Наконец вот письмо епископа Крутицкого Сильвестра (Старогородского) к Гавриилу, митрополиту Новгородскому и С.-Петербургскому. Преосвященнейший Владыко, Милосердый Батюшка! Получил я от вашего преосвященства сего апреля 2-го дня письмо, в котором стужительность мыслей Ваших по известным обстоятельствам довольно изъясняется: то-то оно, про что в Москве неоднократно говаривано! Я плод почестей епископских искусом дознал в бытность мою при комиссии, так что и при двойном теперь звании, однако половиной мне сноснее: вы узрите, как пояшут вас и ведут аможе не хощете… Одно средство, батюшка, к преодолению напастей, убежище к дающему уста и премудрость, а молитва веры даст благодать и крепость во всяком деле блазе, ut experientia edocti tradidere patres. В причислении к мещанству духовенства, de quo olim obiter et paucis труда много, чтоб отстоять; однако не будет ли годиться предложение такое, что мещанам дозволены способы многих выгод и корыстей, как-то: торги, откупы и прочее, почему и государственные тягости им сносны. А как духовные мещанских выгод по указам не имеют, и иметь правилами возбраняется, так и в тягостях общества соучастны быть или ex natura status sui не могут, какова поставка рекрут в солдатство, складка рекрутская и прочая. Или, что и могут vi facultatum suarum, от всего того по правилам и примеру всех веков церкви, да и самих иноверческих держав, свободны. А буде смешивать духовенство с мещанством, то надо дать ему и корыстей средства, чего одним дать не хочется, другим иметь не можно: так останутся только тягости мещанские на духовных безвыгодно. Но ежели то идет к уравнению только, в рассуждении чести одной, духовных с мещанами, praecise от тягостей и корыстей: в таком случае мы, не требуя разбору почестей своих, готовы остаться в глухе по-прежнему, как и предки наши и других держав братья наша, ибо царство Христово несть от мира сего, и проч. Господь Бог, упование и прибежище и покров наш, да подаст вам силу и бодрость, а я в таких обстоятельствах не меньше о вас, как о себе, воздыхая, с известным и нелицемерным моим усердием пребываю вашего преосвященства покорный и верный слуга Сильвестр, епископ Крутицкий. Апреля 12 дня 1768 года. Москва. 178 . 9. Текст неизданного второго «доношения» Арсения

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

2) По определению Святейшего Синода от 4 мая–3 июня 1887 года для каждого курса Академии положено 30 казённых вакансий“. Определил и: 1) В состав нового академического курса вызвать на казённый счёт из семинарий: Рязанской, Тульской и Ярославской – по два воспитанника из каждой; из Вифанской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Калужской, Костромской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Орловской, Смоленской, Тамбовской, Тверской и Харьковской – по 1-му воспитаннику из каждой, всего 20 воспитанников, а остальные 10 вакансий предоставить волонтёрам. 2) Предназначение сие представить установленным порядком на благоусмотрение Святейшего Синода. 3) Об имеющем быть приёме в Академию для желающих поступить в оную напечатать объявление в „Церковных Ведомостях“, издаваемых при Святейшем Синоде. На сём журнале резолюция Его Высокопреосвященства: „1903 г. Апр. 5. Утверждается“. —64— 21 апреля 1903 года Присутствовали, под председательством Ректора Академии Арсения, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии Архимандрит Евдоким и члены Совета Академии, кроме профессоров: В. Ключевского , С. Глаголева , А. Шостьина , А. Введенского , А. Спасского и В. Мышцына . Слушал и: I. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: „1903 г. Марта 26. В Совет Московской Духовной Академии“ – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 22 марта за 2555: „По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства, от 4 марта сего года за 151, с ходатайством об увольнении экстраординарного профессора Московской Духовной Академии Статского Советника Анатолия Спасского, согласно его прошению, от должности редактора журнала „Богословский Вестник“ и о назначении на сию должность экстраординарного профессора той же Академии Коллежского Советника Ивана Попова. И, но справке, приказали: Во внимание к настоящему ходатайству Вашего Преосвященства Святейший Синод определяет: уволить экстраординарного профессора Московской Духовной Академии Статского Советника Анатолия Спасского, согласно его прошению, от обязанностей редактора журнала „Богословский Вестник“, а на его место редактором сего журнала назначить экстраординарного профессора той же Академии Коллежского Советника Ивана Попова; о чём и предоставить Г. Синодальному Обер-Прокурору уведомить Главное Управление по делам печати, на каковой предмет передать в Канцелярию Обер-Прокурора Святейшего Синода выписку из сего определения, а Вашему Преосвященству послать указ“. Определил и: 1) Принять к сведению. 2) Поручить экстраординарному профессору Ивану Попову принять от бывшего редактора академического журнала „Богословский Вестник“ – экстраординарного профессора Анатолия Спасского редакционные приходо-расходные книги, документы и денежные суммы, какие могли находиться у него, согласно п. 3

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Священнику молодому, конечно, не вовсе запрещено исповедывать, а временно, впредь до приобретения известной опытности не дано принимать на себя то, что ему еще не свойственно. Это запрещение характера так сказать дисциплинарного, иерархического, а не сакраментального. По практике Русской Церкви и монашествующим иереям не дозволялось венчать браки, но, когда иеромонахи назначались на должности посольских или флотских священников, то они венчали. [...] А в древней Руси такие грамоты давались. Проф. В. Н. Бенешевич приводил текст такой грамоты или, как она надписывается: «Письмо датися священноиноку, когда поставят его отца духовного» («Сборник памятников по истории церковного права». Вып. 1. Пг. 1914. С. 49). [...] Что древняя русская практика не отличалась от греческой, и что в старину, в Московской Руси существовали особо от архиерея поставленные духовники, как это и требуется Требником и как это сохранилось и до днесь на Востоке, явствует из старинных рукописных «потребников», так например, в рукописных книгах Новгородской Софийской библиотеки... содержится такое примечание: «Юнии же иереи еще сущии отнюдь да не смеют прияти ни едину душу ко исповеданию». [...] Мы настолько забыли древнюю русскую и современную восточную практику, что даже в официальном журнале, издававшемся при СПб. Дух. Академии (Церковный вестник. 1896. 30. С. 974), в отделе «Из области церковноприходской практики», дано указание, что под «повелительной грамотой» надо понимать так наз. «ставленническую грамоту, с которой рукополагаемый приобретает всю полноту иерейских прав». Это не верно. Ставленническая грамота это одно: это удостоверение от епархиального архиерея в законности рукоположения; а грамота, о которой говорит Требник и упоминаемые древние канонические памятники, это особое полномочие на совершение духовнического служения, связанное с приведенным чином «поставления в духовника» (Архим. Киприан. Православное пастырское служение. Из курса лекций по Пастырскому Богословию. Париж. Издание журнала «Вечное».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Я ему, по своей простоте и откровенности, все это высказал... Посмотрим, что будет; а я иногда позволю себе утруждать Ваше Высокопреосвященство сообщением о каких-либо событиях из академической жизни вообще, о моей деятельности, о деятельности моего инспектора и о другом. Не знаю, какой предмет для чтения назначен о. Иннокентию. У нас, кажется, безнадежно болен профессор гомилетики – Кипарисов. Отец Иннокентий с удовольствием взял бы этот предмет. Простите, Ваше Высокопреосвященство, благословите, помолитесь обо мне и имейте меня в своей отеческой любви». 