В 1997 году клинический городок праздновал свой вековой юбилей. 22 ноября 1997 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил малое освящение храма Архистратига Божия Михаила. Святейший Патриарх выразил благодарность сотрудникам ММА им И.М. Сеченова за помощь в воссоздании храма и наградил ее ректора М.А. Пальцева орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени. После малого освящения работы по воссозданию храма не прекращались, и уже спустя 5 лет воссозданный храм мало чем отличался от первозданного, построенного А.М. Макеевым. 19 сентября 2002 года Святейший Патриарх Алексий II в сослужении архиепископа Истринского Арсения и епископа Дмитровского Александра совершил великое освящение храма. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбоми в суботу Великого посту в московському Архангела при на У день пам " вмч. Феодора Тирона Кирил звершив в московському Архангела при на за темою Пензенская епархия доставила помощь беженцам в два пункта временного размещения. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-8 апреля 2024 года) [Стаття] За Церкви в про людей з ментальними порушеннями Одинцовський Красногорський Фома у Красногорська постраждалих теракту в «Крокус та звершив панахиду на волонтери в Донецьку вдома " нужденних. зведення про допомогу 19 березня 2024 року) [Стаття] Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля : Кирил звершив освячення Володимирського храму в в 2-гу Великого посту. Освячення Володимирського храму в м. Москви. (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського у 2-гу Великого посту у Володимирському в м. Москви : з ключовими словами Церква медицина – Великий   новини Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського У Торжества Православ " я Кирил звершив в Христа Спасителя та очолив на Раменського Кирил очолив чин наречення на Раменського, Петра (Зобова) на Кудимкарського, (Тихонова) на Колпашевського Торжества Православ " я Кирил звершив всеношну в Христа Спасителя в У п " ятницю Великого посту Предстоятель Церкви звершив Передосвячених у Христа Спасителя У четвер Великого посту Кирил звершив " я з читанням Великого канону прп.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5152177...

В круг общения святителя Феофана Затворника входил так же протоиерей Иоанн Андреевич Москвин л. 122 об.] – смотритель 1-го Тамбовского духовного училища с 1857 по 1867 год. В 1859 году Преосвященный назначил его помощником архимандрита Серафима (Аретинского) при составлении списка учительных книг для приходских священников, а в 1861 – цензором «Тамбовских епархиальных ведомостей». Протоиерей Иоанн Москвин родился в 1816 году в Костромской губернии. Он был племянником митрополита Киевского Арсения (Москвина) , при котором возрастал с малых лет. В 1835 году Иван окончил Тамбовскую семинарию, а в 1839 году – Киевскую академию, после чего прибыл в Тамбов, где и прошла вся его дальнейшая жизнь. Здесь он женился и в 1841 году стал диаконом и священником, был преподавателем семинарии, протоиереем кафедрального собора, членом духовной консистории. 10 лет, с 1857 по 1867 годы, отец Иоанн состоял смотрителем 1-го Тамбовского духовного училища. Не раз по служебным делам он обращался к святителю Феофану и, судя по архивным документам, пользовался его доверием. Некоторое время, с 1868 года по апрель 1869 года, протоиерей Иоанн исполнял должность ректора Тамбовской семинарии. После смерти супруги в 1869 году он принял монашеский постриг с наречением имени Иоанникий. Когда Святейший Синод определил ввести в Тамбовской епархии должность викария, то Промыслом Божиим на нее был избран отец Иоанникий. Его хиротония в епископа Козловского, викария Тамбовской епархии, состоялась 9 мая 1869 года, а всего через полгода после нее, 25 октября 1869 года, он скончался с. 259–265]. Во время служения на Тамбовской земле святитель Феофан был знаком с генерал-майором артиллерии Валентином Алексеевичем Колобовым. Он отдал военной службе тридцать лет и участвовал во всех войнах, которые в то время вела Россия (Польская кампания, поход против Венгрии, Крымская война). Из-за контузии генерал вышел в отставку и оставшуюся жизнь провел в городе Тамбове, где пользовался уважением и почетом. Последствием контузии стала тяжелая болезнь В.А. Колобова, но постигшее испытание он переносил со смирением и терпением с. 447]. Генерал-майор Колобов скончался в 1862 году. Святитель Феофан в своем слове на его отпевании сказал следующее: «Спросите у проводивших дни и ночи у болезненного одра сего страдальца, и они скажут вам, где находила отраду душа его, когда истощалось терпение его? В Боге, в едином Боге был покой его» с. 180].