иеромонах Антоний (Головань) Преосвященный Арсений (Стадницкий) как блюститель церковно-певческой традиции в годы управления Псковской и Новгородской епархиями Источник Скачать epub pdf Данная статья посвящена личности и трудам митрополита Арсения (Стадницкого) и охватывает период с 1903 по 1913 годы – время управления им Псковской и Новгородской епархиями. Материал призван осветить деятельность архипастыря, направленную на упорядочение и сохранение церковно-певческих традиций в епархиях Русской Православной Церкви в начале XX века, а также показать исторический ориентир для регентов и псаломщиков в наше время. «Души поющих подвергаются спасительному действию благодати Божией…» 1 Каждый приходящий в храм в первую очередь обращает свое внимание на пение хора и служение священника. Но каждый по-разному оценивает церковное пение и служение пастыря. В меру своей образованности и молитвенного опыта эта оценка приобретает различную окраску. Можно придать значение мастерству исполнения той или иной стихиры, тропаря, отметить одноголосное пение или выделить из церковного обихода различные авторские произведения. Но ведь можно просто обратить внимание и на образцовое поведение певчих на клиросе. Все это даёт возможность проникнуться духом православного богослужения и приблизиться к Богу как воцерковлённому человеку, так и находящемуся на пути постижения Бога. Данная статья посвящена деятельности владыки Арсения (Стадницкого) , направленной на сохранение ним церковно-певческих традиций в годы управления Псковской и Новгородской епархиями 1903–1913 гг. В основу статьи были положены некоторые документы Государственного архива Российской Федерации. Материал призван осветить церковно-певческую деятельность архипастыря в жизни Русской Православной Церкви в начале XX века и показать исторический ориентир для регентов и псаломщиков в наше время. Кратко рассмотрим биографию владыки Арсения и обозначим характеристику его личности. Митрополит Арсений, в миру Авксентий Георгиевич Стадницкий, родился 22 января 1862 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Обе редакции жития рассказывают о посещении Арсения Новгородского царем Иоанном IV Васильевичем Грозным во время похода на Новгород в 1570 г. По сообщению ранней редакции, царь после беседы со святым дал ему мешок серебра, но блаженный на следующее утро вернул деньги, сказав, что они ночью «вопиют велми» в его келье. Узнав об отказе святого от денег, царь предложил ему села, но тот попросил весь Новгород. Перед походом на Псков царь вновь посетил юродивого, прося его благословения. «Завтра, государь, готов я в путь за тобою», – ответил Арсений Новгородский. Это было предсказанием собственной кончины: наутро Арсений Новгородский преставился. Погребение с почестями совершил Новгородский архиепископ Александр. Рассказ содержит ряд хронологических противоречий: царь находился в Новгороде с 6 января по 13 февраля, поход на Псков состоялся 13–20 февраля, а преставился Арсений Новгородский 12 июля; архиепископ Александр был поставлен на Новгородскую кафедру в 1576 г. (хотя можно предположить, что он участвовал в погребении святого, будучи еще архимандритом новгородского Юрьева монастыря). Возможно, встреча Арсения Новгородского с царем произошла летом 1572 г. 31 мая этого года царь вместе с новой женой Анной Колтовской, сыновьями и двором прибыл в Новгород и жил здесь 2 месяца, пребывание царя сопровождалось новыми казнями. Не только казни, по сообщению поздней редакции жития, привели к столкновению между государем и подвижником. 13 марта 1570 г. на Торговой стороне Новгорода, где стоял Арсениев монастырь, началась расчистка места для строительства «государева двора». Иоанн Грозный пришел к Арсению Новгородскому с щедрыми дарами, желая, чтобы тот удалился. Арсений Новгородский не принял дары, обличив царя словами: «Многих неповинных души послал ты в Царствие Небесное». Царь смирился перед подвижником и не тронул его и монастырь. (Предположению о встрече царя с преподобным в 1572 г. противоречит то обстоятельство, что царь в этот приезд не намеревался идти во Псков.) По версии поздней редакции жития, последние годы жизни Арсений Новгородский провел в затворе в основанном им монастыре, где и был погребен, над местом погребения Арсения Новгородского поставили каменную часовню (Барсуков. Стб. 59), затем церковь в честь Рождества Христова. Арсений Новгородский был весьма почитаем среди новгородцев. Первое из чудес, описанных в житии ранней редакций, рассказывает о спасении жены благочестивого новгородца Ивана Мартынова. Переправляясь через Волхов на плоту, она поскользнулась и упала в воду. Сильным течением ее затянуло под плот, в отчаянии женщина взмолилась Арсению Новгородскому, пообещав ежегодно совершать ему молебны, и неведомо как оказалась на др. плоту; (Шлянкин. С. 4–5).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

