Святой Арсений Эласонский: удивительные приключения грека на Руси Смутное время ему пришлось встречать в Москве. Именно он встречал Дмитрия Пожарского у стен Кремля с иконой Владимирской Богородицы. И именно он в период смуты был единственным во всей Москве представителем высшей церковной власти. 18 августа, 2010 Смутное время ему пришлось встречать в Москве. Именно он встречал Дмитрия Пожарского у стен Кремля с иконой Владимирской Богородицы. И именно он в период смуты был единственным во всей Москве представителем высшей церковной власти. Арсений Эласонский, почивший на русской земле в 1625 году, вот уже более четырех веков почитается в Греции как святой. Его имя, несправедливо забытое в России, сегодня становится одним из символов возрождения Православия и глубокого духовного единства двух народов – русского и греческого. В эти дни в Суздале – городе, где святой был архиепископом последние годы своей жизни, – проходят и церковные, и светские торжества в его честь. И центром празднеств стала первая за пятнадцать лет Литургия, отслуженная в стенах древнейшего суздальского собора Рождества Богородицы. Именно здесь, под спудом, почивал святой, сыгравший важную роль в истории России. Итак, обо все по порядку. Инициатором вскрытия захоронения Арсения Элассонского пять лет назад стал Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, тогда еще – митрополит. Его письмо, адресованное президенту Владимиро-Суздальского музея заповедника (ВСМЗ) Алисе Аксеновой, в чьем ведении и сейчас находится суздальский Богородицерождественский собор, послужило поводом к дальнейшей канонизации святителя Русской Православной Церковью. Тогда же, пять лет назад, мощи святителя были обретены. — Мы знали, что он был похоронен под спудом Богородице-Рождественского собора в Суздальском кремле. На специальной карте было отмечено это место. Однако об этой личности мало говорили, — вспоминает президент ВСМЗ. — С другой стороны, в храме был разгар реставрации, стояли леса. И мне долго пришлось объяснять владыке, что пока невозможно приступить к вскрытию. И все же мы ускорили работу реставраторов. Обретение мощей Арсения Элассонского стало настоящим событием, объединившем и музей, и духовенство, и руководство администрации области, и ученых.

http://pravmir.ru/svyatoj-arsenij-elason...

