Строительством пороховых погребов занимались мастеровые люди - " обжигальщики и каменщики " , направленные по указу царя Алексея Михайловича на строительство Симбирской засечной черты, которые после их завершения, а возможно и одновременно, построили алтарь и центральную часть Богоявленской церкви - для постройки такого сооружения у стрельцов Погребовской и Арской слобод просто не было опыта и не хватило бы средств. Решение о строительстве каменной церкви, как важного объекта на засечной черте, вероятнее всего было принято царем и церковной епархией на самом высоком уровне. Надо сказать, что в Симбирске в это время строили только деревянные церкви. После ухода мастеров, в связи с завершением строительства пороховых погребов в Погребовской и Арской слободах, к храму уже силами местных жителей была пристроена деревянная колокольня. При реставрации Богоявленской церкви на кресте колокольни были обнаружены три клейма, из которых стало известно, что святыню отливали в Казани, а везли через Алатырь. Крест был изготовлен на Казанском медеплавильном заводе, действовавшем в период с 1652 по 1665 гг. Кирпичная же колокольня была построена в XIX веке на месте старой деревянной. По оценкам реставраторов, кирпич, используемый при строительстве пороховых погребов у деревни Погребы и села Арское, совпадает по своим техническим характеристикам с кирпичем, из которого сделан алтарь и центральная часть Богоявленского храма. Для изготовления кирпича использовалась красная глина, добываемая из карьера в западной части Погребовской слободы. Для сушки сырца и последующего обжига на берегу речки Сельдь была построена печь. При строительстве в качестве сырья для приговления раствора был использован и карьер известково-меловых отложений в восточной части Погребовской слободы. Можно предположить, что изначально строительство церкви не планировалась в Погребовской слободе, а именно только в Арской слободе. Причиной этому могло служить отсутствие ровной площадки для строительства: «…буераки, …каменья…, дубравы». Возможно, поэтому и было принято совместное решение населения обеих слобод о строительстве церкви в Арской слободе, а в Погребовской слободе была построена только деревянная часовня для хранения иконы Нерукотворного Спаса, а сама слобода была отнесена к приходу Богоявленской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=21610

Именно такая судьба и у новомученицы Екатерины (Арской). После октября 1917 года мир вокруг Арских начал стремительно рушиться, общая катастрофа не могла не коснуться и их семьи. Они лишились состояния. К 1920 году Екатерина потеряла всю свою семью (мужа и пятерых детей). Именно в это время она стала членом Александро-Невского братства, духовной дочерью его руководителя, будущего священномученика архимандрита Льва (Егорова), настоятеля Феодоровского собора. 18 февраля 1932 года, когда по городу прокатилась волна арестов городского монашества, она тоже была арестована. На следствии Екатерина Арская проявила удивительное мужество, не назвав ни одной фамилии. Приговор - три года концлагерей. После досрочного освобождения она поселилась в Боровичах, но ее земные испытания не прекратились. В 1937 году она вновь попала в тюрьму. По словам настоятеля Скорбященского храма отца Вячеслава Харинова, «допросы, пытки, которым подвергались арестованные, вынуждали людей, и даже священников, проходивших по делу «единой контрреволюционной организации» давать показания против себя и своих товарищей». Две будущие святые - княжна Кира Оболенская и дворянка Екатерина Арская были расстреляны 17 декабря 1937 года. Измученные голодной жизнью 20-х годов, заключением в лагере, ссыльной жизнью, новым арестом и допросами, две эти женщины своей праведной жизнью заслужили от Господа силы претерпеть до конца. Они не дали под пытками никаких показаний, не назвали ни одного человека, и даже не признали ни одного обвинения против себя. В октябре 2009 г. по приглашению отца Валерия делегация из трех человек посетила Свято-Духов монастырь. С места поклонного креста из Хабаровска была увезена земля и высыпана на месте захоронения святой Екатерины (Арской). А обратно были привезены святыни из Свято-Духова монастыря: иконы Екатерины (Арской), земля с места ее захоронения. Эти святыни были заложены в основание будущего храма при освящении его владыкой Марком. Идею строительства храма близ села Краснореченского поддержали и люди бизнеса, простые верующие и даже невоцерковленные люди, которые принимали посильное участие в его закладке. Помогали деньгами, материалами, да и просто бескорыстно тратили свое выходное время на строительстве десятки хабаровчан.

