Василий Шуйский в ужасе попятился. «Куда же ты, государь? – проговорил призрак. – Нам есть о чем потолковать. Не уходи!» Обливаясь холодным потом, Василий Шуйский продолжал пятиться, выставив перед собой свой длинный царский посох, как копье. «Глупец, тебе никуда не скрыться от меня, как от угрызений совести! – усмехаясь, молвил Борис Годунов. Он надвигался на Шуйского, прямой и огромный, в своем длинном черном кафтане и высокой меховой шапке. – Не грози мне своим посохом, государь. Ты не сможешь меня убить, ведь я и так давно мертв!» Трясясь от страха, Василий Шуйский торопливо осенил себя крестным знамением, стараясь вспомнить молитву для отпугивания призраков. Однако никакие молитвы не шли ему на ум, его голова просто отказывалась соображать. «Сгинь! Пропади, нечистая сила! – закричал Василий Шуйский, трясущейся рукой нащупывая у себя на груди нательный крестик. – Чур, меня! Господи, сохрани и помилуй!..» «Успокойся, государь, – продолжил Борис Годунов без явной враждебности в голосе. – Оставь Бога в покое! Нам с тобой нужно переведаться, ибо с претензиями к тебе пришел я с того света». Наткнувшись спиной на каменную стену, Василий Шуйский замер, чувствуя себя зверем, угодившим в западню. «Чего тебе от меня надобно? – пролепетал он, глядя в лицо призраку, остановившемуся в трех шагах от него. – Ты помер своей смертью, Борис. Ни я, ни мои братья не злоумышляли на тебя. Твой прах был со всеми почестями погребен в кремлевском Архангельском соборе…» «Там мои бренные кости не пролежали и трех месяцев, – резким голосом перебил Шуйского призрак Годунова. – Усыпальница в Архангельском соборе была вскрыта и осквернена злодейской толпой, мой прах был выброшен наружу. Волею злодеев и при попустительстве думных бояр останки мои были зарыты в ограде убогого Варсонофьева монастыря. Там же были закопаны тела моей жены и сына, принявших мученическую смерть…» «На то была воля Гришки Отрепьева и присягнувших ему бояр, – поспешно вставил Василий Шуйский, трепеща под прямым холодным взглядом Годунова. – Я к этому злодейству был непричастен, Бог свидетель! Меня самого Отрепьев-собака едва не казнил за отказ присягнуть ему на верность».

http://azbyka.ru/fiction/1612-minin-i-po...

День памяти гражданина Минина К проведению нового областного праздника - первого Дня гражданина Минина 21 мая 1999 г. актив Фонда Минина и Пожарского и региональные власти отнеслись ответственно. Профессор ННГУ им. Н.Н.Лобачевского, доктор исторических наук В.П.Макарихин составил методичку «День памяти гражданина Минина» для педагогов-историков, заблаговременно изданную Фондом и распространенную через областной департамент образования по нижегородским средним учебным заведениям, среди их учащихся был проведен конкурс сочинений. Автором этих строк был написан Марш Нижегородского ополчения, который вошел в репертуар Нижегородского губернского оркестра и на многие годы стал своеобразной музыкальной визиткой региона. Скульптор Л.Т.Ядринцев подготовил гипсовую модель барельефа, посвященного Нижегородскому ополчению и годом позже установленного на Ивановской башне Нижегородского кремля. День памяти гражданина Минина начался панихидой в Михайло-Архангельском соборе Нижегородского кремля, на которой, наряду с представителями православно-патриотической общественности, присутствовали «первые лица» области. Затем при большом стечении народа, в том числе молодежи, перед кремлевским обелиском Минину и Пожарскому состоялся торжественный митинг. Звучал духовой оркестр, к обелиску были возложены цветы. Цветы в тот день легли также к памятнику Минину на пл. Минина и Пожарского, к бюсту Минина и к бронепоезду «Козьма Минин» перед Домом культуры железнодорожников в Канавинском районе. По окончании митинга здесь же, в кремле, Леонард Ядринцев провел презентацию барельефа... Мероприятия дня широко освещались местными печатными и электронными СМИ. В 2000 г. День гражданина Минина был отмечен в Н.Новгороде с еще большим размахом, учитывая возросший интерес нижегородцев к истории родного края. На следующий год, 21 мая 2001 г., после панихиды в Михайло-Архангельском соборе и митинга с участием общественности и «первых лиц» региона от стен Нижегородского кремля впервые стартовала культурно-патриотическая акция «Алтарь Отечества», инициированная Фондом Минина и Пожарского, - автопробег по маршруту Нижегородского ополчения с комплексом мероприятий на завершающем этапе в Москве.

