День православной книги отметили в епархии апреля 2022 В рамках празднования Дня православной книги 12 апреля в воскресной школе Спасо-Парголовского храма были представлены сборники материалов духовно-просветительских чтений, проведенных во взрослых вероучительных группах. Книги посвящены святым. Сборник " Верные до смерти " посвящен алапаевским мученикам и слугам царской семьи. Говоря о нем, Елена Жердева отметила, что сред этих восьми святых были великая княгиня Елизавета Федоровна с келейницей - инокиней Варварой. В книге есть интересные факты их житий. Важно узнать и о других алапаевских мучениках, среди которых князь-поэт Владимир Палей, в книге приведены его стихи. Также представлены воспоминания о царских слугах и докторе Евгении Боткине, который учил студентов: " Не бойтесь баловать больных - врач должен в преизбытке подавать больным милосердие. Пример в этом - Христос... Врачам нужно чаще читать Евангелие, без этого мы забываем о Христе " . Был сделан обзор сборников " О подвиге веры святителей Русской Православной Церкви XX века " , " Новомученики и исповедники Церкви Русской " и " Новомученики и исповедники Санкт-Петебургской епархии " . В последнем представлен и духовный подвиг жен-мироносиц XX века: преподобномученицы Марии Гатчинской, мучениц Киры Оболенской и Екатерины Арской. Представляя сборник о преподобном Паисии Святогорце, Людмила Компаниец отметила, что он знакомит с житием старца, его духовными наставлениями, стихами и пророчествами. Актуальны слова святого: " Сейчас такое время, что мы знаем много молитв, но молимся мало. Едим постную пищу, но не постимся. Копим сведения о духовной жизни, а опыта ее не имеем. Исповедуем грехи, но не каемся. Ходим в храмы и стоим на службах, но душа не смиряется перед Творцом. Все это от того, что сердце закрыто. Оно должно открыться, чтобы впустить Христа " . Варвара Шабловская рассказала сборнике, посвященном святителю Луке (Войно-Ясенецкому). В нем представлены факты его жития, деятельности как хирурга, ученого и архиепископа. Святой сознавал, что его дар - от Бога, был чуток к больным. Он потребовал повесить в операционной икону и отказывался оперировать без нее. " Главное в жизни − делать добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое " , - говорил он.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Катагощин. Нач[альник] Куйбышевского р[айонного] о[тдела] НКВД мл[адший] лейтенант г[осударственной] б[езопасности] подпись. Нач[альник] II отд[ела] УГБ НКВД лейтенант г[осударственной] б[езопасности] И. Самарин.   39   4 января 1938 г. – Выписка из акта о расстреле В. М. Катагощина   Совершенно секретно.   Выписка из акта Постановление тройки НКВД Тат[арской] АССР от 30 декабря 193 7 г. о расстреле Катагощина Василия Михайловичаприведено в исполнение 4 января 1938 г. в 12 час[ов] 05 мин[ут]. Лейтенант гос[ударственной] безопасности И. Самарин,     Дело священника-обновленца Николая Васильевича Фирсова   40   27 июля 1937 г. – Справка на арест Н. Ф. Фирсова   Арест по 2 категории. Утверждаю. Нач[альник] опергруппы – Нач[альник] 4 отд[ела] УГБ НКВД Т[атарской] р[еспублики] капитан гос[ударственной] безопасн[ости] Веверс/Веверс/. 27 июля 1937 года.   Справка На гр[аждани]на Фирсова Николая Васильевича, 1899 года рождения, уроженец с[ела] Остапово Ц[ентрально-]Ч[ерноземной] о[бласти], украинца, б[ес]п[артийного], священника, гр[аждани]на СССР. Священник обновленческой ориентации Фирсов враждебно настроен к советскому государственному строю. Фирсов является приверженцем католичества и в этом направлении ведет среди церковников активную агитацию путем восхваления преимуществ католичества. Во время церковных служб Фирсов произносит проповеди, в которых в завуалированной форме ведет а[нти]с[оветскую] религиозную и пораженческую агитацию, направленную к обактивлению религиозного движения. Фирсов имеет тесную связь с недавно вернувшимся из ссылки б[ывшим] участником ликвидированной в 1933 г. к[онтр]р[еволюционной] фашистской группы игуменом Нифонтом – он же Булавко Иваном Ивановичем и вместе с ним проводит нелегальную деятельность по созданию в Казани к[онтр]р[еволюционного] кружка церковников. В разговорах с знакомыми Фирсов высказывает к[онтр]р[еволюционную] клевету по вопросу о стахановском движении. Аналогичную к[онтр]р[еволюционной] клевету Фирсов высказывал по вопросу о Сталинской конституции СССР.

