В Санкт-Петербургской епархии открылась выставка современного сакрального искусства «Альфа и Омега» 11 сентября 2023 г. 13:03 8 сентября 2023 года в Бирюзовом зале отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии состоялось открытие выставки современного сакрального искусства «Альфа и Омега». Открытию выставки в рамках образовательной деятельности Высших епархиальных курсов святого Иоанна Кронштадтского предшествовал курс лекций «Вознесенный над Невой», посвященный богословию искусства, христианскому искусствоведению, современной иконологии на примере творчества авторов в городе святого Петра на Неве. В честь открытия в Бирюзовом зале прошла лекция-диалог. Смысл богословия и художественные особенности стилистики Петербургского христианского искусства присутствующим раскрыли кандидат богословия иерей Илия Макаров и кандидат искусствоведения Виктория Гусакова. Священник Илия Макаров подчеркнул, что концерт-лекция и выставка объединены единым духовным звучанием, которое свойственно только культуре Санкт-Петербурга: «Здесь картины поют, а музыка живописует. Светское и религиозное искусство петербургских композиторов и художников говорит о необходимости встречи с Богом лицом к лицу». Кандидат искусствоведения Виктория Гусакова добавила, что слушатели курсов являются свидетелями встречи с петербургскими художниками, каждый из которых самобытен и уникален. Но при этом всех их объединяет любовь к традициям византийского и древнерусского искусства. Музыкальным сопровождением вечера стало выступление молодежного хора «СоГласие» под управлением хормейстера Мариинского театра Павла Теплова. Духовные произведения, сопровождающие предметы художественного искусства, были дополнены музыковедческими комментариями о песнопениях современных петербургских авторов. На выставке представлены работы петербургских авторов Юрия Люкшина, Александра Простева, Максима Бови, Владимира Зенина. Каждую пятницу в 17.00 гости выставки могут ознакомиться с картинами с помощью видеогида, созданного для более плотного соприкосновения с сакральным смыслом представленных предметов искусства. Выставка будет открыта до конца сентября. Пресс-служба Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. С публичными лекциями в Санкт-Петербурге 3-5 февраля выступила профессор русского языка и литературы Кембриджского университета, член попечительского совета фонда Пушкинского Дома, прихожанка Сурожской епархии Московского Патриархата Ирина Кириллова.    Известная представительница русского зарубежья выступила перед студентами, преподавателями, филологами, историками, журналистами и всеми желающими в РГПУ имени Герцена и в Мемориальном музее-квартире Ф.М. Достоевского в Кузнечном переулке.  Лекции Ирины Кирилловой “Речь Ф.М.Достоевского на открытии памятника А.С.Пушкину " и " Трагедия христоподобного образа князя Мышкина в романе Ф. М. Достоевского " Идиот " возвращают слушателей к духовным исканиям XIX века, которые по-новому видятся из нынешнего столетия. " Пушкинская речь " русского писателя-пророка, произнесенная в 1880 году с ее знаменитом призывом ”Смирись, гордый человек!” в интерпретации Ирины Кириловой становится чрезвычайно актуальной для современного человека. Его оторванность от веры, Бога, родных корней - ещее страшней и болезненней. Лектору, как европейскому и в то же время русскому человеку, близка мысль о том, что мнимые богатства, накопленные Западом, не спасут его от падения. В лекции о " вполне прекрасном человеке " , оставшимся мечтой великого писателя и мыслителя, литературовед раскрыла трагическую судьбу князя Мышкина, столкнувшегося с искушениями падшего, коварного и чувственного мира. Герой Достоевского оказался беспомощным перед этим миром, его любовь и жалость к людям никого не спасли, потому что были лишены подлинной духовности. " C этой трактовкой романа " Идиот " был полностью согласен митрополит Антоний Сурожский. Он считал, что человеку не нужна такая жалость, которая не приводит его к покаянию " , - рассказала Ирина Кириллова.    " Вода живая " , 05.02.09

http://old.aquaviva.ru/news/2009-02-05/1...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 25 января в Петербурге прошла межконфессиональная конференция " Образование как миссия Церкви " . Подобные форумы проходят в Петербурге уже третий год в рамках Недели молитв о христианском единстве. В лекционном зале Высшей католической семинарии " Мария-Царица апостолов " по традиции собрались православные и католические священнослужители, лютеранские пасторы, профессора и воспитанники духовных семинарий, а также светские ученые-религиоведы и обществоведы. Конференция проходила в форме «круглого стола». Вел встречу референт Санкт-Петербургского епархиального управления, клирик храма святой равноапостольной Марии Магдалины в г. Павловске иерей Владимир Хулап. На встрече поднимались вопросы собственно духовного образования, а также участия Церкви в работе государственной образовательной системы. Директор Православного института миссиологии, экуменизма и новых религиозных движений, клирик Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Федоров в своем выступлении посетовал на определенную замкнутость современных духовных учебных заведений в России. Современным духовным школам, по его мнению, необходимо расширять межконфессиональные контакты: «Хотелось бы, чтобы мы учились друг у друга. Чтобы в православных семинариях выступали с лекциями католические и лютеранские богословы, и православных священников приглашали с лекциями в семинарии других конфессий. Потому что всегда полезно посмотреть на свою веру со стороны. И ничто не может углубить понимание и любовь к своей традиции, как рассказ о ней представителям других конфессий».