http://ruskline.ru/analitika/2012/03/20/...

Примерно тогда же огромные старые Н., со множеством памятников, иногда восходящих к эпохе раннего средневековья (и даже поздней античности), стали восприниматься как музеи городской истории и искусства, а также как важнейшие мемории и дополнения к городским архивам. Утрата Н. внутри городских стен, яркого отличительного признака раннехрист. города, была также связана с утратой Церковью монополии на формирование духовного мира средневек. общества в эпоху Ренессанса и Реформации и с последовавшей за ней явной секуляризацией всей городской жизни, свойственной эпохе Просвещения, а также с созданием гражданских сообществ в Европе. Княжеские захоронения в Архангельском соборе Московского Кремля Княжеские захоронения в Архангельском соборе Московского Кремля В наиболее ранних центрах Др. Руси устроение кладбищ внутри городов произошло, вероятно, после постройки первых городских соборов в кон. X - 1-й пол. XI в., но о конфликтах, связанных с возможным «осквернением» огороженной для живых территории, ничего не известно. Можно быть уверенным, что Русь переняла христ. традицию размещения кладбищ в городской среде при соборах и храмах в ее вполне развитом виде. Пришедшее на Русь слав. население начало осваивать течение Москвы-реки на рубеже I и II тыс. по Р. Х. Они хоронили своих усопших вблизи поселений, т. е. за их чертой, что определенно указывает на существование представлений о нежелательности пребывания живых и мертвых в одном пространстве. Древнерус. летописец явственно указал на знакомство с языческой традицией сожжения останков и помещения их в специальных архитектурных сооружениях («столпах») вне города («на столбех на путех»). Но вряд ли следует полагать, что наложение 2 пространств было полностью исключено. Курганы сельской округи Подмосковья, насколько можно судить, отделяла от жилых дворов только полоса пашни. Хотя погребенные в подмосковных курганах XI-XII вв. вполне могли быть уже христианами (или по крайней мере считаться таковыми), все же обряд их погребения мало отличается от языческого, а кладбища не являются церковными.

http://pravenc.ru/text/2564854.html

Внушайте и прочим православным людям, чтобы приготовляемых для царского величия почестей не делали для себя предметом одного праздного любопытства, но чтобы взирали па оные с умилением и благоговейным помышлением, как преходит земное величие, и как от великого царя до малейшего из подданных для всех одна непреходящая надежда есть царствие Божие”. Несмотря на распространившиеся слухи о имеющем быть возмущении в Москве, когда привезено будет тело покойного императора из Таганрога, оно встречено было, как и следовало, очень спокойно; процессия тянулась от серпуховской заставы до самого кремля. Пышную и печальную церемонию смотрел я из дома какого-то купца, уступленного им на сей день графу Владимиру Григорьевичу Орлову, который просил меня сопровождать внуку его Е. П. Д., бывшую в последствии княгинею Долгоруковою. Тело покойного императора поставлено было в Архангельском соборе, под богато-устроенным балдахином на возвышенном полу; и в сем случае владыка наш имел неприятное столкновение с главноначальствующим кремлевскою экспедициею, князем Николаем Борисовичем Юсуповым, которому устройство сей церемонии было препоручено. Предположено было поднять пол до того, чтобы он покрывал и гробницы с св. мощами, которые тогда были бы попираемы ногами. Владыка не согласился на это и успел не допустить сего. На другой день по привезении тела императора, т.е. 4-е Февраля, архиепископом совершена была в Архангельском соборе заупокойная литургия и сказано им весьма красноречивое слово на текст: Подобен ему не бысть пред ним царь, иже обратися ко Господу всем сердцем своим и всею душею своею, и всею силою своею. Обаче не отвратися Господь от ярости гнева своего великаго. ( 4Цар.23:25–26 ). Не помню, сколько дней оставалось тело императора в Москве, но помню, что к нему не только целые дни, но и целые ночи стекалось множество народа всякого звания. Все желали проститься со своим царем, которого так искренно любили, свидетельством чего служили проливаемые слезы. С такою же церемониею провождено было тело государя из Москвы и до Санкт-Петербурга.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

