Никто не может иметь истинного познания о Христе, если не будет подражателем Его и ревностным исполнителем Его велений. Аще любите Мя, говорит Спаситель, заповеди Моя соблюдите, – аще заповеди Моя соблюдете, воистинну ученицы Мои будете ( Иоан. 14:15, 10. 8:31 ). Но вся жизнь Ходатая нашего была непрестанный подвиг, безпрерывный крест: равным образом и каждый из нас на поприще жизни сея найдет своих или Иродов беззаконных, от коих с незлобивым Агнцем должен претерпеть гонение; или фарисеев лицемерных, от которых с Иисусом неповинным должен испытать клевету бесстыдную; или льстецов лукавых, от коих должен предан быть в руце грешников и вкусить горькую чашу желчи. А посему каждую минуту должно нам стоять бодрственно на Божественной страже, молиться до капли крове, каплющие на землю, да не внидем в напасть ( Лук. 22:44:46 ); подвизаться подвигом добрым, подражая Подвигоположнику Иисусу; должно преднаписать образ жизни Его пред очами своими и поступать по нему во всех действиях наших, – брать с Него каждую черту в любви, смирении, послушании, кротости, долготерпении, так чтобы ни воля наша не могла восхотеть, ни разум видеть что, точию Христа Иисуса, и Сего распята ( 1Кор. 2:2 ). Словом, должно живо изобразить на скрижалях сердец наших всю жизнь и дела Искупителя нашего, непрестанно сопровождать Его в мыслях наших от колыбели до креста, от яслей до Голгофы, и тогда камения ожесточенных сердец наших распадутся и воскреснет в них Христос и явится в душе нашей. Тогда-то мы можем сказать с апостолом Павлом, что не мы ктому живем, но живет в нас Христос ( Гал. 2:20 ). Тогда и Сам Спаситель засвидетельствует пред Отцем Своим, что мы познали Его. Ныне разумеша, скажет Он об нас, как некогда об Апостолах, яко вся, елика дал еси Мне, от Тебе суть: глаголы, ихже дал еси Мне, дах им, и тии прияша и разумеша воистинну, яко от Тебе изыдох, и вероваша, яко Ты Мя послал еси ( Иоан. 17, 7–8 ). Вот, слушатели, в чем состоит познание Иисуса Христа истинное и ко спасению достаточное; вот и средства к приобретению сего познания, средства деятельнейшия, самим Духом Божиим запечатленные. Не оставим ни одного из них без должного употребления, и тогда познаем Бога истинного, и будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе, и живот вечный наследуем: яко Сей есть, по слову Апостола, Бог истинный и живот вечный ( 1Иоан. 5:20 ). Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого. Часть I. — СПб.: В типографии духовного журнала «Странник», 1874. — 639+III с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Князь, только что принятый во Псков, посылая Арсения, вошел в соглашение с Гедимином и литовскими князьями. Это обстоятельство несомненно помешало делу 112 . Много позже в 1463 г. псковичи рассорились с новгородцами, не помогавшими им в войне с немцами, и отказали новгородскому архиепископу Феодосию в пошлинах и праве пользоваться псковскими вотчинами, принадлежавшими Софийскому дому. Не ограничиваясь этим, они послали грамоту московскому князю Ивану Васильевичу и просили себе особого епископа из псковичей. Просители предлагали великому князю взятку в 50 руб. Князь не осмелился сразу решить очень важное дело; но после совета с м. Ионой, принимавшим вместе с князем все меры удержать за Москвой новгородских архиереев, отказал, прибавив, что во Пскове никогда не было особой архиерейской кафедры 113 . Псковичи сначала было успокоились, но потом, воспользовавшись народными бедствиями, решились самостоятельно без всякого архиерея управлять церковными делами в своей области. Во главе движения стояло псковское духовенство. Собравшееся вече предоставило ему самостоятельно править церковными делами по Номоканону. Новгородский владыка узнал об этом и поторопился приехать во Псков. На вопрос: кто смел так сделать, ему коротко и ясно ответили: «ты судить здесь, т. е. в Пскове, можешь не долго, о чем сам знаешь. В короткий промежуток и наездом нельзя исправить зла, которое глубоко укоренилось в народе и духовенстве». Только при содействии Москвы в 1470 г. удалось все уладить по-старому 114 . Скоро начались внутренние беспорядки в самом Новгороде, закончившиеся потерей его вольности, после чего архиепископы стали назначаться из москвичей. Нерасположение псковичей к новгородским архиереям поддерживалось самими владыками. Они, по справедливому замечанию преосвящ. Макария, кажется, более заботились о месячном суде во Пскове и своих пошлинах, нежели о духовных потребностях Пскова 115 . Недовольствуясь месячным судом чрез три года, новгородские архиереи стали являться в Псков не в очередь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