http://sedmitza.ru/lib/text/10344851/

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) (фото с сайта hram.codis.ru) ХРАМ ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Елена Лебедева, 14 октября 2002 г. См. также: Церковный год > > Покров Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) - главный храм Красной площади и всей Москвы. Он построен в середине XVI века по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства - части бывшей Золотой Орды. 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, начался штурм Казани, который закончился победой русского войска. Старинная московская легенда гласит, что когда в походной церкви под Казанью на обеденной службе диакон возгласил евангельские строфы: " Да будет едино стадо и один пастырь " , часть крепостной стены неприятельского города, под которую был сделан подкоп, взлетела на воздух, и русские войска вошли в Казань. Через два года в Москве на Красной площади был заложен храм Покрова Богородицы. Первоначально здесь, на бровке Москвы-реки, на возвышенности рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль и засыпанным в XIX веке, стоял белокаменный храм во имя Живоначальной Троицы, где был погребен самый чтимый на Руси юродивый Василий Блаженный. Легенда гласила, что он сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо - пятак к пятаку, копейку к копейке, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм. Во время походов на Казань Иван Грозный приказал ставить вокруг Троицкой церкви обетные деревянные храмы в честь тех святых, в дни памяти которых были одержаны победы в битве с неприятелем. Так, 30 августа, в день трех Патриархов Константинопольских - Александра, Иоанна и Павла - был разбит отряд татарской конницы князя Епанчи. 30 сентября, в день памяти Григория Армянского, была взята крепостная стена Казани вместе с Арской башней. 1 октября, в праздник Покрова, начался штурм города, победоносно закончившийся на следующий день, 2 октября, в праздник Киприана и Устиньи.

http://zavet.ru/kalendar/bm/pokr-002.htm

2. Святые Гурий, архиеп. Казанский и Варсонофий Тверской. –Первое жизнеописание святителей Гурия и Варсонофия Казанских составлено было, по повелению царя Феодора Иоанновича и по благословению патр. Иова, первым казанским митрополитом Гермогеном, впоследствии патриархом Московским и всея России. Это жизнеописание в рукописи, в лист, писанное уставом, хранится в Благовещенском Казанском соборе. Гермоген, как можно догадываться по предисловию к составленному им житию, был родом из Казанской епархии, и еще при жизни св. Варсонофия, именно в то время, когда этот святитель, отказавшись от управления Тверскою епархией, жил на покое в основанном им монастыре поступил в число белого Казанского духовенства, был потом настоятелем Спасо-Преображенского монастыря и в сане Митрополита 18 лет управлял Казанской Митрополией. (Гр. Елисеева, жизнеописания святит. Гурия, Германа и Варсонофия, Казань, 1847 г. стр. 57). Но, по-видимому, он все-таки мало знал жизнь и деятельность казанских первосвятителей, потому что говорит в предисловии их жития: «не нашел я никого, кто бы достоверно знал житие и отечества сих святителей и преподобных отцов от младенчества; но обаче, еже слышах от ведящих сия, написати дерзнул» (Там же, стр. 59). Проложное чтение составлено по Гермогену. Сохранилась «Наказная Память» (инструкция), с которой преп. Гурий был отправлен в Казань (Акты Археогр. Эксп., т. 1-й 241) и письмо к нему царя Ивана Васильевича Грозного. Последнее очень важно и мы позволим себе привести его здесь... «Список с своеручнаго письма царя Иоанна Васильевича к Гурию, архиепископу Казанскому. – Преблагаго, единосущнаго, в Тройце славимаго Бога освященному и боголюбивому