Но когда Иисус, выслушав все обвинения, пожелал дать надлежащий ответ архиерею, один из архиерейских слуг ударил Его по щеке — «един от предстоящих слуг удари в ланиту Иисуса» (Ин. 18:22). Где были тогда молнии небесные, что не сожгли в тот же час пребеззаконную десницу! Как не разверзлась земля, чтобы живым пожрать этого кощунственного служителя! Однако долготерпеливый Иисус удовольствовался только тем, что обличил его словом упрека: «Аще зле глаголах, свидетелствуй о зле; аще ли добре, что Мя биеши?» (Ин. 18:23). Отчего Иисус Христос, получая так много ударов по лицу и заплеваний — ударов, которые совершенно обезобразили Божественный лик Спасителя, все терпел и молчал? Отчего в претории Пилатовой, при столь многих уязвлениях, от которых вся плоть Его была растерзана, Он терпел и молчал? Отчего при распятии, во время невыносимых страданий Его на Голгофе, вне Иерусалима, Он так же терпел и молчал? А здесь, в доме архиерея Анны, Он и одного удара молча стерпеть не пожелал? Причины понятны: там, в претории Пилатовой, в доме светских людей, там оскорбления и презрение Он терпеливо сносил. Вне святого града Иерусалима, т. е. вне христианства в стране неверных и нечестивых, Он всякие поношения также терпеливо сносит. Но можно ли было подвергаться заушениям, презрению, порицанию в доме архиерея, который должен был питать особенное уважение к Нему, и на глазах архиерея, который должен бы пролить всю кровь за честь Христову, но который ни слова не произносит по неведению или по нерадению? И вот Христос, все переносящий в молчании, этого вынести не хочет. Может быть, об этом–то Он и говорит: «Прискорбна есть душа Моя до смерти». Два архиерея были судьями Иисусу: Анна и Каиафа. Когда Иисус говорит и ответствует, это оказывается неугодным Анне, и тот велит Его заушать. Когда Иисус молчит, ничего не говорит, это оказывается неугодным Каиафе, который Его заклинает и принуждает говорить: «Заклинаю Тя Богом Живым, да речеши нам, аще Ты еси Христос, Сын Божий» (Мф. 26:63). Что же должно было делать Христу с такими архиереями? Если говорит, осуждают как виновного, а молчит — Его принимают за безумца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Последние уроки Государя-отца С 8 марта 1917 г. Царская Семья находилась под арестом в Царском Селе, а 1 августа была отправлена в ссылку в Тобольск, где находилась в заключении в доме губернатора. Здесь Государю удалось осуществить мечту о том, чтобы самому заняться воспитанием сына. Он давал уроки Цесаревичу в мрачном доме в Тобольске. Уроки продолжались в нищете и убожестве екатеринбургского заточения, куда императорскую семью перевезли весной 1918 г. Жизнь Царской Семьи в доме инженера Н.К. Ипатьева была подчинена строгому тюремному режиму: изоляция от внешнего мира, скудный продовольственный паек, часовая прогулка, обыски, враждебность стражи. Еще в Тобольске Алексей упал с лестницы и получил тяжелые ушибы, после которых долго не мог ходить, а в Екатеринбурге его болезнь сильно обострилась. В трагическое время семью объединяла общая молитва, вера, надежда и терпение. Алексей всегда присутствовал на богослужении, сидя в кресле, у изголовья его кровати висело множество иконок на золотой цепочке, которая впоследствии была похищена охранниками. Находясь в окружении недругов, узники обращались к духовной литературе, укрепляли себя примерами Спасителя и св. мучеников, готовились к мученической кончине. Цесаревич Алексей не дожил до своего четырнадцатилетия нескольких недель. В ночь на 17 июля 1918 г. он был убит вместе с родителями и сестрами в подвале Ипатьевского дома. В 1996 г. Синодальная Комиссия по канонизации святых под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) нашла «возможным поставить вопрос о причислении к лику святых страстотерпцев... царевича Алексия». Канонизация св. страстотерпца Цесаревича Алексия состоялась на Архиерейском Соборе в августе 2000 г. Рейтинг: 8.7 Голосов: 568 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии р.Б. Алла 17 июля 2017, 12:19 Святые Царственные страстотерпцы, молите Бога о нас грешных и о возрождении Православной РОССИИ! вера 17 февраля 2016, 18:45 Мир им . они все в раю. тамара 17 июля 2015, 22:41

