Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Раковина и апсида из античности в христианство: богатство идей и смыслов 11 января 2020 События Докладчик Матвеева Юлия Геннадьевна, кандидат искусствоведения, преподаватель Харьковской государственной академии дизайна и искусств.   Мероприятие состоится в   четверг, 16 января 2020 г. с 17:00 до 19:00, по адресу 2-ая улица Энтузиастов, дом 5, корпус 7, Москва.   Около 20 лет занимается изучением церковных тканей. Уникальность ее подхода состоит в совмещении практических знаний по созданию литургических тканей и теоретических исследований древних памятников. Автор более 50 публикаций, большая часть которых посвящена церковным тканям.   Лекция Юлии Матвеевой «Раковина и апсида из античности в христианство: богатство идей и смыслов».    Раковина и апсида – две любимые формы храмовой архитектуры и искусства от античности до создания новых современных проектов. На первый взгляд связь апсиды и раковины кажется очевидной. Она состоит в единстве их безупречной, удобной, элегантной конструкции. Но была ли раковина лишь формой, вдохновившей устройство апсиды? Почему этот морской символ актуален в архитектуре храмов далеких от моря, как например в Архангельском соборе Московского Кремля? Почему форма раковины-апсиды становится фактически обязательной для христианских храмов?   Все это настоящий исторический парадокс потому, что до христианства раковина была одним из самых распространенных языческих символов, который можно было встретить по всей Римской империи. Почему же первые христиане, избегавшие язычества и его искусства, выбрали именно этот символ для своих изображений, своей архитектуры и даже проповедей?   Гильдия храмоздателей     Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/event/6021652

Удивительно, как сумел проникнуться ею этот выросший в еврейской мелкомещанской среде юноша, набравшийся многосторонней образованности в Швейцарии и Гейдельберге!» Вторая цитата из статьи 1921 года «Слово и культура» самого Мандельштама: «Да, старый мир – „не от мира сего», но он жив более чем когда-либо. Культура стала церковью. Произошло отделение церкви-культуры от государства. Светская жизнь нас больше не касается, у нас не еда, а трапеза, не комната, а келья, не одежда, а одеяние. Наконец мы обрели внутреннюю свободу, настоящее внутреннее веселье. Воду в глиняных кувшинах пьем как вино, и солнцу больше нравится в монастырской столовой, чем в ресторане. Яблоки, хлеб, картофель – отныне утоляют не только физический, но и духовный голод. Христианин, а теперь всякий культурный человек – христианин , не знает только физического голода, только духовной пищи. Для него и слово „плоть» и простой хлеб – веселье и тайна». К этому можно лишь добавить, что Сергей Маковский во многом повторяет слова Максимилиана Волошина о книге «Молитва о России» Ильи Эренбурга, вышедшей в конце 1918 года, после расстрела Московского Кремля. А Мандельштам отвечает на вопросы, поставленные тем же Максимилианом Волошиным. Более того, у Мандельштама тоже есть стихотворение, тематически близкое к «Молитве о России» Эренбурга. Оно датируется 1916 годом, но, вероятнее всего, это были лишь наброски стихотворения, создававшегося одновременно со стихотворением об Успенском соборе «В разноголосице девического хора...», а в сборник «Tristia» 1922 года вошел уже окончательный вариант: ...А в запечатанных соборах, Где и прохладно, и темно, Как в нежных глиняных амфорах, Играет русское вино. Успенский, дивно округленный, Весь удивленье райских дуг, И Благовещенский, зеленый, И, мнится, заворкует вдруг. Архангельский и Воскресенья Просвечивают, как ладонь, – Повсюду скрытое горенье, В кувшинах спрятанный огонь... Конечно, такие стихи могли быть написаны только после расстрела и закрытия Московского Кремля, когда Мандельштам не только декларировал в статьях, но и выражал в стихах свое мироощущение христианина: «Я христианства пью холодный, горный воздух,//Крутое „Верую» и псалмопевцев роздых».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Наступал Великий пост, но не сразу стихал разгул масленичного веселья. Об этом свидетельствует послание митрополита Фотия (XV век), который пишет: «Да еще слышанье мое, что заговев великий святый пост, еже есть Божие одесятование всего лета, и простии де людии бои и шум сотворяют и зрелища безчинная, еже суть Богу мерзкая и ненавидим»”. Прощеныи день      Но постепенно языческий разгул уступал место покаянной молитве. Как иноки, так и миряне в Прощеное воскресенье в торжественной церковной обстановке прощали друг другу все согрешения. Этот день носил название «Прощеного дня», или «Целовальника». Народный обычай прощения в Древней Руси заключался в том, что после вечерней молитвы младшие члены дома с земными поклонами просили прощения у старших; старшие, в свою очередь, испрашивая прощения у них, кланялись в пояс. Христиане ходили «прощаться» со знакомыми, со священниками – своими духовными отцами. Они посещали могилы, «прощаясь» с умершими родственниками, и сокрушались о тех, которые умерли без покаяния в этом году. В начале XVII века о чине прощения француз Маржерет пишет: «На масленице россияне… посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом; встречаясь даже на улице – хотя бы никогда прежде не видались – целуются, приговаривая: «прости меня, пожалуй»; другой отвечает: «Бог тебя простит». При дворе московских государей обряд прощения развился в сложную и торжественную церемонию. С середины масленой недели царь объезжал московские монастыри, «прощаясь» с своими домочадцами и приближенными двора. В само воскресенье, после обедни, патриарх посещал государя, и во дворце совершался обряд прощения со всеми дворовыми чинами. А вечером в Прощеное воскресенье этот чин прощения совершался в Успенском соборе. Здесь пели прощальные песнопения и произносилось глубокопокаянное слово Патриарха. Затем государь шествовал в Чудов и Воскресенский монастыри, а также в Архангельский и Благовещенский соборы, где просил прощения у гробов своих родителей. В этот день русские цари отпускали на свободу многих «колодников», то есть заключенных.

