ в 1991 году в Канберре, в Австралии, православные вынуждены были выступить все вместе со специальным заявлением к руководству ВСЦ, ко всей Ассамблее. Они потребовали рассмотреть вопрос о прямых отступлениях отдельных церквей-членов ВСЦ от самых основополагающих христианских истин. Речь идет о языческом понимании Бога-Троицы (дошло до того, что Дух Святой объявляется " женским божеством " . В той же Канберре об этом заявила одна профессорша-протестантка.), о фактическом отрицании Божества Иисуса Христа и Его Воскресения, о материалистическом понимании спасения, прямом хилиазме и т.д.

http://zavet.ru/obs/ts/osipov.htm

Председатель ОВЦС выразил надежду, что предстоящая Ассамблея ВСЦ «уделит особое внимание проблеме дискриминации христиан и ясно выскажется в поддержку гонимых и преследуемых». По мнению митрополита Илариона, особого рассмотрения требует ситуация в Сирии, где так называемая «арабская весна» грозит привести практически к полному уничтожению христианского населения. «Полагаю, что Всемирный Совет Церквей должен поддержать усилия, предпринимаемые международным сообществом по мирному разрешению сирийского конфликта», — подчеркнул архипастырь. Его Высокопреосвященство благословил участников проекта «Поезд мира». Затем перед собравшимися выступил генеральный секретарь Национального совета церквей в Корее Ким Йонг Джу. Он с сожалением констатировал продолжающееся недоверие между жителями Северной и Южной Кореи, несмотря на имеющееся перемирие. «На предстоящей Ассамблее ВСЦ мы будем вновь призывать к объединению Кореи», — заявил секретарь Национального совета церквей. Он также призвал Русскую Православную Церковь к соучастию в этом процессе, отметив укрепление связей Русской Церкви и церквей Кореи. Руководитель программы ВСЦ «Забота о творении и экологическая справедливость» доктор Гильермо Кербер приветствовал участников от имени генерального секретаря Всемирного Совета Церквей пастора Олафа Фюксе Твейта. Он поблагодарил организаторов проекта «Поезд мира» и данного семинара — в частности, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и генерального секретаря Национального совета церквей в Корее Ким Йонг Джу — за возможность общения и обмена опытом между христианами разных стран. Гильермо Кербер напомнил, что одной из задач, в решении которой участвовал ВСЦ, было примирение стран после Второй мировой войны. Он также рассказал, что месяц назад пастор Олаф Фюксе Твейт посетил Северную Корею и встретился там с вновь назначенными лидерами Корейской христианской федерации и представителями руководства страны. Во время этого визита генеральный секретарь ВСЦ сказал: «Наша цель — работать для того, чтобы мир и примирение в Корее состоялись, потому что боль разделения чувствуется корейцами по обеим сторонам границы и мы не можем игнорировать эту боль. Корейцы — это разделенные семьи, которые жаждут мира, справедливости и воссоединения». Пастором Олафом Фюксе Твейтом было предложено провести переговоры между руководителями церквей Северной и Южной Кореи в Женеве. По его мнению, у церквей есть определенная роль, которую они должны сыграть в восстановлении мира и справедливости в этом мире.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3299580...

Он высоко оценил состоявшуюся 31 августа — 8 сентября в немецком городе Карлсруэ XI Генеральную ассамблею Всемирного совета церквей. «Она не была простой, там возникали критические вопросы, и один из них был связан с Русской Православной Церковью: раздавались требования, чтобы Русская Церковь была исключена из Всемирного совета церквей, — упомянул Святейший Патриарх Кирилл. — Однако ничего подобного на Ассамблее не произошло».  «Сейчас мы все переживаем достаточно сложное, я бы сказал, критическое время в связи с известными конфликтами, в том числе вокруг Украины», — констатировал Предстоятель Русской Православной Церкви. Он указал на то, что большинство сторонних наблюдателей только сейчас обратили внимание на имеющиеся проблемы, но на самом деле кризис начался еще в 2014 году: «Восемь лет тому назад начались бомбардировки Донбасса со стороны Украины. Такова реальность: разрушенные дома, большое число жертв. Более 2 миллионов беженцев из этого региона нашли убежище в России. Лично я за эти годы направил три послания политическим и религиозным лидерам мира, включая ВСЦ, и попросил вмешаться с тем, чтобы проблемы были решены путем диалога и посредничества и чтобы можно было избежать жертв и разрушений. У меня не было конкретных ответов, и эти мои призывы были встречены полным молчанием. Тем не менее, я надеялся и до сих пор надеюсь, что мы, Церкви, должны выйти за рамки логики и интересов политиков и искать справедливого мира».  Патриарх подчеркнул, что в этой непростой ситуации Донбасс и другие зоны конфликтов требуют особого внимания. «В первую очередь важно, чтобы больше не проливалась кровь, не разрушались здания и инфраструктура, чтобы страдания людей прекратились. Поэтому мы очень заинтересованы в том, чтобы было привлечено объективное, непредвзятое внимание наших экуменических партнеров к этой сложной и трагической ситуации, важно убедить мировых лидеров принести мир путем переговоров и диалога, а не через кровопролитие и разрушения», — отметил Святейший Владыка. 

http://patriarchia.ru/db/text/5969174.ht...