http://pravoslavie.ru/49784.html

Св. Синод постановил содержать лишь 3601 чел. военных и жен их, ради которых только и назначены, якобы, Высочайшим указом синодальные богадельни. И содержать их в 100 наличных богадельнях, на ремонт которых ничего свыше 2000 руб. не тратить 747 . В 1764 г. по Генеральной Ведомости Счетной Экспедиции было на лицо: в Моисеевском женском монастыре 1 игуменья, 59 монахинь и 24 белицы, всего 84 чел., а в богадельнях – отставных и других мужчин 2187, женщин 2016 чел., всех вместе 4287 чел., из которых ежедневно на наличное число выплачивалось игуменье и десяти монахиням и белицам по 2 коп., мужчинам по 1 коп., а женщинам по 1 деньге (по 1/2 коп.). На них вместе с инвалидами выходило в год 73610 руб. 30 1/4 коп. 748 . Раздачей кормовых денег ведал нарочный комиссар, получавший годовое жалованье от доходов с заопределенных вотчин по 15 руб. и 15 четвертей хлеба 749 . В заведывании Коллегии Экономии находились также епархиальные богадельни при архиерейских домах, от которых они и получали жалованье. Так, в Смоленском Госпитале при Смоленском архиерейском доме помещались в 1730 г. 106 чел. на содержании по 1 коп. в день без хлеба 750 , которое выдавалось им неаккуратно, потому что, как объясняли в епархии, недоставало остаточных доходов, так что даже, несмотря на побуждения со стороны Сената 751 и жалобы последнему нищих 752 , Св. Синод и его учреждения не соглашались расходовать на Смоленских нищих доходы с заопределенных вотчин 753 . 10 января 1728 г. Коллегия Экономии только дала свое согласие на выдачу с 1727 г. и впредь хлебного жалованья 20 нищим Владимирской Патриаршей богадельни, которым почему-то была прекращена выдача с 1709 г. 754 . C. Московская Славяно-Греко-Латинская Академия На содержание Московской Славяно-Греко-Латинской Академии по окладным книгам Коллегии Экономии полагалось 4450 руб. Академия, основанная в 1685 г., по учреждении Монастырского Приказа была поручена его заботам 755 , а от него преемственно перешла в ведение Камер-Конторы и Коллегии Экономии. Последняя отпускала из своих доходов помянутые средства, заботилась о зданиях Академии и судила возникавшие среди академистов проступки. Академия имеет уже своего историка в лице С. Смирнова , написавшего «Историю Московской Славяно-Греко-Латинской Академии» (Москва 1855 г.) по архивным материалам и наши документы не сообщают никаких особенно новых и существенных сведений, так что даже в вопросе о средствах Академии и проч. отсылаем читателя к работе С. Смирнова 756 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Таким образом, указанные выше ассигнования на архиерейские дома не являлись архиерейскими окладами, но предназначались на жалованье всем служащим, вплоть до последнего певчего хора и истопника 125 , хотя распределялись крайне неравномерно. Размеры ассигнований по штатам после пересчета их на серебро в 1839 г. до церковных реформ Александра II не изменялись. Только в западных епархиях с 1842 г. штаты пересмотрели и финансирование их значительно увеличили, уравняв с отпусками на содержание штатов католических епархий 126 . По мнению современников, денежное жалованье полностью покрывало нужды лишь небольшой группы архиереев, управлявших первоклассными и западными епархиями 127 . Из последних в епархиях второго класса – Литовской, Могилевской, Минской, Подольской – архиерейские оклады