Владимир (Сабодан), митр. Киевский и всея Украины. Фотография. 2002 г. Владимир (Сабодан), митр. Киевский и всея Украины. Фотография. 2002 г. 27 мая 1992 г. Собор архиереев УПЦ, к-рый из-за невозможности проведения его в Киеве состоялся в Харькове (см. Харьковский Архиерейский Собор УПЦ ), сместил митр. Филарета с должности Предстоятеля УПЦ и почислил за штат с запрещением в священнослужении в связи с разоблачением в грехах, несовместимых со служением в качестве Предстоятеля УПЦ, и раскольнической деятельностью. Собор большинством голосов (16 из 18) избрал Предстоятелем УПЦ, митрополитом Киевским и всея Украины В., в то время находившегося на богословской конференции в Финляндии. 27 мая на конференцию прибыл президент Финляндии, чтобы приветствовать новоизбранного Предстоятеля УПЦ. 28 мая 1992 г. Патриарх Алексий II благословил В. на служение в качестве Предстоятеля Украинской Церкви. В пределах Украины В. был усвоен титул «Блаженнейший» и предоставлено право ношения 2 панагий и предношения креста за богослужением (на Архиерейском Соборе РПЦ 18-23 февраля 1997 г. титул «Блаженнейший» был закреплен за Предстоятелем УПЦ на всей канонической территории Русской Церкви). Решения Харьковского Собора были утверждены 11 июня 1992 г. Архиерейским Собором РПЦ и 26 июня 1992 г. Собором УПЦ в Киеве. Поздравления новоизбранному Предстоятелю УПЦ прислали Главы Поместных Православных Церквей. 20 июня 1992 г. В. прибыл в Киев. Его встречали десятки тысяч правосл. клириков и мирян. Свою 1-ю проповедь архиерей начал словами: «Я прибыл не в командировку и не из-за границы, я прибыл на родную землю служить людям и независимой Украине. Я не раскольник, мой путь прям». Доступ к кафедральному Владимира равноапостольного собору и митрополичьей резиденции был перекрыт боевиками из орг-ции «Украинская национальная ассамблея - Украинская национальная самооборона» (УНА-УНСО). Призвав паству не применять насилия, напомнив, что «Бог не в силе, а в правде», В. направился в Киево-Печерскую лавру, к-рая отныне, как и в дореволюционное время, стала резиденцией Киевского митрополита.

http://pravenc.ru/text/159072.html

До 1938 г. помещения монастыря использовались как жилье для переселенцев, затем монастырь окончательно передали Главному управлению местами заключения, и на его территории начались работы по переустройству. С января 1939 г. в обители была открыта Сухановская секретная политическая тюрьма, которая находилась в ведении наркома внутренних дел Н.И. Ежова, затем, после его ареста и заключения в основанную им тюрьму, — Л.П. Берии. Здесь содержались лица, занимавшие крупные государственные посты, — видные партийные деятели, высокопоставленные военные чины, дипломаты, иностранцы, а также обычные граждане и члены семей врагов народа. До 1991 г. строения монастыря принадлежали НКВД-КГБ-МВД. В 1958 г. на территории обители разместилась областная тюремная больница. С 1992 г. началась поэтапная передача в собственность Русской Православной Церкви строений Екатерининского монастыря, занятых различными службами ГУВД. 14 апреля 1992 г. указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия  настоятелем Екатерининского монастыря был назначен  иеромонах Тихон (Недосекин) ; на Пасху 1992 г. иеромонахи Тихон (Недосекин) и Кирилл (Федотов) впервые вошли в монастырский храм. Первые насельники спали в храме, разделенном на три этажа, — наверху, в куполе. Помещение это служило спортивным залом для учащихся Учебного центра ГУВД. В июле 1992 г. митрополитом Ювеналием иеромонах Тихон (Недосекин) был возведен в сан игумена с возложением наперсного креста и вручением игуменского жезла и назначен благочинным вновь образованного Видновского церковного округа. В монастыре начались работы по устройству помещения для богослужений. 17 ноября 1992 г. в стенах обители был совершен первый постриг. На первом этапе реконструкции соборного храма были сломаны перегородки, сбита штукатурка, скрывавшая старинную кладку стен, и сооружен временный иконостас. В марте 1996 г. в соборе возвели новый иконостас, в мае начали реставрацию колокольни. В октябре того же года были обновлены и покрыты позолотой купол и крест на колокольне. В последующие годы был перестроен архиерейский корпус, благоустроены другие помещения, велась активная просветительская и издательская деятельность.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5824513...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 31 МАРТА - 5 АПРЕЛЯ 1992 г. Заседал в конференц-зале гостиничного комплекса Данилова московского мон-ря под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера) , в деяниях Собора участвовали 97 архиереев. Выступление Святейшего Патриарха Алексия II на Архиерейском Соборе. 31 марта 1992 г. Выступление Святейшего Патриарха Алексия II на Архиерейском Соборе. 31 марта 1992 г. Во вступительном слове Патриарх Алексий обозначил основные темы заседаний: канонизация новомучеников Российских и преподобных Кирилла и Марии , родителей прп. Сергия Радонежского , церковная ситуация на Украине и статус Украинской Православной Церкви (УПЦ), проблемы взаимоотношения Церкви и об-ва. В 1-й день заседаний Собор также заслушал доклад председателя синодальной Комиссии по канонизации святых митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) , в к-ром были изложены одобренные Свящ. Синодом выводы комиссии, исследовавшей жития преподобных схимон. Кирилла и схимон. Марии, а также новомучеников митр. Киевского Владимира (Богоявленского) , митр. Петроградского Вениамина (Казанского) и казненных вместе с ним сщмч. архим. Сергия (Шеина) , мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова (см. также Петроградский процесс 1922 г. ), вел. кнг. Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары , убиенных в Алапаевске. По докладу митр. Ювеналия А. С. принял 2 деяния: «О канонизации преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Чудотворца» и «О канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского, 1848-1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873-1922) и иже с ним убиенных схимонаха Сергия (Шеина; 1866-1922), Юрия Новицкого (1882-1922) и Иоанна Ковшарова (1878-1922), великой княгини Елизаветы (1864-1918) и инокини Варвары (1918)». В деянии о канонизации новомучеников сказано, что это только начало церковного прославления мучеников и исповедников, пострадавших в годы революционной смуты и послереволюционного террора.

