С таким привлечением киевлян и греков к исправлению обрядов и книг, в этом деле появился новый элемент – «чужой», и понемногу перешли от исправления незначительных ошибок к исправлению более существенных, которым, по понятиям того времени, присваивалось название ересей. Раз дело принимало характер исправления ересей и к нему привлекалась чужая помощь, исправление теряло прежнее значение домашнего дела и становилось делом между церковным. Но вмешательство в это дело чужих людей вызвало во многих русских людях неудовольствие и вражду против них. Враждебное отношение проявилось не только к грекам, но и к киевским учёным, к киевской латинской науке. Такая неприязнь в отношении к киевлянам обуславливалась, фактом Брестской унии 1596 года, начиная с того времени в Москве юго-западное духовенство стали подозревать в латинстве, много помогал этому и самый характер Киевской академии, устроенной Петром Могилой по образцу иезуитских коллегий запада. В ней важную роль играл латинский язык, а русские смотрели очень косо на изучение латыни, языка Римской церкви, подозревая, что изучающий латынь непременно совратится в «латинство». На всю южнорусскую интеллигенцию в Москве смотрели, как на «латинскую». «Кто по латыни научится, тот с правого пути совратится», – мнение москвича Голосова, который не хотел учиться у киевских монахов, чтобы не впасть в ересь. Подобные люди считали за еретиков и тех, кто благоволил к киевлянам и их науке, Борис Иванович Морозов, говорили москвичи, начал жаловать киевлян, а это уже явное дело, что туда уклонился, к таким же ересям. Такое же неприязненное отношение, как к людям, отступавшим от православия, было и к грекам, здесь оно обуславливалось Флорентийской унией и подданством Греции туркам, характеризует сказанное отзыв одного и образованнейших русских людей того времени, Арсения Суханова о греческом духовенстве: «и папа не глава церкви и греки не источник, а если и был источником, то ныне он пересох», «вы и сами, говорил он грекам, страдаете от жажды, как же вам напоять весь свет из своего источника?». На Руси же давно выработалось неприязненное и несколько высокомерное отношение к грекам. Когда пал Константинополь и подпавшее турецкому игу греческое духовенство стало являться на Русь за «милостыней» от польских государей, в русском обществе и литературе появилась и крепла мысль о том, что теперь значение Константинополя, как первого православного центра, должно перейти к Москве, столице единого свободного и сильного государства. С чувством национальной гордости думали наши предки, что одна независимая Москва может сохранить и сохраняет частоту православия и что Восток в 15 в. уже не мог удержать этой чистоты и покусился на соединение с папой. Стеснённое положение восточного духовенства при турецком господстве служило в глазах москвичей достаточным ручательством в том, что греки не могут веровать право, как не могут право веровать русские люди в Литве и Польше, находясь под постоянным давлением католичества.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Не будем же, слушатели-христиане, скорбеть и сетовать, унывать и малодушествовать и мы, когда рукою Провидения, по премудрым и праведным судьбам Его, чрез ближних и присных наших и нередко даже дорогих и любезных нам, подносится к устам нашим чаша, растворенная желчию и оцтом – неминуемыми скорбями и бедствиями, добре ведяще, яко недостойны суть страсти нынешнего века к хотящей славе явитися в нас. А наипаче вы, возлюбленные о Господе сестры, должны в подобных случаях всемерно блюсти и хранить себя не только от слова и дела ропотливого и малодушного, но и от помыслов, втайне дух ваш досадою и огорчением смущающих и волнующих: ибо для чего вы собрались в сию св. обитель? Конечно не на радости земные, за порогом ея вами оставленные, не на утешения света, добровольно вами покинутого, не для удовлетворения страстей и прихотей ума своевольного и плоти неистовствующей, для которых нет здесь ни места, ни времени; а для чего? – для того, чтобы вы, по выражению св. Церкви, в юг, т. е. в