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Иеромонах Арсений объехал всю Россию, и во всех местах, где святыни выставлялись для поклонения, присутствовала духовная радость и торжество, происходили многочисленные исцеления и чудесные знамения. 1860-е гг. стали знаменательной вехой в истории Пантелеимонова монастыря: именно тогда завязалась крепкая духовная связь обители с далеким отечеством, она становится известной. С тех самых пор постоянно творится взаимная молитва, оказывается поддержка и помощь друг другу. Следующее послушание иеромонаха Арсения – открытие им в Москве Афонской часовни, где он становится настоятелем. Вскоре часовня делается одним из наиболее почитаемых москвичами мест, и монастырь развивает при ней обширную книгоиздательскую деятельность, причем многие книги были написаны или составлены по святоотеческим творениям самим отцом Арсением. До сих пор читаются, почитаются и переиздаются такие его произведения, как «Маргарит», «Краткие мысли и заметки», письма к духовным чадам. Одна из больших заслуг отца Арсения – начало издания журнала Пантелеимонова монастыря «Душеполезные размышления», который впоследствии стал очень популярен и распространялся монастырем, бывало, что и бесплатно, по всей России. В последние годы жизни отец Арсений получил еще одно важное послушание: основать на Кавказе Ново-Афонскую Симоно-Кананитскую обитель как отрасль афонского Пантелеимонова монастыря, живущую по его уставу и подчиненную ему во внутренней жизни. Основание новому монастырю было положено в 1875 г., выстроен и освящен Покровский храм и нижние здания, находящиеся близ морского берега. Отец Арсений скончался 17 ноября 1879 г. в монастырском доме на Полянке в Москве, куда он вынужден был часто приезжать по делам издательства. «Мы с ним не разделялись ни в чем» – так кратко и емко охарактеризовали старцы Иероним и Макарий свое отношение к почившему ученику. При жизни отец Арсений приобрел благодатный дар слез, особую нестяжательность и ревность по Бозе, имел множество духовных чад, в том числе из весьма знатных и известных русских людей, вел обширную духовную переписку, помогал многим нуждающимся, посещал заключенных в тюрьмах. Особо важной задачей для христианина он считал творение «дел любви, которыми спешить надобно, ибо жизнь наша коротка».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Многочисленные храмы по воскресным и праздничным дням переполнялись народом, особенно же за ранними литургиями. Однажды нам пришлось проезжать утром и видеть, как по окончании обедни, то из одной, то из другой церкви толпой выходил народ. А наступал Великий пост – народ, ища истовой, полной службы, устремлялся в Кремль и монастыри, чтобы исполнить священный долг говения и святого Причащения. Отрадно было смотреть на густые массы людей, теснившихся в обителях и ожидавших своей очереди к исповеди. Чтимые часовни также привлекали к себе молящихся. Идущий мимо них считал своей обязанностью зайти приложиться к святыне и поставить свечу. Особенно в этом отношении выделялась Иверская 44 : ее целые сутки окружали москвичи. В 9 часов вечера она запиралась, но и это не отвлекало внимания богомольцев, продолжавших стоять в ожидании ночного бдения. То же нужно сказать и о Пантелеимоновской часовне 45 . Насколько процветала набожность в Москве, – свидетельствовало празднование образу Боголюбской Божией Матери 17–19 июня, когда в продолжении трех суток безпрерывно стояла очередь на Варварской площади 46 , чтобы приложиться к чтимой иконе, которая в эти дни спускалась с проездных ворот. Святыни, во множестве находившияся в соборах, часовнях, монастырях и приходских храмах, к тому же еще развозились по домам. Помню, я шел по Никольской улице. На углу, против Казанского собора, повстречался возок с Иверской, сделавший поворот на указанную улицу. Увидя приближение Небесной Покровительницы, толпа как бы застыла на месте. Все почли долгом обнажить головы, кто пал на колени, кто усиленно крестился, а кто, вперив свои глаза, долго смотрел вслед отъезжавшего дорогого духовного сокровища. Следует вспомнить и о крестных ходах, всегда выходивших из большого Кремлевского Успенского собора и направлявшихся иногда через всю Москву, например, в Новодевичий и Донской монастыри. Их бывало в течение года – десять; последний был самый большой – в Октябре, вокруг Кремля, в память избавления столицы