Но ученые занятия требовали систематической работы и постоянной подготовки к лекциям, — и все это так не соответствовало типу внутренней работы Гоголя, что он сам покинул Университет. Горечь, которую он испытал при этом, тем скорее рассеялась, что его литературная слава росла с исключительной быстротой. Одна за другой появлялись его повести, исторический рассказ «Тарас Бульба». Гоголь начал — и очень успешно — работать над театральными пьесами; первый опыт — «Женитьба» был очень удачен и увеличил славу Гоголя. Но в эти же годы все напряженнее и настойчивее шла мыслительная работа в Гоголе, о чем свидетельствуют различные теоретические статьи, в которых Гоголь развивал, а чаще лишь нащупывал слагавшееся у него мировоззрение. К 1835 году относится начало писания «Мертвых душ» (сначала именовавшихся «романом», но уже в 1836 г. переименованных в «поэму»). Литературное дарование Гоголя расцветало с необыкновенной яркостью, — и вот в 1836 г. появляется его «Ревизор», имевший неслыханный успех. Но как раз появление «Ревизора» (1836 г.), заканчивая весь период блестящего и яркого творчества, явно обрывает этот период. В Гоголе вдруг с неудержимой силой выявляется очень сложная, часто запутанная, но всегда напряженная внутренняя работа; «литература» постепенно перестает быть в нем главным его делом, на первое место все больше выступают в Гоголе его личные запросы как человека. Позже, в «Авторской исповеди» (1847 г.) Гоголь писал: «Я не могу сказать утвердительно, точно ли поприще писателя есть мое поприще»; в этих словах не нужно видеть какое-то отречение Гоголя от литературной деятельности — смысл приведенных слов совсем другой. «Человек» в Гоголе стал для него на первом месте, а литературное творчество заняло более скромное место, чем то, какое оно занимало в душе Гоголя в петербургский период. Тут не было — в этом сосредоточении на самом себе — и тени эгоцентризма, а было уяснение иерархических соотношений в душе: важно прежде всего «быть» человеком, ответственно думать о своей жизни, своей душе, — но, конечно, важно и «действовать», творчески проявлять себя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

С докладом на тему «Инновационный подход в преподавании Нового Завета в духовной семинарии с использованием интерактивных форм обучения (e-learning)» выступил ректор Смоленской духовной семинарии протоиерей Георгий Урбанович. Он рассказал о введенной в Смоленской семинарии по нескольким предметам методики преподавания e-learning, распространить которую планируется постепенно на все предметы. Методика заключается в том, что преподаватель разрабатывает для данного предмета мини-сайт, доступный из локальной сети семинарии всем студентам. На этом мини-сайте доступны следующие разделы, которые могут постоянно обновляться преподавателям: 1) программа; 2) рекомендуемое пособие (текст); 3) темы и планы семинаров; 4) контрольные вопросы; 5) список литературы; 6) рейтинг студентов. Данный подход в преподавании не только позволяет задействовать самостоятельную работу студентов, что предполагает стандарт 3 поколения, но и позволяет преподавателю не читать полностью курс лекций, а сосредоточиться на отдельных проблемных моментах. Это позволяет создать творческую обстановку на лекциях, повысить уровень преподавания и контроля знаний. Разработка, представленная отцом Георгием, была высоко оценена участниками конференции. Они высказали надежду, что данная система будет внедрена и в других учебных заведениях Московского Патриархата. После этого модератор заседания прот. Д. Юревич представил основные тезисы доклада преподавателя Санкт-Петербургской и Московской православных духовных академий протоиерея Димитрия Гольцева, не имевшего возможность приехать на конференцию. Доклад был посвящен теме «Современные подходы в преподавании библейской археологии и спецкурсов на ее основе в РПДС, МДА, СПбДА». Модератор рассказал о том, что прот. Д. Гольцев был активным участником четырех археологических экспедиций преподавателей духовных школ от Учебного комитета Московского Патриархата в 2007-2009 годах, с использованием материалов которой он преподает теперь на Библейских отделениях в СПбПДА и МПДА спецкурс «Археология Иерусалимского храма». Особенностью преподавания является демонстрация фото- и видеоматериалов, снятых во время археологических экспедиций. Материалы выстроены в четко продуманных последовательностях и являются не только иллюстрациями, но и содержательной частью учебного курса. В заключение модератор отметил, что подобный подход, используемый отцом Димитрием Гольцевым, принят при преподавании и библейской археологии в СПбПДА.