14–е марта, суббота. Нет еще официального утверждения меня в должности ректора, а помощника моего исполняющим должность инспектора. Отец ректор торопится уехать, но нет еще указа. Профессора и студенты, по-видимому, довольны моим назначением и смотрят на него как на дело давно жданное и естественное. Относительно же назначения о. Иннокентия среди студентов идут движения в смысле протеста (?!) против его назначения. Вчера по сему поводу была даже сходка. Последствием ее было случайно сорванное мною объявление, которое гласило: «Студенты всех курсов не мирятся с предполагаемым назначением иеромонаха Иннокентия инспектором Московской академии». Конечно, это весьма прискорбно, что студенты вмешиваются не в свое дело, – но с этим, кажется, придется считаться... Действительно, [o.] Иннокентий не имеет авторитета, и раньше, по слухам, допустил даже, в нетрезвом виде, какие-то бестактности: это было пред Рождеством, а я узнал недавно. Мне несколько обидно, что меня не спросили, кого я желал бы иметь своим инспектором. Я, пожалуй, указал бы на бывшего моего инспектора в Новгородской семинарии о. Евдокима... К отъезжающему отцу ректору явно обнаруживают студенты просто какую-то даже неприличную ненависть. Я, право, удивляюсь: у него весьма благие намерения, но, к сожалению, он не умел применять их. Говорю «к сожалению», что, быть может, придется самому испытать подобное. Я все-таки постарался, чтобы хоть профессора с ним простились надлежащим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Это было 28-го декабря, а 31-го вернулся назад уже один я. В один из промежуточных дней решил я зайти, между прочим, к митрополиту Московскому Сергию, который знает меня еще из Кишинева, а также и к Палладию, митрополиту Петербургскому, который оказал мне милостивое внимание при поступлении моем в монашество. Митрополит Сергий принял меня очень благосклонно. Высказав в разговоре, между прочим, свое удовольствие по поводу хороших слухов обо мне, он спросил, не желаю ли я служить у него в качестве ректора Московской академии 761 . При этом он вкратце познакомил меня с беспорядками в Академии, которые, по его мнению, введены о. Антонием и обнаружены ревизором Нечаевым 762 , а теперь поддерживаются профессорами, подавшими протест против замечаний ревизора, и инспектором Татарским 763 . Вопрос о протесте рассматривается в Синоде, а покамест инспектора Татарского переводят профессором в Казань, а казанского профессора Царевского 764 – инспектором Московской академии; к каникулам же нынешнего ректора Московской академии архимандрита Лаврентия 765 хиротонисуют во архиерея, тогда-то меня и назначат ректором. Признаюсь, это предложение смутило меня как ввиду сказанных смутных обстоятельств в Академии, так и ввиду сознания собственного недостоинства стоять во главе высшего духовного учебного заведения, тем более что и от науки-то я отстал; для Семинарии я чувствовал себя более годным; я сознавал, что тут на месте; да притом и успел почти сродниться с Новгородскою семинариею, с обителью преподобного Антонин, – здесь мне все стало дорогим. Думая, что до каникул еще далеко, что обстоятельства могут измениться, что найдутся к этому времени другие люди, я, не смея отказаться от такого милостивого внимания, поблагодарил Владыку, но вместе с тем сказал, что мне и в Новгороде хорошо, а потому полагаюсь на волю Божию. Владыка сказал хранить это покамест в тайне. Тайну эту я тогда же вечером открыл только и единственно своим братьям, которым и высказывал свою скорбь, если придется расстаться с Новгородом.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Впрочем, здесь возможен взгляд с двух точек зрения. Та нормализация церковных практик, которая вводится сверху, с точки зрения Церкви как института, иерархии, выглядит как «каноническая реставрация», а снизу это выглядит как наступление на уже завоеванные права, как своего рода «контрреволюция». Поиск путей к «канонической реставрации» Теперь дадим очерк поступательного движения Церкви к канонической реставрации, к Собору. Начну с определения Синода от 6 мая 1917 г., в основе которого находится документ, разработанный комиссией митрополита Новгородского Арсения (Стадницкого), которая была создана еще 13 апреля 1917 г., когда в Петрограде стало понятно, что происходит на местах. С одной стороны, это определение санкционирует уже начавшиеся по местам епархиальные съезды, совещания духовенства, младших членов клира, мирян, причем иногда они идут прямо чередой с небольшим временным расстоянием друг от друга. Майское определение Синода не только санкционирует созыв епархиальных съездов, предлагает им обсудить не только вопросы