Это решение не предотвратило раскол, т. к. не учитывало личных амбиций Киевского митр. Филарета (Денисенко) и председателя Верховной рады Украины Л. М. Кравчука. В нояб. 1991 г. митр. Филарет созвал собор Украинской Православной Церкви, принявший определение с требованием полной автокефалии. 31 марта 1992 г. в Москве начал работу экстренный Архиерейский Собор, на к-ром укр. церковная ситуация подверглась детальному обсуждению. К. выступил с сообщением, в котором информировал членов Собора о намерении ряда укр. архиереев обратиться к К-польскому патриарху с просьбой о предоставлении автокефалии Украинской Церкви. «У нашей Церкви есть расхождение с Константинополем в понимании того, как предоставляется автокефалия. Вместе с нами весь негреческий мир считает, что автокефалию дает Мать-Церковь. Константинополь и некоторые греческие Церкви считают, что только он может предоставить автокефалию. На этом противоречии возникает соблазн продвинуть дело автокефалии через Константинополь». К. сообщил, что К-польская Патриархия заверила, что предоставление автокефалии УПЦ будет возможно только при условии согласия на это Московского Патриархата (ЖМП. 1992. 8. С. 7). Твердая позиция патриарха Алексия и епископата РПЦ, отвергших просьбу об автокефалии, и осознание того, что др. правосл. Церкви не поддержат раскол, отрезвили большую часть укр. архиереев: они заявили об отказе от своей подписи под требованием автокефалии, подписанном, как выяснилось, на Соборе под страхом прещений со стороны митр. Филарета и репрессий со стороны светских властей Украины. Хроника Собора сохранила описание наиболее острого момента в его развитии: 2 апр. в 1.45 ночи, когда дискуссия об автокефалии приняла особую остроту, митр. Филарет со словами: «На таком Соборе мне делать нечего»,- поднялся и направился к выходу. За ним встали 2 укр. епископа. В этот момент раздался решительный голос К., который предупредил, что действия укр. архиереев ведут Церковь к расколу. Все трое, включая митр. Филарета, вернулись на свои места. Патриарх Алексий поставил вопрос об отставке митр. Филарета, что было поддержано большинством Архиерейского Собора. Филарет дал слово архиерея, что не будет чинить никаких препятствий свободному волеизъявлению Украинской Церкви при избрании ее первоиерарха. Митр. Филарет целовал крест и Евангелие, чтобы подтвердить истинность своих обещаний (ЖМП. 1992. 7. С. 4-11). Однако он выставил условием своего ухода проведение выборов нового митрополита Киевского в Киеве, а не в Москве. С этим не был согласен К., сказавший, что, общаясь с укр. епископатом, «понял, что большая его часть испытывает страх пред владыкой Филаретом» (Там же. 8. С. 7). Поэтому, для того чтобы волеизъявление Украинской Церкви по вопросу о ее предстоятеле было свободным, этот вопрос должен решаться не в Киеве, а в Москве. Однако Собор поверил митр. Филарету, а патриарх Алексий от лица епископата даже выразил Филарету благодарность за жертву, приносимую ради Церкви.

http://pravenc.ru/text/Патриархом ...

За свою не очень долгую священническую жизнь А. создал удивительную духовную общину в миру. Сам А. и его община, впосл. возглавленная его сыном - свящ. Сергием Мечёвым , привлекли и объединили многих замечательных людей - священников и мирян. Одна из немногих, эта община выдержала времена самых страшных гонений и воспитала новое поколение ревностных служителей Церкви и благочестивых церковных людей, восприявших дух подлинной, благодатной христ. жизни, к-рой научал старец. А. обладал благодатными дарами прозорливости и чудотворений, многократно засвидетельствованных современниками. А. прославлен Архиерейским Собором 2000 г. Лит.: Отец Алексей Мечев: Воспоминания [разных лиц]. Письма. Проповеди. П., 1970, 1989р; Храм Николая Чудотворца в Кленниках. М., 1991. (Моск. приходской сб.; Вып. 1); Иулиания, мон. (М. Н. Соколова). Жизнеописание московского старца отца Алексея Мечева. М., 1992, 19992; Московский Батюшка: Восп. об о. Алексее Мечеве/Сост. Г. Дурасов. М., 1994; Арсений (Жадановский), еп. Воспоминания. М., 1995. С. 14-31; Добровольский А. Рассказы о старце Алексее Мечеве, о чудесах, им совершенных, и о других чудесах; [Ровинский К., свящ.] Беседы старого священника. М., 1995. С. 196-212; «Пастырь добрый»: Жизнь и труды моск. старца прот. Алексия Мечева/Сост. С. Фомин. М., 1997; Флоренский П., свящ. Рассуждения на случай кончины о. Алексея Мечева//Священник Павел Флоренский. Соч.: В 4 т. М., 1996. Т. 2. С. 597-620; он же. Отец Алексей Мечев//Там же. С. 621-627. Прот. Владимир Воробьёв Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Иванович Виноградов (1884-1942), прот., сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе Московских Святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Михайлович Цицеров (1884 - -1939), прот., сщмч. (пам. 27 авг., в Соборе Биробиджанских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/64634.html

