Вся дальнейшая жизнь архиепископа Арсения связана с Россией. В конце 1596-начале 1597 гг. он становится архиепископом кремлевского Архангельского собора, активно участвует в русской церковной жизни. Архиепископ Арсений прославился своей благотворительностью. Живя в Московском Кремле, вблизи царского дворца, все годы Смуты он был свидетелем смены правительств, народных бунтов, бесчинств и грабежей иноземных завоевателей, видел пожары и смерть людей. Перенес тяжелейшие испытания: голод, лишения, болезнь. Во сне ему явился Преподобный Сергий Радонежский и предсказал скорое избавление от бедствий. Явление преподобного чудесным образом исцелило Арсения. А вскоре исполнилось предсказание, и Москва была освобождена от поляков ополчением Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Во главе духовенства архиепископ Арсений встречал войска освободителей у Фроловских (Спасских) ворот Кремля с Владимирской иконой Божией Матери. В 1613 г . в освобожденной Москве состоялось избрание и венчание на царство Михаила Федоровича Романова. В торжествах участвовал и архиепископ Арсений Элассонский. Это знаменательное событие, и все, что было пережито в годы Смуты, отражено в его очень искреннем, глубоко выстраданном литературном произведении – «Мемуарах из русской истории». Последние годы жизни архиепископа Арсения Элассонского связаны с Суздалем, где он занимал кафедру архиепископа. Став архиепископом суздальским в 1616, он продолжал жить в Москве и переехал в Суздаль только в 1619–1621 гг. Здесь он также пользовался всеобщим уважением и любовью. Архиепископ Арсений умер в Суздале и был погребен в Богородице-Рождественском соборе Кремля 29 апреля 1625 г . После смерти он стал местночтимым святым. В 1668 г . при архиепископе Стефане были обретены нетленные мощи Арсения Элассонского. Много людей приходило помолиться к его гробу, надеясь на помощь и исцеление. В 1982 г . была совершена местная канонизация архиепископа Арсения Элассонского. 23 июня отмечается день памяти святителя в соборе Владимирских святых.

http://pravoslavie.ru/16975.html

23 ноября было установлено празднование в память перенесения иконы в Суздаль. Архиепископ Арсений умер в Суздале и был погребен в Богородице-Рождественском соборе кремля 29 апреля 1625 г . После смерти он стал местночтимым святым. Люди стали молиться перед его иконой. Сохранилось изображение архиепископа Арсения, написанное в XIX веке на холсте, висевшее над его гробницей. В 1668 г . при архиепископе Стефане были обретены нетленные мощи Арсения Элассонского. Много людей приходило помолиться к его гробу, надеясь на помощь и исцеление. В 1982 г . была совершена местная канонизация архиепископа Арсения Элассонского. 23 июня отмечается день памяти святителя в соборе Владимирских святых. 23 августа 2005 года в связи с обращением председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия мощи святого были извлечены из старого захоронения и помещены в новую раку. Расчистку погребения проводили представители епархии, главный археолог Московского Патриархата С.А. Белов, сотрудники Владимиро-Суздальского музея-заповедника – археологи, реставраторы, специалисты по древнерусской живописи и архитектуре. Для каждого из них захоронение представляло большой интерес. Были обнаружены фрагменты облачения святителя, культовые предметы византийского и русского лицевого шитья XV-XVII вв. с изображением Боголюбской Богоматери и Суздальских святых. Сейчас все предметы из захоронения Арсения Элассонского реставрируются специалистами из " Московского Кремля " и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, после чего они займут достойное место в экспозиции " Золотая кладовая " г. Суздаля. После возвращения реликвий из столицы во Владимире планируется провести круглый стол и конференцию, посвященную этим уникальным находкам в его захоронении. Думаем, она будет иметь широкий резонанс. А первый отзыв о коллекции ценностей уже дала ведущий художник-реставратор " Московского Кремля " Н.П. Синицына: " Высочайший уровень обретенных вещей, бесценные реликвии! "

