После смерти 13 апр. 1605 г. царя Бориса Годунова жители Москвы присягнули Феодору Борисовичу, его матери - царице Марии Григорьевне и сестре - «государыне царевне Ксении Борисовне». Однако уже 1 июня москвичи, подстрекаемые грамотами Лжедмитрия I , свергли Годуновых. 10 июня на глазах царевны по приказу самозванца были умерщвлены ее брат и мать. С июня по авг. 1605 г. царевна жила в доме одного из руководителей убийства - кн. В. М. Мосальского Рубца. Несомненно, что жизнь ей была оставлена с ведома Лжедмитрия I. По свидетельству нек-рых современников, царевна была принуждена стать наложницей самозванца. Слухи о нахождении царевны при Лжедмитрии I дошли до отца его невесты (Марины Мнишек) Ю. Мнишека, к-рый в письме от 25 дек. 1605 г. (4 янв. 1606) настоятельно просил буд. зятя отдалить ее от себя (СГГД. Ч. 2. 112. С. 243). По свидетельству архиеп. свт. Арсения Элассонского , в нояб. 1605 г. царевна была пострижена в монахини с именем Ольга и отправлена в Горицкий в честь Воскресения Господня женский монастырь (Хроники Смутного времени. М., 1998. С. 177), откуда позднее была переведена во владимирский Княгинин в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь . В сент. 1606 г., в царствование Василия Иоанновича Шуйского , О. принимала участие в церемонии перезахоронения останков своих родителей и брата из московского Варсонофиевского жен. мон-ря в Троице-Сергиев мон-рь. Вероятно, вскоре после этого О. переселилась в находившийся неподалеку от Троице-Сергиева мон-ря Подсосенский жен. мон-рь. Во время осады Троице-Сергиева мон-ря польско-литов. войсками, в 1608-1610 гг., она находилась в обители вместе с осажденными (сохр. письмо О. в Москву кнг. Д. Б. Ноготковой от 29 марта 1609 с описанием тягот осадной жизни; см.: АИ. Т. 2. 182. С. 213). После снятия осады О., по всей видимости, переехала в Москву в Новодевичий монастырь, который в 1611 г. захватили казаки И. М. Заруцкого: «...они церковь Божию разорили, и образы обдирали и кололи поганским обычаем, и черниць королеву княж Володимерову дочь Ондреевича и царя Борисову дочь Олгу, на которых преж сего и зрти не смли, ограбили до нага» (СГГД. Ч. 2. 277. С. 584-585).

http://pravenc.ru/text/2578371.html

Лит.: Книги переписные суждальские соборной церкви 191 году//Ежегодник Владимирского губ. стат. комитета. Владимир, 1875. Т. 1. Вып. 1. Стб. 142-161; Описная книга Спасского мон-ря 1660 г./Опубл.: К. Н. Тихонравов//Там же. 1878. Т. 2. Вып. 1. Прил. С. 1-60; Брюсова В. Г. Гурий Никитин. М., 1982. С. 212; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 454-455; Т. 2. С. 103; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 229, 231-239; Дионисий - «живописец пресловущий»: К 500-летию росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря: Выст. произв. древнерус. искусства XV-XVI вв. М., 2002; Ефимова Л. В. Церковный головной убор с «вкладной летописью» XVII в. в собр. ГИМ//Суздальский Спасо-Евфимиев мон-рь в истории и культуре России: К 650-летию основания мон-ря: Мат-лы науч.-практ. конф. Владимир, 2003. С. 115-119; Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Рус. гравюра на меди 2-й пол. XVII - 1-й трети XVIII в. (Москва, С.-Петербург): Описание коллекции отдела изоизданий [РГБ]. М., 2004. С. 43, 51. Кат. 33. 8, 35. 7; Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. Кат. 24, 90, 113, 118; Спасо-Евфимиев мон-рь в Суздале: Путев./Сост.: С. П. Гордеев. М., 2007. С. 11, 38, 83. Ил.; Преображенский А. С. Пелена «Богоматерь Моление о народе» из гробницы архиеп. Арсения Элассонского: Особенности иконографии (в печати). А. С. Преображенский, А. Н. Рябов Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ЕВФРОСИНИЯ (Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?)), Полоцкая, игумения, прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых)