охранительных стенах обители и в тесных своих келлиях, среди разных недостатков и лишений, никем и ничем не развлекаемые, изобильно сеяли на нивах сердец своих скорби постные со слезами и молитвами, да в свое время радостию пожнете рукояти присноживотия; для того, чтобы в кротости и терпении смиренномудрого духа, в послушании и безмолвии благодушно и безропотно содевали свое спасение. Для того вы свергли с себя пред лицем Божиим, с обетом клятвенным, одежды светлые, дабы печаль, яже по Бозе, в сердцах и душах ваших живущая и действующая, при взгляде на сии одежды, непрестанно возбуждалась, умножалась и поддерживалась в покаяние нераскаянно ( 2Кор. 7:10 ). Не умедлите убо, возлюбленные, увещаем вас словами премудрого, и не обленитесь воздати обет Господеви, его же обещали есте устами своими, да не прогневается Бог о гласе вашем и растлит творения рук ваших ( Еккл. 5, 3–5 ). Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого. Часть I. — СПб.: В типографии духовного журнала «Странник», 1874. — 639+III с.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Оно состояло из 24 членов, остальные, студенты (около 40), надо полагать, тяготели к менее учёным ассоциациям. В то время, как в Московской Д. Академии читались рефераты по философии, обсуждался смысл и значение философии Канта, в журнале издававшемся при Московском Университете (Вестнике Европы) Канта, Фихте и Шеллинга называли сумасшедшими и их сочинения „немецкой галиматьёй“. Юные студенты удивлялись невежеству и нелепости суждений университетского журнала. Не точка зрения на предмет удивляла их, а незнание предмета. Отрицательные взгляды на философию и религию им были хорошо известны, но основательное изучение философии приучило их – глубоко благочестивых и строго православных христиан (это видно по их рефератам) – к терпимости к чужим взглядам и мнениям. В этой юной, благородной и серьёзной атмосфере возрастал духом Ф. А-ч. В Академии при её основании было учреждено два отделения историческое и физико-математическое. Ф. А-ч избрал последнее. В Академию он принёс с собой крепкую православную веру, академия дала ему основательные начальные знания, которые увеличивать и расширять далее он уже мог вполне самостоятельно. Профессором, наиболее влиявшим на Ф. А-ча был, —442— кажется, В.И. Кутневич. Кутневич преподавал сначала математические и затем философские науки (логику, психологию и историю философии, метафизика тогда не читалась). О нём сохранилась память, как о даровитом и трудолюбивом профессоре. Он выписал сочинения Канта, Фихте, Шеллинга, Якоби, историю философии Теннемана и другие философские новинки того времени, и его даровитый ученик очень скоро мог ознакомиться с тогдашней немецкой философией. И Ф. А-ч не терял времени. Он переводил с немецкого языка (эти переводы и теперь сохранились у сына его Димитрия Феодоровича) курсы по истории философии Теннемана, Брукнера, Эстетические рассуждения Ансильона. Вместе с своим другом П. С. Делицыным он перевёл всю эстетику Бутервака. Не медлил Ф. А-ч и других знакомить с немецкой философией. Когда он поступил в Академию, он оставил в семинарии младшего по курсам своего друга Феодора Москвина (впоследствии принявшего монашество под именем Арсения и скончавшегося весной 1876 года в сане митрополита киевского). Обучаясь в Академии, на время вакаций Ф. А-ч ходил пешком в Кострому к родителям и на своих плечах приносил своему другу по семинарии немецкие философские книги, и семинарист Москвин под руководством студента Голубинского следил за движением западноевропейской мысли в то время, когда ещё с ней неохотно знакомились и русские профессора. Впоследствии иерарх Арсений с любовью вспоминал и рассказывал об этом Димитрию Феодоровичу Голубинскому.