О. Буткевич в своей книге об Иннокентии, выписывая подлинные слова пр. Макария, составляющие характеристику умственного облика Иннокентия, ставит Макарию знаки вопросительные и восклицательные в тех местах, где Макарий позволял себе заметить, что этот талантливый человек «не мог произвести и не произвел эпохи в науке» собственно: не наука, а искусство человеческого слова – «вот его истинное призвание». И чтобы наказать Макария за это, о. Буткевич хочет потом обратить в какое-то прозвище Макарию его звание ординарного Академика. «Один из ординарных Академиков так отозвался». «Но как ученый Академик сам не заметил " … «Зачем было ординарному ученому Академику»; «наш ученый Академик забыл про многое»; «не будь Иннокентия, не было бы нашего ученого Академика, по крайней мере такого(?) ученого, каким мы его знаем в области нашей науки», и т.п. Последние слова, сопровождаемые точками-точками, выражают конечно намерение на что-то намекнуть и что-то недоговорить о Макарии. Впрочем, о. Буткевич, почему-то имени Макария не называет. – О книге о. Буткевича можно сказать, что это новый род биографической литературы, народившийся в последнее время, едва ли не самым лучшим образцом которой может служить книга г. Палимпсестова о том же Иннокентии. О. Буткевич и г. Палимпсестов хотят непременно разделить всех людей на две категории; хороших и дурных: первые – это те, кто отбрасывает все, что говорило в каком-либо отношении не в пользу Иннокентия; а вторые – кто позволяет себе видеть в личности и творениях знаменитого оратора и некоторые недостатки. Основание этому положил еще, конечно, Погодин, который заявил «о легкомысленных и опрометчивых судьях», ставивших в осуждение Иннокентию всякое неосторожное изречение. Но Погодин все-таки заявлял, что он не верит в абсолютное земное совершенство, и предполагает, что у Иннокентия были свои недостатки. Гг. же Палимпсестов и Буткевич, сообщая в своих книгах и такие факты, забыть которые чем скорее, тем лучше, и лучше для славы предмета их воспоминаний, хотят заставить мысль читателя принимать эти факты как плоды величайшей благости и мудрости. К несчастию число «злых» людей по квалификации биографов Иннокентия нарастает все более и более: с разработкой исторического материала к таковым приходится причислить, кроме Филарета московского и Филарета Гумилевского , Филарета Амфитеатрова , Хомякова, а в самое последнее время – даже митрополита Арсения Москвина (см. Русск. Арх. 1892).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Закрыть itemscope itemtype="" > Обреченный воевать. Кто он - лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош? 26.02.2014 11027 Время на чтение 6 минут Москву , разрушив империю» " title="" hspace="" vspace="" width="" height="" align=""/> Формально Дмитрий Ярош пока не занимает никаких постов, но он тот, кому лидеры Майдана обязаны своей победой. Но расклады таковы, что этот «народный герой», видящий своей целью уничтожение России, постепенно превращается в головную боль для новой власти. Про Дмитрия (или скорее Дмитро) Яроша со всей определенностью можно сказать одно: человек он очень искренний. В украинской политике (не только, впрочем, украинской) бывает так, что деятель, которого считали чуть ли не нацистом, вдруг переходит в респектабельную партию и начинает следить за языком (типичный пример - Андрей Парубий из «Фронта перемен» Арсения Яценюка). Бывает и иначе, когда вполне себе умеренные, более того, русскоговорящие политики неожиданно становятся на «жесткие национальные позиции». Такое, к примеру, можно было наблюдать после того, как «Свобода» Олега Тягнибока превратилась из «клуба отмороженных галичан» в партию с крупной парламентской фракцией. Еще пример: пресс-секретарем «Правого сектора» является бывший москвич и выпускник журфака МГУ Артем Скоропадский, переехавший на Украину в рамках «духовных поисков» и старательно забывающий русский язык. Ярош не такой. Он всегда был националистом, был предельно откровенен и чихать хотел на условности и политкорректность. Еще в семнадцатилетнем возрасте (сейчас Ярошу 43) он вступил в «Народный Рух Украины» - одну из первых национально-ориентированных партий в СССР , прямо заточенную на развал Союза. Через год его забрали в армию, а после дембеля «Рух» Яроша уже не устраивал, так как исповедовал умеренную национал-демократию. Другое дело «Тризуб» имени Степана Бандеры - организация орденского, полувоенного типа (как СС, к примеру), которая возносит свою историю к классикам украинского национализма. Не к Тарасу Шевченко, конечно, а к Ярославу Стецько - заместителю Бандеры, в эмиграции возглавившему «Антибольшевистский блок народов». Однако теориям и политике как таковой «Тризуб» предпочитал церемониальщину и военные сборы, на которых его активисты учились войне - как в городских, так и в полевых условиях. Это хорошо подготовленные, спортивные и злые парни, которые поклялись умереть за Украину.