http://pravenc.ru/text/187661.html

Подобает и тебе, Царю, сотворять милостыню и добрыя дела к Богу, как и отец твои блаженной памяти». Далее Патриарх извещал его о получении милостыни и что отправляет к нему, с послом Царским, двух верных и добрых своих сослужебников: честного Архиепископа Элассонского Арсения и другого, Епископа Дирахийского Паисия, которые, принеся к нему молитву и благословение, «о иных делах изустно известят, ибо ныне великая скорбь на великую Церковь, от беззаконнаго Батиста, (Паписта?) возложения ради великой дани, и другой еще лукавый человек, по имени Никифор, преступил Божию заповедь и великия причинил убытки Церкви, и их прокляли все Соборы. Молим Царствие твое, да восприимешь милостиво посланников наших, и они исповедуют Тебе скорби наши и изнеможения, да помилуешь и поможешь нам, ибо другой надежды не имеют молебники твоего Царскаго здравия, а отца твоего блаженнаго схимника Иону, поминаем во вседневных синодиках. Еще извещаем о мире (мνре) великом, что сотворил отец твой для великой Церкви у Патриарха, и то роздали по всем церквам; а ныне его уже не стало и народ Христианский скорбит об нем, а нам то сотворить нельзя, потому что то дело есть царское. Да сотворит и твое Царствие сие миро (мνро) великое, как и блаженный отец твои Царь, и будет тебе всемирное благословение и хвалебное благодарение, и Вседержитель Бог да призрит и сохранит Царствие твое мирно, здраво и многолетно, и возрастит его во всяком благе, и наследишь вечное царство. Аминь. Да еще послали мы, для соблюдения твоего Царствия, мощи, которые вынули из мощехранительницы: часть от главы Св. Лазаря, котораго воскресил из мертвых Господь, мощи Св. муч. Соломонии, преподобномученицы Параскевы и Св. муч. Евдокии.» Грамота писана 1585 года Мая 27-го. (Лист 184) Патриарх Александрийский Сильвестр, в грамоте своей после обычных приветствий, извещал Царя: что хотел писать его Благородству, поучение великое и не возмог старости ради, ибо всех человеков на земле одолевает старость, и его также обдержит и уже близок конец живота его, написал однако же, сколько возмог.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. С удовлетворением отметить положительное значение состоявшейся передачи части останков архиепископа Элассонского Арсения для поддержания духовного единства Русской и Элладской Православных Церквей. 3. Считать весьма важным дальнейшее развитие и укрепление братских связей Русской и Элладской Православных Церквей на благо народов наших стран. ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством Патриарха СЛУШАЛИ: сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о состоявшемся визите Его Святейшества в Латвийскую Республику. Справка 27-29 мая 2006 года Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил пастырский визит в Латвийскую Православную Церковь. Посещение Латвийской Республики было осуществлено по приглашению Президента страны — В.Вике-Фрейберги и митрополита Рижского и всея Латвии Александра. Визит Святейшего Патриарха Алексия II стал первым за всю 900-летнюю историю Православия на Латвийской земле посещением Предстоятелем Русской Православной Церкви пределов Латвии. В ходе пастырского визита, Его Святейшество сопровождали митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии, митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий, архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, епископ Сергиево-Посадский Феогност, епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий, епископ Егорьевский Марк. 27 мая в рижском международном аэропорту «Рига» Его Святейшество встречали митрополит Рижский и всея Латвии Александр, и.о. министра иностранных дел министр финансов О.Спурдзиньш, Чрезвычайный и Полномочный Посол Латвийской Республики в Российской Федерации А.Тейкманис, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Латвийской Республике В.И.Калюжный. Из аэропорта Святейший Патриарх Алексий и сопровождающие его иерархи направились в кафедральный собор Рождества Христова. Здесь Его Святейшество приложился к святым мощам священномученика Иоанна Рижского и чтимому списку Тихвинской иконы Божией Матери, совершил краткий молебен и обратился с приветственным словом ко всем присутствующим в храме.

http://mospat.ru/archive/86325-zhurnaly-...