http://bogoslov.ru/event/533300

Состав «Братства Св. Софии», как упоминалось, созданного в Праге, значительно пополнился членами в Берлине. Там сосредоточилась группа профессоров, высланных большевиками из СССР в начале двадцатых годов. Помню появление их в Берлине и то изумление, которое вызвало это событие. Только с началом евлогианской смуты понят был мною замысел большевиков. Террор тогда несколько ослабел. Они решили выбросить за рубеж часть ученой интеллигенции, которая им мешала. Одновременно с тем, зная мышления именно этой ученой группы, большевики считали, что своим вольномыслием в богословских вопросах она внесет разлад в церковные круги эмиграции, в чем и не ошиблись. Обманулись советчики только в проф. И.А. Ильине , который оказался их талантливым и деятельным врагом. По прибытии в Берлин он очень скоро выдвинулся своими интересными лекциями, примкнув вскоре к умеренно монархическим и военным, т.н. врангелевским кругам. Только совсем недавно я нашел подтверждение моего тогдашнего предположения в очень содержательной статье Н. Сигиды «Трагедия Владимира Соловьева», помещенной 6 февраля с.г. в г. либеральной газеты «Новое Русское Слово». В ней он отмечает существование в Москве с 1918 г. «Вольной академии духовной культуры». Ссылаясь на сборник «София» (Берлин 1923 г. Статья «Сообщение о Религиозно Философской Академии»), он упоминает имена, к ней причастных: Н. Бердяева , проф. С. Франка , Карташева, Вышеславцева, А. Белого. Далее Н. Сигида приводит следующую выдержку из берлинской газеты «Руль» (21 ноября 1922 г.), редактором которой был видный кадет И. Гессен: «Инициатор высылок Зиновьев, в заседании петербургского совета, заявил следующее: – найдутся люди на Западе, которые заступятся за обиженных интеллигентов. Возможно, что Максим Горький снова начнет нас поучать, что сов. России нужна интеллигенция, но мы знаем, что делаем (курсив газеты – Н.С.)». «За несколько дней до высылки Зиновьев, выступая на одном из рабочих собраний, обмолвился заявлением о том, что «советская власть со своей стороны готова оказать высылаемым материальное содействие. Основываясь на этом заявлении, удалось добиться ассигнования Госполитуправлением средств на оплату пароходных билетов».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

О. Илья Одяков четверть века общается с больными, страдающими психическими расстройствами. Год назад он дал подробные рекомендации для тех пастырей, которые сталкиваются с депрессией у своих прихожан. На этот раз он сосредоточился на близкой теме: «Таинство Покаяния и депрессивный бред». Необходимо различать «подлинный плач о своих грехах с желанием исправиться» и тот «поток боли», который часто изливают у аналоя психически больные. Таких «категорически нельзя останавливать», считает о. Илья, но нужно понимать, что «бред греховности, самоуничижения и самобичевания» (в пределе - «весь мир страдает от моего греха»), бред самооговора и жажды самонаказания (опасен аутоагрессией, суицидальными мыслями), ипохондрический бред (ожидание скорой смерти) – все это далеко от подлинного покаяния. О. Илья вывел несколько правил для священника, который сталкивается с подобным: категорически нельзя соглашаться с бредовыми идеями самоосуждения, выражать ужас от услышанного, спорить, уточнять, доказывать обратное. Необходимо «спокойно выслушать, вместе помолиться и, несмотря на тайну исповеди, обратиться к родственникам, которые могут оказать помощь», посоветовать стационарное  лечение для больных с депрессивным бредом. На семинаре выступили также психиатры, представляющие  Военно-медицинскую академию им. С. М. Кирова. Главный психиатр Министерства обороны РФ, профессор Владислав  Шамрей сделал подробное сообщение о преподавании основ православия студентам медицинских ВУЗов и шире – о формировании «духовной среды Академии», основы которой (среды)  закладывались еще в позапрошлом веке. Контакты с Санкт-Петербургской духовной семинарией позволили военным медикам организовать то, что профессор называет «перекрестным обучением»: семинаристы приходят в Академию с лекциями о православии, а психиатры рассказывают им об основах своей науки. Профессор Евгений Курасов познакомил собравшихся с различными современными методами лечения душевных болезней, в том числе – с духовно-ориентированной психотерапией, которая, по его словам, находится «на стыке деятельности врача и духовника». 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В рамках Рождественских чтений в Издательском Совете пройдет семинар «Духовное наследие святителя Феофана Затворника» 17 января 2017 г. 17:29 26 января 2017 года в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений в Издательском Совете  Русской Православной Церкви состоится семинар «Духовное наследие святителя Феофана Затворника», на который приглашаются студенты духовных и светских учебных заведений. Нынешний, седьмой по счету семинар, будет посвящен подведению итогов работы молодых исследователей, обсуждению и анализу разработки уже существующих тем, связанных с изучением жизни и творчества святителя, формированию новых направлений научной работы. В ходе семинара с докладами-лекциями выступят члены Научно-редакционного совета по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана и другие специалисты. Затем пройдут практические занятия и консультации со студентами, будут заслушаны и проанализированы доклады и другие учебные работы, подготовленные учащимися в соответствии с ранее утвержденными темами их научных занятий. Структура семинара, кроме пленарного и итогового заседаний, предусматривает также проведение тематических секций. Все студенты, в том числе новые участники семинара, должны обладать определенным объемом базовых знаний, прежде всего, знанием главных трудов святителя Феофана, основных работ исследователей XX-XXI веков, занимавшихся изучением его жизни и духовного наследия.  Планируется, что в работе семинара кроме Преосвященных архиереев и членов Научно-редакционного совета примут участие представители Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Рязанской, Тамбовской, Владимирской, Екатеринодарской, Казанской, Калужской, Сретенской духовных семинарий, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , Московского педагогического государственного университета, Петрозаводского государственного университета, Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, Тамбовского и Курского государственных университетов. Работа семинара будет освещаться в федеральных и общецерковных СМИ. Сведения о семинаре и доклады, сделанные во время его заседаний, будут доступны на сайтах Издательского Совета www.izdatsovet.ru и Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского,  www.theophanica.ru . Телефон для связи: +7 (495) 545-58-11 (доб. 241). Общая программа семинара Издательский Совет /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4777869.ht...