достигали 4000 руб. серебром, а на свиту певчих и служителей при архиерейском доме отводилось по 2973 руб. В третьеклассных Полоцкой и Волынской епархиях они равнялись соответственно 3200 и 2778 руб. Викарные епископы получали по 1300 руб. жалованья и 700 руб. на свиту. Совсем иная картина открывается нам при взгляде на Великороссию и Сибирь, где сохранялись оклады еще 1764 г.: в епархиях второго класса архиерею отпускали 914 руб., а на 94 человека свиты, певчих и прислуги – 1671–1960 руб.; в епархиях третьего класса – архиерею 743 руб. и на 55–80 штатных служащих – 1268– 1580 руб. Среди последних деньги распределялись следующим образом. В епархиях второго класса эконом получал 17 руб. 31 коп., духовник и ризничий – по 6 руб. 58 коп., 2 иеромонаха и 2 иеродиакона – по 6 руб. 90 коп., копиист при казначее – 11 руб. 43 коп. чашник – 5 руб. 75 коп., 2 келейника – по 3 руб. 48 коп. и т. д. На певческий архиерейский хор из 24 человек смета отводила 686 руб. 16 коп. Очень скромные суммы предусматривались на ремонт соборной и домовой церквей, дома-резиденции архиерея и на ризницу. В епархиях третьего класса эти ассигнования были еще меньше: эконому – 14 руб. 31 коп., копиисту при казначее – 10 руб. 2 коп., на такой же по численности хор – 576 руб. 76 коп. и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. Прилежно смотреть, чтобы все православные христиане неленостно посещали церкви, в церкви стояли благоговейно, соблюдали посты, ежегодно бывали у исповеди и святого причастия «и прочих церковных святынь сподоблялися», правильно изображали крестное знамение, жили «благочестно, чисто, трезвенно и беззазорно, по закону христианского благочестия», в особенности же священники и причетники чтобы не ходили в кабаки и не предавались пьянству, а виновных, кто бы они ни были, «смирять довольно» и подвергать штрафу: в первый раз по полтине, во второй по рублю и в третей по 2 рубля 8 алтын и 2 деньги. 3. Следить за правильным ходом семейной жизни: чтобы «всякого чина люди женилися и посягали правильно», не в родстве и не беззаконно; если бы в каком доме оказался незаконнорожденный младенец, или беременная девушка или вдова, такие дома велеть священникам очищать молитвою, производить расследование и виновных в беззаконном сожительстве «смирять, бить плетьми нещадно и править на них пени по 2 рубля 8 алтын 2 деньги на человеке», а отцам их духовным велеть наставлять их, чтобы впредь подобных бесчинств не допускали; если бы приживили в незаконном сожительстве детей вдовы и девицы оказались в нищете живущими и не имеющими своих домов, таковым на пропитание брать у тех, с кем прижили детей; если бы оказались незаконные браки, писать о них, «также и о всех выше объявленных делах», митрополиту. 4. «Церковных противников», то есть раскольников, если бы где оказались, отсылать в Новгород в Архиерейский Разряд. 5. Жалобы священно-церковно-служителей друг на друга или мирских людей на священно-церковно-служителей «во всяких духовных делах и в обидах и в прочих ссорах» рассматривать и чинить расправу, руководствуясь церковными правилами и государственными законами; в спорах и важнейших случаях отсылать дело в Новгород в Архиерейский Разряд. 6. Взыскивать по судным делам положенные пошлины 79 , записывать их, как и штрафные деньги, в особые книги и ежегодно отсылать в Новгород в Митрополичий Разряд.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