 б)      Другая, не менее важная, святыня этого храма, сохраняющаяся в нем под превосходно устроенной сенью, – это великолепная гробница преподобного Арсения, основателя Коневской обители. Она стоит, на входе в церковь , на левой стороне от входных дверей, под сенью на катафалке, обтянутом красным сукном, на том самом месте, где сокрыты были от шведов нетленные останки преподобного Арсения, в годину несчастия для обители. Вышина гробницы с ножками 1 1 / 4 , длина 3 и ширина 1 1 / 4 аршина. Вся она серебряная, кованая, на литых ножках, превосходной отделки, украшена с пяти сторон вычеканенными барельефными изображениями важнейших событий из жизни Преподобного. На верхней ее стороне изображен почивающим в схиме во весь рост «Преподобный Арсений»; на главе его большой позолоченный венец с семью небольшими звездочками из мелких стразов. На правой стороне изображено рельефно: «умерший Преподобный Арсений, окруженный братией, из которых один читает Евангелие»; и «надгробное служение Св. Евфимия II, Архиепископа Новгородского, держащего в руках икону Коневской Божьей Матери с предстоящими ему: диаконом, свещеносцем в семью человеками мирян, плачущих у гроба Преподобного». На левой стороне изображено: «прибытие Преподобного Арсения на остров Коневец в моление его пред чудотворной иконой Божьей Матери Коневской, об указании места для основания обители, вверху – благословляющий Спаситель; далее, с одной стороны – рыболовы тянут мрежи, с другой – два инока, окруженные волнующимся озером и лесом, молятся на берегу близ ладьи своей, из которой только что они вышли, избавившись от потопления по молитве Преподобного». На стороне в ногах изображена: «келья Святогорского игумена Иоанна, распятие с лампадой и раскрытая книга; игумен благословляет Преподобного Арсения иконой Богоматери на пути в Россию; на заднем плане видны два афонские инока и деревья теплого климата». На стороне в головах: «два Ангела держат свиток, на котором начертана биография Преподобного Арсения». Около барельефов и по бордюрам раки арабески и ветви; шесть ножек серебряных, в виде букетов из ветвей, по верхним углам их четыре чеканные ангела.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

45. 1666 г., февраль по май. Соборное определение и собственноручные записки митрополитов: а) Новгородского Питирима, б) Казанского Лаврентия, в) Ростовского Ионы, г) Сарского и Подонского Павла и д) бывшего Сербского Феодосия; е) архиепископов: Вологодского Симона, ж) Смоленского Филарета, з) Рязанского Илариона, и) Тверского Иоасафа, i) Псковского Арсения; к) епископа Вятского Александра; архимандритов: л) Троицкого Иоасафа, м) Новоспасского Иосифа, н) Юрьевского Феодосия, о) Казанского Преображенского Мисаила, п) Хутынского Иосифа, р) Соловецкого Варфоломея; игуменов: с) Знаменского Арсения, т) Угрешского Викентия, у) иеромонаха Арсения (Салтыкова) и Симонова монастыря ф) старца Серапиона, – о том, что они ожидаемых в Москву восточных патриархов, Паисия и Макария признают православными, равно греческие книги, по которым они совершают богослужения, как рассмотренные уже на местных соборах 1654 и 1656 г., признают также православными † Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Настоящего лета сего от создания мира 7174 года, от по плоти же Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1666 года, в месяце Феврале, сошедшимся нам, архиереям Российского государства, в богоспасаемый преименитый царствующий град Москву, случившегося во время сие, Божиим попущением, грех ради наших, от зломысленных неких человек мятежа и раздора, долженствует совопроситься всем нам любовно между собой. Первое, как нам долженствует исповедать святейших греческих патриархов: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского, аще они православные суть? Второе, книги греческие, печатные и древние рукописные, их же святейшие греческие патриархи употребляют, и по них всё словословие Божие исполняют и чины церковные, как исповедать долженствуем? Третье, собор, бывший в богоспасаемом преименитом царствующем великом граде Москве, при благочестивейшем и богохранимом государе нашем царе и великом князе Алексее Михайловиче, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержце, и при святейшем Никоне патриархе , и царского пресветлого величества при всём его синклите, подписанный священных руками, как исповедать ныне нам долженствует, иже содеялся в царских палатах, в лето от создания мира 7162, от по плоти же Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в лето 1654.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