Проехав город с юга на север, вы попадете на Нижегородское шоссе. До Владимира это кратчайший путь. Через 50 километров по нему — Петушки, известные многим по бессмертной книге Венедикта Ерофеева. Для православного паломника этот, похожий более на село, чем на город, населенный пункт связан с именем Ковровского епископа, святителя и исповедника Афанасия (Сахарова). Не сворачивая с шоссе, остановитесь у моста через приток Клязьмы. С левой стороны вверх пойдет дорожка, она ведет к Успенскому храму. Здесь, в маленькой каморке на втором «этаже» кирпичной колокольни, равно как и рядом — на частных квартирах, в домах прихожан, святитель прожил остаток своей жизни после возвращения из лагерей. В глубине Петушков, направо от трассы, сохранился и дом, где святитель скончался. Найти его можно самостоятельно по адресу: 1-я Советская, 71, или спросить дорогу в храме. Благочестивыми прихожанами этот дом превращен в небольшой музей. На престоле в честь Боголюбовской иконы, установленном еще святителем, иногда служатся литургии. В комнате остались личные вещи: кровать, письменный стол, иконы, вышитые собственноручно святителем элементы облачения, деревянная панагия, вырезанная и расписанная им, самодельное кадило и емкость для запивания Причастия, которые святитель сделал из тюремной оловянной кружки. Зайти в этот неказистый сруб можно практически в любое время: перед престолом домового храма круглосуточно читается псалтырь, кто-то из прихожанок постоянно дежурит на месте. Владимир и Суздаль После Петушков дорога на Дивеево лежит через два знаменитых древнерусских города: Суздаль и Владимир. Оба они заслуживают внимания, но начать стоит именно с Суздаля: если вы покинули столицу утром, то, осмотрев достопримечательности, здесь можно будет остаться на ночлег. Суздаль. Вид на Спасо-Евфимиевский монастырь с территории другой обители – Покровского женского монастыря (XIV век). Избы были, правда, построены уже в наше время. В них – кельи насельниц и приют для девочек-сирот В Суздаль легко попасть, свернув с владимирской окружной по указателю. Это, возможно, единственный русский город, облик которого почти не изменился с конца XIX века. Суздальский кремль внесен в список ЮНЕСКО. В его белокаменных архиерейских палатах и Рождественском соборе ( XIII век) располагается музей. Вход — 50 рублей. В палатах историческая и художественная экспозиция. В соборе — рака с мощами святителя Арсения Элассонского (Суздальского), греческого епископа, волею судеб оказавшегося на Суздальской кафедре и очень почитаемого современными греками. Несмотря на «музейный» статус, к раке можно приложиться. Бывают в соборе и службы, но нечасто.

http://pravmir.ru/puteshestvie-v-chetver...

Выставка, посвященная князю Дмитрию Пожарскому и святителю Арсению Элассонскому, откроется во Владимире на этой неделе 30 октября 2006 г. 13:30 В палатах Владимиро-Суздальского музея-заповедника в четверг откроется выставка «Два портрета на фоне Смуты», посвященная жизни двух видных общественных деятелей России периода Смутного времени — князя Дмитрия Пожарского и архиепископа Арсения Элассонского. Как сообщила «Интерфаксу» пресс-секретарь музея-заповедника Ирина Кузнецова, это подарок музея-заповедника своим землякам к Дню народного единства. «Дмитрий Пожарский и Арсений Элассонский - знаковые фигуры Смутного времени. В фондах Владимиро-Суздальского музея-заповедника хранятся уникальные экспонаты, связанные с их именами. Некоторые из них представлены в музейных экспозициях в Суздале. Необычность новой выставки в том, что здесь впервые вместе собраны из разных экспозиций и фондов музея, из мастерских реставраторов раритеты, связанные с именами Дмитрия Пожарского и Арсения Элассонского», — сказала собеседница агентства. На выставке будут представлены личные вещи, принадлежавшие князьям Пожарским: большое Евангелие с автографом Дмитрия Пожарского, расшитая золочеными дробницами, самоцветами и жемчугом архиерейская шапка - дар вдовы полководца Спасо-Евфимиевскому монастырю, Казанская икона Божией Матери в драгоценном окладе, фелонь, сшитая из бархатной шубы Пожарского. Кроме того, посетители выставки смогут увидеть уникальные детали церковных облачений святителя Арсения: византийские кресты конца XIV-XV веков, ядрань «Христос во славе с небесными силами» и подвесную пелену «Богоматерь «Моление о народе» XVI века. На выставке представлен и скульптурный портрет святителя - научная реконструкция облика Арсения Элассонского, выполненная московским криминалистом Сергеем Никитиным. Перед открытием выставки ее посетителям будет продемонстрирован фильм о жизни Дмитрия Пожарского и Арсения Элассонского.   Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/155277.htm...

Во Владимире появился скульптурный портрет святителя Арсения Элассонского 25 августа 2006 г. 12:22 По благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия 17-19 августа 2005 года специальная комиссия провела обследование и вскрытие захоронения святителя Арсения Элассонского в суздальском Рождественском соборе. Мощи святого были извлечены из старой гробницы и помещены в новую специально изготовленную раку, установленную для поклонения над спудом в центральной части собора. По заказу Владимиро-Суздальского музея-заповедника в декабре 2005 года старшим научным сотрудником НИИ и Музея антропологии МГУ Дмитрием Пежемским было проведено комплексное антропологическое исследование мощей святителя. Череп святителя хорошо сохранился — без утрат костей, без повреждений, как прижизненных, так и посмертных. С черепа была снята клеевая форма и сделана гипсовая форма. Известным специалистом в области антропологической реконструкции, криминалистом Сергеем Никитиным из Бюро судебно-медицинской экспертизы города, Москвы по копии черепа была сделана научная пластическая реконструкция внешнего облика Арсения Элассонского. Теперь посетители музея смогут увидеть скульптурный портрет этого известного церковного деятеля конца XVI-XVII века, сообщили в пресс-службе Владимиро-Суздальского музея-заповедника. ИА Regnum /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/135668.htm...

