В первые годы правления М. П. осложнилась внешнеполитическая обстановка на Востоке. М. П. состоял в союзе с монг. ханом Хулагу, врагами к-рого были мамлюкский султан Бейбарс I (1260-1277) и хан Золотой Орды Берке (1257-1266). Однако, потерпев поражение от Берке в войне 1264-1265 гг. (на стороне последнего выступил и болг. царь Константин I Тих Асень (1257-1277)), М. П. вынужден был заключить союз с Золотой Ордой и Египтом. После смерти Берке М. П. смог привлечь на свою сторону золотоордынского правителя Ногая, контролировавшего территории на Балканах, в 1272 г. император заключил с ним союз и выдал за него свою незаконнорожденную дочь Евфросинию. М. П. использовал военную помощь Ногая в борьбе с царем Константином I. Тесные отношения Византии с Ордой и Египтом сохранялись на протяжении всего царствования М. П., о чем свидетельствует частый обмен посольствами. Имп. Михаил VIII Палеолог. Роспись юго-вост. столба Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг. Имп. Михаил VIII Палеолог. Роспись юго-вост. столба Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг. Главная опасность для империи исходила от Запада, где вынашивались планы по восстановлению Латинской Романии . Союзником новых крестоносцев могли стать Сербия и Болгария, стремившиеся к расширению своих балканских владений за счет Византии. В этих условиях перед М. П. встала задача недопущения нового столкновения с латинянами, а также возвращения старых визант. территорий, еще остававшихся в руках эпирского деспота и западноевроп. правителей. Пытаясь дипломатическими средствами не допустить вторжения кор. Сицилии Карла Анжуйского, стремившегося к захвату К-поля, М. П. заключил союзы с царем Болгарии, королем Венгрии, золотоордынским ханом, а также заручился поддержкой папы Римского Григория X (1271-1276), вступив с ним в переговоры об объединении Римско-католической и К-польской Православной Церквей, решение о к-ром было принято на Лионском I Соборе . 16 янв. 1275 г. Лионская уния была официально провозглашена в К-поле, однако попытки М.

http://pravenc.ru/text/2563714.html

Архиепископ Лука в Свято-Троицком соборе с клиром. Симферополь. 1953 г.      Этот искуснейший хирург был необычайно смиренным человеком. Он признавал себя лишь орудием в руках Бога. «Это вас Бог исцелил моими руками. Молитесь Ему», – так говорил он пациентам, пытавшимся его «отблагодарить». При этом он благословлял больных. Перед каждой операцией молился; прежде чем сделать на коже разрез, трижды осенял крестным знамением операционное поле. А если прибавить, что операции его почти всегда были успешными и что сам он говорил, что «исцеляет с помощью Господа Иисуса Христа», то хирургическая деятельность святителя Луки была самой настоящей проповедью, хотя и звучала не с церковного амвона. Глубоко христианской была и личная жизнь святителя Луки. Он отличался крайней нестяжательностью, не брал традиционных в медицине со времен Гиппократа «приношений» врачу от больных. Будучи архиепископом в Симферополе, всегда ходил в чиненых рясах с протертыми локтями. А на предложение племянницы сшить новую одежду отвечал так: «Латай, латай, Вера, бедных много», предпочитая потратить эти деньги на еду для нуждающихся. Многие из них ежедневно приходили к дому, где жил владыка, там их кормили обедом… Это милосердие архиепископа-хирурга было убедительней самых красноречивых, но не подкрепленных делами проповедей. Архиепископ Лука. Тамбов, 1944 г.      За свои православные убеждения святителю Луке пришлось заплатить одиннадцатью годами мытарств по тюрьмам и ссылкам. Енисейск, Красноярск, Архангельск – вот города, где не по своей воле побывал святитель-хирург. Ссылка в Архангельск была второй из его ссылок и длилась три года – с 1931 по 1933 г. Причиной ее послужило то, что в Ташкенте владыка был несправедливо обвинен в пособничестве самоубийству одного психически нездорового ученого. В Архангельске святитель Лука работал хирургом и занимался подготовкой к печати своего основного труда – «Очерки гнойной хирургии», увидевшего свет в 1934 г., сразу после ссылки. В Архангельске он пробыл до ноября 1933 г., хотя срок ссылки истек еще в мае этого года. По свидетельству одного из биографов святителя Луки, «вторую свою ссылку он считал легкой», но это несколько не соответствует тому, что писал о ней сам святитель в своих воспоминаниях: «В первый год жизни в Архангельске я испытывал большие затруднения в отношении квартиры и был почти бездомным».