http://pravoslavie.ru/101367.html

Не обошлось и без споров о вере, я подошел к одной группе, всё одно и то же, веками! К длинной очереди казаки подкатили казаны с пловом и другими угощениями для всех желающих. Один день со святым Рядом играют дети, забытые народные забавы оживают, и есть, кому их хранить. В Доме причта большая выставка картин Дмитрия Гусева и Марьи Шадчневой «Живая Вода». Слышу красивое знаменное пение, детская группа хора из Новосибирска репетирует, готовится к вечеру духовных песнопений в Покровском кафедральном соборе. А для меня этот день в Русском мире закончился, пора ехать восвояси. Праздник не уместился в один день, в понедельник старообрядцы поедут на экскурсии по столице и её монастырям, а вечером состоится пасхальный концерт «Распевы Святой Руси» в Московском международном Доме музыки. Владимир Иванович Саяпин , фотокорреспондент, член Союза журналистов СССР, России Фото автора Русский мир без Воскресшего Христа не существует Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В Архангельске попрощались с дитя: над ним издевались В Чувашии у себя дома найдена мертвой семья педагога и бизнесмена Главного связиста войск РФ Шамарина задержали: какое дело? В России бизнесмен заметил бомбу внутри машины и выжил: СМИ Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/01/od...

Скончался Козьма Минин в Москве в 1616 г. Тело его было привезено в Нижний Новгород и погребено на погосте приходской Похвалинской церкви. Через некоторое время прах его был перенесен к кремлевскому Спасо-Преображенскому собору первым нижегородским митрополитом Филаретом. Позднее останки еще несколько раз перезахороняли. В 1962 г. они были положены в кремлевском Михайло-Архангельском соборе - храме-памятнике ополчению начала XVII в. Сегодня мы также вспоминаем генерал-лейтенанта Ивана Семеновича Дорохова (1762-1815). Он учился в инженерном кадетском корпусе. В 1794 г. Дорохов находился в Варшаве, когда 6 (18) апреля там вспыхнуло восстание. Имея при себе всего роту гренадер с 1 пушкой, он в продолжение 36 часов держался против нападений, а затем, пробившись сквозь окружавшие его толпы, соединился с главными русскими силами. При штурме Праги он был в числе первых, ворвавшихся на неприятельскую батарею. Участвовал в кампании 1806—1807 г. В самом начале войны 1812 г. Дорохов, отрезанный со своею бригадою от 1-й армии, решился, по собственной инициативе, идти на соединение со 2-ю армией. Несколько дней он находился среди французских колонн, но успел от них ускользнуть и примкнул к князю Багратиону, под начальством которого участвовал в сражениях при Смоленске и Бородине. С сентября месяца он командовал партизанским отрядом и причинил много вреда французам, истребляя их отдельные команды; первый известил Кутузова о движении французов на Калугу; при Малоярославце был ранен пулею навылет в ногу. Главной удачей партизанского отряда Дорохова стало взятие г. Вереи, важнейшей точки коммуникаций противника. Донесение Дорохова Кутузову было кратко: «По предписанию Вашей светлости город Верея взят сего числа штурмом». Кутузов объявил об этом «отличном и храбром подвиге» в приказе по армии. Позднее Дорохов был награжден золотой шпагой, украшенной алмазами, с надписью: «За освобождение Вереи». Похоронен, согласно его предсмертной воле, в освобожденной им от французов Верее. В честь И.С.Дорохова назван поселок Дорохово в Рузском районе Московской области. Является одним из прототипов партизана, а прежде светского повесы Долохова в романе Толстого «Война и мир».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/21/de...

