Итоговая аттестация Общая трудоёмкость ООП (часов) Всего: Академический час - 45 минут. Одно занятие составляет - 1,5 академических часа. Одна зачетная единица - 36 академических часов. Объем аудиторных учебных занятий в неделю - 16 академических часов. Бюджет времени, в неделях Курсы Теоретическое обучение Экзаменационная сессия Практика Квалификационная работа Каникулы Итого: Настоящий учебный план составлен, исходя их следующих данных (в академ. часах): Теоретическое обучение, включая экзаменационные сессии 1980 академ. часов. Практики 108 академ. часов. Итоговая аттестация 72 академ. часа. Итого: 2160 академ. часов (из них 945 академ. часов аудиторной нагрузки). БАЗОВОЕ ЯДРО по подготовке преподавателей и директоров воскресных школ Квалификация - катехизатор, педагог воскресной школы Цикл " Основы православного вероучения " Наименование дисциплины/Рекомендуемые темы Священное Писание Ветхого Завета Введение в Священное Писание Ветхого Завета. История и текстология ветхозаветного канона. Книги Ветхого Завета: происхождение, наименования, исторический фон повествования, богослужебные чтения, основные богословские идеи, экзегетический разбор важнейших мест. Изучение основных законоположительных, учительных и пророческих книг. Священное Писание Нового Завета Введение в Священное Писание Нового Завета. История и текстология новозаветного канона. Пришествие в мир Спасителя. Выход Господа Иисуса Христа на общественное служение и события Его жизни до первой Пасхи. Первая, вторая и третья Пасха общественного служения Спасителя. Последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа. Воскресение Спасителя. Книга Деяний святых апостолов. Церковь Христова из иудеев. Церковь Христова среди язычников. Соборные послания святых апостолов. Послания святого апостола Павла. Апокалипсис святого апостола Иоанна Богослова. Православное вероучение Катехизис Предварительные понятия. Божественное Откровение. Символ веры. Молитва Господня. Заповеди блаженства. Декалог. Догматическое богословие Понятие о богословии. Понятие о догматах. Полнота новозаветного Откровения и развитие догматической науки. Священное Предание. Священное Писание. Вероучительные тексты Православной Церкви. Понятие о богопознании. Триадология. Сотериология. Христология. Экклесиология. Сакраментология. Эсхатология.

http://mitropolia.spb.ru/docs/primernaya...

В.Я. Саврей Содержание V.Y. Savrey. Textbook The Cappadocian School in the History of Christian Thought От автора Цель и задачи спецкурса Раздел I. Становление Каппадокийской школы Лекция 1. Культурно-историческая ситуация в Византии IV века Вопросы к семинарским занятиям Темы докладов и творческих работ Лекция 2. Характер Эллинистической образованности великих каппадокийцев Вопросы к семинарским занятиям Темы докладов и творческих работ Литература Раздел II. Святитель Василий Великий как основоположник каппадокийского философско-богословского синтеза Лекция 3. Многогранность личности святого Василия Великого как христианского мыслителя Вопросы к семинарским занятиям Темы докладов и творческих работ Лекция 4. Восприятие классической литературы как необходимой части христианского образования Вопросы к семинарским занятиям Темы докладов и творческих работ Лекция 5. Философско-богословские идеи в теологии и космологии Святого Василия Великого Вопросы к семинарским занятиям Темы докладов и творческих работ Лекция 6. Этика и аскетика в системе философско-богословского учения Святого Василия Великого Вопросы к семинарским занятиям Темы докладов и творческих работ Литература Раздел III. Святитель Григорий Богослов: Осмысление «Силы таинства» Лекция 7. Духовный путь христианского философа Вопросы к семинарским занятиям Темы докладов и творческих работ Лекция 8. Философские идеи в триадологии Святого Григория Богослова Вопросы к семинарским занятиям Темы докладов и творческих работ Лекция 9. Соотношение веры и разума в философско-богословском контексте Вопросы к семинарским занятиям Темы докладов и творческих работ Лекция 10. Этико-аскетическое учение святителя Григория Богослова Вопросы к семинарским занятиям Темы докладов и творческих работ Литература Раздел IV. Святитель Григорий Нисский как теоретик христианской науки Лекция 11. Личность святителя Григория Нисского, философа и мистика Вопросы к семинарским занятиям Темы докладов и творческих работ Лекция 12. Принципы герменевтики в библейской интерпретации святителя Григория Нисского Вопросы к семинарским занятиям Темы докладов и творческих работ Лекция 13.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/kap...