http://sobory.ru/article/?object=32906

Неоценимую помощь в создании экспозиции оказал Дмитрий Вюнш-Арский, прихожанин храма на Шпалерной и потомок святой новомученицы.  Именно он обнаружил рисунки Екатерины Арской в своем домашнем архиве. Он поведал гостям выставки историю обретения неожиданной находки: «Всему своё время и место каждой вещи под небом». Мне невольно припомнились эти слова, когда, разбирая наш семейный архив, я обнаружил большую старомодную папку для бумаг, а в ней несколько листов, писанных карандашом и акварелью. На внутренней стороне обложки почерком моего деда было написано, что это рисунки его тётушки Екатерины Андреевны Арской, моей двоюродной прабабушки… Эта папка пролежала под спудом более 15 лет, и обнаружил я её только потому, что, готовясь к переезду на новую квартиру, решил разобрать многочисленные документы, оставшиеся после кончины в апреле 1992 года моего деда – Георгия Михайловича Арского. Если бы не это обстоятельство то, вероятно, у меня ещё нескоро бы дошли руки до такой внушительной кипы бумаг, ибо я по привычке частенько откладывал на завтра то, что можно было сделать сегодня…» К сожалению, пока не известно в деталях, - как эти рисунки попали в семейный архив Арских. Можно предположить, что произошло это летом 1921 года, когда Г.М. Арский вернулся в Петроград с юга России, где только что закончилась Гражданская война. Георгий Михайлович приходился Екатерине Арской племянником – его мама, прабабушка Дмитрия Вюнш-Арского, и Екатерина Андреевна были родными сестрами. Кроме того, дед являлся крестником Петра Николаевича Арского – мужа Екатерины Андреевны.  «Дед всю свою жизнь собирал материалы и документы, касающиеся нашей родословной, поэтому неслучайно, что именно у него сохранились реликвии семьи Петра Николаевича и Екатерины Андреевны Арских. К 1921 году Екатерина Андреевна уже овдовела и потеряла всех своих детей – все они погибли от эпидемии дизентерии и холеры в 1918-1920 годах. Скорее всего, эти рисунки Екатерина Андреевна передала моему прадеду Михаилу Николаевичу Арскому, так как он был братом её покойного супруга, а от него они остались моему деду», - сказал на открытии выставки Дмитрий Вюнш-Арский.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-03-17/5...

Жертвовали на постройку храма следующие лица: помещик, поручик Николай Федорович Тарбеев; помещик деревни Бужи (Бужа) Иосиф Андреевич Чертов; бывший бургомистр Иван Семенов; арская мещанская вдова Пелагея Герасимовна; бывший церковный староста, дворянин, коллежский секретарь Василий Алексеевич Попов; крестьянин д. Горки Лаишевского уезда Федор Федорович Елин. Особо стоит упомянуть арского мещанина Спиридона Семеновича Носова, который в 1860-1873 гг. собирал по епархии и на Нижегородской ярмарке средства и внес на строительство церкви 3190 руб. 50 коп. На 19 июня 1867 г. общая сумма собранных пожертвований составляла: наличные кошельковые суммы церкви - 392 руб 57 коп., средства, поступившие с 30 марта 1867 г. в попечительство - 132 руб. 15 коп. Выбывший член арского попечительства Илья Михайлович Назонов пожертвовал для арской церкви священническую ризу, епитрахиль, пояс, поручи из черного полубархата, шелковую занавес для царских врат, шнур, семисвечник за престол и 70 рублей серебром. Выбывший из Арского общества купец Осип Васильевич Верин каждый год для арской церкви жертвовал 60 рублей серебром, приношения (свечи, ладан и др.). Особое участие в строительстве храма принимали простые прихожане. Они доставляли кирпич и известь, помогали в строительстве. В 1872 году вокруг церкви была сооружена каменная ограда с железными воротами, которая обошлась в 480 рублей. Храм и колокольня вчерне строились до 1867 года, а окончательно холодный Богоявленский храм был освящен 2 октября 1873 г. Обошлось строительство в 28000 рублей, из них 15000 рублей церковных денег и денег, полученных от продажи леса двух разобранных храмов; 9186 рублей пожертвованы благотворителями; через священника, храмоздателя, бургомистра поступило пожертвований на сумму 1354 руб. 70 коп., остальные 17439 руб. 30 коп. получены от Арского мещанского общества (включая стоимость материалов - 300000 шт. кирпича). Бутовый камень и известь добывали в нескольких шагах от церкви, в овраге у подножия деревянной башни Арской крепости. С каждого мещанина было принято не менее 20 рублей, активное участие принимали и арские крестьяне. Они собирали деньги на церковь по епархии, на арском базаре и пожертвовали кирпичный сарай, после продажи которого было получено 206 руб. 40 коп. и набито много кирпича для нужд церкви.

