Сначала заявив, что патриарший титул «вселенский» имеет только условное значение и вообще патриархами можно называть любого епископа, автор продолжает: «Таким образом, все понятия, которые говорят о «первенстве» являются общими для всех епископов, потому что все епископы являются отцами, пастырями и учителями. [..] для всех одно и то же возложение рук, и все мы поставлены на одной и той же литургии, с тем же самыми молитвами» . Лишь Соборы и императоры выдвинули те или иные кафедры на их нынешнее положение . На этом можно остановиться, в рамках одной статьи невозможно проанализировать все сочинения, необходимые для данной темы, однако мы наметили контуры и общую тенденцию. Если еще в IX в. в Константинополе пользовалось уважением древнее учение о «служении первенства» относительно патриархов, то в ходе ослабления патриаршей власти в X–XI вв. сначала совершаются попытки перенести это учение на всех вообще митрополитов, а потом и вовсе это учение уступает мнению о всеобщем епископском равенстве и только «историческом» характере всех патриарших и митрополичьих привилегий. Подобные мнения будут развиваться в Византии и дальше, изменяясь в деталях и нюансах, пока не кристаллизуются окончательно в трактатах Варлаама Калабрийского. Важным также является то, что главным материалом для обоснования своих выводов позднейшие полемисты сделают именно каноны, возводя их к апостольским временам и обосновывая, таким образом, апостольский авторитет своих выводов. Было полностью забыто обращение к Ареопагитикам и вообще к другим документам «древнего предания», которые на самом деле, также как и апостольские каноны, были созданы намного позже, но также претендовали на тот же апостольский авторитет.   4. Византийское учение о первенстве среди епископов, в связи с западным учением о римском примате В итоге мы хотели бы подчеркнуть то, с чего начали: необходимо разграничивать само по себе «служение первенства» в Церкви и прерогативы, которые связаны с этим служением. Учение о патриархах, несущих свое «особое служение первенства» в качестве «отцов» всех прочих архиереев, в действительности принадлежит Церкви, разделялось святыми отцами и, возможно, восходит к апостольским представлениям об особой роли иудейского первосвященника и о передаче его функций одному из апостолов .

http://bogoslov.ru/article/1876128

Пока существовали при архиереях соборы пресвитеров-клирошан, они имели статьями своего дохода: большую или меньшую часть пошлин от поставления в диаконы и в священники (а другая часть самим епископам, см. выше), большую половину пошлин судебных 230 (а о другой части сейчас ниже) и пошлину от антиминсов 231 . При этом относительно наместников нужно думать, что они, как принадлежавшие к составу клирошан, получали ту же клирошанскую долю, но только в размере большем против других. После того, как исчезли при архиереях пресвитерские клиросы и место епархиального судьи при них заняли светские бояре, средством содержания этих последних стала та большая половина судебных пошлин, которую прежде получали клиросы. При наместниках, как судьях, и при заступивших в том же качестве их место боярах, состояли помощниками тиуны и находились канцелярские чиновники – дьяки с подьячими. Эти последние в первом и во втором случае получали себе в содержание ту меньшую половину пошлин, которая, как их часть, в первом случае не взималась клиросами, а во втором боярами 232 . Что касается до размера судебных пошлин, то относительно продаж или штрафов за дела уголовные мы вовсе не имеем сведений, а относительно пошлин с тяжб гражданских имеем положительные сведения за время, начиная со второй половины XV века: Новгородская судная грамота 1471г. 233 и после неё Стоглавый собор 234 предписывают брать с судного рубля гривенную пошлину. Для Московского митрополичьего тиуна, как для полицейского чиновника, а с ним, может быть, и для других архиерейских тиунов, как для таковых же чиновников, создана была пошлина за его надзор над приезжим в Москву духовенством, о чём мы говорили выше. Выдавая приезжим священникам знамёна или записки с дозволением служить им у московских церквей, он брал с них пошлины за месяц дозволения по десяти денег и по два алтына (а кто нанимался служить без доклада ему, с тех брал промыта или штрафа по два рубля. Так как священники, желавшие наниматься служить, сходились на Ильинский крестец, то и пошлина называлась крестцом) 235 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Была у нас одна местность, представлявшая собою исключение, между жителями которой довольно обычно было то, чтобы прилагать к приходским церквам как городским, так и сельским, ненаселённые и населённые недвижимые имения. Это именно область Псковская, причину особенных обычаев которой мы пока не в состоянии указать. Но большинству