128) Арсений, монах, Авториан, человек добродетельный и простой жизни. Он венчал на царство Ласкаря младшего и имел надзор за опекою шестилетнего сына его, коему, по желанию отца его, царствовавшего только три года, назначен был опекуном Георгий Музалон. И после того, когда Георгий был убит воинами, и вельможи избрали новым опекуном для малолетнего царя Михаила Палеолога, патриарх не лишился участия в правлении. Но когда новый опекун лишил зрения несчастного законного наследника престола, Арсений изгнан был в Магнезию, на четвертом году своего патриаршества. После него вдовство церкви продолжалось ровно три года, по прошествии коих на патриарший престол избран был 1260 г. 129) Никифор , митрополит ефесский, муж ученый. По кончине Никифора, последовавшей на первом году его патриаршества, на престол патриаршеский призван 1261 г. Арсений (вторично), коего Каллист называет изряднейшим во пресвитерах. При нем Михаил Палеолог изгнал франков из Константинополя и вошел в столицу с триумфом (1261 г.). В то же время Константинополь принял своего законного пастыря и патриарха. Патриаршество Арсения продолжалось в освобожденной столице 6 лет. Потом, когда по определению собора последовало новое изгнание сего патриарха в Проконисс за то, что он отлучил от общения церковного императора Михаила Палеолога, как клятвопреступника и похитителя престола, державшего в узах законного его наследника, – место его заступил 1268 г. 130) Герман , митрополит адрианопольский, по прозванию Мелхудза. Он звание патриарха носил с 5-го июня по 14 сентября, т. е. три месяца и 9 дней; потом сам отрекся от патриаршеского престола, как потому, что друзья Арсения и истины называли его хищником, так, может быть, еще и потому, что в сем обличала его совесть. Место Германа через 4 месяца занял 1268 г. 131) Иосиф , монах и подвижник горы Галлиса, славный не столько ученостью, сколько добродетелями, в которых он провел всю жизнь свою и состарился. Он, наконец, принял императора в общение с церковью, от коей он отлучен был за клятвопреступление и ослепление царского наследника, которого в то время в живых уже не осталось. Но когда император Михаил, получивший от патриарха разрешение за смиренное покаяние, в последствии мирские выгоды предпочел благосостоянию Церкви и, не заботясь о целости и чистоте церковных догматов, вошел в коварные переговоры с папою Григорием о соединении церквей, тогда патриарх Иосиф – этот великий столп и утверждение исповедания (как называет его Каллист) – не убоялся восстать против лицемерия императора и его пристрастия к латинству. Почему когда он, защищая свободу Церкви и целость догматов ее, не переставал разрушать лукавые замыслы императора, – был низведен с патриаршеского престола и все остальное время жизни провел на берегах Босфора, в монастыре св. Архистратига Михаила. Преемником его был 1274 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Димитрия, пожертвованные его ктиторами, должны признаваться неотчуждаемыми, а сам монастырь должен остаться под властью и руководством местного епископа. А если кто- либо пожелает построить новый храм и присоединить его к патриаршей ставропигии, то должен сделать это на собственные средства, но нельзя с этой целью отнимать владения у монастыря, так как они должны составлять всегдашнюю его собственность. 141 1 Таким образом, патриарх Мануил своей грамотой, составленной в духе церковных канонов, защищал церковные привилегии от притязаний мирян. Наконец, известно, что патриарх Мануил широко пользовался правом печалования за преследуемых и несправедливо осуждённых и имел большое влияние на императора Иоанна Ватаци. А всё это едва ли было бы возможно при недостаточной образованности патриарха – вроде той, о которой упоминает Георгий Акрополит. Патриарх Арсений Авториан, дважды занимавший патриарший престол (1255–1260, 1261–1267), был до избрания на кафедру монахом обители у озера Аполлониады в Вифинии. Относительно его образования историками сообщаются неодинаковые сведения. Так, Георгий Акрополит говорит, что Арсений «имел познание в немногих науках, так как он прошёл только грамматическое образование». 