ПАМЯТЬ СВЯТЫХ МУЧЕНИЦ ЕКАТЕРИНЫ И КИРЫ ПЕТРОГРАДСКИХ декабря 2005 17 декабря 2005 года в храме Всех скорбящих Радость на Шпалерной улице состоялась Божественная Литургия в память святых мучениц Екатерины и Киры Петроградских. 17 декабря 2005 года в храме Всех скорбящих Радость на Шпалерной улице состоялась Божественная Литургия в память святых мучениц Екатерины и Киры Петроградских. Святая мученица Екатерина в течение своей земной жизни была тесно связана со Скорбященским храмом, а её отец был ктитором храма. В праздничном богослужении приняли участие настоятель храма священник Вячеслав Харинов , священник Игорь Катаев, диакон Павел Вишнев, иподиакон Юрий Рубан, потомки святой мученицы Екатерины, прихожане храма. Накануне праздника в храм была доставлена недавно написанная для Скорбященского храма икона святой мученицы Екатерины. После Божественной Литургии перед иконой был отслужен праздничный молебен. В проповеди после Божественной Литургии отец Вячеслав рассказал о житии святой мученицы, о ее связи со Скорбященской церковью, подчеркнул значимость подвига новомучеников и исповедников ХХ века. Отец Вячеслав отметил, что нам важно помнить, что гонения - это всегда нравственная борьба, в которой есть 2 силы: одна - от Бога, а другая - от диавола. И такое нравственное противостояние делает страдания за Христа самой высшей ценностью. После богослужения родственники святой Екатерины - Дмитрий Евгеньевич Вюнш-Арский с мамой и сыном - посетили музей новомучеников и исповедников Российских, который действует при храме Всех скорбящих Радость. Дмитрий Евгеньевич - правнук Марии Андреевны Арской - родной сестры святой мученицы Екатерины. С 16-ти лет он занимается историей своей семьи, и в настоящее время принимает активное участие в создании церковного музея, предоставляя фотографии и документы из семейного архива. Клирики храма с родественниками святой мученицы Екатерины Соб.инф. Поделиться 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 26 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=174...

Вы спрашиваете обо мне, глубокоуважаемый о. Климент, о моей семье, о работе, о жизни. Извольте, постараюсь Вам ответить. Священствую я в Болг[арской] Церкви, в провинции, после окончания в позднем возрасте богосл[овского] фак[ультета] в Софии – с 1934 г., будучи рукоположенным в священники своим духов[ным] отцом и руководителем рус[ским] архиереем, владыкой Серафимом (Соболевым). Архиепископом, сделавшимся монахом (в свое время) по воле и благосл[овению] о. Иоанна Кронштад[тского]. Владыкой Серафимом руководится также и вся моя семья: жена моя, Людмила Сергеевна, урожд[енная] Исакова, и восьмилет[ний] сын Иоанн. Послушничествую – если только убогую мою жизнь можно назвать послушнической – Вл[адык]е Серафиму с 1925 г. С его благословения и по его воле поступил в 27-м году на богосл[овский] ф[акульте]т, с его разрешения после окончания Ун[иверсите]та провел больше года в здешнем болг[арском] Рыльском м[онасты]ре, подле мощей св. Иоанна Рыльского (чье имя носил о. Иоанн Кроншт[адтский]), по его же благословению в 1934 г. вступил в брак и принял посвящение. Жена моя с вл[адык]ой С[ерафимом] встретилась в 1934 г. и с тех пор и она под его руководством, вступив в согласии с его волей и с его благословения, в брак со мной. Жену мою встречал в Варшаве Н. С. Арсеньев. Она жила в Польше, у себя в деревне, а еще больше со своими друзьями, и отчасти и родными – Радзивиллами. В Варшаве же она была особенно близка с гр[афиней] Ириной Тышкевич, о кот[орой] Вы, мож[ет] быть, слышали – или об о. Корниловиче. Я тоже ее очень люблю, как и моя жена; и как жене моей, так и мне, лучше всего быть с ней – после вл[адыки] Серафима. Сначала идет он, а потом она. Как видите, с некот[орыми] католиками в нашей духовной жизни жену мою и меня связывает много нитей, столько же тонких, сколько и крепких, дорогих нам, очень дорогих, светлых. У жены особенно много друзей-католик[ов], как среди поляков, так и не в польском обществе (в Риме, напр[имер]). И через них мы связаны с католичеством – если так можно сказать – связаны тоже многими нитями, очень помогшими и помогающими и теперь быть до конца верными и все больше и больше любящими свою Церковь, свое православие, при совсем, настежь, открытом к вам сердце.