архиепископу царства Казанскаго Гурию челобитье от нас, и от всех наших ниский поклон. Господь Бог, да сохранит пути твои, и продолжит ти лета, и спасет тя от всякаго зла душевнаго же. – Писал еси ты ко мне, в данной тебе от Бога и от нас пастве, во граде Казане сострояеш монастырь, еже аз начах, и другии хощеши строити се дело доброе содеваеши, помози тебе Бог за тое; а чтоб старцы ненужны были руками работати, и землю орати, семена снедаемыя сеяти и во житнице гниющия собирати, а да орют сердца, сеют словеса Божия, словеса чиста, и собирают души в жилище вечьное учением, сия да наследят царство небесное и блага вечная; а на тое просите, а быхом дали есма отчины в Арской и Ногайской четвертях, елико пригоже.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Тихон за 500 верст отправился в Мангазею, которая теперь уже приходила в запустение и уступала свое значение новой Мангазее. 668 Он обрел в указанном месте нетленное тело и 10 мая принес его на себе в обитель. Житие рассказывает об исцелении многих больных призывавших имя Василия в обители или на месте кончины. В часовне, на месте древней Мангазеи, и теперь видят звериные шнуры, – приношения юраков и других инородцев и каждый считает святотатством взять что-нибудь из часовни в собственность. У поселенцев туруханского края с 1672 г. сохраняются иконы св. Василия мангазейского. На одних он представляется свежим, белокурым, юношей, в белой рубашке, а сбоку представлено истязание ему при купце и воеводе; на других изображен Троицкий Туруханский монастырь, а над ним молящийся Василий, в рубашке и без обуви; в 25 д. марта в обители Троицкой совершается всенощное служение, в честь св. Василия. 669 Почитая память св. Василия, повторим учение апостола о добродетели, за которую пострадал Василий. «Храни себя в чистоте, поучает апостол ( 1Тим.5:22 ). Заботься о том, чтобы быть святым по телу и душе ( 1Кор.7:31 ). Не обманывайтесь: ни блудники, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни пьяницы, ни хищники не наследуют царствия Божьего» ( 1Кор.6:9, 10 ). Тело не для блуда, а для Господа и Господь для тела ( 1Кор.6:13 ). Блуд и всякая нечистота и любостяжание даже и именоваться не должны у вас, как прилично святым ( Еф.5:3 ). Умертвите земные члены наши – блуд, нечистоту, сладострастие, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» ( Кол.3:5 ). 24 д. Страдание СТЕФАНА и ПЕТРА, мучеников казанских Когда Тимофей, протопоп кремлевского собора, находился в Свияжске, быв послан туда с посланием митрополита к войску, (это было в 1552 г.) 670 : то пришел к нему татарин из арской стороны и объявил, что желает он креститься. Протоиерей спросил его: не от бедности ли или не от страха ли ищет он крещения? В ответ на это татарин рассказал следующее: я лет 30 был болен ногами, так что не мог твердо стоять на них.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Рака с мощами Святого Василия Блаженного В центре собора находится главный храм — собственно церковь Покрова Пресвятой Богородицы, увенчанная маленькой луковичной главкой. Первого октября 1552 года начался штурм Казани — тогда же по церковному календарю отмечался праздник Покрова Богородицы. Поэтому центральный храм и назвали в честь этого праздника, а затем по нему — и весь собор. Кстати, Покровский собор был в то время самым высоким сооружением в Москве. До перестройки колокольни Ивана Великого в Кремле в конце XVI — начале XVII века он был высотной доминантой тогдашней Москвы. Всего собор насчитывает одиннадцать куполов. Десять — это купола церквей по числу престолов, и еще один купол над колокольней. Сложная архитектурная композиция и программа строительства собора, скорее всего, принадлежали митрополиту Макарию, который хотел в