http://pravoslavie.ru/103301.html

В Московских соборах Успенском, Благовещенском и Архангельском, в Новгородском Софийском соборе и в соборах Троицкой Сергиевой лавры Троицком и Успенском в настоящее время над местными иконами – не праздники, а бывший деисус – ряд апостольский, и со всей вероятностью должно думать, что это так в наших соборах не с недавнего, а с очень давнего, старого времени (NB. Перепроверить указания). Знаем одно и письменное свидетельство совершенно определённое; в Вологодском Софийском соборе в 1663г. ряды икон деисуса (иконостаса) стояли в таком порядке: над царскими дверьми в первом тябле (на первой полке) деисус (как ряд икон), над деисусом в другом тябле праздники, над праздниками в третьем тябле пророки и праотцы, см. Известий Археологического Общества т. II col. 58 (Определённое письменное свидетельство в нашем смысле о деисусе Московского Благовещенского собора, относящееся к 1680г., см. ниже). Но что обычай ставить на первом месте от низа деисус, а не праздники, не был у нас совершенно всеобщим и что иногда, согласно с Греками, бывало и наоборот, см. Записки Археологического Общества т. VIII, стр. 160, Записки русского и славянского отделения того же Общества т. I, стр. 140 sqq и т. II, стр. 139, 142 и 144, Записки о Кривоезерской пустыне иеродиакона Филумена стр. 15 (NB. Поверить свидетельства). – К сказанному об употреблении названия „деисус” должно прибавить, что оно употребляется не только в смысле иконостаса над алтарём, но и в смысле иконостаса, собрания икон, полки или полок их, где бы то ни было: деисус в паперти церковной, деисус на воротах городской стены и пр. „Большой деисус”, как ряд в алтарном деисусе – иконостасе, есть тот ряд последнего, который собственно назывался этим именем (деисусом), т. е. апостольский, и который получил своё название от того, что он был главный (важнейший) ряд. – (Деисус, деисусы – вообще иконостас, за исключением икон местных („в деисусех”- в остальном иконостасе за исключением икон местных), и также все верхние ряды икон в трапезах церковных за исключением икон местных, – Записок русского и славянского отделения Императорского Археологического Общества т.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

И все-таки представить себе Алма-Ату без построек Зенкова невозможно. При всей его любви к архитектурным побрякушкам, резному дереву и гофрированному железу было у него какое-то честное и четкое единство детали, что-то такое, что роднило его здание с рождественской елкой, разукрашенной снизу доверху. Тут тебе и звезда, тут тебе и петухи, тут еще и другие бессмысленно красивые завитушки и кренделя. И есть, есть в его зданиях что-то действительно нарядное, по-настоящему ликующее и веселое. Он хотел радовать и удивлять людей, и, конечно, ему это удавалось. Я уверен, что люди, проходя мимо его здания, поднимали головы и улыбались: до чего же это все-таки забористо! Выкиньте Зенкова с его чудесными теремами и башнями из города Верного – и сегодняшняя Алма-Ата станет уже чуточку иной. И даже не чуточку иной, а совсем иной, потому что она лишится своего главного украшения и естественного центра – поразительного зенковского собора. А представить Алма-Ату без этого полуфантастического здания попросту невозможно. Я уже говорил: во время моей работы в музее мне пришлось составлять и писать всякое – от инвентарных списков старой мебели до ругательных писем лицам, не возвратившим нам экспонатов. Кажется, все вещи в мире были тогда названы и объяснены мною с помощью Брокгауза и Эфрона, и только о соборе, в котором я работал (ныне там Музей республики), я так ничего и не написал. Да это было и понятно. Никто тогда не интересовался архитектором Зенковым . Поэтому и я знаю о соборе только то, что вычитал в старых газетных подшивках. Вот говорят и даже пишут в путеводителях, что это второе по высоте здание в мире, выстроенное из дерева (недавно в газете я прочитал даже: «Высочайшее в мире деревянное здание»). Может быть, может быть… Хотя я и не особенно в это верю. В самом деле, кто сравнивал высоту зенковского собора и того, первого в мире, которое, как говорят, находится где-то в Испании или в Канаде? Кто вообще собирал сведения о сравнительной или абсолютной высоте деревянных зданий в мире? Тут все непонятно и недостоверно, начиная с Испании. Ведь Испания – страна камня, обожженной глины, широких известковых плит и гранита. Католические культуры вообще не любили строить из дерева, и если искать, где собор еще более высокий и великолепный, чем алма-атинский, то, вероятно, лучше бы обратиться к северу: Великому Устюгу, Архангельску или даже Аляске .

http://azbyka.ru/fiction/xranitel-drevno...