http://ruskline.ru/opp/2014/02/26/obrech...

Дети наши, Катя и Сергей, тоже находились под духовным руководством нашего батюшки, хотя в последние годы своей жизни он все больше и больше направлял их к о. Алексею (“Алеша студент”) в Калужскую область. Почти все годы, когда о. Арсений изредка приезжал в Москву или его “принудительно” увозили в клинику или больницу, после этого, выходя из лечебных учреждений, он жил у нас (квартира была трехкомнатная, Сергей и Катя имели свою квартиру недалеко от нас) или у Наташи, Люды, Ирины, и москвичи шли к тем, у кого он находился, для исповеди, совета, бесед, и тогда творилось нечто невообразимое. Кухня наша заваливалась десятками килограммов кураги, ядрами грецкого ореха, витаминами, мандаринами, клубникой, всем, что можно было достать, купить в это время года. Помню: Сергей Семенович (Сережа) притащил десять бутылок прекрасного кагора с медом и алоэ и убедительно доказывал, что это средство поможет о. Арсению. Наш батюшка смеялся, но постепенно, за десять дней, к моей радости, приходящие выпили настойку. Дни пребывания о. Арсения в Москве были праздником для всех, но особенно для тех, у кого он жил. Бывали дни, когда о. Арсений хотел поехать на какое-нибудь кладбище или просто проехаться по улицам, которые когда-то знал и любил. Тогда обыкновенно Юрий или Василий Иванович брали такси и полдня путешествовали с одного конца Москвы до другого. Добавлю к написанному, что не один раз порывалась рассказать о содеянном Юрию, но он всегда говорил: “Не надо, все прошло, я по-прежнему люблю тебя и поднимать это прошлое не хочу”. Только о. Арсений и Елена Александровна с Надей знали все обо мне. Удивительные люди были Елена Александровна и Надя, их слова “ты наша дочь”, заботы обо мне и Кате в голодные трудные годы войны согревали мою грешную душу, помогали переносить тяжесть совершенного и давали уверенность, надежду на то, что Юрий простит меня. Никогда ни одного слова осуждения или намека не слышала я в семье Юрия за то, что совершила. Вся семья Юрия и я постоянно молились вполголоса, потому что жили в коммунальной квартире, читала всегда Надя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1956...

Наконец, ноги Его изображает она так: лыста Его – столпи мраморни, основани на степенех златых (Песн. песн. 5:15). Мраморными столпами означается крепость, а степенями – златыми ревность хождения с проповеданием слова Божия как Самого Иисуса Христа, так и Его Апостолов, о которых Пророк в восхищении духа своего предрек следующее: коль красны ноги благовествующих мир, благовествующих благая (Исаии 52:7)! Таковы да будут и наши ноги, слушатели-христиане, или по крайней мере, да не идут на совет нечестивых, и на пути грешных не стоят ( Псал. 1:1 ); но да ходят достойно звания, в неже звани быхом ( Еф. 4:1 ), со всяким смиренномудрием и кротостию, и да стоят на правоте веры истинные и любви нелицемерные, совести благия и жития неукоризненного пред Богом же и пред людьми. Стойте же в вере, взывает Апостол, мужайтесь и крепитесь. Вся вам любовию да бывают ( 1Кор. 16:13:14 ). Итак, возлюбленные, если мы все это исполним и будем исполнять в точности с тщанием и усердием до конца нашей жизни, то нет сомнения, что благолепно и благопоспешно напишем в себе внутреннего нашего человека по подобию Христову; изобразим на скрижалях сердечных образ нерукотворенный и духовный и напечатлеем на душевных дсках наших образ Царя небесного, Который в последний день суда и мздовоздаяния, приимет их от нас в небесную свою сокровищницу, как драгоценный кинсон, имущий на себе образ и надписание Его, и воздаст нам вся благая и возблагая Своя в обителях Отца Своего. С сим намерением, с сим постоянным желанием и ревностию, с сею верою и любовию ко Христу Спасителю, да взираем непрестанно на пречистый образ Его, да лобызаем Божественный зрак Его и покланяемся невидимому Его присутствию, просяще прощения прегрешений наших, освящения внутренней скинии нашей и водворения в сердцах наших. Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого. Часть I. — СПб.: В типографии духовного журнала «Странник», 1874. — 639+III с.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