Но, к сожалению этого не произошло, участие РПЦ МП в экуменическом движении за последний год заметно активизировалось. Вы стали политическим лидером, а не печальником Земли Русской. Ваши встречи в верхах, на всевозвожных конференциях, на международных религиозных саммитах преследуют другую, чуждую православному народу цель, которую Вы выразили еще будучи митрополитом, в 1991 году, на Генеральной Ассамблее Всемирного Совета Церквей в Канберре. Тогда, обозначив роль ВСЦ, Вы сказали: «Всемирный Совет Церквей является нашим общим домом, и тот факт, что православные воспринимают его как свой дом и хотят чтобы этот дом был колыбелью единой церкви, подтверждает особую ответственность православных за судьбу ВСЦ» и посоветовали при этом участникам «взять с собой и понести к себе, донести до своего народа» то, что происходило на ассамблее. Ваше тогдашнее утверждение прозвучало в полном созвучии с миссией ВСЦ, которая призывает «созидать видимое единство Церкви Христовой в единой вере и едином евхаристическом общении». Таким образом, и Ваши нынешние действия и высказывания являются плодом участия Русской Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей и претворяют в жизнь провозглашенный Вами тогда принцип, цель которого - создание единой церкви, в нашем понимании церкви антихриста. Ваше Святейшество! Мы, нижеподписавшееся православные верующие, являясь и оставаясь членами Русской Православной Церкви, заявляем, что отмежевываемся от всех Ваших высказываний на религиозных международных ассамблеях, встречах и саммитах в Канберре, Ереване, Москве , Баку и т.д. и от всех предпринимаемых Вами в последнее время шагов нарушающих каноны Святой Православной Церкви. Мы свидетельствуем, что Вы нас не представляете, и все Ваши утверждения на международных встречах не представляют всю полноту Русской Православной Церкви, а являются Вашим личным мнением и тех которые его разделяют. Поэтому, не желая быть соучастниками в делах тьмы, в созидании «единой церкви», мы требуем: 1. Выхода Русской Православной Церкви из Всемирного Совета Церквей; 2.

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/15/...

20 октября 1958 года архимандрит Никодим был освобожден от должности начальника Миссии, с назначением по Управлению делами Московской Патриархии. С марта 1959 года он заведует канцелярией Московской Патриархии, а с 4 июня одновременно становится и заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС). В декабре 1959 года он участвовал в Москве в переговорах с руководством Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) о вступлении Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей, на которых был уточнен «базис» ВСЦ на основе православного Символа веры . 21 мая 1960 года назначен председателем ОВЦС. 10 июля того же года в Троицком соборе Троице- Сергиевой Лавры Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I (Симанским), митрополитом Гор Ливанских Илией (Карамом) (Антиохийская Православная Церковь ), епископом Сергиопольским Василием (Самахой) (Антиохийская Православная Церковь ), епископом Дмитровским Пименом (Извековым; впоследствии Святейший Патриарх), епископом Можайским Стефаном (Никитиным) хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии. 28 августа 1960 года назначен членом новоучрежденной Комиссии Священного Синода по межхристианским связям. С 19 сентября 1960 по 14 мая 1963 года состоял также председателем Издательского отдела Московского Патриархата и с 6 октября 1960 по 7 октября 1967 года – председателем редакционной коллегии сборника «Богословские труды». 22 октября 1960 года, после кончины епископа Угличского Исаии (†21 октября 1960 года), назначен временно управляющим Ярославской епархией; 23 ноября утвержден епископом Ярославским и Ростовским. 16 марта 1961 года епископ Никодим стал постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви по должности председателя ОВЦС; 10 июня возведен в сан архиепископа. На Архиерейском Соборе 18 июля 1961 года им был сделан доклад о своевременности и полезности вступлении Русской Православной Церкви в ВСЦ, получивший соборное одобрение. На III Ассамблее ВСЦ в Нью-Дели в ноябре – декабре 1961 года Русская Православная Церковь была принята в члены ВСЦ. На этой Ассамблее, как и на IV и V Ассамблеях ВСЦ, делегацию Русской Православной Церкви возглавлял владыка Никодим; с 1961 по 1975 год он состоял членом Центрального и Исполнительного Комитетов ВСЦ, а в 1975 году на V Ассамблее ВСЦ в Найроби был избран одним из президентов ВСЦ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но ведь к началу XX в. переговоры такого характера если и проводились, то носили исключительно локальный характер. Невозможно было представить, чтобы в одном месте собрались представители более 100 христианских Церквей. Заслуга в потеплении отношений и продвижении межконфессионального диалога принадлежит Всемирному Совету Церквей, который по состоянию на 2006 г. объединял в своем составе 349 Церквей различных конфессий. Но что же двигало теми людьми, которые в первой половине XX в. задумали создание  всемирной экуменической организации? Каким образом удалось привлечь и объединить вокруг Всемирного Совета Церквей сотни христианских общин? Какие направления межцерковного сотрудничества рассматривались на первом этапе существования Совета? На эти и другие вопросы попробует ответить автор в данной статье. Современное экуменическое движение зародилось и стало развиваться после Эдинбургской миссионерской конференции 1910 г. На ней впервые прозвучал призыв: «Единая церковь, несущая Евангелие всему миру» . Конференция в Эдинбурге не была, строго говоря, экуменической, т. к. ее основная цель была все-таки миссионерской. Но она стала необходимым импульсом, вдохновением, после которого можно было продолжить развитие межцерковных отношений. Благодаря ей представители различных исповеданий осознали возможность мирного сотрудничества без элементов прозелитизма. Уже к началу XX в. была сформирована  необходимая почва для дальнейшего развития экуменического движения. Сформировались три типа экуменических организаций: внутриконфессиональные, юношеские и миссионерские . Также выросло целое поколение экуменистов, готовых взять на себя бремя лидерства и получивших хорошую практику межхристианского диалога внутри юношеских христианских организаций. Но чтобы экуменизм мог продолжить свое развитие, необходимо было организовать более строгую и стабильную структуру, которая включала бы в себя на постоянной основе официальных церковных представителей. После окончания Первой мировой войны формируются новые направления экуменизма. Они выражаются в трех международных христианских организациях : «Международный миссионерский совет» (International Missionary Council),  конференции «Вера и церковное устройство» (Faith and Order) и «Жизнь и деятельность» (Life and Work).

