Ист.: ПСЗ. Т. 9, 6544. С. 263-277; ПСРЛ. Т. 8. С. 165, 181; Т. 12. С. 214; Т. 14. C. 96; Т. 18. С. 269; Т. 28. С. 69, 71, 89, 337, 338, 341; Т. 34. С. 241; Обзор документальных материалов ЦГАДА СССР по истории г. Москвы с древнейших времен до XIX в. М., 1949 [по указ.]; Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. М.; Л., 1950; Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Отдел рукописных, печатных и графических фондов//Архивы России: Москва и С.-Петербург. М., 1997. С. 648-649; Грамоты из архива московского Архангельского собора/Подгот. С. М. Каштанов, О. И. Хоруженко//АЕ за 1997 г. М., 1997. С. 390-438; Маштафаров А. В. Жалованные грамоты кремлевского Архангельского собора//Русский дипломатарий. М., 1997. Вып. 2. С. 23-51; Акты Российского государства. Архивы московских монастырей и соборов: XV - начало XVII в. М., 1998. С. 33-88, 435-440; Павлович Г. А. Храмы средневековой Москвы по записям ладанных книг: [Ладанные книги 1584/85, 1613/14, 1617/18, 1618/19 гг.]//Сакральная топография средневекового города. М., 1998. С. 150. (Изв. Ин-та христианской культуры средневековья; Т. 1). Лит.: Хавский П. Московский Архангельский собор, или Историческое исследование о родословиях святого мученика князя Черниговского и Российских великих князей, опочивших в Московском Архангельском соборе. М., 1862; Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор. М., 1880; Извеков Н. Д. Московский Архангельский придворный собор. Серг. П.; М., 1916. [Библиогр.]; Власюк А. А. Новые исследования архитектуры Архангельского собора в Московском Кремле//Архитектурное наследство. М., 1952. Вып. 2. С. 105-132; Воробьев А. В. , Смыслова В. А. О галерее Архангельского собора: (Новые мат-лы по Архангельскому собору Моск. Кремля)//Там же. 1963. Вып. 15. С. 178-181; Сизов Е. С. Новые мат-лы по Архангельскому собору Московского Кремля: Когда был построен Архангельский собор?//Там же. С. 176-177; Дмитриев Ю. Н. Стенопись Архангельского собора Московского Кремля: (Мат-лы и исслед.)//ДРИ: XVII век.

http://pravenc.ru/text/76446.html

Архангельск (храмы) Материал из Азбука паломники Михаило-Архангельский кафедральный собор (Архангельск) [ править править код ] В течение двух веков духовным центром Архангельска был Свято-Троицкий кафедральный собор. Его называли одним из самых красивых соборных храмов во всей России. По преданию, место для будущего храма указал Петр I во время пребывания в Архангельске. После революции собор не был закрыт, так как в 1920 году с общиной верующих был заключен договор на использование здания храма. Спустя 5 лет договор был расторгнут. Собор предполагалось использовать как дом культуры. Наиболее ценные предметы были изъяты, иконы – розданы верующим. В результате в 1928 году с куполов были сброшены кресты, а к 1931 году храм был полностью уничтожен. На месте кафедрального собора Архангельска был построен театр. В 2005 году Святейший Патриарх Алексий II благословил строительство в Архангельске нового кафедрального собора в честь Архистратига Божия Михаила, покровителя города. Адрес: г. Архангельск, пл. Профсоюзов Телефоны для справок : +7 (8182) 68-07-73 ; +7 (931) 413-30-80 Подробнее... Свято-Ильинский кафедральный собор (Архангельск) [ править править код ] Основанием для постройки Свято-Ильинского собора следует считать Указ 1723 года, изданный Сенатом и запрещавший погребение внутри городов. Эта мера была обусловлена частыми эпидемиями и вошедшими в историю «чумными бунтами». Именно необходимость закладки городских кладбищ и строительство на них православных храмов вынудили архангельского губернатора Ивана Петровича Измайлова обратиться к архиепископу Варнаве с пространным посланием заканчивающимся словами: «предлагаю Вашему архипастырству на рассуждение, дабы умерших тела хоронены были вне города…» Первый кладбищенский храм в этой части Архангельска построен был в 1773 году усердием и трудами архангельского купца Афанасия Юсова и купеческой вдовы Иулиании Дорофеевой. Он имел три престола, главный из которых был освящен в честь Преображения Господня, а два других — свт. Николая и Стефана Пермского. 11 августа 1806 г. в храм попала молния, разгоревшийся пожар полностью уничтожил храм. Граждане города приняли решение построить на месте сгоревшего два новых храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Архангельск_(х...