http://sobory.ru/article/?object=21248

В Богоявленской церкви хранилось древнее евангелие времен Екатерины II. Существует предположение, что оно было подарено императрицей купцу Мясникову (Пустынникову), а впоследствии передано им настоятелю церкви при строительстве придела Всемилостивейшего Спаса. Возможно основателем и первым священником Богоявленской церкви был Афанасий Иванов, как следует из челобитной, поданной стрельцами: «въ нынешнем 181 (1673) году апреля въ 26 день … били челом великому государю Арской Слободы конные казаки …без пахотной земли сенных покосовъ оскудали»... При отводе были cmopohhie люди города Юшанска Погрбовской Слободы стрельцы… и Арской Слободы Бoroяbлehckiй попъ Aфahaciй Ивановъ руку приложили». Александр Иевлев Храм каменный, теплый, построен неизвестно кем и когда. Престол в нем в честь Богоявления Господня. Приписной к нему храм в сельце Баратаевке деревянный, построен в 1877 г., престол в нем во имя святителя и чудотворца Николая. Церковной земли: 33 дес. пахотной при селе и 4 дес. отмежеваны из дач деревни Погребов. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика. Дома: для священника общественный, у диакона и псаломщика собственные. Жалованья от казны: священнику 300 руб., диакону 150 руб. и псаломщику 100 руб. Прихожан: в селе Арской слободе и деревнях: Кротовке, Отраде, сельце Баратаевке всего 450 дворов, 1158 душ муж. пола и 1187 душ жен.; сверх того, раскольников 249 душ муж. пола и 287 душ жен. Церковно-приходская школа существует с 1884 г., помещается в собственном здании. Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Симбирск, 1903 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение В Арском целый храмовый комплекс. Помимо Богоявленской церкви следует добавить на сайт церковь Блаженной Ксении Петербургской и часовни над родниками в честь той же Ксении и Святителя Николая. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=21610

Екатерина Андреевна проходила по этому делу как ближайшая сотрудница также арестованного архимандрита Льва (Егорова), настоятеля Феодоровского собора. Арскую обвинили в том, что она " в течение ряда лет вела контрреволюционную пропаганду, направленную на организацию антисоветских элементов для борьбы с советской властью " . Екатерина Андреевна, отрицая всякую причастность к " контр-революционной " деятельности, отказалась называть какие-либо фамилии и давать показания. Видимо, она не хотела навлечь своими словами беду на кого-нибудь из знакомых. Никаких доказательств причастности Арской к " Александро-Невскому братству " в материалах дела нет. В них неоднократно подчеркивается сословное происхождение Екатерины Андреевны; фраза из обвинительного заключения " бывшая дворянка, жена царского полковника " выделяется крупным шрифтом. По приговору Тройки НКВД Екатерина Андреевна Арская получила 3 года концлагеря. После освобождения из концлагеря Екатерине Арской было запрещено возвращаться в Ленинград, и она поселилась в городе Боровичи Новгородской губернии, в доме по Порожской улице. Устроилась работать в артели " Красный Октябрь " . В Боровичах жили близкие Екатерине Андреевне по духу люди, и, возможно, это определило выбор ею места жительства. Здесь она встретила тех, с кем проходила по делу об " Александро-Невском братстве " : Алексея Ивановича Правдина - келейника архимандрита Льва, священника Николая Ивановича Воскресенского и других. 20 октября 1937 года Екатерина Андреевна Арская вновь была арестована и оказалась в Боровичской тюрьме. Она, в числе других привлеченных, обвинялась в причастности к " единой контрреволюционной организации " , по этому же делу проходила и княжна Кира Ивановна Оболенская . Допросы и пытки, которым подвергались арестованные, вынудили некоторых из проходивших по делу, в том числе священнослужителей, дать показания против себя и своих товарищей. Однако они не смогли сломить Екатерину Андреевну Арскую и Киру Ивановну Оболенскую и не заставили их подписать нужные чекистам показания.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=174...