архидиакон Павел Алеппский Выпуск 3. Москва От переводчика Настоящий, третий выпуск обнимает первые 2½ месяца пребывания патриарха Макария в Москве, со 2 февраля по 15 апреля 1655 г., и содержит, по обыкновению, массу разнообразнейших и интересных рассказов и описаний, собранных любознательным и неутомимым Павлом Алеппским. При сличении арабского текста с английским переводом оказалось (как это было и в предыдущих выпусках), что английский переводчик сделал местами значительные пропуски, а именно, опустил служение в неделю мясопустную (стр. 41–43), рассказы о приеме грузинской царицы Елены и ее сына (стр. 86–87), о крещении касимовского царевича и польского пана (стр. 87–93), описании Успенского и других кремлевских соборов, Ивановской колокольни и приготовлений к отливке огромного колокола (стр. 97–114) и наконец служение в Великую субботу (стр. 194–196). Обстоятельное описание Успенского собора, доселе остававшееся неизвестным, имеет, бесспорно, весьма немаловажное значение для отечественной археологии. Оно относится к 1655 г., следовательно, ко времени вскоре после того, как Успенский собор был роскошно поновлен стараниями патриарха Никона 372 и является прекрасным дополнением к дошедшим до нас четырем описям Успенского собора 373 , из коих первая относится к началу царствования Михаила Феодоровича, вторая – к 1627 г., третья – к 1638 г. и четвертая – к 1710 г. Описание Павла Алеппского есть единственное в своем роде; тщетно было бы искать подобного в записках других иностранцев, посещавших Россию в XVI и XVII вв.: как иноверцы, они не допускались в наши храмы. Мы не нашли его и в путешествии православного и, подобно Павлу Алеппскому, духовного лица, Арсения, архиепископа Элассонского, который приезжал в Москву в 1588 г. вместе с Константинопольским патриархом Иеремией. Английский переводчик, против своего обыкновения, не делает указания на пропуск этого описания там, где оно вставлено в нашей рукописи, а именно, при Рассказе о служении в воскресенье сыропуста; по ранее, среди описания служения в четверг на масленице, он делает в сноске заметку о том, что опускает подробное описание служения на тринадцати страницах in folio, как не представляющее, по его мнению, интереса для читателей. Мы полагаем, что английский переводчик ошибся, недостаточно внимательно просмотрев опущенный им отдел: наверно, в нем содержалось описание соборов, Ивановской колокольни и отливки колокола, только листы эти, очевидно, перепутаны в Лондонской рукописи и попали не на надлежащее место, ибо конец опущенного Бельфуром описания у него имеется в переводе (т. II, стр. 29), и именно там же, где и в нашей рукописи, но, странным образом, начинается такими словами: „Возвращаемся. Число ступеней этой колокольни“ и пр., хотя раньше ни одним словом о колокольне не упоминается. Переводчик как будто и не заметил этой несообразности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf 1. – 1589 год В 1589г. при царе Федоре Иоанновиче, по хлопотам боярина Бориса Годунова, на Руси учреждено было Патриаршество. Первый Московский Патриарх святой Иов поставлен был при участии Вселенского Патриарха Иеремии II, который находился тогда в России для сбора милостыни. В связи с этим актом была составлена «Уложенная грамота», которая помещена в начале «Кормчей книги». Уложенная грамота об учреждении Московского Патриархата – это один из самых важных документов в истории Русской Церкви, Российского государства, а также в сфере взаимоотношений между поместными Православными Церквами. Отражение в его тексте идеи старца Филофея о Третьем Риме придает ему также характер памятника политической, юридической и богословской мысли. 2. – Константинопольский патриарх и греческие епископы в Москве. Подписание Уложенной грамоты При этом особое значение имеет и то обстоятельство, что под ним поставлены подписи не только русских архиереев, архимандритов и игуменов, но также и стоящая на первом месте подпись Патриарха Константинопольского Иеремии вместе с подписями митрополита Монемвасийского Иерофея, архиепископа Элассонского Арсения и греческого архимандрита Христофора. С формально-юридической стороны Уложенная грамота является поэтому документом, принадлежащим в равной мере как Москве, так и Константинополю. Правда, с точки зрения истории создания этого текста, он – продукт царской канцелярии. Патриарх Иеремия и греческие архиереи поставили свои подписи под документом, мягко говоря, без энтузиазма. Митрополит Монемвасийский Иерофей долго не хотел подписывать «Уложенной грамоты». «Что это за грамота? – допрашивал он дьяка А. Щелкалова, – и что я должен в ней продписывать?». Щелкалов объяснил: тут написано, как вы поставили Патриарха и как пришли сюда. – Тогда почему же не написать ее по-гречески и почему не дать предварительно выслушать?…Иерофей долго не подписывал, говоря, что он опасается, как бы не разделилась Церковь Божия и не явилась бы в ней другая глава и не произошла бы великая схизма. Иерофей признает, что в конце концов он подписал грамоту только из страха, чтобы его не утопили в Москва-реке. Видимо, царские пристава попугивали Иерофея, как ослушника царской воли. Иеремия должен был заступиться за него и даже для успокоения совести друга совершил обряд заклятия на русских, если бы они учинили ту схизму, какой опасался Иерофей» 1 . Так выглядят обстоятельства подписания Грамоты в представлении известного русского церковного историка А. В. Карташева , очевидно, достаточно достоверном.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

«Золотая кладовая» в Суздале вновь принимает гостей Владимирская область, 26 апреля 2006 года Большим событием в научной жизни Владимиро-Суздальского музея-заповедника стал состоявшийся 10-11 апреля " круглый стол " , посвященный святому Арсению Элассонскому, о чём сообщает портал «Музеи России» .   Среди его участников были известные ученые: историки и филологи, искусствоведы и антропологи. Темы докладов раскрывали разные стороны жизни святого Арсения, архиепископа Суздальского, а также вводили в научный оборот новые уникальные находки - детали облачения из гробницы святого Арсения. В их числе кресты византийской работы рубежа XIV-XV вв. и шитая пелена XVI столетия с изображениями местных святых. Теперь эти превосходные памятники заняли почетное место в " Золотой кладовой " , которая была специально выбрана для проведения заседаний " круглого стола " . Для " Золотой кладовой " это мероприятие стало своеобразной репетицией открытия, ведь до последних дней экспозиция была недоступна для посетителей. Известная музейная " сокровищница " , в которой собраны первоклассные памятники русского декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до начала XX века, более полугода была закрыта. В задачи музея входили ремонт помещения, замена электропроводки, установка новой современной сигнализации. Облик самой экспозиции также полностью обновился. Из всех предложенных музеем-заповедником был выбран проект, предложенный художником из Вологды Сергеем Михайловичем Иевлевым. Он включал разработку современных музейных витрин с индивидуальной подсветкой и цветовым решением каждого зала, наиболее отвечающим задачам современного показа экспонатов. Выполнение проекта также было поручено вологжанам. С вологодской фирмой " Информбюро " музей работает уже не первый год.  Но если раньше это были лишь небольшие фрагменты, новая " Золотая кладовая " - полностью оснащена и оборудована " Информбюро " . Для изготовления витрин применялись высококачественные материалы, безопасное для экспонатов освещение, было найдено удобное конструктивное решение - и экспозиция стала удобной в эксплуатации.

