А епархиальные власти доверили П. Попову заниматься сбором средств на постройку храма. Жертвовали кто сколько мог: врач и судья – по 1 рублю, берёзовский отставной урядник внёс 25 рублей, а купеческая вдова – 2000 рублей. За три года, обращаясь с «пригласительным листом» для пожертвований к жителям Берёзовского уезда и к тобольским купцам, прот. Петр собрал 6 036 рублей. При пересчёте денег, сданных в консисторию, их сумма оказалась больше означенной в «пригласительном листе»: насчитали лишних 38 рублей. Недоразумение разрешилось, когда у прот. Петра Попова запросили пояснений. Он пояснил: 38 рублей – это его личное пожертвование на обдорский храм; а ставить свою фамилию в соответствующей графе он посчитал излишним: « когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:3-4). Замысел производить кирпич для храма на месте оказался жизнеспособным. Вопрос с мастерами оказалось тоже можно легко решить на месте. К этому времени в Обдорск и Мужи переехали на временное жительство зыряне-ижемцы, то есть крестьяне из Архангельской губернии, кстати, имевшие большой опыт в строительстве кирпичных сооружений (их трудами на реке Ижим было построено несколько каменных храмов). В самом Обдорске тоже нашлись желающие взяться за производство кирпича. Об этом Попову заявил местный купец Трофимов. Он предложил изготовить кирпич по двенадцать рублей за тысячу штук. Разговоры о предстоящем возведении нового кирпичного храма дошли и до Берёзово. Там тоже нашлись желающие взяться за это дело: некий крестьянин Фома Никитин предложил свои услуги, но уже по пятнадцать рублей. После окончательного утверждения сметы тобольский купец первой гильдии Иван Никифорович Корнилов, занимавшийся в Обдорске рыбодобычей, в 1883 году заключил контракт со строительным комитетом на возведение каменного храма, обязуясь в течение пяти лет закончить строительство, но к работам смогли приступить лишь в 1886 году. Увы, он переоценил свои возможности, без архитектора и других, сведущих в этом деле специалистов, возведение столь сложного сооружения оказалось невозможным. Поэтому уже на следующий год все работы были приостановлены.

http://sobory.ru/article/?object=07673

Возможно, конечно, допустить, что найдется и пресвитер такой, который, или по неведению, или по недостатку познаний, или по легкомыслию, или по небрежению, или по обману, или по усиленной просьбе, или по содружеству, или по обольщению, или по принуждению, не откажется преподать елей таинства, кому не должно. Таким образом, литургика Елеосвящения, уясняя, кому не должно преподавать сие таинство, имеет в виду свои практические основания и цели, чтобы внушить совершителям его внимательное отношение к сему священнодействию, предостеречь их от ошибок и святыню оградить от злоупотреблений. Особого рассуждения требует здесь вопрос об отношении Елеосвящения к кающимся (poenitentes). Таинство Елея не может быть преподано несущему церковное покаяние, публичное 212 или тайное, со времени назначения его – до получения разрешения от него, как бы тяжело ни был болен кающийся и сколько бы раз он ни подвергался болезням. Но первый Вселенский Собор сделал в 13-м правиле следующее постановление относительно проходящих церковное покаяние. «О находящихся при исхода жития, да соблюдается и ныне древний закон и правило, чтобы отходящий не лишаем был последнего и нужнейшего напутствия.... Аще же, быв отчаен в жизни и сподоблен причащения, паки к жизни возвратится, да будет между участвующими в молитве токмо. Вообще, всякому отходящему, кто бы ни был , просящему причаститися Евхаристии, со испытанием епископа, да преподаются св. Дары 213 . Что же такое – последнее напутствий Напутствие, по-греческн: φδιον (от – πι и τ δφ – путь, дорога ), по-латыни: Viaticum (от via – путь, дорога ), буквально значит: путевое, подорожное, нужнейшее, потребное в дороге, на пути. На церковном и богословском языке, как видно из приведенного правила, напутствием именуется преподание, после исповеди и разрешения грехов, св. Таин больному, находящемуся в безнадежном состоянии, при исходе жития, отходящему в загробный мир. Нужнейшим это причащение называется потому, что спасает грешников от погибели на пути к царствию небесному, а последним – в том смысле, что подается в таком периоде болезни, когда, по человеческим соображениям, возвращение к жизни, выздоровление становится невероятным, сомнительным. В молитве, положенной на литургии св. Василия Великого , после пресуществления св. Даров, идея напутствия подробно изъясняется в следующем обращении к Господу Богу Отцу. «Даждь нам даже до последняго нашего издыхания достойно приимати надежду Святынь Твоих в напутие жизни вечныя, во ответ благоприятен, еже на страшном Судищи Христа Твоего, да и мы, со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими, будем причастницы вечных Твоих благ, ихже уготовал еси любящим Тя, Господи!» 214 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