Башкирцы, ходившие на Яик с торгами, говорили, что козаки говорили им, чтоб русских людей, которые будут на них, башкирцев, наступать, рубили». Обязанность потушить пожар была возложена на боярина и воеводу князя Петра Ивановича Хованского. Понятно, что, готовясь к отчаянной борьбе с Карлом, Петр хотел прекратить башкирский бунт как можно скорее и потому велел Хованскому попытаться уладить дело мирными средствами. 2 февраля 1708 года Хованский послал из Казани толмача и ясачных татар для разговора с ворами башкирцами и татарами; посланные встретились с ворами на Арской дороге в 80 верстах от Казани и говорили им: для чего они, воры, великому государю изменили и в Казанском уезде многие села и деревни и церкви Божия выжгли и людей порубили и покололи? Воры отвечали: все это они делают для того, чтоб великому государю учинилось подлинно известно; потому что наперед сего к нему, государю, к Москве на прибыльщиков о всяких своих нуждах посылали они свою братью ясачных людей челобитчиков, и те их челобитчики были переиманы и биты кнутьем, а иные перевешаны, и отповеди им никакие не учинено, и чтоб великий государь пожаловал, велел с них, башкирцев, татар, вотяков и черемисы, для их скудости, новонакладную прибыль снять, и они отступят и пойдут в домы свои. Давши такой ответ, мятежники пошли дальше и во второй половине февраля стояли уже в 30 верстах от Казани; в Казанском уезде между Камою и Волгою и за Камою русские и вотяцкие села и деревни почти все были разорены, люди побиты или взяты в плен. Отряд под начальством Осипа Бартенева выступил из Казани по Арской дороге и прогнал воров в Уфимский уезд; с другой стороны, станичный атаман Невежин стал успешно действовать из Сергиевска (где сера из воды бежит); лучшие башкирские батыри не могли взять Билярска и были поражены наголову Невежиным, у которого было 200 русских да сотня чуваш. 22 февраля Хованский выступил с полками из Казани. Воры тотчас оробели и начали пересылаться с ним. Кудрявцев говорил Хованскому, чтоб воровских обманов не слушал и учинил им военный страх.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Краснореченское. Беловодский Успенский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:2012. Ссылки:   Адрес: Россия, Хабаровский край, Хабаровский район, православная деревня Беловодье Координаты: 48.305292, 134.994721 Проезд:Ехать по трассе М-60 Уссури через Красную речку, поворот на совхоз Краснореченский. На повороте налево от дороги будет указатель на монастырь, через 4 км Вы сможете увидеть входящий в монастырь Храм Екатерины Арской. Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Летом 2012 года, в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы, по благословению митрополита Хабаровского и Приамурского Игнатия в Хабаровской епархии образована мужская монашеская община будущего Успенского монастыря. Обитель разместилась в живописном месте предгорья Хехцира на территории будущей русской деревни Беловодье. Возглавить общину владыка Игнатий благословил иеромонаха Антония (Жукова), прибывшего из Камчатской епархии, где он строил, а затем и возглавлял Свято-Пантелеимонов мужской монастырь в г. Петропавловске-Камчатском. В состав общины также вошли: иеромонах Николай (Пихота). На сегодняшний день в нем проживает три насельника и проводятся регулярные богослужения - воскресные и праздничные службы. В настоящее время богослужения проводятся в пещерном храме и в скинии под открытым небом, из-за большого числа желающих остро стоит вопрос о строительстве полноценного храма на 250 человек. На сегодняшний день заложен фундамент и освящен первый венец храма в честь мученицы Екатерины Петроградской (Арской), спроектированного в соответствие лучших традиций русского деревянного зодчества. Источник: Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=32904