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Окопай твою лозу, обрежь ея непотребные отрасли, наблюдай за нею день и нощь, и напаяй от источника воды живые: авось и она принесет плод свой хотя в грядущее лето, и избежит посечения ( Лук. 13, 6–9 )». Кого не поражает и кого не трогает сие умилительное призывание? Но оно относится и к каждому из нас, братия. Все мы именуемся христианами, все называемся чадами света. Апостол Петр ко всем нам обращает свое достославное приветствие: вы же род избран, царское священие, язык свят, люди обновления ( 1Петр. 2:9 ); но где в нас качества, таковому состоянию соответствующие? Нет в нас ни дел благодати, ни преспеяния в святости. Ум наш кичлив, преклонен долу и противится истине, воля устремлена на зло; воображение и память служат хранилищем срамных образов мира сего и непотребных сказаний суеты и растления; очи исполнены нечистых вожделений, а сердце деннонощно поучается коварству и лихоимству. Мы чаще посещаем домы пира и мирских зрелищ, нежели храмы Божии – сии единственные убежища в земле чуждой, – сии спасительные ладии, на которых мы должны преплывать бурное море жизни сея, чтобы рано или поздо достигнуть наконец безопасного и родного нам берега вечности; а если и бываем иногда во храмах Господних, то больше телом, нежели душою, и не столько по долгу и усердию, сколько по обыкновению. Отче небесный! Неужели Ты и нас, детей Своих, как некогда бесстудных мудрецов языческих, предал в неискусен ум, творити неподобная ( Рим. 1:28 )? Да не будет, да не будет, Господи! Но приими паче с отеческим благоснисхождением наше сыновнее раскаяние к Тебе. Пощади немощь естества нашего, и Сам отстави от нас путь неправды и нечестия ( Псал. 118:29 ); Сам научи нас ходити путем заповедей и оправданий Твоих; ибо мы и своих путей хорошо не ведаем. Ты создал и воссоздал нас Твоею всемогущею силою, Ты же Сам и воздвигни нас снова упадших, и приведи в царство Твое вечное, для которого и мы и все, что окружает нас, создано. Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого. Часть I. — СПб.: В типографии духовного журнала «Странник», 1874. — 639+III с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Новости 31 августа, 2012 В Латвии подверглись ограблению два православных храма Синод Латвийской церкви призвал верующих молиться о том, " чтобы Господь хранил наши храмы от преступных посягательств, и чтобы похищенные святыни вернулись вновь в церкви " . 31 августа, 2012 В День города в Москве пройдет концерт перед Большим театром " Вечному городу – вечная музыка " 1 сентября 2012 года в 21:00, в День города, на Театральной площади, для москвичей и гостей столицы состоится бесплатный праздничный концерт «Вечному городу – вечная музыка», в котором прозвучат лучшие произведения мировой классики в стиле Classical Crossover. Концерт будет сопровождаться уникальным световым шоу – проекцией на Большой театр. 31 августа, 2012 Священникам напомнили о необходимости допускать к Таинствам крещеных людей, носящих национальные имена Соответствующий циркуляр управляющего Центральным Московским викариатством архиепископа Истринского Арсения был разослан по епархиям Русской Православной Церкви. 31 августа, 2012 Прот. Алексий Уминский: Что делать, когда спиливают кресты? Как? Христос нам точно это сказал: подставить вторую щеку! Молиться за врагов! Ведь нет более высокого для христианина призвания, чем быть похожим на Христа. 31 августа, 2012 Подозреваемый в убийстве в Казани рассказал, что пытался запутать следствие надписью с упоминанием " Pussy Riot " Подозреваемый решил выдать убийство за ритуальное, для чего кровью одной из женщин написал на стене кухни " Free " Pussy Райт " , сложил тела таким образом, чтобы они напоминали цифру 69, и попытался уничтожить следы своего пребывания. 31 августа, 2012 Борьбой с религиозным экстремизмом займется комиссия во главе с Сурковым Предполагается также, что главная задача Суркова на этом посту — нивелировать негатив вокруг Русской православной церкви, накопившийся за последние месяцы. 30 августа, 2012 В Сочи совершили чин закладки камня будущего храма рядом с Олимпийским парком В основание будущей церкви был заложен камень, обнаруженный археологами при раскопках древнего византийского храма IX века, стоявшего на этом месте еще до крещения Киевской Руси

http://pravmir.ru/category/news/page/487...