http://bogoslov.ru/article/3866955

Как вам известно, в православной среде накопилось немало критики экуменической деятельности. Нередко для православных само понятие «экуменизм» означает совокупность чуждых теорий и методов по достижению церковного единства, которые их авынуждают принимать. Но это не означает, что православные отказываются от поиска путей по преодолению разделений между христианами. Так, в «Основных принципах отношения к инославию» стремление к единению христиан рассматривается как задача «первостепенной важности для Православной Церкви на всех уровнях ее бытия» (п.2.1.). Однако, чтобы дистанцироваться от неприемлемых для православных подходов в контактах с неправославными конфессияими, в Московском Патриархате предпочитают сегодня использовать термины «межхристианский диалог» и «межхристианские отношения», а не понятие «экуменизм». При этом хотел бы подчеркнуть: православные видят проблему не в наличии других мнений и культурных традиций в христианском мире, а в том, что упомянутые теории выбираются в качестве универсальной, как уже всеми одобренной, основы для функционирования межхристианских организаций и проведения совместных мероприятий. Порой именно поэтому православные, да и представители других христианских традиций не могут избавиться от чувства, что на подобных экуменических площадках их свобода ущемляется и что они не имеют возможности действовать, исходя из своей веры. В связи с этим характерна история отношений протестантских и восточно-христианских Церквей в рамках Всемирного совета церквей. Как известно, Русская Православная Церковь, вместе с рядом иных Поместных Православных Церквей, вступила в ВСЦ не в 1948 году, когда она получила приглашение, а позже в 1961 году. Это стало возможным только после заявления ЦК ВСЦ в Торонто, в котором православным гарантировалось право свободно свидетельствовать в ВСЦ о своем понимании церкви и путей обретения христианского единства. Несмотря и на другие корректировки в работе этой организации, все же в последствии ее идейные основы и принципы функционирования кардинально не изменились. Более того, за годы существования Совета накопились традиции и формы работы, которые исходили исключительно из протестантского понимания экуменизма. Только после того, как критика деятельности Совета Православными Церквами достигла своего апогея на встрече Восточных Православных Церквей в Салониках в мае 1998 года, на 8-ой Ассамблее ВСЦ в Хараре (Зимбабве) было принято решение о создании специальной комиссии по вопросу об участии Православных Церквей в работе ВСЦ. Характерно, что в своем обращении на открытии комиссии тогдашний генеральный секретарь ВСЦ Конрад Райзер подчеркнул, что эта Комиссия стала первым опытом в истории ВСЦ, когда Советом был создан официальный орган «с равным участием Православных Церквей и других Церквей-членов». Он также добавил, что «никогда ранее за 50 лет своей истории ВСЦ не относился к своим членам — Православным Церквам так серьёзно, как принимая это решение».

http://patriarchia.ru/db/text/1284760.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010