внутрицерковной жизни, но и насущные проблемы жизни русского государства, и общие вопросы о жизни Православной Церкви в русском государстве. Широкие слои церковного народа призываются к обсуждению создавшегося положения и будущего страны. С другой стороны, в этом же Определении несколько статей были посвящены урегулированию выборного процесса на уровне приходов. Духовенство будет воспринимать дело так, что этим Определением Синод разрешил выборное начало: нас изгоняют, нас заставляют скитаться из прихода в приход, а вы это разрешаете. Но пафос Определения другой: это первая попытка ограничить стихийное изгнание духовенства из приходов, потому что там было подчеркнуто, что удалить священника из прихода может только церковный суд – не прихожане, и даже не епископ своей властью, а решение церковного суда. Это был очень мощный аргумент в попытке остановить волну изгнания духовенства из приходов. Следующий этап – Всероссийский съезд духовенства и мирян, который проходит в Москве в июне 1917 года. Это очень представительный форум: в нем участвовали почти 1300 человек. Обычно этот съезд воспринимается как революционный орган, который предлагает достаточно радикальные церковные преобразования. Но если мы посмотрим на конкретные предложения Всероссийского съезда, например, связанные с «приходской революцией», то увидим, что его предложения были не столь радикальны, как та реальность, с которой он пытался соотнестись, которая уже существовала в приходе к этому моменту. Его предложения скорее были направлены на ограничение «приходской революции».

http://pravmir.ru/russkaya-tserkov-v-191...

Церковь свт. Никиты Новгородского (Великий Новгород) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь святителя Никиты Новгородского построена в начале XX века на территории архиерейской летней пригородной мызы, по заказу владельца участка, Новгородского архиерея Арсения. Престольные праздники: 13 февраля, 13 мая, 27 мая, дни памяти свт. Никиты Новгородского; также Собор Новгородских святых (переходящая дата). Содержание История [ править править код ] В новгородском микрорайоне Волховский, при впадении реки Питьбы в Волхов, в живописной роще белеет небольшой одноглавый храм. Храм построен в древнерусском стиле, на манер новгородской архитектуры XIV-XV веков. Как гласит табличка, освящен он во имя свт. Никиты Новгородского. Вместе с тем, на самом деле, в настоящий момент храму насчитывается меньше ста лет. Создан он был уже в начале XX века на территории архиерейской летней пригородной мызы, по заказу владельца участка, Новгородского архиерея Арсения. Его закладка состоялась осенью 1914 года. А уже меньше чем через год, 19 июля 1915, на память св. Серафима Саровского, храм уж был освящен самим хозяином архиерейской мызы, архиепископом Арсением. Храм был выстроен на средства самого архиерейского дома. Иконы для храма про заказу архиепископа писали знамеитые в свое время московские иконописцы братья Чириковы. Первоначально к храму была пристроена колокольня с 7 колоколами. Самый большой из их носил имя св. Никиты, патрона храма. Он весил целых 50 пудов (около 900 кг). Надпись, отлитая на нем гласила: «Благоденствуй земле радость велию Святитель Никита. Лит сей колокол в царствование Государя Императора Николая 2.Благословением Высокопреосвященнейшего Арсения, архиепископа Новгородского и Старорусского к церкви святителя Никиты, епископа Новгородского, при сельце Никитинском, в годину великой войны с тевтонами и агарянами 1914-1915 гг вес 50 пуд.23 ф. г. Валдай». Однако, вскоре началась революция. В 1920 году храм закрыли. В 1923 году в нем устроили клуб. Колокольня была разобрана. Внутренее убранство не сохранилось. Но внешний вид храма снаружи сохранился в первоначальном виде. Современное состояние [ править править код ] Церковь Никиты Новгородского сегодня является действующей. Святыни [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: Великий Новгород, поселок Волховский, ул. Лесная, д. 23 Тел.: 8 (921) 697-20-99 Расписание богослужений [ править править код ] Литургия совершается в 9:00, всенощное бдение — в 17:00. Ссылки [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_свт._Н...