По окончании учёбы вернулся на родину. Был назначен преподавателем духовной семинарии в Призрене. Пробыв там в 1966–1967 учебном году, перешёл в семинарию Кркского монастыря. 18 ноября 1967 года епископом Далматинским Стефаном был пострижен в монашество, на следующий день в Боснийском Брахове состоялась его хиротония во иеродиакона, а 2 марта 1969 года в Кистанье – во иеромонаха. Одновременно он исполнял обязанности преподавателя, главного воспитателя семинарии и заведующего семинарской и монастырской библиотекой, нёс приходское служение в селе Биовичко, а затем в Кистанье. По назначению Священного Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви состоял членом Комиссии по передаче священных церковных предметов, экспроприированных во время Второй мировой войны и находившихся в Историческом музее и других культурных учреждениях в Загребе. Участвовал во встречах Комиссии Всемирного Совета Церквей по межцерковной помощи, состоявшейся 4 декабря 1967 года в Белграде. Принимал участие в международных конференциях. 21 мая 1977 года решением Священного Архиерейского Собора был избран епископом Лепавинским, Патриаршим викарием. Хиротония состоялась 31 июля 1977 года. В том же году назначен временным управляющим Загребско-Люблянской митрополией. С 1982 года – митрополит Загребско-Люблянский. В 1982–1992 годах представлял Сербскую Церковь в Женеве по вопросам межцерковной помощи. В 1982–1985 годы был администратором Славонской епархии. С июля 1989 года замещал престарелого Патриарха Сербского Германа.  председательствовал на Архиерейском Соборе в Печской Патриархии в 1990 году, когда состоялось избрание Патриарха Сербского Павла. Решением Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви от 20 мая 1992 года был избран председателем Епископского совета Сербской Церкви в Хорватии. В этом качестве подписал с председателем правительства Хорватии Ивицей Рачаном Договор об отношениях Сербской Православной Церкви с правительством республики Хорватии. После решения Архиерейского Собора 1994 года о расширении юрисдикции Загребско-Люблянской епархии на территорию Италии, в связи с чем его титул был изменён на «Загребско-Люблянский и всей Италии»; в конце июля 1994 года принял на себя духовное попечение о сербских приходах в Триесте, Риме, Виченце и Милане.

http://pravmir.ru/2014-poteri-goda/

В 1989 году был возведен в сан архимандрита и назначен членом епархиального совета Симферопольской епархии и благочинным Старокрымского округа. 23 ноября 1990 года был избран епископом Симферопольским и Крымским . 1 декабря во Владимирском кафедральном соборе города Киева состоялось его наречение, а 2 декабря 1990 года - хиротония во епископа , которую возглавил митрополит Киевский и всей Украины Филарет . Это было первое архиерейское рукоположение в Украинской Православной Церкви после её воссоздания. В Крымской епархии организовал двухгодичные курсы катехизаторов . 27-28 мая 1992 года принял участие в Архиерейском Соборе в Харькове . 27 июля 1992 года в связи с учреждением новой Запорожской епархии был назначен её правящим архиереем. Возглавлял епархиальный миссионерский отдел, двух годичные катехизаторские курсы, был главным редактором журнала " Запорожье православное " . К Пасхе 1997 года был возведен в сан архиепископа . По его благословению были подготовлены материалы для канонизации священномученика Сергия (Зверева) . 14 апреля 2009 года почислен на покой по состоянию здоровья c выражением благодарности за понесенные труды. Местом его пребывания был назначен город Запорожье , содержание архиепископа было возложено на Запорожское епархиальное управление. Скончался 1 декабря 2022 года, на 91-м году жизни. Василий (Златолинский), архиеп. Запорожский. Награды Церковные: Светские: Сочинения Использованные материалы   По патриаршей Православной энциклопедии - Зл о толинский.   День ангела - 28 февраля .    " Воспоминания о харьковском соборе 1992 года архиепископа Василия (Златолинского) " , портал Украинской Православной Церкви Православная Жизнь,   По другим данным - 20 июня Редакция текста от: 02.12.2022 05:55:32 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны. " ВАСИЛИЙ (ЗЛАТОЛИНСКИЙ) " еще можно поискать: полнотекстовый поиск в Древе: Google