от нашествия галлов. Впереди шли хоругвеносцы со знаменами из десяти соборов: Успенского, Чудова, Вознесенского, Спаса на Бору, Благовещенского, Архангельского, Двенадцати Апостолов, Василия Блаженного, Казанского и храма Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Вообще замечательно, что Московская Иверская икона есть, быть может, единственная в мире святыня, которая никогда не бывает заперта, никогда не остается без присутствия людей. Казалось бы, ночью, особенно в зимнее время, народа могло бы не быть у Иверской часовни. А между тем на чугунном помосте лестницы и на ближайших панелях стоит и ходит народ, ожидая возвращения иконы. [...] Побыв какие-нибудь полчаса в часовне, икона опять увозится. Желание принять ее у себя так велико у москвичей, что они не останавливаются перед ночными часами... И так изо дня в день лик Богоматери объезжает град Богоматери... Ведь Москва при начале ее могущества была митрополитом Петром и Великим Князем Иоанном Калитой посвящена Богоматери и называлась «домом Богоматери " » (Сказание о чудотворных иконах Богоматери и Ее милостях роду человеческому. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь. 1993. С. 160–161). В 1918 и 1922 гг. часовня дважды подвергалась ограблению неизвестными злоумышленниками при попущении, а может быть, и при соучастии властей. В том же 1922 г. все оставшиеся ценности были уже изъяты большевиками, а сама часовня передана обновленцам. Часовня была снесена в 1929 г., а чудотворная икона перенесена в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где она находится до сих пор. Часовня восстановлена и передана Церкви в 1995 г. В ней находится Иверская икона Божией Матери, специально для этого написанная на Св. Афонской Горе. Об Иверской иконе Божией Матери см.: Маевский В. А. Иверская Богоматерь на Афоне, в Москве и Белграде. Белград. 1932; Мерзлюкин А. С. История Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Париж. 1967; Запарина Л. С. Непридуманные рассказы. М. «Трим». 1995. С. 275–283. Часовня Боголюбской иконы Божией Матери в Варварской башне Китай-города. Еще в XVII в. на наружной стене Варварских ворот Китай-города, выходивших на Соляную площадь, была установлена Боголюбско-Московская икона Божией Матери (на этом образе, написанном в конце XVII в., Царице Небесной молитвенно предстоят св. блгв.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Стало быть, митрополит Исаия был не поборник раскола, а предшественник Георгия Дашкова и Арсения Мацеевича, ростовских митрополитов, защитников неприкосновенности духовных имений. В рукописном «Цветнике» XVIII ст. в 8ку (из подписи видно, что принадлежал добрянскому мещанину Петру Тихонову Головневу) помещена, вслед за сочинениями Аввакума-протопопа против греков, большая выписка из «Проскинитария» Арсения Суханова, раскольничьей редакции, потом «Тактион, еже есть чиновник, как греки церковный чин и пение содержат». За ним статья «Из похождения Леонтия старца в Иерусалиме. Лета 7211. Разногласие греков с древним святых отец преданием восточныя церкви». Начало этой статьи здесь напечатано. За нею следует: «Хождение было Леонтиево лета 7210», и затем нечто в роде поденной записки путешествия. Потом в «Цветнике», между прочим, находится: «Житие Марка фряческаго», «Сказание Мефодия Адександрийскаго об Александре Македонском и о последних днях», «Слово на Рождество Христово обличительною против святочных увеселений» и пр. В «Русском Архиве», издаваемом на 1863 год при Чертковской библиотеке П. И. Бартеневым, помещено: «Путешествие в Святую землю московскаго священника Ивана Лукьянова церкви Покрова пресвятыя Богородицы» и ему предпослана данная ему от имени Петра I проезжая грамота от 15 июня 1710 года. Оказывается, что «Разглсие» старца Леонтия и статья из «Путешествия Лукьянова», названная «О несогласии греческом с восточною церковью» («Русск. Арх.» II. 154–155) — одно и то же. Маршрут с означением чисел и месяцев хождения Леонтия и Лукьянова совершенно сходны. Кто же ходил в Палестину: старообрядческий старец Леонтий москвитянин или московский поп Лукьянов? Когда было похождение? В 1702 и 1703, как у Леонтия, или в 1711 и 1712 году, как у Лукьянова? Леонтий говорит, что он выехал из Киева 3го февраля 7210, то есть 1702 года; Лукьянов — 3го февраля 1711. В том же году, 22 марта (и тот и другой показывают) прибыли в Константинополь, — в четверток пятой недели поста, — прибавляет Лукьянов.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