Последний – фигура особого рода. Арсений Грек много навредил репутации Никона своей авантюрной фигурой. Среди греков таких было не мало. А для пуританской Москвы это была мерзость. Арсений из турецких греков, из богатой семьи, учился в греческой гимназии в Венеции, а затем в Риме, в униатской коллегии св. Афанасия. После 5-ти лет римской коллегии, конечно, купленных ценой измены вере, Арсений проходил Падуанский университет по философии и медицине. Вернувшись на родину, он опять стал православным и стал подвигаться к епископству. Но турецкие власти придрались к нему, как к венецианскому шпиону. Арсения посадили в тюрьму. Тут под пытками, ради спасения головы, он вынужден был принять ислам и обрезаться. Выйдя из тюрьмы, он бежал в Валахию, затем в Польшу и в Киев, ища там профессуры в Могилянской коллегии. В 1649 г. через Киев проезжал в Москву Иерусалимский патриарх Паисий. К нему напросился Арсений. И тот взял его в Москву, как блестящего дидаскала. В Москве сразу взяли Арсения на роли учителя греческого языка. В этот момент Паисий не знал еще ясно биографии Арсения. Секрет этот открылся Паисию только уже на обратном пути из Москвы, в пограничном городе Путивле. Немедленно добросовестный патр. Паисий написал в Москву. И Москва Арсения грека взяла под суд. Сначала Арсений пробовал запираться, а потом сознался. Его осудили на исправительную ссылку в Соловецкий монастырь (27.VII.1649 г.). В Соловках монахи придирались ко всему: и рубашки у Арсения тонкого полотна и шейный крест дорогой. Напрасно «европеец» доказывал им, что не везде люди живут одинаково. Пришлось всему покориться: – научиться есть постную пищу и креститься двуперстно. Арсения выручил из беды приезд летом 1652 г. митр. Новгородского Никона за мощами святителя Филиппа. Никон взял Арсения опять в Москву и сразу поместил его на патриаршем дворе для учительства в эллино-латинской школе, открывшейся в Чудовом монастыре. А через год Арсений стал и справщиком книг вместе с другими справщиками Никонова времени. Таковы: иером. Иосиф (бывший прот. Ив. Наседка), иером. Савватий, Чудовский иером. Евфимий, знавший греческий, латинский, еврейский и польский языки, Иван Озеров, ученик Киевской Академии и Ртищевской школы. В 1652 г. Никон взял весь Печатный Двор из ведения Дворцового Приказа в свое ведомство, сам назначил справщиков и принялся энергично продвигать дело правки печатаемых книг. В плане собирания старых рукописных и печатных книг из всех монастырей Никон поручил иеродиакону Евфимию обследовать библиотеки многих монастырей. Евфимий ради этого обходил и объездил тридцать девять монастырей. В них он осмотрел 2 672 книги и составил им опись. Все эти книги Никон приказал выслать в Москву. Арсению греку поручено было съездить за книгами в Новгород и в Киев. Арсений Суханов приобрел на Афоне 498 книг. До 200 книг прислали восточные патриархи. Но с этим обогащением новыми текстами московского центра работа справщиков и печатание книг не считались. Печатание шло полным ходом и своим чередом.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Нила, повелел было вместо деревянной церкви построить каменную; но преподобный Нил в сонном видении потребовал, чтобы отменено было это повеление. Из этого видно, что препод. Нил и за гробом остается ревнителем скитской простоты. Св. мощи преп. Нила Сорского почивают под спудом в Предтеченской церкви Нилова скита или Нило-Сорской пустыни, основанной преподобным около половины 15-го столетия. Преподобный Арсений, основатель бывшего Новгородского Арсениева монастыря, родился в Ржеве-Владимирове от благочестивых родителей – отца Григория и матери Пелагии, в иночестве Аполлинарии, и назывался в миру Амвросием. По убеждению родителей, Амвросий сочетался браком, но, и полгода не прожив с супругою, удалился тайно в великий Новгород. Обученный отцем своим кожевенному мастерству, он занялся было этим делом; но, по совету посадника Феодора Дмитриевича Сыркова, основавшего обитель, носящую доселе его имя, постригся и принял имя Арсения (1556 г.); потом на пустыре у самого Волхова устроил обитель Рождества Богородицы с малым числом