В европ. странах издаются фундаментальные своды Н. и близких им памятников, претендующие на исчерпывающий охват (свод ранних Н. Англии: «Corpus of Anglo-Saxon Stone Sculpture»; в 2016 вышел т. 12) или остающиеся в русле эпиграфики («Die Deutschen Inschriften des Mittelalters und der frühen Neuzeit» (DI), с 1934 по 2017, ок. 100 т., доступны в электронной форме; «Corpus des Inscriptions de la France Médiévale» и др.). Постоянно пополняются сводки по Н. отдельных хронокультурных периодов: по средне- и поздневизантийским Н. в Греции; художественным Н. средневек. Венгрии; королевским Н. Сербии XIV-XVII вв.; Н. представителей морских республик Италии от Дона (надгробие Я. Корнаро, консула Таны, посла в Золотой Орде) до Мальты и Гибралтара (Э. Ивисон опубликовал Н. с лат. надписями Леванта; Д. В. Вальков собрал генуэзскую эпиграфику Крыма; сводка В. Коха по надписям на Н. (эпиграфика и содержательный анализ) охватывает памятники XIII-XIV вв.). Подробные каталоги-монографии часто создают почву для анализа социокультурных особенностей (работа Х. Таммерса об изображениях мирян в англ. Н. XIII в.). Существует и отдельное исследование, посвященное мастерам Н. в Италии XV-XVI вв. Значение, к-рое придается Н. в зап. науке, подчеркивает проведение форумов по средневек. надгробной скульптуре, таких как конгресс Австрийского ин-та культуры в Риме (1985), а также публикация материалов по вместилищам для св. мощей (Бельгия, 2002). В России история изучения Н. насчитывает ок. 250 лет. Первую подборку надписей на Н. в Архангельском соборе опубликовал А. П. Сумароков (1757), начало их широкому сбору и использованию как источников положил Г. Ф. Миллер (Н. И. Новиков в кн.: «Древняя Российская Вивлиофика» издал часть мат-лов из архива ученого: РГАДА. Ф. 199). Эти исследователи интересовались только надписями, пренебрегая даже описаниями Н. В 1772 г. Л. М. Максимович опубликовал значительную часть средневек. надписей на Н. Москвы. После Отечественной войны 1812 г. особое место в изучении Н.

