Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Петрович Павловский (28.01.1876, с. Попонаволоцкое Шенкурского у. Архангельской губ.- 19.09.1937, с. Ижма Коми АССР), сщмч. (пам. 6 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи священника. В 1892 г. окончил Шенкурское ДУ, затем 1-й класс Архангельской ДС. 14 авг. 1893 г. назначен псаломщиком в Петропавловскую ц. с. Усть-Кожва Печорского у. Архангельской губ. 13 сент. 1894 г. переведен псаломщиком в Спасскую ц. с. Бакур того же уезда. 19 марта 1900 г., по сдаче в испытательной комиссии Архангельской ДС экзамена на диаконство, рукоположен во диакона, но остался служить в Спасской ц. псаломщиком. В июле 1901 г. отрешен от должности. 18 дек. 1901 г. назначен служить псаломщиком в Зосимо-Савватиевскую ц. с. Замежье Печорского у. 9 авг. 1908 г. переведен исполняющим обязанности диакона в Никольский собор с. Усть-Цильма того же уезда. 15 февр. 1910 г. утвержден в должности диакона. 25 авг. 1912 г., по сдаче экзамена на священство, рукоположен во иерея. Служил в ц. в честь Собора Пресв. Богородицы с. Мошъюга Печорского у. Был законоучителем бакуринской церковноприходской школы (1894-1901), Мошъюгского одноклассного сельского уч-ща (1912-1918). О жизни и служении И. в 1918-1933 гг. сведения не сохранились. В 1933 г. он был арестован по подозрению в укрывательстве церковных ценностей, к суду не привлекался. С 1935 г. служил в церкви с. Б. Галово Ижемского р-на Коми (Зырян) автономной обл. 30 июня 1937 г. арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации среди колхозников, высказываниях о скорой перемене существующего строя и падении советской власти». Заключен в тюрьму с. Ижма. 16 сент. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД Коми АССР приговорен к расстрелу. Имя И. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 6 окт. 2001 г. Лит.: Покаяние: Мартиролог/Сост.: Г. В. Невский. Сыктывкар, 1998. Т. 1. С. 484, 968; Краткие сведения о храмах и причтах церковных Коми края до 1917 г./Сост.: Л. Торопова. Сыктывкар, 2002. Ч. 1. С. 77; Список священнослужителей, репрессированных на территории Респ. Коми//http://www.rusvera.mrezha.ru [Электр. ресурс]; Небесные заступники Севера//Эскöм (Вера). Сыктывкар, 2001. 399. Вып. 1; Памяти расстрелянных священнослужителей//Там же. 2002. 419. Вып. 1; Сщмч. Иоанн Павловский//http://sobor.ucoz.ru [Электр. ресурс]; Малыхина А. Г. Списки причтов по Усть-Сысольскому и Яренскому уездам Вологодской губ. и Печорскому у. Архангельской губ. (ныне Респ. Коми) с конца XVIII в. по 1917 г.//http://www.vgd.ru [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/469151.html

