Но не мы к Нему, а Он сам снизошёл к нам и принял наше естество не в дар, повод к примирению, а чтобы посредством плоти явно с нами беседовать ( Ин. 14:19 ), так как мы не могли видеть Невидимого. И спас нас не за дар этот, но Сам от Себя по собственной благости и человеколюбию, как по естеству благий, милосердый и многомилостивый, по многой Своей милости спас нас, освятивши и примиривши с Собою, Отцом и Духом наше грехом пленённое и отступившее от Него естество чрез единение с Ним или восприятие Его. А таким образом даровал нам и всыновление, а чрез него даровал и Духа Своего, которым взываем: Авва, Отче! ( Рим. 8:15 ), и для сего-то Он сделался причастным плоти и крови ( Евр. 2:14 ), не погнушавшись называть нас братьями ( Евр. 2:11 ). Но и ни прежде Сам примирился с нами, а уже впоследствии исходатайствовал нам примирение посредством принесения собственной крови, потому что как же говорил прежде страдания и смерти: никто не приходит ко Мне, если не привлечет его Отец ( Ин. 6:44 )? Ещё не примирившись, как бы Он привлекал к примирившемуся уже? Не ясно ли, что нет промежутка ( χρ νος μσος) как между бытием Отца и Сына и Св. Духа, так и действованием и благоизволением? Посему и об Отце говорится, что Он влечёт приходящих к Сыну, и о Сыне, что Он путеводствует к Отцу, потому что и об этом говорит: никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня ( Ин. 14:6 ). Путеводствует же к Обоим и Дух Святой, потому что и Он – свет ( Еф. 5:8–9 ), а лучше сказать каждый из Трёх – свет, а без света нельзя ходить не заблуждаясь. Ходящий во тьме, говорит Спаситель, не знает куда идет ( Ин. 12:35 ); и пророк Дух Твой благий наставить Меня ( Пс. 142:10 ), и во свете Твоем узрим свет ( Пс. 35:10 ). Следовательно, Троица едина ( περηνωμνη) и неразлучна, вместе и есть, и хочет, и действует, вместе и освящает, и примиряется. И потому не должно допускать ни двух освящений, ни двух примирений Единой Троицы, или удвояющий каждое из них пускай допустит и третье. Да, скажет, пожалуй 39 , есть и третье; это – сошествие Духа после домостроительства Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Павла, что всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощию; и посему он должен как за народ, так и за себя приносить (жертвы) о грехах – Евр. 5:1–3 . То, что говорит вдохновенный Павел о многих избираемых из людей архиереях, не менее прилично говорить и о наших, как и о бывших в законе древнем. Посему и всем священнотаинникам в молитвах вменяются и слова о них самих. И тогда как их много и различаются они между собою как временем и местом, так и числом и другими признаками, всех их апостол включает в понятие одного архиерея, великого, прошедшего небеса. Здесь многие приносят, иной в одном месте, тот в другом, таким же образом и приношений много; а на небе за нас всех являющий Себя лицу Божию, а лучше – самого Себя Себе являющий (потому что Он и лицо Божие, и образ ипостаси Отчей), есть один первосвященник, сам Христос, Который однажды принесши одну за грехи жертву ( Евр. 9:26 ), всесвятое тело Свое, навсегда воссел одесную Бога ( Евр.10:12 ). А и десница Божия есть Он сам, потому что под десницею Божией не должно разуметь места. Воссел, то есть воспринятое от нас естество сделал общником божественного царства, одесную Бога, то есть с Сыном и Словом, с которым оно соединено ипостасно, одним сим приношением навсегда делая совершенными здесь живущих многих ( Евр. 9:28 ), освящаемых ( Евр.10:14 ) чрез приношения чувственные ( πρς ασθησιν), часто и во многих местах совершаемые, при всех всюду невидимо присутствуя, многих объединяя и возводя к Себе общением единого Своего хлеба и пития, претворяемых ( μεταστοιχειουμνον) действием вседетеля Духа в пресвятое Его тело и честную кровь. И пояснивши это, тотчас прибавляет: итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу, то есть плоть Свою, и имея великого священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою ( Евр. 10:19–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