http://sedmitza.ru/lib/text/6346355/

Протоиерей Вячеслав Харинов известен как создатель нескольких музеев. В Скорбященском храме действуют два: «Неизвестная неоконченная война» (в основном экспозиция состоит из находок поисковых отрядов) и Музей новомучеников (с историей прихода связаны судьбы новомучеников Юрия Новицкого, Екатерины Арской (Петроградской), священномученика Григория Сербаринова). Так сложилось, что отец Вячеслав — клирик и Санкт-Петербургской , и Тихвинской епархий. Музей есть при Успенском храме в селе Лезье, экспозиции также будут создаваться при храмах, приписанных к Успенскому. Например, в храме на станции Апраксин установлены мемориальные доски с 2700 именами красноармейцев, погибших при обороне Ленинграда. Создаются при храмах музеи, посвященные жизни на оккупированных территориях и подвигу военных медиков. Собрания отца Вячеслава известны в городе, экспонаты нередко участвуют в выставках государственных музеев. Алексей Одинцов рассказал о деятельности Александро-Невской лавры, связанной с реставрацией храмов, подробно остановился на исторических захоронениях, обнаруженных при реставрации Феодоровской церкви. «С нами сотрудничают Эрмитаж, Русский музей, Академия художеств, — отметил А. Одинцов. — Александро-Невская лавра старается быть храмом-музеем, в котором и богослужебная, и музейная функция прекрасно сосуществуют». О недавней передаче Сампсониевского собора Санкт-Петербургской епархии и о том, какие функции возложены на приход в связи с передачей, рассказал Борис Подольский, который подчеркнул, что все обязательства зафиксированы в договоре, утвержденном Минкультом. Музей занимается контролем за состоянием здания и экспонатов, будет проводить все необходимые реставрационные работы. Задача прихода — поддерживать температурно-влажностный режим, для этого в ведение прихода переданы инженерные объекты. Что касается Исаакиевского собора, главная задача музея — контроль состояния несущих конструкций. Температурный режим тоже важен: в результате исследований была найдена оптимальная температура для наилучшей сохранности монументальной живописи, она составляет плюс 19°С.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4806229...