Лекция 28. Прот. Вадим Леонов. Церковь Лекция 28. Прот. Вадим Леонов. Церковь. Ответы на вопросы Лекция 29. Прот. Андрей Рахновский. Миссионерские путешествия апостола Павла и его Послания Лекция 29. Прот. Андрей Рахновский. Миссионерские путешествия апостола Павла и его Послания. Ответы на вопросы Лекция 30. Прот. Андрей Ткачёв. Богословие апостола Павла Лекция 30. Прот. Андрей Ткачёв. Богословие апостола Павла. Ответы на вопросы Лекция 31. Прот. Вадим Леонов. Путь к небу Лекция 31. Прот. Вадим Леонов. Путь к небу. Ответы на вопросы Лекция 32. Небольсин А.С. Откровение Иоанна Богослова Лекция 32. Небольсин А.С. Откровение Иоанна Богослова. Ответы на вопросы Лекция 33. Прот. Вадим Леонов. Будущая жизнь Слово архимандрита Тихона (Шевкунова) по завершении православных просветительских курсов В Сретенской Духовной семинарии продолжаются еженедельные Православные просветительские курсы. Ректор Сретенской духовной семинарии, наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) рассказал о том, что в рамках двухгодичной программы планируется изучение курсов Библейской истории, догматического богословия, литургики, истории Церкви, а также практических аспектов современной миссии и апологетики. Видеозаписи: Курс «История Церкви: Между Небом и землей». 2й год (2015–2016) Курс «Бог и человек». 3й год (2016–2017) Курс «Христианская семья». 4й год (2017–2018) Курс «Символ веры». 5й год (2018–2019) Курс «Страсти и борьба с ними». 6й год (2019–2020) Курс «Господь — просвещение мое». 7й год (2020–2021) Аудиозаписи: 1й год обучения (2014–2015) 2й год обучения (2015–2016) 3й год обучения (2016–2017) 4й год обучения (2017–2018) 5й год обучения (2018–2019) 6й год обучения (2019–2020) 7й год обучения (2020–2021) Федор Алексеевич Куприянов — преподаватель Ветхого Завета Сретенской семинарии, кандидат наук, доцент. Протоиерей Вадим Леонов — кандидат богословия, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Сретенской духовной семинарии. Протоиерей Александр Тимофеев, заведующий кафедрой библеистики Московской духовной академии, преподаватель и участник многочисленных экспедиций по библейской археологии.

http://azbyka.ru/video/pravoslavnye-pros...