В 1732 г. Арсениев монастырь пришел в упадок и был приписан к Юрьеву монастырю. В 1785 (1786 или 1787?) г. мощи Арсения Новгородского были обретены и перенесены в новгородский в честь Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Кирилла Александрийского монастырь и положены на южной стороне Кирилловской церкви. В 1792 (1793?) г. над мощами святого был сооружен придел в его честь. В 1812 г. устроена бронзовая позолоченная рака. Во имя Арсения Новгородского был также освящен придел в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери во Ржеве. В 1830 г. на месте упраздненного Арсениева монастыря купцом Кузнецовым была выстроена церковь в честь Иверской иконы Божией Матери, в которой находилась гробница, где ранее почивали мощи Арсения Новгородского. Секретарь Л. А. Кириллов монастырь//София 50 . Новгород. 1997. 1. С. 24–25. ...к началу XX века Кириллов монастырь представлял собой большой комплекс каменных строений. Здесь проживало 10 монахов. Так как он являлся штатным, из казны ежегодно выплачивалось 250 рублей. Кроме того, начислялись проценты с денежных вкладов. Большой вклад пожертвовала семья известного предпринимателя, владельца фарфоровых фабрик И. Е. Кузнецова. Доход приносило огородничество. Картофель выращивали отменный. Держали молочное стадо. Укосы на заливных пожнях позволяли не только содержать скот, но и продавать сено. Но наступили трагические для монастырей времена после 1917 г. В 1920 г. началось их тотальное закрытие. Не избежала этой участи и Кирилловская обитель. Здесь разместили инвалидный дом. В годы Войны монастырь оказался на линии фронта. У его стен в 1941 г. совершил подвиг Александр Панкратов: закрыл своим телом смертоносный огонь вражеского пулемета. После освобождения Новгорода в 1944 г, при разминировании монастыря бойцами 154 инженерно-саперного батальона было обнаружено 7 трупов наших военнопленных солдат со следами страшных пыток. Монастырские постройки получили серьезные повреждения. По распоряжению городских властей их не стали восстанавливать, а приказали разобрать. Кирпич и камень использовали для строительства в Новгороде. Руины древней обители постепенно заросли деревьями и бурьяном. Житие отрока Артемия Веркольского 4

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

8. Вторник 3-й седмицы по Пасхе. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого. Прп. Арсения Новгородского. Прп. Арсения трудолюбивого, Печерского, в Дальних пещерах. Прп. Кассиана послушника и постника, Печерского, в Дальних пещерах. Бденная служба апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершается вместе со службой прп. Арсения Великого и службой Триоди. На великой вечерне «Блажен муж» 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника Триоди, глас 2-й – 3, апостола, глас 1-й 4 (первая стихира – дважды), и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава» апостола, глас 2-й: «Сына громова...», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Мироносицы рано бывша...». Вход. Прокимен дня. Паримии апостола – 3 . На литии стихира храма, стихиры апостола, глас 1-й, и преподобного, глас 5-й. «Слава» апостола, глас 4-й: «Возлег на перси...», «И ныне» праздника Триоди, глас 1-й: «Со страхом приидоша жены...» (см. на стиховне утрени). На стиховне стихиры апостола, глас 4-й (со своими припевами) . «Слава» апостола, глас 6-й: «Апостоле Христов...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Почто мира со слезами...». По Трисвятом (на благословении хлебов) – тропарь апостола, глас 2-й (дважды) и «Богородице Дево...» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...» (единожды), тропарь апостола, глас тот же (единожды). «Слава» тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам женам...». Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален апостола, глас 1-й: «Христа ученик быв...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й: «Мироносицы утро пришедшия...» (см. в седальнах по 2-м стихословии) . По 2-м стихословии – седален апостола, глас 5-й: «Апостола вси...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й: «Мироносицы утро пришедшия...» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. Седален апостола по полиелее, глас 8-й: «Возлег на перси...» (дважды). «Слава, и ныне» седален праздника Триоди, глас 2-й: «Мироносицы утро пришедшия...» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 8-й: «Небесную дверь...» . Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостола, глас 4-й: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; стих: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Евангелие апостола Ин., зач. 67. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго апостола и евангелиста...». Стихира апостола, глас 2-й: «Богослове девственниче...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-21/