142 Феодор же Скутариот в своих дополнениях к «Летописи» Акрополита рассказывает, что Арсений, будучи сыном судьи вила Алексея Авториана, занимавшего должность в Константинополе до завоевания его латинянами, в молодости постригся в монашество в монастыре на о. Оксии и потом здесь был игуменом. Когда император Иоанн Дука Ватаци и патриарх Мануил II избирали послов для отправления к римскому папе Иннокентию IV, то вместе с архиереями Кизическим и Сардским предполагали послать и игумена Арсения. Но он отказался от этой миссии, а потом сложил с себя и звание игумена Оксийского монастыря и удалился в монастырь близ Аполлониадского озера, где и посвятил себя суровым аскетическим подвигам. Патриарх Мануил II склонял Арсения возвратиться на Оксию, а когда он отказался, сказал ему: «Патриаршества ищешь?» – Царь Феодор II Ласкарис, узнав, что Арсений живёт близ Аполлониадского озера, немедленно послал за ним, когда возник вопрос об избрании преемника скончавшемуся патриарху Мануилу, «потому что Арсений, – говорит Скутариот, – имел познание в науках, прошёл грамматическое образование и изучил общие науки ( τ γκκλια μαθματα), так что понимал всё, что читал, и не затруднялся в грамматических тонкостях, – от юности избрал монашескую жизнь и был многими засвидетельствован в своих добродетелях».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

После этого имп. Михаил VIII созвал Собор архиереев для суда над А. А. по надуманным обвинениям (в т. ч. в связях с иконийским султаном Кылыч-Арсланом II). Патриарх был смещен и сослан на о-в Проконис (весна-лето 1265), где через неск. лет умер. На его стороне выступил ряд иерархов: Алексий Евхаитский, Феодор Ираклийский, Константин Неокесарийский. Неприятие сторонниками А. А. его изгнания вызвало длительный (до 1310) церковный раскол, получивший название «арсенитского». В 1284 г. сын Михаила VIII имп. Андроник II Палеолог позволил перенести мощи А. А. из Прокониса в К-поль, в храм Св. Софии. Почитание А. А. как святителя началось, видимо, сразу после его смерти, была составлена служба, однако его память не была внесена в календари и в наст. время не отмечается правосл. Церквами ( Macrides. P. 75). Гробница А. А. привлекала особое внимание рус. паломников: о нетленных и прославившихся многочисленными исцелениями мощах А. А. говорится в Анонимном хождении в Царьград кон. XIII - нач. XIV в., в паломничествах Стефана Новгородца (1348/49), Игнатия Смольнянина (1389-1393), Зосимы , диак. Троице-Сергиева мон-ря (1419-1420) (Книга хожений: Записки рус. путешественников XI-XV вв. М., 1984. С. 82, 93, 101, 121). Из произведений, приписываемых А. А., ему бесспорно принадлежит только «Завещание», в к-ром он излагает свою биографию и предает анафеме Михаила VIII и его сторонников (PG. 140. Col. 947-958). Стихи на Светлое Христово Воскресение (Ibid. Col. 937-940) и канон на елеосвящение, надписанные именем Арсения, скорее всего являются творениями свт. Арсения, архиеп. Керкирского . Акты периода Патриаршества А. А. описаны В. Лораном (RegPatr. Vol. 1. Fasc. 4. N 1329-1347, 1353-1374). Н. Д. Барабанов Арсенитский раскол Низложение А. А. по настоянию имп. Михаила VIII (1265) и избрание на К-польскую кафедру Германа III вызвало протест в церковных кругах и среди приверженцев ослепленного имп. Иоанна IV Ласкаря. На сторону сосланного Патриарха встали мн. представители высшего духовенства, большинство малоазийских монахов, к-рые, называя себя зилотами, требовали сохранения священных канонов, и даже сестра имп. Михаила VIII инокиня Марфа. Противоречия усилились после избрания Патриарха Иосифа I (1266-1275). В течение почти 50 лет Церковь в Византии была расколота на 2 непримиримых лагеря: арсенитов, во главе к-рых стояли митр. Сард Андроник и личный друг А. А. иером. Иакинф из Никеи, и иосифлян, пользовавшихся поддержкой власти. Хотя позднее обе партии объединились в борьбе против унии (1274), преодолеть раскол долго не удавалось. В 1284 г. Собор в Адрамиттии постановил сжечь все полемические сочинения арсенитов и иосифлян. Мощи А. А. были торжественно перенесены в храм Св. Софии, но арсениты оставались непримиримы. Согласие было достигнуто лишь 14 сент. 1310 г., когда на торжественной церемонии в ц. Св. Софии Патриарх Нифон I (1310-1314) под давлением имп. Андроника II (1282-1329) пошел на компромисс с арсенитами, приняв 6 их условий.