За шесть лет существования Всемирного Русского Народного Собора сильно изменился состав его участников. Можно сказать, что социальная база нашего форума стала намного шире, чем раньше. Это свидетельствует о том, что многим слоям нашего общества близка идея Собора как места встречи людей, придерживающихся разных политических взглядов и убеждений, но радеющих о своей стране, любящих Родину и свой народ. И на примере прошедшего Собора мы можем увидеть, что хотя с трибуны форума звучали порой противоположные призывы и высказывания, это не привело к политическому противостоянию между его участниками. Впервые в нашей стране, а, может быть, и во всем мире, участники Всемирного Русского Народного Собора подвергли философскому, мировоззренческому и религиозному анализу феномен терроризма начала XXI века. Это тем более важно, что до сих пор не были выяснены духовные, цивилизационные предпосылки этого чудовищного теракта, хотя после трагических событий 11 сентября прошло уже довольно много времени. Мы живем на границе между двумя мирами. И тема межцивилизационного, межрелигиозного диалога является для России как никогда актуальной. Все уже привыкли к словам о том, что после терактов 11 сентября мир вступил в новую эпоху. Но от того, как мы ответим на новые вызовы, которые ставит перед нами начавшийся век, будет зависеть будущее нашего Отечества. Я полагаю, что Собор сумел найти правильные слова, чтобы ответить на поставленные вопросы, и дай Бог, чтобы они были услышаны и нашим народом, и всем миром. Заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора, председатель Союза писателей России В.Н. Ганичев: Мне почти нечего добавить к столь полному и разностороннему рассказу митрополита Кирилла о VI Всемирном Русском Народном Соборе. Единственное, что хотелось бы отметить: на этом форуме, пожалуй, впервые столь широко были представлены области и республики нашей страны. Из 89 субъектов Федерации в Соборе приняли участие 70. Впервые на форум приехали участники из Магадана, Иркутска, Архангельска, Смоленска, Калининграда, Костромы, Орла, Уфы, Самары, Пензы, Ставрополя, Екатеринбурга, Липецка, Мурманска, Брянска, Воронежа, Челябинска, Твери, Волгограда, Новосибирска и других регионов России. Кроме того, представительные делегации прибыли из Белоруссии, Украины, Эстонии, Молдавии, Латвии, Казахстана, Туркмении, Франции, США, Югославии и иных стран. Хочется отметить, что на этот раз Украина была представлена депутатами Верховной Рады, представителями региональной власти и общественных организаций. В работе Собора также приняла участие большая группа деятелей культуры, представителей всех творческих союзов России.

http://mospat.ru/archive/86470-press-kon...

По возвращении в Россию с 1766 г. служил в сане архимандрита настоятелем мон-рей Новгородской епархии: Вяжищского, Валдайского Иверского (с 1770) и Юрьева (с 1775). 24 янв. 1783 г. еп. Виктор «отправился для посещения епархии» в Каргополь. 22 сент. 1783 г. назначен епископом Владимирским и Муромским. Последним епископом Олонецким и Каргопольским стал ректор Новгородской ДС архим. Амвросий (Серебренников). Его архиерейская хиротония состоялась 26 дек. 1783 г. Уже 1 янв. следующего года в присутствии императрицы он произносил новогоднюю проповедь в Большом соборе Зимнего дворца. 18 марта 1784 г. ему велено иметь пребывание в С.-Петербурге. В 1784-1785 гг. еп. Амвросий неоднократно проповедовал в придворных церквах, в т. ч. в день именин императрицы. В марте 1784 г. он безуспешно пытался предотвратить самосожжение старообрядцев (до 50 чел.) в дер. Фофановской Ребольского погоста Повенецкого у., командировав для их увещания, «яко к тому способного», протопопа петрозаводского Петропавловского собора Григория Фёдорова. Однако «скопище раскольническое» сожгло себя до приезда увещевателя. При еп. Амвросии, в 1784 г., Олонецкая провинция была преобразована в наместничество и объединена с Архангельским наместничеством под управлением Архангельского и Олонецкого генерал-губернатора Т. И. Тутолмина. В дек. 1784 г. епископ находился в Петрозаводске для участия в мероприятиях, связанных с открытием Олонецкого наместничества, 1-м правителем к-рого был Г. Р. Державин . Епископ служил торжественные литургии в Петропавловском соборе и говорил «приличные сему проповеди» 15 дек. (в день приведения к присяге прибывших для выборов дворян) и 17 дек. (в день открытия губ. присутственных мест). 28 нояб. 1786 г. по усмотрению Екатеринославского и Таврического генерал-губернатора кн. Г. А. Потёмкина еп. Амвросий был назначен епископом Славянской и Херсонес-Таврической епархии, переименованной при этом в Екатеринославскую и Херсонес-Таврическую, с возведением в сан архиепископа. Ему предстояло готовиться к встрече императрицы, в янв.