http://old.aquaviva.ru/news/2008-01-28/4...

Лекция иерея Илии Макарова прошла в Мариинском театре ноября 2017 Лекцию сопровождало выступление женского хора Санкт-Петербургской митрополии под управлением Игоря Матюхова .   Отец Илия выразил благодарность художественному руководителю Мариинского театра Валерию Гергиеву за предоставленную возможность здесь выступить. Раскрывая смысл названия лекции " Таинственная музыка русских композиторов " , он подчеркнул, что ударение в слове " таинственная " нужно ставить на первом слоге, поскольку речь идет не о тайне, а о церковном Таинстве. " Таинство - центральный момент в богослужении. Музыка в храме - это не фон и не украшение, она должна подчеркивать подчиненность церковной жизни Таинству " , - отметил он. По его словам, сопровождающая богослужение музыка погружает молящегося в определенное состояние, но это не значит, что она " программирует " : Бог дал человеку свободу, и реакция человека зависит от чистоты его сердца. Большинство прозвучавших произведений было написано в ХХ веке: на этом материале интереснее всего проследить, как композиторы сохраняли традиции богослужебного пения, что нового в эти традиции привнесли. Прозвучали песнопения Александра Архангельского, Александра Гречанинова, Александра Третьякова, Павла Чеснокова, диакона Сергия Трубачева. Первым хор исполнил песнопение XVII века " Достойно есть " . Его автор - царь Феодор Алексеевич. Отец Илия рассказал о том, что музыка, сочиненная царем Феодором, популярна и поныне, множество раз подвергалась гармонизациям. Лектор коснулся истории появления в храмах женских хоров: вплоть до XIX века их пение сопровождало богослужения только в монастырях. Появление женских голосов в приходских храмах - заслуга композитора Александра Архангельского (1846-1924). Программа лекции соответствовала чинопоследованию Божественной литургии: отец Илия объяснил, что " Херувимская " напоминает о пении ангелов, а " Милость мира " предваряет причащение - момент соединения человека с Богом. Обычно " Милость мира " в концертах не исполняется, только в храме, но здесь, с просветительской целью, было сделано исключение.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Прошла лекция к 100-летию изъятия церковных ценностей апреля 2022 После совместной молитвы к верующим обратился настоятель протоиерей Леонид Степанов . Он подчеркнул, что " благодаря изучению тех или иных исторических фактов, можно избежать многих бед и ошибок " . Катехизатор храма, выпускник СПбДА Алексей Харчевников сделал небольшой экскурс в историю Синодального периода, отметив, что события XX столетия тесно связаны с окончанием предыдущего периода истории Церкви. Был проанализирован период 1917-1918 годов, когда, с одной стороны, Церковь после почти 200-летнего перерыва получила возможность избрать Предстоятеля, с другой - на нее обрушились притеснения большевистской власти. Основная часть выступления касалась событий 1922 года, когда был издан декрет ВЦИК " Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим " . Лектор описал события голода, случившегося в нескольких регионах страны в 1921-1922 годах и послужившего формальным предлогом для изъятия церковных ценностей. Были озвучены причины составления антицерковного декрета: они заключались не в желании помочь обессиленным людям, а в том, чтобы как можно сильнее нанести удар по Русской