Со времени этого договора прошло уже около 15 лет и прежние отношения между Русью и Византию могли существенно измениться. Обращение Василия за помощью к Владимиру может быть объяснено иначе. У армянского историка Асохика сохранилось следующее любопытное известие, на которое, насколько нам известно, до этого времени не обращали внимания наши исследователи. Под 986 годом Асохик передает следующий факт: «в том же году царь Василий отправил его (митрополита севастийского) в страну Булхаров водворить мир. Булхария просила царя Василия отдать сестру свою замуж за ее царя. Император в сопровождении митрополита отправил (к Булхарам) какую-то женщину из своих подданных, похожую на сестру свою. По прибытии той женщины в землю Булхаров, узнали, кто она, и потому осудили митрополита, как прелюбодее и обманщика: цари булхарские сожгли его, обложив хворостом и соломою: это было сделано двумя братьями Комсадцаг-ами, из которых старший, Арманин родом из дерджанского округа, назывался Самуилом» 42 . Здесь под Комсадиаг-ами следует, конечно, понимать Комитопулов византийских историков, т. е. четырех сыновей комита (боярина) Шишмана, между которыми Самуил был не старшим, как утверждает Асохик, а самым младшим, но за то самым воинственным и властолюбивым. Шишман очень рано получил известность в Болгарии, как вожак национальной партии, враждебно относившейся к старой Аспаруховой династии, симпатизировавшей ненавистному для Болгар византийскому влиянию. Когда дети Петра Симеоновича – Борис и Роман заключены были Цимисхием в Константинополе, в Болгарии не осталось представителей царствовавшей династии и Шишман, как есть основание думать, провозглашен был царем. У него было четыре сына: Давид, Моисей, Арон и Самуил. Честолюбивый и крайне жестокий Самуил очень рано стал проявлять свои властолюбивые замыслы. Есть известие, что он сначала ослепил, а потом убил своего отца, а затем думал было приняться и за старших братьев. Судьба помогла осуществлению его намерений. Два старших брата Давид и Моисей погибли в борьбе за независимость отечества, а третьего Арона он сам потом убил 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во времена Хачика жил знаменитый Григорий Нарекский, ревностный поборник православия и сторонник греков, достойный сын благочестивого Хозроя, епископа Анцеваци, друга известного сюнийского епископа Иакова. Григорий думал убедить своих соотечественников принять халкидонский собор; но закоренелые противники этого собора подняли против Григория народ и произвели такие волнения, что католикос Хачик, сам враг халкидонского собора, созвал собор в г. Ани для суда над Григорием (977). Собор этот разошелся, ничего не решив. Святость Григория Нарекского была настолько очевидна, что собор не дерзнул осудить его. О других сторонниках греческого православия за это время ничего неизвестно. В конце патриаршествования Хачика поднялись горячие споры у армянских богословов с греками из-за разностей в вере. Дело началось с того, что «малодушные пастыри и митрополит севастийский начали притеснять армян за их веру». Митрополит будто бы, «вооружившись жестокостью, начал истязать священников армянских за веру и главных иереев гор. Севастии отправил в железных оковах к царскому двору (т. е. в Константинополь) (986). Прочие же незамечательные священники с двумя епископами Севастии и Лариссы Сионом и Иоаннесом, при старании митрополита, отделившись от союза армян, приняли собор халкидонский. С той поры, – продолжает историк, – было запрещено армянам в городе Севастии чрез звон колокола собираться к молитве до приезда царя Василия в восточную страну. – После того упомянутый митрополит вместе с прочими митрополитами начали писать пространные послания к владыке Хачику, патриарху армянскому». На эти послания армянские ученые богословы писали ответы, «исполненные, как говорит Асохик, сильных доводов». Асохик приводит в своей Истории один из таких ответов. Некоторые позднейшие армянские историки говорят, что католикос Хачик, в виду оскорбительного тона греческих посланий и резких отзывов в них о вероисповедании армян, «пренебрег» отвечать грекам и даже был недоволен, когда его друзья послали ответное письмо столь же резкое и оскорбительное, как и письмо греков. В этих объяснениях сказывается быть может желание выгородить католикоса Хачика, а с ним оффициальную церковь , из неловкого положения, в какое его ставит ответ, приведенный у Асохика. Ответ этот очень длинен 176 , но при всей длинноте и обилии доказательств из святоотеческой литературы не отличается убедительностью. Так как ответ этот характерен, как учение армянской церкви той эпохи, то приведу его в извлечении.