4) А нашему смирению на строение церковное и на всякия необходимыя нужнейшия потребы не оставлено нисколько, в чем есть в доме самая нужда и многое неисиравление. 5) А по именному его императорского величества указу при бытности Стефана митрополита подрядом в Санкт-Петербурге на Васильевском острову из нашего дому начат строить каменной дом, а достроить нечем. И что б всемилостивейшим вашим указом повелено было достроить из домовой нашей денежной казны. 6) А в прошлом 723-м году в помянутом городе ПереславльРязанском на соборной церкви от воли Божеской бурею сломало главы и кровлю, а построить оных глав стало нечем же. 7)Да в бытность же преосвященного Стефана митрополита в Санкт-Петербург в разных годах по его архиерейскому указу забрано из московского и из рязанского домов моления, святые иконы и печатные церковные книги и домовая ризница, медная и оловянная я прочая всякая рухлядь, и по отъезде его из Санкт-Петербурга оставлено все тамо. 8)А по смерти его, Стефана митрополита, в Санкт-Петербургском его древяном доме по его императорского величества указу из святейшего синода все описано и собрано в кладовую келью, где и доныне замкнуто и запечатано, и ключи и печать в святейшем синоде взято. 9) Так же и килейные его архиерейские вещи и всякая рухлядь в санкт-петербургском и в московском доме описано, замкнуто и запечатано ж, в том числе иное и казенное есть, и две панагии, и о вышепомянутом о всем в святейшем правительствующем синоде поданы доношении, а указу о том не учинено. 10) Того ради вашего всепресветлейшего державнейшего величества превысокой ко мне милости я, дненощный ваш богомолец, припадающе прошу, дабы вашего величества милостивым именным указом повелено было вышепомянутую домовую денежную казну на строение церковное и на совершение в Санкт-Петербург на Васильевском острову каменного нашего дому и на всякия домовыя необходимыя и протчия нужнейшия потребы, также в Санкт-Петербург святыя иконы и печатные церковные книги и домовую ризницу и прочую казенную медную и оловянную посуду и всякую рухледь, распечатав, отдать в дом нашего смирения по-прежнему, и о том вашего всепресветлейшего величества послать указ в святейший правительствующий синод.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Намерение архиерея учредить в городе Воронеже духовные учебные заведения подтверждается и архивными материалами. Так, в 1744 году «школьники» Р. Свицеров и Ф. Рубцов показали в “сказках”, что епископ Вениамин привез их из Вятки в Воронеж. Из других деяний Вениамина известно, что в начале 1743 года он издал указ о том, чтобы на вакантные настоятельские места выбирать братии «первых людей благонравных» и представлять епископу немедленно. Архиерей планировал вместо духовного приказа во главе с приходским попом, в деятельности которого он “усмотрел непорядки”, учредить консисторию в составе двух архимандритов. Он оштрафовал настоятелей трех монастырей за нарушение распоряжения Синода, и вообще, судя по приведенным фактам, представлял собой строгого, опытного и энергичного пастыря. 28 марта 1743 года еп. Вениамин скончался от горячки. Он завещал лучшее платье оставить его преемнику на поминовение души, а посуду, коляски и лошадей (которые были приведены в Воронеж из Хлынова) отдать в архиерейский дом. До погребения, состоявшегося 7 июня в присутствии митрополита Белгородского Антония (Черновского) (+ 1748), на обеды, раздачу духовенству, нищим, заключенным было истрачено 606 рублей. На месте его погребения в Благовещенском соборе был воздвигнут памятник в виде тумбы, весь украшенный надписями. После епископа остались две бриллиантовые панагии (одна «большая» с портретом Елизаветы), меха лисиц, рысей, куниц и барсов. В Воронежском архиерейском доме долго хранился портрет епископа Вениамина, изображавший рослого человека со смуглым лицом “греческого типа” и приятными чертами. По словам Платона Любарского , он “был архиерей праводушен, чистосердечен, щедр, любящий чистоту, возможное как в доме, так и в церкви благолепие и согласное пение, телом статен, громогласен, гостепримен и хотя сам был мало учен, однако ученых любил”. Архимандрит Димитрий (Самбикин) добавляет, что “он был образованнейшим человеком того времени, он любил просвещение”. О языковых способностях Вениамина свидетельствовала немалая библиотека – более 80 книг (из них 27 – на русском языке, остальные – на английском, немецком, французском, голландском, итальянском, польском, латыни). Кроме богословской литературы, в библиотеке епископа имелись также словари, атласы, произведения античных авторов (Теренций, Цицерон). Указом Синода от 2 августа 1744 года предписывалось новому епископу Феофилакту книгам “учинить достоверную оценку” и оставить в архиерейском доме для семинарии. Меха были отосланы в Синод, панагии взяты в Кабинет Ее Величества.