http://pravoslavie.ru/17155.html

Суздаль. Суздальский православный лицей. Домовая церковь Арсения Элассонского. Карта и ближайшие объекты Михайловская Слобода (Михали), Суздальский православный лицей им. святителя Арсения Элассонского На территории современного Суздаля в месте впадения реки Мжары в Каменку, в древности располагалась Михайлова слобода, принадлежащая брату Всеволода Михалке (Михаил Юрьевич). Напротив, в излучине Каменки, и по сей день находится обширный Михайловский луг, с трех сторон окружённый руслом реки. На протяжении столетий луг использовался для выгона скота: деревянная ограда с единственной неприкрытой рекой северной стороны не позволяла скоту разбредаться. Селище Михали (Михайловская Слобода), XI-XIII, XIV-XVII вв. Территория близ церкви Флора и Лавра, правый берег р. Каменка. Протянулось от перекрестка ул. Михайловская и Колхозная вверх по течению реки, размеры ок. 300х80 м. Керамика гончарная древнерусская и позднесредневековая. В XV в. на месте бывшей Михайловой слободы стояло село Михайлова сторона, принадлежавшее церковным властям. Земля Михайловского луга была собственностью суздальского архиепископа, а затем перешла к городскому посаду. Михайловский луг площадью 25 га расположен на берегу Каменки, в юго-восточной части города. С юга и востока естественной границей служит левый берег реки. С севера луг граничит с индивидуальной жилой застройкой по ул. Южной. Западная граница проходит вдоль усадеб по ул. Шевченко. Суздальский православный лицей имени святителя Арсения Элассонского, приход Михаила Архангела на Михалях " Суздальский православный лицей " является негосударственным образовательным учреждением. Он занимается духовно-нравственным воспитанием учащихся в традициях Православия. Лицей работает с 1 сентября 2004 года как " Епархиальная школа-пансион " и осуществляет образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования. 6 мая 2011 года по благословению Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия он был переименован в " Суздальский православный лицей имени святителя Арсения Элассонского " . Теперь лицей носит имя греческого святителя, назначенного в начале XVII века Архиепископом Суздальским. 17 августа 2005 года честные мощи святителя Арсения были обретены в Рождественском соборе города Суздаля. Ныне мощи святителя Арсения покоятся в специально изготовленной для них раке, являясь одной из главных святынь церкви Рождественский собор, куда стекается, для поклонения им, множество богомольцев. В дни памяти, 12 мая и 17 августа, учителя и ученики школы собираются на архиерейский молебен в честь святителя Арсения Элассонского. На видном месте, как заходишь в здание школы, находится икона небесного покровителя.

http://sobory.ru/article/?object=17985

Закрыть itemscope itemtype="" > «Такова вся наша история» Протоиерей Андрей Ткачев о том, что в жизни свт. Арсения Элассонского связаны воедино Греция, Москва, Львов, Тверь и Суздаль 17.08.2022 687 Фото: days.pravoslavie.ru Сегодня Святая Церковь вспоминает обретение мощей свт. Арсения Элассонского. Про Арсения стоит много сказать. В своем телеграм-канале протоией Андрей Ткачев об этом святом пишет следующее: «Когда ополчение Минина и Пожарского осаждало Москву, Арсений был главой русского на Москве духовенства (Ермоген был пленен и замучен). Арсений и сам был замучен голодом. Именно ему - греку - явился прп. Сергий, говоря: Суд об Отечестве преложен на милость! Арсений родился в континентальной Греции. Папа его священник Феодор, мать Хрисанфа в старости постриглась в монахини. Из четырех братьев Арсения два были епископами, два - иеромонахами. Как видно, семейство было глубоким и духовно-серьезным». Отец Андрей отмечает, что «на Русь Арсений явился при Годунове. На обратном пути на два года задержался с преподаванием во Львове (слушайте, националисты и не говрите, что не слышали) Потом с Патриархом Иеремией опять пошел в Москву. Участвовал в хиротонии первого Московского Патриарха Иова. Возглавлял Архангельский собор Кремля в Москве. Построил много храмов. Всю смуту с ее хитросплетениями пережил на Руси. После смуты архиерействовал в Твери, потом в Суздале, где и упокоился. Мощи лежат в Успенской церкви недалеко от Суздальского Кремля. На перенесении митр. Евлогий сказал: Мы вселяем вам врача, который будет рядом!» «Говорят, — продолжает автор поста, — в некоторых местах Греции он чтим очень горячо. В любом случае это выдающаяся личность Церкви, погруженная в глубину самых сложных процессов и оставившая глубокий след в истории. Суздальцам и гостям города стоит хвалить Бога при его мощах и заручаться молитвами Арсения. Ибо он подвижник, богослов и молитвенник». «Ну, а мы еще раз свяжем воедино Грецию, Москву, Львов, Тверь и Суздаль. В жизни Арсения все эти точки соединены. Мало того, все они принадлежат к одному и тому же Православному миру. Львов тоже.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/17/ta...