духовенства Псковской области от этой обеспеченности имениями церквей нисколько не было лучше, чем духовенству других мест. Наибольшей частью здесь устроено было с церковными имениями не так, чтобы они находились в пользовании духовенства церквей. Имения рассматривались как собственность приходов; к церквам для их заведования выбирались от приходских общин мирские старосты, обыкновенно в числе двух; старосты нанимали к церквам священников за определённую, договорённую, ругу, а что оставалось из доходов с имений затем, то шло на содержание и поддержание церквей, поступало в мир и попадало в карманы старост, вообще шло куда бы то ни было, но только не священникам. Духовенство Псковское вело упорную борьбу с мирянами за церковные имения; но победа оставалась за мирянами и до позднейшего времени 267 . Довольно обычно было у нас в старое время, чтобы нищие, поскольку они собирали подаяния преимущественно у церквей, ставили кельи для житья себе на церковных монастырях (погостах) или в церковных оградах. Поземельный сбор с нищих представлял некоторый доход для причтов тех церквей, на монастырях которых находились слободки их келий 268 . Особый класс в нашем приходском духовенстве составляло духовенство городских соборных церквей. Не знаем всегда ли соборные церкви имели у себя приходы 269 , но вместе с доходами от приходов или помимо их духовенство этих церквей имело средствами своего содержания (общими, кроме частного – вотчин, которые были не у всех соборов или, по крайней мере, далеко не у всех были сколько-нибудь значительными): Во-первых, ругу от правительства, которую оно получило сначала, и которая осталась за ним навсегда. Во-вторых, доходы поминовенные, так как соборы были церквами нарочито поминовенными 270 ; в-третьих, пошлины от антиминсов к вновь строившимся церквам (которые, как мы говорили, были выдаваемы соборами) и в-четвёртых, плату за освящение церквей, если представители от него – соборного духовенства ездили освящать церкви; в-пятых, пошлину за венечные знамёна, так как жителям самых городов эти последние выдавались соборами. Духовенство кафедральных архиерейских соборов имело ту лишнюю статью доходов против духовенства уездных соборов, что ему шла большая или меньшая часть пошлин, взимавшихся архиереями за поставление в церковные степени 271 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

«Летняя ночь осенила лавру, и сквозь прозрачный сумрак, еще в большем величии, возвышались древние соборы и башни. Две из них, как два белые исполина, стояли по краям южной ограды, над которой устроена длинная галерея от Архиерейских покоев; я ходил по ней уединенно и наслаждался картиною ночи... Мало-помалу утихала окрестность, так что и слабейший слышался шорох, и воздух наполнялся странными зву­ками, которые доступны слуху только в совершенной тишине ночи. Свежесть ее росистых испарений раство­рялась ароматным запахом сена, скошенного кругом ограды» 11 – так начинается описание Троице-Сергиевой Лавры в «Путешествии по Святым местам русским» Муравьева. Описание авторизированно и фрагментарно, в нем важна, прежде всего, фигура са­мого повествователя – его положение в пространстве, его точка зрения, его субъективные ощущения, пусть самые мимолетные (слабые шорохи, которые слышать­ся в тишине ночи). Очевидно, что средневековая цер­ковная литература не знала подобной субъективности. Свойственное сентиментализму персонифицированное повествование придает религиозным переживаниям путешественника, которое он испытывает при созерца­нии Лавры, сердца русского православия, и других православных святынь, индивидуальный характер. Возвышенный и в то же время взволнованный стиль подчеркивает остроту этих переживаний. Оба писателя погружены в созерцание окружающе­го мира. Созерцание – важнейшая категория, как в сен­тиментализме, так и в христианстве. Но если в сенти­ментализме оно может иметь своим предметом и целью самые разные вещи, то в христианстве созерцание об­ладает совершенно четкой интенцией: оно обязательно направлено на мысль о Божественном устройстве мира, открытие замысла Божьего во всех Его творениях. И потому не случайно каждая живописная картина, как у Муравьева, так и у Добросердова завершается метафо­рическим обобщением религиозного характера: «Это только впечатления внешние; но кто выразит все тай­ные чувства, волнующие грудь посреди подобной древности, подобной святыни? Они прирастают к сердцу и не идут с языка! Часто немеет он и для выра­жения одного великого подвига; а здесь пять славных веков подавляют душу грузом своих событий, здесь представляются воображению две таинственные лествицы: одна, по бесчисленным ступеням деяний, глубо­ко низводит на дно священной старины русской, другая молитвенно возводит к небу» 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