е. клиру и народу кирскому и епископам евфратисийским, это и мне представляется в высокой степени вероятным. Но ничего более. Феодорит рукоположен (по норме) не в Антиохии, едва ли в Иераполе, вероятно в Кире. «Точное правописание имени города» Кира в Augusta Euphra tensis (:31, строка 3) «нам неизвестно» (31,5). – Только один пункт действительно подлежит спору: писать ли Κρρος [Κρρος – абсурд] 8 или Κρος? Автор [и Гюльденпеннинг] за Κρρος. Сверх приведенных им данных можно сослаться и на некоторые другие, например, в cod. Veronensis lix. 57. saec. viij, f.77, b: «epistula scissimi theodoriti epi cyrri ad dioscorum» 9 . – Но, взвесив возможные pro и contra, я, как и Саккелион и Гельцер, решаю за Κρος по следующей аналогии: для меня, студента тверекой духовной семинарии, † высокопреосв. Филофей представим только как архиепископ тверской. То верно, что 2 марта совершается память иже во святых отца нашего Арсения, епископа тферскаго; что в греческих документах встречается Τυφριον, Τυφρνη; что словопроизводство от «Тихверь»=«Тьхверь» дает именно «Тферь»: но XIX веку нет дела до этой давности. И эти строки я пишу в С.-Петербурге, не в С.-Петерсбурге, хотя именно так повелевает писать чужеземная грамматика, и не в Санктпитербурхе, хотя так писал имя столицы сам ее великий основатель. – То несомненно, что первые македонские [не «греческие» (:31, строка 13)] поселенцы называли этот город Κρρος; но природное сирское население давно разучилось удвоить свое [г] 10 , и потому Κρρος превратился в Κρος. Для V в. Κρρος – только мертвая архаистическая суперфинность, то, чем был бы «устав» вместо «курсива» в 1892 г. Но этот город никогда не назывался Κορσται: «москвичи» – не «Москва». Это ясно и само по себе, и прямо сказано у Steph. Byz.: Κρρος πλις Συρας πολτης κυρρστης. «Киррестия» выдумана автором; лучше Κορεατικ, χρα, если при этом не забывают, что границы княжения тферского не те, что тверской губернии. Κιρρα в Фокиде (38°25 с. ш., 22°2275 в. д. Грин.) не имеет никакого отношения к Киру в Евфратисии, который назван по имени (не упоминаемого у Страбона) македонского города Κρρος (40°49 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Так, возлюбленные братия, в суждении о долголетии или малолетии одних сравнительно с другими, особенно при их противоположных качествах и образе жизни, нам должно быть крайне осторожными и осмотрительными, твердо веря и всегда содержа в памяти, что как грехи, раждая болезни, сокращают годы, так добродетели, сохраняя здравие, умножают лета. Благочестие, говорит Апостол, на все полезно есть, обетование имеюще живота неточию грядущего, но и нынешнего ( 1Тим. 4:8 ), и это обетование между прочим и особенно заключается и в долголетии жизни. Гораздо безопаснее в сих случаях неуклонно держаться слова Божия, которое прямо и решительно уверяет нас, что нечестие обыкновенно поглощает более нежели половину жизни человеческой. Мужие кровей и лсти, говорит Пророк, не преполовят дней своих ( Псал. 54:24 ). З аметьте, слушатели, по крайней мере мимоходом, что Пророк и ласкательство, грех , повидимому, столь легкий, столь нам привычный и столь нами любимый, вошедший в наши нравы и обычаи особенно высшего общества, поставляет в ряду других грехов жизнепоядающих. То правда, что и праведник восхищен бывает иногда от среды живых рановременно; но это случаи исключительные и редкие, бывающие, по особенному смотрению Божию, да не злоба, как замечает премудый, изменит разум его, или лесть прельстит душу его ( Прем. 4:11 ). Итак хощем ли, даже без пособия врачей, сохранить наше здоровье и наследовать долголетие, – всею душою и всем сердцем вознавидим грех и возлюбим добродетель. Тогда зло и рана не прикоснется телеси нашему ( Псал. 90:10 ), и если, по особеннным судьбам Божиим, и прикоснется, то не отнимет надежды нашей, не разрушит обетования веры и благочестия нашего, и в какие бы годы жизни нашей ни постигла нас смерть, всегда умрем мы долголетними: старость бо честна, не многолетна, ниже в числе лет исчитается; седина же есть мудрость человеком, и возраст старости житие некверно ( Прем. 4:8:9 ). Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого. Часть I. — СПб.: В типографии духовного журнала «Странник», 1874. — 639+III с.