Понимая, что он не сможет вопреки воле Архиерейского Собора сохранить свой пост, 26 мая митрополит Филарет собрал в Киеве своих сторонников на «Всеукраинскую конференцию по защите канонических прав Украинской Православной Церкви». Группа сторонников Филарета, стремясь вовлечь в церковный конфликт на Украине Константинопольского Патриарха Варфоломея I, обратилась к нему с посланием, в котором заявлялось об отвержении акта 1686 г. о передаче Киевской митрополии из юрисдикции Константинопольской Церкви в ведение Московского Патриархата. Епископы Украинской Церкви не поддержали Филарета, и на Харьковском Архиерейском Соборе 27-28 мая 1992 г. Предстоятелем Украинской Православной Церкви был избран митрополит Владимир (Сабодан), а митрополит Филарет был запрещен в священнослужении. При поддержке Президента Украины Л.М. Кравчука Филарет сохранил за собой контроль над денежными средствами УПЦ. Кравчук объявил незаконными решения Харьковского Собора УПЦ. Президиум Верховной Рады Украины принял заявление, в котором Харьковский Собор был назван не только незаконным, но и неканоническим. 25-26 июня 1992 г. в киевской приемной Филарета прошло собрание нескольких епископов УАПЦ, депутатов Верховной Рады Украины, обслуживающего персонала митрополии. Собрание именовалось Объединительным собором двух церквей — Украинской православной и Украинской автокефальной. Решением «собора» эти организации были упразднены, их имущество, финансы и средства были объявлены собственностью вновь созданной структуры, названной «Украинская православная церковь Киевского патриархата» (УПЦ КП). Ее руководителем решено было считать жившего в США 94-летнего патриарха УАПЦ Мстислава Скрыпника, заместителем — Филарета Денисенко. Понимая, что его раскольническая группировка окажется вне общения с другими православными Церквами, Филарет отправился в Стамбул, где был принят главой Константинопольского Патриархата. Факт встречи Константинопольского Патриарха с лидером раскола вызвал удивление в Москве: ведь на недавней встрече глав Поместных Православных Церквей в Стамбуле 15 марта 1992 г. в совместном коммюнике было ясно выражено общее согласие на то, чтобы «святые Церкви при полной солидарности друг с другом осудили раскольнические группы и воздержались от общения с ними». Более того, в интервью после встречи Патриарх Варфоломей отдельно высказался о ситуации с раскольниками, имея в виду «тех, кто основал " Православную автокефальную церковь " на Украине, преступив каноническое право»: «Мы были единодушны в их осуждении». Столь резкое изменение позиции было, очевидно, вызвано желанием Патриарха Варфоломея приобрести новое средство давления на Русскую Церковь в условиях сложной дискуссии между двумя Церквами по вопросам диаспоры, статуса Константинопольского Патриарха и порядка дарования автокефалии.

http://patriarch.patriarchia.ru/ukraina/

23 апреля 1989 г., в праздник Входа Господня в Иерусалим, за Божественной литургией во Владимирском кафедральном соборе хиротонисан во епископа Переяслав-Хмельницкого. Богослужение совершили Преосвященные архиереи, участвовавшие в наречении. В 1990 г. назначен управляющим делами Украинского экзархата. Встал в жесткую оппозицию митр. Филарету (Денисенко), активно выступая против его сепаратистского курса; 23 апреля 1991 г. митр. Филаретом (Денисенко, впоследствии анафематствован) на основании лжесвидетельств был заочно судим и запрещен в священнослужении. 25 августа 1992 г., после низложения митр. Филарета Харьковским Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви, Синод УПЦ признал неканоничность прещения в отношении еп. Ионафана. В апреле 1992 г. создал «Комитет духовенства и мирян в защиту Православия». После избрания митрополита Владимира (Сабодана) восстановлен во всех должностях и назначен управляющим делами УПЦ. С 1992 г. — епископ Белоцерковский, викарий Киевской епархии. С 22 июня 1993 г. по июль 2000 г. — управляющий делами УПЦ, постоянный член и секретарь Синода УПЦ. С 29 декабря 1993 г. — епископ Глуховский и Конотопский. 28 июля 1994 г. возведен сана архиепископа. С 27 августа 1995 г. — архиепископ Сумской и Ахтырский, с апреля 1999 г. — Херсонский и Таврический. 22 ноября 2006 г. постановлением Синода Украинской Православной Церкви освобожден от управления Херсонской епархией и назначен архиепископом Тульчинским и Брацлавским. 28 августа 2014 г. за Литургией в Киево-Печерской лавре Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием возведен в сан митрополита. В октябре 2022 г. работники СБУ провели обыски по месту проживания митрополита Ионафана, ему было объявлено подозрение в разжигании вражды на религиозной почве. Рассмотрение дела в Винницком городском суде началось 5 июня 2023 г. 7 августа  признан виновным по всем статьям государственного обвинения и приговорен к лишению свободы на пять лет с конфискацией имущества. С заявлением с осуждением этого беззаконного решения выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Образование:

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245104...

Избран новый правящий архиерей Рашко-Призренской епархии Белград, 18 марта 2010 г. Епископ Рашко-Призренский Феодосий. Фото: инфо-служба СПЦ Священный Архиерейский собор Сербской Православной Церкви принял решение о назначением правящим архиереем Рашко-Призренской епархии викарного епископо Липлянского Феодосия (Шибалича). Об этом 18 ноября сообщил в беседе с журналистами епископ Бачский Ириней (Булович), ответственный за связи со СМИ. Информация о назначении нового правящего архиерея уже появилась на официальном сайте СПЦ. С момента отстранения от управления епархией владыки Артемия (Радосавльевича) и последующего почисления его на покой на предыдущем заседании Собора послушание администратора епархии несли епископ Афанасий (Евтич), а затем митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович). Рашко-Призренская епархия охватывает значительную территорию на юге Сербии и весь автономный край Косово и Метохию. Здесь расположено множество древних храмов и монастырей, имеющих особое значение в истории Сербской Церкви и народа. Рашко-Призренская епархия является крупнейшей в Сербской Церкви и по числу монашествующих. Епископ Феодосий, в миру Живко Шибалич, родился 29 июня 1963 года в Чачке. Окончил Богословский факультет в Белграде. 6 января 1987 года поступил послушником в монастырь Црна Река, где начал монашескую жизнь под духовным руководством игумена Артемия (Радосавльевича). 21 ноября 1989 года принял монашеский постриг с именем Феодосий. В 1990 году епископом Рашко-Призренским Павлом, будущим патриархом Сербским, рукоположен в сан иеродиакона в соборе св.вмч. Георгия в Призрене. На праздник Сретения Господня в 1992 году рукоположен в сан иеромонаха епископом Рашко-Призренским Артемием. С мая 1991 по март 1992 гг. отец Феодосий нес послушание при епархиальном дворе как диакон и водитель епископа Артемия. В марте по благословению архиерея вместе с несколькими монахами из Црной реки переселился в монастырь Високи Дечани, настоятелем которого был назначен 22 октября 1992 года. Решением Священного Архиерейского Собора СПЦ на заседании, проходившем с 10 по 19 мая 2010 года, игумен Феодосий избран епископом Липлянским, викарием Рашко-Призренской епархии, с резиденцией в монастыре Високи Дечани. Владыка Феодосий неоднократно бывал в России в составе различных делегаций. Православие.Ru 19 ноября 2010 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/42917.html

