С.-Петербург 12 июня 1869 г. Подлинник В августе 1868 г. Патриарх Иерусалимский Кирилл обратился с посланием на имя высокопреосвященного митрополита С.-Петербургского и членов Святейшего Синода, ходатайствуя об утверждении в должности настоятеля Миссии нашей в Иерусалиме находящегося там ныне архимандрита Антонина. По рассмотрении настоящего ходатайства с имеющимися в делах сведениями Святейший Синод постановил: настоятеля Миссии нашей в Иерусалиме, временно отозванного в Константинополь, архимандрита Леонида переместить на должность настоятеля ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря с окладом содержания, настоятелям означенного монастыря присвоенным; в должности же настоятеля Миссии нашей в Иерусалиме утвердить находящегося там ныне по особому распоряжению настоятеля миссии нашей в Константинополе, архимандрита Антонина, о чем чрез высокопреосвященного митрополита Исидора и объявлено сим лицам, с предписанием архимандриту Леониду, чтобы он, по сдаче всего, что могло быть в непосредственном его заведовании по возложенному на него поручению, тому лицу, которое для сего министерством иностранных дел указано будет, немедленно следовал к месту нового своего назначения. О таких изменениях в составе миссий наших в Иерусалиме и в Константинополе по определению Святейшего Синода имею честь сообщить Вашему Превосходительству для зависящего распоряжения и при сем препроводить ответную за открытою печатью грамату первенствующего члена Святейшего Синода митрополита Исидора на имя Патриарха Кирилла, покорнейше прося Вас, милостивый государь, приказать отправить оную по назначению. К сему долгом считаю присовокупить, что Хозяйственному управлению при Святейшем Синоде предоставлено распорядиться отпуском архимандриту Леониду как прогонных денег на проезд к месту назначения, так и следующих ему на подъем и путевые издержки. За отсутствием Обер-Прокурора Святейшего Синода, исправляющий должность товарища его Юрий Толстой. АВП РИ, ф. СПб. ГА, оп. 781, IV–16, д. 1, л. 6–6 об. 186. Письмо митрополита Киевского Арсения (Москвина) 292 к архимандриту Антонину

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Припали эти Преподобные к ногам Святителей и до тех пор их умоляли, пока они не возвратились снова в Кремль. Результаты сего видения были чудесны. Враг был прогнан, а сама старица, видевшая сей сон, прозрела. В память этого чудесного события, – примирения с Богом подпавших гневу Его людей, – над воротами на образе Спаса были изображены преподобные Сергий и Варлаам, а на другом образе надворотном, обращенном к Кремлю, – святители Петр и Алексий, которые держат образ Божией Матери Печерской. Образ Спасителя с Преподобными, известный под именем «Великого Совета Ангел», весьма чтится москвичами. Пред ним в фонаре всегда горит много свечей, приносимых богомольцами. В прежние времена молебствия совершались пред этим образом на открытом воздухе, но впоследствии построена была часовня справа и там помещена копия с надворотного образа Спасителя, который также весьма чтится и к нему, собственно, теперь и прибегают богомольцы с молитвой. Остановим свое внимание на том обстоятельстве, что за нечестие Москва едва не лишилась великой святыни – Владимирской иконы Божией Матери. Да, нечестие может делать людей недостойными святыни, и Господь может ее, так сказать, от нас отбирать. Так было еще в Ветхом Завете. Долго хранились в храме Иерусалима святыни: ковчег Завета со скрижалями, процветшим жезлом Аарона и манной, но по мере уклонения евреев от веры, по мере их развращения, стала отходить от них и святыня. Сначала она попала в плен к язычникам и некоторое время оставалась у них, и это было как бы грозным предупреждением для евреев, а потом она была и совсем отнята от них и скрыта неизвестно куда. И среди нас наблюдается то же явление. Великое множество святынь было собрано в Византии, но развращение греков послужило причиной падения Константинополя, с которым немало погибло и святынь: исчезла знаменитая Влахерна, погиб Живоносный Источник, утрачено великое множество других христианских святынь. От нас не так давно был отнят чудотворный образ Божией Матери Казанской в г. Казани и совсем недавно было нам грозное предостережение в Троице-Сергиевой Лавре при мощах великого заступника земли Русской преп. Сергия, который дал нам понять, что и он может нас оставить.