Архангельск: площадь Профсоюзов переименуют в Соборную Архангельск, 17 марта 2015 г. Мэр Архангельска Виктор Павленко поддержал предложение Фонда сохранения исторического наследия «Император» о переименовании площади Профсоюзов, на которой строится кафедральный Михаило-Архангельский собор, в Соборную, сообщает пресс-служба Архангельской епархии . В настоящее время этот вопрос рассматривает городская комиссия по топонимике. Идея изменить название родилась пять лет назад с началом строительства храма. «Вопрос переименования площади — это специальная процедура, требующая времени, - рассказал «Церковному вестнику» Виктор Павленко. — Первый этап — это решение комиссии по топонимике при мэрии, куда входят историки, архитекторы, депутаты, художники. Затем документ о переименовании внесут на рассмотрение Городской думы». В мэрии также готовы провести и общественные слушания. Глава города согласен с мнением православной общественности, что логично назвать площадь, на которой стоит прекрасный храм, Соборной, поскольку к профсоюзам она сегодня не имеет никакого отношения. Виктор Павленко уточнил, что прежде, чем начать процесс переименования, он взял благословение у правящего архиерея. «Мы надеемся, что вопрос будет решен летом, к визиту в Архангельск Патриарха Московского и всея Руси Кирилла», - заключил мэр Архангельска. По словам секретаря попечительского совета архангельского фонда «Император» Владимира Станулевича, площадь Профсоюзов окружена историческими зданиями, одно из которых - подворье Сурского монастыря. Его закладку в 1906 году совершил св. Иоанн Кронштадтский. И новый Михаило-Архангельский собор органично впишется архитектурный ландшафт, полностью оправдывая новое название площади. Обращение фонда «Император» к мэру города Архангельска господину Павленко В.Н. Уважаемый Виктор Николаевич! Архангельск – старинный русский город, ставший для Петра Великого прообразом Санкт-Петербурга. То же деление на слободы, порт – окно в Европу, Адмиралтейство, Петропавловская (ныне Новодвинская) крепость с Петропавловским собором (церковью); расположение на многих островах, лодочное сообщение между ними, и так далее. Многие жители Архангельска по петровскому указу пополнили число первых поселенцев города на Неве, туда же была перенесена вся морская торговля. Но какая большая разница в судьбе двух городов в XX веке! В отличие от Петербурга, сохранившего исторический центр, названия старинных улиц, дух веков, об Архангельске этого не скажешь. Мало что напоминает сейчас о славном прошлом нашего города. Возможно поэтому он был исключен из списка городов России, имеющих историческое значение.

http://pravoslavie.ru/77941.html

Архангельск. Собор Спаса Преображения в Соломбале (старый). Соломбальский Спасо-Преображенский морской собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Спаса Преображения , Николая Чудотворца , Петра и Павла Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:Между 1760 и 1776. Год утраты:приблизительно 1930 (разрушен) Адрес: Россия, Архангельск, Никольский проспект, д. 28. Координаты: 64.572898, 40.512506 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Собор был заложен 2 (13) сентября 1760 г., построен в 1775-1776 гг., рядом с Никольской церковью (в 1776 церковь была перенесена на окраину Большого Соломбальского острова). При храме Преображения находились приделы во имя Святых Апостолов Петра и Павла и Св.Николая Чудотворца. Рядом с собором была воздвигнута трехъярусная колокольня со шпицем. Храм находился в ведении Архангельского епархиального управления и носил название Адмиралтейского, после 1827 г., когда собор подчинили Главному священнику Армии и Флота, он стал называться Морским. С упразднением Соломбальской верфи (1862 г.) храм вновь перешел в ведение епархии. По данным 1838 г., в соборный клир входили семь служителей-протоиереев, священники, диакон, причетники. За благосостоянием храма следили соборный староста и ктитор, избиравшийся из купцов и должностных лиц портовой администрации. В 1862 г. к храму было приписано свыше 15 тысяч прихожан, позднее их численность уменьшилась: в 1880 г. - 3168, в 1890 г. - 4570 прихожан. К обширной паперти собора вели всходы с тремя лестницами, их спуски вели на запад, север и юг. На двух столбах были установлены светильники торшерного типа. Вокруг храма в 1836 г. была выстроена ограда на каменном цоколе. Шалькевич А.А. В Архангельском городе было построено: Страницы истории архитектуры города конца 16-нач.20 в.: в 3-х Т. Архангельск, 1994. Т.1. С.152-155