21 Описание старопечатных книг славянских, находящихся в библиотеке московского купца И.Н. Царского/Изд. П. Строева., 1836, 176. 25 Впрочем, Андреевское братство не оставило после себя каких-либо заметных в нашей литературе следов. Оно не пользовалось и хорошей репутацией у москвичей. В 1669 году власти построенного Никоном Иверского монастыря обращаются к чудовскому архимандриту Иоакиму с просьбой, чтобы он не переводил к ним в Иверский монастырь бывшего игумена Андреевского монастыря Петрония, потому что, говорят они, «Петроний человек крамолистой, своеобычной и необщежителной: как и прежь сего был в Андреевском монастыре игуменом, и он всю братию бунтовал и всякие крамолы чинил... И прежь которые у нас в Иверском монастыре были Андреевского монастыря старцы, и они за смуту и за бунтовство высланы из монастыря вон; и ныне того ж Андреевского монастыря иеромонах Анастасий, будучи у нас, говорит и бьет челом, чтоб отнюдь тот Петроний в Иверском монастыри не был, потому что человек развратной и своеобычной» Русская историческая библиотека. СПб., 1878, т. 5, 276, стб. 743–744. К этому присоединялось и то обстоятельство, что Никон, сделавшись патриархом, враждебно столкнулся с Ртищевым и потому не мог поддерживать внутренно разлагавшееся Андреевское братство, тем более, что он построил Иверский монастырь, который заселен был южнорусскими выходцами и заменил для них Андреевский монастырь. 26 Нужно заметить, что сведения об Епифаний в житии Ртищева не отличаются особой точностью. Житие называет Епифания иноком Печерской лавры, тогда как он был иноком киевского Братского монастыря. Житие говорит, что вызов Епифания и других ученых киевлян принадлежит Ртищеву, тогда как в действительности ученых иноков вызывал сам царь (хотя, может быть, и по рекомендации Ртищева) и вызывал только Арсения и Дамаскина, Епифаний же был послан в Москву по решению киевского митрополита и властей Братского монастыря вместо Дамаскина, а не по вызову из Москвы. Житие говорит, что Епифаний по приезде в Москву поселился в Андреевском монастыре, а потом переселился в Чудов, но подлинные документы о приезде в Москву Епифания и Арсения прямо говорят, что сначала они были поселены на большом посольском дворе, а оттуда были прямо переведены в Чудов монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

П. Толстого, А. П. Ахматова, Д. А. Толстого, К. П. Победоносцева ; общественных деятелей и писателей М. Н. Муравьева, Н. П. Гилярова-Платонова , И. С. Аксакова, М. М. Каткова, М. П. Погодина и др., чиновников А. А. Суворова, П. Н. Батюшкова, Н. А. Безака, П. П. Альбединского, В. А. Долгорукова, Д. Н. Блудова и т. д. Лишь незначительная часть эпистолярного наследия опубликована. Наиболее полно представлена переписка митрополита Филарета (Дроздова) . Из них наибольший интерес представляют «Письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, к А. Н. Муравьеву» (Киев, 1869), «Письма Филарета... к А.В. Горскому» (Прибавления к изданию Творений св. отцов. 1882. «Письма Филарета... к Леониду, архиепископу Ярославскому» (М., 1883), «Донесения и письма митр. Филарета... по некоторым церковным и государственным вопросам» (СПб., 1891). Немало ценных наблюдений можно извлечь из переписки митрополита Арсения (Москвина) «Письма митрополита Киевского Арсения к архиепископу Костромскому Платону» (Русский архив. 1892. митрополита Иннокентия (Вениаминова) «Административные документы и письма высокопреосвященного Иннокентия, архиепископа Камчатского... за 1846–1868 гг. (Казань, 1908), «Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского» (Т. 1–3. СПб., 1897–1902); назовем, наконец, переписку профессора П. С. Казанского со своим братом, изобилующую информацией о жизни духовной школы и отношении духовенства и общества к реформам ( Беляев А. А. Профессор Московской духовной академии П. С. Казанский и его переписка с архиепископом Костромским Платоном. Вып. 1–2. Сергиев Посад, 1910–1916) и т. п. Следующая группа источников – публицистика. В этой области выделим сочинения калязинского (Владимирская епархия) священника И. С. Беллюстина. В первую очередь – «Описание сельского духовенства» (Paris, 1858), написанное по заказу М. П. Погодина и изданное с целью привлечь внимание правительства и общества к нуждам Православной Церкви. Затея вполне удалась: на книгу обратил внимание сам Александр II, что, кстати, спасло автора от кары Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М.), содержащие большую часть переписки этого архиерея за многие годы. Автографы дневников и корреспонденция сосредоточены