Во граде Казани убиенным и всячески нужно скончавшимся, Леонтию Елизарову, Лучанину Епишеву, Ивану Васильеву Санчурскому, Третьяку Солодовцову, Нехорошему Ачкасову, Первому Кашкарову, Ташлыку Смагину сыну, Деглину, Никите Амниеву, Федше Толмачу, Палецкому, вечная память. Атаманам Казацким: Ивану Тукачевскому, Северге Баскакову, Андрею Кобцеву, вечная память. Борису Ивановичу Салтыкову, пострадавшему от безбожных Казанцов, вечная память. Иакову Евстафьеву сыну, Андрееву, Феодору Чуркину , Феодору Баклановскому, Селиванову Васильеву сыну, Тетерину, поборовшим вечная память. Ha той же брани избиенным; Феодору Димитрию и Василию Константиновым, детям Садыкова, вечная память. Михаилу Кузминскому, убиенному на ощитке, вечная память. Василью Феодорову сыну, Ларионору, Ивану Мохневу, убиенным в Алатехе от Черемис вечная память. Благоверному Князю Ивану Амашуку Черкаскому, убитому от безбожных Турок за православную веру, вечная память. Избиенным от нечестивых Татар ради Христовы веры: Ивану, Стефану и Петру вечная память. И всем Православным Христианам, на тех бранех пострадавшим всячески нужно скончавшимся, вечная память. И всем Православным Христианам представившимся, вечная память» 3 . § 8. Копия с своеручного письма Государя Царя Иоанна Васильевича к Гурию, Архиепископу Казанскому «Преблагого, единосущного, в Троице славимаго Бога, первому освященному и Благолюбивому Владыке, Архиепископу Царства Казанского, Гурию, челобитье от нас и от всех наших низкий поклон. Господь Бог да сохранит пути твоя и продолжит ти лета, и спасет тя от всякого зла душевнаго же и тленнаго. Писал еси ты ко мне: в данной тебе от Бога и от нас пастве, во граде Казани устрояши Монастырь Зилантов, еже аз начах, и другий хочеши строити; се дело добро содеваеши: помози тебе Бог за тое. А чтоб старцы не нужны были руками работати и землю орати, семена снедаемы сеяти, и во житницы гниющия собирати, да орют сердца, сеют словеса Божия, словеса чиста, и собирают души в жилищ вечное учением, да наследят Царство Небесное и благае вечная: и на тое просите, да быхом дали есмы отчины в Арской и Нагайской четвертях, елико пригоже.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