По словам очевидца событий, схиархим. Паисий не видел достойного преемника себе среди братии, большинство иноков были «весьма простые и усердные к Церкви, но несколько по природе республиканцы или, по крайней мере, либералы» ( Леонтьев. 1996. С. 69). В авг. 1871 г., за месяц до кончины, о. Паисий († 6 сент. 1871) в присутствии своего духовника настоятеля скита Ксилургу иеросхим. Никифора составил завещание, в к-ром назначал кандидатов в настоятели: иеромонахов Израиля Карульского и Гервасия Капсальского. Завещание хранилось в Пантократорском мон-ре и было прочтено спустя 40 дней после кончины настоятеля. В это время настоятельской должности добивался насельник И. п. с. иеросхим. Андрей, «человек простой, из дунайских казаков, не красноречивый; с виду не бойкий, но, как оказалось, буйный и способный к интриге» (АВП РИ. Ф. 180: Посольство в К-поле. Оп. 517/2. 1871. Д. 2269. Л. 100 об.- 101). Иеросхим. Андрей вместе с мон. Серафимом склоняли братию на свою сторону, в частности требовали надзора за деньгами, хранившимися, согласно завещанию, у казначея Иннокентия. В разрешении спора участвовали проэстосы Пантократора, представители Протата, тур. власти и российский консул К. Н. Леонтьев, к-рый действовал в соответствии с советами пантелеимоновских старцев Иеронима и Макария (Сушкина) и подробно изложил ход событий в 2 дипломатических донесениях с приложениями от 9 и 24 нояб. 1871 г., направленных в российское посольство в К-поле (Там же. Л. 99-106 об., 112-115 об.). В итоге о. Гервасию Капсальскому был вручен настоятельский жезл проэстосами мон-ря Пантократор в присутствии российского консула и греч. еп. Каллиника, к-рый по традиции прочитал братии разрешительную молитву. Зачинщики смуты иеросхим. Андрей и мон. Серафим были удалены из скита на покаяние, однако их единомышленники продолжали возмущать братию, вмешиваясь в распоряжения настоятеля (Там же. Л. 122-123 об.). До прибытия на Афон о. Гервасий подвизался в Киево-Печерской лавре и был духовником митр. Киевского Арсения (Москвина) . На Афоне он пребывал менее 3 лет, но принял на себя обязанность управления скитом. В окт. 1872 г. о. Гервасий отказался от должности, сославшись на любовь к безмолвию, в 1884 г. скончался, приняв схиму с именем Гавриил. В 1872 г. настоятелем все же был избран иеросхим. Андрей, «неспокойное правление» к-рого продолжалось до 1879 г. ( Дмитриевский. 1895. С. 252).

http://pravenc.ru/text/389269.html

Я ответил: – Именно, они указывают на примеры, бывшие в Петербургской академии, и на настоящее там положение. Этим я старался дать понять, что если в Петербургской академии творятся такие безобразия пред глазами Св. Синода – их, гг. чиновников, вершителей «духовных» судеб, то чего же ожидать нам, живущим в провинции. Пусть бы они смотрели лучше у себя – дома. С этим мы и распростились. Нехорошее чувство оставила у меня беседа с ним, потому что я вижу, что он ко всему, и к данному случаю, относится легко, и не потому, впрочем, чтобы он не любил, например, Церкви и всего относящегося к процветанию ее, а просто потому, что ему нет возможности, по разбросанности его мыслей вследствие разнообразной деятельности, остановиться на чем-либо. «Нужно построже... нужно в руки взять...» Я знаю, это только слова, слова и слова. Господи, помоги, вразуми! На Тебя надежда! По уходе его я еще оставался у митрополита доканчивать трапезу около часу. Он все слушает; или он слишком осторожен, или, не быв сам начальником, считает за лучшее молчать, не зная, какой совет давать.,. Но что он добрый человек – в этом, кажется, сомнения не может быть. Но иногда доброта одна не помогает, – нужно бы что-нибудь другое. Я распростился с ним, ибо выезд его в Петербург предположен 2-го декабря, и с ним я не рассчитывал уже видеться. Начинается снег, по которому уже соскучились, особенно москвичи, не привыкшие к таким курьезам, какими подарила нас нынешняя осень. Числа 25 -го сентября пошел было снег довольно большой и держался около недели. Все заметили, что такой ранней зимы никто и не помнит. А то, по обыкновению, «старожилы» начали припоминать, что подобное бывало лет тридцать, сорок и т.