Юрьев-Польский. Михаило-Архангельский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1269 и 1806. Адрес: Владимирская область, Юрьев-Польский, Музейный пер Координаты: 56.497799, 39.681052 Проезд:Центр, пешеходная доступность Изменить описание Добавить фотографии Автор: Турбаев Роман Снято: 3 августа 2013 Добавлено: 4 августа 2013 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1238 г. Юрьев-Польский Михаило-Архангельский монастырь был разорен воинами хана Батыя, и восстановление его началось только в 1530 г. Вместо деревянной ограды сооружена каменная стена с башнями, полностью перестроенными в XVIII в. На территории монастыря можно ознакомиться с несколькими архитектурными памятниками. Среди них церковь Архангела Михаила (1772-1806 гг.). Она представляет собой пятиглавый, бесстолпный храм, построенный из кирпича. Он богато декорирован украшениями. Обращает на себя внимание и шатровая колокольня (1685-1688 гг.) - красивое монументальное сооружение. Массивный восьмигранный столп колокольни богато украшен архитектурными деталями. Сохранились надвратная церковь Иоанна Богослова (1654-1670 гг.), двухэтажное здание покоев архимандрита с трапезной палатой. Архангельский монастырь, 3 класса, в городе Юрьеве; упоминается в 1238 году, когда разорен был полчищами Батыя. Соборный храм во имя архангела Михаила построен в 1560 году; здесь находится гробница князя Дмитрия Святославича, скончавшегося в схиме в 1269 году. При монастыре богадельня. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Михайло-Архангельский монастырь был основан князем Святославом Всеволодовичем в XIII веке. Георгиевский собор, который сейчас стоит немного в отдалении от им же выстроенного Михайло-Архангельского монастыря, был построен по собственному архитектурному проекту князя. А Михайло-Архангельский монастырь появился так. Святослав был женат на Евдокии, дочери Муромских князей Петра и Февронии, но еще в самом расцвете сил, родив сына Димитрия, супруги решили жить для Бога. Евдокию князь отпустил в Борисоглебский Муромский монастырь к родителям, а сам построил в Юрьеве небольшой монастырь, в котором и начал свой монашеский подвиг.

http://sobory.ru/article/?object=00202

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Мониторинг СМИ Кремлевские святыни, утраченные и спасенные Архангельскому собору 510 лет 26.01.2018 13:39 Версия для печати Фото: Википедия В Москве проходят Рождественские образовательные чтения. Один из пунктов обширной программы конференция, которая сегодня состоялась в Московском Кремле «Церковные древности. Кремлевские святыни, утраченные и спасенные». Одна из таких святынь Архангельский собор. Архангельский собор работы итальянского зодчего Алевиза Нового возводили три года, освятили в 1508-м. Но это второе здание, первое строили еще при Иване Калите в XIV веке. Великий князь завещал похоронить в нем себя и своих потомков. «К концу XV века первый Архангельский собор, он был небольшой по площади, уже был весь заполнен гробницами. И было принято решение перестроить Архангельский собор, как пишут в летописи: " из-за тесноты и ветхости ради " », рассказала хранитель музея «Архангельский собор» Ольга Цицинова. У Архангельского собора нет фундамента. Стоит прямо на земле. Поэтому белокаменные саркофаги помещали на глубину около двух метров, над могилой устанавливали гробницу из кирпича. В торце – плиту с именем усопшего.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

