Вслед за посланием Мовсеса Хоренаци в «Книге посланий» помещено слово «Блаженного Иоанна, католикоса армянского. Доказательство того, следует ли признавать во Христе два естества или одно естество» Иоанна Мандакуни, авторство которого устанавливается исходя из отсылки сборника «Исповедание веры», где имеется сочинение «Блаженного Иоанна Мандакуни, армянского католикоса, из Опровержения Халкидонского собора, которое называется «Доказательство»» (« Апацуйц»). Текст свидетельствует, что Мандакуни пользовался «Опровержением» Тимофея Элура и находился также под влиянием упомянутого послания Мовсеса Хоренаци, а также о том, что армянский католикос уже занял позицию в споре между монофизитами и диофизитами и признал «одно естество» – или, согласно Кириллу Александрийскому , «из двух естеств одно». 219 Как пишет историк Степанос Таронеци Асохик, при католикосе Комитасе «блистал своей ученостью Иоанн Майрагомеци, которому Комитас вверил патриаршество. Он (Иоанн Майрагомеци. – К.А.) написал три книги и имени своего не написал на них...; название одной книги «Поучение жизни», название другой «Основа веры», название третьей «Нойемак»». Книга Майрагомеци «Поучение жизни» содержит речи, приписываемые Иоанну Мандакуни, а «Основу веры» часто отождествляют со сборником «Исповедание веры». Иоанн Майрагомеци – один из самых независимых мыслителей своего времени. «В среде, преисполненной духом подчинения авторитету и приспособления к общему настроению... он всегда выступал самостоятельно». Так, силясь подтвердить учение о «нетленном воплощении», он отвергал подлинность 43–44–го стихов 22 главы Евангелия от Луки, за что подвергся гонениям. 220 О самом Лазаре известно довольно много. Он родился около 443 г. в селе Парпи, в области Арагацотн, имел родственные связи с нахарарскими родами Мамиконянов и Арцруни. Начальное образование он получил в доме своего богатого родственника, бдешха Грузиии Ашуши, продолжил учение у другого родственника, Агана Арцруни, с юности постригшегося в монахи (позже Лазар последовал его примеру), и завершил образование в Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Русские из Рума: Аль-Мукадесси. Греческое посольство в Киеве. 986–987. Русское посольство в Константинополе: Лавр., Ипат. Взятие Херсона: Лавр., Ипат., Румянц. Торжеств. Брак кн. Владимира с царевною Анною: Лавр., Ипат. Письмо Иоанна Шмеры. Греческая записка Топарха. Крещение Руси: Иаков мних. Похвала Владимиру, Нестор, Лавр., Ипат., Leo diac., Scyl.-Cedr., Яхъя, Zonar., Асохик; Новг. 1, 2 и 3, Пер.-Сузд., Διγησις, Никон, Dlug., раскольничья рук., Сага Олава, Ибн-Аль-Атир, Аль-Макин, Румянц. 358, Макарий Антиохийский. Помощь кн. Владимира имп. Василию в борьбе последнего с Фокою. Русские войска (6000 человек) на службе у имп. Василия. Митрополит Михаил (грек или сириец) на Руси и в Новгороде: Никон., Степ. кн. Греческое посольство на Руси: Никон., Степен., Татищ. Крещение камских Болгар македонским философом Марком: Никон. Надписи на медали. Посольство папы у Владимира: Татищев. Крещение Кучука: Ник., Степ. Поездка кн. Владимира на Клязьму: Никон., Степ., Татищ., Гиз. Кончина еп. Черниговского Неофита. Мартирий и Феодул (Греки?). Кончина еп. Михаила. Еп. Лев: Никон. Степ. Послание еп. Льва. Принесение образа Корсунской Богородицы в Новгород. Построение Преображенской церкви: Новгор. 2, Dlug. Назначение десятины Анастасию Корсунянину: Пер.-Сузд. Принесение из Константинополя в Киев ко Владимиру Иерусалимской иконы Богородицы, писанной ап. Лукою. Передана Владимиром Новгородцам: Слава Богородицы. Устав вел. Кн. Владимира: Доп. К Акт. Истор. I, П. С. Р. Л. VI, Пер.-Сузд. Фома (Грек), еп. Владимира Волынского. Поджог церкви Константина Русскими: Яхъя. Христианство на Руси: Син. Гиз. Участие Русских в Греческом войске: Асохик. Постановление Феофилакта, еп. Севастийского, на Русь: Niceph. Call. Послание Русскому великому князю. Посольство кн. Владимира в Египет и др. места: Ник., Степ., Стрыйк. Трепет Тавроскифов перед имп. Василием Болгаробойцею: Manass. Подражание Византийскому этикету: придворный штат окружал каждого члена великокняжеской семьи. Кончина митр. Леонтия; митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