Спустившись в нижний храм святого благоверного великого князя Александра Невского и святой равноапостольной Марии Магдалины, гости знакомились с программой " Золотая пропорция " . " Золотая пропорция " - соотношение, заложенное в самой природе и лежащее в основе великих произведений культуры. Интерьер нижнего храма выполнен в традициях раннего христианства в полном соответствии с этим принципом. Экскурсоводы рассказывали об убранстве храма, о сюжетах росписей, сопровождая свой рассказ комментариями, затрагивающими суть христианской веры. Поскольку в нижнем храме вместо иконостаса - невысокая алтарная преграда, как в древнехристианских храмах, есть возможность наглядно рассказать об устройстве алтаря и о смысле главного богослужения христиан - Божественной литургии. Внимание всех, кто впервые переступает порог собора, привлекает выложенный в центре на полу лабиринт - символ пути человека к Богу. Экскурсовод Ирина объяснила, что название " лабиринт " - условное: в настоящем лабиринте есть тупики, ложные ходы, а здесь, если человек будет идти по указанному пути - пути веры, то он, даже временно отдаляясь, в итоге все равно придет в центр круга, то есть достигнет Царствия Небесного. Показывая гостям баптистерий для крещения взрослых полным погружением, экскурсовод Григорий обращает их внимание на то, что Крещение - одно из Таинств Церкви, это серьезный, ответственный шаг, и люди, которые принимают решение креститься " просто так " , " чтобы в жизни повезло " , совершают ошибку: Крещение - это лишь начало пути к Богу, требующего глубокой веры и желания изменить свою жизнь. Последним пунктом была программа " Новомученики и исповедники " , с которой можно было познакомиться в храме-часовне Новомучеников и исповедников Российских на территории собора. Экскурсовод - прихожанин собора и научный сотрудник Музея истории религии Александр Буров - рассказал об иконах новомучеников, присутствующих в храме. Он остановился на судьбе каждого из них: Святейшего Патриарха Тихона, митрополита Петроградского Вениамина, священномученика Иоанна Кочурова, преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Особенно подробно Александр рассказал о судьбе последнего настоятеля Феодоровского собора перед его закрытием священномученика архимандрита Льва (Егорова) и его помощниц по Александро-Невскому братству - Киры Оболенской и Екатерины Арской. Специально для " Ночи музеев " была изготовлена экспозиция-инсталляция из старых оконных рам Феодоровского собора. На этом своеобразном стенде были размещены фотографии новомучеников, непосредственно связанных с собором, и их жизнеописания.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР «ЛЕСТВИЦА» февраля 2006 Культурно-просветительский Центр «Лествица» при храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» приглашает на мероприятия в феврале 2006 г. Культурно-просветительский Центр " Лествица " при храме иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " приглашает на мероприятия в январе 2006 г. Адрес: Воскресенский пр. (Чернышевского), д.3 (вход под аркой) ст. метро " Чернышевская " . Тел.: 273-5469, 273-5429, 719-6823 3 февраля пятница 19:00 - лекция из цикла " Историческая судьба третьего Рима " . Кандидат исторических наук Юрий Алексеевич Соколов. 4 февраля суббота 15:00 - встреча с настоятелем храма, священником Вячеславом Хариновым. 16:00 - беседа на тему " Православный интернет " . Священник Скорбященнского храма, иерей Игорь Катаев. 5 февраля воскресенье 17:00 - лекция из цикла " Священная история: текст, смысл, символик " . Канд. Истор. Наук, доцент СПГУ Юрий Иванович Рубан. 10 февраля пятница 19:00 - лекция " Военные храмы Петербурга " . Преподаватель Российской Христианской Гуманитарной Академии, Александр Владимирович Крамер. 11 февраля суббота 15:00 - встреча с настоятелем храма, священником Вячеславом Хариновым. 16:00 - " Символизм православных икон " . Преподаватель иконографии, член союза художников России, Сергей Владимирович Алексеев. 12 февраля воскресенье 17:00 - КОНЦЕРТ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ. В программе: Сонаты Баха для клавесина и виолы да гамба. Исполняют: Ирина Шнеерова и Анатолий Гринденко. 17 февраля пятница. О мероприятии будет объявлено дополнительно. 18 февраля суббота 15:00 - встреча с настоятелем храма, священником Вячеславом Хариновым. 16:00 - лекция " Жизнь и царствование Александра III " . Доктор исторических наук - Валентина Григорьевна Чернуха. 19 февраля воскресенье 17:00 - " Беседы об Апокалипсисе " . Проф. СПб. Духовной Академии - Архимандрит Ианнуарий (Ивлев) Вход свободный В программе возможны изменения В часы работы Центра " Лествица " открыт Музей новомученников: сщмч. протоиерея Григория Сербаринова - настоятеля храма иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " с 1912 по 1922 гг., репрессированного и расстрелянного 8 января 1938 года, и мц. Екатерины (Арской) дочери ктитора Скорбященского храма (+ 1937г.)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=177...

1 октября 2012 г. 12:00 Мужской монастырь станет системообразующим центром нового крестьянского поселения у китайской границы На следующий год в пригороде Хабаровска намечено освящение храма в честь новомученицы Екатерины Петроградской (Арской). Он станет центром создаваемого Успенского мужского монастыря, вокруг которого, в свою очередь, появится будущая деревня Беловодье. Такой необычный проект комплексной застройки нового населенного пункта – результат совместной работы энтузиастов и священноначалия Хабаровской епархии " Еще недавно на этом месте в двух десятках километров от краевого центра была незаселенная пустошь, - рассказал ЦВ главный редактор Информационно-просветительского портала Приамурской митрополии священник Роман Никитин. – Китайская граница совсем рядом, и у застройщика возникла интересная идея: создать на этом месте русское по культуре и вере поселение, которое являлось бы своеобразным форпостом православной веры в Приамурье. Вполне естественным при таком подходе было озаботиться закладкой храма. А вскоре из Камчатской епархии к нам прибыл иеромонах Антоний (Жуков). В Петропавловске-Камчатском он построил, а затем и возглавил Свято-Пантелеимонов мужской монастырь, и митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий поручил ему создать на новом месте монашескую общину " . По словам главы инициативной группы застройщиков директора Некоммерческого партнерства " Беловодье " Олега Казакова, путь к реализации проекта " Русская православная деревня " был тяжел, но — только до того момента, пока его авторы не поняли: любое большое дело должно начинаться с храма. " И после того как четыре года назад мы установили на месте будущего храма крест, с завидной регулярностью начали происходить события, приводящие людей к вере, - говорит Казаков. - Стало ясно: мы на правильном пути " . Без прихожан монастырский храм (по предварительным расчетам он вместит две сотни человек) не останется. В поселении будут постоянно жить 60 крестьянских семей — и это не считая ремесленников, которым также предполагается предоставить здесь жилье и которые будут отвечать за хозяйственные нужды, обеспечивая работу туристического комплекса, конного двора, лесопитомника и т.д.