…Кронштадский проиерей Иоанн Ильич Сергиев пожертвовал на нужды собора 1000 руб. и полное облачение для священников… В числе жертвователей были главные командиры порта контр-адмиралы: Л. Ваксель, Пушкин, И. Я. Барш, М. П. Фондезин. С 1789 г. по 1796 г. старанием и усердием И. Я. Барша поступило от адмиралтейства: 17 дорогих священнических и диаконских облачений… напрестольный серебряный крест под золотом и чернетью весом 2 фунта 57 золотников, два напрестольных Евангелия, серебряная дарохранительница… все весом до 1 пуда. М. П. Фондезиным пожертвован серебряный напрестольный крест под золотом и чернетью весом 100 золотников. Приставленные к колоннам придельных храмов драгоценные иконы в величественных киотах сооружены разными частями портового войска. Все художественные работы по сооружению этих икон произведены портовыми мастерами» (2). Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии: «В 1863 г. положение собора и его прихода вдруг изменилось. По высочайшему повелению 5 марта 1862 г. главный порт в Соломбале и корабельная военная верфь упразднены… По высочайшему повелению… положено на содержание причта 2233 руб. 33 коп. …Причт собора, вследствие высочайшей монаршей милости, оказался обеспеченным, но сам храм остался на попечении малочисленных и небогатых… прихожан… При существовании главного порта собор имел более 15 тысяч прихожан, а теперь только 2337 душ обоего пола» (2). Людмила Попова: «Собор был закрыт в 1920 году, сначала разграблен, в потом и вовсе разрушен» (4). По материалам: А. А. Шалькевич. В Архангельском городе было построено. Страницы истории архитектуры города конца XVI — начала XX века. -  Архангельск. 1994. С.152−154. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Под редакцией В. К. Ананьина. -  Архангельск. 2015. С.36−40. С. Ф. Огородников. История Архангельского порта. - СПб. 1875. С.193−195. Л. Д. Попова. История храмов Архангельска. - Архангельск. 2005. С.66−67. А. Русинов. Великий обман. - Архангельск. 2017. С.151−152. http://regnum.ru/news/2701552.html

http://sobory.ru/article/?object=34186

Михаило-Архангельский храм (Микулино-Городище) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Михаило-Архангельский храм построен в 1559 году как усыпальница князя С.И. Микулинского, на месте ранее существовавшего собора 1382 года строения, одного из первых памятников посвященных победе в Куликовской битве. Содержание История [ править править код ] Микулино городище расположено на реке Шоша. Оно входило в удел тверских князей и впервые упоминается в летописи 1363 г. Уже в 1398 г. здесь построили каменный собор. По-видимому, в это же время были насыпаны валы, имеющие почти 600 метров в окружности и достигающие высоты 5,5 метров. В XVI в. в Микулино было 4 монастыря и 5 посадских церквей. До нашего времени сохранился собор в честь Михаила Архангела, построенный в 1559 г. как усыпальница князя С.И. Микулинского. Микулино-Городище – типичный образец древнерусских крепостей. Внутри валов расположен пятиглавый собор, как памятник древнерусского зодчества. Вторая половина четырнадцатого века – время расцвета могущества Микулинского княжества. В это время в Микулино княжил Михаил Александрович, который вёл борьбу за земли с Тверскими и Московскими князьями одновременно. Предполагается, что выстроенный собор князем Михаилом Александровичем в четырнадцатом веке, не сохранился, а ныне существующий пятиглавый собор в шестнадцатом веке был построен вновь по случаю смерти воеводы царя Иоанна Грозного князя Семёна Ивановича Микулинского, который после взятия Казани был ранен и позднее умер в Москве, а хоронить себя завещал в Микулино, что и было сделано. Автор летописи говорит, что он умер в 1559 году, значит, и собор был построен в тоже время. В смутное время собор был разгромлен поляками и литовцами. (Ходит молва о том, что золотой крест, украшенный драгоценными камнями, был похищен с Микулинского собора, в настоящее время, якобы хранится в Лондонском музее). Собор опустел, и в нем не совершались богослужения до 1635 года. Собор расписывался вновь в 1750 и в 1887 гг. укреплялся и частично реставрировался под руководством профессора Н.В. Султанова. В 1922 г. собор закрыли. С 1978 по 1989 гг. в нем проводились реставрация под руководством архитектора Л.А. Беловой.

http://azbyka.ru/palomnik/Михаило-Арханг...