Королёв. Церковь Владимира, митрополита Киевского в Болшеве (старая). /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В конце апреля 1991 г. среди православных христиан города Калининграда Московской области (так назывался Королёв) вновь ожила давняя идея строительства храма в этом молодом городе Подмосковья. 22 апреля окончательно оформилось твёрдое решение, и этим самым было положено начало благословенным трудам по созиданию первого в истории этого города православного храма. Первое сообщение о деятельности прихода во имя Святителя Владимира было опубликовано в городской газете 20 июля 1991 г., и с этого времени на банковский счёт храма стали поступать пожертвования горожан. Молодой подмосковный город Королёв строился в 1940-х - 50-х гг., и, конечно, никакими генеральными планами не было предусмотрено создание храма в городе. К началу 1990-х гг. предельно плотная жилая застройка города сложилась окончательно таким образом, что найти среди неё место для строительства православного храма оказалось очень нелёгким делом. Однако в конце 1991 г. власти города поддержали планы общины, и начался нелёгкий процесс подбора земельного участка. Для прихода наступило время кропотливой организационной работы. Достаточно крупные пожертвования НПО " Экспро-Импульс " и МП " Центрин " , соединённые со множеством доброхотных даяний отдельных христиан позволили Приходскому совету в первые месяцы 1992 г. приобрести комплект необходимой богослужебной литературы и утвари. Между тем, главную свою задачу на этом этапе община видела в том, чтобы организовать совместную молитву. Для этого Приходской совет поручил члену Приходского собрания, филологу-слависту Анне Игоревне Свешниковой составить акафист Святителю Владимиру, а художнику-иконописцу Павлу Геннадьевичу Бусалаеву, жителю нашего города, написать образ Святителя. Большой храмовый образ Святителя Владимира, митрополита Киевского, был закончен как раз к моменту его прославления на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 4 апреля 1992 г. Многомесячные напряжённые труды А.И. Свешниковой по составлению и многократному редактированию Акафиста Святителю Владимиру были завершены к началу мая 1992 г. К этому же времени была достигнута договорённость с администрацией Детской художественной школы о проведении богослужений в помещении этой школы.

http://sobory.ru/article/?object=03616

О тотемах филаретовского раскола Затем богослов опять возвращается в 1992 год, когда была организована «Церковная ДНР», переворот в руководстве УПЦ. Здесь он путается в географии, поскольку Филарета изгнали на Архиерейском соборе в Харькове, а не в Донецке. Думенко дает уже новую трактовку событий, донося, что  «переворот» в УПЦ был осуществлён митрополитом Кириллом и председателем КГБ Украины генералом Николаем Голушко. Он приводит биографические данные генерала, передёргивая факты. Дело в том, что Николай Голушко с осени 1991 года уже работал в Москве, возглавляя секретариат ГКБ СССР, а затем руководя спецслужбами России, в том числе и ФСБ. Если принять богословскую концепцию Епифания о том, что при Филарете Церковью в Украине управляло КГБ, то руководителем УПЦ в 1990-ом году Филарета назначил, конечно, Николай Голушко, возглавлявший КГБ Украины в 1987-1991 годах. А вот снимал его с должности в мае 1992-го, расстригал, запрещал в священнослужении за клятвопреступление, аморальный для монаха образ жизни и т.д. уже генерал Евгений Марчук, возглавлявший КГБ-СБУ Украины с августа 1991-го по 1994 год.  Впрочем, Евгений Марчук был заместителем Голушко, курировал гуманитарный блок, очевидно, именно он и назначал, и выгонял «товарища Антонова». Однако Думенко обходит его тотемное имя на цыпочках и в гробовом молчании. Почему? Страшновато. Тут не поклевещешь. Осерчает всеведающий Евгений Кириллович, и останутся от филаретовского раскола лишь клочки по закоулочкам. Поэтому Думенко предпочитает перебдеть, приписывая деяния времен Марчука его предшественникам, сравнивая Харьковский Архиерейский собор 1992 года с «фальшивыми референдумами в Крыму и на Донбассе» в 2014-ом. Кто бы мог подумать: один почерк, одна и та же «схема влияния»! Хватать и не пущать! Далее Думенко доносит на депутата Новинского, архиереев УПЦ, умерших и живых, на православные интернет-издания, «транслирующие установки Кремля» и т.д. и т.п. По самым разнообразным поводам: федерализация, разжигание, поддержка агрессора, издание провокационных листовок и пр. Не только разобрать, но и дочитать до конца трудновато. Даже удивительно, сколько в молодом человеке, называющем себя священником, накоплено воинствующей глупости, злобы, клеветы и яда! 

http://radonezh.ru/2019/02/01/epifaniy-e...