Большой интерес представляет найденная по время археологических раскопок золоченная белокаменная раковина, происходящая из интерьера храма. Считается, что она повторяет «алевизовские» раковины Архангельского собора. Она действительно на них похожа, но отличается формой завитка, расположенного в нижней части. Известно, что раковины являлись одним из излюбленных мотивов в оформлении, как наружного, так и внутреннего облика храмов эпохи Ренессанса. Чаще всего эти раковины очень похожи одна на другую и отличатся именно трактовкой нижнего среднего завитка. Получается, что как и в случае с круглыми окнами, «алевизовская» раковина в Спасском соборе оказалась переработана в духе итальянской традиции. Очевидно, это было не под силу русскому мастеру. К тому же декорированные раковины с таким завитком ни до, и после в России не встречаются. Это позволяет предположить, что раковина Спасского собора вышла из-под резца итальянца. Оформление фасадов и интерьера храма имеет отчетливо ордерный характер. Причем ордер использован здесь достаточно осмысленно и ясно выявляет соотношение несущих и несомых частей здания. Кроме того, многие из деталей декора Спасского собора находят аналогии в некоторых постройках Венеции XV- начала XVI века. Даже простые лопатки, которыми расчленены фасады ярославского храма, были не чужды венецианской архитектуре . Особенно близко его оформлением убранству дорматория монастыря Сан-Джорджо в Венеции, фасад которого по вертикали членят лопатки с базами, но без капителей, а по горизонтали – трехчастные и одинарные карнизы. В завершении же дорматория помещены три полукруглых фронтона, поразительно близкие закомарам нашего храма. Рука итальянского мастера легко угадывается и в особо рафинированных форах профилей декора Спасского собора и, прежде всего, - в использовании разнообразного по размерам и формам лекального кирпича. Наконец, обращает на себя внимание кладка свода центрального барабана с так называемой сетчатой перевязью. Это вполне итальянский строительный прием.

http://sobory.ru/article/?object=05743

Но и в эти страшные дни в Бунине жив человек – поэт, художник: «Опять несет мокрым снегом. Гимназистки идут облепленные им – красота и радость. Особенно была хороша одна – прелестные синие глаза из-за поднятой к лицу меховой муфты… Что ждет эту молодость? К вечеру все по-весеннему горит от солнца. На западе облака в золоте. Лужи и еще не растаявший белый, мягкий снег». А это – словно и о наших сегодняшних, вроде и мирных, но не менее хамски разнузданных, бандитских окаянных днях: «В магазине Белова молодой солдат с пьяной, сытой мордой предлагал пятьдесят пудов сливочного масла и громко говорил: “Нам теперь стесняться нечего. Вон наш теперешний главнокомандующий Муралов такой же солдат, как и я, а на днях пропил двадцать тысяч царскими”. Двадцать тысяч! Вероятно, восторженное создание хамской фантазии. Хотя черт его знает – может, и правда». А вот тоже – из несусветного, но, как мы уже знаем по сносу храмов рубежа 1930-х и прочим большевистским мерзостям, до жути достоверное: «Только что слышал, будто Кремль минируют, хотят взорвать при приходе немцев. Я как раз смотрел в это время на удивительное зеленое небо над Кремлем, на старое золото его древних куполов… Великие князья, терема, Спас-на-Бору, Архангельский собор – до чего все родное, кровное и только теперь как следует почувствованное, понятое! Взорвать? Все может быть. Теперь все возможно. – Вставай, подымайся, рабочай народ! Голоса утробные, первобытные. Лица у женщин чувашские, мордовские, у мужчин, все как на подбор, преступные, иные прямо сахалинские. Римляне ставили на лица своих каторжников клейма: “Cave furem”. На эти лица ничего не надо ставить – и без всякого клейма все видно. «“Вставай, подымайся, рабочай народ!” Голоса утробные, первобытные. Лица… преступные, иные прямо сахалинские» Большое, говорят, наказание нам будет, да и поделом, по правде сказать: уж очень мы освинели!» А это уж совсем вневременной портрет, наша, с позволения сказать, «гордость и краса декадентской культуры». Ничуть не отличается от сегодняшнего дня:

http://pravoslavie.ru/134768.html

Архангельский собор С южной стороны Успенского собора возвышается не менее замечательный своею святынею и древностию собор Архангельский. Он устроен был в 1333 году Великим Князем Иоанном Даниловичем Калитою. Ещё прежде сего собора на этом месте стояла деревянная церковь во имя Архистратига Михаила, которого издревле Русские Князья признавали своим заступником. Когда обветшала эта церковь , Великий Князь соорудил на этом месте каменную. Подражая греческому царю Константину Великому , воздвигшему особу. Церковь для погребения греческих императоров, Великий Князь с тою же целью соорудил и эту церковь и назначил её местом для погребения себя и своих преемников. Храм этот в начале XVI века оказался ветхим и тесным. Великий Князь Василий Иоаннович заложил новый, по образцу Успенского собора, обширнее прежнего. В 1509 году, в день самого праздника, новый собор был освящён Всероссийским митрополитом Симоном, в присутствии самого Великого Князя. Впоследствии Архангельский собор, вместе с прочими зданиями Кремля, не раз подвергался разрушениям. Так, в 1610 году, повествует летописец, в Архангельском соборе «бысть шум и гласи и плач пред самым разорением царства Московского». Во время 19-тимесячной осады поляками Кремля Архангельский собор подвергся опустошению. В 1737 году, во время Московских пожаров, Архангельский собор снова подвергся печальной участи. Внутренним украшением и живописью собор Архангела Михаила обязан был Императрице Екатерине II. Её повелением живопись в нём была возобновлена, с удержанием прежнего характера. В 1775 году, в храмовый праздник Архангела Михаила, Митрополит Платон в проповеди своей говорил: «Не мы только, но и самые стены храма сего проповедуют усердие Благочестивейшей Государыни к святым местам». В 1812 году Архангельский собор снова потерпел опустошение от неприятелей. Французы, заняв Москву, опустошали все соборы Кремля, между которыми потерпел и Архангельский. Архангельский собор служил усыпальницею древних русских Великих Князей и Царей, начиная от Иоанна Даниловича Калиты до Иоанна Алексеевич а. Между гробницами Великих Князей и Царей особенно замечательны две гробницы: в одной из них почивают на вскрытии мощи св. Царевича Димитрия, а в другой, под спудом, – мощи св. Благоверного Князя Михаила и боярина его Феодора.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

С южной стороны Успенского собора возвышается, не менее замечательный своею святынею и древностью, собор Архангельский. Он устроен был в 1333 году, великим князем Иоанном Даниловичем Калитою. Ещё прежде сего собора на этом месте стояла деревянная церковь во имя Архистратига Михаила, которого издревле русские князья признавали своим заступником. Когда обветшала эта церковь , великий князь соорудил на этом месте каменную. Подражая греческому царю Константину Великому , воздвигшему особую церковь для погребения греческих императоров, великий князь с тою же целью соорудил и эту церковь и назначил её местом для погребения себя и своих преемников. Храм этот в начале XVI века оказался ветхим и тесным. Великий князь Иоанн III заложил новый по образцу Успенского собора, обширнее прежнего. В 1509 году, в день храмового праздника, новый собор был освящён Всероссийским митрополитом Симоном в присутствии самого великого князя Василия Иоанновича. Впоследствии, Архангельский собор, вместе с прочими зданиями Кремля, не раз подвергался разрушением. Так в 1610 году, повествует летописец, в Архангельском соборе «бысть шум и гласи и плач пред самым разорением царства Московского». Во время 19 месячной осады поляками Кремля, Архангельский собор подвергся опустошению. В 1737 году во время московских пожаров, Архангельский собор снова подвергся печальной участи. Внутренним украшением и живописью собор Архангела Михаила обязан был императрице Екатерине II. Её повелением живопись в нём была возобновлена с удержанием прежнего характера. В 1775 году, в храмовый праздник Архангела Михаила, митрополит Платон в проповеди своей говорил: «не мы только, но и самые стены храма сего проповедуют усердие благочестивейшей государыни к святым местам». В 1812 году Архангельский собор снова потерпел опустошение от неприятелей. Французы, заняв Москву, опустошали все соборы Кремля, между которыми потерпел и Архангельский. При Архангельском соборе находятся приделы: Покрова Божьей Матери, Зачатия святого Иоанна Предтечи и мученика Уара.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Архангельск Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 64.539911; 40.515762 Россия, Архангельск Архангельск, Архангельская область Россия Михаило-Архангельский кафедральный собор (Архангельск) Архангельск — город на севере европейской части России. Административный центр Архангельской области и Приморского муниципального района, образует городской округ Архангельск. Население — 350 982 чел (2015). Расположен на обоих берегах Северной Двины и островах дельты в 30-35 км от места впадения реки в Белое море. Климат умеренный, морской. Архангельск основан по указу Ивана Грозного в 1584 году вблизи Михайло-Архангельского монастыря (отсюда название города). С 2009 года город носит почётное звание Российской Федерации «Город воинской славы» присвоенного городу Указом Президента Российской Федерации. Содержание История православия [ править править код ] Архангельская и Холмогорская епархия учреждена в марте 1682 года. В 1682-1731 гг. именовалась Холмогорская и Важская, в 1731-1787 гг. — Архангелогородская и Холмогорская, в 1787-1799 гг. — Архангельская и Олонецкая, в 1799-1985 гг. — Архангельская и Холмогорская, в 1985-1995 гг. — Архангельская и Мурманская. В конце 1995 года епархия была разделена на три: Архангельскую, Мурманскую, Сыктывкарскую. 4 февраля 1996 года в Богоявленском кафедральном соборе в Москве Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II во епископа Архангельского и Холмогорского был хиротонисан архимандрит Тихон (Степанов). Современная территория — в границах Архангельской области. Начало распространения христианства на Севере России и в Поморье (Двинской земле) относится приблизительно к кон. XIV в. Основную роль в христианизации этих территорий сыграли монастыри (наиболее древние - Архангельский во имя архангела Михаила и Корельский во имя свт. Николая Мирликийского - основаны в кон. XIV - кон. XV в.). Приблизительно с кон. XIV в. Двинская земля (Заволочье) была подчинена Новгородской кафедре. Со вт. пол. XV в. вост. часть Двинской земли (по Пинеге и Мезени до Печоры), а также основанный в 1584 г. г. Архангельск (Новохолмогоры) входили в состав Митрополичьей (с 1589 г. Патриаршей) области. В 1674 г. эти территории вновь отошли к Новгородской епархии. В 1571-84 и 1613-17 гг. Двинские земли, входившие в состав Новгородской епархии (по рр. Двине и Ваге), были подчинены Вологодской кафедре.