по-гречески в Bibliotheca veterum patrum, t. II. Paris 1642, в одном лат. переводе – в 23 томе Maximae Bibliothecae patrum, Lugundi 1677). Начало: «Таинственное сие и бескровное жертвоприношение, в коем освящённые хлеб и вино прелагаются, как веруем, в тело и кровь Господню, от кого, скажи, получило начало! Не от Самого ли Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, как учат нас священные Евангелия? В каких же словах передаётся это? Сие творите, говорит, в Мое воспоминание. И блаженный Павел: ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете. Каким образом и чином (обрядом)? Тому научены от Самого Спасителя. Ибо взявши хлеб и благодарив, преломил и дал ученикам, и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое, которое за вас ломится и предается. Подобно и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови ( 1Кор. 11 ), – а это то же, что говорится и у св. Матфея сие есть Кровь Моя нового завета, которая за вас проливается ( Мф. 26 , сн. Мк. 14 , Лк. 22 ). Какое ж намерение, какая цель сего предания (преданного нам жертвоприношения)? Не что иное, как приобщение Христу и вечная жизнь приобщающихся во Христе. Ибо говорит: кто ест хлеб сей, будет жить во век, и: хлеб, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира ( Ин. 6:51 )»... Затем, приведши ещё несколько мест из Писания и указавши причину совершения нами евхаристии, то есть заповедь Христову и воспоминание великого благодеяния Божия, и далее – следствия приобщения, что мы соделываемся телом Христовым, старается выяснить, что в таинстве евхаристии под видами хлеба и вина, растворённого водою, действительно предлагаются истинное тело и истинная кровь Христовы, и употребляет выражения прелагаться ( μεταβλλεσθαι) и преложение. Он подтверждает это словами Евангелий и первого послания к Коринфянам, также чином литургии, преданным апостолами, делая при этом выписку из литургии, записанной Климентом Римским , а равно и творческим чудодейственным всемогуществом Божиим и целым рядом таинственных и чудесных явлений в земной жизни Богочеловека.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Потому что: если кто сочтёт числа по буквам 14 , то найдёт в обоих равенство суммы – двести восемьдесят четыре. Впрочем, это, может быть, больше питает любопытство, чем идёт к делу». В беседе на праздник св. апостолов Петра и Павла: Ты Христос, Сын Бога живого ( Мф.16:16 ). Как это речение постыждает Нестория, поклонника человека (νϑρωηολτρην), его нечистый, насмешливый и богохульный язык, направленный против благочестия! Как же сокрушает оно зубы ( Пс.3:9 ) и ереси Армян? И как поражает многоглавую гидру 15 , ересь Акефалов? Потому что догматы Акефалов и Нестория, оба противны Богу, хотя противны и друг другу, и, выражаясь богословским 16 языком, в противоположном смысле худы и одинаково нечестивы. Ибо Несторий одного Христа разделил на двух – на Сына Божия и Сына Марии: армяне ж два естества Христовы сливают в одно. Но богословие Петра обличило то и другое, преподавая ясное учение, что один и тот же есть и Сын Божий, и Сын человеческий. Ибо, тогда как есть много христов (помазанников), много сынов и много богов, а истинный и по природе только один, то не сказал: Σ ε Χριςς, но Χριςς; ни Υς, но Υς; ни Θεο, но το Θεο το ζντος. Приложивши ко всем словам члены 17 , он выразительнейшим образом означил превосходство блаженной сущности и единственной в своём роде природы» (μονοειδος φσεως). В двух местах упоминает об Оригене и его мнении о временных муках грешников. В 22-й беседе: «Словами Спасителя или какой выкуп даст человек за душу свою? опровергается оное измышленное Оригеном восстановление в прежнее состояние. Сим ясно внушает Господь, что нет места временному наказанию, чтобы чрез него спасались души. Да и потеря души означает вечную потерю её и нескончаемость наказания: ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын человеческий, когда приидет в славе Отца своего» ( Мк.8:35–38 ). И в беседе на притчу о талантах (Мф.18): «сказанное отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга (Мф.18:34) не означает времени, по баснословному восстановлению Оригенову, а беспредельность и вечность мук.