Церкви. Докладчик рассказал, как изымались ценности из храмов Петрограда, в том числе из церквей Волковского кладбища. Были упомянуты и те, кто пострадал в результате кампании, в том числе расстрелянные, а через несколько десятилетий причисленные к лику святых митрополит Вениамин (Казанский) , архимандрит Сергий (Шеин), профессор Юрий Новицкий, юрист Иоанн Ковшаров. ИА " Вода живая " , 10.04.22 Поделиться Упоминания в новостях 20 апреля 2024 28 января 2024 10 июня 2023 19 мая 2023 18 апреля 2023 20 апреля 2024 18 апреля 2024 14 апреля 2024 13 марта 2024 5 марта 2024 1 марта 2024 29 февраля 2024 18 февраля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024 24 апреля 2024 22 апреля 2024 21 апреля 2024 21 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Новая атмосфера духовной свободы позволила нам впервые открыто, публично заявить в России широким кругам россиян о нашем монашеском идеале, о нашей концепции единства Церкви и о путях к достижению этого единства. С 12 по 25 ноября 1991 г. Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М. Рудомино пригласила нас организовать в Москве выставку о Шеветоньском монастыре, где была бы показана наша монастырская жизнь, издаваемые нами книги и журнал «Иреникон», произведения нашей иконописной мастерской, изделия из эмали и другие предметы церковного обихода, кассеты, на которых запечатлено пение нашего церковного хора, богатства нашей библиотеки и нашего архива. В дни работы выставки представители нашего монастыря выступили с лекциями, посвященными истории нашей общины, духовной традиции монашества на Западе и Востоке, а также нашему журналу. Выставку почтили своим посещением постоянный член Священного Синода митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий и епископ Можайский Григорий (Чирков), на ней побывали представители различных христианских конфессий. После ее закрытия Патриарх Кирилл, на тот момент митрополит Смоленский и Калининградский и председатель Отдела внешних церковных сношений, поблагодарил шеветоньских монахов за устройство выставки, как проявление доброй воли и стремления к доброжелательному и конструктивному диалогу . В следующем 1992 году аналогичная выставка состоялась с 13 по 26 октября в Санкт-Петербурге, в Российской национальной библиотеке. Она получила благословение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), и на ней побывали многочисленные посетители. Эта выставка тоже сопровождалась лекциями, беседами и другими мероприятиями, в которых приняло участие несколько преподавателей Санкт-Петербургских духовных школ. Обе выставки — в Москве и Санкт-Петербурге — были подготовлены и организованы отцом Фаддеем Барнасом (Barnas), который был тогда библиотекарем нашего монастыря. После этого монахи Шеветоня еще не раз посещали Россию. Так, нас приглашали для чтения лекций, посвященных истории монастыря и монашеской духовности. Можно упомянуть, например, о курсе лекций «Святые монахи Востока и Запада», прочитанном в ноябре 2000 г. отцом Михаилом Ван Парэйсом, тогдашнем настоятелем монастыря, в московском Библейско-богословском институте святого Апостола Андрея. Ранее сотрудники этого института участвовали в проводимых в Шеветоне так называемых «учебных неделях», темой которых в 1995 г. было «Примирение», а в 1998 г. — «Крещение и общение», причем Институт опубликовал труды этих «Недель» в русском переводе .