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Но показание Асохика в этом случае не заслуживает доверия: под этим годом у него помещены такие события, которые, как увидим ниже, к нему, несомненно, не относились. Почему этот год сделался предметом особого внимания Асохика, понять нетрудно. 17-го августа этого года Василий потерпел вышеупомянутое поражение при Сардине и спасен был от плена, а может быть даже и от смерти, благодаря стойкости армянской пехоты, которая, окружив императора, другою дорогою вывела его в Македонию. Весть об этом подвиге армянского отряда быстро дошла, конечно, до его соотечественников и навсегда сохранилась в памяти Армян; а Асохик, как известно, сам был Армянин. Имея эту прочную дату, Асохик поставил ее центральным пунктом в своих хронологических показаниях и стал группировать около нее факты, точные даты которых ему неизвестны были. Под 986 годом, напр., он поместил начало бунта Варды Фоки, хотя это событие, несомненно, случилось в 987 году, ровно год спустя после сардинского поражения. Но если он мог допустит такой промах по отношению к событию, разыгравшемуся в Каппадокии, следовательно, по соседству с его отечеством, то тем естественнее ему было допустить неточность в отношении к событию, имевшему место в отдаленной Болгарии. Заметим, что факт сожжения Болгарами митрополита севастийского, по показанию самого же Асохика, предшествовал сардикскому поражению. В заключение считаем нужным заметить, что болгарский поход Владимира принес некоторую пользу и Византии. Когда потом византийцам удалось заключить союз с Владимиром, то последний, в качестве недавнего победителя и союзника Болгар, произвел на них дипломатическое давление и, как увидим ниже, остановил на время их наступательное движение против Византии. Куда бы, впрочем, ни относились слова стихотворения Иоанна Геометра , во всяком случае, поход Владимира на Дунайских Болгар представляется не невероятным. Если бы почему-нибудь оказалось, что этот поход не может быть отнесен ни к 985, ни к 991 гг., то его можно отнести к 994 г. В летописных списках древнейших редакций (Лаврент.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Внук Василия I, византийский император Константин VII Багрянородный (945–959 гг.) принял в Константинополе (ок. 957 г.) и содействовал крещению русской княгини св. равноап. Ольги († 969 г.) . При содействии еще одного представителя Македонской династии армянского происхождения, византийского императора Василия II (976–1025 гг.), в 988 г. произошло важнейшее событие древнерусской истории – принятие князем Владимиром крещения и дальнейшая христианизация всей Руси. Накануне, согласно армянскому историку Степаносу Таронскому (Асохик), от императора к русскому князю было направлено посольство во главе с Севастийским митрополитом Феофилактом с просьбой о помощи в подавлении восстания полководца Варды Фоки . Ок. 987 г. князь Владимир направил императору Василию II войско, которое помогло подавить мятеж и затем было направлено на восток Византии – в Армению и Грузию. Асохик упоминает русский отряд «6000 человек пеших, вооруженных копьями и щитами, которых просил царь Василий у царя Рузов в то время, когда он выдал сестру свою замуж за последнего. В это же самое время Рузы уверовали во Христа», – пишет автор . Еще один хронист XI в. Аристакес Ластиверци говорит об огромном войске императора Василия II, «в числе которых находились и рузы», и присоединившиеся к нему армянские азаты («свободные» – представители привилегированных слоев армянского общества) . Следует отметить, что император Василий II и его порфирородная сестра царевна Анна, выданная замуж за князя Владимира, принадлежали к правящей в Византии православной армянской династии, находящейся в составе Византийской Церкви (Константинопольского Патриархата), а не Армянской Церкви (т. е. как пишут исследователи, по происхождению были армяне, а «по вере греки» ). Эту часть армянского народа, оставшегося в единстве и евхаристическом общении со Вселенской Церковью (после того как Армянская Церковь прервала общение с ней, не приняв учение IV Вселенского Халкидонского Собора (451 г.), в науке называют еще термином «армяне-халкидониты» .