Связи с РПЦ. В июле 1948 г. представители Албанской Церкви во главе с еп. Корчинским Паисием посетили РПЦ и участвовали в торжествах, посвященных 500-летию автокефалии РПЦ, и в работе Совещания Глав и представителей Поместных православных Церквей в Москве. Визиты делегаций АПЦ во главе с предстоятелем Архиепископом Паисием осуществлялись в 1950 и 1958 гг. (по случаю 40-летия восстановления Патриаршества в России). С 60-х гг. по не зависящим от Церкви причинам братские связи с РПЦ ослабли и ограничивались лишь традиц. праздничными посланиями. В 1964 и 1965 гг. на пасхальные и рождественские приветствия Патриарха Алексия I Архиепископ Паисий ответил лишь краткой телеграммой; с 1966 г. не присылались даже такие ответы. С избранием в 1992 г. Патриаршего экзарха Анастасия (Яннулатоса) Архиепископом Тиранским и всей Албании были восстановлены прежние отношения с Русской Церковью, осенью 1998 г. по приглашению Патриарха Алексия II (Ридигера) Архиепископ Анастасий был гостем РПЦ. Он присутствовал на Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г., на освящении кафедрального храма Христа Спасителя (в Москве), принимал участие в чине канонизации российских святых. Архиепископы Албанской Православной Церкви: Христофор (Киси; 1937-1949); Паисий (Водица; 1949-1966); Дамиан (Коконеши; 1966-1973); Анастасий (Яннулатос; 2 авг. 1992). Арх.: Анастасий, архиеп. Албанский. Албанская Церковь в долголетнем и многообразном гонении//Архив ОВЦС МП. Папка «Албанская Православная Церковь». 1998. Лит.: Spinka M. History of Christianity in the Balkans. Chicago, 1933; Цанков Ст., протопр. Албанская Православная Церковь и ее устройство//Годишник Богосл. фак. на Софийския университет. 1935; Λαυριτης Ε. Κ. Αλβανικ Εκκλησα//Θρησκευτικ κα χριστιανικ Εγκυκλοπαιδα. 1936. T . 1. S . 731-741; Буевский А. С. Албанская Православная Церковь//ЖМП. 1950. 2; Ведерников А. Албанская Православная Церковь в борьбе за мир//Там же. 1951. 8; Шабатин И. Н. Албанская Православная Церковь (кр. ист. заметки)//Там же. 1954. 3; Noli F. S. Fiftieth Anniversary of the Albanian Orthodox Church in America, 1908-1958/Publ. by Albanian Orthodox Church in America. Boston, 1960 ; Mark (Lipa), bish. Information and Progress Report of our Diocese. Jamaica Plains, 1961; Παντελεμων, μητρ. Αργυροκστρου . Αλβανα Χριστιανισμς-Εκκλησα (Σνχρονος κατστασις)//ΘΗΕ. 1963. T . 2. S . 27; Βαρνβας, μητρ. Κτρους. Η Ατοκφαλος Ορθδοξος Εκκλησα τς Αλβανας κα ο βασικο θεσμο διοικσεως ατς//Θεολογα. 1975. 46. T εχος 4. S . 689-739; Γλαβνας Απ. Αθ . Η Ορθδοξη Αυτοκφαλη Εκκλησα της Αλβανας. Θεσσαλονκη, 1992 (библиогр.); Beduli Dh. Kisha Orthodhokse Autoqefale e Shqipërisë: Gjer ne vitin 1944. Tiranë, 1992; Скурат К. Е. История Поместных Православных Церквей: Учеб. пособие. М., 1994. Т. 2.

