162 . Порфирий Успенский , архим. Статистика Афона. [Неизд. ркп, на к-рую автор постоянно ссылается в посл. томах «Истории Афона». 2 кн. (486 л.=971 с.). Описание ркп см.://Описание бумаг. еп. Порфирия Успенского . 3 .366). 203–205]. 163 . Послание с исповеданием веры, посланное от всех святогорцев к царю Михаилу Палеологу, когда этот всеусильно спешил нерассудительно соединить с нами италианцев, хотя они пребывали вовсе неисправимыми в своих ересях и нераскаянными/Греч. текст и рус. пер. еп. Арсения (Иващенко). М. 1895. 34. 164 . Соколов И. И. Афонское монашество в его прошлом и современном состоянии. СПб. 1904. 98. 165 . Соколов П. Афон//ПБЭ 1903. 2. 189–236. 166 . Троицкий С. В. Афон и международное право//БТ 1997. 33. 138–154. 167 . Херувим, архим. Из удела Божией Матери/Пер. с новогреч. Киев 1998. 205. 168 . Яковлев-Козырев А., диакон Димитрий. Ночь на вершине. Страницы Афонского дневника. СПб. 2001. 304. 169 . Amfilohije (Radovi), mitrop. Duhovni ivot u Svetoj Gori//Sveta Gora danas. Niš 1993. 7–24. 170 . Anastasiou I. E. θρυλομενος διωγμς τν γιωρειτν π το Μιχαλ Η Παλαιολγου κα το ωννου Βκκου. Θεσσαλονκη 1963. 712. 171 . θως στους 14–16 ανες. [ θνικ δρυμα ρευνν – νστιτοτο Βυζαντινν ρευνν. θωνικ Σμμεικτα. 4]. Athens 1997. 200. [Apostolopoulos D. Τ γιον ρος στ σωζμενα πατριαρχικ γγραφα τς πρτης μετ τν λωση περιδου (1454–1500): 89–98; Maurommates L. Τ γιον ρος κατ τον ΙΔ ανα: 3–16]. 172 . θως. γνες κα θυσαι 1850–1855. γγραφα Μακεδονικς παναστσεως. θναι 1962. 215. 173 . Alexidzé A. Le Mont-Athos. Historique, légendaire, réel//BK 1983. 41. 73–79. 174 . Andreas, monachos. T γιον ρος: Προπργιον ρθοδοξας κα θνους. Θεσσαλονκη 1969. 296. 32 ill. пер.: Andreas, monachos. Holy mountain. Bulwark of orthodoxy and of the Greek nation, [by] Andrew Simonopetritis [Haralampos Teophilopoulos, his name-of-layman]/Transl. Boumis J.-E. Thessaloniki 247. 175 . Bennigsen G. The Orthodox Church, the Monks of Athos//Dublin Rev. 1936 (Apr/.June). 4:198:397. 347.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ ИСПОВЕДНИК († 2.11.843), митр. Диррахия (813-842) и Фессалоники (842-843). До принятия монашества прошел общий курс образования, великолепно знал Свящ. Писание. Был активным защитником иконопочитания. Когда имп. Лев V Армянин (813-820) возобновил иконоборчество, А. И. был приведен к императору и произнес перед ним Слово в защиту иконопочитания. Лев приказал его бичевать и отправил в ссылку, из к-рой его вернул имп. Михаил II Травл (820-829). Восстановленный на кафедре Диррахия, А. И. вновь начал проповедовать иконопочитание. Что с ним происходило при имп. Феофиле (829-842), к-рый жестоко преследовал иконопочитателей, неизвестно. Сразу после восшествия на престол имп. Михаила III (842-867), при к-ром иконопочитание было окончательно восстановлено, А. И. был назначен архиепископом Фессалоники. Погребен в храме св. Димитрия. Мощи его были открыты в 889 г. Сохранились 3 письма прп. Феодора Студита к А. И., датируемые 821-826 гг. Лит.: Житие и подвиги св. Феодоры Солунской, составленное Григорием/Пер. еп. Арсения (Иващенко). Юрьев, 1899; Лопарев Х. М. Греческие жития святых VIII и IX вв.: Опыт науч. классификации памятников агиографии. Пг., 1914. С. 457, 459-460; Ταφραλς Ο. Η Θεσσαλονκη απ τις απαρχς ως τον ο αι. Αθνα, 1994. Σ. 203, 325. П. И. Жаворонков Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков

http://pravenc.ru/text/116068.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.) АРИСТОКЛИЙ АФОНСКИЙ (Амвросиев Алексей Алексеевич; 1846-1918), старец Московский, иеросхим., прп. (пам. 24 авг. и в Соборе Московских святых) АРКАДИЙ Николаевич Гаряев (1877 – 1918), свящ., сщмч. (пам. 1 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРКАДИЙ (Фёдоров Григорий Федорович; 1784 или 1786 - 1870), архиеп. Олонецкий и Петрозаводский, духовный писатель, миссионер АРСЕНИЙ (Дмитриев Александр Дмитриевич; 1872 – 1937), прмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), игум. АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АРСЕНИЙ Сергеевич Троицкий (1880-1937), прот., сщмч. (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АРСЕНИЙ (Иващенко Антоний Ильич; 1830-1903), епископ Кирилловский викарий Новгородской епархии, церковный историк, византинист, агиограф АРСЕНИЙ (Митрофанов Алексей Яковлевич; 1804-1859), архим., возобновитель и настоятель Святогорской Успенской пустыни АРСЕНИЯ (Серебрякова Анна Михайловна; 1833-1905), игум. усть-медведицкого в честь Преображения Господня мон-ря АФАНАСИЙ Григорьевич Кислов (1880 – 1937), сщмч. (пам. 10 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Псковских святых), свящ. АФАНАСИЙ (Волховский; 1741-1801), еп. Могилевский и Полоцкий, свт., чудотворец (пам. 18 янв., 27 сент. и в Соборе Полтавских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121790_5.html

Н. Тальберг. История Русской Церкви Вступление Н. Тальберг. История Русской Церкви. М.: Сретенский монастырь, 2004. Репринт. – 924 с. Настоящий труд не притязает на значение научно-исследовательское. Это — курс, читаемый мною в Свято-Троицкой семинарии. В основу его положены, главным образом, следующие труды, широко использованные: История Русской Церкви митрополита Московскаго Макария (Булгакова). История Русской Церкви архиепископа Черниговскаго Филарета (Гумилевскаго). Того же преосвященнаго автора Обзор Русской духовной литературы. Летопись церковных событий епископа Кирилловскаго, викария Новгородскаго Арсения (Иващенко). Русская богословская наука в ея историческом развитии проф. Н. Н. Глубоковскаго. История Русской Церкви академика, проф. Е. Е. Голубинскаго. Того же автора История канонизации Святых в Русской Церкви. Учебное руководство по истории Русской Церкви проф. Петра Знаменскаго. Лекции по истории Русской Церкви Е. Сумарокова. История государства Российскаго Н. М. Карамзина. История России с древнейших времен С. М. Соловьева. Сказание о Русской Земле А. Д. Нечволодова. Православная Богословская Энциклопедия. Полный православный богословский энциклопедический словарь. В изложении своем я старался помнить суждение архиепископа Филарета Черниговскаго, согласно которому «знание истории Русской империи — необходимое пособие для историка Русской Церкви». 13 июля 2004 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5966.html

А беседуя с Отцом, как единосущным, сказал об учениках: и они уразумели истинно, что Я изшёл из Тебя ( Ин.17:8 ). Да и теперь, сложивши притчу о Себе, говорит: вышел сеятель сеять семя своё. А богоглаголивый Павел в послании к Евреям явление Христа во плоти называет вшествием, говоря так: когда же опять вводит Первородного во вселенную ( Евр.1:6 ). Ужели божественные глаголы противоречат друг другу? И кто бы мог так худо думать, будто апостол говорит противно Евангелию. Но как по таинственной лестнице, виденной Иаковом, одни и те же ангелы восходили и нисходили, так и о вхождении и исхождении Единородного Сына Божия говорится не в одинаковом значении 43 , как это и ясно для принимающих таинственное учение так, как прилично мыслить о Боге. Ибо когда человеческая природа, уклонившись от пути, пала и отступила от Бога, то вышел и Он, как некий Посланник ( Евр.3:1 ), чтобы ввести нас туда, откуда мы ниспали. Но святой апостол говорит о вхождении или вступлении в наследство, о чём предсказывало божественное пророчество: проси у Меня и дам народы в наследие Тебе, и пределы земли во владение Тебе ( Пс.2:8 ). Ибо до Воплощения не было общения Бога с тварью; потому что какое же общение с чувственной тварью у невещественного, несозданного и непостижимого Существа? А когда чрез воспринятую природу нашу вступил с нами в общение, тогда и вошёл Он в мир тварный, как сказано: вышел сеятель. Когда же прилагаем к Богу выражение «вышел», то нужно отвергнуть всякую мысль о перемене места, а мыслить так, как требует богоприличный смысл выражения. Вочеловечившись, Он представляется нам как бы двинувшимся с места, но Он не подлежит никакому ограничению местом и неизменяем в Своём существе. О таком изшествии Бога и Михей пророчествовал, говоря: вот Господь сходит с места Своего ( Мих.1:3 ). Вышел сеятель сеять семя своё. Какое это семя – объяснил сам Он, предупреждая нас и сказавши, что это – слово Божие, и, следовательно, – евангельская проповедь . Сеятель же сего доброго семени есть Сам, говорящий это, Иисус; Он есть сеятель всякого добра, и от него зависит всякое плодоношение духовное ( Ин.15:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