http://bogoslov.ru/article/6192720

А митрополит Леон, по мнению автора, был Переяславским митрополитом, автором антилатинского трактата 1070-х годов об опресноках. О том, что в Переяславле была одно время митрополия, упомянуто в «Повести временных лет» под 1089 годом, и средневековый автор, по мнению Н.И. Милютенко, мог сделать вывод, что она помещалась там до 1037 года. Обнаружив, что автором наставления в вере был Михаил, а некий нигде больше не упомянутый митрополит Лев (Леон) обличал латинян, средневековые книжники решили, что они были современниками Святого равноапостольного Владимира 344 . Версию о том, что Иоанн Охридский был главой Русской Православной Церкви, Н.И. Милютенко считает основанной на простом совпадении имён Иоанна Охридского и русского митрополита Иоанна, переносившего при Ярославе мощи святых Бориса и Глеба 345 . В то же время её собственная версия так же основана на совпадении имён и, на наш взгляд, ещё более шаткая, чем с архиепископом Иоанном Охридским. При этом Н.И. Милютенко вполне согласна с версией польского историка Анжея Поппе, согласно которой первым митрополитом русским стал, между 995–997 годами, Феофилакт, бывший митрополит Севасты 346 . Версия основывается на «Церковной истории» Никифора Каллиста (около 1317), в которой упоминается о переводе во времена императора Василия II митрополита Феофилакта из Севасты в Россию. При этом А. Поппе отождествляет Феофилакта с анонимным митрополитом армянской Севасты, о котором писал младший современник событий, армянский историк конца X – начала XI века Степанос Таронский по прозвищу Асохик. В период с марта 986 года по март 987 года безымянный митрополит был отправлен в Болгарию с рискованным дипломатическим поручением: привезти подложную сестру императора Василия II в качестве невесты для кого-то из болгарского правящего дома. Обман раскрылся, и митрополит был сожжён. По мнению А. Поппе, здесь в искажённом виде сохранились воспоминания о поездке Феофилакта с невестой для Владимира на Русь 347 . Предположение, на наш взгляд, слишком поверхностное.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1862). Может быть, к этому же времени, если не к X в., относится и Моисей каганкатуйский, написавший «Историю агван», или албанцев (Париж 1860, Москва 1860 изд. Эмина; перевод Патканова, СПб. 1861)]. В X в. Фома Арцруни написал историю в 5 книгах от Ноя до 936 г. [Константинополь 1852, СПб. 1887 изд. Патканова]. [До более раннего пункта, именно до 925 г., довел в то же время свою историю кафоликос Иоанн VI (Иерусалим 1843, Москва 1853)]. В XI в. Стефан Асохик таронский довел историю до 1004 г. [Париж 1854, СПб. 1885; русск. перевод 1864]. В XII в. пресвитер Самуил анийский явился продолжателем хроники Евсевия кесарийского до 1179 г. [изд. Тер-Микелиан, Вагаршапат 1893]. Церковная историография на западе в новое время Полемическое направление церковной историографии Все эти труды не представляют никакого нового исторического миросозерцания. Их авторы, не мудрствуя лукаво, описывают факты по мере их нарастания и если являются невольными продолжателями Евсевия кесарийского , то просто потому, что до его точки зрения додумывался всякий. Поворот в историографии начинается лишь с реформации; он явился как естественный результат самого ее принципа. Чтобы доказать свое право на существование, оправдать самый факт реформации, протестантские богословы в полемике с католиками должны были настаивать на том, что католическая церковь их времени глубоко испорчена, уклонилась от чистоты своего первоначального типа, – положение, которое само собою напрашивалось на историческое обоснование. Кроме этого отрицательного интереса, был и положительный момент, направлявший лютеран к историческим изысканиям. С точки зрения католиков, протестанты были чистыми новаторами. С этим не могли примириться протестанты уже просто потому, что они исповедовали религию, существующую 16 веков. Естественно было искать исторические связи между первыми веками христианства и эпохою реформации. Эта цель преследуется в небольшом сочинении Матфия Фляция. Catalogus testium veritatis, 1556 г., где доказывается, что никогда, даже в самые темные времена, не оскудевало, не прекращалось преемство людей, не преклонивших колена пред Ваалом, вооружавшихся против папства или в его целом, или в частностях и, следовательно, действовавших в духе протестантства, и таким образом с этой религии снималось ненавистное клеймо новизны, odiosa novitatis nota.