http://drevo-info.ru/articles/9912.html

В нач. 1992 г. Киевский митр. Филарет при поддержке правительства Украины пытался добиться отделения Украинской Церкви от Московского Патриархата, против чего решительно выступила подавляющая часть духовенства и мирян. В связи с отказом митр. Филарета, вопреки данным им на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 31 марта - 5 апр. 1992 г. клятвенным обязательствам сложить свои полномочия 21 мая, Синод РПЦ поручил Н. как старейшему по хиротонии среди укр. архиереев провести Архиерейский Собор УПЦ. Тогда же Синод возложил на него управление Украинской Церковью до выборов нового предстоятеля. В это время Н. направил митр. Филарету телеграмму с просьбой не идти на новый раскол, приведя исторические примеры послушания святителей Иоанна Златоуста и Афанасия, к-рые смиренно удалялись с Патриаршей кафедры в К-поле, поставив благополучие Церкви выше личных амбиций. Ответа на эту телеграмму не последовало. Во время телефонного разговора с Н. митр. Филарет угрожал ему и др. архиереям физической расправой: «Вас побьют камнями, вы ног не унесете из Киева». Поскольку действительно существовала угроза нападения на участников Архиерейского Собора со стороны поддерживавших митр. Филарета националистических групп, Н. принял решение о проведении Собора в Харькове. Харьковский Архиерейский Собор УПЦ под председательством Н. открылся 27 мая 1992 г. в здании епархиального управления в Покровском мон-ре. Во время соборных заседаний Н. неск. раз звонили по телефону из гос. структур Украины и требовали учитывать их рекомендации, но он не поддался давлению, заявив, что Собор будет самостоятельно решать церковные дела. Харьковский Собор, в к-ром участвовали 18 из 21 архиерея Украинской Церкви, принял решение о смещении митр. Филарета с должности предстоятеля УПЦ и о запрещении его в священнослужении в связи с раскольнической деятельностью. После этого Собор приступил к выборам нового главы Украинской Церкви. Н. снял свою кандидатуру, выдвинутую др. архиереями на пост предстоятеля, чтобы сразу пресечь возможные обвинения в организации Собора в целях личной выгоды. Тайным голосованием (16 голосов из 18) митрополитом Киевским и всея Украины был избран Ростовский и Новочеркасский митр. Владимир (Сабодан), находившийся в это время на богословской конференции в Финляндии. 11 июня того же года решения Харьковского Архиерейского Собора УПЦ были утверждены Архиерейским Собором РПЦ.