http://pravenc.ru/text/76276.html

Церковь не поддержала никейских императоров лишь в вопросе о союзе с Римом. С помощью папства Никейское гос-во рассчитывало прекратить крестоносную агрессию в Эгейском бассейне и даже (на заключительном этапе) добиться ликвидации Латинской империи; платой за это должно было стать признание верховенства Римских понтификов. Переговоры, однако, неизменно заходили в доктринальный и экклесиологический тупик. Церковь отвергла унионистский проект, выдвинутый в 1253-1254 гг. никейским имп. Иоанном III Дукой Ватацем, поддержанный папой Иннокентием IV : признание Римского престола верховным арбитром в христ. мире (без клятвы верности) и обязательности его доктринальных решений для всех Церквей, если они не противоречат Евангелию и канонам (вопрос о Filioque деликатно обходился) в обмен на упразднение Латинской империи и лат. иерархии в греч. землях. Сопротивление церковных кругов такой политике находилось в русле общего антилат. патриотического движения всего визант. общества, что предопределило тщетность всех усилий никейской дипломатии достичь соглашения с Римом. Эпоха Палеологов (1261-1453) Восстановление империи с центром в К-поле (1261) изменило характер взаимоотношений Церкви и гос-ва. В правление династии Палеологов главный источник внешней угрозы для Византии постепенно переместился с Запада (анжуйская агрессия, 1266-1282) на Восток (османские завоевания с нач. XIV в.), но главным оппонентом правосл. Церкви оставался лат. Запад. Кроме того, постоянное сокращение территории империи лишало византийское гос-во статуса гаранта и защитника прав К-польского Патриархата, продолжавшего сохранять церковный контроль над греч. областями и влияние на национальные правосл. Церкви, в первую очередь в слав. странах, на Балканах и в России, на к-рую распространялась церковная юрисдикция К-поля. Все это предопределило окончательное расхождение исторических путей византийского гос-ва и К-польской Церкви, пережившей гибель империи в 1453 г. Палеологовский период отмечен значительной напряженностью церковно-гос. отношений. Патриарх Арсений Авториан осудил вероломный захват престола Михаилом VIII Палеологом (1259-1282), устранившим законного императора из династии Ласкаридов. Конфликт Патриарха с императором, только что торжественно коронованным в отвоеванном у латинян К-поле, вызвал раскол: противники Арсения ссылались на высший авторитет имп. власти и утверждали, что к ее прегрешениям следует применять принцип икономии; сторонники Патриарха утверждали, что ни один человек не может стоять выше заповедей Божиих. Имп. Михаил VIII низложил Арсения, обвинив в гос. измене (1265); его приверженцы (арсениты) отказались признать нового Патриарха Иосифа I и отделились от Церкви. В 1268 г. после публичного покаяния в своем грехе Михаил VIII был принят в церковное общение.