А году и о месяце и числе, в котором Его Величество вел. государь царь Алексей Михайлович родился, того хотя и ищут, но поныне найти такого известия не могут; чего ради я принужден в запас в других местах, где такому известию подлежит быть, справляться и когда такое известие откуда получу, пришлю впредь. Что же принадлежит до журнала, сочиненного Гизеном и оной рассматривают и ежели по рассмотрении что годного ко известию о царе Алексее Михайловиче найдется, то оной по силе вышеупомянутого указа при оказии отправлю». – К этому донесению приложены: 1) «копия с надписи, какова над гробом государя царя Алексея Михайловича на камени, списана в Архангельском соборе»: «лета 7184-го генваря в 29 де на память святого священномученика Игнатия Богоносца с субботы на воскресение в четвертом часу ночи в первой четверти преставися благоверный и христолюбивый вел. государь царь и вел. князь Алексей Михайлович всея великой и малой и белой России самодержец, и погребен на сем месте генваря в 30 де». И 2) «Выписано из Синодика, имеющегося в Архангельском соборе»: «184-го генваря против 30-го числа и против мясопустной недели в 4-м часу ночи преставися благоверный государь царь и вел. князь Алексей Михайлович, всея великой и малой и белой России самодержец, царствовал 30 лет 6 месяцев 20 дней; а всех лет жития его 46 лет 10 месяцев 21 день». При донесении от 22 мая 1735 г., Семен Иванов послал в Коллегию выписку «о житии и действах» царя Алексея «из книги, имеющейся в Архиве, истории о начатии 4-х монархий и прочая», присоединив пояснение, что «о дне рождения и о преставлении» царя Алексея «во оном житии и действии не упоминается». А при донесении от 29-го мая, Семенов послал выписку из журнала барона Гизена. «Хотя во оной книг», писал он в донесении, «а именно в 1700-м году имеется между начала бывшей с Швецией войны описание о житии и о прочих поведениях бывших во время государствования… (царя Алексея), однакож только на двух тетрадях, а оная книга истории не малая, а того описания немного.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Пензенская духовная семинария проведет всероссийский хоровой фестиваль для регентских отделений духовных школ Русской Православной Церкви 3 июля 2023 г. 14:19 Пензенская духовная семинария выиграла грант Президентского фонда культурных инициатив на проведение III Всероссийского хорового фестиваля для регентских отделений духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, посвященного творчеству А.А. Архангельского. Реализация проекта запланирована на 2024 год — год памяти знаменитого церковного композитора и регента, уроженца Пензенской области А.А. Архангельского. Фестиваль призван объединить значительную долю учащихся регентских отделений духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Участие в фестивале примут восемь хоров: Санкт-Петербургской духовной академии , Московской духовной академии , Воронежской, Екатеринбургской, Казанской, Самарской, Смоленской, Тамбовской духовных семинарий, а также шесть вокальных ансамблей: Калужского духовного училища, Ивановской, Кузбасской, Оренбургской, Тобольской, Ярославской духовных семинарий. Всего более 300 обучающихся из 14 духовных учебных заведений. В процессе подготовки фестиваля в академиях и семинариях пройдут лекции-концерты о жизни и творчестве А.А. Архангельского, зрителями которых станут студенты духовных учебных заведений, а также студенчество местных вузов — всего более 1400 человек. Записи концертов будут размещены в социальных сетях в свободном доступе для голосования на приз зрительских симпатий. В рамках фестиваля в Спасском кафедральном соборе г. Пензы состоится Божественная литургия, которую возглавит митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим . Богослужебные песнопения исполнят участники фестиваля. В программу гала-концерта войдут лучшие концертные номера, отобранные в рамках конкурсного прослушивания. Работу жюри возглавят митрополит Серафим и проректор по культуре, декан факультета церковного искусства СПбДА, председатель рабочей группы по регентскому образованию Учебного комитета Русской Православной Церкви Е.М. Гундяева. Пензенская духовная семинария /Патриархия.ru Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6040079.ht...