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Почему? Не потому, что Я предузнал сие и предсказал; а потому, что они не хотят слушать Меня, потому, что у всего дома Израилева крепкий лоб и жестокое сердце ( Иез. 3:7 ), так что причина всего этого – собственное произволение, а не Божие предведение. Оно и предузнано Богом, для него положен и утверждён божественный предел (ограничения Богом). И следовательно, хотя есть предел, Бог оказывается неповинным ни в одном из зол». На представляющееся за сим возражение, что «таким образом Бог не есть причина и благ, зависящих от произволения», отвечает: «Для чего ж причину зол относить к свободной воле, а благ к Богу, а не и к ней? Не следует исключать свободной воли из причин добра. Потому что не невольно кто-нибудь и не по принуждению действует, но движимый самовластною свободою, по которой равно может направляться и на добро, и на зло. И если избрал добро, то тогда же и Бога имеет споспешником; а если зло, то способника находит в первом изобретателе зла. Только, чтобы содействовать злу, противник, не имея власти и над свиньями, если ему не будет попущено (сн. Мф. 8 ), имеет нужду в поводе от нас: потому что, хотя бы и весьма сильно лукавым внушением предлагал грешить, когда отталкивается, пребывает недейственным ( Иак. 4:7 ), как не получивший согласия ( συγκατθεσιν) от свободной воли. А Бог и Сам есть виновник этого у нас свободного движения к добру и даст первые позывы ( φορμς) к тому. Ибо »никто не приходит ко Мне, – говорит Спаситель, – если не Отец Мой привлечет его» ( Ин. 6:44 ). Сторонник «беспредельности» утверждал, что судьба людей и скотов одна, что, следовательно, свободы у первых нет, и ссылался на сказанное Экклезиастом: как те умирают, так и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества пред скотом; все идет в одно место; все произошло из праха, и все возвратится в прах ( Еккл. 3:19–20 ). Николай отвечает: «действительно так сказано, я не противоречу, но прошу вникнуть в сказанное, прочесть его в связи и не думать, будто в каком-нибудь отрывочном месте заключается целостная мысль.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Так и Иудеи отбились от родства с ним, потому что плотское свойство не могло соединять тех коих разделила жизнь. И послушай, что говорит к ним Христос: если б вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы ( Ин.8:39 ). Не ясно ли поэтому отлучает их от свойства с Авраамом? Потому что как злоба отделяете от общения со святыми, так несомненно и с дьяволом связывает и сынами его делаете, хотя по природе они весьма далеки друг от друга. И смотри, что говорит далее: вы делаете дела отца вашего (ст. 41). И немного далее утверждает это яснее, говоря: ваш отец дьявол , и вы хотите исполнять похоти отца вашего (ст. 44). Смотри, как превозмогает свойство по образу жизни, когда и между весьма разделенными природою вводит ближайшее родство. Убоимся ж при мысли, к кому прилепляемся и кому сынами становимся чрез жизнь греховную? Зложелателю, отступнику, мерзкому, существу враждебнейшему, возмутителю против Бога и наветнику, непотребнейшему и злодею, и тому, коему преимущественно уготован оный геенский огонь ( Мф.25:41 ). Скажи мне, если бы кто назвал тебя сыном дьявола, стерпел ли бы оскорбление? Не счел ли бы такое наименование горшим смерти? Смотри же, как бы самими делами незаметно не подвергся тому, о чем даже слышать не хочешь, и от простого наименования не приключится тебе никакого вреда; а когда прозвище подходит к тебе по самому образу жизни, хотя бы ты и не назывался так, подумай, сколь великий и тяжкий последует вред! Прежде всего, совершенное отчуждение от Бога и неимение никакого общения с Первым Благом ( Мф. 19:17 ). Иначе, скажи, для чего считаем дьявола таким нечистым, гнусным и отвратительным? Не потому ли, что совсем отрекся и отпал от Бога, и ничего общего с Ним не имеете? Этому же подвергаются и согласующиеся с нравом его. иначе, скажи, почему и сынами дьявола называет их Христос? Потом, что подвергнутся тому же с ним осуждению, и как уподобились ему нравами своими, так и одинаковое с ним понесут наказание. И слушай, что Праведный Судья говорите к находящимся по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его ( Мф. 25:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Так что, хотя бы можно говорить, что Дух существенно пребывал и обитал в апостолах, но не должно говорить, что всецело в каждом из них вмещался, или так соединялся и сосуществовал, как во Христе, чтобы нераздельно был с ними, и о каждом надлежало сказать выраженное о Христе: ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно ( Кол. 2:9 ), но, говорит возлюбленный по преимуществу и наперсный ученик, от полноты Его все мы приняли ( Ин. 1:16 ). И история Деяний говорит, что не один язык виден был, как