http://drevo-info.ru/articles/13492.html

Еще 28 мая 1750 г. Св. Синод требовал от Канцелярии С. Э. Правления известия об убылых монашеских порциях и разные монастыри ему доносили 444 . Но затем, указом 5 июля 1753 г. 445 , Синод потребовал от Канцелярии подробных сведений следующего содержания: 1) при вступлении Канцелярии С. Э. Правления в ведомство сколько было денежной казны и другого движимого и недвижимого имущества; 2) после, т.е. с 1744 по 1753 гг., по сколько ежегодно было всяких доходов; 3) на что и по каким указам они расходовались и сколько в 1753 г. осталось; 4) особенно что касается синодальных вотчин и приписных к синодальному дому монастырей; 5) по сколько положено с синодальных вотчин окладных и неокладных доходов, хлеба и проч. и какие с крестьян требуются работы; 6) имеются ли в тех вотчинах конские заводы и какие и сколько в них лошадей; 7) при синодальном доме сколько имеется мастеровых и какое им положено жалованье и откуда; 8) сколько положено денежных и хлебных доходов с архиерейских домов и монастырей и были ли заопределенные доходы; 9) исполнен ли синодальный указ 20 октября 1744 г. об экономическом смотрении, и если нет – почему? Канцелярия ответила лишь на 8 пункт и замолчала. Между тем, упомянутые сведения были необходимы, потому что вновь обострился вопрос о распределении в монастыри отставных военных и, в связи с этим, общий вопрос о штатах и, наконец, волнение крестьян достигало огромных размеров и безпокоило не только Синод, но и Сенат, Кабинет и даже Императрицу. Правда, по определению Синода от 20 декабря 1753 г., Именным В. указом 31 декабря 1753 г. было уничтожено различие между определенными и заопределенными вотчинами и даже сам термин «заопределенный» изъят из употребления 446 , что доказывало, по-видимому, сознание Синодом твердости вотчинных прав духовенства, тем не менее гроза неизбежно надвигалась, почему 25 августа 1754 г. Синод новым указом спрашивал Канцелярию С. Э. Правления, скоро ли будут присланы ведомости, потребованные 5 июля 1753 г.? Канцелярия ответила на первые три пункта и опять умолкла 447 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

2) И по оному именному указу отец его производил и печатал с нынешним арифметической, геометрической и тригонометрической наук профессором Леонтьем Магницким и сперва на печатном дворе книги: арифметику и логарифмы, а потом и у себя в доме многие картины и глобусы, и ландкарты, и календари неисходимые, такожде и другие разные листы и книги медными досками и набором, полагая в том усердные труды своей охотой и производя то в действо своим коштом без жалованья. NB. Прочие пункты не относятся к нашей цели. 23. Выписка, учиненная Мон. Приказом в 1723 г , о денежных и хлебных доходах, собиравшихся в нем с вотчин его ведомства, кроме государственных сборов. Из д. 1723 г. 6. «В Монастырском Приказе выписано: В архиерейских и в монастырских и в церковных вотчинах по переписным книгам 186 года, кроме домовых, синодальных и епархий Новгородской, Псковской, Сибирской и Астраханской, о которых в Монастырском Приказе известия не имеется, 107,777 дворов. С тех вотчин надлежит быть в сборе денежных доходов, опричь государственных, уравнительных с дворцовыми и шляхетскими крестьяны, положенных по табелю 710 году сборов: Драгунам на жалованье (которые набираны по именному Его Императорского Величества указу в Монастырском Приказе в прошлом 706 году из монастырских служителей и разночинцев и определены в Каргопольской полк) по 11 алтын по 4 деньги, – 37916 рублей 26 алтын 3 д. На корм драгунским лошадям по гривне – 10738 р. 18 алт. 4 д. Итого табельных по 15 алтын с двора – 48655 р. 11 алт. 5 д. Сверх табеля, повсегодных на платеж за пустоту, что сбиралось в Александрову слободу по 5 денег, да в госпитальной дом на покупку цветов и на наем работным людям по 2 д , итого по 7 д. с двора, которые сбираются с городов Московской губернии – 1904 р. 11 алт. 4 д. Да с тех же архиерейских домов и монастырей, кроме маловотчинных монастырей, сбирается, сверх дворового числа, доходов по крестьянским тяглым жеребьям за столовые запасы и за казенные и конюшенные поборы и за дрова и за отдаточные пустоши и за другие вотчинные угодья, по окладу оброчных по 78493 р. по 25 алт. по 4 д.