Суздаль. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Успения Пресвятой Богородицы, или Успенская церковь «на княжьем дворе» — церковь в восточной части Суздальского кремля, предположительно, построенная в XVII веке. Точная дата строительства церкви неизвестна, но, вероятно, каменная церковь на месте сгоревшей деревянной была поставлена в 1650 году. После сильного пожара 1719 года Успенская церковь была перестроена. До революции храм имел шатровую колокольню и придел Сергия и Никона Радонежских (XVII-XVIII вв.) и был огорожен невысокой оградой с небольшими воротами. Колокольня и придел были разрушены в 20-х годах XX века. Успенская церковь относится к редкому в Суздале стилю нарышкинского барокко. В 1958 году церковь была отреставрирована А.Д. Варгановым. У подножия оборонительного вала восточной территории кремля расположилась церковь Успения Пресвятой Богородицы, в народе просто Успенская церковь. Неоднократно перестраивавшийся храм, датирующийся 17 веком своего строительства, из архитектурного ансамбля того времени сохранил лишь объемный восьмерик, исходящий из четверика с широкой купольной крышей, заканчивающийся малой луковицей, стоящей на двухъярусном барабане. К стенам примыкают две овальные апсиды - с востока и северо-запада. Входные порталы располагаются с южной и западной стороны. Остальная часть - колокольня и придел - с территории ансамбля разобраны на хозяйственные нужды в 1920 году. Успенская церковь является редким носителем нарышкинского барокко в Суздале, была отреставрирована в 1958 году под руководством А.Д. Варганова. В настоящее время открыта для посетителей города, имеет очень красивое внутреннее убранство. 22 февраля 2015 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя Арсения Элассонского из собора Рождества Богородицы в суздальском кремле в храм Успения Божией Матери. Почти через четыре столетия мощи святителя обрели покой в прекрасно отреставрированном храме в центре г. Суздаля. Богослужение возглавил Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий. За день до этого знаменательного события Арсения Элассонского причислили к лику Вселенских Святых.

http://sobory.ru/article/?object=00930

(ок. 1520, Янина - ок. 1602), митр. Монемвасийский (1572 - ок. 1590), друг и соратник К-польского патриарха Иеремии II Траноса и буд. патриарха Кирилла Лукариса, Александрийских патриархов Мелетия I Пигаса и Сильвестра . Учился в Патриаршей школе в К-поле у известного ритора и дидаскала Феофана Элеавулкоса. И. был известен как талантливый каллиграф и переписчик рукописей. В 1569 г. был возведен в сан архимандрита, в 1572 г. поставлен митрополитом Монемвасии (Пелопоннес). В 80-х гг. XVI в. поддерживал патриарха Иеремию II в его борьбе за Патриаршую кафедру против митр. Пахомия Кесарийского и митр. Феолипта Филиппопольского. В 1587-1589 гг. сопровождал патриарха Иеремию II в его поездке по Западнорусской митрополии и в Москву. В сер. 80-х гг. XVI в. Свящ. Синод К-польской Патриархии принял решение об отправке И. для сбора пожертвований в Россию. По неизвестным причинам в поездку отправился и патриарх Иеремия II, И. стал не главой посольства, а одним из спутников патриарха. О пребывании И. в России сообщается в Хронике Псевдо-Дорофея (см. ст. Хроника Дорофея Монемвасийского ) и 3-й книге Греческих дел Посольского приказа (24 июня 1588 - февр. 1594). По прибытии в Москву вселенский патриарх и его свита были приняты в Кремле царем Феодором Иоанновичем (18 июля 1588). Согласно московскому придворному церемониалу, гости побывали у государя «на приезде» и, покидая столицу, «на отъезде». В посольской книге прощальный визит греков в Кремль не зафиксирован, что объясняется либо утратой документа, с к-рого для книги делалась копия, либо утратой части книги. Описание последнего приема Иеремии II у царя Феодора Иоанновича сохранил митр. Арсений Элассонский (Труды и странствования смиренного Арсения, архиеп. Элассонского, и повествование об установлении Московского патриаршества//БТ. 1968. Сб. 4. С. 257-276). В февр. 1589 г. И. в свите патриарха Иеремии II посетил Троице-Сергиев мон-рь. На царских аудиенциях и во время посещения мон-ря И., как и др. греч. иерархи, получил в дар иконы в серебряных окладах, кубки, меха, дорогие ткани и деньги, а также изделия троицкой расписной деревянной посуды.