и голубь один при спасительном крещении, но многие разделённые, и что, в частности, каждый по одному почил на каждом из апостолов ( Деян. 2:3 ). Подобно и Павел говорит: каждому дан дар; есть разделения дарований и служений, и: все это производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно ( 1Кор. 12:4–11 ). Итак, в апостолах Дух был раздельными и частными ( διαιρετς κα μεριστς) Своими дарованиями, а не всецело в каждом и нераздельно и совокупно, ни даже неотделимо, а иногда и отступал от них. Если бы Он пребывал с ними неотступно, то они не оказывались бы иногда разногласящими между собою: потому что не надлежало одному и тому же Духу ( 1Кор. 12:4 ), Духу мира ( Рим. 14:17 ), разногласить с собою. А между тем апостолы разногласили: Павел, лично противоставший Петру, лицемерившему с отлучением от необрезанных ( Гал. 2:13 ), и всем, как сам говорит, не прямо поступающим ( Гал. 2:14 ); Марк, на время оставивший Петра и не сопровождавший его в проповеди, опять возвратившийся и не принятый, за что и вышло между Павлом и Варнавою огорчение ( Деян. 12:25; 13:13; 15:36–39 ). Значит, неравно и не как во Христе Дух обитал в апостолах. Потому ни христами (помазанными) в собственном смысле могут быть называемы они, ни с первого так сказать начала, ни потом не сосуществовавшие нераздельно с всецелым Помазанием, но таков один Сей, один Господь Иисус Христос , сказали бы и мы с Павлом ( 1Кор. 8:6 ). А те, как удельные ( μεριστο) причастники и помазания, и Христа лучше именуются христианами, – именем, заимствованным от Христа, именем новым и богодарованным ( Ис. 65:15 ; Деян. 11:26 ), которое и всем нам без исключения сообщил Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Филадельфия – город в древней Лидии, основанный за два с половиною века пред Рождеством Христовым царем пергамским Атталом Филадельфом. Христианская вера насаждена там св. апостолом Павлом, который поставил сюда и первого епископа, Лукия; по смерти сего, св. апостол Иоанн Богослов посвятил Димитрия 1 . К нему-то, может быть, обращены слова Господа Иисуса Христа в Откровении: знаю твои дела; вот, Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты немного имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Поскольку ты сохранил слово терпения Моего: то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего (Ап. 3:7–12). Из дальнейших иерархов филадельфийских особенную известность в церковной и гражданской истории приобрел Феолепт митрополит, процветавший в исходе XIII и начале XIV столетия. Его подвижническая жизнь, твердость к православию, любовь к отечеству и другие истинно христианские добродетели стяжали ему уважение от современников и поставили его в ряду тех пастырей Церкви, которых память драгоценна для потомства. О родителях его и первоначальном воспитании не дошло до нас известий; знаем только 2 , что он был уроженец Никеи, и в 1277-м году, когда император Михаил Палеолог воздвиг открытое гонение на противников унии с римским престолом, велел конфисковать имения их и дома продавать с публичного торгу, когда такое распоряжение коснулось и Никеи,– Феолепту «шел двадцать пятый год возраста, служил он у олтаря в сане диакона и имел супругу, красивую видом, прекрасную нравом. И вот тогда, лишившись дома и всего, что при доме, изгоняется он от родных мест в места безлюдные и необитаемые, не имея с собою ничего, кроме верхнего платья, сделанного из грубой волны и волос, не находя там ни крова, ни хлеба, ни иного чего в пищу и утоления голода, а питаясь в продолжении двадцати двух дней, и то в умеренном количестве, вареными бобами, которые давал ему некто Христа ради». Место, куда он укрылся от гонителей, были пустыни Афонской горы, по свидетельству «Добротолюбия» 3 , тут встретился он и с другими отшельниками, долго боролся с искусительными воспоминаниями о прежней жизни и оставленной им жене, и наконец, вручил себя одному подвижнику, под руководством которого проходил правила духовного подвижничества. «От него же научается он жизни по Богу, деятельности и вместе созерцанию, и трезвению ума. Под руководством его он упорядочил всякое чувство и подчинил его уму, и таким образом с постоянным и целостным усердием, тщанием и вниманием, при помощи Божией, он ратовал против наветов злых духов».