http://pravenc.ru/text/372674.html

Сочинения Хоматиана представляют важный исторический источник для земель славянских. 13. Никита митрополит Ираклийский. – Никите принадлежат «Ответы Константину епископу» 1863 . В славянском переводе этот Константин называется епископом Памфилийским 1864 . В печатных греческих изданиях всего 6 ответов. Но из третьего ответа видно, что Никита на предложенный вопрос отвечает Константину уже во второй раз (περ τατης τς ποϑσεως κα πρτερον πεκρϑημεν) 1865 . Это заставляет предположить, что были и другие ответы Никиты. Вероятно, этим обстоятельством объясняется, почему в Кормчей 10 ответов и почему 6 из них представляют новые ответы по сравнению с известной греческой редакцией. В 1260 г. 1866 , в момент отречения патриарха Арсения Авториана от своей кафедры, Никита жил в монастыре св. Диомида и, по поручению собравшегося собора (вероятно, в Нимфее, где был в то время царь Михаил Палеолог), отправлялся в Никею, чтобы вручить Арсению призывную грамоту и вызвать его из монастыря, в который он удалился, оставив патриарший престол. Посольство Никиты, как известно, не увенчалось успехом: патриарх отрекся от патриаршества, и был возвращен на патриарший престол только в следующем году, после патриаршества Никифора Ефесского 1867 . 14. Неизданные канонические трактаты. – Мы обозрели отдельные труды византийских канонистов, начиная с 10 века. Мы видим, что существует непрерывная хронологическая преемственность между их авторами, начиная с Евстафия патриция Ромейского и оканчивая Никитой Ираклийским. Но мы перечислили одни только изданные трактаты и сообщили краткие сведения об авторах только этих трактатов; без сомнения существует немало сочинений подобного рода, доселе еще неизданных. Так, по указаниям Цишмана, существуют в рукописях: трактат о родстве Иоанна Диакона, ипата философов, конца XI века, может быть того самого Итала, на которого делает указания Димитрий Хоматиан 1868 ; послание Григория архиепископа первой Юстинианы и всей Болгарии к епископу Феодосию Пелагонийскому и Прилепскому, конца XIV века 1869 о дозволительности брака в четвертой степени трехродного свойства 1870 ; неизвестного составителя статьи о епитимиях, налагаемых за незаконные браки, первой половины XIV века 1871 ; трактат неизвестного о запрещенных браках, состоящий из пяти частей: 1) извлечения из Прохирона, 2) παρασντομοι συγγνειαι браков запрещенных и не запрещенных, 3) вопросо-ответов, 4) шести примеров запрещенных браков и 5) извлечения из IV книги Институций о степенях родства с таблицей родства 1872 и т. д. Вообще таких трактатов о запрещенных браках существует довольно большое количество, по указанию Цишмана 1873 . – Перейдем теперь к комментаторам, от которых сохранились также, как увидим, и отдельные трактаты. § 51. Комментарий Алексея Аристина

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

25. Арсения Авториана (1255–1260, 1261–1267): а) дозволение двум братьям брать невестку и золовку 1519 , b) послание к митрополиту Филадельфийскому о границах духовного родства, как препятствия к браку 1520 , с) три решения, относящиеся к митрополии Митиленской 1521 . 26. Иоанна Векка (1275–1282): ответы (1276, августа 12) на вопросы русского епископа Феогноста Сарайского 1522 . 27. Иосифа (1267–1275, 1282–1283): а) шесть постановлений, относящихся к монастырю новой Петры, b) два определения об утверждении за монастырем Макринитиссы недвижимых имений 1523 . 28. Пιττακιον Григория Кипрского (1283–1289) от 1305 г. к Андронику Комнену Палеологу, касающийся заблуждений патриарха Иоанна Векка и митрополита Ефесского Иоанна Хила, у Banduri, Antiquitat. VIII. (Imper. orientale, II) 961, и изложение свитка веры (томос) против Векка там же 1524 . 29. Афанасия (1289–1294, 1304–1312) так называемая новелла (потому что была утверждена императором в качестве гражданского закона) в 6 статьях (о наследовании после родителей (1, 4), о наказании за внебрачное сожительство (2, 3), о неотобрании в казну имущества убийцы, имеющего детей (5) и других предметах) 1525 . Другие определения патриарха Афанасия у Banduri. Antiquit. VIII (Imperium orientale, II) 962–967 1526 . 