Приготовления к походу Казанскому. Отношения России к Западным Державам. Освобождение старца, Кн. Булгакова. Строение новых крепостей. Начало Донских Козаков. Новый Хан в Тавриде. Дела Астраханские. Болезнь в Свияжске. Едигер – Царь в Казани. Послание Митрополита к Свияжскому войску. Совет о Казани. Выезд Государев. Нашествие Хана Крымского. Приступ к Туле. Бегство Хана. Наши трофеи. Ропот в войске. Поход. Осада. Первая битва. Буря. Ставят туры. Сильная вылазка. Действие бойниц. Наездник Князь Япанча. Утомление воинов. Разделение полков. Истребление Япончина войска. Ожесточение Казанцев. Взорвание тайника. Уныние Казанцев. Деятельность Иоаннова. Взятие острога и города Арского. Нападения Луговой Черемисы. Мнимые чародейства. Построение высокой башни. Предложение Казанцам. Кровопролитное дело. Взорвание тарас. Занятие Арской башни. Последнее предложение Казанцам. Устроение войска для приступа. Взорвание подкопов и приступ. Геройство с обеих сторон. Корыстолюбие многих воинов. Великодушие Иоанна и Бояр. Доблесть Кн. Курбского. Взятие Казани. Водружение креста у ворот Царских. Въезд Государев в Казань. Освобождение Российских пленников. Речь Иоанна к войску. Пир в стане. Подданство Арской области и Луговой Черемисы. Торжественное вступление в Казань. Зрелище Казани. Учреждение Правительства. Совет Вельмож. Возвратный путь Государя в Москву. Рождение Царевича. Встреча Иоанну. Речь Государева к Духовенству. Ответ Митрополитов. Пир во дворце и дары Иоанновы. 24 Марта узнал Государь о происшествиях Казанских: велел Шиг-Алею ехать в Касимов, а шурину своему, Данилу Романовичу, идти с пехотною дружиною в Свияжск, объявив в торжественном заседании Думы, что настало время сразить Главу Казани. «Бог видит мое сердце, – говорил он: – хочу не земной славы, а покоя Христиан. Могу ли некогда без робости сказать Всевышнему: се я и люди, Тобою мне данные, если не спасу их от свирепости вечных врагов России, с коими не может быть ни мира, ни отдохновения?» Бояре хвалили решительность Иоаннову, но советовали ему остаться в Москве и послать Воевод на Казань: «ибо Россия имеет не одного врага: если Крымцы, Ногаи в отсутствие Государя нападут на ее пределы, кто защитит оные?» Иоанн ответствовал, что возьмет меры для безопасности Государства и пойдет на свое дело. Велели собираться войску из дальних мест в Коломне и Кошире, из ближайших в Муроме. Князья Александр Борисович Горбатый и Петр Иванович Шуйский должны были вести Московские полки в Нижний Новгород, Михайло Глинский расположиться станом на берегах Камы с Детьми Боярскими, стрельцами, Козаками, Устюжанами и Вятчанами, а Свияжские Воеводы занять легкими отрядами перевозы на Волге и ждать Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

30 марта 1867 г. при арской Богоявленской церкви было учреждено церковное попечительство в следующем составе: председатель арский мещанин Леонтий Гурьянов; члены: купец Осип Васильевич Верин (выбыл впоследствии из Арского общества), титулярный советник Илья Михайлович Назонов (впоследствии выбыл в г. Мамадыши), арский мещанин Евгений Максимович Налимов, крестьянин Степан Иванович Кислов, арские мещане Савелий Яковлевич Савин, Козьма Никифорович Сочнев, Иван Яковлевич Колесников, Степан Иванович Сокунов, Еврасий Прокофьевич Горшенев (умер в 1867 г.) и Петр Васильевич Колесников. Согласно общественному приговору, было вынесено следующее: «1867 года марта 30 дня мы ниже подписавшиеся Казанской губернии Арское городское общество, 2/3 домохозяев, выслушав отношение священнослужителей арской Богоявленской церкви, присланное за подписью Арского городского общественного управления от 28 марта 1867 года за 93, относительно объявления положения о приходских попечительствах при православных церквях, вследствие чего определили: с общего согласия избрать на три года из среды своей членов в приходское попечительство, которое бы управляло делами постройки в городе Арске новой каменной церкви, а именно: в председатели, арского мещанина Леонтия Гурьянова, членами: купца Осипа Васильевича Верина, коллежского асессора и титулярного советника Илью Михайловича Назонова, мещанина Евгения Максимовича Налимова, крестьянина Степана Ивановича Кислова, мещан Савелия Яковлевича Савина, Козьму Никифоровича Сочнева, Ивана Яковлевича Колесникова, Степана Ивановича Сокунова, Гервасия Прокофьевича Горшенева и Петра Васильевича Колесникова, которые, как нам известно, поведения хорошего, под судом и следствием не находились и в настоящее время не состоят, возложенную на них обязанность могут осуществить». Источник: А.Д. Тумаков «Арск. Новые подробности, факты и открытия» ... Приговор сей утвержден подписями 36 прихожан; при его составлении находился городской староста Иван Трофимов. 31 марта 1867 года данный приговор был подан в Арское городское общественное управление и записан в книгу подлинников под 3»

http://sobory.ru/article/?object=21248

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010