http://sobory.ru/article/?object=34186

Великий Устюг. Михаило-Архангельский монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1212. Адрес: Вологодская область, Великий Устюг, ул. Луначарского (Монастырская) Координаты: 60.76265, 46.306633 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Древнейший из монастырей Великого Устюга - Михайло-Архангельский. По сведениям летописца, он был основан монахом Киприаном в 1212 году " при езерах за острожною осыпью " . Это наиболее полно сохранившийся монастырский комплекс. Его основные каменные сооружения относятся к середине XVII века. Композиционный центр архитектурного ансамбля - монументальный пятиглавый Михайло-Архангельский собор с высокой шатровой колокольней. Справа от него - церковь Введения с трапезной палатой, соединенная с храмом переходами. Перед главным входом в собор находится живописная Владимирская надвратная церковь, построенная в 1682 году. Рядом с ней - " миниатюрный храм-памятник " Преполовения Пятидесятницы, возведенный в 1710 году над местом погребения основателя обители преподобного Киприана. К северу от собора расположены двухэтажные здания настоятельских (1734-1735), к востоку - братских (1736-1737) келий. Территория монастыря окружена невысокими каменными стенами со Святыми вратами, к которым примыкают часовни Прокопия и Иоанна Устюжских. История главного храма монастыря насчитывает почти восемь веков. Нарядный и живописный деревянный собор Архангела Михаила " о тринадцати верхах " был одним из интереснейших сооружений древнего Устюга. Каменный храм построен на средства устюжского купца Никифора Ревякина в 1653-1656 годах. С его возведением в Устюге появился не встречавшийся ранее тип пятиглавого, четырехстолпного, поднятого на подклет храма с двумя симметричными приделами, окруженного с трех сторон галереями, с колокольней на северо-западном углу. Внешний облик собора отличается строгостью и простотой, лаконизмом декоративного убранства. Украшение интерьера собора Архангела Михаила – высокий трехъярусный резной золоченый иконостас XVII-XVIII веков, в котором совмещены два стиля - барокко и классицизм.

http://sobory.ru/article/?object=00247

Рязань. Собор Михаила Архангела. Архангельский собор Карта и ближайшие объекты Каменный собор построен в 1470-х гг. Он служил великокняжеским храмом и усыпальницей рязанский арихереев. Основной объем представляет собой четырехстолпный крестовокупольный одноглавый четверик. К нему с востока примыкают три полукруглые апсиды. Зданиие было значительно перестроено после разрушительного пожара 1647 г., и позднее, XVIII и XIXbb. В XIX в. к собору пристроили пониженную трапезную с порталом в псевдорусском стиле. Первое упоминание об Архангельском соборе относится к концу 15 века. Это время можно считать основанием храма. За свою долгую жизнь собор неоднократно подвергался разрушительному действию пожаров, несколько раз реставрировался и переделывался. Но, тем не менее, с 1756 года в писцовых книгах отмечалось, что соборный храм настолько пришел в негодность, что служить в нём было уже невозможно. На многие годы в соборе прекратилось богослужение, и он понуро стоял, постепенно разрушаясь. Но стараниями архиепископа Сергия в Архангельском соборе начались  ремонтные работы. Предстояло отремонтировать церковное здание как снаружи, так и внутри. Работа шла медленно, и только в 1819 году храм был полностью готов для того, чтобы вновь принять прихожан.  8 ноября 1819 года состоялось торжественное освящение собора, а после этого прошла первая церковная служба. Архангельский собор традиционно служил местом погребения рязанских архипастырей. В правой стороне храма у южных дверей находилась гробница архимандрита Мисаила, убитого в 1655 году мордовскими разбойниками. Над гробницей в футляре хранилось с 1734 года мантия убитого, на которой были видны следы крови. Эта мантия ранее находилась во владении боярского сына Федора Куабицкого, затем по распоряжении. арх. Алексия она была перенесена в Архангельский собор. По материалам книги Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» В советское время собор, как и многие храмы России, был закрыт. Его имущество реквизировано. Внутреннее убранство портилось и разрушалось. В наши дни в соборе располагается экспозиция музея Рязанского Кремля.