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Большей частью церковно-археологический музей находится в губернском городе и представляет собой труд какого-нибудь ревностного преподавателя Семинарии, Гимназии и пр., интересующегося церковной стариной, который за свой счет и риск —350— собирает предметы церковной старины, вышедшие из употребления. Епархиальное начальство, симпатиями которого он должен заручиться для продуктивности своего дела, дает ему обычно помещение при Семинарии, Консистории, архиерейском доме. Обыкновенно отводится какое-нибудь ненужное помещение: темная тесная комната, лишний коридор, угол при ризнице, не стесняются и сырым подвалом под церковью. В очень редких случаях церковно-археологические собрания помещаются в особых удобных и приспособленных зданиях. В г. Туле церковные древности собраны в верхнем этаже особого дома на архиерейском дворе, но большую опасность представляет то обстоятельство, что нижний этаж, строго говоря, жилой, и, следовательно, не исключена возможность пожара. Обычный тип помещений – это комната, заброшенная куда-нибудь в зад: таково, например, помещение музея при Московской Духовной Академии. С января 1892 года последний занимает северо-восточное отделение актового зала Академии. Нет нужды много говорить обо всех неудобствах этого помещения, отделенного перегородкой – стеной от жилых комнат Ректорских покоев: пожар может передаться и академическому музею; очень неудобен и вход в него через темный узкий коридорчик за лестницей из нижнего этажа. Освещения электрического (Академические строения освещаются электрической энергией) в музее нет, керосиновое же и стеариновое не допускается не только в заграничных, но и русских древнехранилищах. Такая случайность музейного помещения вполне отвечает и вообще условному существованию церковно-археологических собраний. Со всех сторон, на заседаниях секции слышались рассказы и замечания о том, как часто повсюду можно наблюдать угрозы музеям. Известны случаи, когда епархии лишают драгоценные коллекции занимаемых ими жалких помещений, и сокровища искусства, церковного творчества гибнут в сырых подвалах и погребах, пока случайность не выселит из музейного помещения певчих или не даст нового места.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—158— 1875 г. стоящем 1875 г., с января по 1-е мая, 157 р. 48 к., в чем имеются его собственноручные расписки. Сверх сего, он получил, как мне достоверно известно, от покойного сына своего, за несколько дней до его кончины, тысячу рублей. – Наконец, я не только не слышал от Архимандрита Феоктиста никакой жалобы на его стесненное положение, напротив, при посещении мною его келии 22 числа сего июня, в присутствии невестки его, т. е. жены сына его Василия Надеждина, и ее брата-офицера, а также эконома Архиерейского дома, я слышал от него отзыв, который он повторил неоднократно, что он совершенно доволен своим положением. Таким образом из вышеизложенного нетрудно усмотреть, что сведения, дошедшие до Вашего Превосходительства относительно стеснительного и бедственного будто бы положения отца покойного Преосвященного Нектария, не только не верны, но и недобросовестны. 