Потом я осмотрел все место. Над отверстием колодца устроена была из камней довольно немалая комната со сводом, четвероугольная, оштукатуренная. Восточная стена лучше других уцелела; она кверху полукруглая и имеет следующий вид ; линия поперечная означает выступ и, следовательно, углубление над самою аркою; этот выступ попорчен; только левый угол его сохранился; судя по этому углу, нельзя думать, чтобы тут был престол; ибо выступ узок: нельзя на нем священнодействовать. Однако-же, он служил же для чего нибудь? Судя по обвалу этой стены, я полагаю, что выступ имел вид выема, в средине вдавшегося в комнату, и на этом-то обвалившемся выеме совершалось богослужение. Прочие стены обвалились и засорили всю комнату. В западной стене, в обоих углах, есть отверстия. Пролезши чрез них, очутишься в двух комнатах или коридорах, в которых можно свободно ходить. Эти коридоры имеют двери, но обрушившееся за ними здание церкви не позволяет отворить их. Стало быть, из церкви был двойной ход к самому отверстию колодца. Быть может, одним коридором входили сюда, а другим выходили, дабы столпившийся народ не заградил сам себе выхода, разместившись по обоим коридорам. Из одного коридора Семен Максимыч вынес несколько камней; и я взял один камешек для памяти, – Самое внутреннее горло колодца было не в таком виде, в каком оно теперь находится. Какой-то большой бело-желтый камень, служивший, кажется, вместо двери, накось уткнулся в горло колодца и заслонил его собою немало. – Вылезши оттуда, я очень рад был, что удалось мне исследовать хорошенько место, освященное Спасителем человеческого рода. Потом я обошел кругом все место, где древле стояла церковь . Еще хорошо виден северо-восточный угол её. Судя по этому углу, полагаю, что колодец находился под алтарем; и в него входили из предалтарной церкви по ступеням, ведущим в вышеупомянутые два коридора. Там, где были эти ступени, и теперь заметны два углубления, в которых торчат 4 гранитные колонны. Нельзя теперь судить точно об обширности церкви, потому что самые развалины заросли землею и образовали холмик. За левой стороной холмика есть еще остаток гранитной колонны, и около северо-восточного угла есть кусок такой же колонны. Вот единственные остатки храма, который должен быть невелик, но богат, и строен царскою рукою; ибо гранитные колонны поставить около Сихема мог только царь. – Лишь только отошли мы от колодца, арабы опять заметали камнями наружное отверстие.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Православный просветительский центр при Приходе Феодоровской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург) проводит в октябре следующие - (78) – октябрь 2009. – С.90. – (рубрика « Путеводитель. 5 событий октября »); 30 октября – лекция «”Фаустовская” тема (от Гете к Томасу Манну)» из цикла «Христианство и культура»; читает архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), профессор Санкт-Петербургской Духовной академии; 16 октября – лекция «Святой Патриарх Тихон» из цикла «Русская Православная Церковь XX-XXI веков в личностях Патриархов»; читает протоиерей Георгий Митрофанов , профессор Санкт-Петербургской Духовной академии; 27 октября – дискуссионный цикл «Господь любит праведны х»: Вопрос о святости в свете Священного Писания; 23 октября и 6 ноября – лекции по этикету ; читает Иван Арцишевский , представитель в России Ассоциации рода Романовых, советник председателя Совета Федерации; 20 октября – круглый стол журнала «Вода живая» - «Христианство и астрология».   В культурном центре «Покровские ворота» (Москва) в октябре пройдут следующие - (78) – октябрь 2009. – С.90. – (рубрика « Путеводитель. 5 событий октября »); 12 октября – лекция «Материнство. Счастливая мама – счастливый малыш. Ясли, детские сады, няни, и бабушки » психолога и священника Андрея Лоргуса ; 28 октября – лекция «Культура церкви в синодальный период» (живопись и архитектура) кандидата исторических наук Алексея Беглова ; 5 октября – лекция «Апостольский век: понятие, периодизация, основные вехи и характеристики» старшего преподавателя кафедры библеистики Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Андрея Небольсина .          6 книг октября:   Серия справочников «Епархии России»: « Санкт-Петербургская епархия. 2009 »; « Псковская епархия. 2009 »/Составители Павел Воробьев , Александр Зилотов . – СПб.: Православное издательство «Ладан», 2009//Фома. - – октябрь 2009. – С.90. – (рубрика « Путеводитель. 6 книг октября »). Подробная и разноплановая информация о церковных объектах каждой епархии. Первый выпуск этой серии – «Санкт-Петербургская епархия. 2007».

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-78-...