Внезапно, точно пелена упала с глаз, в простых словах Евангелия, которое читал лектор, я услышал ответ на мучившие меня вопросы. Жестокий спазм сдавил мне горло, из глаз полились обильные слезы. Весь остаток вечера я проплакал. Не помню, когда я еще плакал так, но до этого момента уже много лет слезы не появлялись в моих глазах. А студенты дружно пели христианский гимн: Господь, пребудь Ты с нами И нас веди всегда Премудрыми путями К источнику добра. Дай в мыслях единенье, В сердцах возгрей любовь, Дух кротости, смиренья В нас оживи Ты вновь. Излей на всех Ты снова Обильну благодать, Заставь нас жизнью, словом Тебя лишь прославлять. Яви Ты миру чудо, Единство Ты создай В Твоих детях повсюду И мир Твой вечный дай. Этот вечер стал поворотным пунктом в моей жизни. С лекции я вышел христианином. Началась моя новая просветленная жизнь. Новые силы, неизведанные ощущения ворвались в душу. Уже не скорбь и тоска, но неизреченная радость наполняла душу, давая силы жить, работать, учиться. «Cue сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» ( Ин. 15, 11 ). Вспоминаю слова Б. Паскаля, прочитанные мною когда-то, и осознаю, что это относится теперь ко мне. «Я отошел от Него. Я от Него бежал, я от Него отрекся, я Его распинал. Да не буду я никогда отлучен от Него!» (Б. Паскаль). Путь Евангелия и осуществление в жизни заповедей Христа – вот теперь мой путь, моя жизнь! МАРЦИНКОВСКИЙ В.Ф. (1883–1970) (биографическая справка) Владимир Филимонович Марцинковский – выдающийся деятель Христианского Студенческого Движения, ревностный проповедник Евангелия, родился в православной семье, в селе Дерманы Волынской губернии. Еще будучи студентом, в 1904 году он «обратился ко Христу и нашел в Нем своего Спасителя и Господа» 42 . С тех пор он неустанно выступал в различных городах России с публичными докладами и лекциями по вопросам этики и религии в духе Евангелия. По окончании историко-филологического факультета С.-Петербургского Университета «стал проводить свои убеждения на почве педагогики, будучи учителем гимназии (1907–1913)» 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergiy_Sokolov...