http://pravenc.ru/text/2565594.html

Воскресение Христово 1992 года Святейший Патриарх назвал «первой Пасхой в свободной от тоталитарного режима России». Улицы и площади столицы и других российских городов были украшены плакатами с пасхальными поздравлениями. На Пасху в Кремле впервые после 75 лет молчания звонили в колокола Ивана Великого. Во второй день Пасхи Господней Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в Успенском соборе, вновь ставшем Патриаршим. 11 июня Архиерейский Собор под председательством Святейшего Патриарха, в тяжких церковных преступлениях, Собор постановил извергнуть из сана митрополита Киевского Филарета (Денисенко) и епископа Почаевского Иакова (Панчука) 15 ноября 1992 года состоялось подписание соглашения между Московской Патриархией и Министерством культуры Российской Федерации о совместном использовании храмов Московского Кремля и собора Василия Блаженного. Этим соглашением предусматривалось совершение богослужений в этих храмах, Крестных ходов в Кремле и на Красной площади. 600-летие со дня кончины преподобного Сергия Радонежского. Политический кризис в России. Узнав о событиях в Москве, Святейший Патриарх, находившийся тогда на праздновании 200-летия Православия в Америке, срочно прервал визит и вернулся на родину. В Даниловом монастыре при посредничестве Священноначалия Русской Православной Церкви состоялись переговоры представителей противоборствующих сторон, однако, соглашения не было достигнуто. 29 ноября –2 декабря в Свято-Даниловом монастыре прошел Архиерейский Собор. К лику святых причислены святитель Филарет Московский (Дроздов) и канонизованы священномученики протоиерей Иоанн Кочуров и протопресвитер Александр Хотовицкий. Архиерейский Собор восстановил миссионерскую структуру Церкви, принял решение о необходимости приступить к всестороннему развитию духовного просвещения народа Божия, важной частью которого является восстановление приходской жизни во всей ее полноте. Созданы Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями и Миссионерский отдел.

http://pravmir.ru/sluzhenie-patriarxa-al...

  Для водворения мира церковного Патриарх Алексий II отправил 4 февраля телеграмму митрополиту Филарету с просьбой «воздержаться от любых канонических прещений» до предстоящего 18–19 февраля заседания Священного Синода Русской Церкви. На это митрополит Филарет дерзко ответил Патриарху в телеграмме от 17 февраля: «Прошу Ваше Святейшество и Священный Синод Русской Православной Церкви не принимать никаких постановлений, касающихся внутренней жизни Украинской Православной Церкви».   17 февраля 1992 г. от митрополита Филарета в адрес Святейшего Патриарха поступила еще одна телеграмма, в которой он заявил о том, что не приедет на заседание Синода по причине болезни. Перед заседанием Синода Святейший Патриарх Алексий получил также открытое письмо Совета по делам религий при Кабинете министров Украины, в котором Совет настаивал на предоставлении УПЦ автокефалии.   Священный Синод РПЦ, заседавший 18–19 февраля 1992 г., выступил с «Посланием Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви митрополиту Киевскому и всея Украины Филарету и епископату Украинской Православной Церкви», в котором говорилось, что Синод передает поднятый Собором УПЦ вопрос Архиерейскому Собору, который должен был пройти в период с 31 марта по 4 апреля.   На заседании Синода было заявлено, что в случае активизации действий митрополита Филарета, направленных на получение автокефалии Украинской Церкви в неканоническом русле, РПЦ не оставит своих верных чад, а примет их в свою непосредственную юрисдикцию. Так развивались события вокруг вопроса об автокефалии накануне Архиерейского Собора.   Начало дискуссии на Архиерейском Соборе о целесообразности дарования автокефалии УПЦ положил доклад, с которым выступил митрополит Филарет. Он продолжал отстаивать линию на достижение полной независимости Украинской Церкви, митрополит Киевский по-прежнему обосновывал необходимость предоставления УПЦ автокефалии политическими событиями: распадом СССР и образованием независимого Украинского государства.

http://patriarchia.ru/db/text/417596.htm...

1. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в день интронизации в Богоявленском патриаршем соборе 10 июня 1990 года. – 1990, 9, 20; повторно напечатана 1994, 2, 52. 2. Приветствие Священного Синода Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II . (Данилов монастырь, воскресенье 10 июня 1990 года). – 1990, 9, 22. 3. Ответное слово Святейшего Патриарха Алексия II на приветствие Священного Синода и поздравления гостей на приеме в Его честь в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре 10 июня 1990 года. – 1990, 9, 24. 4. Избрание и интронизация Святейшего Патриарх Московского и всея Руси Алексия II. – 1990, 9, 28. 5. Биография Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – 1990, 9, 40. 6. Поздравления Святейшему Патриарху Алексию II. – 1990, 11, 2. 3441. ДЕНЬ тезоименитства Святейшего Патриарха Алексия II. – 1991, 6, 14. 3442. БЕЛАВЕНЕЦ С. Годовщина интронизации Святейшего Патриарха Алексия II. – 1991, 10, 16. 3443. СЛОВО Святейшего Патриарха Алексия II, сказанное после Божественной литургии 10 июня 1991 года, в первую годовщину интронизации. – 1991, 10, 17. 3444. 30-ЛЕТИЕ архиерейской хиротонии Святейшего Патриарха Алексия II. – 1991, 12, 16. 3445. РЕЧЬ Блаженнейшего Архиепископа Кипрского Хризостома на церемонии награждения Золотым орденом святого апостола Варнавы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 10 мая 1992 года. – 1992, 8, XVI. 3446. ВТОРАЯ годовщина интронизации Святейшего Патриарха Алексия II. – 1992, 9, 4. 3447. К 65-ЛЕТИЮ Святейшего Патриарха Алексия II: 1. Поздрвления (от сотрудников Издательского отдела) Его Святейшеству Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II в связи с 65-летием со дня рождения, 23 февраля 1994 года. – 1994, 2, 2. 2. Ко дню тезоименитства Предстоятеля Русской Православной Церкви. – 1994, 2, 6. 3. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Жизнеописание. – 1994, 2, 41. 4. Слово архимандрита Алексия (Ридигера) при наречении во епископа. (Таллиннский Александро-Невский собор, 2 сентября 1961 года). – 1994, 2, 49.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1979-1983 годах преподавал литургику в Одесской духовной семинарии; с 1983 года продолжил пастырское служение в Покровской церкви Шахтёрска. В 1987 году возведён в сан архимандрита. В 1988 году назначен настоятелем Александро-Невского храма в городе Славянске Донецкой области. С марта 1990 года исполнял обязанности благочинного 4-го Славянского округа. По избрании Синодом Украинского экзархата, 20 июля 1990 года Священным Синодом Русской Православной Церкви ему определено быть епископом Симферопольским и Крымским. 2 августа 1990 года был хиротонисан во епископа Симферопольского и Крымского. Хиротонию во Владимирском кафедральном соборе Киева возглавил митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко). 27-28 мая 1992 года был участником Харьковского Архиерейского собора, избравшего нового предстоятеля Украинской Православной Церкви. 11 июня 1992 года определением Синода Белорусского экзархата и 17 июля того же года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви назначен правящим архиереем Полоцкой епархии. 16 сентября 1992 года постановлением Священного Синода Украинской Православной Церкви освобождён от управления Днепропетровской епархией с правом перехода в Белорусский экзархат. 26 сентября того же года вступил в управление Полоцкой епархией с титулом «Полоцкий и Глубокский». При нём была завершена реконструкция здания Полоцкого епархиального управления, возобновлён выпуск «Полоцких епархиальных ведомостей». Особой заботой архиерея было возрождение монашеской жизни в Евфросиниевом Полоцком женском монастыре, где им было налажено совершение уставных богослужений и начаты реставрационные работы Евфросиниевского храма в Полоцке. 28 декабря 1996 года освобождён от управления Полоцкой епархией и почислен за штат с пребыванием в Муромском Преображенском мужском монастыре Владимирской епархии. По причине ухудшения здоровья поселился в городе Жлобине, где с разрешения правящего архиерея Гомельской епархии регулярно служил в близлежащих храмах. Епископ Глеба был кандидатом богословия.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/09/ta...

28 окт. 1929 г. В. был арестован, заключен в Бутырскую тюрьму в Москве, обвинен в «антисоветской агитации» и религ. работе с молодежью. По постановлению особого совещания при Коллегии ОГПУ от 20 нояб. 1929 г. приговорен к заключению в СЛОН, но ввиду того, что навигация была уже закрыта, оставлен до весны в лагере в Кеми, где заболел сыпным тифом. В санчасти ему сделали укол и внесли инфекцию - началась гангрена, в результате к-рой мученик скончался. В. был похоронен в Кеми, могила утрачена. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г . Арх.: ЦА ФСБ РФ. Д. Р-41202; Архив ПСТБИ. Ф. Надеждиных. Лит.: Каледа-Амбарцумова Л. Соломенная сторожка: О храме свт. Николая и его последних настоятелях//Моск. журн. 1992. 10. С. 57-59; Ковалёва И. И. Житие сщмч. Василия Московского. М., 2001; она же. Сщмч. Василий (Надеждин)//Жития новомучеников и исповедников Российских XX в. Моск. епархии: Янв.- май. Тверь, 2002. С. 97-105. Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Михайлович Воздвиженский (1876 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Петрович Елоховский (1858 – 1918), свящ., сщмч., (21 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/150585.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010