2) Что касается до имущества, завещанного покойным Архиепископом Нектарием брату его Василию Надеждину, то журнальным определением Консистории, 26-го минувшего мая мною утвержденным, постановлено передать оное Надеждину чрез Мирового Судью 4-го участка г. Харькова, согласно требованию закона, о чем 3-го июня и объявлено ему, Надеждину, с выдачей ему копии с описи имущества». 20-го ч. писал я во Владимир Преосвященному Иакову. Епископу Муромскому: «Усерднейше благодарю Вас за Ваше братское приветствие и ваши благожелания для меня на новой кафедре. Благодарение Господу, я довольно уже ознакомился со своей новой доброй паствой. С 28-го мая и по 17-е сего июня я путешествовал по епархии и твердо убедился в искренней преданности православию и примерной религиозности Украинского народонаселения. Везде, и особенно в тех местах, где давно не было архиерейского посещения, простой народ встречал меня с необыкновенным усердием. Весьма радушно принимали меня и помещики, коих здесь очень много. Что скажу Вам относительно свечного завода. При здешнем архиерейском доме действительно существовал свеч- —159— 1875 г. ной завод, но он закрыт моим предместником к крайнему моему удовольствию. Польза от этого завода была очень незначительна, а хлопот и забот было весьма много. Право на открытие вновь свечного завода передано духовенству, но оно до сих пор еще не воспользовалось, да едва ли и воспользуется этим правом. После статьи о. Протоиерея Ключарева 2660 , помещенной в «Московских Епархиальных Ведомостях», следует, по моему мнению, оставить духовенству всякую мысль о свечных заводах и подобных им коммерческих операциях».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Она с радостью согласилась исполнить Божье повеление о ней”.    В 1923 году ссыльный епископ Уфимский Андрей тайно постриг отца Валентина в монашество, дав ему, новое имя — Лука, в честь евангелиста и апостола Луки, который по преданию был иконописцем и врачом. На съезде туркестанское духовенство, зная высокую духовную жизнь Войно-Ясенецкого, избрало его на Ташкентскую Архиерейскую кафедру.    31 мая 1923 года под Самаркандом два ссыльных Архиерея совершают над ним архиерейскую хиротонию. Патриарх Тихон утвердил и признал законной хиротонию. Вскоре последовали арест и ссылка в город Енисейск. В ссылке Владыка активно занимается врачебной деятельностью. Позже Владыка Лука вспоминал, что, находясь в ссылке в Енисейске в просторном доме, в котором совершались богослужения, он неожиданно встретил незнакомого старика- монаха, который, увидев его “точно остолбенел”.    Владыка Лука спросил: “Почему ты так остолбенел, увидев меня?”    — Как же не остолбенеть?! Десять лет тому назад я видел сон... Мне снилось, что я в Божьем храме и неведомый архиерей рукополагает меня в иеромонаха. Сейчас, когда вы вошли, я увидел этого архиерея, – ответил монах.    “Монах сделал мне земной поклон, и за Литургией я рукоположил его во иеромонаха. Десять лет тому назад, когда он видел меня, я был земским хирургом в Переславле-Залесском. А у Бога в то время я уже был епископом... Так неисповедимы пути Господни”, – вспоминал Владыка Лука.    В 1926 году Владыка Лука вновь возвращается в Ташкент. После первых же удачно проведённых операций, весть о талантливом хирурге молниеносно пронеслась по всей округе. На врача, читающего молитвы перед каждой операцией, говорящего, что Бог его руками исцеляет больных, стали писать доносы. В награду за бескорыстное служение народу, власти отправили Владыку ещё севернее: в Туруханск, затем Красноярск, позже в заполярный поселок Плахино. 