http://e-vestnik.ru/news/monastyr_v_belo...

Вокруг храма Троицы царь приказал поставить обетные деревянные церкви в честь тех святых, в дни памяти которых случились значительные победы Казанской войны. Так, вдень 30 августа, когда был разбит отряд татарской конницы князя Епанчи, почитается день пустынножителя Александра Свирского , в честь которого и поставили один престол, другой – в честь Григория Армянского, в день памяти которого, 30 сентября, была взята крепостная стена Казани вместе с Арской башней. 1 октября, в праздник Покрова, начался штурм города, победоносно закончившийся на следующий день – день памяти Киприана и Устинии. Считается, что всего было поставлено девять престолов. Например, церковь Входа Господня в Иерусалим воздвигнута в честь возвращения Ивана IV в Москву, а храм Варлаама Хутынского в честь его отца Василия III, принявшего перед смертью постриг под именем Варлаама. В 1555 г. митрополит московский Макарий дал совет царю возвести весь собор в камне, но чтобы он стал единым целым, что и было одобрено. Первоначально предполагалось поставить семь храмов вокруг центрального восьмого, однако в проект был добавлен девятый. В основу храма был положен круг, в который вписали два квадрата, совмещенных под углом 45 градусов, и получили, таким образом, восемь углов. В них поставили восемь приделов, а по центру главный Покровский храм. Это позволило создать достаточно уравновешанную композицию, в которой нетрудно усмотреть в плане восьмиконечную звезду, соответствующую христианской символике Вифлеемской звезды, указавшей путь волхвам к младенцу Христу. Поэтому планировка храма имеет во многом богословскую трактовку, символизирующую всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму. Собор был заложен рядом с глубоким рвом, проходившим вдоль восточной стены Кремля, и потому получил в дальнейшем название собор Покрова Богородицы на Рву. Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву Летопись называет строителями собора гениальных русских зодчих – Барму и Постника. Согласно преданию, Иван Грозный, увидев собор, был так восхищен его красотой, что спросил зодчих, смогут ли они возвести еще один подобный храм.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Небольшой деревянный мон-рь неоднократно подтапливался из-за весенних разливов р. Казанки. Указом царя Иоанна от 19 июня 1559 г. К. З. м. был перенесен «с русскаго кладбища» на вершину Зилантовой горы, на старом же месте, могильном кургане, была поставлена часовня, в к-рой настоятель мон-ря и братия служили панихиды. На пожертвования царя Иоанна (300 р.) и его 1-й жены, Анастасии Романовны (100 р.), в К. З. м. был выстроен храм в честь Успения Пресв. Богородицы с богатым иконостасом, изготовленным в Москве, а также кельи и ограда. Новый мон-рь стал именоваться Зилантовым (или Илантовым). Согласно легендам, некогда на Зилантовой горе обитал крылатый змей (слово «зилант» от татар. «джилан» - змея); чтобы задобрить его, жители приносили человеческие жертвы, и змей из врага сделался «покровителем» города. С XVIII в. змей изображается на гербе Казани. Ок. 1564-1565 гг. архиеп. Казанский свт. Герман (Садырев-Полев) ввел в мон-ре общежительный устав и установил общую трапезу. В 1574 г. обитель была разорена татарами и марийцами, но вскоре на средства царя восстановлена. В 1764 г. К. З. м. был отнесен к 3-му классу, а 26 окт. 1836 г. личным указом имп. Николая I возведен во 2-й класс. Материальное положение Известно более 10 царских грамот Иоанна IV, Феодора Иоанновича и Михаила Феодоровича о даровании льгот, пожертвовании вотчин, выдаче ежегодной руги деньгами (игумену - 4 р., монахам - по 50 к.), рожью, овсом, солью, медом. Так, в ответ на прошение архиеп. Казанского свт. Гурия 5 апр. 1559 г. царь Иоанн IV писал ему, заботясь о том, «чтобы старцы не нужны были руками работати и землю орати, семена снедаемыя сеяти и во житницы гниющия собирати, да орают сердца, сеют словеса Божия... и на тое просите, да быхом дали есмы отчины Арской и Нагайской четвертях, елико пригоже». Казанский Зилантов мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Казанский Зилантов мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Царь выделил из казны средства на устроение обители, а также повелел казанскому воеводе кн. Д. Палецкому одарить обитель земельными угодьями, «а коли увидите, что мало, ино пишите ко мне» (Там же. С. 28). Царской грамотой от 19 июня 1560 г. за мон-рем закреплялись обширные пашни и лес близ Зилантовой горы по рекам Тур и Ичка, луга между Волгой и Туром, с. Ягодная Поляна, 5 рыбных ловель, в т. ч. на Волге, «в Тетюшинских водах».