В соборе нижегородского кремля освятили точную копию знамени ополчения Минина и Пожарского 21 сентября, 2012. Новостная служба Копия изготовлена по той же технологии, что и оригинал, хранящийся сейчас в Оружейной палате в столице России 21 сентября. ПРАВМИР.  В Михаило-Архангельском соборе нижегородского кремля состоялось освящение точной копии знамени ополчения Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, освободившего в 1612 году Москву от польско-литовских захватчиков. Копия изготовлена по той же технологии, что и оригинал, хранящийся сейчас в Оружейной палате в столице России, сообщает сайт Нижегородской митрополии . Освящение совершил руководитель отдела Нижегородской епархии по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями иерей Михаил Сторонкин. После совершения освящения знамя было передано исполнительному директору нижегородского регионального отделения Всероссийского добровольного общества «Спортивная Россия» Вадиму Полубарьеву. Знамя будет присутствовать на крупных соревнованиях, в том числе молодежных. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 7 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/v-sobore-nizhegorodsko...

В авг. отбыл в Москву для участия в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Был избран заместителем председателя соборного отдела по устройству Церкви в Закавказье. В сент. 1917 г. прервал участие в заседаниях Поместного Собора и вернулся в епархию. 24 мая 1918 г. М. упразднил духовную консисторию и передал ее полномочия выборному епархиальному совету, однако в условиях гражданской войны епархиальное управление с большим трудом поддерживало связь с приходами. Участились случаи разбойных нападений на священнослужителей. В авг. 1918 г. М. вместе с представителями исламского духовенства Владикавказа, раввином, лютеран. пастором, католич. ксендзом и священником Армянской Апостольской Церкви подписал обращение о предотвращении межрелиг. вражды. 30 марта 1919 г., после взятия Владикавказа белыми войсками, М. торжественно приветствовал их командующего ген. А. И. Деникина во владикавказском Михаило-Архангельском кафедральном соборе. В мае того же года принял участие в Юго-Восточном русском церковном Соборе в Ставрополе, на котором для организации церковной жизни на территории, занятой войсками ген. Деникина, было учреждено Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР). М. был избран кандидатом в члены ВВЦУ ЮВР, однако активного участия в его работе не принимал. В марте 1920 г. Владикавказ был взят Красной Армией, М. остался в городе. 10 окт. того же года он предстал перед судом Терского областного ревтрибунала по обвинению в контрреволюционной деятельности во время правления белых - произнесении приветственной речи в адрес ген. Деникина, распространении листовок, призывавших к борьбе с советской властью, а также в сокрытии материальных ценностей. Во время суда М. заявил о своем сочувствии декрету «Об отделении Церкви от государства...». Трибунал приговорил его к заключению в лагерь принудительных работ на все время гражданской войны, но, принимая во внимание преклонный возраст осужденного, заменил наказание на высылку в Пермскую губ. Видимо, высылка была отменена из-за обострения болезни епископа, в янв. 1921 г. ему была сделана операция с трепанацией черепа. В февр. того же года он был вновь арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. Тогда же решением местных властей был распущен епархиальный совет. 18 апр. 1921 г. М. был приговорен к 5 годам лишения свободы в лагере принудительных работ, но уже в конце мая того же года его освободили ввиду ухудшения состояния здоровья.