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Бунт начался 25 августа 1654 года, и большие толпы народа, собравшиеся на улицах и площадях Москвы, стали протестовать против уничтожения Никоном икон, хотя эти образа и были писаны по новому, западному образцу. Началось с криков, что " патриарх ненадежен в вере и действует не лучше еретиков и иконоборцев». Потом начались крики и речи против правки книг, которая в это время была предметом всех толков. Толпа особенно возмущалась патриархом за то, что он допустил к правке многократного ренегата Арсения Грека. " Тот-де чернец, – кричали москвичи, – многие книги перепортил, и ведут-де нас Арсений и патриарх к конечной гибели» 440 . Слободские люди и чернь " про святейшего патриарха московского и всея Руси говорили многие недостойные речи и тем его великого государя бесчестили» 441 . Но эта неожиданная вспышка так же легко прошла, как и началась. Население знало, что патриарх и правительство шуток не любят и что в случае надобности войска легко смогут прекратить распространение беспорядков. Среди высшего московского общества тоже было немало сторонников старого устава, но пример царя и собора удерживал недовольных, и пока что только отдельные представители знати, как например, известная семья Плещеевых, поддерживали сосланного старика Неронова. Большинство московского боярства и дворянства смотрело на боголюбцев, по крайней мере, с такою же опаской, как и на патриарха, так как мысль создания теократического государства, в котором духовенство, а не они, играло бы ведущую роль, вовсе не улыбалась представителям правящего класса. Враги патриарха не могли простить ему, что он простой крестьянин, даже не чисто русский, а»вальдемановский мордвин«, стал управителем государства и что уже в течение нескольких лет царь смотрел никоновскими глазами на дела русской церкви и русского государства.»Православный царь за многия неправды польского короля и панов Рады и всей Речи-Посполитой с помощью Божей и своим государевым счастьем, отмщение чинит и храбрством своим, доброхотством же и многою службою, и кровавыми ранами, и потом христолюбивого воинства, православныя церкви от прелестного папежского насилия боронит, а на Москве сидит мордвин и всем царством мутит, держа руку государевым злодеям и последуя богоотметному римскому костелу«, – говорили и писали в Москве 442 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

   И в послесловии к Шестодневу, напечат. в 1650 г., справщики сообщают, что в тексте оставлено все по-старому, ибо при перепечатке у них еще не было греческого текста. Как только они получили, так в конце делали изменения сообразно с греческим оригиналом: «Понеже и во греческих переводах по сему же уставу обретохом, еже воскресные кондаки на тех местах глаголати. Сего ради и последующе сему, тако же указахом и положихом в конец книги сея. Наряду же указанному да не дивится никтоже, ниже смущается о сем, зане с прежних переводов печатаны, а греческих еще не видехом». Таким образом, принцип греческой правки был открыто усвоен еще до Никона в излюбленное старообрядцами Иосифово время. Это «греческое» направление дела особенно сознательно укрепилось с момента 1649 г., когда приехал в Москву из своих Молдавских монастырей за милостыней Иерусалимский патриарх Паисий. Ознакомившись с делом исправления, Паисий горячо им заинтересовался. Именно в простодушном смысле поправления решительно всего по греческому образцу. Паисий во всем «задирал» москвичей, что у них все не по-гречески, т. е. по его мнению ошибочно. И это, в частности, произвело впечатление на Никона, в ту пору бывшего в Москве. Произвело впечатление и на царя