http://pravenc.ru/text/64036.html

22 апреля того же года был наречен, а 23 апреля - хиротонисан во епископа Переяслав-Хмельницкого , викария Киевской епархии . Хиротонию во Владимирском соборе в Киеве совершили митрополиты Киевский Филарет (Денисенко) и Львовский Никодим (Руснак) , архиепископы Черниговский Антоний (Вакарик) , Харьковский Ириней (Середний) , Ивано-Франковский Макарий (Свистун) . В 1990 году был назначен управляющим делами Украинского экзархата , секретарем патриаршего экзарха всея Украины, в связи с чем был освобожден от должности наместника Лавры. Встал в демонстративную жёсткую оппозицию Филарету , активно выступая против его сепаратистского курса, в том числе публично и с привлечением светских СМИ, за что постановлением Синода Украинской Православной Церкви от 23 апреля 1991 был запрещён в священнослужении. В сентябре того же года на экстренно созванном Синоде УПЦ под председательством митрополита Филарета был лишен сана " за нераскаянность " . В апреле 1992 года создал " Комитет духовенства и мирян в защиту Православия " . Архиепископ Ионафан (Елецких) 25 августа 1992 года, после низложения митрополита Филарета Харьковским Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви , Священный Синод признал неканоничными и не имеющими силы прещения в отношении епископа Ионафана. Он был восстановлен в епископском сане и назначен управляющим делами Украинской Церкви. С декабря 1992 года - епископ Белоцерковский , викарий Киевской епархии. С 22 июня 1993 года - вновь управляющий делами Украинской Православной Церкви (по июль 2000 года), постоянный член и секретарь Священного Синода Украинской Церкви , представитель Церкви в правлении Украинского Библейского общества . С 29 декабря 1993 года - епископ Глуховский и Конотопский . 28 июля 1994 года удостоен сана архиепископа . С 27 июня 1995 года - архиепископ Сумской и Ахтырский , с 30 марта 1999 года - архиепископ Херсонский и Таврический , с 22 ноября 2006 года — архиепископ Тульчинский и Брацлавский . В марте 1998 года в своем окружном послании отлучил от Церкви основательницу и главу эзотерической секты " Школа Единого Принципа " Ольгу Асауляк .

http://drevo-info.ru/articles/9281.html

Постановлением Президиума Верховного Суда РСФСР от 31 окт. 1990 г. приговор Петроградского ревтрибунала от 5 июля 1922 г. и определение кассационной коллегии Верховного трибунала ВЦИК от 26 июля 1922 г. были отменены и уголовное дело производством прекращено за отсутствием в действии обвиняемых состава преступления. В. был канонизирован на Архиерейском Соборе РПЦ 31 марта - 5 апр.1992 г. На Никольском кладбище в Александро-Невской лавре священномученику установлен кенотаф. Лит. наследие В. невелико. Опубликовано неск. его проповедей и слов. В петербургский период его деятельности в газетах не раз отмечалась популярность его проповедей среди народа, иногда они печатались в кратком изложении. Интерес представляют сохранившиеся в архивах резолюции В. на журналах заседания Петроградского епархиального совета и др. материалах. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 216 [Послужной список 1910 г.]. Соч.: Преосв. Аркадий, еп. Олонецкий: Канд. дис.//Олонецкие ЕВ. 1899-1900 (отд. изд.: Петрозаводск, 1900); Беседа, произнесенная в день закладки церкви: Закладка нового семинарского храма//Самарские ЕВ. 1902. 10. Ист.: Журналы заседаний Совета СПбДА за 1896/97 учеб. г. СПб., 1897. C. 338-339; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. П., 1947. С. 101, 386-387; По Северной России: Дневник воспитанников Самарской ДС за время летней поездки 1903 г.//Самарские ЕВ 1903. 21. С. 998-1009; 23. С. 1101-1125; 24. С.1159-1183; 1904. 1. С. 11-33; 3. С. 221-236; 4. С. 258-281; 5. С. 315-338; 6. С. 367-384; 7. С. 405-431; 8. С. 462-478; Наречение и посвящение ректора СПбДС архим. Вениамина во епископа//Изв. СПб епархии. 1910. 3. С. 17-19; Постановление Президиума Верховного суда РСФСР от 31 окт. 1990 г.//НиР. 1991. 5. С. 5-9; Рязанов Д. Б. Выступление на заседании Президиума ВЦИК 3 авг. 1922 г.: Вступ. ст. Я. Г. Рокитнянского//Вестн. РАН. 1992. 4. С. 103-121; Шкаровский М. В. Два эпизода борьбы с Церковью в Петрограде//Звенья: Ист. альманах. М.; СПб., 1992. Вып. 2. С. 556-579 [с. 565-566 - письмо Зиновьеву]; Чельцов М. П. , прот. В чем причина церк. разрухи в 1920-1930-х гг./Публ. В. Антонова//Минувшее. 1994. [Вып.] 17. С. 411-473; он же. Воспоминания смертника о пережитом. М., 1995; он же. Когда отменили расстрел…: Письма к жене из заключения/Публ. В. В. Антонова//Минувшее. СПб., 1998. [Вып.] 24. С. 381, 382, 391, 395, 405, 406, 410, 427, 434; Политбюро и Церковь. Кн. 1-2; Бовкало А. А. После ареста св. митр. Вениамина: Несколько док-тов 1922 г.//История СПб епархии: Храмостроительство и приходская жизнь: Мат-лы конф. 22-23 окт. 1997 г. СПб., 1999. С. 120-129; Следственное дело Патр. Тихона. М., 2000; Петров С. Г. Документы делопроизводства Политбюро ЦК РКП(б) как источник по истории Русской Церкви (1921-1925 гг.). М., 2004.