После литургии викарий пригласил к патриаршему столу и меня. Это было довольно ощутительным контрастом – обедать в обстановке карловацкого патриарха по сравнению с мильковской нищетой и теми обетами, которые я только что произнес. Не могу не остановиться на обстановке патриаршего двора в Сремских Карловцах. До того я никогда не был внутри этого дворца, а только созерцал его извне. Дальше покоев митрополита Антония я не проходил. Во дворе усадьбы стояла «старая патриархия», гораздо более скромная и уютная. А большой дворец с его широчайшими коридорами, колоннадами, лестницами, скульптурными изображениями, покоями и пр. совсем не гармонировал с понятием об архиерейском доме. Не знаю, каковы были покои митрополита Санкт-Петербургского или Киевского в их лаврах, но с уверенностью предполагаю, что той мирской роскоши, бутафории и пышности там не было. Здесь Габсбурги решили польстить Православию, задобрить большую часть своих подданных, из коих очень многие спасались, как эмигранты в их владениях от зверства турок. Великое переселение сербов православных имело место, как известно, в XVII и XVIII вв. при печских патриархах Арсении III Чарноевиче и Арсении IV Шакабенте. Габсбурги отдали фрушскую гору в Среме для устройства на ней «Сербского Афона». Свыше 15 монастырей расположились в живописных равнинах и на склонах этой привлекательной, лесом и виноградниками покрытой горы, вернее невысокого, длинного (верст на 40) холма. Там цвели мужские монастыри, с богатыми угодьями, образцовым хозяйством, прекрасной обстановкой, богатыми библиотеками, в прочно построенных корпусах и сводчатых келиях. В наше время все это сохранилось. Не было только одного... монахов. Это была не пустыня, а пустые здания. В лучшем случае жили в этих трехэтажных монастырях игумен и один-два послушника, «искушеника». Это было жалкое свидетельство о былом богатстве и расцвете духовной культуры. Центом, вокруг которого эти монастыри процветали, была Патриархия в Карловцах. Там уже не богатство, а просто дворцовая роскошь бросалась в глаза. Патриаршие покои на втором этаже были переобременены роскошными и пышными украшениями. Покои отдельных митрополитов и архиереев, приезжавших на соборы, и трапезная также поражали своим убранством. В столовой стоял очень широкий обеденный стол, накрытый скатертью с ткаными гербами. Посуда и хрусталь с гербами патриархов. Лакеи в форме. Тонкие блюда, хорошее местное фрушкогорское вино. После обеда в соседней комнате подавалось кофе. Монастырского уклада, конечно, никакого.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

С этой целью положено пашенную в вотчинах землю, которую крестьяне на архиереев, монастыри и соборы пахали, отдать им, прочую же землю, которой крестьяне и прежде не довольствовались, отдать желающим в оброк, собираемые оброчные и прочих сборов деньги доставлять в коллегию экономии, которая из собранных денег должна производить во все монастыри на содержание властей и монашествующих по штату 22 мая 1724 г. притом так, чтобы ни на один из монастырей не приходилось расходов более получаемого с его вотчин дохода; с малопашенными монастырями назначено поступать по указу 30 декабря 1701 г. (т. е. отдать самим монастырям в их распоряжение все их угодья). Духовным властям назначено было содержание по определенной норме. Сбор с венечных памятей отнесен к ведомству коллегии экономии, с изъятием оного из синодального ведения. 449 Высочайше учрежденной 29 ноября 1762 года комиссии о церковных имениях, между прочими поручениями, указано размыслить не будет ли признано необходимым «для сборов и расходов церковных установить главную духовную экономическую коллегию под дирекцией двух или трех знатных людей, которая бы во всем государстве ведала, где, какие и к какому архиерейскому дому, монастырю или собору, принадлежат деревни, какие в них угодья, оклады, сборы и доходы, и каким образом отправляется в них экономия. Ежели такого места не будет, которое бы, содержа у себя все новые учреждения доходов и приходов, могло остальные деньги под свое собирать ведомство, и в издержанных счеты производить, то и места не будет, в которое отчет обо всем отдавать духовенство должно. Сверх того, и некому будет наблюдать, все ли так отправляется, как, где и чему быть определено. Коллегия надсмотр и взыскание будет делать учрежденными промыслами и заводами, к которому месту сие сведение экономии относиться будет, и вся штатная и сверхштатная сумма собираться. Та же самая коллегия дозволять будет и на то деньги выдавать, что к заведению какой-либо новой экономии или нового промысла потребно. 