в Отделе рукописей РГБ (ОР РГБ, ф. 262). Труд под названием «Хроника моей жизни» (Т. 1–9. СПб., 1897–1911) изображает реформирование Церкви, что называется, изнутри. Савва – вначале викарный епископ митрополита Московского Филарета (Дроздова) , епископ Можайский, затем – епископ Полоцкий, архиепископ Харьковский и Тверской. Был одним из тех, кому предназначалось исполнять намеченную в Петербурге программу, поэтому его замечания особенно важны для понимания механизма реформ, причин тех или иных поворотов событий. В частности, из сообщений Саввы и его переписки с другими архиереями, особенно с епископом Дмитровским Леонидом (Краснопевковым) , с которым он находился в доверительных отношениях, ясно, что иерархия препятствовала такому направлению реформ, которое вело бы к сокращению причтов и приходов, искала обходные пути для неисполнения требования о прохождении всех степеней служения в причте, начиная с причетника и т. д. Не меньшее значение имеют дневники и автобиографические заметки Порфирия (Успенского) , викарного епископа митрополита Киевской епархии Арсения (Москвина) . «Книга бытия моего» (Т. 1–8. СПб., 1894–1902) охватывает 1841–1885 гг. Автор – личность известная в отечественной культуре. Именно еп. Порфирий обнаружил Синайский список Библии и сообщил о своем открытии научной общественности, включая Тишендорфа. Незадолго до реформ вернувшийся из Иерусалима, где он был начальником русской православной миссии, еп. Порфирий некоторое время жил в Петербурге, пользуясь покровительством одной из фрейлин великой княгини Елены Павловны. Затем, по инициативе хорошо знавшего его митрополита Арсения, получил назначение в Киев. Доверительные отношения автора с митр. Арсением делают его наблюдения очень ценными: ведь митрополит принимал участие в разработке многих проектов, был постоянным членом Синода, а потому и хорошо осведомлен об истинных причинах тех или иных событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чаще всего, когда говорят о часовне святого Пантелеимона на Никольской улице, имеют в виду красивое симметричное здание с хорами и келиями для служащих при часовне монахов по плану архитектора А. С. Каминского. “При помощи Божией и благотворителей, она окончательно устроена в 1883 году” 7 . А действие в романе “Лето Господне” заканчивается гораздо ранее этого срока. Значит, речь идет о старой тесной часовне, которая в 1873 г. была устроена при Богоявленском монастыре также на Никольской улице. “Монастырь Богоявленский с давнего времени был в близких отношениях с Афонским Пантелеимоновым монастырем; прибывавшие из последнего за сбором доброхотных подаяний иноки всегда находили в монастыре Богоявленском покойный и радушный прием, и святыня Афонская, в сопровождении иеромонаха Арсения посещавшая Москву в 1867 году, помещена была, по распоряжению духовного начальства, в этом же монастыре. Строителем часовни и впоследствии настоятелем ее был тот же о. Арсений…” 8 . Это путешествие иеромонаха Арсения со святынею по Руси в 1863–1867 гг. поддержало обитель святого Пантелеимона на Афоне и увеличило приток паломников. “С того времени Руссик 9 особенно заметно стал приходить в благоцветущее состояние” 10 . Упомянутый отец Арсений остается в Москве при часовне, где им заведены “общие молебны с акафистами; почти постоянно совершались для усердствовавших посетителей частные молебны, и многие из таковых стали приглашать со святынею в дома”. Видно, уже пожилому монаху становится не по силам одному обслуживать богомольных москвичей и удовлетворять их нужду в помощи угодника Божия. В подкрепление отцу Арсению присылают с Афона по разрешению высших духовных властей двоих иеромонахов — отца Андрея и отца Иасона 11 . В первой редакции “Серебряного сундучка” святыню сопровождают как раз эти два иеромонаха, об о. Арсении ничего не сказано; хотя и говорится, что один из монахов “совсем старенький”, но его особая роль в богослужении не акцентируется. Первая редакция Основной текст Иеромонах постарше читает длинный акафист целителю; я знаю, все время слышится — “радуйся… радуйся… радуйся” …Иеромонах читает Евангелие об исцелении болящего (кажет­ся, про чудо в купели Силоамской), он кладет его на голову папашеньке, которого поддерживает Горкин. А когда монах освятил воду, иеромонах мочит голову отцу кропилом… и оба иеромонаха, подняв с Горкиным и Ондрейкой сундучок с мощами, держат его над папашенькой и читают просительную молитву.

http://pravmir.ru/afonskaya-smuta/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010