поиск:   разделы   рассылка Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий встретился с ректорами вузов Санкт-Петербурга 5 сентября 2015 года в Санкт-Петербургском епархиальном управлении прошла встреча управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия с руководителями петербургских вузов. Во встрече приняли участие секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный храмов в вузах Санкт-Петербургской епархии протоиерей Петр Мухин, руководитель сектора коммуникаций епархиального информационного отдела Наталья Родоманова. Со стороны руководства высших учебных заведений присутствовали: Владимир Васильев, ректор Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга; Андрей Рудской, ректор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета; Игорь Максимцев, ректор Санкт-Петербургского государственного экономического университета; Александр Тургаев, ректор Санкт-Петербургского государственного института культуры; Василий Кичеджи, и.о. ректора Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. Александра Штиглица; Валерий Михеев, и.о. ректора Российского государственного гидрометерологического университета; Владимир Кутузов, ректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета " ЛЭТИ " ; генерал-лейтенант полиции Василий Кудин, начальник Санкт-Петербургского университета МВД России; Михаил Смуров, ректор Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации; Александр Белокобыльский, начальник ФГБУ " Управление межвузовского студенческого городка в Санкт-Петербурге " ; Сергей Бачевский, ректор Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. профессора Михаила Бонч-Бруевича; Владимир Леванович, ректор Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета. Митрополит Варсонофий, приветствуя гостей, сказал, что в деятельности Церкви и науки немало сфер взаимодействия, которые необходимо поддерживать и развивать.

http://religare.ru/2_107374.html

3) в целях достижения взаимопонимания пригласить вышеупоминаемых деятелей ФПЦ посетить Советский Союз и познакомиться с жизнью РПЦ. В качестве официальной цели поездки сам митрополит Николай называл следующее: «Сделать в гор. Хельсинки и ряде городов Финляндии, по просьбе Общества (Общество «Финляндия – Советский Союз». – Прим. автора), доклады о свободе религии в СССР, о жизни и деятельности Русской Православной Церкви и ее участии в борьбе за мир во всем мире» . Кроме того владыка должен был совершать богослужения в Покровской и Никольской общинах г. Хельсинки, рукоположить в сан священника Д.Н. Фринсдтета и встретиться с архиеп. Германом (Аавом). Поездка митрополита Николая длилась с 26 июля по 11 августа. Всего им было сделано 60 выступлений, в том числе по финскому радио (27 июля), 29 июля состоялась лекция в Высшей Торговой школе в г. Хельсинки, 30 – лекция в Тампере, 31 – лекция в Хямеенлинне, 3 августа – лекция в Турку, 6 – лекция в Куопио, 8 – также в Куопио прошла лекция для православных священников, 9 августа – лекция в Йоэнсуу. Таким образом, митрополит Николай посетил Хельсинки, Турку, Тампере, Хямеенлинну, Куопио и Ново-Валаамский монастырь. В Хельсинки он был принят президентом Юхо Кусти Паасикиви и министром народного просвещения Йоханнесом Виролайненом. В Турку состоялась его встреча с архиепископом Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии Илмари Саломиесом, в Тампере – с лютеранским епископом Элиасом Гулином. Эта поездка имела большое значение в изменении отношений Русской Православной Церкви и Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии, она послужила предпосылкой к началу православно-лютеранского богословского диалога «Синнапи», который продолжается до сих пор. В Куопио состоялась встреча митрополита Николая с архиепископом Карельским и всей Финляндии Германом (Аавом). Владыка Герман сразу же заявил о своей поддержке «Декларации». «Дай Бог нам скорее молиться вместе, – говорил он митрополиту Николаю. – По Вашим портретам в журналах я думал, что Вы так же суровы, как и Григорий (Чуков. – Прим. автора), а увидел совсем другое лицо и почувствовал в Вас брата» . «При этом он меня обнял и заплакал» , – отмечал позднее митрополит Николай. О встрече с архиепископом Германом он писал следующее: «Наша продолжительная беседа была очень дружеской и сердечной. Прощаясь, Архиепископ Герман меня горячо обнял и мы облобызались. Он – художник, и я любовался галереей картин его кисти. Я расстался с ним с крепкой надеждой на скорое восстановление наших молитвенно-канонических взаимоотношений» .