В своей епархии Арсений занимался духовно-административными и училищными делами и борьбой с иноверием и расколом. Он составил возражение на поданный протестантами пасквиль против сочинения митрополита Стефана Яворского в защиту православия «Камень веры», и дополнил сочинение исповедника архиепископа Тверского Феофилакта Лопатинского. А также, подражая ревностному борцу против раскола св. Димитрию Ростовскому , он составил обличение раскольников, оставшееся в рукописи, и дополнил сочинение Феофилакта Лопатинского «Обличение неправды раскольничьей». Так ревностно трудился в своем архипастырском служении митрополит Арсений. Но незабвенным для русской Церкви он остался по преимуществу за свое выступление против отобрания церковных имуществ. По поводу этого печального события Арсений подавал в Св. Синод один протест за другим. В Неделю православия он к обычным анафематствованиям присоединил анафему «обидчикам церквей и монастырей». Обо всех этих поступках Арсения было доведено до сведения Екатерины. Было назначено в Синоде расследование дела о митрополите Арсении. Последний был вызван во дворец, где его допрашивали в присутствии самой императрицы. Арсений говорил столь резко, что императрица зажала себе уши, а ему самому «заклепали рот». Екатерина повелела самому Синоду судить своего собрата. 212 Синод присудил митрополита Арсения к лишению архиерейского сана и преданию, по расстрижении из монашества, светскому суду, который должен был за оскорбление Величества осудить его на смерть. Но императрица приказала освободить Арсения от светского суда, оставить ему монашество и сослать в дальний монастырь. 213 Прямо с этого заседания Синода митрополит Арсений был отвезен в Ферапонтов монастырь, место ссылки великого патриарха Никона , затем в Николо-Корельский, Архангельской губернии. Отсюда, после суда над ним, в котором участвовала сама императрица, по поводу доноса на него, 214 Арсения перевели в тесный каземат в башне Ревельской крепости. Предварительно с него сняли монашеский сан и, одевши его в арестантский полушубок и треух, дали ему имя – «Андрей Враль». Будучи узником в монастырях Арсений всецело отдавался чтению Священного Писания и молитве. Он молился и за врагов своих, вынимая частицы на проскомидии за «гонящих и обидящих Церковь Божию», разумея, по собственному объяснению, под этими гонителями и врагами Церкви «предателя митрополита Новгородского Димитрия, Гавриила, архиепископа С.-Петербургского, и всех немецких чинов, которые об отъятии монастырских вотчин старались и в комиссии присутствовали». А в Ревельском своем каземате на стене тюрьмы начертал углем слова: «Благо, яко смирил мя еси».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Арсений иеромонах, принимаемый за митрополита Ростовского Арсения Мацеевича . В городе восточной Сибири, Забайкальской области, Верхнеудинске сооружена на кладбище часовня над одной могилой, которая принимается за могилу Ростовского митрополита Арсения, сосланного будто бы в заточение в Нерчинский край во второй половине XVIII века, но с честью-де потом возвращенного и скончавшегося, по местному преданию, чудной кончиной праведника на дороге, и на которой до сих пор совершаются панихиды (см. книгу И. Завалишина: Описание западной Сибири, Москва, 1862, стр. 314). На самом деле в Верхнеудинске могила не митрополита Арсения Мацеевича , который сослан был не в Сибирь и вовсе не возвращаем был потом с честью, а некоего ссыльного иеромонаха Арсения (см. у Иконникова в Опыте русской историографии, стр. 74 прим. 2, и 1215 fin.). Аффоний, митрополит Новгородский, занимавший кафедру с 1635-го по 1053-й год. Что он был почитаемым усопшим в прежнее время, видно из того, что в Софийском Новгородском соборе, на одном из столбов, есть его изображение; что он остается почитаемым усопшим и в настоящей время, видно из того, что над гробом его Новгородцы часто служат панихиды (Гр. Толстова Святыни и древности Великого Новгорода, стр. 21 и 36). Афанасий Высотский 1-й, ученик преп. Сергия Радонежского, основатель Серпуховского Высотского (Московской губерний монастыря. Скончался (неизвестно когда после 1401-го года, под которым упоминается как живой) не в монастыре своем, а в Константинополе; но думаем, что в монастыре память его почитается. Афанасий Высотский 2-й, преемник на игуменстве в Серпуховском Высотском монастыре основателя его Афанасия 1-го, скончавшийся 12-го Сентября 1395-го года (Филарет Русские святые, 12-го Сентября). Афанасий-Елеазар. См. Елеазар (Афанасий) и Назарий (Лазарь). Афанасий, Дионисий, Игнатий, Корнилий, Леонид, Феодор и Ферапонт, ученики преп. Александра Свирского , погребенные в Островском Введенском Ояцком монастыре (Ист. Uep. V, 378 ; «в Задней пустыни на Ояте реце, в монастыре Введения пресвятые Богородицы, от Свири реки 5 поприщ по Ояте реце вверх (от) села Архангельского Сермакса», – Книга глаголемая у гр. Толстова, 466. О Сермакском погосте, находящемся при впадении Ояти в Свирь, см. в Географическо-статистическом словаре Семенова).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАЛОВИШЕРСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Новгородской епархии РПЦ, титулярное. Названо по г. М. Вишера (до 1918 - посад Крестецкого у. Новгородской губ.). Образовано не ранее сер. 1924 г. путем переименования Крестецкого викариатства той же епархии. Последнее было учреждено по ходатайству Новгородского митр. Арсения (Стадницкого) от 14 мая 1921 г., к-рый, очевидно, учел предложение Новгородского епархиального совета от 20 авг. 1919 г. об увеличении числа епископов в епархии. Согласно этому предложению, в непосредственное ведение Новгородского правящего архиерея поступали Новгородский, Крестецкий и Маловишерский уезды, Новгород был определен местом пребывания викарного епископа с титулом Крестецкий. Остальные уезды Новгородской и Череповецкой губерний поручались попечению 5 викарных епископов, пребывавших в этих уездах. Крестецкий еп. Серафим (Велицкий), хиротонисанный 3 июля 1921 г., в течение года являлся помощником митр. Арсения, а после его отъезда в Москву по вызову ГПУ 2 июля 1922 г. вступил по поручению митрополита в управление епархией. С первых же дней временного управления епископу и духовенству Новгорода пришлось вырабатывать позицию по отношению к обновленческому расколу (см. Обновленчество ). Признанию возникшего 18 мая 1922 г. обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ) во многом способствовали сообщения советской печати о том, что митр. Арсений подал председателю ВЦУ прошение об увольнении на покой, к-рое было удовлетворено ( Н., свящ. Среди духовенства//Звезда: [Газ.]. Вел. Новг., 1922. 170. С. 3-4; Нименский А., прот. Неск. слов о митр. Арсении//Там же. 261. С. 2). 3 сент. 1922 г. еп. Серафим принял участие в «хиротонии» Александра Лебедева - нового «епископа» Новгородского, утвержденного ВЦУ. 13 сент. 1922 г. ВЦУ назначило Серафима епископом Боровичским, а на Крестецкую кафедру был определен архим. Макарий (Опоцкий; хиротонисан в Москве 27 сент. 1922). Обновленческая «хиротония» Александра Лебедева не получила всеобщего признания в епархии и привела к возникновению т.