http://pravenc.ru/text/1319824.html

Событие это по разным данным произошло примерно в 304–316 году. Существует предание, что тело великомученицы Екатерины исчезло. Будто бы ангелы подхватили тело и перенесли на гору Синай. Там, три века спустя, был построен монастырь св. Екатерины. В нем и по сей день пребывают мощи святой. Так как святая великомученица Екатерина была канонизирована еще до разделения церквей, то она почитается и католиками, и православными. На иконах великомученицу изображают в царском венце, подчеркивая ее благородное происхождение. Багряный плащ-накидка свидетельствует о мученической кончине святой. Святые с именем Екатерина Новомученица Екатерина Арская. Фото 1910-1920 гг. В истории известны и другие Екатерины, ставшие святыми. Всего их пять человек. 7 декабря вспоминаем великомученицу Екатерину Александрийскую. 17 декабря мы чтим память новомученицы Екатерины Арской, расстрелянной в 1937 году вместе с архиепископом Гавриилом (Воеводиным). 5 февраля церковь вспоминает преподобномученницу Екатерину (Черкасову), расстрелянную на Бутовском полигоне. 17 февраля отмечается день памяти Екатерины (Декалиной) или Екатерины Симбирской – монахини, расстрелянной в подвале Ульяновского НКВД. 20 марта 1938 года за «систематическую контрреволюционную агитацию» была расстреляна и погребена в общей могиле послушница монастыря в честь иконы «Всех скорбящих Радость» святая Екатерина Константинова. Кольцо святой Екатерины Один из сюжетов жития великомученицы Екатерины вошел в анналы мирового изобразительного искусства. История о том, как святая Екатерина, представ перед Христом, получает от него обручальное кольцо, стала любимейшим сюжетом художников эпохи Возрождения. Рафаэль, Барталомео Фра, Веронезе Паоло, Лоренце Лотто, Пуссен, Джованни Батиста Бертуччи, Пармиджанино, Ганс Мемлинг и другие великие художники более поздних времен, писали святую Екатерину. В истории европейской религиозной живописи даже сложился своеобразный канон. На полотнах «Обручение святой Екатерины» мученица изображается в царских одеждах. Склонившись у ног Богоматери, сидящей на троне, святая Екатерина берет кольцо из рук младенца Христа.

http://pravoslavie.ru/66521.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010