http://bogoslov.ru/article/4540972

Его сменил митрополит Алексий (Симанский), член Временного Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя. Ему удалось пережить эпоху гонений и сохранить Ленинградскую епархию. Именно владыка Алексий после смерти Патриарха Сергия (Страгородского) был избран Поместным Собором 4 февраля 1945 года Патриархом Московским и всея Руси, оставаясь Первосвятителем в течение четверти века. Начиная с тех еще военных лет и вплоть до сегодняшнего дня митрополиты Ленинградские – Санкт-Петербургские всегда являются постоянными членами Священного Синода Русской Православной Церкви. На протяжении более чем 260 лет существования Санкт-Петербургской епархии ее официальное название несколько раз менялось. Изначально кафедра именовалась Санкт-Петербургской и Шлиссельбургской, с 22 сентября 1770 года – Санкт-Петербургской и Невельской, с 1 января 1775 года – Новгородской и Санкт-Петербургской, а с 16 октября 1799 года – Санкт-Петербургской, Эстляндской и Выборгской.  В XIX веке название менялось девять раз. Соответственно: • с 19 января 1800 года кафедра называлась Новгородской, Санкт-Петербургской, Эстляндской и Выборгской; • с 4 января 1803 года – Новгородской, Санкт-Петербургской, Эстляндской и Финляндской; • с 26 марта 1818 года – Санкт-Петербургской, Эстляндской и Финляндской; • с 25 июня 1818 года – Новгородской, Санкт-Петербургской, Эстляндской и Финляндской; • с 4 ноября 1848 года – Санкт-Петербургской, Эстляндской и Финляндской; • с 20 ноября 1848 года – Новгородской, Санкт-Петербургской, Эстляндской и Финляндской; • с 24 июня 1865 года – Новгородской, Санкт-Петербургской и Финляндской; • с 7 сентября 1892 года – Санкт-Петербургской и Финляндской; • с 18 октября 1892 года – Санкт-Петербургской и Ладожской. В XX веке кафедра переименовывалась восемь раз, причем трижды – в связи с изменением названия города: Санкт-Петербург – Петро¬град – Ленинград – Санкт-Петербург. Итак: • с 18 августа 1914 года митрополит именовался Петроградским и Ладожским; • с 17 июня 1917 года – Петроградским и Гдовским;

http://mitropolia.spb.ru/about/history/

По поводу черепа на экране эксперт О.В.Лукина подробно рассказывает о том, что «выполнена компьютерная томография черепа на мультиспиральном томографе … с дальнейшим апостериорным построением различных вариантов реконструкций…»(с.448). Далее эксперт сообщает, что «мы не знали, на момент исследования, кому принадлежит череп…». Отмечает, что форма черепа - «доликефалическая, с достаточно высоким лбом подбородочный выступ справа…» (с.449). Совершенно ясно, что доликефалическая форма черепа упоминается, имея ввиду форму головы Императора. «Подбородочный выступ справа», - утверждает эксперт, подтверждая мнение другого эксперта см. на с.440) ; но, как показал Э.Агаджанян, выступ на фото Императора действительно был слева (см. «Царская Голгофа…с.18-19). При этом, если на с.448 эксперт показывает череп хотя бы на экране; эксперт на с.440 череп вообще не показывает. Но дело в том, что известный по другим источникам череп как мы выше видели, вообще иной, чем на экране на с.448. При сем непонятно, каково происхождение черепа на экране? Но и череп в раскопе вряд ли подходит Императору. Все же общий вид весьма отличен от пропорций головы Николая Александровича. Можно понять комиссию, кот. отвергла этот вариант. Но все же, откуда другие головы? И кому принадлежит этот скелет? Таким образом, у нас, оказывается, уже три черепа (не считая рябовского), каждый из которых может считаться императорским, согласно официальным материалам следствия. Что с этим делать? И, безотносительно к главному вопросу, есть ли здесь вообще, Царская семья, возникает проблема достоверности в чисто научных рамках. Ведь у остальных трех мужских скелетов с черепами, как будто, пока «все на месте». Почему же с основным черепом такая странная история? Также возможен вопрос из чистой любознательности, кому теперь приписан «рябовский» череп. На эти вопросы не отвечают даже самые профессиональные публикации. Так, в статье Абрамова «Краниафациальная идентификация останков из екатеринбургского захоронения» приводится ценная для нас схема 1991 г. и подробно обосновывается, что «наиболее пригодными объектами для исследований… были черепа… черепа нельзя было перепутать…» (с.4). На с.10 приводится таблица фотосовмещений для черепа Эти фотосовмещения проводятся по черепу, который именуют головой Николая Второго, но опубликованная здесь же схема 1991года показывает, как мы уже знаем, совершенно другой облик. . (журнал «Судебно-медицинская экспертиза», 5, 98). Так что все наши вопросы вновь сводятся к тому, как и в какой момент голова из схемы !991г. (еще и опубликованная на фото архим. Тихоном), была заменена другим черепом.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/17/...