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Что же после сего должно разуметь под именем христианской веротерпимости? – Не больше, как великодушное терпение в соседстве у себя чужой веры, без уничижения своей, – без гонения и преследования первой, но и без преграждения путей увещания и обличения, вразумления и побуждения мерами любви и мудрости для второй. Что же должно разуметь под именем ханжества и фанатизма? – Фарисейское лицемерие, извне облеченное мнимою праведностию, а внутри исполненное всякой злобы и лукавства, самолюбивой раздражительности и безрассудной ревности по своей славе, под видом славы Божией, дышущих гневом и мщением против разномыслящих, и все противодействующее им стремящихся подавить, сокрушить и до конца истребить. Теперь примените же сии понятия к нашей веротерпимости и ко всему тому, что мы обыкновенно называем ныне ханжеством и фанатизмом: то ли это подлинно, чем должно быть, по указанию слова Божия? Увы! Для нашей веротерпимости надобно придумать другое имя, ни в чем не похожее на первое. Она, для ока безпристрастного, есть не что иное, как только холодность и невнимательность, равнодушие и пренебрежение ко всякой вере, в том числе и к своей, а иногда предпочтительнее к своей, нежели к чужим; именем же ханжества и фанатизма мы клеймим слабые останки благочестия предков, уцелевшие в некоторых из нас. Таков ли подлинно образ здравых словес, преданный нам Апостолом, которого верно и неуклонно держаться должны ( 2Тим. 1:13 )? Таково ли совершенство, которому поучал и к которому желал возвести нас Христос Господь, указуя на высоту богоподобия и воспрещая нам не только студное дело, но и всякое праздное слово и всякий легкомысленный, а тем более нечестивый взгляд? – Имеяй очи видети, да видит и уши слышати, да слышит и сердцем да уразумеет. Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого. Часть I. — СПб.: В типографии духовного журнала «Странник», 1874. — 639+III с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Наступила пора, когда русские сочли возможным резко изменить свои отношения к грекам. Чувство преимущества перед народом, который так часто злоупотреблял доверием русских, и некоторое пренебрежение ко всем грекам сказывается и в правительстве, и в обществе. Мысль о нравственном превосходстве перед греками, развившаяся в теорию избранничества русского народа, сопровождалась важными политическими и литературными фактами. У нас перестали удивляться грекам, не находили причин подражать им, напротив уже в XVI веке стали относиться к ним критически. Необходимо хорошо взвесить это обстоятельство, особенно в виду часто повторяющихся заявлений о господстве византинизма в дореформенной Руси. Чтобы не оставаться голословным, укажу несколько фактов. В 1586 году русский митрополит Дионисий, «мудрый грамматик», встречая патриарха антиохийского Иоакима, первый дает ему благословение вопреки всем обычаям церковной практики. Самым типическим примером того презрительного отношения, в которое стали у нас греки, служат отзывы об них Павла Алеппского, Юрия Крижанича, Арсения Суханова и священника Лукьянова. «Москвичи вовсе не хотят к себе пускать греков, говорил первый. Что это за выродившийся народ и что за поведение? Где они ни появятся, совершают множество преступлений. Так в Москву прибыл патриарх Паисий (1649). В свите его было не более 35 человек: архимандритов, священников и монахов, его племянников и братьев, а также архонтов, пожалованных им в это звание из купцов. Но этим патриарх не удовлетворился, он набрал в свою свиту разного сброда, назвав его в списке священниками, архимандритами и монахами разных монастырей, и все это для того, чтобы получить больше прибыли, так как все пожертвования на свою свиту и на разные монастыри брал себе. Чем греки лучше нас, думали русские; был у них царь благочестивый, а ныне нету, в то место восстал царь на Москве. Какая честь патриарха? Где монастыри? Всего этого нет. Было у них мощей много, и их разносили по разным землям и у самих ничего не осталось, а у нас их много. Бог прославил в нашей земле своих угодников». «Корыстолюбивые греки, говорит Крижанич, волочатся по нашим странам без нужды. Всякие святыни превращают в товар и стараются тысячу раз продать нам Христа, которого Иуда продал однажды. За деньги посвящают свинопасов и мясников, которых в Руси не посвятили епископы. За деньги разрешают всякие браки, прощают грехи без исповеди, ради денег скитаются и выдумывают предлоги для нищенства и выпрашиванья милостыни, не будучи епископами, посвящают попов»!

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010