http://pravenc.ru/text/76514.html

Во время молитвы в Троицком соборе Свято-Данилова мон-ря перед началом Архиерейского Собора. 11 июня 1992 г. Во время молитвы в Троицком соборе Свято-Данилова мон-ря перед началом Архиерейского Собора. 11 июня 1992 г. 6 и 7 мая состоялось расширенное заседание Свящ. Синода РПЦ, но митр. Филарет, постоянный его член, на заседание не явился. Синод, рассмотрев церковную ситуацию на Украине, постановил осудить заявления митр. Филарета по поводу Архиерейского Собора как не соответствующие истине и вводящие в заблуждение паству, Синод квалифицировал их как хулу на соборный разум Церкви. Свящ. Синод предписал митр. Филарету до 15 мая созвать Архиерейский Собор УПЦ, подать на нем прошение об отставке с поста предстоятеля и действительно уйти в отставку, как он торжественно перед крестом и Евангелием обещал сделать. В связи с чрезвычайным положением, сложившимся в УПЦ, митр. Филарету было запрещено в период до Архиерейского Собора УПЦ действовать в качестве предстоятеля, а именно созывать Синод, рукополагать архиереев, издавать указы и обращения, касающиеся Украинской Церкви. Все прещения и наказания, наложенные или могущие быть наложенными им на архиереев, клириков и мирян в связи с выраженной ими поддержкой определения Архиерейского Собора РПЦ от 2 апр. 1992 г., были объявлены незаконными и недействительными. Свящ. Синод предупредил митр. Филарета, что в случае неисполнения определений Архиерейского Собора РПЦ и Синода он будет предан церковному суду. Однако и это постановление Свящ. Синода РПЦ было проигнорировано митр. Филаретом. 21 мая Синод снова обсуждал церковную ситуацию на Украине и опять в отсутствие виновника кризиса, к-рый не пожелал явиться на заседание. Старейшему по хиротонии архипастырю Украинской Церкви Харьковскому митр. Никодиму (Руснаку) Синод поручил созвать Собор укр. епископов до празднования дня Св. Троицы, для того чтобы принять отставку митр. Филарета и избрать нового предстоятеля УПЦ. Временное исполнение обязанностей 1-го епископа УПЦ возлагалось на митр. Никодима. Получив извещение о постановлении Свящ. Синода, митр. Филарет заявил, что он считает решение Синода необоснованным и «недееспособным».