от костромского губернатора С. С. Ланского обер-прокурору Синода кн. П. С. Мещерскому с выпиской из частного письма из Воронежа: «…у нашего Преосвященного в доме есть портреты Митро[фана] и Задонского Тихона, монах, который приставлен к лампадам, которые горят пред портретами, взошел ночью, чтобы посмотреть, каково оне горят, подошедши поближе, он видит, что Митроф[ан] под своим портретом сидит, а Тихон под своим…» (РГИА. Ф. 797. Оп. 3. Д. 10253. Л. 18-18 об.). Впоследствии ранний оригинал в числе др. изображений епархиальных архиереев находился в покоях Воронежского архиерейского дома. В кон. XIX в. оба портрета-образца, принадлежавший Быкову и созданный Шевцовым, оказались в диаконнике и жертвеннике Благовещенского собора Митрофанова мон-ря в Воронеже: «В алтаре Благовещенского собора, в отделении для ризницы, висит «портрет» Св. Митрофана, написанный на полотне, мерою в длину 15 вер[шков], в ширину 11 вер[шков]… Святитель изображен в схимнической одежде без архиерейской мантии; портрет этот сильно попортился от времени. С сего-то, вероятно, портрета не решался писать образа Святителя художник Шевцов… В отделении для жертвенника хранится образ Святителя, писанный, по преданию, сим художником Ив. Влад. Шевцовым по видению во сне. Как лик Святителя, так и одежды изображены в общем сходно с портретом: Святитель изображен в схиме, но с крестом на груди и «завещанием»... в руке» ( Поликарпов. 1900. С. 254-255). Т. о., на обоих портретах святитель был представлен в облачении схимника: на «быковском» - с панагией на груди, на «шевцовском» - с наперсным крестом и книгой в руке, где были написаны выдержки из Духовного завещания М. Оба варианта не могли копировать прижизненный портрет, поскольку святитель принял схиму незадолго до смерти. Оба протографа скорее всего утрачены. В нач. XX в. одно из авторских повторений «шевцовского» образца находилось в покоях Воронежского архиерейского дома (опубл.: Воронежская старина. Воронеж, 1904. Вып. 4. Ил. на вкл.; см. также: Житие св.

http://pravenc.ru/text/2563404.html

Пребываю, впрочем, к вам благосклонный Иустин, епископ Пермский и Екатеринбургский». Обозревши средства семинарии 64 , перейдем теперь к тому, на что и как они расходовались. Прежде всего скажем о помещении для семинарии. Дом, подаренный канцеляристом Медведевым для помещения семинарии на первый раз, как уже мы имели случай заметить, был неудобен. Поэтому, когда число учеников сделалось больше и порядок семинарский вполне установился, а между тем помещение при таких условиях оказалось весьма неудовлетворительным, – семинарское правление вынужденным нашлось озаботиться о приобретении помещения более просторного и приличного. В следствие этого куплен был у поверенных княгини Голицыной деревянный на каменном фундаменте дом с двумя флигелями и службами. Заплачено было за него 2500 рублей. Но как такой суммы в семинарии не оказалось, то 2000 руб. было заимствовано из так называемой Вятской суммы, присланной на строение Кафедрального собора 65 . Вновь купленный дом находился во второй части города Перми в монастырской улице в смежности с огородным местом архиерейского дома, – там, где ныне стоит Консистория. Земли под оным значилось в длину по улице архиерейского дома от огородной улицы в северо-восточную сторону 90 сажен, а в ширину от улицы в северную сторону по реке Каме 43 саж., всего 3870 квадратных сажен. Летом следующего 1808 года, по мысли Преосвященного, устроены были в новокупленном доме помещения для столовой, кухни, хлебни и чулана. К сожалению, один из флигелей семинарского дома в 1804 г. сгорел и нужно было истратить не мало денег на постройку нового корпуса 66 . Между тем дом, подаренный Медведевым, в котором, как кажется, помещались учителя, все более ветшал и семинарское правление в марте 1807 года просило у Преосвященного разрешения разобрать его и годный из него лес употребить на разные поделки. Преосвященному, как видно, казался недостаточным для помещения всего нужного Голицынский дом с флигелями и потому предварительно сломки старого дома он заботился о постройке на место его другого помещения. Вследствие этого на репорт семинарского