В Архангельск впервые принесут мощи родителей Пресвятой Богородицы Архангельск, 22 июня 2014 г.      Великие православные святыни — мощи родителей Пресвятой Богородицы святых Иоакима и Анны и апостола Варнавы — принесут в Архангельскую область с 23 по 29 июня, сообщает сайт Архангельской и Холмогорской епархии . По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла мощи святых угодников доставит делегация Кипрской Православной Церкви во главе с митрополитом Тамассосским и Оринийским Исаией. Посетить Русский Север кипрских священнослужителей пригласил митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил. Всю неделю святыни будут находиться в храмах Архангельска, Северодвинска и Новодвинска. В четверг, 26 июня, в 19.00, в столице Поморья состоится крестный ход с мощами. Молитвенное шествие во главе с архангельским и кипрским архипастырями пройдет от Успенского храма до строящегося Михаило-Архангельского кафедрального собора. Участие в крестном ходе примут губернатор области Игорь Орлов и мэр Архангельска Виктор Павленко. Родителям Пресвятой Богородицы традиционно молятся супруги о даровании детей. Программа пребывания в Архангельской епархии святых мощей Иоакима и Анны, родителей пресвятой Богородицы (23-29 июня 2014г.) 23 июня (понедельник) 12.00 – Ильинский кафедральный собор (г. Архангельск, ул. Ильнская, 10) 24 июня (вторник) весь день - Ильинский кафедральный собор 25 июня (среда) 8.00 – Храм святителя Николая Чудотворца (г. Северодвинск, ул. Торцева, 18а) 26 июня (четверг) 8.00 – Успенский храм (г. Архангельск, ул. Логинова, 1) 19.00 - Крестный ход с мощами от Успенского храма к Михаило-Архангельскому кафедральному собору 27 июня (пятница) 8.00 – Храм Покрова Божией Матери (г. Новодвинск, ул.Бумажников, 1) 28 июня (суббота) 8.00 – Храм святителя Николая Чудотворца (г. Архангельск, пер. Театральный, 3) 29 июня (воскресенье) 7.00 –Ильинский кафедральный собор 22 июня 2014 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/71631.html

Архангельский собор Московского Кремля Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Архангельский Собор Московского Кремля - один из древних, известных, православных храмов, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, между Большим Кремлёвским дворцом и колокольней Ивана Великого. Со времени своего сооружения храм служил местом захоронения великокняжеского, затем царского дома. Содержание История [ править править код ] Достоверных данных о времени появления храма Архистратига Михаила не сохранилось. Существует предположение о том, что первый деревянный собор в честь этого святого в Московском Кремле возник предположительно около середины XIII в. В 1333 г. московский князь Иван Калита по обету построил в Кремле новый каменный храм в честь Архистратига Михаила. В конце XIV в. собор расписал Феофан Грек с учениками. Вероятно, что в соборе времен Ивана Калиты появились приделы в честь небесных покровителей его сыновей: Симеона Столпника и Андрея Критского. Иван Калита и его сыновья Симеон Гордый и Андрей были похоронены в Архангельском соборе, с самого начала ставшем усыпальницей московских князей. В 1471 г. при Иване III в храме появились еще два придела: апостола Акилы и Воскресения Господня. Незадолго до своей смерти Иван III решил перестроить древний Архангельский собор, и в 1505 г. по его повелению ветхая церковь была разобрана и заложена новая, но вскоре Иван Васильевич умер и был погребен в только что заложенном храме. Устроителем нового Архангельского собора считается его сын — великий князь Василий III, при котором был выстроен и освящен белокаменный храм в 1505–1508 годах, доживший до нашего времени. Архитектором собора был итальянец Алевиз Новый. В западной части храма зодчим была сооружена для семьи князя двухъярусная паперть с приделом св. Акилы. Приделы Иоанна Предтечи у южной апсиды и мч. Уара у северной были пристроены в середине XVI в. Во второй половине XVI в. в соборе появляется престол в честь Покрова Божией Матери. Между 1581-1584 гг. симметрично придельному храму Покрова Богородицы возвели придел в честь Обретения главы Иоанна Предтечи.

http://azbyka.ru/palomnik/Архангельский_...