п. А через неделю, как нарочно, снег сошел и, несмотря на все вожделения, упорно не шел до сегодняшнего дня. Все это время «старожилы» опять занимались припоминаниями, когда еще подобное было. 1–е декабря, вторник. Общий дежурный 918 принес мне от студентов всех для подачи в Совет нечто вроде письменного извинения, где они, сознавая свою юридическую вину, что обратились с жалобою непосредственно в Синод, просят никого не наказывать. Вместе с этим представлено на листе (который здесь прилагается) объяснение мотивов их действий против инспектора. Такое же объяснение роздано ими всем членам Совета. Глупое, детское и голословное оправдание! Для обсуждения всего этого и наложения мер наказания назначено 15-е декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

(москвитянин 1846 г. 2. стр. 142). 369 Ист. акт. 4, 203. Юрид. акт. стр. 315. Акт. эксп. 4, 184. 188. В ниловой пустыни тогда же произошел кровопролитный мятеж. Туда прислан был священник совершить службу по исправленным книгам. Суеверы составили заговор. 374 Грамота Государя в Киев Митрополиту Сильвестру о присылке ученых мужей Арсения и Дамаскина для справки библии (молодик 1844, 223. 224). Гавриил Домецкий в письме к Митрополиту Иову: «Всего 40 лет не с большим, как Никон завел (библию) и с малороссийския библии острожского печатно напечатал». 375 Предисловие к библии 1663 г. Впрочем, поправки сего издания не ограничивались теми четырьмя местами, которые показаны в предисловии: поправлено несколько других мест, особенно же исправление относилось к правописанию, которое в острожском издании было плохо. Издатели имели ввиду, кроме острожской библии, рукописную библию новгородского Архиепископа Геннадия и Митрополита Варлаама (опис. книг 1681 г. в москвитянине 1846 2, стр. 142). Издание библии предпринято по мыслям Никона; но выполнение издания не соответствовало его мыслям; Никон даже критиковал это издание в своих ответах Стрешневу. Библия издана по определению собора, но без сношения с Патриархом Никоном . 376 Деяния собора в ркп. новгородской семинарии. Питирим был Патриархом с Июня 1672 г. по Апр. 1673 г. Иоаким избран 5 Июня и посвящен 26 Июля 1673 г. (Новг. 3 Лет. 274. Вивл. (2, 241)). По словам современника (Отеч. Зап. 1330. ст. 323), Иоаким скончался 17 Мар. 1690 г., пробыв на патриаршестве 15 л. 7 м. 12 дней. Потому если из 1689 л. 2 м. 17 д. вычтем 15 л. 7 м. 12 д. то получится 1673 г. Июн. 5 д. время избрания Иоакима в Патриархи. 378 И при Епифании, особенно после Епифания, много спорили о достоинстве греческого и еврейского текста библии. Спорили о том, чего не знали, т. е. еврейского. Епифаний не допустил Симеона Полоцкого участвовать в труде исправления библии, по той причине, что он хорошо знал только латинский язык. Лихуды писали сочинение против порицателей перевода 70 толковников (словарь Митрополита Евгения 1, 180.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Об этом писал даже современный кипрский исследователь, утверждая, что “киприотом был московский патриарх Игнатий, который в начале XVII века играл большую роль в борьбе Бориса Годунова и Лжедмитрия. Вероятно, Игнатий был раньше епископом на Кипре и бежал в Россию, как многие другие киприоты — духовные и светские лица — после завоевания Кипра турками в 1571 году” 35 . Но у подобных утверждений нет каких-либо серьёзных оснований, кроме ссылок на сообщения, исходившие в своё время от самого Игнатия. Вот что пишет по этому поводу русский церковный историк А. В. Карташёв, более осторожно оценивший летописные сообщения 36 о кипрском происхождении Игнатия: “Прежде без оговорок считали Игнатия архиепископом с острова Кипра, учившегося в Риме и принявшего там унию. Но записки Арсения Элассонского (хотя естественно снисходительного к земляку) заставляют быть осторожнее в отрицательной характеристике