«Фильм «Адмиралъ»: неразрешимая проблема нашей духовно-исторической отторгнутости от России начала ХХ века…» 1 декабря, 2008. Редакция " Правмира " Благодаря этому фильму кто-то из молодых зрителей может узнать такие фамилии, как Каппель, Колчак, и кто-то захочет что-то про них прочитать. Но предел допустимого был перейден… На радиостанции « Град Петров » священники и историки обсудили недавнюю премьеру — фильм «Адмирал». Мы считаем важным познакомить читателей с дискуссией. Прот.Г.Митрофанов: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Наша сегодняшняя передача посвящена рассмотрению фильма, который не так давно появился на экранах наших кинотеатров и который вызвал очень бурную полемику. В эту полемику оказались вовлечены как профессиональные киноведы, так и самые разнообразные кинозрители. Я имею в виду фильм режиссера Кравчука «Адмирал». Об этом фильме сегодня мы будем беседовать со священником Дмитрием Симоновым и старшим научным сотрудником Санкт-Петербургского государственного университета кандидатом исторических наук Кириллом Михайловичем Александровым. А программу буду вести я, протоиерей Георгий Митрофанов. Сразу хочу оговориться, что наша дискуссия не будет иметь характера дискуссии профессиональной. Мы вообще не являемся киноведами, и будем размышлять о этом фильме просто как кинозрители. Причем как кинозрители, наверное, подходящие к этому фильму с различным позиций. Объединяет нас разве что только одно: убеждение в том, что тема, которую поднимает этот фильм, чрезвычайно актуальна не только для нашего киноискусства, но и для нашей страны в целом. Священник Дмитрий Симонов является именно священнослужителем, мыслящим, но отнюдь не являющимся каким-то профессиональным киноведом. Он посмотрел этот фильм, и фильм произвел на него довольно значительное впечатление. По-своему не менее значительное впечатление фильм произвел на Кирилла Михайловича Александрова, который, опять-таки, выступает здесь как кинозритель, но является при этом профессиональным историком, занимающимся именно военной историей России ХХ века. И наверное, уже с этой точки зрения, их подход к фильму будет различен. А я, будучи священником, церковным историком и одновременно уже многие годы своеобразным комментатором отечественного кинематографа в своих лекциях, попытаюсь подвести определенные итоги нашей дискуссии, имея в виду как исторический ее аспект, так и аспект чисто кинематографический.

http://pravmir.ru/film-admiral-nerazresh...

Источник: БФ " Близкие Другие " ИКЦ по проблемам насилия и зависимого поведения в декабре 5 декабря запланирована супервизия для специалистов по работе с зависимыми и членами их семей, профилактике зависимого поведения, работе с последствиями насилия. Подробнее Запись по телефону. Где: Рябиновая ул., 18 Контакт: 8 (812) 304-2317, 8 (911) 766-4009, ikc.program@gmail.com , группа в ВК Источник: ИКЦ по проблемам насилия и зависимого поведения Фестиваль-закрытие проекта " Поверь в себя " В Центре социальной помощи " Доверие " в течение года пенсионеры бесплатно учились живописи, участвовали в психологических тренингах, заново открывали свои возможности в социальном театре и знакомились с интересными людьми в рамках проекта " Поверь в себя " . Подводя итоги, команда и участники проекта приглашают всех желающих на фестиваль-закрытие: педагоги основных направлений расскажут о своей работе в проекте, участники поделятся впечатлениями и продемонстрируют свои успехи в социальном театре и живописи. Всех гостей фестиваля ждут выступления друзей проекта - учащихся ДЮТЦ ВО, ансамбля " Солнышко " , ПМК " Ленинградец " и ВИА " Любовь рядом " . Мероприятие проводится при поддержке Фонда президентских грантов. Вход свободный. Подробнее Когда: 25 ноября в 13:00 Где: ул. Нахимова, 8, ЦРБ Василеостровского района им. М.В. Ломоносова Контакт: Ольга Баева, 8 (921) 946-5125, spbdoverie@mail.ru Источник: Центр " Доверие " Лекция " Доходные дома Петербурга. Благоустройство доходных домов " Фонд создания музея Иосифа Бродского приглашает всех желающих посетить лекторий " Часть речи " . Екатерина Юхнева расскажет о внутридомовом, дворовом и квартирном благоустройстве доходных домов Петербурга на примере знаменитого Дома Мурузи. Рекомендуемое пожертвование - 300 рублей, пенсионерам - бесплатно. Подробнее Обязательна предварительная регистрация в обсуждениях группы в ВК или по телефону: 8 (951) 655-5741. Регистрация Когда: 23 ноября в 19:00 (сбор в 18.45) Где: сбор у Дома Мурузи (Литейный пр., 24) со стороны ул. Пестеля, 27

http://mitropolia.spb.ru/docs/novostnaya...