30. Нифонта (1312–1315) послание к князю Тверскому Михаилу Ярославовичу о непоставлении на мзде 1527 . 31. Иоанна Глики (1315–1320) пятьдесят постановлений и посланий, из коих три касаются вопросов брачного права (расторжение обручения по причине незаконных действий и взаимного отвращения обручившихся, расторжение брака по причине несогласия и долгого взаимного отчуждения супругов, расторжение брака по причине легкого поведения мужа) 1528 . 32. Исаии (1323–1334) девятнадцать постановлений, из коих три касаются брачных вопросов (расторжение обручения по причине отсутствия канонических условий, объявление брака недействительным по причине малолетства невесты, расторжение брака в 6-й степени свойства по причине смешения родственных имен и отношений) 1529 и одно о ежегодных взносах в патриаршую казну от митрополитов и архиепископов 1530 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Относительно канонической части профеории Властарь сам заявляет, что она составлена на основании более древних обозрений, а относительно обозрения светского законодательства замечают, что оно представляет сходство с предисловием к Синопсису Атталиота 2212 . 7. Каноническая часть Синтагмы. – Что касается до содержания Синтагмы, то оно заключает в себе два элемента: канонический и светское законодательство. Каноническая часть содержит в себе: во-первых, сокращенное изложение всех правил Апостольских, соборных и отеческих, за исключением: 7-го правила Антиохийского собора, 15 и 58-го Лаодикийского, 19 Сардикийского, следующих 39-ти правил Карфагенских: 8, 16, 17, 21, 23, 24, 58, 62, 63, 75–78, 80, 85, 86, 88, 93, 96, 97, 99, 100, 102–105, 108–110, 112–114, 120, 131–133, 138, 141 и 142, 1-го правила собора во храме св. Софии, 9 – правил Петра Александрийского , именно 4–9, 11–13, трех правил Василия Великого : 15, 16 и 53, трех – Тимофея Александрийского: 16, 17 и 18, восьми правил Феофила, именно: 2, 3, 4, 7, 9, 12–14 и наконец двух Кирилла Александрийского : 1 и 4-го; во-вторых, краткие положения из постановлений патриархов: «тома соединения» Николая Мистика 2214 , тома Сисиния 2215 , тома Сергия 2216 , Иоанна Ксифилина 2217 , Николая Грамматика 2218 , Льва Стипиота 2219 , Феодота 2220 , Константина Хлиарена 2221 , Луки Хрисовера 2222 , Михаила Анхиала 2223 , Арсения Авториана 2224 и Афанасия 2225 ; в-третьих, два правила из Иоанна Постника 2226 ; в-четвертых, мнения отцев церкви, приводимые или вместе с изложением правил, или под особыми рубриками: Дионисия Ареопагита 2227 , Дионисия Александрийского 2228 , Василия Великого 2229 , Григория Богослова 2230 , Иоанна Златоустог о 2231 , Епифания Кипрского 2232 , Исидора Пелусиота 2233 , Кирилла Александрийского 2234 , Иоанна Дамаскина (без указания на него) 2235 , аввы Дорофея (без указания) 2236 , патриарха Фотия 2237 и Феодора Студита 2238 ; наконец, в-пятых, краткие толкования или пояснительные заметки к содержанию правил и постановлений церковных, излагаемые обыкновенно вместе с изложением самых объясняемых правил в непрерывном контексте, и изредка под особыми заглавиями, входящими в состав главы, напр., о мирных грамотах, или, что такое перемещение, перехождение и вторжение? 2239 . По содержанию своему эти заметки и толкования весьма разнообразны; здесь мы встречаем замечания, касающиеся догматов веры 2240 , нравственно-христианского учения 2241 , богослужения 2242 , содержащие сведения исторические 2243 , опровержение неправильных мнений 2244 , решение возражений 2245 , обличение противозаконных обычаев 2246 , объяснение различных слов и выражений 2247 , и наконец, замечания чисто юридического характера 2248 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Каноническая часть синтагмы содержит в себе сокращенное изложение «апостольских» канонов, канонов соборов и отцов церкви (за исключением 7-го канона антиохийского собора, 15-го и 58-го лаодикийского, 19-го сардикского, 39 канонов карфагенского, 1-го канона собора в храме Св. Софии, 9 канонов Петра Александрийского , 16, 16 и 53 Василия Великого , 16, 17 и 18 Тимофея Александрийского, нескольких правил Феофила и Кирилла Александрийского ), постановлений патриархов («тома» Николая Мистика , Сисиния, Сергия, Иоанна Ксифилина, Николая Грамматика, Льва Стипиота, Феодота, Константина Хлиорена, Луки Хрисоверга, Михаила Анхиала, Арсения Авториана, Афанасия), двух правил из номоканона псевдо- Иоанна Постника , мнений отцов церкви ( Дионисия Ареопагита , Дионисия Александрийского , Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста , Епифания Кипрского , Исидора Пелусиота , Кирилла Александрийского , Иоанна Дамаскина , аввы Дорофея , патриарха Фотия и Феодора Студиата). Считается, что весь этот материал (или, по крайней мере, 9/10 его) взят Властарем у Зонары и особенно у Вальсамона. Лишь около 30 толкований приписывается самому Властарю, да и то, может быть, только потому, что источники их еще не обнаружены. Что же касается светских законов ( νμοι πολιτικο), то они приводятся в Синтагме или с указанием имени императора, издавшего закон, или без всякого указания. К первым относится знаменитая фальшивка-дарение Константина Великого папе Сильвестру; две новеллы Ираклия; новеллы Юстиниана, известные, очевидно, автору по сборнику 168 новелл; 24 новеллы Льва Мудрого ; 31-я новелла Константина Порфирородного, анафематствующая заговорщиков и мятежников; новелла 14-я Никифора Вотаниата; хрисовул Исаака Комнина; несколько новелл Алексея и Мануила Комнинов, одна новелла Исаака Ангела. Помимо Вальсамона и Зонары, из толкований которых по преимуществу заимствован и материал «светской части» Синтагмы (исследователи, впрочем, признают, что Властарь имел при этом и подлинный текст тех законов, на которые приводит толкование), немало взято из Прохирона, Исагоги, Эклоги, а также из «Синопсиса Василик».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Императору, однако, не удалось восстановить мир внутри Церкви. В течение его царствования на Константинопольской кафедре сменилось 10 патриархов. «Арсениты» (сторонники патриарха Арсения Авториана ) долгое время не прекращали борьбы с партией, поддерживавшей патриарха Иосифа I , униаты делали новые попытки восстановить свое влияние. Лишь в 1310 году арсенитская схизма была прекращена. Во время правления Андроника Палеолога Византия переживала серьезный экономический кризис, византийская монета подверглась дальнейшей порче, значительно уменьшилась военная мощь империи. В 1296 году император Андроник внес изменения в законодательную систему, учредив в столице Совет 12 судей, в который входили высшие светские и церковные лица. Среди приближенных и советников императора были ученые и писатели (Никифор Хумн, Феодор Метохит и др.). В Константинополе шло строительство, реставрация и роспись церквей и монастырей. Андроник Палеолог стал известен как покровитель наук и искусств. С конца XIII века императрица Ирина Монферратская долго и настойчиво пыталась убедить мужа разделить империю между ее тремя сыновьями, но император Андроник категорически отказался сделать это, опасаясь распада государства и междоусобных войн. В 1310 году попавшая в немилость к императору Ирина бежала в Фессалонику, где и умерла в 1317 году. Однако предотвратить междоусобицу императору не удалось. Со смертью Михаила IX (12 октября 1320) образовалась оппозиция старому императору во главе с внуком и соправителем императора Андроником III Палеологом , непутевый молодой человек, которого дед поначалу безмерно баловал, а потом, когда его пороки стали совершенно нестерпимы, попытался заключить в темницу. В 1321 году Андроник Младший бежал во Фракию и поднял там мятеж. Так как он обещал свободу от налогов всем фракийским городам, в короткое время под его знамена стеклась огромная армия. Когда Андроник Младший явился с этим войском под стенами столицы, император, понимая, что городская чернь не останется в покое и взбунтуется, если увидит перед городскими воротами мятежников, пошел на значительные уступки, он отдал внуку под самостоятельное правление всю Фракию и часть Македонии . За стариком остались столица с округой, острова и право принимать зарубежных послов. Так как из-за отпадения северных территорий поступления в казну сократились, Андронику для изыскания средств пришлось продать украшения древних императоров.