http://pravenc.ru/text/150263.html

Вопрос об автокефалии УПЦ обсуждал Архиерейский Собор РПЦ 31 марта - 5 апр. 1992 г. Открывая работу Собора, Патриарх Алексий II, касаясь темы автокефалии, сказал, что обращение укр. епископата с просьбой о даровании автокефалии и Определение Собора УПЦ от 1-3 нояб. 1991 г. были разосланы всем епархиальным архиереям Московского Патриархата для ознакомления. Епископат РПЦ, по словам Патриарха Алексия II, также изучил повторное, январское, обращение митр. Филарета и укр. архиереев и ответное послание Патриарха и Синода РПЦ от 19 февр. 1992 г. На Соборе состоялась оживленная дискуссия по вопросу об автокефалии. Проведенная в условиях, исключавших давление извне, она позволила участникам Собора сформировать адекватное представление о церковной жизни на Украине. Мнения, высказанные архиереями по данному вопросу, разделились. Итог обсуждения проблемы автокефалии Украинской Церкви стал поистине сенсационным: не только российские иерархи, но и подавляющее большинство укр. епископов высказались против предоставления полной самостоятельности УПЦ. Большинство архиереев укр. епархий дезавуировали свои подписи, поставленные под обращением с просьбой о даровании автокефалии, т. к. были к тому принуждаемы под страхом прещений со стороны митр. Филарета и притеснений со стороны укр. властей. Митр. Филарет на Соборе пытался продолжать отстаивать курс на достижение автокефалии. Он говорил о необходимости соответствия между гос. независимостью Украины и автокефальным статусом УПЦ. Но сторонников автокефалии на Соборе выявилось крайне мало: Филарета поддержали лишь неск. архиереев из числа 58 выступавших на Соборе. Телеграммы, присланные в адрес Собора президентом Кравчуком и Кабинетом министров Украины, в которых содержалась настоятельная просьба ускорить положительное решение вопроса об автокефалии УПЦ, большинство архиереев также расценили как попытку вмешательства в жизнь Церкви. Мн. иерархи обвиняли митр. Филарета в том, что он не только не использовал для блага Церкви и уврачевания раскола предоставленную УПЦ широкую автономию, но и сделал ее орудием укрепления личной власти и произвола против всех несогласных с его курсом. На Соборе стали достоянием гласности факты грубейшего нажима на епископов и клириков с целью принудить их к поддержке линии на достижение автокефалии. Подробности последних конфликтов на этой почве стали широко известны благодаря пикетам, к-рые у московского Данилова муж. мон-ря организовали представители правосл. верующих Украины. Они не только протестовали против автокефалии, но и требовали от Киевского митрополита, запятнавшего себя неблаговидным поведением, уйти на покой. О том же говорили и мн. архиереи на заседаниях Собора. Ульяновский и Мелекесский еп. Прокл (Хазов) подчеркнул, что автокефалия не спасет Православие на Украине, если не будет избран новый Предстоятель УПЦ.