и, очевидно, на весь передовой кружок протопопов. Под влиянием разговоров с Паисием возник и проект посылки Арсения Суханова на восток за греческими книгами. Интерес к ним теперь повышался не только для дела книжной справы, но и для постановки всего школьного дела на Москве, для усиления в нем греческих штудий. Вызванные же в это время из Киева ученые монахи получили большой кредит и смелее заработали над правкой книг по греческим текстам. Арсений Суханов и поехал в первый раз с Паисием. Но его споры с греками смутили греческий патриотизм Паисия. Паисий решил направить в Москву побольше ученых греков, знавших и славянский язык, чтобы они могли защитить греческий авторитет от таких зубастых московских спорщиков, как Арсений Суханов. Он, например, послал в Москву митр. Гавриила (городов Навпакта и Арты), знавшего церковно-славянский язык. Гавриил пробыл в Москве до февраля 1653 г., являясь советником по делам справы. В письме к царю патриарх аттестует Гавриила, как «премудрого учителя и богослова великия церкве Христовой… Такова в нынешних временах в роде нашем не во многих обретается». Гавриил рекомендуется, как высококомпетентный ответчик за православие: «в котором месте ни будет, отвещати за нас во всех благочестивых вопросах православныя веры нашея». К этому прибавляет такую же блестящую рекомендацию и бывший на покое в Молдавии КПльский патриарх Иоанникий. По его словам в особом письме к царю о Гаврииле этот последний аттестовался как «богослов и православный в роде нашем. Что произволит великое ваше царствие от него вопросити от богословия и изыскания церковнаго, о том ответ будет держати благочестно и православно, яко же восприя благочестивая Христова великая апостольская и восточная церковь».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Архиеп. Никанора на Варшавской кафедре 6 нояб. 1848 г. сменил архиеп. Арсений (Москвин) , являвшийся временно управляющим Волынской епархией, его основным местом пребывания стала Варшава. Архиеп. Арсений требовал от духовенства обязательного произнесения проповедей за богослужением, строго следил за исполнением закона, предусматривавшего воспитание в Православии детей от смешанных браков. Ко времени окончания пребывания владыки Арсения на кафедре (1860) количество правосл. храмов в Царстве Польском возросло до 40 (в т. ч. 2 собора и 25 приходских церквей). При архиеп. Арсении были освящены 2-я крестовая церковь при архиерейском доме в Варшаве - в честь Покрова Божией Матери (1849), 2 церкви в Ивангородской крепости (ныне Демблин), 6 подвижных храмов для таможенных служащих, завершено строительство правосл. храмов в селах Лукова (1850) и Поток-Гурны (1854), где к Православию присоединились униатские приходы. Был также устроен Николаевский домовый храм при Благородном муж. ин-те в Варшаве (1855). Наместник Царства Польского кн. И. Ф. Паскевич устроил домовый храм во имя св. Иоанна Богослова в своем имении Ивановском близ Ивангородской крепости (1856). В том же году был восстановлен самостоятельный приход при греч. Троицкой ц. на Подвале в Варшаве, ранее приписанный к кафедральному собору. К В. е. при архиеп. Арсении были причислены 4 бывш. гарнизонных церкви (в Плоцке, Ломже, Седлеце, Пултуске). В 1857 г. был освящен домовый храм св. ап. Иоанна Богослова в летней архиерейской резиденции в усадьбе в Гуре (близ Новогеоргиевской крепости). В связи с увеличением числа храмов В. е. в 1852 г. была разделена на 2 благочиннических округа. В сер. XIX в. правосл. паства в Царстве Польском, как и прежде, была немногочисленной, ее большинство составляли военные и чиновники, прибывшие из внутренних областей Российской империи; местных жителей, исповедовавших Православие, насчитывалось не более 3 тыс. чел. Собор в честь Сошествия Св. Духа в Холме. Литография. 1896 г. (РГБ) Собор в честь Сошествия Св. Духа в Холме. Литография. 1896 г. (РГБ)

http://pravenc.ru/text/150457.html