http://pravenc.ru/text/76516.html

Мудрость приснопамятного Харьковского святителя заключалась не только в том, что он, de facto в течение семи дней (21-28 мая) исполняя обязанности Местоблюстителя, организующего Архиерейский Собор, сумел созвать на него почти весь епископат Украинской Православной Церкви и привести его к единомысленному решению — но и в том, что он дал самоотвод собственной кандидатуре на Предстоятельство, тем самым исключив возможные обвинения во властолюбии. Промыслом Божиим и единодушным волеизъявлением всего украинского епископата на Харьковском Соборе епископов 1992 года был избран нынешний Предстоятель Украинской Церкви, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, уже тогда имевший большой авторитет во всей Русской Православной Церкви. Время подтвердило правильность этого выбора: архипастырскими молитвами и неустанным попечением Его Блаженства Украинская Церковь не только сохранила единство духа в союзе мира (Еф. 4, 3), но и достигла своего сегодняшнего процветания. Как известно, бывший митрополит Киевский Филарет был осужден Харьковским Собором заочно, после предусмотренной канонами процедуры троекратного вызова на суд Собора и последующих отказов обвиняемого (Апост. 74-75). Решение Собора об окончательном смещении с Киевской кафедры бывшего митрополита Филарета, с последующим почислением заштат и запрещением в священнослужении стало основой для дальнейшего заявления украинских архиереев о множественных антиканонических действиях бывшего Предстоятеля Церкви (со ссылкой на 25-е и 27-е правила св. Апостолов  , 3-е I Вселенского Собора  , 5-е Трулльского Собора ; 6-е II Вселенского Собора; 88-е Василия Великого; 15-е Двукратного Собора) и передачи его дела в высшую инстанцию — Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Соборность и каноничность принятых в Харькове решений нашла свое надежное утверждение как в немедленном их признании кириархальной Русской Церковью, так и в согласии с ними всей Украинской Церкви. В тот же день, 28 мая, в Москве состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, которое приняло к сведению «решения Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви от 27-28 мая с.г., осуществившего Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 2 апреля с.г.» Как видим, в синодальном решении подчеркнута правомочность Харьковского Собора 1992 года — как санкционированная  Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Эта правомочность станет еще более очевидной, если вспомнить, что на означенном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви украинский епископат был представлен едва ли не полностью: по сути, те же епископы, что участвовали в его деяниях и поддержали их, впоследствии подписали и решения Харьковского Архиерейского Собора 1992 года.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2251601...

Промыслом Божиим Киев, который в Х веке по державной воле равноапостольного князя Владимира стал для нашего народа купелью Крещения, в ХХ век явил миру первого новомученика, безбожной властью казненного, — святителя Владимира, митрополита Киевского. Святая Церковь так воспевает его подвиг: Начало крещения страшнаго, имже паки крестися земля Русская, восхвалите, о горы Киевския, крестом Апостола Андрея благословенныя. Идеже бо благодать возсия роду нашему, тамо подобаше начатися и сему обновлению, кровию первозакланнаго от святителей русских, тезоименнаго просветителю нашему. Сей бо Владимир новый, из виноградника своего изведен за врата священныя Лавры Печерския, венчания Стефанова сподобляется, прощая и благословляя убивающих его, яко кроткий молитвенник о душах наших. Жестокое убийство митрополита Владимира произошло тогда, когда проходил Поместный Собор Русской Православной Церкви (1917-1918 гг.) Революция разрушала все на своем пути. Террор усугублялся — вслед за Киевским митрополитом были убиты и замучены многие другие служители Церкви. 18 апреля 1918 года Поместный Собор вынес постановление о введении ежегодного молитвенного поминовения «всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников». Днем этого поминовения Собор определил 25 января — день мученической кончины святителя Киевского Владимира. 31 марта 1992 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял постановление о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского). Днем его памяти было установлено 25 января (по старому стилю). При этом было также установлено празднование Собора мучеников и исповедников, в землях Руси в ХХ веке за Христа пострадавших, 25 января, если этот день приходится на воскресенье, или ближайшее после этого числа воскресенье. Чин прославления священномученика Владимира состоялся 4 апреля 1992 г. в Успенском соборе Московского Кремля. Именно в эти весенние дни на Украине церковная полнота, в ответ на раскольнические действия потомков самосвятов, объединилась для защиты Православия. 27-28 мая 1992 г. состоялся судьбоносный Харьковский Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви, а 26 июня 1992 года в Киево-Печерской лавре собрался Поместный Собор Украинской Православной Церкви, который окончательно вернул течение церковной жизни в каноническое русло. В тот же день были открыты честные мощи священномученика Владимира, и в ночь с 26 на 27 июня 1992 года они были перенесены из Крестовоздвиженской церкви Киево-Печерской лавры, где был похоронен архипастырь, в Трапезный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских.

http://patriarchia.ru/db/text/2309245.ht...