http://pravenc.ru/text/171683.html

Соборы П. Н. м. действовали как приходские до апр. 1941 г., когда в соответствии с решением исполкома Моссовета от 13 сент. 1940 г. они были закрыты и опечатаны. Остальные здания были переданы гл. обр. под жилье. В 30-х гг. XX в. разобрано завершение храма в честь Толгской иконы Божией Матери, утрачено его внутреннее и внешнее убранство, в 50-х гг. к алтарю пристроили заводской корпус. В Никольском соборе в 1948-1969 гг. размещался цех завода металлической и пластмассовой игрушки 2, в 1969 г. здание было передано Экспериментальному НИИ металлорежущих станков (ЭНИМС) и постепенно освобождалось для реставрации. В Иверском соборе первоначально разместились склады и цех мелких предприятий, в 50-х гг. XX в. его передали заводу «Станкоконструкция» (собор утратил главы, кресты, был разобран иконостас), в кон. 60-х гг. XX в. переоборудовали под заводской цех: в нем закрасили живопись, устроили межэтажные перекрытия, с вост. стороны сделали пристройки. В 60-х гг. XX в. на колокольне был разобран часовой механизм, переданный в музей «Коломенское» (ныне МГОМЗ). В 1966 г. от жильцов освобождены Новый и Старый семинарские корпуса. В 1973 г. Классический корпус приспособлен под столовую с частичной реставрацией. Новый архиерейский дом в 1973 г. приспособлен под служебные помещения ЭНИМС. Реставрация комплекса бывш. П. Н. м. начата в 1954 г. главным архитектором проектов Научно-исследовательских проектных мастерских (ныне ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские») Г. А. Макаровым, который в 1978 г. привлек к работам сотрудницу мастерских Е. Г. Одинец, в 1984-2008 гг. возглавлявшую все работы. В 1972-1994 гг. восстановлен Никольский собор. Проводилась и реставрация настенной живописи: в 1972-1974 гг.- в ц. Успения Пресв. Богородицы, в 1984-1987 гг.- в Никольском соборе. 1990-2019 гг. 18 июля 1990 г. получила регистрацию община при Никольском соборе бывш. П. Н. м., 24 авг. того же года настоятелем храма был назначен прот. Владимир Чувикин. Осенью того же года при храме открылась воскресная школа для детей. Решением исполкома Моссовета от 8 янв. 1991 г. собор передан общине в бессрочное безвозмездное пользование. Первая служба в соборе состоялась 19 февр. 1991 г., 29 марта малым чином был освящен главный престол - во имя свт. Николая Чудотворца. 11 апр. в обитель пожертвована Державная икона Божией Матери, ставшая одной из главных святынь возрождаемого П. Н. м. В том же году начались работы по расчистке монастырского сада и огорода. В 1992-1994 гг. частными лицами возвращен ряд икон, ранее находившихся в храмах П. Н. м., в т. ч. Боголюбская икона Божией Матери, иконы «Воскресение Христово», свт. Николая Чудотворца и вмц. Варвары. 18 июля 1992 г. прошла 1-я литургия в нижнем храме во имя прп. Сергия Радонежского. В том же году открылась воскресная школа для взрослых. 1 апр. 1993 г. состоялась 1-я служба в храме в честь Успения Пресв. Богородицы в колокольне.

http://pravenc.ru/text/2579990.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010