правления о сломке Медведевского дома он предписывал Консистории: «Консистория имеет нам представить, сколько осталось семинарской суммы до настоящего времени и смотря на остаток денег казенных и других, также на количество собранных от доброхотных дателей, имеет нам представить мнение, можно ли начать строить в семинарии для учителей и для семинарского правления покои, и сверх сего, если деньги и место позволит, – покой, в котором бы диспуты отправлять было можно». Но надобно полагать, что по соображении семинарской суммы и потребностей семинарии, средств для исполнения предприятия Преосвященного не оказалось, потому что дальнейшего хода это дело не имело, а дом, подаренный Медведевым, в том же году был сломан, и самое место, где он стоял, было продано за 200 руб. Берг-инспектору Томилову.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он назначил ему срок выезда не далее трёх суток по объявлении Указа, о чём приказал Консистории взять с него особую подписку и немедленно же приготовить донесение Св. Синоду, в котором собственноручно обозначил день выбытия из Уфы – 4 числом Декабря, и сам же рассчитал прогонные ему деньги на 1.248½ вёрст на шесть лошадей по 1 коп. асс. на лошадь – всего в количестве 74 руб. 99 коп. асс. Впрочем, такой краткий и неотложный срок не был затруднителен для Архимандрита Филарета собственно по части сборов к отъезду: вся укладка имущества потребовала не более двух мешков, из коих один был наполнен учебными тетрадями и несколькими книгами. Но крайнее затруднение было для Филарета в том, что он никак не мог, по скорости отъезда, получить прогонные деньги из Казённой Палаты, а о своих собственных деньгах нечего было и помышлять. Потому архимандрит Филарет дал доверенность на получение денег из Казённой Палаты доброму знакомому священнику г. Уфы Троицкой Церкви Андрею Семёнову, который и получил их уже в Январе 1811 г., а деньги на проезд взял Филарет взаймы у своих родственников. При этом же помог ему прежде упоминавшийся г. Ломоносов отчасти деньгами, а главнее всего он дал Филарету свою хорошую тёплую кибитку и хороший тулуп; – родные тоже снабдили его нужными для дороги вещами и провизией. О личном состоянии Филарета и проводах прощальных в доме родственников мы скажем в следующей главе. Настоящее же изложение мы закончим сведением о том, – как поступал Преосв. Августин, когда сам получил увольнение на покой в Ноябре 1818 г. Об этом мы встретили в делах Консистории следующий документ 160 . «Эконом архиерейского дома иеромонах Никодим вошёл с доношением в Консисторию такого содержания: «По прекращении производства жалованья преосвященному Августину, со времени получения Указа об его увольнении, не только находящиеся при его особе три служителя, но и сам Преосв. Епископ Августин в продолжение двух месяцев – Декабря и Января не имел насущного пропитания и проводил болезненную свою жизнь через продажу необходимо нужной своей собственности и помещается доныне (по 4 Февраля), по неимению жалованья и услуги, в одной тесной в холодной келье, и не пользуется от Оренбургского архиерейского дома никаким пособием.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Путь моей жизни. Преподаватель семинарии (1895) В большом волнении шел я по Никитской улице от архиерейского дома к семинарии, направляясь впервые на службу… Я возвращался монахом, преподавателем греческого языка, в ту самую семинарию, где протекли годы моего отрочества и ранней юности. Меня тревожила неизвестность. Как примет меня учительская корпорация? Как встретят ученики? Как в клобуке и в рясе я войду в класс? Семинаристы ожидали моего появления с нетерпением. Одни присутствовали на моем постриге; другие о нем слышали; многих просто интересовало посмотреть на нового учителя. К своим обязанностям я относился