http://sobory.ru/article/?object=01723

Карнизы надвратной церкви весьма близки профилировке Архангельского собора, но из-за меньших размеров сооружения ограничены по ширине и числу элементов. В них также применены гуськи, выложенные из двух рядов кирпича с уширением верхней полочки. Интересно, что полочка над средним гуськом имеет скос для стока воды, вытесанный из того же кирпича. Полуокружности закомар-кокошников и четверика, и восьмерика надвратной церкви сложены с подвышением. Такой же небольшой подъем центра полукруга имеют и арки проемов нижнего яруса колокольни Архангельского собора. Южный и северный фасады Успенской церкви Печерского монастыря почти полностью повторяют композицию Архангельского собора. Здесь то же троечастное деление плоскости стены пилястрами, широкий карниз, три кокошника-закомары с развитой профилировкой и глубокими нишами. Однако выше четверика оба сооружения значительно различаются и по организации внутреннего пространства, и по конструкции верха: шатрового — в соборе и перекрытого сомкнутым сводом с небольшим декоративным шатром — в Успенской церкви. По своему построению карниз Успенской церкви повторяет карниз собора Михаила Архангела. Он выглядит несколько грубее своего прототипа из-за того, что средний гусек с полочкой выполнен из трех рядов кирпича вместо двух, как в Архангельском соборе. Профилировка закомар в Успенской церкви имеет более развитые и размельченные членения, чем соответствующие им спокойные и крупные профили Архангельского собора. Из сравнения композиции, и особенно деталей всех этих трех построек, очевидно их значительное сходство. Это может быть объяснено только тем, что все три были построены одним и тем же мастером-зодчим, примерно в одно и то же время и автором, творчество которого объединило эти сооружения, мог быть только Антип Возоулин. Интерьер Архангельского собора со своим стремительно уходящим вверх пространством вполне отвечает по образу его наружному объему. Внутри здания несколько выше сводов, поддерживающих диагональные грани восьмерика, по всему его периметру проходит ряд арок, вынос которых поддерживает суженный таким образом восьмерик. Сужение это настолько незначительно по отношению к пролету шатра, что устройство арочного ряда должно было только расчленять внутренние пространства храма.

http://sobory.ru/article/?object=00894

За 1639-40 гг. писалась за Загородскою десятиною «церковь архистратига Михаила да в приделах Иоанна Предтечи и Николы чудотворца, в вотчине Романа и Григория Киреевских и конюха Бажена Уполоцкого...». В переписных книгах Московского уезда за 1646 г. написано: «За боярином Федором Ивановичем Шереметьевым вотчина село Уполозье, Архангельское тож, а в селе церковь Архангела Михаила древянная, у церкви во дворе поп Михаил; в селе 6 дворов задворных и конюхов, в них 6 человек; деревня Захаркова, а в ней 15 дворов крестьянских, в них 43 человека». В 1678 г. село Архангельское принадлежало боярину князю Якову Никитичу Одоевскому, а «в селе церковных причетников: во дворе поп Василий Дмитриев, во дворе просвирница Марица Иванова, двор боярский – в нем живет приказной, слободка дворовых людей 6 дворов, да в деревне Захарковой 14 дворов крестьянских и 2 двора бобыльских». За 1680 г. значится, что попу Василию, бывшему при церкви Архангела Михаила, выдавалась руга. Князь Я.Н. Одоевский свое имение передал зятю князю Михаилу Яковлевичу Черкасскому, и за ним оно было утверждено в 1681 г. отказною книгою, в которой упоминается, что «в селе Архангельском церковь каменная Архистратига Михаила», но когда была построена – неизвестно. В писцовых книгах Московского уезда 1685-86 гг. написано: «за боярином князем Михаилом Яковлевичем Черкасским приданная вотчина боярина князя Якова Никитича Одоевского село Архангельское, Уполозы тож, а в том селе церковь каменная, собор св. архистратига Михаила, да в приделе св. пророка Иоанна Предтеча, а в другом приделе св. отца Николая чудотворца, в церкви образа и книги, и ризы, и сосуды, и утварь, и колокола и всякое церковное строение вотчинникова, а у церкви во дворе поп Василий Дмитриев, у него дети в дьяках Петрушка, да в пономарях Алешка…». В 1703 г. село Архангельское принадлежало князю Дмитрию Михайловичу Голицыну. В 1704 г. в селе находился 1 двор приказчиков, в деревне Захаркове - 14 дворов крестьянских, в них 61 чел. По смерти князя Дмитрия Голицына имением владел в 1752 г. его сын князь Алексей Дмитриевич.