http://pravoslavie.ru/14965.html

В Греции торжественно встретили мощи святителя Арсения Элассонского Афины, 19 июня 2006 г . В Элассонской епархии на севере Греции в воскресенье прошла церемония встречи мощей святителя Арсения Элассонского, переданных Московской Патриархией, передает РИА Новости. Глава Элладской Православной Церкви Архиепископ Христодул лично встретил мощи святого, доставленные из Москвы. В своей проповеди на воскресной литургии он подчеркнул " нерушимые связи дружбы и сотрудничества " между Греческой и Русской Православными Церквами. Частица мощей святителя Арсения была передана делегации Греческой Церкви Патриархом Московским и всея Руси Алексием в начале июня. Арсений Элассонский родился в 1550 году. В сане епископа Элассоны и Димоника участвовал в греческом посольстве в Россию в 1586 году. Двумя годами позже епископ Арсений вновь приехал в Россию, чтобы остаться в ней навсегда. Греческий епископ стал одним из очевидцев истории России конца XVI – начала XVII веков. Он участвовал в избрании первого русского патриарха Иова, а затем и в его низложении. Арсений Элассонский был приближенным русских царей – от Федора Иоанновича до Михаила Федоровича Романова. В Смутное время он был свидетелем кризиса российского государства и иностранного нашествия. Арсений Элассонский был вынужден участвовать и в коронации Лжедмитрия в Москве, и лично возложил на голову самозванца Шапку Мономаха, которой венчались на царство русские цари. После падения Лжедмитрия и изгнания польских войск Арсений Элассонский торжественно встречал в Кремле с Владимирской иконой Богородицы ополчение Минина и Пожарского. Также он принимал участие в событиях, связанных с восстановлением Российского государства и восхождением на престол первого царя из династии Романовых. Арсений Элассонский оставил после себя историческое сочинение, в котором описал обширный исторический период вплоть до конца XVI века, а также рассказал о пережитых им событиях Смутного времени. Скончался Арсений Элассонский в 1625 году в Суздале, где занимал в последние годы жизни архиепископскую кафедру. Его почитают как местного святого во Владимиро-Суздальской епархии Русской Православной Церкви. 19 июня 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/17730.html

Святейший Патриарх Алексий и Президент России обсудили наиболее актуальные вопросы церковно-государственных отношений, а также итоги прошедшего X Всемирного Русского народного собора и перспективы проведения в ггороде Москве 3-4 июля 2006 года Всемирного саммита религиозных деятелей. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Возблагодарить Господа за продолжающееся выстраивание добрых, конструктивных отношений между Русской Православной Церковью и государственными институтами Российской Федерации. ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством Патриарха СЛУШАЛИ: сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о передаче части честных останков архиепископа Арсения Элассонского Элладской Православной Церкви. Справка Архиепископ Арсений Элассонский родился в 1550 году в Фессалии (Греция) в семье священника. В 1580-е годы стал архиепископом Элассоны и Димоника. Участвовал в греческом посольстве в Россию в 1586 году, а также в 1588 году сопровождал Константинопольского Патриарха Иеремию II (Траноса), прибывшего в Москву для учреждения Патриаршества в России, избрания и рукоположения первого русского Патриарха Иова. Блаженная кончина архиепископа Арсения Элассонского последовала в 1625 году в Суздале, где он занимал в последние годы жизни архиерейскую кафедру. В апреле 2001 года Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию с просьбой о передаче части останков архиепископа Арсения Элладской Православной Церкви, прославившей его в лике святых. По благословению Святейшего Патриарха Алексия была создана специальная комиссия по исследованию захоронения архипастыря, работавшая под руководством архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, выполнившая возложенную на нее миссию. 8 июня 2006 года в Кафедральном Соборном Храме Христа Спасителя города Москвы часть останков архиепископа Элассонского Арсения торжественно была передана митрополиту Элассонскому Василию, для перенесения их в пределы Элладской Православной Церкви.

http://mospat.ru/archive/86325-zhurnaly-...