453 В приведенных предначертаниях предуказывались потребность и польза, план и характер деятельности предполагаемого учреждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ТУЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Здание Тульской духовной семинарии, 2009 год. Фото с сайта Соборы.Ru Тульская духовная семинария , учебное заведение Тульской митрополии Русской Православной Церкви Тульская семинария получила своё начало вслед за учреждением Тульской епархии . В пункте 15 доклада Святейшего Синода от 27 сентября 1799 года об образовании новых епархий и, между прочим, Тульской, было сказано, что сумма, положенная на (бывшую) Коломенскую семинарию , " переводится ныне же на Тульскую, какая и должна быть учреждена по переводе епархий " . Перевод семинарии - то есть прибытие в Тулу бывшего епископа Коломенского со штатом - состоялся в начале февраля 1800 года. Перевезенное семинарское имущество временно было помещено в находящийся под присмотром полиции дом майора Игнатьева на Старой Павшинской улице, и при том " с великою теснотою " . Не находя при своём доме готового места для семинарии и консистории и находя для означенных учреждений предложенный тульским губернатором праздный неотстроенный корпус губернаторского дома слишком строгим, преосвященный Мефодий (Смирнов) в том же феврале вошёл с ходатайством перед Святейшим Синодом о разрешении построить для семинарии новый корпус при архиерейском доме. Для возмещения издержек по такой постройке преосвященный вместе с тем просил разрешения продать загородный Коломенский архиерейский дом (Подлипки) и каменное подворье. Но Святейший Синод, в указе от 7 марта 1800 года, предложил преосвященному немедленно, по сношению с гражданским начальством, принять неотстроенный каменный корпус губернаторского дома в своё ведомство и свое попечение к " самонужнейшей отстройке " сего корпуса, помещения в нем по крайней мере семинарии, консистории и которых из штата архиерейского людей " . На эту стройку Св. Синод указал употребить остаточную по содержанию семинарии сумму, простиравшуюся до 548 руб. 34 коп. и половину денег, ежегодно ассигнуемых в количестве 3500 руб. для содержания семинарии и с этой целью " приостановить до некоторого времени, которое бы однако же не далее полугода продолжалось " , завершение самой семинарии.

http://drevo-info.ru/articles/3445.html

I. Троицкая лавра Летняя ночь осенила лавру и сквозь прозрачный сумрак, еще в большем величии, возвышались древние соборы и башни. Две из них, как два белые исполина, стояли по краям южной ограды, над которою устроена длинная галерея от Архиерейских покоев: – я ходил по ней уединенно, и наслаждался картиною ночи. Все засыпало в лавре после долгого всенощного бдения: еще, быть может, иные старцы стояли на молитве в кельях, но тайною оставалась их молитва . Мало по малу утихала окрестность, так что и слабейший слышался шорох, и воздух наполнялся странными звуками, которые доступны слуху только в совершенной тишине ночи. Свежесть ее росистых испарений растворялась ароматным запахом сена, скошенного кругом ограды. С одной стороны высокий Архиерейский терем и готическая трапеза Св. Сергия, где пред его иконою теплилась одинокая лампада, закрывали от меня прочие здания лавры: но в тесном их промежутке, легко стремилась к небу величественная колокольня в златом венце своем, и две златые главы Троицкого собора, над мощами святых двух Игуменов, сияли в ясном небе, как их невечерняя слава. Молодой месяц, в колыбели облаков, выглядывал из-за остроконечной крыши древней Водяной башни и кротко озарял предо мною окрестность. Сад монастырский, у самой подошвы высокой стены, обсаженный аллеями лип и окруженный прудом Келарским и Московскою дорогою: за ними, на крутом берегу речки Кончуры и на летописных высотах Волкуши, пять церквей Троицкого посада, с их слободами, а еще далее обширные поля и рощи, рассеянные по оврагам, – такой пространный обзор развивался с высокой террасы. Кое-где между дерев еще мелькали огни в домах посадских, постепенно угасая; иногда нечаянно отзывался вдали человеческий голос и казался близким посреди всеобщего безмолвия, или внезапный лай чутких собак обличал невидимое присутствие мимоидущих запоздалых богомольцев. Иногда топот копыт и стук колес глухо будил гул на соседнем мосту, и встревоженный сторож сонною рукою начинал стучать в свою доску: или был слышен пронзительный крик ворона в башне и шум его крыл, бьющих об железную крышу. Изредка заливался вдали почтовый колокольчик по Московской дороге и звонко приближался к лавре, которая от времени до времени отвечала ему гармоническою октавою своего часового колокола, – и потом все опять замолкало.