многопридельном храме воплотить образ Небесного Града Иерусалима на земле, а также возвеличить роль Москвы и Ивана Грозного. Восемь церквей, расположены симметрично вокруг главного храма в виде восьмиконечной звезды. Четыре больших церкви смотрят строго по сторонам света. Церковь Киприана и Иустины Память святых приходится на второе октября (15 октября н. ст.), и именно в этот день была взята Казань. Церковь Григория Армянского Григорий Армянский — просветитель Великой Армении. Его память отмечается 30 сентября (13 октября н. ст.). В 1552 году в этот день состоялось важное событие похода царя Ивана Грозного — взрыв Арской башни Казани. Церковь Входа Господня в Иерусалим Церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим. В Вербное воскресенье именно к этому приделу совершался крестный ход из Успенского собора Кремля с «шествием на осляти» Патриарха. Поэтому придел и был пристроен с ближайшей к Кремлю стороны. Церковь Варлаама Хутынского Освящена во имя преподобного Варлаама Хутынского, новгородского святого, основателя и игумена Спасо-Преображенского Хутынского монастыря. Церковь Николы Великорецкого Эта церковь была освящена во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца. Икона святителя была обретена в городе Хлынове на реке Великой, почему и получила потом название «Никола Великорецкий». В 1555 году эту икону по приказу Ивана Грозного принесли крестным ходом по рекам из Вятки в Москву.

http://foma.ru/pokrovskij-sobor-video.ht...

Когда Тимофей, протопоп Кремлёвского собора, находился в Свияжске, быв послан туда с посланием митрополита к войску (это было в 1552 г.) 229 ; то пришёл к нему татарин из Арской стороны и объявил, что желает он креститься. Протоиерей спросил его: не от бедности ли, или не от страха ли ищет он крещения? В ответ на это татарин рассказал следующее: «я лет 30 был болен ногами, так что не мог твёрдо стоять на них. Когда власть Московского царя стала сильной в нашей стороне, и с ней стал известным Бог христианский, я начал думать: велик Бог, в Которого веруют христиане; Он может дать здоровье и моим больным ногам; буду же веровать Ему и крещусь со всем домом. И внезапно, в самый день решимости моей, ноги мои стали здоровы. И вот я пришёл исполнить моё обещание. Прошу вас, крестите меня». Протоиерей сказал ему: «по твоей вере Господь Иисус дал тебе здоровье, ты видишь благодать Его на тебе; если хочешь получить жизнь вечную, ничто не мешает тебе креститься. Только смотри – не возвратись, как пёс на свою блевотину; будь твёрд и против обольщений и против гонений со стороны неверных христианину надобно многими скорбями достигать Царствия Небесного». Татарин вырвал клок из бороды своей и, разорвав его на мелкие части, сказал: «я так убеждён в могуществе и благости Бога вашего, в превосходстве вашей веры, что не только готов терпеть скорби, но если бы разорвали меня на части, как разорвал я мои волосы, – и тогда не откажусь от Бога вашего». После того он оглашён был в вере и крещён во имя Отца и Сына и Св. Духа, с именем Стефана. Спустя немного времени восстали против него свои и долго заставляли то увещаниями, то угрозами отступить от христианской веры. Твёрдый верой Стефан не только не хотел следовать их убеждениям, но напротив обличал нечестие их веры и смело проповедовал имя Христово. Нечестивые, не терпя слышать проповедь его, напали на него с оружиями, изрубили тело его в куски, разметали кости его, а дом разграбили. Так скончался раб Божий Стефан, пострадавший за имя Христово 230 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Недавно Анат[олий] Вас[ильевич] от архимандрита Мефодия 380 , настоятеля Софийского подворья, получил письмо, где он благодарит за кн[игу] «Русск[ая] Пр[авославная] Церковь » и указывает наши ошибки. Во-первых, в кн[иге] ошибочно указано, что настоятелем Софийского подворья является игумен Сергий тогда как он перестал быть настоятелем в мае 1957 г. и что уже в «ЖМП» 1957 г. 10 напечатано, что настоятелем назначен он – архим[андрит] Мефодий. Но самое главное то, что он указывает об ошибочном названии прп. Параскевы (пам[ять] 14 октября) Сербской. Эта ошибка вкралась давно. Он пишет: «В Четьи-Минеях св. Дим[итрия] Ростовск[ого] сказано: «В земли Сербской, близ града Калликратия бе весь, нарицаемая Эпиват. В той веси родися святая и преп[одобная] Параскева... " ». «Откуда св. Димитрий Ростов[ский] взял, что Эпиват находится в «земли Сербской», я лично не могу сказать, но греческое селение «Эпиватос» сушествует и до сего дня под турецким названием «Баядос» и находится на берегу Мраморного моря – территория, кот[орая] никогда не была Сербской, хотя там издавна было много славянских насельников, впрочем, ничего общего не имеющих с сербскими славянами. Жила преподобная Параскева, как известно, в XII веке. Если и допустить предположительно, что по происхождению она была славянкой (о чем не имеется никаких оснований), но по своему воспитанию она бесспорно была гречанкой, подвизалась среди греков в греческом храме, в кот[ором] богослужения совершались на греческом языке. А брат ее – св. Евфимий – был епископом Мадитским (в Малой Азии), что опять свидетельствует о греческой, а не славянской племенной принадлежности обоих (память его 15 октября)». «В 1238 г. мощи преп. Параскевы были перенесены из Эпивата в столицу Болгарии – Терново: это сделалось возможным благодаря тому, что болгарск[ий] царь Иоанн Асент разбил крестоносцев и занял побережье Мраморного моря, и при нем была вторично учреждена автокефалия Болг[арской] Прав[ославной] Церкви. В Тернове был воздвигнут храм во имя преп. Параскевы, в кот[ором] мощи покоились в течение 155 лет. В 1393 году Терново пало под власть турок. Св[ятые] мощи были перенесены в Валахию. В 1396 г. Валахия тоже была покорена турками, и мощи были отданы турецкому вассалу – сербскому князю Душану по просьбе его супруги святой блгв. Ангелины. В Белграде мощи оставались в продолжение 125 лет. В 1521 г. их перенесли в Константинополь, где [они] оставались в продолжение 126 лет. В 1641 г. они были торжественно перенесены в Молдавию в г. Яссы, где (в х[раме] «Трех святителей») находятся и в настоящее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Храм был построен и содержался при активном пожертвовании местных дворян-землевладельцев Апраксиных, Мякининых, Филипповых, Михелей, Сиверсов и др. На Никандровском кладбище сохранились надгробия могил: у алтаря – помещиц Мякининой Любови Михайловны (1889 г.) и Филипповой Анастасии Ивановны (1882 г.), в центре кладбища – графини А.С. Апраксиной. Возле храма по завещанию похоронен губернатор Якутской области и Енисейской губернии Крафт Иван Иванович. «Похоронен 23 ноября 1914 года на кладбище села Никандрова Боровичского уезда Новгородской губернии, где у него был участок земли». Его усадьба находилась на юге Никандровской волости у озера Сороки. Архивные документы сообщают нам, что в сентябре 1876 г. Никандровский Троицкий храм входил в 3-й благочиннический округ Боровичского уезда Новгородской епархии, являясь одним из 644 храмов епархии. 