http://azbyka.ru/palomnik/Архангельск

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОСКОВСКИЙ АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Московский Архангельский собор Московский собор в честь Архангела Михаила в Кремле , храм-усыпальница московского великокняжеского, затем царского дома. В старину он назывался «церковью св. Михаила на площади» . Ныне храм-музей (богослужения совершаются нерегулярно). Достоверных данных о времени появления в Кремле престола с названным посвящением не сохранилось. Существует предположение о том, что первая деревянная церковь в честь арх. Михаила была построена в Кремле кн. Михаилом Ярославичем , который, как принято считать, в 1247-1248 гг. был московским князем. По преданию это была вторая церковь в Москве. Первый каменный Архангельский собор Первым достоверным сообщением об Архангельском соборе является летописное известие о строительстве в 1333 г. Иоанном Данииловичем Калитой каменной церкви во имя арх. Михаила в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного «рослой» (пошедшей в рост и не давшей зерен) рожью. Храм был построен за одно лето 1333 года, 20 сентября Архангельский собор освятил митрополит Феогност . Для сравнения — новый Архангельский собор архитектора Алевиза, строившийся в конце XV века при несравненно лучших условиях и возможностях, воздвигли за 3-4 года. Поэтому ученые предполагают, что это был небольшой одноглавый храм, подобный Спасу на Бору. Существует несколько противоречивых гипотез о его размерах и типологии первоначального Архангельского собора. Это храм завершил ансамбль площади, где уже стояли храмы Спаса на Бору, св. Иоанна Лествичника и Успенский собор. В 1344 /45- 1346 /47 гг., при вел. кн. Симеоне Гордом , храм был расписан, как сообщает летопись, княжеской артелью из русских иконописцев, старшими в которой были Захарий, Иосиф, Николай. В 1399 г. собор вновь расписал Феофан Грек с учениками. Вероятно, что в храме Ивана Калиты появились приделы во имя святых, соименных его сыновьям: Симеона Столпника и Андрея Критского . Симеон Гордый и его брат Андрей были похоронены в Архангельском соборе.