http://pravenc.ru/text/2564602.html

Троицкое Усолье, Никольская в с. Богучанском, Спасская в с. Караульно-Острожском, Михаило-Архангельская в с. Верхнеподгорненском, Никольская в Ачинском остроге и др. Первые сибир. священники прибывали с казачьими отрядами, со временем священниками становились монахи из открытых в регионе мон-рей. Периодически в XVII-XVIII вв. в Вост. Сибири разрешалось пополнять сибир. духовенство выходцами из податных сословий (грамотных крестьян и посадских). Ввиду отсутствия у приходов средств для содержания клира гос-вом практиковалась выплата руги не только ружным, но и приходским храмам. Руга для священников в размере оклада рядовых казаков была недостаточна, а диаконы и дьячки получали по 5 и 3-4 р., вслед. чего вынуждены были заниматься хлебопашеством и скотоводством. Потребность в церквах и окормлявшем прихожан духовенстве к кон. XVII в. возросла. За это столетие в Вост. Сибири было построено 50 церквей и 14 мон-рей. На приходы, к-рые стали центрами общественной жизни, возлагалось духовно-нравственное окормление социально неоднородного населения Сибири, регулирование брачных и семейных отношений и т. д. Создание мон-рей и приходов в регионе было важно для искоренения язычества. Православие должно было культурно и духовно объединить многоплеменное разноязычное коренное население. После церковной реформы 50-60-х гг. XVII в. и гонений на раскольников в бассейне Енисея получило распространение старообрядчество разных толков, в т. ч. беспоповство: староверы бежали в Сибирь от преследований или были туда сосланы. В 1655-1656 гг. в Енисейске пребывал протопоп Аввакум Петров , позже сюда были сосланы проповедник «второго огненного крещения» казанский чернец Иосиф Истомин и разжалованный из бояр старообрядец М. С. Пушкин. На Московском Соборе 1681-1682 гг. царем Феодором Алексеевичем было предложено в числе новых епархий учредить архиепископию с кафедрой в Енисейске, предполагалось также назначение архиереев в Томский острог и на Лену. Однако это начинание не было осуществлено по причине противодействия епископата и в силу изменения политической ситуации после смерти царя.

http://pravenc.ru/text/2458967.html

- Да, конечно. Уже на открытии, когда присутствовали владыка Пантелеимон, Николай Аркадьевич Дайхес, его заместители, заведующие отделениями, пациенты, было видно, что есть живой интерес к личности Святителя Луки, выдающегося хирурга. Я много, конечно, о нем слышал еще до момента его прославления и прочитал его книгу «Я полюбил страдание». С образом святителя Луки меня жизнь сводила несколько раз. Но самая интересная заочная встреча произошла в Алма-Ате. Я заинтересовался жизнью одного выдающегося архипастыря, епископа Ташкентского и Туркестанского Иннокентия (Пустынского). Он был епископом Верненским. Верный - это нынешняя Алма-Ата. Кафедру, которую он принял, на которую он вступил, была Верненская. Затем он перенес кафедру из города Верный в Ташкент - это было его решение. В Ташкент он впервые встретился с будущим владыкой Лукой (Войно-Ясенецким). Оказывается, они были очень близки духовно. На выставке есть фото, на котором они запечатлены в 1920-е годы. Именно владыка Иннокентий внушил будущему святителю Луке мысль о том, что он должен стать священнослужителем. В кафедральном соборе он произносил очень яркие проповеди, глубокие по содержанию. И первым, кто увидел в нем будущего священника, был епископ Иннокентий, человек тоже очень удивительной судьбы. Он был одним из немногих православных архиереев, кто встречался с президентом Соединенных Штатов Америки - Теодором Рузвельтом, еще Рузвельтом старшим, когда возглавлял Аляскинскую кафедру - кафедру в городе Ситка на Аляске. Очень удивительный человек. В 1903 году он был епископом Алеутским и Аляскинским, первым викарием Северо-Американской епархии с кафедрой в Сан-Франциско. При этом большая часть его деятельности проходила в Нью-Йорке. После нескольких арестов его отправили в ссылку в Алма-Ату и там же расстреляли. Он похоронен в братской могиле, на полигоне, где совершались эти расстрелы. Точное место захоронения уже вряд ли удастся найти. Тогда людей, которых расстреливали, хоронили просто во рвах, в общих могилах. Я несколько раз был на этом полигоне неподалеку от поселка Ключи под Алма-Атой - от того места, где он служил. Поэтому и занялся его биографией. Он был миссионером - это всегда не может не импонировать, не может не удивлять. Его личность меня очень заинтересовала. Я стал рыться в различных документах, смотреть в интернете. В частности, были некоторые разночтения, какую семинарию он заканчивал: кто-то говорил, что архангельскую, оказалось все-таки, что вологодскую. Это удалось точно установить - в интернете нашел списки выпускников семинарии, соответствующий год. Это разночтение благодаря нашим скромным трудам из его биографии удалось удалить. Теперь уже совершенно точно в его биографических данных указывается вологодская духовная семинария.

http://ruskline.ru/analitika/2015/06/12/...