http://sobory.ru/article/?object=01733

После чудесного видения великая княгиня удалилась в монастырь. Когда она шла из своего дворца в Вознесенскую обитель, на пути ей встретился слепой, видевший накануне во сне Евдокию, молвившую, что завтра он получит от нее исцеление. С этим он и подошел к великой княгине: «Ты обещала мне исцеление. Пришло время исполнить обещание». Евдокия не останавливаясь, опустила рукав. Слепой схватил его, приложил к глазам и прозрел. И еще многие люди исцелялись на пути великой княгини в монастырь. В обители она приняла иноческий постриг под именем Евфросинии и уже через несколько дней повелела заложить каменный Вознесенский собор на месте деревянного. Прожив в иночестве всего несколько недель, 7/20 июля 1407 года святая Евдокия мирно отошла к Господу. На глазах москвичей, столпившихся в Кремле, чтобы почтить память своей любимой правительницы, у ее гроба сама собой возгорелась свеча. Потом у гробницы еще не раз совершались исцеления и чудесно возгорались свечи. Святую инокиню Евфросинию стали почитать покровительницей Москвы. Церковь чтит ее память 17/30 мая и 7/20 июля. Сооружение каменного Вознесенского собора продолжила невестка святой Евдокии, великая княгиня Софья Витовтовна, ставшая женой Василия I. Монастырь часто горел в московских пожарах, и в середине XV века собор стоял все еще недостроенным. В 1467 году вдова Василия II великая княгиня Мария Ярославна, решившая после смерти мужа принять в Вознесенском монастыре постриг, велела знаменитому мастеру Василию Ермолину разобрать старый собор до основания и на его месте выстроить новый. Однако опытный зодчий сохранил древнюю постройку, только заново переложив обгоревшие своды, и покрыл стены новым кирпичом. Эта реставрация Вознесенского собора некоторыми историками считается самой первой на Руси. Отреставрированный Вознесенский собор простоял сравнительно долго. Только в 1518 году великий князь Василий III приказал своему любимому итальянскому архитектору Алевизу Фрязину построить новый собор на месте старого, так что Вознесенский собор строил тот же зодчий, что строил и Архангельский собор. При царе Федоре Иоанновиче Вознесенский собор строится вновь как точная архитектурная копия («реплика») Архангельского собора. Так укреплял свои позиции при дворе Борис Годунов, сестра которого, Ирина, была женой Федора Иоанновича. Боярин Годунов всеми способами старался подчеркнуть свое родство с царским родом, а поскольку Архангельский собор был усыпальницей для царей, а Вознесенский – для цариц, царский шурин и велел выстроить женскую усыпальницу как копию государевой, равной ей по статусу.