Преподобный Аристоклий (1838–1918) Преподобный Аристоклий был продолжателем дела старца Арсения. Более четверти века он подвизался в русском Пантелеимоновом монастыре на святой горе Афон, а середине 1880-х годов старец начал служить в Москве, на Большой Полянке, где в то время размещалось подворье афонского Пантелеимонова монастыря. Десять лет он возглавлял подворье и был настоятелем часовни святого великомученика Пантелеимона, возведенной напротив церкви Владимирской иконы Божией Матери, что на Никольской улице у Китайгородской стены. Москвичи потянулись к батюшке за духовным окормлением, зная, что добрый пастырь никому не откажет. Как и святой праведный Иоанн Кронштадтский , старец Аристоклий передавал пожертвования одних на нужды других, оплачивал обучение детей из неимущих семей, помогал, как святитель Николай Чудотворец, выдать невест замуж, устраивал жизни многих людей, вразумлял, наставлял, молился за своих чад, всем сердцем и душой желая им спасения. Старцу довелось продолжить и развить книгоиздательство святой Афонской горы. Духовная литература с абрисом Святой горы все больше пользовалась спросом. При Афонском подворье начал выходить «Душеполезный собеседник». Здесь сообщалось о том, чем живет Пантелеимонов монастырь, приводились жизнеописания афонских подвижников, святоотеческие толкования Священного Писания, письма старцев к своим духовным чадам, мудрые мысли святых отцов. Много было рассказов об исцелениях от чудотворных икон, происходивших как на Афоне, так и в России от привозимых сюда заботами старца Аристоклия святынь. В 1894 году старец вернулся на Афон, был назначен казначеем, принял схиму, и, по решению собора духовников Пантелеимонова монастыря, снова приехал в Москву настоятелем Афонского подворья. Отцу Аристоклию было уже за семьдесят лет, он страдал от многочисленных болезней и нуждался в преданном ему человеке. Рядом с ним в это время был его послушник, впоследствии знаменитый старец Исаия. От Бога преподобный Аристоклий получил дар изгнания бесов, дар исцелений, предвидения будущего.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При восстановлении Успенского собора мощи Л. были сокрыты под спудом на месте, где прежде стояла рака святителя. Опись Успенского собора 1691 г. сообщает об оформлении захоронения Л.: «На правой стороне у стены рака Леонтия ростовского чюдотворца обложена медью, на ней круги лощатые медные ж золочены. На гробе покров образ Леонтия чюдотворца шит по отласу золотом и серебром, ветх. Круг ево шита подпис золотом же. Другой покров отлас золотной травчатой по червчатой земле. Покров лутчей на нем шит образ Леонтия чюдотворца о таусиной камке золотом и серебром с шолками, венец обнизан жемчюгом крупным, в венце два яхонта да лал. В гнездах около их низаны репьи. Кругом кайма шита словами золотом. Четвертый покров бархатной травной, червчатой по серебряной земле. На нем крест круживо золотное кованое. У раки ж ломпада болшая медная» (ГМЗРК. Р-1083. Опись Ростовского архиерейского дома 1691 г. Л. 20, 21). Новая серебряная рака была установлена в 1800 г. В XIX в. пол Леонтиевского придела был на уровне с полом главного алтаря. В 1884 г. во время ремонта старого чугунного пола в приделе были обнаружены на стене следы фресок. Начались археологические раскопки, в результате к-рых был обнаружен и восстановлен древний Леонтиевский придел. Придел мог быть засыпан при митр. Ростовском и Ярославском Иоасафе (Лазаревиче), в 1691-1701 гг., или во время ремонта собора в 1735 г., после пожара (1730), при архиеп. Иоакиме ( Воронин. 1958. С. 8. Примеч. 2). В процессе раскопок 1885 г. была обнаружена разбитая белокаменная рака Л. Крышка гробницы плоская с 2 пологими скатами, что характерно для гробниц XII в. (Там же. С. 9). Леонтиевский придел был восстановлен по проекту председателя Московского архитектурного общества Н. В. Никитина. Иконостас и аркосолий из подольского камня изготовил мастер мраморного дела В. А. Москвин. Иконы в иконостасе, царские врата и настенные росписи на сюжет Жития Л. были выполнены Н. М. Сафроновым в 90-х гг. XIX в. Царские врата написаны с древних царских врат Введенской ц. Переславля-Залесского. Утварь для храма изготовлена по рисункам со старинных предметов, выставленных в Музее церковных древностей в Ростовском кремле ( Шляков. 