добросовестно. Вне семинарии (я жил по-прежнему в архиерейском доме) я замыкался в своей келье и усердно готовился к урокам. Изредка меня навещал мой духовник отец Илларион. Он приносил мне аскетические книги, поучал монашеству, рассказывая что-нибудь из прошлого епархии или из жизни архиерейского дома. Мы пили чай и в беседах приятно проводили время. Однако досуга у меня оставалось очень мало: я был занят сутра до ночи. Преподавание, подготовка уроков, чтение… Работы у меня было столько, что я иногда ложился спать в два часа ночи. Но это было хорошо: у меня не оставалось времени ни для мечтаний, ни для воспоминаний. В мае в семинарии начались экзамены. Помню экзамен греческого языка в 3-м классе. Ассистентом у меня был инспектор (бывший преподаватель греческого языка). Ученики разбирали речи Демосфена. Вдруг открылась дверь — и вошел архиерей. Преподаватели боялись его как огня. Успехи или неудачи учеников отражались на их педагогической ситуации. Я понял, что мне предстоит экзамен. По окончании экзаменов все стали разъезжаться на каникулы, а я решил остаться в Туле. Ну, думаю, теперь на досуге займусь своим внутренним миром… Но меня неудержимо потянуло в родную академию, к архимандриту Антонию, к старым профессорам, к товарищам, к их веселому, жизнерадостному монашеству…  — и я попросил у архиерея позволения уехать туда. Было еще одно важное обстоятельство, побуждавшее меня к этой поездке. Нашего ректора архимандрита Антония переводили на ту же должность в Казанскую духовную академию, мне хотелось повидать его…

http://pravoslavie.ru/3396.html

С 12 июля 1890 года - епископ Чигиринский , вик. Киевской епархии. С 19 декабря 1892 года - епископ Могилевский и Мстиславский , вик. Киевской епархии. С 17 июля 1893 года - епископ Тульский и Белевский . При поступлении своем на Тульскую кафедру преосвященный Ириней начал " усовершенствовать по Киевским образцам " богослужебные порядки, обращая наибольшее внимание на церковное чтение и по преимуществу пение. К участию в этом деле он призвал и духовно-учебные и церковноприходские школы, вменив им в обязанность приготовлять хороших чтецов и певцов в храме. С 2 ноября 1896 года - епископ Подольский и Брацлавский . С 1898 г. почетный член Казанской духовной академии . С 29 марта 1900 года - епископ Екатеринбургский и Ирбитский . В Екатеринбурге владыка обращал особое внимание начальствующих лиц в духовно-учебных заведениях на надлежащую постановку церковного пения, на ознакомление учащихся с древними церковными напевами, с церковным уставом. При нем преобразована школа, открытая с 1897 года при архиерейском доме для псаломщиков во второклассную церковно-приходскую с трехгодичным курсом и с специальными курсами церковного устава и церковного пения. С особенной любовью в Екатеринбурге владыка насаждал и умножал рассадники народного просвещения, особенно школы для девочек - будущих матерей семейств и воспитательниц грядущих поколений. С 28 марта 1902 года - епископ Орловский и Севский . За время пребывания в Орле епископ Ириней продолжил многие благие начинания своих предшественников. Более всего обращал внимание на проповедничество, необходимость непрестанного жизненного учительства паствы, что подтверждал собственным живым словом с церковной кафедры. У духовенства интересовался, что читают, у их жен — чему и как учат детей, особенно обращал внимание на обучение рукоделию. При своей крайне скромной жизни Владыка делал много добра тайно. Особое внимание уделял улучшению работы древлехранилища и пополнению его церковными древностями. Скончался 10 апреля 1904 года внезапно от паралича сердца и был похоронен у южной стены в Успенском храме на Архиерейском подворье.

http://drevo-info.ru/articles/13363.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010