И не только солнце убежало, но и земля в смятении затряслась, не перенося беззакония того, что совершалось, показывая с своей стороны и уча, что Бог был распинаем, – почему она и выразила негодование, не желая носить на себе безбожных иудеев. Не так осквернил землю братоубийца Каин, и не так отягчило ее столпотворение, производившееся великанами, и не так осквернили ее беззаконствовавшие содомляне и даже те самые, кто творили из нее идолов, не так отягчила ее пролитая кровь Захарии и Авеля, как иудеи, дерзнувшие на это великое нечестивое деяние. Поэтому расседались и сухие скалы, чтобы люди поняли, что Он – духовная и живая скала. Пияху бо, – говорит (Писание), от духовнаго последующаго камене: камень же бе Христос ( 1Кор. 10:4 ). О, иудейская неблагодарность! Скалы расселись, а они остаются бесчувственными: бездушные предметы в смятении трясутся, а одушевленные не веруют; завеса церковная раздирается, чтобы, наконец, обнаружилось их запустение, по реченному Христом ( Мф. 23:38 ). Многие же тела усопших святых воскресли вместе со Христом, чтобы мы поняли, что Христос, умерши, не восстает один только, но воскрешает из мертвых всех, верующих в Него. Это, кратко сказать, – святой праздник Пасхи, и эти таинства христиан мы прославляем по причине воскресения мертвых и вечной жизни. Тем же да празднуем, не в квасе злобы и лукавства, но в безквасиих чистоты и истины ( 1Кор. 5:8 ), веруя в Отца, и Сына, и Святого духа, – в Троицу единосущную, несозданную, – веруя воскресению, ожидая, что Господь опять придет, однако, уже не уничижено, но славно – с небесным великолепием, со светлыми ангелами, с трубным звуком, со страхом и радостью: радостью, конечно, святых и праведных, страхом же – неправедных и грешников. Бог же мира да удостоит всех нас воскресения со святыми, –нас, оказавшихся владеющими прекрасными делами и православною верою, – по благодати и человеколюбию Единородного Его Сына, с Которым слава, честь и поклонение Всесвятому и Благому, и Животворящему Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь 40 . 40 Творен, св. И. Златоуст., изд. С.-Петербургск. Дух. Академ. 1896 г., т. II, кн. 2, стр. 893–897; в Curs. Compl. Patrolog. Migne эта беседа отнесена к разряду Spuria (т. е., неосновательно приписываемых св. Златоусту). Воскресн. Чтен. X (1846–1847) г., 2–3 стр. Читать далее Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2./сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904./Ч. 1. – XII, 862, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010