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Детский психиатр Иващенко: агрессивных школьников может исправить поведение взрослых 8 сентября, 2023. Новостная служба Коррекция в поведении учителей и родителей – главный способ снижения агрессивности детей 8 сентября. ПРАВМИР. Агрессия школьников является адаптивной реакцией ребенка и требует изменения в поведении взрослых, утверждает завкафедрой детской психиатрии и психотерапии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Минздрава России Дмитрий Иващенко. Об этом он сказал в интервью «Правмиру». Специалист считает, что детей, демонстрирующих агрессивное поведение в школе, не спасет «универсальная таблетка» — ее не существует. И что прежде всего нужно проанализировать окружение школьника. «Часто агрессия — это адаптивная реакция, способ взаимодействовать с миром. Да, дерется, но это инструмент общения. Примитивный, простой, неудобный — но инструмент», — говорит Дмитрий Иващенко. Первая линия терапии ребенка – это педагогическая коррекция, но она потребует изменения поведения со стороны взрослых, считает психиатр. По словам Иващенко, в самой школе часто создается нездоровая обстановка, которая подталкивает детей к агрессивному поведению: учитель, который привык кричать, драки между учениками, которые никак не «гасятся» взрослыми. Часто проблемы существуют в семье ребенка, где, к примеру, несколько лет длится «предразводное состояние» у родителей, или влияет на семью поведение тирана-отца. «У меня еще не было ни одного случая, чтобы все было идеально в классе, в школе, в семье, а ребенок ни с того ни с сего бы бегал, дрался и орал», — говорит специалист. В сентябре 2022 года социологи Высшей школы экономики во главе с заведующим лабораторией «Социология образования и науки» Даниилом Александровым опубликовали исследование феномена школьного насилия. Выводы, к которым пришли ученые – агрессия учителей влияла на негативное поведение учащихся и даже опосредованно подталкивала к нему. В школах же, где существовал школьный климат с четкой и справедливой дисциплинарной структурой, случаев агрессии и издевательств практически не наблюдалось.

http://pravmir.ru/detskij-psihiatr-ivash...

Надо бы дежурному самому отпирать этот шкаф на кухне, но дежурный знал, что контролировать повара — безнадежное дело, никакие замки не помогут, если повар захочет украсть, — и доверял ключи повару. Тем более в пять часов утра. Дежурный проработал на Колыме больше десятка лет, давно получал двойное жалованье и тысячи раз давал в руки поварам ключи. – Возьми, — и дежурный взял линейку и склонился графить утреннюю рапортичку. Солдатов зашел за спину дежурного, снял с гвоздя ключ, положил его в карман и схватил дежурного сзади за горло. В ту же минуту дверь отворилась, и на вахту, в дверь со стороны лагеря вошел Иващенко, механик. Иващенко помог Солдатову задушить надзирателя и затащить его труп за шкаф. Наган надзирателя Иващенко сунул себе в карман. В то окно, что наружу, было видно, как по тропе возвращается второй дежурный. Иващенко поспешно надел шинель убитого, фуражку, застегнул ремень и сел к столу, как надзиратель. Второй дежурный открыл дверь и шагнул в темную конуру вахты. В ту же минуту он был схвачен, задушен и брошен за шкаф. Солдатов надел его одежду. Оружие и военная форма были уже у двоих заговорщиков. Всё шло по росписи, по плану майора Пугачева. Внезапно на вахту явилась жена второго надзирателя, тоже за ключами, которые случайно унес муж. – Бабу не будем душить, — сказал Солдатов. И ее связали, затолкали полотенце в рот и положили в угол. Вернулась с работы одна из бригад. Такой случай был предвиден. Конвоир, вошедший на вахту, был сразу обезоружен и связан двумя «надзирателями». Винтовка попала в руки беглецов. С этой минуты командование принял майор Пугачев. Площадка перед воротами простреливалась с двух угловых караульных вышек, где стояли часовые. Ничего особенного часовые не увидели. Чуть раньше времени построилась на работу бригада, но кто на севере может сказать, что рано и что поздно? Кажется, чуть раньше. А может быть, чуть позже. Бригада — десять человек — строем по два двинулась по дороге в забои. Впереди и сзади в шести метрах от строя заключенных, как положено по уставу, шагали конвойные в шинелях, один из них с винтовкой в руках.

http://predanie.ru/book/132175-est-vsyud...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010