http://pravenc.ru/text/2561734.html

Слово архимандрита Арсения (Перевалова) при наречении во епископа Юрьевского, викария Новгородской епархии 23 апреля 2016 г. 21:40 23 апреля 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Арсения (Перевалова)  во епископа Юрьевского, викария Новгородской епархии . При наречении архимандрит Арсений обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый Отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, боголюбивые архипастыри Церкви Христовой! Трудно описать переполняющие меня сегодня переживания. Призываемый ныне неизреченным Промыслом Божиим принять жребий служения архиерейского, укрепляюсь словами Спасителя нашего, сказавшего святым Своим ученикам и апостолам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15:16). В этих словах заключена вся суть призваний на служение пророков и апостолов в древности, всех верных рабов Божиих во все времена. В них нет указания на человеческие достоинства или заслуги призываемого, но содержится указание на тайну Промысла Божиего. Осмысливая свой не слишком продолжительный жизненный путь, не могу не воздать хвалу Богу, призвавшему меня, по несказанной милости Своей, «из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9). Мой приход к вере в двенадцатилетнем возрасте не был продиктован какими-либо внешними обстоятельствами, но скорее был ответом на таинственный призыв благодати Божией. Сегодня я мог бы сказать о том времени словами блаженного Августина: «Не искал я Тебя — Ты меня взыскал: благодарю Тебя, Просветитель мой!» (Беседа души с Богом, 32). После обретения дороги к храму мне посчастливилось встретить доброго пастыря и духовного отца в лице протоиерея Виталия Бирюкова, служившего в церкви Успения Божией Матери города Алмалык Ташкентской области, где я родился и вырос. Под его руководством происходило мое становление как православного христианина. Его служение Церкви Божией стало примером, определившим мою жизнь.

http://patriarchia.ru/db/text/4439179.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010