А митрополит Леон, по мнению автора, был Переяславским митрополитом, автором антилатинского трактата 1070-х годов об опресноках. О том, что в Переяславле была одно время митрополия, упомянуто в «Повести временных лет» под 1089 годом, и средневековый автор, по мнению Н.И. Милютенко, мог сделать вывод, что она помещалась там до 1037 года. Обнаружив, что автором наставления в вере был Михаил, а некий нигде больше не упомянутый митрополит Лев (Леон) обличал латинян, средневековые книжники решили, что они были современниками Святого равноапостольного Владимира 344 . Версию о том, что Иоанн Охридский был главой Русской Православной Церкви, Н.И. Милютенко считает основанной на простом совпадении имён Иоанна Охридского и русского митрополита Иоанна, переносившего при Ярославе мощи святых Бориса и Глеба 345 . В то же время её собственная версия так же основана на совпадении имён и, на наш взгляд, ещё более шаткая, чем с архиепископом Иоанном Охридским. При этом Н.И. Милютенко вполне согласна с версией польского историка Анжея Поппе, согласно которой первым митрополитом русским стал, между 995–997 годами, Феофилакт, бывший митрополит Севасты 346 . Версия основывается на «Церковной истории» Никифора Каллиста (около 1317), в которой упоминается о переводе во времена императора Василия II митрополита Феофилакта из Севасты в Россию. При этом А. Поппе отождествляет Феофилакта с анонимным митрополитом армянской Севасты, о котором писал младший современник событий, армянский историк конца X – начала XI века Степанос Таронский по прозвищу Асохик. В период с марта 986 года по март 987 года безымянный митрополит был отправлен в Болгарию с рискованным дипломатическим поручением: привезти подложную сестру императора Василия II в качестве невесты для кого-то из болгарского правящего дома. Обман раскрылся, и митрополит был сожжён. По мнению А. Поппе, здесь в искажённом виде сохранились воспоминания о поездке Феофилакта с невестой для Владимира на Русь 347 . Предположение, на наш взгляд, слишком поверхностное.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Грузинские войска сражались под знаменами бунтовщика и составляли чуть ли не главную его силу. Восставшая Болгария тоже была естественною союзницею Фоки. Италия, как замечено, было, занята была своими беспорядками. Куда же, как не к русскому князю Василию, оставалось обратиться за помощью при таких обстоятельствах? Фока этого не мог не сообразить и не мог не понять, какая серьезная опасность могла угрожать ему с этой стороны. Византийцы уже давно знакомы были с силой русского оружия; но при отце Владимира Святоставе слава русской доблести достигла своего высшего апогея. Не говоря уже о блестящих походах на восток этого новейшего Александра Македонского, самая борьба его с Цимисхием, не смотря на ее неудачный исход, была актом величайшего прославления русской храбрости, для изображения которой византиец Лев Диакон не находит слов. Страшною грозою для тогдашней Западной Европы, как известно, были Норманны; но имя этих разбойников бледнело пред именем наших Руссов. В битве при Каннах, в 1019 году, против Французских Норманнов выставлен был отряд из русских. Один западный летописец, передавая этот факт, между прочим, замечает: «Когда император услыхал, что смелые рыцари напали на его землю, он против Норманнов отправил самых храбрых людей, каких только мог найти». – «В первых трех сражениях, добавляет другой повествователь, Норманны остались победителями, но в четвертой битве, где им пришлось бороться с народом Русским, они были побеждены, обращены в ничто и в бесчисленном количестве отведены в Константинополь...» 85 . Вспомним также известный случай, имевший место в Армении в 1000 году, когда шеститысячный отряд русских, поднявши драку из-за клочка сена, разгромил целую грузинскую армию: «все князья и вассалы тайские, говорит Асохик, выступили против них (Русских) и были побеждены»; в этой битве погибло много знатных лиц 86 . Фока, будучи сам опытным боевым генералом, не мог не знать и не ценить этих высоких боевых качеств тогдашних русских людей и он не был бы византийцем, если бы не сделал попытки отвести от себя эту страшную грозу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Есть основание думать, что с 986 г. по 990 г. включительно, т. е. от поражения Василия II при Сардике до его второго Болгарского похода (991 г.), Болгары оставлены были в полном покое. Их, во-первых, не мог в это время беспокоить Василий II, всецело занятый борьбой сначала с Вардою Фокой, а потом с Владимиром, осадившим Корсунь и превратившимся из союзника в врага; во-вторых, их не мог беспокоить и Владимир, сначала помогавший Василию одновременно, как увидим ниже, в двух пунктах – против В. Фоки и против его кавказских союзников, а потом занявшийся осадой Корсуня. Что в этот промежуток времени Болгарам не угрожала внешняя опасность, это видно из того, что в это именно время они, производя нападения на греческие области 39 , по свидетельству Льва Диакона, захватили, между прочим, город Веррию, который, как свидетельствует Асохик, Василий должен был отнимать у них в 991 г. Вот почему гораздо естественнее будет предположить, что Владимир оказал помощь против Болгар Василию во время