http://pravoslavie.ru/775.html

Официальный сайт храма Подробнее... Церковь Илии Пророка (Большой Бор) [ править править код ] Деревянная холодная однопрестольная церковь в честь Илии Пророка, построенная в 1855 в заречной деревне чекуевского прихода. Церковь Илии Пророка была закрыта не позже 1930-х годов. В Советское время в храме был устроено складское помещение и к южному фасаду было пристроено сарайное помещение, снесенное с началом восстановления храма в конце 1990-х годов. В 2014 году были отремонтированы крыльцо, крыша и иконостас Ильинского храма. Адрес: 164200, Россия, Архангельская область, Онежский район, с.Большой Бор Страница храма в социальной сети Подробнее... Церковь Николая Чудотворца (Ворзогоры) [ править править код ] Деревянная однопрестольная церковь в Ворзогорах датируется 1636 годом, но современный облик получила при капитальной перестройке в XVIII веке. Церковь представляет собой уникальный по типологии памятник: двусветный четверик, перекрытия которого опираются на два столба, завершен пятью рублеными барабанами с луковичными главками, с пятигранным алтарем, крытым бочкой, и притвором, с отдельно стоящей трехъярусной колокольней под куполом с шпилем. В 2009 году установлены три новых купола, храм вновь стал пятиглавым. В 2010 году восстановлена бочка над алтарем. В 2013 году в Никольской церкви состоялась первая литургия. Адрес: 164200, Россия, Архангельская область, Онежский район, с. Ворзогоры Подробнее... Собор Троицы Живоначальной (Онега) [ править править код ] Свято-Троицкий собор - первый каменный храм города Онеги. В 1780 году по указу Екатерины II селение Усть-Онежское переименовано в город Онега, а через четыре года был утверждён первый генеральный план застройки города, в центре которого, на возвышенности, должен быть воздвигнут белокаменный Свято-Троицкий собор. Строительство собора началось в 1796 году. Собор имел два этажа и пристроенную над папертью колокольню. В 1989 году в здании храма расположился городской краеведческий музей. И только весной 2002 года сначала второй этаж, а чуть позже и весь Свято-Троицкий собор был передан православной общине города Онега.

http://azbyka.ru/palomnik/Онежский_район...

Весной 1505 г. по повелению вел. кн. Иоанна III А. с. из-за ветхости был разобран. Тогда же на его месте итал. архитектор, названный в России Алевизом Новым , заложил собор, оконченный уже при вел. кн. Василии III Иоанновиче в 1508 г. (освящен 8 нояб. 1508 митр. Симоном ). Как показали реставрационные исследования 2000-2001 гг. (Ю. П. Мосунов, И. В. Калугина и др.), собор был пристроен к находившемуся на юго-западе от него одному из зданий Казенного двора - «погребу на Казенном дворе» (построено в 1485, в кон. XVIII в. в части его наземного этажа находилась Судная палата вотчин Архангельского собора), от к-рого в наст. время сохранился подвал. Архангельский собор Московского Кремля. Аксонометрический разрез Архангельский собор Московского Кремля. Аксонометрический разрез Уникальность А. с. заключается в органичном соединении принципов построения и пластической обработки архитектурной формы, характерных для венецианской школы XV в., с пространственной структурой, определенной заказчиком. Композиция А. с. представляет собой первый в истории рус. зодчества опыт интерпретации архитектуры Успенского собора Московского Кремля. ориентацией на этот образец определены шестистолпная структура плана с 5 апсидами и пятиглавие, алтарь разделен на 5 компартиментов, что позволило расположить рядом с алтарем и жертвенником главного храма ранее существовавшие придельные церкви. Для размещения др. 4 приделов в зап. части собора были устроены полати, куда вели 2 внутристенные лестницы. Венецианская архитектурная традиция проявилась прежде всего в композиции фасадов - здесь впервые в рус. архитектуре применен двухъярусный ордер. Плоскости фасадов разделены по горизонтали классическими антаблементами, опирающимися на пилястры с капителями. Один из них вопреки рус. традиции отрезает закомары от плоскости стен, что оказало влияние на изменение системы декора рус. храмов в XVI-XVII вв. В А. с. закомары превратились в известные в Венеции в XV в. полукруглые фронтоны. Они первоначально были украшены белокаменными фиалами, от к-рых в наст. время сохранились основания в виде розеток с пальметтами (фрагменты белокаменных фиалов были найдены на сводах собора в 40-х гг. XX в.). Плоскости тимпанов закомар заполнены белокаменными раковинами, распространенными в итал. архитектуре кватроченто. Первоначально стены собора были расписаны «под кирпич», а ордерные детали побелены. Венецианская традиция проявилась и в трактовке внутреннего пространства: Алевиз Новый впервые внес в интерьер рус. храма ордерную декорацию.

http://pravenc.ru/text/76446.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010