1926 год тяжело больной Владыка возвращается из ссылки и приступает к работе. Однако в 1930 году последовал новый арест. Тяжелый год, проведенный в тюрьме, спровоцировал новые болезни (склероз аорты, кардиосклероз, расширение сердца, сердечная декомпенсация, отеки). После тюрьмы последовала ссылка в Котлас, а затем в Архангельск. В 1933 году, после освобождения, Владыке пришлось работать в Андижане, здесь он заболел тропической лихорадкой, осложнившейся отслойкой сетчатки левого глаза. После двух неудачных операции последовала полная потеря зрения на левый глаз.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Из прилагаемых при сем двух ведомостей изволите увидеть и микроскопический размер штатного положения для архиерейского дома и микроскопический размер выделенных ему угодий в пособие штатному положению. При таковых средствах оказывается решительною невозможностию содержание самого епископа, содержание в особенности эконома, духовника, иеромонахов и прочих чинов собственно дома, каковые должны быть монашествующие, также содержание секретаря и чиновников Консистории, которой делопроизводство никак не менее делопроизводства губернских правлений. Кафедральный протоиерей и прочие лица белого духовенства, как имеющие сверх жалования содержание от своих приходов, в существовании обеспечены. Будучи убежден, что Ваше сиятельство желаете существования Кавказской епархии, я счел долгом моим представить воззрению Вашему настоящее состояние средств ее к существованию, единственно с тою целию, чтоб Вы изволили иметь о сем предмете полное и ясное понятие. Позвольте мне, всмотревшись более в дела, взойти к Вашему сиятельству с покорнейшим представлением об обеспечении содержания архиерейского дома. Ныне летом надеюсь лично представиться Вашему сиятельству, и, узнав взгляд Вашего сиятельства на этот предмет, с одной стороны, а с другой, ознакомившись со способами к обеспечению, я полагаю возможным для меня изложить пред Вами дело со всею отчетливостию. Призывая на Вас обильное благословение Неба с чувствами отличного уважения» и проч. Одновременно с этим письмом епископ начал переписку о замене штатных служителей при доме деньгами. Переписка эта велась исключительно с гражданским ведомством, и по крайней умеренности требований епископа о замене каждого рабочего платою дому по 40 рублей за человека в год, дело это было окончено с полным успехом. Представление об этом князя наместника было высочайше утверждено, и служители заменены денежным взносом в 1760 рублей серебром в год. Плата эта начала производиться с февраля месяца 1859 года. При отъезде епископа Игнатия из С. – Петербурга обер-прокурор Синода граф А. П. Толстой неоднократно повторял ему обещание, что и ему, по примеру его предместников, будут выдаваться 1000 рублей серебром в вспоможение к 285 рублям жалованья, определенного по штату. По приезде в Ставрополь, хотя епископ неоднократно писал, напоминал и просил об отпуске этого обещанного пособия, представляя и крайне скудные средства кафедры, и неустройство ее, и местную дороговизну на все жизненные потребности, и болезненность свою, но все эти напоминания были тщетны. Очевидно, что вопреки благорасположению к нему митрополита Григория, он был злорадно предан скорби и лишениям через интриги канцелярии синодальной. Подтверждение этого видим и из следующей переписки по поводу устройства помещения для жительства епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