Ему дали сколько угодно свиданий, даже разрешили друзьям передать Огурцову среднеазиатскую дыню. Якобы эта история была связана с переговорами Брежнева с президентом Франции Жискар д’Эстеном. Закончилось это все равно Чистопольской тюрьмой, где его посадили в одну камеру с правозащитником Сергеем Адамовичем Ковалевым. Теперь Огурцов вспоминает: «Хорошо мы с ним посидели. Думаю, что он так же скажет, что с Огурцовым сидеть можно, даже если есть различия по мировоззренческим моментам». Два сокамерника-антисоветчика диаметрально противоположных взглядов даже успели поучаствовать в общем добром деле. В соседней с ними камере в Чистополе сидел Юрий Шухевич, который с 18 лет мотался по лагерям только потому, что его отец был украинский националист Роман Шухевич. Его избили надзиратели, началась отслойка сетчатки, и он стал слепнуть. Отстучал об этом азбукой Морзе в соседнюю камеру. Ковалев и Огурцов объявили голодовку, пока Шухевичу-младшему не помогут. Через два дня Юрия этапировали в Москву на лечение. Выйдя на свободу, Игорь Огурцов уехал в Германию, выступал там с лекциями, встречался с потомками русских эмигрантов. В 1992 году вернулся в Россию. Он до сих пор верит в христианско-социалистические идеалы ВСХСОН и считает это делом всей своей жизни. Михаил Садо, сын санкт-петербургских ассирийцев, отсидел свой срок во Владимирском централе, мордовских и пермских лагерях. Освободившись в 1980 году, получил предложение о работе от ректора Ленинградской духовной академии архиепископа Кирилла (Гундяева, ныне патриарха Московского и всея Руси). Больше 20 лет Михаил Садо преподавал будущим священникам и богословам древнееврейский и древнеарамейский языки, занимался библейской археологией, заведовал академической библиотекой. Кроме науки и преподавания, Михаил Садо занимался сохранением памяти об ассирийцах — жертвах сталинских репрессий. Он собрал «Ассирийский мартиролог», и по его инициативе на Левашовском кладбище был установлен памятник погибшим ассирийцам. Умер в 2010 году. Михаил СадоФото: Архив Международного Мемориала

http://bogoslov.ru/event/5962243

о.Илья Одяков четверть века общается с больными, страдающими психическими расстройствами. Год назад он дал подробные рекомендации для тех пастырей, которые сталкиваются с депрессией у своих прихожан. На этот раз он сосредоточился на близкой теме: «Таинство Покаяния и депрессивный бред». Необходимо различать «подлинный плач о своих грехах с желанием исправиться» и тот «поток боли», который часто изливают у аналоя психически больные. Таких «категорически нельзя останавливать», считает о. Илья, но нужно понимать, что «бред греховности, самоуничижения и самобичевания» (в пределе - «весь мир страдает от моего греха»), бред самооговора и жажды самонаказания (опасен аутоагрессией, суицидальными мыслями), ипохондрический бред (ожидание скорой смерти) – все это далеко от подлинного покаяния. О. Илья вывел несколько правил для священника, который сталкивается с подобным: категорически нельзя соглашаться с бредовыми идеями самоосуждения, выражать ужас от услышанного, спорить, уточнять, доказывать обратное. Необходимо «спокойно выслушать, вместе помолиться и, несмотря на тайну исповеди, обратиться к родственникам, которые могут оказать помощь», посоветовать стационарное   лечение для больных с депрессивным бредом. На семинаре выступили также психиатры, представляющие   Военно-медицинскую академию им. С. М. Кирова. Главный психиатр Министерства обороны РФ, профессор Владислав   Шамрей сделал подробное сообщение о преподавании основ православия студентам медицинских ВУЗов и шире – о формировании «духовной среды Академии», основы которой (среды)   закладывались еще в позапрошлом веке. Контакты с Санкт-Петербургской духовной семинарией позволили военным медикам организовать то, что профессор называет «перекрестным обучением»: семинаристы приходят в Академию с лекциями о православии, а психиатры рассказывают им об основах своей науки. Профессор Евгений Курасов познакомил собравшихся с различными современными методами лечения душевных болезней, в том числе – с духовно-ориентированной психотерапией, которая, по его словам, находится «на стыке деятельности врача и духовника».

http://bogoslov.ru/event/6023717

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010