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Так как Владимир крестился незадолго до начала переговоров, то могло сложиться впечатление, что именно обращение императора за помощью и сватовство к его сестре были причиной принятия христианства. Так представлено дело у Яхъи Антиохийского и у другого арабского историка, Абу Шоджи, писавшего в конце XI в. 543 Об этом же вскользь упоминает армянский историк, современник событий, Степан Таронский Асохик. 544 Знаменательно, что эти сообщения происходят из земель, которые были опорой восстаний Варды Склира и Варды Фоки. Антиохия была центром территории, подчинявшейся ему как доместику схол Востока, и перешла на сторону законных императоров только через полгода после его гибели в Авидосской битве 989 г. Первое восстание Склира поддерживали армянские Багратиды, князья Тарона, а Давид, куропалатТао, в 988 г. помогал Варде Фоке. Само упоминание о женитьбе русского царя на сестре Василия происходит из рассказа Асохика о том, как император в 1001 г. после смерти Давида явился принять его земли. Князья Тао принесли присягу, но почти все погибли во внезапной стычке с отрядом русов. Разговоры о том, что Василий обещал свою сестру в жены некрещеному варвару, лишь бы спасти трон, циркулировали в кругах, враждебных императору. Византийские источники, «забывающие» о крещении Руси, молчаливо подразумевают, что Василий обращался за помощью к христианину, а не язычнику. Замужество Анны и без того было в высшей степени скандальным. Ее дед Константин VII специально писал о недопустимости браков дочерей Империи с варварами. 545 Его внучку (может быть, сестру Анны) сватал в 967 г. своему сыну и соправителю Оттону II император Западной Римской империи Оттон I и получил оскорбительный отказ от узурпатора Никифора Фоки. 546 Впоследствии супругой Оттона II стала всего лишь племянница следующего императора-узурпатора, Иоанна Цимисхия. Когда же в 995 г. их сын Оттон III посватался к багрянородной племяннице Василия, дочери его брата Константина VIII, ему не ответили прямым отказом, но и не дали согласия. Немецкий хронист Титмар Мерзебургский, современник Владимира, и двадцать лет спустя описывал брак Владимира как коварный увод чужой невесты язычником. 547

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эмина; перевод Патканова, Спб. 1861)]. В X в. Фома Арцруни написал историю в 5 книгах от Ноя до 936 г. [Константинополь 1852, Спб. 1887 изд. Патканова]. [До более раннего пункта, именно до 925 г., довел в то же время свою историю кафоликос Иоанн VI(Uepycaлuм 1843, Москва 1853)]. В XI в. Стефан Асохик таронский довел историю до 1004 г. [Париж 1854, Спб. 1885; русск. перевод 1864]. В XII в. пресвитер Самуил анийский явился продолжателем хроники Евсевия кесарийского до 1179 г. [изд. Тер–Микелиан, Вагаршапат 1893]. IV. Разделение церковной истории на периоды. Церковная история обыкновенно начинается указанием тех отделов, на которые факты сами собой распадаются. Но в указании самих отделов между историками существуют разногласия. Собственно говоря, всякое деление на периоды является насильственным в ходе исторических событий и имеет лишь дидактическое значение. Общественная жизнь есть такое сложное явление,что деление, удачное по отношению к одному порядку явлений, оказывается неудобным по отношению к другому: событие, составляющее эпоху в одном порядке явлений, имеет весьма малое значение в другом. Кроме того, деление осложняется еще тем, что для многих сторон церковной жизни нельзя указать событий, их определяющих. Поэтому приходится не искать узлов, захватывающих все стороны церковной жизни, а взять какие–нибудь средние величины. Такие величины могут быть находимы: 1) во внутренней стороне жизни церкви, и 2) во внешней, в истории взаимоотношений между церковью и государством. Если удастся показать удовлетворительные узлы по отношению к этим сторонам, то деление может быть произведено с успехом. Если принять, что основою деления на периоды должно служить событие, вносящее в жизнь новые начала, то всю историю можно разделить лишь на два отдела: до реформации и после реформации, на историю древне–среднюю и новую. Единственным событием, которое, можно сказать, внесло новый принцип в церковно–историческую жизнь, должно считать появление протестантства. На место древнего церковного строя, полагавшего в основу подчинение верующих церкви и спасавшего посредством церковных учреждений (таинств), реформация ставит верующих в непосредственное отношение ко Христу и вера здесь занимает первое место; понятие «церковь» отступает на задний план, является возможность рассуждать о невидимой церкви; понятие о церкви упрощается, иерархия совершенно уничтожается: протестантских пасторов смешно сравнивать с православными или католическими священниками, так как они не более ни менее, как богословски образованные миряне, избираемые приходом или общиной (Gemeinde) без всяких церковных посвящений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