http://drevo-info.ru/articles/22855.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БРОННИЦКИЙ МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Бронницкий Михаило-Архангельский собор, 22 февраля 2009. Фотография Сычева Андрея Петровича с сайта sobory.ru Колокольня при Бронницком Архангельском соборе. Фото нач. XX в. Бронницкий соборный комплекс. Фото 1950-х гг. После утверждения в Бронницах власти большевиков Церковь, как и по всей стране, подверглась репрессиям. Аресту подвергались настоятели собора отцы Иоанн Добров и Александр Кедров ; 25-27 апреля 1922 года из городских храмов были изъяты ценности. В ноябре 1929 года ГПУ начало расследование контрреволюционного " заговора " в Бронницах - в первую очередь по этому сфабрикованному делу был арестован протоиерей Иоанн Успенский , исполнявший в то время обязанности настоятеля соборного храма; всего по делу проходило 33 человека. Постановление о закрытии соборного храма в Бронницах датировано мартом 1931 года. Имущество собора, особо чтимые иконы - и прежде всего чудотворный Иерусалимский образ Божией Матери - верующие перенесли в оставшуюся действующей к тому времени кладбищенскую Успенскую церковь . Сразу же после закрытия в холодной Архангельской церкви расположился Бронницкий районный архив, а колокольня была занята пожарной частью. Община Архангельского собора была вновь зарегистрирована в 1989 году, а первое богослужение - после перерыва во многие десятилетия - было совершено в 1990 году в праздник Входа Господня в Иерусалим . Архангельский собор, только что освобожденный от районного архива, в то время представлял собой грустное зрелище. 25 ноября того года в Архангельском соборе прошла первая в новейшей истории архиерейская служба - Божественную литургию служил Ювеналий , митрополит Крутицкий и Коломенский. Летом 1991 года собор был удостоен посещения патриархом Московским и всея Руси Алексием II . В 1993 году при храме открылась воскресная школа, со временем была собрана хорошая библиотека религиозной литературы, а также аудио- и видеотека. Божественная литургия стала совершаться в храме ежедневно. У алтаря собора с южной стороны находятся захоронения двух декабристов - М.А. Фонвизина и И.И. Пущина, друга А.С. Пушкина. Над могилой Фонвизина установлено бронзовое распятие, над могилой Пущина - статуя ангела в традициях скульптуры классицизма. Бронницкий Архангельский собор и колокольня. Фото ок. нач. XXI в. Редакция текста от: 26.04.2021 14:06:18 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/16333.html

В 2017-2018 г.г. были проведены работы по реставрации штукатурки, окраске, обработке белокаменной поверхностей, лепного декора, кровли, медного купола, крест из лиственницы с обтяжкой медью. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru Церковь Архангела Михаила является старейшей постройкой великолепного усадебного ансамбля в селе Архангельское городского округа Красногорск. Небольшая церковь, стоящая на высоком берегу реки Москвы, была возведена в 1667 году. По посвящению этой церкви в честь Архангела Михаила село Уполозы и получило свое нынешнее имя – Архангельское. Церковь в стиле московского узорочья была построена предположительно по проекту известного крепостного архитектора Павла Сидоровича Потехина. Ранние упоминания о селе Уполозы на реке Москве относятся еще к концу XVI века. Владельцами села в ту эпоху были Осип Моисеевич Рязанцев и Алексей Иванович Уполоцкий, по фамилии которого, вероятно, и село получило свое первое название. Уже тогда в Уполозах имелась деревянная церковь Архистратига Михаила, которая, однако, стояла «без пения», то есть не действовала. После Смутного времени братья Немир (Роман) и Григорий Киреевские выкупили Уполозы у вдовы прежнего владельца. Деревянная Михайловская церковь в то время уже имела приделы святителя Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи, причем посвящение главного престола указывалось как «Чудо Архистратига Михаила в Хонех», которое празднуется Церковью 19 сентября (по новому стилю). В 1646 году Уполозы «Архангельское тож» приобрел боярин Федор Иванович Шереметев, а в 1678 году село уже принадлежало князю Якову Никитичу Одоевскому. Князь Одоевский в качестве приданого за дочерью дал Архангельское своему зятю Михаилу Яковлевичу Черкасскому. В отказной книге 1681 года впервые упоминалась каменная церковь Архистратига Михаила, хотя дата постройки не уточнялась. Главное посвящение каменного храма, видимо, изменилось с «Михайлова чуда» на Собор Архистратига Михаила, празднование которого совершается 21 ноября. Вот что было записано в писцовых книгах: «Село Архангельское , а в том селе церковь каменная собор святого Архистратига Михаила, да в пределе святого пророка Иоанна Предтеча, да в другом пределе святого отца Николая Чудотворца, а в церкви образа, и книги, и ризы, и сосуды, и утварь, и колокола и всякое церковное строение вотчинникова». Вероятно, что существующий в настоящее время каменный Михайловский храм был построен в 1667 году при Якове Никитиче Одоевском. Существовали и другие мнения на этот счет.

http://sobory.ru/article/?object=01733

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010