Игнатия. По Арсению, он был не с Кипра, а с горы Афонской, и был там епископом соседнего города Эриссо. Он приехал в Москву на коронацию царя Феодора как представитель Александрийского патриархата. Здесь он остался и добился в 1605 году Рязанской кафедры. Значит подозрительные к латинству москвичи ничего латинского в нём не заметили. Но естественно, при Смуте он как чужак легко плыл по течению и приспособился к взявшему верх курсу — за Самозванца Игнатий первый из архиереев в июне 1605 года выехал в Тулу навстречу Самозванцу, признал его, принёс присягу и привёл к присяге других” 37 . И, наконец, предположение о непричастности одиозной фигуры Игнатия к истории русско-кипрских отношений подкрепляется утверждением современной исследовательницы О. А. Белобровой, заявившей о том, что “в источниках по истории Кипра архиепископ Игнатий неизвестен. По всей вероятности, Игнатий не имел отношения к Кипру” 38 . Кипр и Россия в XVII столетии Укрепление турецкого влияния на Кипре продолжалось на протяжении всего XVII столетия; от этого времени не сохранилось ни одного письменного свидетельства о посещении Кипра русскими паломниками. Но развитие русско-кипрских связей продолжалось, и этому способствовало, как это ни парадоксально, усиление турецкого гнёта на острове. В первой половине XVII века представители кипрского духовенства стали часто приезжать в Россию в поисках заступничества и помощи. Сохранившиеся далеко не в полном составе материалы архива “Сношения России с Грецией” (“Греческие дела”) содержат документы о приезде киприотов в Москву “для испрошения милостыни” (1623–1652 гг.). В указанный период времени киприоты не менее 10 раз приезжали в Россию 39 . Первое, что бросается в глаза — это полное удовлетворение просьб всех кипрских просителей, сколько бы их ни было и кем бы они ни являлись.

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

Редакторами «Трудов КДА» с момента создания журнала официально являлись ректоры Академии. Так, в 1860 году первым редактором «Трудов» стал архимандрит (впоследствии - митрополит) Иоанникий (Руднев). Однако, уже в 1861 году редактором стал новоназначенный ректор КДА архимандрит (впоследствии - епископ) Филарет (Филаретов). Он существенно реформировал концепцию издания «Трудов». Именно по инициативе отца Филарета журнал превратился из ежеквартального в ежемесячный. Кроме того, он решил уделять на страницах «Трудов» особое внимание современным проблемам жизни Церкви в России, на Православном Востоке и на инославном Западе. Кроме того, на страницах «Трудов» появлялись публикации популярного характера . После реформы духовных академий 1869 года облик «Трудов» вновь изменился. С этого времени в журнале публикуются магистерские и докторские диссертации, предназначенные к защите в КДА, лучшие кандидатские сочинения, а также работы профессоров и студентов, удостоенные различных премий. В приложении к «Трудам», как сказано, издаются официальные документы о жизни Академии. Это существенно увеличило объем журнала и привело к тому, что с 1870 года в «Трудах» была приостановлена публикация переводов блаженного Августина, а в 1872 году прекратилось печатание и переводов блаженного Иеронима. В результате, хотя журнал и стал более научным и академичным, но при этом утратил значительную часть подписчиков, для которых «Труды» стали слишком «тяжеловесными». К 1878 году число подписчиков сократились до 250 человек. Чтобы преодолеть появившиеся в связи с этим финансовые трудности ректор архимандрит Филарет испросил разрешения Киевского митрополита Арсения ( Москви на) на использование для нужд журнала процентов с капитала, пожертвованного академии митрополитом . С 1870 года изданием " Трудов " руководил редакционный комитет, в который входили пять человек: ректор (в должности редактора), его помощники по трем отделениям (богословскому, историческому и практическому) и делопроизводитель редакции (он же и корректор).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010