220–227; примечание бар. Ровена к переводу Дестуниса «Персидских войн» Прокопия, b. р. 1, 20, примеч. 14, стр. 281–283. 839 О близком знакомстве Хосрова с христианством и непосредственном интересе к нему сохранил свидетельство Иоанн Эфесский, 6, 20 р. 247–248. На востоке ходило сказание, будто Хосров перед самой смертью принял крещение, втайне от магов. Его занесли в свои повествования Иоанн Эфесский и Себеос (стр. 30). 841 Evagr. 5, 7; Johan. Ephes. 2, 18–2, p. 2 60–64. Армянский историк Асохик сохранил не только имя вождя, но и точную дату события: взятие Двина Варданом произошло 30 марта 571 года. 579 Иоанн был родом из селения Сирима в округе Кинегии, входившем в территорию Антиохии. Evagr. 4, 38. 580 Ib. 4, 40. – Эта проповедь была предназначена к публикации, но смерть Юсти­ниана сделала это излишним, с. 41. Михаил Сириец сохранил письмо к Юстиниану от собора 195 епископов, соб­равшихся в Антиохии, где им был объявлен эдикт императора о нетленности тела Христова. Епископы отказались принять его и в очень ученой форме изложили свои аргументы. Вероятно, редакция ответа принадлежит Анастасию. Mich. Syr. IX 34, p. 273–281. 849 Theoph. Byz. с. 4, p. 271 – утверждает, что у Хосрова было 40 тысяч конницы и 100 тысяч пехоты. 853 Феофан Византийский, в противоречии с другими источниками, дает другое имя вождю, посланному на смену Маркиана. Он называет его Феодором, сыном Юстиниана, по прозвищу Циром, Τζριν. Theoph. Byz. с. 4, p. 271 М. 854 Вероятно, то был сын того Архелая, который действовал с Велизарием в Африке. – Иоанн Эфесский объясняет причину гнева Юстина тем, что Маркиан не казнил Мундара. 858 Аммиан Марцеллин 3, 85 (27, 12, 3) дает сведения об этой крепости, которую называет Агабана. Прокопий поминает о ссылке в «Замок Забвения» царя Кавада, которому удалось, однако, бежать оттуда при помощи жены (b. р. 1, 6). Феофилакт Симокатта знает ее под именем Гелигерд. 861 Johan. Biclar. s. a. Just. VII–mo; Justinus imperator gravi infirmitate concutitur, quae infirmités ab allis qnidem cerebri motio, ab aliis daemonum vexatio putabatur.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

С. 1181). Другими достоверными сведениями о биографии Григора Нарекаци мы не располагаем. 1079 Впрочем, имя певца и писателя Григора не упоминается историком–современником: в то самое время, когда Асохик заканчивал свою «Всеобщую историю», Григор только что сочинил и опубликовал свою «Книгу скорбных песнопений», которая его и прославила. Творчество св. Григора Нарекаци приходится на то время, когда в целом завершилась борьба с огнепоклонничеством и исламом, а значительная часть армян усвоила основные христианские идеи и представления: о Боге, грехе, покаянии, рае и аде, о земной и загробной жизни и др. Время Нарекаци – эпоха доминирования идей суетности мира и жизни, когда «жизнь этого мира считали тенью». Борьба души с телом и умерщвление плоти нашли свое практическое воплощение в суровой монастырской и отшельнической жизни. За предыдущие столетия в Армении было построено множество монастырей, но именно в 10 в. их число существенно возросло. К числу новых монастырей относятся Камрджадзор в Аршарунике, Оромос и Дпреванк в Шираке, Хладзор в Дерджане. Хндзуц в Карине, Цахацкар в Вайоц–Дзоре, Нарекский монастырь в Рштунике и др. Из упомянутых многочисленных монастырей заслуживает особого внимания Нарекский монастырь и настоятель его Анания Нарекаци. Он написал также книги против секты тондракийцев и других ересей». Анания занимался литературой, писал толкования и речи, дошли до нас его трактат «Корень веры, что против диофизитов» и «Книга исповедания». В его школе учились Григор Нарекаци и Ухтанес, который именуется «епископом Севастии». 1080 Gregoire de Narek. Fragments du Livre des lamentations/Poemes arm6niens anciens et modemes. Paris, 1902. P. 47–52; Gregory of Narek H Armenian legends and poems. London, 1917. P. 113; Armenian poems. Boston, 1896. P. 115 (2–е изд.: Boston, 1917. P. 115); Gregory of Narek/Trans, by Y.–R. Armenia. Boston. 1907. 3–7; Discorso panegirico alia Beatissima Vergine Maria scritto da S. Gregorio da Naregh, dottore delia chiesa armena/Trad, in lingua itallana dai Padri della Congr.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008