Большой интерес представляет найденная по время археологических раскопок золоченная белокаменная раковина, происходящая из интерьера храма. Считается, что она повторяет «алевизовские» раковины Архангельского собора. Она действительно на них похожа, но отличается формой завитка, расположенного в нижней части. Известно, что раковины являлись одним из излюбленных мотивов в оформлении, как наружного, так и внутреннего облика храмов эпохи Ренессанса. Чаще всего эти раковины очень похожи одна на другую и отличатся именно трактовкой нижнего среднего завитка. Получается, что как и в случае с круглыми окнами, «алевизовская» раковина в Спасском соборе оказалась переработана в духе итальянской традиции. Очевидно, это было не под силу русскому мастеру. К тому же декорированные раковины с таким завитком ни до, и после в России не встречаются. Это позволяет предположить, что раковина Спасского собора вышла из-под резца итальянца. Оформление фасадов и интерьера храма имеет отчетливо ордерный характер. Причем ордер использован здесь достаточно осмысленно и ясно выявляет соотношение несущих и несомых частей здания. Кроме того, многие из деталей декора Спасского собора находят аналогии в некоторых постройках Венеции XV- начала XVI века. Даже простые лопатки, которыми расчленены фасады ярославского храма, были не чужды венецианской архитектуре . Особенно близко его оформлением убранству дорматория монастыря Сан-Джорджо в Венеции, фасад которого по вертикали членят лопатки с базами, но без капителей, а по горизонтали – трехчастные и одинарные карнизы. В завершении же дорматория помещены три полукруглых фронтона, поразительно близкие закомарам нашего храма. Рука итальянского мастера легко угадывается и в особо рафинированных форах профилей декора Спасского собора и, прежде всего, - в использовании разнообразного по размерам и формам лекального кирпича. Наконец, обращает на себя внимание кладка свода центрального барабана с так называемой сетчатой перевязью. Это вполне итальянский строительный прием.

http://sobory.ru/article/?object=05743

Желаю вам радостно праздновать успение и воскресение Божией Матери: но я после здешняго праздника не надеюсь быть в силах на другой же день путешествовать и начать праздник в ските. Думаю, не решусь на то, что и после решимости может оказаться безуспешным. Вы много занялись киевским послушниками, может быть потому, между прочим, что сказанное мною поняли не по моей мысли. Я никак не предлагал принять их, если придут, на жительство: а если и употребил слово принять, то разумел, как их встретить и как обойтись с ними; и письмо послал для того, чтобы вы смотрели на них, не только так, как они явятся, но и как оказали себя в письме. Я даже хотел прямо сказать, чтобы не принимать их в скит: но удержался, чтобы не стеснять вашего рассуждения. Августа 10-го 1857. 1175 Отцу наместнику и братии мир. Особенный случай заставляет меня решительно отказаться от участия в скитском празднике. Три дня сряду имел я долгое кровотечение частыми каплями из носа, но в последний день более получаса, почему почел не излишнею предосторожностью пригласить врача. Он нашел нужным употребить средства к прекращению, и только через немалое время кровь остановилась, не сама собою, но преградою запекшейся крови. Это было в субботу. До сих пор кровотечение не возобновлялось: но по временам чувствую туман в голове и волнение в левой половине тела. Думаю нужна предосторожность, чтобы не подвергать себя очень долгим и напряженным усилиям. Празднуйте с миром и утешением, не отчуждая меня от общения молитв ваших. Августа 13-го 1857. 1176 Божие благословение отцу наместнику, такожде и братии обителей. Мне обыкновенно досужнее, когда болен. Вчера был я в Архангельском соборе при сырости и холоде, без опасения за нынешний день: но ныне принужден оставаться в келии. Бог благословит ваше попечение об общеполезном. Благодарю за напоминание о переводе Св. Писания. Я не думал было, что нужно объяснять сие дело пр. Иннокентию. Но когда получил ваше письмо 25-го дня вечером, едва не потерял надежду говорить с ним; потому что 26 день занят Царским праздником и приготовлением к служению 27 дня, на который перенесен крестный ход, в сей день преосвященный располагался отбыть.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010