«Помните главное: сохраните веру!» Ответы митрополита Тихона на вопросы студентов I курса Псково-Печерской духовной семинарии 2 октября 2023 года студенты I курса Псково-Печерской духовной семинарии встретились с митрополитом Псковским и Порховским Тихоном . Владыка принимал гостей в доме наместника за чаепитием в тёплой обстановке. Студенты задали множество вопросов о священстве, монашестве, браке, пастырском служении, учёбе и студенческой жизни. А Владыка обстоятельно и терпеливо ответил на все вопросы. ЛИЧНЫЕ ВОПРОСЫ МИТРОПОЛИТУ ТИХОНУ Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) Пожелание самому себе — Владыка, что бы вы посоветовали себе двадцатилетнему? — Научиться системно усваивать информацию. Погрузиться в учебу — системно, а не легкомысленно или беспечно. Второе — посоветовал бы себе заняться физкультурой и привыкнуть к тому, чтобы это стало ежедневной потребностью. Это для работоспособности на будущее. Третье — начать учиться молиться с помощью священников и чтения святых отцов. Четвёртое — начать подбирать себе молитвенное правило, в том числе (что очень важно!), с Иисусовой молитвой, которая со временем станет постоянным состоянием твоей души. Помните: «Аз сплю, а сердце мое бдит» (Песн., 5:2)? И «непрестанно молитесь» (Фес., 5:17), чтобы нащупать первую ступень к непрестанной молитве. Ещё бы посоветовал сам себе и вам научиться жить по расписанию. Тайм-менеджмент — Как вы планируете время? Имея такие обязанности, успеваете даже книги писать! Если становится совсем тяжело и слишком много дел, я навалю на себя ещё несколько — Я абсолютно не планирую время. У меня откладывание на следующий день — мое, к сожалению, нажитое за многие годы качество. У нас вообще мобилизационное сознание. Приходит время — всё бросаешь и накидываешься на дело. Но у меня есть один секрет: если становится совсем тяжело и слишком много дел, я навалю на себя ещё несколько. Тогда все движется удивительным образом. Самое сложное в архиерейском служении — Владыка, что было самым сложным в вашем архиерейском служении?

http://pravoslavie.ru/156554.html

С совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Высокопреосвященства покорнейший слуга Никанор, митрополит Новгородский и С.-Петербургский. 32. Семь писем от важнейших лиц, писанные в 1855 и 1856 годах, в том числе некоторые от имени Государя Императора, с признательностью за участие. принятое в войсках, квартирующих в Вильне 1) От князя Вас. Андр. Долгорукова. С.-Петербург, 29 марта 1855 г. Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь. Главнокомандующий гвардейским и гренадерским корпусами сообщил мне, для всеподданнейшего Государю Императору доклада, что во время говения 2-го батальона л.-гв. Финляндского полка при архиерейском загородном Тринопольском доме, Ваше Высокопреосвященство изволили поместить г-д офицеров в собственном доме и половину роты в принадлежащем к нему здании, а в день принятия святых таин предложили нижним чинам угощение. Его Императорское Величество, с особенным удовольствием выслушав это отношение генерал-адъютанта графа Ридигера, изволил поручить мне изъявить Вашему Высокопреосвященству душевную благодарность за это новое доказательство постоянно оказываемого Вами расположения к защитникам отечества. Поставляя себе приятнейшим долгом исполнить эту Монаршую волю, я, поручая себя архипастырским молитвам Вашим, покорнейше прошу принять уверение в совершенном почтении и преданности, с коими честь инею быть Вашего Высокопреосвященства покорнейшим слугою князь Василий Долгоруков. 2) От Сергия Павлов. Сумарокова, 13 апреля 1855 г. за 2084. Ваше Высокопреосвященство! Радушие, оказанное Вашим Высокопреосвященством во время говенья двух рот л.-гв. Финляндского полка в загородном доме Вашем, Тринополе, было повергнуто на Всемилостивейшее воззрение Государя Императора, и ныне г-н военный министр, от 29 минувшего марта за 3226, сообщил главнокомандующему гвардейскими и гренадерским корпусами, что Его Императорское Величество Высочайше повелеть соизволил изъявить Вашему Высокопреосвященству душевную Его Величества признательность за новое доказательство постоянно оказываемого Вами расположения к защитникам, отечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010