Замечательными храмами украсилась новая столица русского государства – Москва. Древнейшим храмом в Москве была церковь Спаса на Бору, построенная основателем Московского княжества Даниилом Александровичем. При Иоанне Даниловиче Калите выстроены были соборы Успенский и Архангельский, а при Василии Димитриевиче, Благовещенский. Успенский собор, заложенный святителем Петром и оконченный после его кончины, в XV веке пришёл в такую ветхость, что своды его поддерживались деревянными подпорами, а один из приделов совсем разрушился. В 1492 году, при митрополите Филиппе I и великом князе Иоанне III, Успенский собор был разобран и заложен новый обширнее прежнего, по образцу храма Успения во Владимире. Новый собор был доведён до сводов, но по неопытности строивших его русских мастеров обрушился. Тогда великий князь Иоанн вызвал из Венеции замечательного итальянского зодчего Фиоравенти, прозванного за своё искусство Аристотелем. Этот Аристотель разрушил павший храм до основания, приступил к построению нового, и чрез пять лет в Москве явилась церковь соборная чудная, какой прежде не было на Руси, кроме Владимирской. 12-го августа 1479 года новый собор был торжественно освящён митрополитом Геронтием и в него перенесены были мощи святых митрополитов. При Иоанне III были разобраны и сооружены вновь три древние храма: собор Архангельский и церковь св. Иоанна Лествичника , построенные Иоанном Даниловичем Калитой (1332 и 1328 г.) собор Благовещенский, основанный в 1397 г. Собор Архангельский и церковь св. Иоанна были перестроены иностранными мастерами (15051508 г.) а собор Благовещенский псковскими мастерами (14841489 г.) При Василии III собор Успенский и Благовещенский были великолепно расписаны. Царь Иван Васильевич Грозный в память покорения Казани основал церковь Покрова Пресвятой Богородицы 83 . Эта церковь своим особенным устройством представляет замечательную и единственную церковь в России. Она сосредоточивает в себе несколько небольших церквей, составляющих одно величественное здание собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

29 мая); 2) с 1860 года Михаило-Архангельский Лальский монастырь , заштатный, в городе Лальске, в 80 верстах от города Великого Устюга, основанный в XVII веке. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» По поводу даты основания монастыря расхождений нет. В летописях четко сказано, что Михайло-Архангельский монастырь был заложен в 1212 году, при ростовском князе Константине Всеволодовиче, монахом Киприаном, где им были сооружены в 1212—1216 годах две деревянные церкви: Введения и Собора Архангела Михаила. Архимандритское настоятельство введено с 1510 года. Очень долгое время, вплоть до середины XVII века, все постройки монастыря были деревянными. Самым величественным был Архангельский собор «о тринатцети верхах». Сильный пожар 1651 года уничтожил монастырь, и сразу же после этого начинается строительство новых, уже каменных сооружений — теплой церкви Введения с трапезной палатой и собора Архангела Михаила. В течение второй половины XVII века и первой половины XVIII века в монастыре почти непрерывно ведется строительство каменных зданий, которые в дальнейшем лишь перестраивались и изменялись, сохранившись до наших дней. Михайло-Архангельский монастырь был крупным культурным центром Устюга. Здесь на протяжении веков постепенно накапливались различные сокровища: произведения живописи, резьбы, предметы прикладного искусства, книги. К их числу можно отнести иконы «Богоматерь Грузинская» XVI века, «Никола Зарайский» (с деисусом и избранными святыми) XV века. Икона относится к эпохе активной борьбы Москвы и Новгорода за северные земли. Никола Зарайский изображен с деисусом и избранными святыми. Никола в среднике изображен в белой крещатой фелони и в белом же подризнике на киноварном фоне. Средник выделен черной каймой с крупными белыми «жемчугами». По сторонам средника на светлом фоне написаны деисус из пяти фигур со Спасом Нерукотворным и пятнадцать полуфигур избранных святых, в их числе Прокопий Устюжский). Богоматерь Грузинская. Согласно сказанию, икона, называемая Грузинской, была вывезена персами из Грузии и в 1622 году куплена в Персии ярославским купцом Григорием Лыткиным.

http://sobory.ru/article/?object=00247

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010