этого второго на них похода и что Иоанн Геометр в своем стихотворении имеет в виду тот шеститысячный отряд, который, по словам Асохика, «выпросил царь Василий у царя Рузов в то время, когда он выдал сестру свою замуж за последнего» 40 , т. е. после взятия Корсуня и заключения брачного союза. – Но в данном случае возможна и другая комбинация фактов. Есть основание думать, что поход Василия на Болгар, относимый к 986 г., вызван был сильным движением Болгарского народа, охватившим не только Восточную, но и Западную Болгарию 41 . Василий, основываясь на договоре Цимисхия с Святославом, обратился к Владимиру за помощью. Владимир, согласно с показанием нашей летописи и свода Татищева, в 985 г. двинулся на Дунай, напал на область Западных Болгар и их соседей Сербов, победил их и, заключив мир, возвратился домой. В то же время Василий предпринял поход в Восточную Болгарию, но потерпел поражение при Сардике. Впрочем, ссылка в данном случае на договор Цимисхия с Святославом едва ли может быть признана своевременною.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

43 . Архимандрит Антонин. Заметки XII-XV века, относящиеся к крымскому городу Сугдеи (Судаку), приписанные к греческому Синаксарю//Записки Одесского общества истории и древностей. – 1863. – Т 5. – С. 595–628. 44 . Асохик. Всеобщая история: Пер. Н. Эмина. – М., 1864. 45 . Афанасий Александрийский . Творения. – М., 1902. 46 . Афиногенов Д. Е. Замерзший Босфор и святые иконы. [Вступ. ст., пер. фрагмента рукописи ГИМ. Синод. Греч. 303/Владимир 395 с описанием различных бедствий, случившихся при последнем иконоборческом императоре Феофиле (829842)]//Вестник Московского университета. – Сер. 9. Философия. – М., 1997. – 4. – С. 85–93. 47 . Афонский патерик, или жизнеописание святых, на святой Афонской горе просиявших. – М., 1897. – Ч. 2. – 488 с. 48 . Балазури. Книга завоевания стран: Текст и пер. П. К. Жузе. – Баку, 1927. – 216 с. (Материалы по истории Азербайджана. Вып. 3). 49 . Барвинок В. И. Никифор Влеммид и его сочинения. – К., 1911. 50 . Бартикян Р. М. Источники для изучения истории павликанского движения. – Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1961. – 218 с. 51 . Бартикян Р. М. Петр Сицилийский и его «История павликиан»//ВВ. – 1961. – Т 18. – С. 323–358. 52 . Безобразов П. В. Материалы для истории Византийской империи: Неизданные монастырские уставы//ЖМНП – 1887. – Ч. 254. – С. 65–79. 53 . Бенешевич В. Н. Записки о поставлении русских епископов//Русская Историческая Библиотека. – СПб., 1908. – Т 6. – Прил. 2. – С. 432–436. 54 . Бенешевич В. Н. Сборник памятников по истории церковного права. – СПб, 1915. – Т 1. 55 . Бенешевич В. Н. Тактикон Никона Черногорца... – Вып. 1. – Пг, 1917. 56 . Беседа св. отца нашего Василия Великого против пьянствующих//Христианское чтение. – 1828. – Т 30. – С. 129–138. 57 . Беседа св. отца нашего Василия Великого о том, что не должно прилепляться к житейским вещам//Христианское чтение. – 1832. – Т 45. – С. 1–37. 58 . Беседы (Омилии) Святителя Григория Паламы : Пер. с греч. архимандрит Амвросий (Погодин) . – Монреаль: Изд. Братства преп. Иова Почаевского , 1968. – Т 1. – 255 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Экспонаты музеев Святого Эчмиадзина будут выставлены в Историческом музее на Красной площади 04.03.2016 В течение трех месяцев в Государственном историческом музее на Красной площади в Москве будут выставлены церковные предметы из музеев Святого Эчмиадзина, сообщает директор музеев Эчмиадзина иерей Асохик Карапетян. Официальное открытие выставки под названием « Армения : Легенда бытия» пройдет 10 марта. Она продлится до 13 июня. Впервые широкой российской публике будут представлены около 150 экспонатов из Эчмиадзина, а также музея истории Армении и Хранилища древних рукописей «Матенадаран». Посетители смогут увидеть символ национальной культуры армян – хачкары (камни кресты) датируемые XIII–XV вв, а также уникальный крест с мощами Святого Георгия Победоносца, изготовленный в 1746 году. Будут представлены богослужебные предметы, выполненные в технике чеканки, литья и филиграни, украшенные драгоценными и полудрагоценными камнями и эмалями. Часть экспозиции будут составлять древние рукописи из хранилища «Матенадаран», представляющие духовное и культурное наследие Армении. Это, в том числе, Евангелия и Библии; лекционарии, гимнарии, а также Синаксарий, на миниатюре которого помещено изображение Святого Григория Просветителя. Рукописи украшены высокохудожественными произведениями искусства - неповторимыми миниатюрами . Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 04.03.2016 17:17:31

http://drevo-info.ru/news/20296.html

   001    002    003    004    005    006    007   008