http://pravenc.ru/text/2561396.html

В следующие выходные, 11-12 октября похожее мероприятие под названием «Вкус России» пройдет в Свято-Николаевском соборе РПЦЗ. Организаторы обещают национальные продукты, выпечку, предметы искусства и антиквариат. 5 октября. ПРАВМИР. 4-5 октября в старейшем в городе православном храме – Соборе Святого Спиридона Православной церкви в Америке прошла ежегодная ярмарка, на которой была представлена русская и украинская кухня, а также блюда коренных жителей Аляски, экзотические чаи и образцы национальных ремесел, книги, иконы и православные молитвословы. На распродаже не обошлось и без традиционных матрешек, деревянной посуды с хохломской росписью, вязаных варежек и других товаров, ставших неизменными элементами образа России. В следующие выходные, 11-12 октября похожее мероприятие под названием «Вкус России» пройдет в Свято-Николаевском соборе РПЦЗ. Организаторы обещают национальные продукты, выпечку, предметы искусства и антиквариат. Подобные ярмарки ежегодно проходят не только в православных храмах США, но и в других странах мира. Так, ярмарка с аналогичным названием «Вкус России» прошла 13-15 сентября 2013 года на Музейной площади в Амстердаме. В ходе нее не менее 2 тысяч жителей Нидерландов смогли попробовать продукты из России, например, копченого гуся, казылык и чак-чак из Татарстана, вяленую оленину из Архангельской области, омуль, чир и муксун из Якутии, башкирский мед, краснодарские дыни, арбузы, яблоки и груши. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 31 декабря, 2023 13 сентября, 2022 18 мая, 2022 3 мая, 2021 9 марта, 2021 4 января, 2021 17 октября, 2020 14 мая, 2020 16 апреля, 2020 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-sietle-prohodyat-dni...

В северо-западных епархиях проходят памятные мероприятия, посвященные девятой годовщине гибели АПЛ «Курск» 12 августа 2009 г. 13:00 В трех регионах Северо-Западного федерального округа — Мурманской и Архангельской областях, а также в Санкт-Петербурге — 12 августа почтят память экипажа подлодки «Курск», погибшей девять лет назад. Подводный атомный крейсер «Курск» затонул 12 августа 2000 года во время учений в Баренцевом море, в 157 километрах к северо-западу от Североморска. На его борту находились 118 членов экипажа, все они погибли. Как сообщил РИА «Новости» председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников Игорь Курдин, в северной столице погибших на «Курске» будут вспоминать родственники моряков, ветераны-подводники и представители ВМФ РФ и Ленинградской военно-морской базы. «В полдень родные и близкие погибших моряков соберутся в Николо-Богоявленском морском соборе, где настоятель храма отслужит панихиду по воинам, в море погибшим», — сказал собеседник агентства. Затем в Военно-морском инженерном институте и в Нахимовском военно-морском училище состоится возложение цветов к памятным доскам, на которых увековечены имена выпускников этих учебных заведений, погибших на «Курске». В 14.00 торжественно-траурная церемония с участием роты почетного караула и военного оркестра начнется на Серафимовском кладбище, где похоронены 32 погибших на «Курске» моряка. Состоится возложение цветов и венков и воинский церемониал. После этого протоиерей Алексий, настоятель Чесменской церкви, отслужит на кладбище заупокойную литию, сказал собеседник агентства. На Серафимовском кладбище Петербурга похоронены 32 члена экипажа погибшей субмарины, в том числе и командир корабля, капитан I ранга Геннадий Лячин. Мемориал на Аллее Героев Серафимовского кладбища был открыт к третьей годовщине гибели «Курска». В Северодвинске Архангельской области, где была построена подводная лодка, по традиции пройдет траурно-торжественный митинг в память о погибших, сообщает сайт администрации города.

http://patriarchia.ru/db/text/718116.htm...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010