http://pravenc.ru/text/2578349.html

2 февраля . Вечером по приглашению епископа Германа вылетели в Тулу с о. Василием Байчиком и другими сопровождающими лицами. В самолете мне стало очень плохо (а перед тем три дня была тяжесть в голове). Все кружилось перед глазами, тошнило, была слабость. Никакого врача в самолете не случилось. Правда, мне давали кислород. Еле долетел. 8 февраля . Приехал в Саратов. Еле добрался до постели. Вечером приходил доктор Игорь Леонидович. Велел лежать три недели, а потом еще не работать некоторое время. Определили у меня микроинсульт. 18 февраля . Лежу уже 10 дней. Улучшение слабое. За это время прослушал все 32 фортепианные сонаты Бетховена, 28 сонат Моцарта, 14 сонат Шуберта, все 9 симфоний Бетховена и многое другое. На улице снег. Сильных морозов нет. По воскресеньям и праздникам слушаю церковные пластинки. 10 марта . Были Игорь Леонидович и невропатолог Борис Константинович. Разрешили мне ходить по комнате, опираясь на мебель. Прописали неделю делать массаж ног. Я даже разволновался от радости, что у меня улучшение. Получил хорошее письмо от митрополита Алексия (Ридигера). Сегодня же ответил ему подробно. Слушал " Пиковую даму " , " Князя Игоря " , " Наталку Полтавку " и разные фортепианные произведения. 18 марта . Впервые за полтора месяца сидел на балконе. Конечно в пальто и скуфье, хотя на улице +6 градусов. 31 марта . Получил очень теплое письмо от митрополита Алексия из Таллина. Советует беречь себя. На улице +18 градусов. 7 апреля . Благовещение. Служил обедню в Троицком соборе. Включился в службу на " Свете тихий " . Сидел на " Оглашенных " и " Верую " . Не причащал. Почти не устал. 26 апреля . Была исповедь духовенства. Перед этим я вышел в мантии и провел беседу о поведении священников, наградил о. Филиппа Колесникова крестом с украшением. 30 апреля . Лазарева Суббота. В доме 29 (соседним на ул. Первомайской) обставляли мебелью мой кабинет, комнаты для машинисток, секретаря, бухгалтера и кассира. 8 мая . Полунощницу начали в 11 ч. 25 м. Вокруг собора много машин, но был порядок и верующих пропускали. Обедня в красном облачении и золотой митре. Благословил весь народ. Вручил ордена св. кн. Владимира III степени о. Всеволоду Васильцеву и о. Николаю Архангельскому. Вечером служил Вечерню и Утреню в Духосошественском соборе. Немного устал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2221...

По свидетельству Бонч-Бруевича, среди духоборов немало было людей, близко узнавших их историю, нравы и быт и вышедших из секты. Они, подвергая критике духоборческие установления и освободившись от сектантской идеологии, стали вести жизнь крестьян- фермеров. 1020 6.9.2. Современное состояние. К концу 1980-х гг. наибольшее количество духоборов проживало на Кавказе, но начавшаяся антирусская истерия в закавказских республиках привела к массовому переселению духоборов в Россию. В 1989–1991 гг. часть их них переселилась в с. Архангельское Чернского района Тульской области. С 1990-х гг. в российских СМИ стали появляться статьи о духоборах, где преувеличенно говорится об их высокой нравственности, была даже небольшая заметка в Московском церковном вестнике, 1021 но развития эта тема не получила. В 1991 г. неким Ю. Крыжановским было зарегистрировано «Религиозное объединение духовных борцов Христа в СССР», а в свидетельстве о регистрации свою вероисповедную принадлежность они назвали: «Православная христианская этническая группа раскольников». После регистрации в июле того же года в пос. Целина Ростовской области (в Целинский район духоборы переселились в 1921–1923 гг.) был проведен первый съезда духоборов. Делегатов на съезд было немного и они обсуждали «современные методы повышения продуктивности земли и развитие малых предприятий по переработке сельхозпродукции, затем решали организационные вопросы. Никакие сугубо духоборческие, а тем более духовные проблемы не поднимались». 1022 На съезде был избран Совет духоборцев СССР из 15 чел., а по его завершении «Комитет по переселению духоборцев в Ростовскую область», но с выделенными ему средствами начались аферы в лице Ю. Крыжановского... Однако вскоре духоборы дистанцировались от него, и летом 1992 г. в с. Архангельское Тульской области созвали второй чрезвычайный съезд, который принял устав и решил перерегистрировать свое объединение под новым названием: «Объединение духоборцев России». Ю. Крыжановский попытался провести альтернативный съезд в Пятигорске, но эта затея провалилась. 1023