Синоду УПЦ//Правосл. bichuk. 1992. 4. С. 6-7). За отказ братии Киево-Печерской лавры поставить подписи в поддержку решения Собора УПЦ о даровании ей автокефалии Синодом УПЦ в 1992 г. с должности наместника был смещен архим. Елевферий (Диденко), на его место назначен архим. Питирим (Старинский). 4 февр. патриарх Алексий II отправил митр. Филарету телеграмму с просьбой воздержаться от канонических прещений до предстоящего 18-19 февр. 1992 г. заседания Синода Русской Церкви. В ответ митр. Филарет писал, что просит патриарха и Свящ. Синод РПЦ не принимать никаких постановлений, касающихся внутренней жизни УПЦ. 18-19 февр. 1992 г. Свящ. Синод Русской Церкви повторно рассмотрел вопрос о даровании УПЦ автокефалии и вновь подтвердил свое декабрьское решение отложить рассмотрение этого вопроса до Архиерейского или Поместного Собора. Митр. Филарет и в этот раз не прибыл на заседание Синода «по болезни», в связи с чем было подготовлено «Послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви митрополиту Киевскому и всея Украины Филарету и епископату Украинской Православной Церкви». В нем сообщалось о предстоящем Архиерейском Соборе, к-рый рассмотрит вопрос об укр. автокефалии, митр. Филарету рекомендовалось незамедлительно пересмотреть свои решения от 23 янв. относительно епископов, не подписавших обращение о даровании автокефалии. 31 марта - 5 апр. 1992 г. положение в УПЦ рассмотрел Архиерейский Собор РПЦ, вопрос об автокефалии Украинской Церкви был ключевым. Митр. Филарет на Соборе отстаивал курс на достижение автокефалии Украинской Церкви, такого же рода пожелание содержалось в телеграммах Собору от Президента Украины Кравчука и Кабинета министров Украины. Однако в ходе обсуждения большинство укр. архиереев, согласно с волей своей паствы, высказались против предоставления полной самостоятельности Украинской Церкви и дезавуировали свои подписи, поставленные под Обращением с просьбой о даровании автокефалии, т. к. были к тому принуждаемы угрозами прещений со стороны митр.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ХАРЬКОВСКИЙ СОБОР 1992 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Харьковский Архиерейский Собор 1992 года Собор епископов Украинской Православной Церкви состоялся 27-28 мая 1992 года на территории Покровского монастыря Харькова .  Главной причиной созыва Собора стали неканонические действия митрополита Филарета (Денисенко) , который нарушил клятву, данную перед крестом и Евангелием на Архиерейском Соборе в Москве  в апреле 1992 года, не нарушать церковный мир и оставить пост предстоятеля Украинской Православной Церкви. Из-за угроз применения физической силы против архиереев созыв Собора в Киеве был невозможен, поэтому местом его проведения стал Харьков - кафедра старейшего по хиротонии архипастыря Украинской Православной Церкви митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима (Руснака) . Именно митрополит Никодим возглавил работу Харьковского Собора. На Собор прибыло 17 архипастырей, митрополит Филарет (Денисенко) присутствовать на Соборе отказался . Епископ Волынский Варфоломей (Ващук) , телеграммой из Польши, где он пребывал в это время, сообщил, что согласен с решением большинства архиереев, к которому и просил присоединить его голос. Не прибыл на Собор только Львовский владыка Андрей (Горак) , сославшийся на болезнь, но и он телеграммой поддержал все решения Собора и был назначен постоянным членом Священного Синода от Западного региона Украины. Архиепископ Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский) : " Собор проходил в атмосфере всеобщего духовного подъема. Хотя были и телефонные звонки с угрозами из наивысших инстанций. И вызовы, после которых владыка Никодим возвращался бледный, как бумага, но он вновь садился, брал себя в руки и продолжал вести Собор " . Решения Собора Собор внес изменения и дополнения к Уставу Украинской Православной Церкви, который Филарет, на момент его принятия Собором 25-27 октября 1990 года , во многих пунктах подстраивал под себя.

http://drevo-info.ru/articles/13680763.h...