http://drevo-info.ru/articles/13672965.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН IV ДУКА ЛАСКАРЬ [греч. Ιωννης Δοκας Λσκαρις, Καλοωννης] (25.12.1250, Нимфей? - ок. 1305, К-поль), имп. Никейской империи (16 авг. 1258 - 25 дек. 1261). Сын имп. Феодора II Дуки Ласкаря и Елены, дочери болгарского царя Иоанна Асеня II. Перед смертью Феодор II оставил опекунами 8-летнего И. Д. Л. протовестиария Георгия Музалона и патриарха Арсения Авториана . Музалон пытался отказаться от регентства, но его выдвижение поддержал Михаил Палеолог (см. ст. Михаил VIII Палеолог ). И. Д. Л. был отвезен в Магнисию (ныне Маниса, Турция) под охрану клана Музалонов. 24 авг. 1258 г. И. Д. Л. с опекунами прибыл в Сосандрский мон-рь близ Нимфея на панихиду на могиле отца. Войско подняло мятеж, и Георгий Музалон и 2 его брата были убиты в храме. Новым опекуном И. Д. Л. стал Михаил Палеолог, получивший звание мегадуки. 1 дек. 1258 г. с согласия И. Д. Л. Михаил был провозглашен императором и 25 дек. коронован в Никее патриархом Арсением, в то время как И. Д. Л. лишь присутствовал на этой церемонии. Коронация И. Д. Л. была отложена до его совершеннолетия. После освобождения К-поля от латинян Михаил Палеолог короновался вторично в соборе Св. Софии (15 авг. 1261). 25 дек. 1261 г. по приказу имп. Михаила И. Д. Л. был ослеплен и отправлен в заточение в крепость Дакивиза (ныне Гебзе, Турция). Расправа с И. Д. Л. вызвала недовольство во всех слоях визант. общества. Свящ. Синод К-польской Церкви во главе с патриархом Арсением отлучил имп. Михаила от Церкви, что поколебало его положение. В К-поле и Никее были репрессированы неск. сторонников И. Д. Л. из числа знати. В 1262 г. крестьяне-акриты Вифинии подняли восстание против Михаила, среди них некий слепой юноша объявил себя Иоанном Ласкарем. Однако восстание было подавлено, и Михаилу удалось удержать власть. И. Д. Л. отказался от прав на престол и в сер. 60-х гг. принял монашеский постриг с именем Иоасаф. В 1284 г. визант. имп. Андроник II во время поездки в Вифинию посетил И. Д. Л. в его замке. И. Д. Л. подтвердил отказ от прав на престол и объявил о прощении Андронику злодеяний его отца Михаила в отношении Ласкаридов. Ок. 1285 г. И. Д. Л. переехал в К-поль и остаток дней провел в мон-ре св. Димитрия.

http://pravenc.ru/text/469758.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010