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

Новости Фонд храма Христа Спасителя примет ряд дополнительных мер безопасности против вандалов 18.09.2012 11:13 Москва, 18 сентября. Фонд храма Христа Спасителя предпримет ряд дополнительных мер безопасности с целью предотвращения возможных актов вандализма в главном соборе столицы, но режим работы храма и доступ в него посетителей останутся прежними, личный досмотр вводить не планируется, сообщил РИА Новости первый заместитель исполнительного директора фонда Сергей Семененко. Ранее стало известно о ряде случаев вандализма и осквернения святынь в России. В воскресенье, 16 сентября, мужчина облил чернилами икону в храме Христа Спасителя. Незадолго до этого вандалы спилили поклонные кресты в Архангельской и Челябинской областях, а также в одном из сел республики Алтай. В марте мужчина изрубил топором 38 икон в соборе Прокопия Праведного в Вологодской области. «В этой обстановке мы, конечно, будем принимать ряд мер, о которых не хотелось, может быть, говорить публично, все-таки это меры безопасности, и было бы неправильно раскрывать всю тактику охранной службы в данной ситуации. Но, безусловно, надо сказать возможным злоумышленникам, что будут приняты адекватные меры и по пресечению такой деятельности, и по их правовой оценке», - сказал Семененко. По его словам, сегодня безопасность храма Христа Спасителя и его посетителей обеспечивается силами частного охранного предприятия «Колокол», которое имеет соответствующий договор с фондом. Территорию и сам комплекс храма общей площадью 56 тысяч квадратных метров охраняют 24 поста охраны. Непосредственно в верхнем храме действуют два поста охраны - на входе и внутри храма. В дневное время, когда храм открыт, за порядком в нем следят четыре человека. «Основная проблема состоит в том, что храм Христа Спасителя открыт для посещения граждан - для прихожан, посетителей - даже во внеслужебное время (не тогда, когда совершаются богослужения), потому что это храм-памятник, помимо всего прочего, победы в войне 1812 года. Вход открыт каждый день с десяти до шести вечера, и, естественно, никакие выходки ни злонамеренных, ни больных людей не заставят нас этот режим менять», - заявил представитель фонда.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Митрополит, очень осторожный вообще, написал на журнале о репетициях: «Ввести их в виде опыта» 814 . Опыт, как кажется, будет неудачным, и именно благодаря разногласию профессоров, чем и пользуются студенты. С 18-го по 23-е октября я гостил в Москве; квартира моя была у ректора Московской семинарии архимандрита Парфения (Левицкого) 815 , моего приятеля еще по Академии Киевской (он выпускник 1884 года), а затем, в бытность его до каникул ректором Вифанской семинарии, мы еще более сдружились. 19-го, в воскресенье, я служил в семинарской церкви. Вся обстановка церкви мне очень понравилась; поют очень хорошо; можно наслаждаться общим пением. Выходит нечто грандиозное, величественное, трогательное. Если бы везде так пела масса семинаристов, то была бы впоследствии великая польза для народа. 20-го с митрополитом служил панихиду по Императору Александре III 816 в Архангельском соборе; 21-го, в день восшествия на престол Императора ныне царствующего 817 , вместе с митрополитом служил в Успенском соборе. 22-го имел служить в Казанском соборе тоже с митрополитом; но митрополит не мог служить по болезни, происходящей от бессонницы, – посему и я не служил. Молебен служил в семинарской церкви. За это время я был у митрополита раза четыре и раз обедал с ним одним только. Он был со мною чрезвычайно любезен, откровенен... т.е. таким, каким редко приходится бывать подобным ему высоким лицам. Я думаю, эта любезность и внимание из-за Новгорода, откуда меня насильно увели... Митрополит весьма определенно говорил о скором назначении меня ректором Академии; но что препятствием служило и теперь может замедлить – неимение инспектора вместо меня. Это, положим, правда отчасти; хотя можно найти исполняющего должность инспектора на время. Потом как будто оправдывался тем, что нет теперь архиерейского места для ректора. А между тем недавно сколько их было?! Вообще, митрополита теперь ловко объезжают и мнения его не спрашивают. Митрополит – уже дряхлый; в разговоре часто дремлет. При прощании подарил мне очень изящные четки.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010