08 октября 1889 г. после окончания Новгородской Духовной семинарии священником в Никандровскую церковь был определен Николай Соловьев, он служил здесь более 47 лет. В 1913 году у Никандровского храма был один приписной – Каменский Александро-Невский, и 12 часовен. В Первую Мировую войну, в 1915 году в Никандровском Троицком приходе был 481 дом, все население прихода составляло 3172 человека. Жизнь храма и села Никандрово резко изменилась после революции 1917 года. В 1926 году церковь была закрыта, и богослужения совершались в находящейся рядом часовне святых мучеников Флора и Лавра. В мае 1936 года архиепископ Боровичский Никита (Стягов) рукополагает в сан иеромонаха освободившегося из заключения (осужденного по делу Александро-Невского братства) и приехавшего в Боровичи иеродиакона Афанасия (в миру – Карасевич Георгий Михайлович) и назначает его священником Троицкого храма села Никандрово Любытинского района. Однако после смерти архиепископа Никиты (+19.08.1936) иеромонах Афанасий 22.09.1937 года был арестован, обвинен в контрреволюционной деятельности и приговорен к высшей мере наказания. Вместе с ним 17 декабря 1937 года под Боровичами были расстреляны члены Александро-Невского братства Екатерина (Арская) и Кира (Оболенская). Через 75 лет этот день станет особым памятным днем Никандрова монастыря: 16 декабря 2012 года епископ Боровичский и Пестовский Ефрем совершил монашеский постриг сестер в честь убиенных Екатерины (Арской) и Киры (Оболенской). Последний священник Троицкого храма – Иванов Алексей Никифорович был расстрелян в 1937-1938 гг. под Боровичами – в с.

http://sobory.ru/article/?object=09516

Во второй раз здание было перестроено уже в ХХ веке. Сделали это архитекторы А. Бикчентаев и В. Дубровин. В 1939-1941 гг. они руководили реконструкцией корпуса недавно основанного Казанского авиационного института. В результате был убран купол, а колонны, которые мы видим на фотографии, превратились в полуколонны. На месте церкви, которая была снесена еще в конце двадцатых годов, построен центральный шестиколонный ордерный портик, ведущий в обширный вестибюль с парадной лестницей и актовый зал института. Правая сторона здания решена симметрично исторической левой. С использованием информации из книги " Казань в памятниках истории и культуры " Казань. Татарское кн. изд-во, 1982 г. и СД «История Казанского государственного университета» 1999 г. При первой казанской гимназии, на Грузинской улице, находилась церковь Воздвижения честного Креста Господня. Первоначальное основание этой церкви относится к началу второй половины XVI ст., потому что о ней уже упоминается в писцовых книгах г. Казани 1566 – 68 гг. Была ли она ружною церковью или приходскою – в писцовых книгах не сказано. По всей вероятности, к концу XVII ст. она обветшала, была перестроена и вновь освящена, потому что в некоторых документах говорится, что «церковь Воздвижения честного Креста Господня на Арской улице освящена в 1686 г., при ней церковь теплая Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого освящена в 1689 г., в напрестольном кресте Господне частицы мощей святых». Таким образом, рядом стояли две церкви – холодная Воздвиженская и теплая Трех Святителей. В 1742 г. Воздвиженская церковь сгорела; в пожаре 1815 г. 3 сентября сгорела теплая церковь во имя Трех Святителей с иконостасом, иконами и в ней разные церковные документы и богослужебные книги. Холодная же Воздвиженская церковь в этот пожар была спасена, а равно ризница и церковная утварь, но крыша и окна сгорели. Всего в этот пожар сгорело на сумму 12 900 руб., вспоможение же было выдано только на 4 480 руб. В 1836 г. император Николай I в бытность свою в Казани высочайше повелеть соизволил причислить приходскую Крестовоздвиженскую церковь к гимназии, а прихожан ее распределить по другим церквам в Казани. В 1846 г. Крестовоздвиженская каменная холодная церковь обращена в теплую. Служение в ней, после возобновления, началось 1 октября 1848 г., а до времени окончательного возобновления ее, служение совершалось в церкви Трех Святителей.

http://sobory.ru/article/?object=31356

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010