иноков. Арсений вел жизнь самую строгую, нося постоянно на себе тяжкие вериги, часто сидел на мосту, предвидя и оплакивая страшные бедствия, грозящие Новгороду, которого он был и единственным заступником во время страшных казней. Когда царь Иоанн Васильевич по совершении казней над Новгородом, приходил к преподобному с дарами для испрошения прощения и молит, то Арсений не принял приношений, как цену крови, и тут же грозно обличил царя следующими словами: «Много душ неповинных послал ты в царство небесное, а сам не наследишь его», сказал старец царю. Собираясь во Псков, царь опять приходил испрашивать благословения у Арсения: «завтра, Государь, отвечал старец, готов и я в путь с тобою». Но это было только таинственное предсказание о собственной его кончине; ибо поутру, приобщившись св. тайн, он на молитве предал Богу блаженную свою душу, и это было 12 июля 1570 года. Тело преподобного Арсения, от которого тотчас же по кончине распространилось благоухание, погребено было в той хижине где спасался он в затворе, близ сооруженной им церкви Арсениева монастыря. По обретении святых мощей его, (а когда, как и кем неизвестно), устроена была над ними часовня, потом деревянная церковь , а впоследствии, по упразднении обители Арсениевой, 1787 г. января 31 дня они перенесены в Новгородский Кириллов монастырь. В настоящее же время на месте подвигов преподобного Арсения и основанного им монастыря находится небольшая каменная церковь , устроенная из часовни, в которой совершается ежедневная служба монашествующими Кириллова монастыря. Мощи преподобного Арсения почивают под спудом в юго-западном углу соборной Кириллова Новгородского монастыря церкви, в бронзовой, позолоченой раке, устроенной в 1812 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Так трогательно совершилось, как теперь принято говорить, переизбрание Архиепископа Арсения и епископа Алексия на пользу и славу Новгородской церкви... Заявление священника Павла Созина, как подписавшего запрос, что он не ставил себе целью сделать только “выпад” против Архиепископа, а добивался того, что произошло, – единение Владыки с духовенством и мирянами в духе мира и любви, так сильно сейчас засвидетельствованного, – и милостивое слово к нему Архиепископа Арсения, что он верит его искренности, – дополнило полную картину единения и всепрощения... На другой же день, 31 мая, получена была икона св. Апостола Иоанна Богослова, облигация военного займа в 1000 рублей в фонд похоронной кассы для вдов и сирот Новгородской епархии от Архиепископа Арсения и 100 рублей от епископа Алексия в память исторического дня 31 мая. Общее собрание постановило выразить благодарность Владыкам, за их жертвы, и преподнести Архиепископу Арсению фотографическую карточку съезда» (Новгородские епархиальные ведомости. 1917. 1–15 июня. Ч. неоф. С. 450–454). – Примечание. 162 На епархиальном съезде 8 августа были распространены безымянные прокламации, направленные против архиепископа Арсения и некоторых священников г. Новгорода и преподавателей духовно-учебных заведений «с целью поселить раздор между Архипастырем и паствою и уронить во мнении съезда некоторых лиц из духовенства г. Новгорода и преподавателей семинарии, на съезде был дан решительный отпор клеветникам: Выступает Тихвинский городской голова г. Воскресенский . “По поручении выборщиков Тихвинского у[езда], – говорит он, – свидетельствую Вам, Владыко, наши любовь и уважение и нашу готовность всемирно поддержать Вас в Ваших благих предприятиях. Возмущены мы тем бессовестным нахальством, которое проявилось в распространении среди нас грязных листков. Нам больно слышать, что к этому делу причастны будто бы некоторые лица даже из духовенства. Мы, миряне, думаем, что разделения, партийности не должно быть среди духовенства. Пятнают себя те, которые таким способом думают запачкать других... Мы просим вас с решительностью стоять за преподавание в школах Закона Божия. В земской и всякой другой школе Закон Божий должен быть обязательным предметом и надзор за преподаванием Закона Божия должен остаться за Вами”.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010