В Греции торжественно встретили мощи святителя Арсения Элассонского 19 июня 2006 г. 12:25 В Элассонской епархии на севере Греции в воскресенье, 18 июня, прошла церемония встречи мощей святителя Арсения Элассонского, переданных Московским Патриархатом. Предстоятель Элладской Православной Церкви архиепископ Христодул лично встретил мощи святого, доставленные из Москвы. В своей проповеди на воскресной литургии он подчеркнул «нерушимые связи дружбы и сотрудничества» между Греческой и Русской Православными Церквями. Частица мощей святителя Арсения была передана делегации Греческой Церкви Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в начале июня. Арсений Элассонский родился в 1550 году. В сане епископа Элассоны и Димоника участвовал в греческом посольстве в Россию в 1586 году. Двумя годами позже епископ Арсений вновь приехал в Россию, чтобы остаться в ней навсегда. Греческий епископ стал одним из очевидцев истории России конца XVI - начала XVII веков. Он участвовал в избрании первого Русского Патриарха Иова, а затем и в его низложении. Арсений Элассонский был приближенным русских царей — от Федора Иоанновича до Михаила Федоровича Романова. В Смутное время он был свидетелем кризиса Российского государства и иностранного нашествия. Арсений Элассонский был вынужден участвовать и в коронации Лжедмитрия в Москве: он лично возложил на голову самозванца Шапку Мономаха, которой венчались на царство Русские цари. После изгнания польских войск из Москвы Арсений Элассонский торжественно встречал в Кремле с Владимирской иконой Богородицы ополчение Минина и Пожарского. Также он принимал участие в событиях, связанных с восстановлением Российского государства и восхождением на престол первого царя из династии Романовых. Арсений Элассонский оставил после себя историческое сочинение, в котором описал обширный исторический период вплоть до конца XVI века, а также рассказал о пережитых им событиях Смутного времени. Скончался Арсений Элассонский в 1625 году в Суздале, где занимал в последние годы жизни архиепископскую кафедру. Его почитают как местного святого во Владимиро-Суздальской епархии Русской Православной Церкви. РИА «Новости» /Патриархия.ru   Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/120378.htm...

#ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Такова вся наша история» Протоиерей Андрей Ткачев о том, что в жизни свт. Арсения Элассонского связаны воедино Греция, Москва, Львов, Тверь и Суздаль Протоиерей Александр Ткачев   08:52 17.08.2022 687 Фото: days.pravoslavie.ru Сегодня Святая Церковь вспоминает обретение мощей свт. Арсения Элассонского. Про Арсения стоит много сказать. В своем телеграм-канале протоией Андрей Ткачев об этом святом пишет следующее: «Когда ополчение Минина и Пожарского осаждало Москву, Арсений был главой русского на Москве духовенства (Ермоген был пленен и замучен). Арсений и сам был замучен голодом. Именно ему - греку - явился прп. Сергий, говоря: Суд об Отечестве преложен на милость! Арсений родился в континентальной Греции. Папа его священник Феодор, мать Хрисанфа в старости постриглась в монахини. Из четырех братьев Арсения два были епископами, два - иеромонахами. Как видно, семейство было глубоким и духовно-серьезным». Отец Андрей отмечает, что «на Русь Арсений явился при Годунове. На обратном пути на два года задержался с преподаванием во Львове (слушайте, националисты и не говрите, что не слышали)

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/17/ta...

Суздаль. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Успения Пресвятой Богородицы, или Успенская церковь «на княжьем дворе» — церковь в восточной части Суздальского кремля, предположительно, построенная в XVII веке. Точная дата строительства церкви неизвестна, но, вероятно, каменная церковь на месте сгоревшей деревянной была поставлена в 1650 году. После сильного пожара 1719 года Успенская церковь была перестроена. До революции храм имел шатровую колокольню и придел Сергия и Никона Радонежских (XVII-XVIII вв.) и был огорожен невысокой оградой с небольшими воротами. Колокольня и придел были разрушены в 20-х годах XX века. Успенская церковь относится к редкому в Суздале стилю нарышкинского барокко. В 1958 году церковь была отреставрирована А.Д. Варгановым. У подножия оборонительного вала восточной территории кремля расположилась церковь Успения Пресвятой Богородицы, в народе просто Успенская церковь. Неоднократно перестраивавшийся храм, датирующийся 17 веком своего строительства, из архитектурного ансамбля того времени сохранил лишь объемный восьмерик, исходящий из четверика с широкой купольной крышей, заканчивающийся малой луковицей, стоящей на двухъярусном барабане. К стенам примыкают две овальные апсиды - с востока и северо-запада. Входные порталы располагаются с южной и западной стороны. Остальная часть - колокольня и придел - с территории ансамбля разобраны на хозяйственные нужды в 1920 году. Успенская церковь является редким носителем нарышкинского барокко в Суздале, была отреставрирована в 1958 году под руководством А.Д. Варганова. В настоящее время открыта для посетителей города, имеет очень красивое внутреннее убранство. 22 февраля 2015 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя Арсения Элассонского из собора Рождества Богородицы в суздальском кремле в храм Успения Божией Матери. Почти через четыре столетия мощи святителя обрели покой в прекрасно отреставрированном храме в центре г. Суздаля. Богослужение возглавил Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий. За день до этого знаменательного события Арсения Элассонского причислили к лику Вселенских Святых.