Постановлением Свящ. Синода РПЦ от 10 апр. 1989 г. И. определено быть епископом Переяслав-Хмельницким, викарием Киевской епархии. 23 апр. 1989 г. в киевском Владимирском соборе была совершена хиротония И. во епископа. Тогда же он стал совмещать должность наместника лавры с послушанием управляющего делами Украинского Экзархата. И. возобновил в богослужебной практике традиц. киево-печерский обиход (см. Киево-печерский напев ), занимался восстановлением разрушенных храмов, зданий монастыря и семинарии. В нояб. 1990 г. на 1-м Соборе Украинской Православной Церкви (УПЦ) И. выступил против пожизненного пребывания митр. Филарета (см. Денисенко ; впосл. отлучен от Церкви) на посту Предстоятеля УПЦ в связи с курсом последнего на отрыв Украинской Церкви от Московского Патриархата и единственный проголосовал против редакции Устава УПЦ, предложенного Филаретом. Был смещен с должности управляющего делами УПЦ. 23 апр. 1991 г. на основании лжесвидетельств И. был заочно запрещен в священнослужении. 3 июня 1991 г. подал рапорт-апелляцию Патриарху Алексию II , в к-ром отверг все обвинения в свой адрес и обвинил митр. Филарета в раскольнической деятельности, в нарушении монашеского обета безбрачия, во властолюбии и жестокости по отношению к подчиненным. В сент. 1991 г. на экстренном заседании «филаретовского» Синода УПЦ И. был лишен сана «за нераскаянность». В апр. 1992 г. для противодействия автокефальному расколу организовал в Киеве Комитет духовенства и мирян в защиту Православия. В условиях информационной блокады вокруг событий в УПЦ издавал и распространял листовки, изобличающие сепаратистские замыслы митр. Филарета и раскольников-автокефалистов. Принял активное участие в организации и проведении 30 апр. 1992 г. в Житомире Собрания архиереев, духовенства, монашествующих, представителей правосл. братств и мирян УПЦ, был автором проекта заявления, на к-ром впервые были выдвинуты канонические обвинения против митр. Филарета (клевета на Архиерейский Собор и клятвопреступление). 25 авг. 1992 г. Священный Синод УПЦ под председательством нового Предстоятеля УПЦ митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) признал, что лишение И. архиерейского сана не имело канонических оснований и является недействительным. В 1992 г. И. назначен епископом Белоцерковским, викарием Киевской епархии. В 1993-2000 гг. вновь был управляющим делами УПЦ, постоянным членом и секретарем Свящ. Синода УПЦ.

http://pravenc.ru/text/578358.html

10 апр. 1989 г. переведен на Тернопольскую и Кременецкую кафедру. В епархии в 1990 г. был возрожден Свято-Духовский скит Почаевской лавры (ныне монастырь). Возвращен Церкви Кременецкий в честь Богоявления монастырь (возобновлен как женский). Почаевской лавре было передано здание Музея атеизма, в к-ром в янв. 1991 г. начали работать пастырские курсы (ныне Почаевская ДС). 11 февр. 1991 г. Л. был назначен архиепископом Одесским и Измаильским. 28 мая того же года по его благословению возобновилась монашеская жизнь в Преображения Господня женском монастыре близ с. Борисовка Татарбунарского р-на Одесской обл. При Л. Церкви были возвращены одесский храм во имя вмч. Пантелеимона и др. храмы и здания. На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 31 марта - 5 апр. 1992 г. выступил за предоставление УПЦ автокефалии ради того, чтобы дать возможность раскольникам возвратиться в лоно канонической Церкви. Участвовал в Архиерейском Соборе УПЦ 27 мая 1992 г. в Харькове. 27 июля 1992 г. Л. был назначен архиепископом Симферопольским и Крымским. 25 нояб. 2000 г. возведен в сан митрополита. 8 мая 2012 г. включен в число постоянных членов Синода УПЦ. За время служения в Крыму Л. добился возвращения Церкви более 90% зданий и сооружений, национализированных в годы советской власти, в т. ч. комплекса бывш. Таврической ДС (возобновлена в 2006), Иоанно-Предтеченского храма в Керчи, Владимирского собора в Севастополе и др.,- всего свыше 80 объектов. На момент назначения Л. на Крымскую кафедру в епархии было зарегистрировано 48 правосл. общин и не действовал ни один мон-рь. В наст. время в Симферопольской и Крымской епархии насчитывается 15 мон-рей и ок. 400 приходов. В нояб. 1992 г. по инициативе Л. создан Межконфессиональный совет Крыма «Мир - дар Божий», в состав к-рого входят представители 9 традиционных конфессий Крыма. По решению Синода УПЦ от 11 нояб. 2008 г. из Симферопольской была выделена Джанкойская и Раздольненская епархия. Постановлением Синода УПЦ от 20 дек. 2012 г. из Феодосийского и Керченского благочиннических округов Симферопольской епархии была образована Феодосийская и Керченская епархия , управляющим к-рой тогда же был назначен митр. Платон (Удовенко).

http://pravenc.ru/text/2462537.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010