Торжественное перенесение обретенных мощей святителя Арсения Элассонского состоится завтра в Суздале 3 ноября 2005 г. 19:02 Владимир, 4 ноября. В Суздале состоится торжественное перенесение обретенных мощей святителя Арсения Элассонского. С 17 века его прах покоился в Рождественском соборе. Обрели святые мощи греческого архиепископа, занимавшего Суздальскую кафедру, по инициативе Русской Православной Церкви. Алиса Аксенова, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника, сообщила, что в Московском Патриархате по просьбе приняли решение просить руководство музея вскрыть гробницу архиепископа Арсения. А.Аксенова отметила, что для вскрытия гробницы пригласили главного археолога Московской Патриархии Беляева. «Разумеется, участвовал отец Иннокентий, как секретарь Владимирской епархии. В торжественной обстановке приступили к вскрытию», — сообщила Аксенова. Захоронение было обнаружено именно там, где на него указал суздальский краевед Ананий Белов. В усыпальнице прекрасно сохранилось облачение святителя Арсения. Великолепное шитье датируется 16 веком. Сейчас оно реставрируется в Московском Кремле. Но уже в ближайшие месяцы будет представлено общественности. Арсений Элассонский был свидетелем всех страшных событий Смуты, которые он описал в своих знаменитых мемуарах. «Во время болезни, когда он умирал от голода, ему явился Сергий Радонежский. Он ему предсказал освобождение Москвы от поляков. Он чудесным образом исцелился и поведал об этом предсказании. И действительно так случилось», — напомнила А.Аксенова. ГТРК «Владимир»/Седмица.Ru/Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/55579.html

Находки из гробницы сподвижника св. Арсения Элассонского названы открытием года 5 января 2006 г. 18:58 Открытием года названы 2 января на научно-практической конференции сотрудников Владимиро-Суздальского музея-заповедника находки, сделанные при реставрации Рождественского собора в Суздале. Как рассказала заместитель генерального директора музея Валентина Зинякова, «в ходе ремонтных работ пришлось вскрыть гробницу с мощами св. архиепископа Суздальского Арсения Элассонского — сподвижника князя Дмитрия Пожарского. Открытие потрясло искусствоведов. Были обнаружены уникальные фрагменты омофора и другие детали архиерейского облачения. В частности, четыре византийских креста XIV и XVI веков. Кроме того, в гробнице находилась подвесная пелена-ткань с прекрасно сохранившимся сюжетом «Богоматерь Боголюбская с предстоящими». На ткани хорошо сохранилось древнее золоченое шитье с жемчугом». По общему решению эта находка признана важнейшим открытием года. Все шедевры находятся в работе у группы владимирских реставраторов под руководством специалистов из музеев Московского Кремля. Пока что их даже не разрешается фотографировать. Как сообщила генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алиса Аксенова, «после реставрации шедевры будут экспонироваться в Золотой кладовой Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале». ИТАР-ТАСС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/75137.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Суздале проходит круглый стол, посвященный святителю Арсению Элассонскому 12.04.2006 11 апреля по инициативе Владимиро-Суздальского музея-заповедника, музея-заповедника " Московский Кремль " и Владимирской епархии в Золотой кладовой Спасо-Евфимиева монастыря открылся круглый стол, посвященный выдающемуся церковному деятелю и святителю XVI - XVII веков Арсению Элассонскому , передает ИТАР-ТАСС. Как сообщил секретарь Владимирской епархии отец Иннокентий, " в августе 2005 года в Рождественском соборе Суздаля специальная комиссия священнослужителей, археологов, искусствоведов произвела вскрытие мощей святого Арсения Элассонского , грека по национальности, бывшего архиепископа Русской Православной Церкви, принимавшего участие в создании Московского Патриархата " . Мощи святителя Арсения и фрагменты его облачений хорошо сохранились. Они были помещены в новую раку, сооруженную над местом захоронения. Частица мощей святого Арсения была передана Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Элладской Православной Церкви . Директор Владимиро-Суздальского музея заповедника Алиса Аксенова, в свою очередь, рассказала, что известные антропологи страны Дмитрий Пежемский и Сергей Никитин провели комплексное исследование мощей, сделали научную реконструкция облика святого. В захоронении были обнаружены уникальные культовые предметы византийского и древнерусского происхождения. По словам Аксеновой, из небытия специалисты восстановили подвесную пелену с изображением Богоматери Боголюбской и стоящими перед ней преподобными суздальскими святыми, а также шитые золотом византийские кресты XIV века, детали омофора. Работа круглого стола продлится два дня. Русская линия Редакция текста от: 12.04.2006 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/438.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010