http://sobory.ru/article/?object=00930

Россия отпраздновала День народного единства Москва, 4 ноября 2005 г. Во всех православных храмах 4 ноября прошли праздничные богослужения и крестные ходы с Казанской иконой Божией Матери. Это церковное торжество в честь одной из самых почитаемых на Руси икон установлено в память освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году и потому совпадает с впервые отмечаемым государственным праздником – Днем народного единства, передает ИТАР-ТАСС. Когда нижегородское ополчение двинулось на Москву, у князя Дмитрия Пожарского был с собой список с Казанской чудотворной иконой. Готовясь к штурму, русское воинство три дня молилось перед этой иконой о победе. И вскоре ополчение выбило поляков из Китай-города, а через два дня был освобожден Кремль, в который воины вошли крестным ходом с чудотворным образом в руках. Князь Пожарский воздвиг на Красной площади в 1630-е годы храм в честь Казанской иконы, в котором она хранилась почти 300 лет. В 20-е годы минувшего столетия храм был варварски уничтожен, а в 90-е годы восстановлен. Чудотворный образ Казанской иконы хранится ныне в Богоявленском соборе Москвы. " Из множества икон Богородицы ни одна не распространена в России в таком количестве списков, как Казанская " , – отметили в Московской Патриархии. Из истории известно, что перед Полтавской битвой перед ней молился Петр 1, а в 1812 году Кутузов молитвенно просил Богородицу о победе над французами. Божественной литургией в Казанском храме и крестным ходом начался в Суздале праздник народного единства. После окончания богослужения священнослужители, верующие и гости прошли крестным ходом от Казанского храма к Рождественскому собору Суздальского кремля, где хранятся мощи святителя Арсения Элассонского – одного из основных сподвижников Димитрия Пожарского. Как рассказал секретарь Владимиро-Суздальской епархии отец Иннокентий, " накануне по просьбе Московского Патриархата здесь произошло неординарное событие – вскрытие мощей святого Арсения Элассонского – грека по национальности, но бывшего архиепископом Русской Православной Церкви в смутное время, к тому же спасшего от поляков икону Владимирской Божией Матери.