http://pravenc.ru/text/293758.html

Делегация Русской Православной Церкви посетила Грецию 22 июня 2006 г. 15:20 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по приглашению Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады Христодула с 17 по 21 июня в Греции находилась делегация Русской Православной Церкви. В ее состав вошли архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (глава делегации), клирики Владимирской епархии — архимандрит Нил (Сычев) и игумен Иннокентий (Яковлев) и сотрудник ОВЦС МП А.Г.Чуряков. Делегация посетила Грецию участие в торжествах по случаю перенесения мощей святителя Арсения Элассонского, которые были переданы Святейшим Патриархом Алексием делегации Элладской Православной Церкви 8 июня в Храме Христа Спасителя. Утром 17 июня в день прибытия в Салоники гостей встречал архимандрит Харитон (Тубас), протосингел Элассонской митрополии, ставшей местом проведения праздничных мероприятий. Затем делегация была доставлена в Свято-Троицкий мужской монастырь Спарму на Олимпе. Днем состоялась встреча делегации Русской Православной Церкви с Блаженнейшим Архиепископом Афинским и всей Эллады Христодулом и митрополитом Элассонским Василием, а вечером гости приняли участие в праздничном вечернем богослужении в городе Элассон, которое началось крестным ходом с мощами святителя Арсения Элассонского. Сопровождаемый по сложившейся местной традиции военным оркестром крестный ход во главе с Предстоятелем Элладской Православной Церкви, проследовал из церкви святого великомученика Димитрия в церковь святителя Арсения, где и была отслужена вечерня. 18 июня в храме святителя Арсения Элассонского, куда накануне были перенесены мощи, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Христодул совершил праздничную утреню и Божественную литургию в сослужении архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия и нескольких греческих иерархов. По окончании литургии Блаженнейший Предстоятель Элладской Церкви наградил почетными грамотами и памятными подарками всех, внесших свой вклад в строительство и украшение храма святителя Арсения Элассонского.

http://patriarchia.ru/db/text/120947.htm...

Делегация Русской Православной Церкви посетила Грецию Афины, 23 июня 2006 г . По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и по приглашению Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады Христодула с 17 по 21 июня в Греции находилась делегация Русской Православной Церкви, сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП . В ее состав вошли архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (глава делегации), клирики Владимирской епархии – архимандрит Нил (Сычев) и игумен Иннокентий (Яковлев) и сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата А.Г.Чуряков. Делегация посетила Грецию для участия в торжествах по случаю перенесения мощей святителя Арсения Элассонского, которые были переданы Святейшим Патриархом Алексием представителям Элладской Православной Церкви 8 июня в Храме Христа Спасителя. Утром 17 июня в день прибытия в Салоники гостей встречал архимандрит Харитон (Тубас), протосингел Элассонской митрополии, ставшей местом проведения праздничных мероприятий. Затем делегация была доставлена в Свято-Троицкий мужской монастырь Спарму на Олимпе. Днем состоялась встреча делегации Русской Православной Церкви с Блаженнейшим Архиепископом Афинским и всей Эллады Христодулом и митрополитом Элассонским Василием, а вечером гости приняли участие в праздничном вечернем богослужении в городе Элассон, которое началось крестным ходом с мощами святителя Арсения Элассонского. Сопровождаемый по сложившейся местной традиции военным оркестром крестный ход во главе с Предстоятелем Элладской Православной Церкви, проследовал из церкви святого великомученика Димитрия в церковь святителя Арсения, где и была отслужена вечерня. 18 июня в храме святителя Арсения Элассонского, куда накануне были перенесены мощи, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Христодул совершил праздничную утреню и Божественную литургию в сослужении архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия и нескольких греческих иерархов. По окончании литургии Блаженнейший Предстоятель Элладской Церкви наградил почетными грамотами и памятными подарками всех, внесших свой вклад в строительство и украшение храма святителя Арсения Элассонского.

http://pravoslavie.ru/17811.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010