http://bogoslov.ru/article/506597

Журнал «Хоровое и регентское дело», у истоков которого стоял сам Степан Васильевич, опубликовал такие его работы, как «О русской церковно-певческой литературе с половины XVI века до начала влияния приезжих итальянцев», «Вступительная лекция по истории церковного пения, читанная в Московской консерватории 5 октября 1889 года», «Вступительная лекция по истории церковного пения, читанная в Петербургском университете в октябре 1905 года», «Церковное пение, народная песня и школьные хоры (мысли С.В. Смоленского)». В «Русской музыкальной газете» вышли «Чтения из истории русского церковно-певческого искусства» (выступления Смоленского в Обществе любителей древней письменности), «Несколько новых данных о так называемом кондакарном знамени в кондакарях XII-XIII веков», «Клавесинная музыка в России второй половины XVIII века». Кроме того, в 1911 году Финдейзен опубликовал пятый выпуск своего сборника «Музыкальная старина», целиком посвященный памяти Смоленского: сюда вошла одна из последних работ ученого – «Значение XVII века и его кантов и псальмов в области современного церковного пения так называемого «простого напева«» с большим нотным приложением, а также составленные Финдейзеном «Биографический очерк» и два ценнейших указателя – «Указатель изданных литературно-музыкальных трудов С.В. Смоленского в хронологическом порядке» и, при содействии А.В. Преображенского, «Полный список докладов и лекций С.В. Смоленского за 1901–1908 гг., читанных главным образом в Обществе любителей древней письменности». Знакомство Николая Федоровича Финдейзена с архивом ученого привело к весьма важному результату – созданию «Биографического очерка». А.В. Преображенский дал ему очень высокую оценку: «Биографический очерк составлен подробно и прекрасно обрисовывает глубоко симпатичный облик незабвенного Степана Васильевича на протяжении всей его жизни, от школьной скамьи – до последних дней. Н.Ф. Финдейзен приводит в очерке целый ряд выдержек из «Воспоминаний» и переписки Степана Васильевича с разными лицами, чем очень оживляет известный всем сухой биографический перечень событий его жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Лекция о Священном Писании в жизни Израиля прошла в Феодоровском соборе октября 2017 Она стала первой в цикле " Древние тексты в современном мире " - просветительском проекте , посвященном духовной культуре древности в формате edutainment (education + entertainment, просвещение в легкой для восприятия форме подачи). Руководитель и автор проекта клирик собора иерей Алексий Волчков отметил, что с момента возобновления церковной жизни на приходе возник интерес к изучению и комментированию Священного Писания: проводятся конференции, лекции, выступают видные специалисты. Появилась " Школа библейской филологии " : " У нее два направления - изучение библейского иврита, греческого языка Нового Завета и лекции по Ветхому Завету. В этом году мы выиграли президентский грант , что даст возможность продолжать наше дело более основательно, качественно, на большую аудиторию " . В рамках цикла будет проведено более 20 лекций, посвященных Ветхому и Новому Заветам, которые прочтут специалисты по истории библейской традиции, профессора из университетов и духовных учебных заведений, историки, филологи и богословы. Открытые лекции и занятия адресованы не только петербуржцам, но и аудитории русскоязычных пользователей Интернета. Настоятель собора протоиерей Александр Сорокин , приветствуя слушателей, подчеркнул, что началом христианского просвещения является Слово Божие, написанное в древности, но актуальное всегда и для всех: " Знаменательно, что лекции начинает профессор Анатолий Алексеев, так как он участвует в просветительской деятельности прихода с самого начала. У меня с ним содержательное и давнее знакомство. И сегодня я сам с удовольствием его послушаю " . Профессор Алексеев отметил, что Библия является Священным Писанием и иудеев, и христиан: иудейское Священное Писание повлияло на христианское, а христианское повлияло на иудейское. Лектор напомнил, что с конца первого тысячелетия до нашей эры до начала первого тысячелетия нашей эры во многих религиях возникают или оформляются священные тексты. Немецкий философ Карл Ясперс назвал это время осевым - поворотом от мифологического к рациональному сознанию. Священные Писания всех религий - это попытки осмыслить структуру мира и место человека в нем. Все они теоцентричны, в центре имеют понятие " Бог " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Written by admin - 02.03.2021 - 1164 Views Лекция посвящена мемре (сир. „речь“, „проповедь“) О Ниневии и Ионе, принадлежащей перу великого сирийского поэта-богослова Ефрема Сирина (ум. 373). Предлагаемый вниманию слушателей текст представляет собой поэтическое переложение библейской книги пророка Ионы, сосредотачивающийся однако не на фигуре пророка Ионы, а на ниневитянах. Это произведение не избаловано вниманием исследователей и остаётся в тени излюбленного жанра Ефрема, учительных […] Written by admin - 08.02.2021 - 1050 Views Мандеи (это название, возможно, происходит от арамейского manda — «знание», то же, что и греч. gnosis — «гностики») — одна из сохранившихся до наших дней гностических религий. Члены общины считают себя учениками Иоанна Предтечи. Последователи этого течения проживают на территории Ирака, Ирана и некоторых других стран. На лекции речь будет идти об идеологии, языке и […] Written by admin - 03.02.2021 - 1171 Views Несколько месяцев назад в Феодоровском соборе появился «эфиопский клуб». На встречи этого клуба может прийти каждый, кому интересна история и современное положение жителей Эфиопии и Эритреи. Участниками этого клуба являются как петербуржцы, так и студенты, выходцы из Эфиопии и Эритреи. Больше фото по ссылке «МахбЭрэ Мариам/ » (Братство, посвящённое Деве Марии) – таково […] Written by admin - 02.02.2021 - 906 Views Что такое Талмуд и почему их два? Written by admin - 25.01.2021 - 944 Views Лектор — иеромонах Стефан (Игумнов), секретарь Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Онлайн-лекция иеромонаха Стефана Игумнова о современном сирийском христианстве состоялась 2 декабря в рамках проекта «Восток свыше». Она была организована в ZOOM-e и транслировалась на YouTube. Организаторами мероприятия выступили Феодоровский собор и Санкт-Петербургская духовная академия. Были […] Written by admin - 07.12.2020 - 1133 Views Грядущие мероприятия Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

http://texts.aquaviva.ru/page/2/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ Григорий (Постников), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Ксилография. После 1855 г. (ГИМ) Григорий (Постников), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Ксилография. После 1855 г. (ГИМ) (Постников Георгий Петрович; 1.11.1784, с. Михайловское Никитского у. Московской губ.- 17.06.1860, С.-Петербург), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Род. в семье диак. Петра Фёдорова. В 1805 г. окончил Перервинскую ДС, в 1809 г.- Троицкую ДС, в 1814 г.- СПбДА со степенью магистра богословия, во время учебы получил фамилию Постников. 25 авг. 1814 г. принял монашеский постриг, 27 авг. был рукоположен во диакона, 28 авг.- во иерея. Одним из наставников Г. был свт. архим. Филарет (Дроздов ; впосл. митрополит Московский), оказавший на него большое влияние. По предложению митр. Филарета в 1814 г. Г. занял место академического библиотекаря, пополнил б-ку мн. ценными изданиями. С 17 авг. 1814 г. бакалавр академии, с 13 окт. того же года действительный член конференции СПбДА, с 19 марта 1816 г. инспектор. 29 марта 1817 г. Г. была присвоена степень д-ра богословия за соч. о пророках «Commentatio de prophetis in genere». 29 июля 1817 г. посвящен в сан архимандрита и назначен настоятелем Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . 1 окт. того же года стал экстраординарным профессором СПбДА, а 2 мая 1819 г.- ректором и ординарным профессором. Продолжая традиции свт. Филарета (Дроздова), Г. поддерживал в академии строгий порядок, усовершенствовал учебные программы, методы обучения, улучшил материальное положение студентов. Преподавал богословские науки, Свящ. Писание, англ. язык. Еще в 1816 г. Г. был назначен вице-президентом Российского библейского общества , участвовал в переводе Свящ. Писания на рус. язык; став ректором, возглавил переводческий процесс в СПбДА. Впосл. выступал против закрытия Российского библейского об-ва. Г. первым начал преподавать богословие на рус. языке. Тексты Свящ. Писания также цитировал и разбирал на занятиях со студентами на рус. языке, что было тогда новым явлением. Лекции Г. в печатном или рукописном виде расходились по мн. духовным академиям и семинариям. Для распространения в обществе богословских знаний предлагал разрешить всем независимо от пола, возраста и сословия присутствовать на публичных лекциях в академии, хотя этот проект не был осуществлен. С 21 авг. 1821 г. состоял членом Комиссии духовных уч-щ, отстаивал лекционную систему преподавания в Духовных академиях, оспаривая сторонников обучения по классическим книгам.

http://pravenc.ru/text/166676.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010