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Закрыть Заявить миру о своем присутствии 07.02.2010 576 Время на чтение 6 минут 29 января 2010 года в Храме Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось первое заседание президиума Межсоборного присутствия. На нем были сформированы рабочие комиссии, определен их состав и тематика. Многие эксперты сразу же заговорили о новом органе церковного управления. Идея создания Межсоборного присутствия появилась еще в январе прошлого года, во время работы Поместного собора Русской Православной Церкви. За почти двадцатилетний межсоборный период в Церкви накопилось немало вопросов, требовавших обсуждения и компетентного решения. Но формат Поместного собора не был рассчитан на длительную вдумчивую работу с всесторонним рассмотрением насущных проблем. «Было очевидно, что мы не успеем не только вынести по ним какие-то взвешенные и соответствующие нуждам Церкви решения, а и просто их обсудить. Поэтому в какой-то момент дискуссии избранный Патриархом митрополит Кирилл предложил создать орган, постоянно действующий между соборами», - рассказал в интервью порталу «Православие и мир» иеромонах Савва (Тутунов), ставший впоследствии секретарем Комиссии по Межсоборному присутствию. Спустя три месяца на первом послесоборном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было решено начать подготовку Межсоборного присутствия, как говорится в официальном документе, «во исполнение решений Поместного собора Русской Православной Церкви». Здесь имелся ввиду пункт 6 определения «О жизни и трудах Русской Православной Церкви» прошедшего Поместного собора, который предписывал Священному Синоду «озаботиться созданием должного механизма общецерковного обсуждения вопросов, поставленных на заседаниях Поместного собора». В результате была создана Комиссия по образованию Межсоборного пристутствия под председательством Святейшего Патриарха Кирилла, которая должна была разработать основные положения, а также определиться с его составом. Аналогом нового органа можно считать существовавшее в начале ХХ века Предсоборное присутствие, готовившее вопросы к первому после двухсотлетнего перерыва Поместному собору. Но полного сходства между двумя присутствиями все же нет. «Положение Церкви тогда было другим - регулярных соборов не было - и Предсоборное присутствие работало " вхолостую " . Предполагалось, что оно готовит предложения для грядущего Поместного собора. Его все ждали, но он состоялся много позднее, в 1917 - 1918 гг. В итоге предложения Предсоборного присутствия были, скорее, благими пожеланиями. Сегодня же отличие в том, что наша работа ведется из расчета, что в Русской Православной Церкви соборы проходят регулярно. Мы готовим общецерковный форум, на котором предварительно будут обсуждены важнейшие вопросы для дальнейшего их рассмотрения и принятия решений в иерархическом порядке на Архиерейском или Поместном Соборе», - говорит о. Савва.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Карташев - тварь масонская. Этим все сказано. серьёзный аргумент. Но, прости, для опровержения заявленного факта его мало. 85. Ответ на 83., Алекс: Карташев - тварь масонская. Этим все сказано. 84. Ответ на 78., М.Яблоков: Так, на втором заседании VII Вселенского собора помимо епископов присутствовали и голосовали монашествующие, сыгравшие важную роль в деле восстановления иконопочитания.То что у монашествующих был решающий голос - это, как минимум, спорный вопрос. учитывая твое образование и публицистический дар, можешь поспорить с проф. А.В.Карташовым. " Вселенские соборы " . Клин: Христианская жизнь, 2004. С. 623. 83. Ответ на 79., Ксения Балакина: Простой вопрос: те, кто отказываются сегодня поминать Патриарха – истинные ревнители благочестия или раскольники, которых опыт раскола 17 века ничемушеньки не научил? И почему Патриарха не перестали поминать схиархимандриты Кирилл (Павлов) и Илий (Ноздрин)? Они менее пекутся о Церкви нежели о.Димитрий?В Церкви сегодня есть проблемы, очень болезненные и тревожные, которые нужно решать. Но не все методы при этом хороши. Ибо некоторые из них ведут прямиком в ад. Ибо выбор между ересью и расколом – это не тот выбор, в котором стоит участвовать. Очень странно, что патриарх не реагирует на поступок еп. Лонгина, не опровергает или подтверждает его опасение. Но, пока он не открыл свою веру, нет причины прекращать поминовение, на мой взгляд. На основании смутных догадок и реконструкций нельзя решение принимать. Выбор между ересью и расколом не стоит. Бывает выбор между правой верой и ересью или между единством и расколом. 82. Ответ на 79., Ксения Балакина: Не поминать - это еще не раскол. Есть 15-й канон Двукратного Собора на этот счет, который регламентирует этот вопрос. Раскол - это вопреки канонам создание параллейной церковной структуры с синодами и архиерейскими хиротониями. А " не поминать " - есть такая каноническая мера. Вопрос когда ее применить, чтобы не было фальстарта. Мы считаем, что еще рано. Но вместе с экуменистами мы в ад не пойдем.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/06/07/ya...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010