http://pravoslavie.ru/15044.html

рассказ Арсения в издании Сафы стр. 41–45, у Старчевск. стр. 371–372). Такой рассказ Элассонского совершенно противоречит приведённым нами выше несомненно верным указаниям русских актов, подтверждаемыми и хронографом Дорофея. Между тем все неверные в этом случае выдержки из описания Арсения Элассонскаго, без проверки их по другими источниками, внесены были в статью Ж. М. Н. Пр. (стр. 31–37) и в «Снош. с Вост.» (200–203). Приведенный же здесь отрывок из ответа патриарха на речь Годунова, в котором Иеремия говорил будто бы о слиянии в русском государстве прав всех древних христианских царств и патриаршеств, не оправдывается в настоящем случае ни указаниями статейного списка, ни описанием самого Элассонского, и откуда он взят автором, остается неизвестным. «А се перевод с греческаго письма. Лета чз Генваря в день произволением самодержца святаго царя и В. К. Федора Ивановича всея России и твердым словом пресвятейшаго патриарха господина Иеремия Константина града подаровали и дали святый престол Киевский всея России в чин патриаршеский на Владимир и всея России. И собрашася мы, митрополиты и архиепископы и епископы, и избрали есмя. И для того показали есмя по чину, как есть у великия апостольския церкви цареградския. А сия избрания живет в церкви в той с митрополиты и архиепископы и епископы вкупе. И после того, как выберутъ, кто будет первый и вторый и третий, того, котораго царь произволитъ, и патриарх поставит начальникомъ; и к тому начальнику пошлют от царя и от патриарха в келью дву человек и известят ему царским и патриарховым словом, что его царь и патриарх хотят нарицати в патриархи владимирским и московским и всея России. И ты для того готовися. А в те поры тому избранному тех двух человек почтити, а делает то вътай. И как тот избранный изготовится, и после вечерни, как собором отпоют вечерню, и архиепископы и епископы и архимандриты и игумены со всем народом соберутся в церковь , и к ним в соборную церковь приидет тот избранный, и возложить на себя патрахиль и амфорь и ризу, и начнет служити молебен; а после молебна возмет свещу в руку, а в другую письмо; и в том письме пишется благодарение царю и патриарху и всему собору; и к тому избранному в церкви придет который царев ближний человек со свещею, и станет против его и учнет тому избранному говорить такъ: святый царь и самодержец и свягейший патриарх Иеремей и весь освященный собор велел тебе говорите, приказывают тебя возвысити на престол владимирский и московский и всея России.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

На пути из России в К-поль в мае 1586 г. А. Э. сделал остановку во Львове, где получил приглашение от членов правосл. братства (см. Львовское братство ), терпевшего притеснения от католиков, возглавить братскую школу. В течение 2 лет А. Э. преподавал во львовской школе греч. и церковнослав. языки, составил для нее учебную программу («Порядок школьный»), ориентируясь на школы, в к-рых учился у себя на родине. По образцу «Грамматики» Константина Ласкариса А. Э. написал двуязычную «Грамматику доброглаголиваго еллинословенскаго языка» («Αδελφτης») (Львов, 1591). Монограмма еп. Арсения Элассонского. Грамматика доброглаголиваго еллинословенского языка. Львов, 1591 Монограмма еп. Арсения Элассонского. Грамматика доброглаголиваго еллинословенского языка. Львов, 1591 В 1586 г. Патриарх Иеремия II в 3-й раз вступил на К-польскую кафедру. Состояние церковных дел было плачевным, и Патриарх решил отправиться в Москву за милостыней. 1 мая 1588 г. А. Э. получил грамоту Иеремии, предлагавшего ему приехать в Замостье: здесь Патриарх должен был встретиться с канцлером Яном Замойским для получения разрешения польск. короля на проезд через его страну. 20 мая А. Э. соединился с Патриархом в Замостье и выразил желание сопровождать его до рус. столицы вместе с Монемвасийским митр. Иерофеем, архим. Христофором, архидиак. Леонтием, Георгием Логофетом, Николаем Аристотелем и др. 11 июля 1588 г. посольство прибыло в Москву. А. Э. принимал участие в переговорах рус. правительства с Патриархом Иеремией относительно учреждения в России Патриаршества, поддержал эту идею (среди членов греч. посольства существовали острые противоречия по вопросу об учреждении Патриаршества). А. Э. принял участие в избрании Патриарха всея Руси, состоявшемся 23 янв. 1589 г. в Успенском соборе, доставил во дворец к царю акт избрания. 26 янв. Патриарх Иеремия в сослужении митр. Иерофея, А. Э. и рус. архиереев рукоположил св. митр. Иова во Патриарха. На торжественных обедах, устроенных царем и царицей в честь Иеремии, члены греч. посольства получили богатые дары. В февр. того же года Патриарх Иеремия совершил поездку в Троице-Сергиев мон-рь и в мае 1589 г. покинул Москву. А. Э. получил от царя Феодора Иоанновича разрешение остаться в рус. столице, дом А. Э. находился в Кремле, недалеко от царского дворца.

http://pravenc.ru/text/76326.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010