1897). Каменная гробница Л. была обложена дубовым деревом, поверх которого стояла серебряная рака с живописным изображением Л. «В возглавии сей раки находится надпись: «Построися гробница сия над святыми мощами Святителя Леонтия, при державе Благочестивейшаго, Самодержавнейшаго Великаго Государя нашего Императора Павла Петровича всея России, по благословению Святейшаго Правительствующаго Синода Члена Преосвященнаго Арсения, Архиепископа Ярославскаго и Ростовскаго и разных орденов кавалера, лета Господня 1800-го». В ногах гробницы вычеканены стихи о Леонтии, сочиненные архиепископом Арсением Верещагиным» ( Титов. 1911. С. 18-19). Освящен восстановленный придел Л. 29 сент. 1885 г. Ярославским и Ростовским архиеп. Ионафаном . Захоронение Л. в аркосолии выделено надгробной иконой Л.

http://pravenc.ru/text/2463459.html

Макарий, епископ Львовский (Тучапский) В 1539 году была учреждена православная епископия во Львове, первым епископом которой 22 февраля 1540 года был посвящен Макарий с титулом «епископ Львовский, Кременец-Подольский и наместник митрополии Галицкой». В отличие от предыдущих наместников он был избран православным населением Галиции, которые писали митрополиту: «А как Ваше святительство писал нам, чтобы мы избрали из среды своей доброго человека и послали к тебе, то мы все, духовные, шляхта, мещане и всё поспольство земли Русской и Подольской греческого закона, выбрали львовского мещанина Макария Тучапского, которого и Ваше святительство хорошо знаешь, и покорно просим дать ему наместничество в землях наших и благословить его на то твоим высоким благословением». Грамотой от 1 августа 1535 года он был утвержден в этой должности польским королем. Митрополитом Киевским Макарием (Москвитяниным, † 1556) он был хиротонисан во епископа. Но хлопоты православных по утверждению выбранного ими наместника продолжались до 23 октября 1539 года, когда польский король издал грамоту, окончательно отнимавшую привилегии предыдущих незаконных наместников и объявлявшую привилегии епископу Макарию. Дело о получении наместничества Макария Тучапского, сохранившееся в подробностях, позволяет судить, сколько терпели тогда бедные галичане православной веры, какими недостойными путями добывались королевские привилегии, как продажны были король и королева и окружающие их и как сильны были римские прелаты в Польше. В период своего пребывания на кафедре епископ Макарий стремился восстановить прежнюю структуру управления и распределения средств. Он созвал во Львове Собор из местных священников, где были утверждены вводимые права крилошан и закреплены соответствующей грамотой. Впоследствии эта грамота была подтверждена при новом архиерее. Скончался в 1548 году. Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 2. – С. 447–448. Малышевский И. И. Западная Русь в борьбе за веру и народность: в 2 ч. – СПб., 1895, ч. 1. – С. 103–105. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 1039. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 48. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 591. Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1846–1853. – Т. 2, 201, 205, прим. 125; т. 3, 6. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 5. – С. 141–147. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Уяснив истинное положение вещей, московские политики решили добиться своей цели хитростью и силой. Патриарх был вновь помещен под «домашний арест». Дни шли за днями, а о нем словно забыли. При этом Иеремию и его свиту снабжали всем необходимым, приносили даже кушанья и напитки «с царского стола». Патриарх был окружен челядью, передававшей Годунову каждое его слово. Даже среди двух ближайших спутников Иеремии, митрополита мальвазий-ского Иерофея и архиепископа элассонского Арсения, один, Арсений, был подкуплен москвичами и сообщал им о тайных помыслах патриарха. Годунов тонко рассчитал свои действия, проник в душу слабовольного и тщеславного Иеремии. Вскоре патриарх, сломленный почетным пленом, в разговоре со своими приближенными обмолвился, что он готов уступить желанию русских иметь собственного патриарха в том случае, если этот пост будет предложен ему самому. Годунов приказал своим людям всячески укреплять патриарха в этой мысли. Наконец, поддавшись уговорам, Иеремия во всеуслышание изъявил согласие стать российским патриархом. Обсуждение дела тотчас было поставлено на официальную основу и перенесено в Боярскую думу. Годунов и бояре поставили условие: патриарх должен жить не в Москве, а там, где был «древний престол русский» — во Владимире-на-Клязьме. Отправляя Иеремию во Владимир, Годунов тем самым спасал своего ставленника московского митрополита Иова. В случае, если бы Иеремия остался в Москве, Иов неизбежно должен был покинуть кафедру. Было и еще одно препятствие утверждению Иеремии в Москве. Водворение в «доме пречистой Богородицы» грека, чуждого русским обычаям и языку, могло вызвать всеобщее возмущение. За полтора столетия, прошедшие со времени установления автокефалии русской церкви, на Руси успели привыкнуть к мысли о том, что греческое православие «порушилось», утратило первоначальную чистоту. Иеремия не пожелал переезжать в захолустный Владимир. Он указал на то, что по византийским обычаям патриарх всегда должен находиться при царе, в столице государства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Вторым докладчиком выступил А. А. Дмитриевский . Основываясь на не изданных ещё данных, он бросил свет на тёмный до настоящего времени вопрос в нашей духовно-исторической литературе: об исправлении богослужебных книг при патриархе Никоне . Исправленный Служебник Никона 1655 г., вызвавший раскол в Православной церкви, совершенно не обследован с точки зрения общелитературной и библиографической. Докладчик сделал попытку выяснить, откуда заимствованы были исправления, чьё влияние отразилось на их характере, и кто были главные «справщики». В эпоху Никона, когда пользовались богослужебными книгами, заимствованными ещё из древней Византии, весь православный восток давно уже преобразовал богослужение, забыв древние образцы. Наше дониконовское богослужение восточным отцам церкви казалось непонятным, «зазорным». Восток в отношении богослужебных книг был объединён; он пользовался исключительно богослужебными книгами, печатавшимися в Венеции и совершенно вытеснившими рукописные служебники. Перед реформой 1655 г. Никоном было организовано несколько экспедиций. Но как восток, так и наш юг в лице киевского митрополита Петра Могилы рабски следовали венецианским образцам и поэтому никакого иного материала не могли дать для выполнения предпринятой у нас реформы. Экспедиция Арсения Грека в Новгород 3 для покупки там богослужебных книг имела тот же конечный результат: приобретены были венецианские издания. Собор восточных иерархов окончательно повлиял на исправление книг по образцам, печатавшимся в Венеции. Главными «справщиками» и редакторами нового Служебника были также люди, склонные к исправлению книг по указанным образцам. Один из них, хотя и москвич, трудолюбивый, но без выдающихся способностей, мало влиял на исправление книг; другой, Евфимий диакон, был киевлянином; третий, Арсений Грек, появившийся в Москве случайно с патриархом греческим Паисием и задержанный здесь как знаток греческого и русского языков, – несомненно были на стороне привычных и уже введённых у них на родине венецианских образцов. Основным материалом Служебника 1655 года, таким образом, послужили: венецианские служебники изданий 1602 и 1604 года и киевские – 1620 и 1629 г. Первое издание Служебника оказалось, однако, неудачным: его сжигали и отбирали. Вошедший в употребление Служебник выпущен был вторым, исправленным изданием. Доклад сопровождался оживленным обменом мнений. Собрание было весьма многочисленным 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010