А под окном разумеется чувство; ибо так чувства наши названы Иеремией, который сказал: смерть влезает в наши окна ( Иер.9:21 ). А три жилья, связанные между собою, суть: мнение, ум и рассудок. Храпящий во время поучения, как бы связанный земными представлениями, ниспадает с высших, сил способностей души; а кто падает с них, того уже нельзя считать в живых. Ибо сон есть брат смерти, как говорится и у внешних. Посему, умоляю вас, бодренно и трезвенно внимайте учению, чтобы и вам не быть осуждёнными, как не приносящим плодов, и нам не казаться всуе проливающими чистейшее молоко Писания или расточающими слово пред глухими. Слышание запечатлевайте деятельностью: потому что не слушатели закона праведны пред Богом, а исполнители, как говорит апостол ( Рим.2:13 ). И Господь говорит: блаженны слышащие слово Божие, и соблюдающие его ( Лк.11:28 ). Так поступая и божественную заповедь имея светильником, освещающим жизнь нашу, мы никогда не уклонимся с прямого пути и не сделаем для себя кривых изворотов жизни, но благонадёжны будем ( Лк.9:62 ) для блаженной жизни во Христе Иисусе, Господе нашем, Котором и слава и держава во веки». Всюду при красноречии в беседах преобладает простота и общепонятность, которая выше всего и украшает, и просветляет душу, и слушателям приносит пользы больше, чем учёные развития мыслей. Посему в беседах часто находятся указание на вещи общеизвестные, применение близкие к жизни слушателей. Так, например, к концу беседы о мытаре и фарисее говорит проповедник: «Итак, возлюбленные, научимся скромности, будем знать себе меру и не возноситься бессмысленно. Даже если бы мы хорошее что сделали, не должны считать себя лучше других. Но когда и что доброе совершим, станем воспевать с Давидом: не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу ( Пс.113:9 ); о Тебе похвала моя в собрании великом ( Пс.21:26 ), то есть в церкви будущего века. Потому что воистину Бог не презрит сердца сокрушенного и смиренного ( Пс.50:19 ), и помнит нас в унижении нашем ( Пс.135:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

И возвратившись раб тот донес о сем господину своему. Тогда разгневавшись хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города, и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. Нужно заметить, что эта притча сказана Спасителем при возлежании на вечери, обращена была конечно к самому угощавшему и наглядно уясняла, кого нужно сзывать на пир? Не славных и знаменитых, но незнаемых по причине бедности и никакого внимания неудостоиваемых, а может быть и недопускаемых к людям изнеженным, но нетерпимых по причине болезней или увечья. Ибо те, почти так говорят, кроме того что не могут извлечь пользы для души, может быть и не удостоят пойти по приглашению, но под предлогом полей или волов или новобрачной супруги отвергнуть приглашение, а эти, вместе с благодарностью от себя, до ставят тебе и великую славу у Бога. Подобно и до притчи самому позвавшему Его сказал Спаситель, по написанному: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых и блажен будешь, что они не могу те воздать тебе; ибо воздастся тебе ее воскресение праведных. Ηο поскольку не в явном только смысле нужно принимать слова божественные, а надлежит примечать и более глубокий, чтобы выискать сокровенное в них сокровище Духа, как выше каждая черта отказавшихся от вечери понята нами иносказательно, так сделаем и дальше, чтоб соблюсти последовательность в речи и соответственность. Итак, поскольку, согласно вышеуказанному смыслу, из позванных теперь одни по обилию якобы мудрости ( Рим. 1,22 ), другие из любви к богатству, а третьи из влечения к плотским удовольствиям, отказались от таинственного пира, то, говорится, разгневался устроитель пира. и как, скажи, не заслуживает гнева, и не гнева только, а и наказания, пренебрежете к небесным благам и к призывающему нас к ним, из-за наслаждения вещами скоропреходящими? И тотчас приглашение, когда отвергли его избранные между Иудеями и Еллинами, обращается к толпе, презираемой за грубость и бедность, но свободной от всякого двуличия, злонравия и самомнения; из таковых действительно взят и лик апостольский.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

И от Него данное достойное заменение нашего пленного естества и мы называемся Его изменением. Таково непоколебимое и во всём несомненное определение и разумение благочестия! Такова великая тайна Божия домостроительства о нас: Бог весь мир наш примиряет Себе! К этому относятся и слова апостола: Бог любовь свою к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками ( Рим. 5:8 ). Кто же этот Бог, доказывающий любовь Свою к нам? Отец ли только, или Сын только, или лучше сказать несомненное – единый в Троице Бог ? Конечно, так! Итак, сей Бог к нам, отступившим от Него чрез преслушание и приложившимся к врагу Его, показал Свою любовь, по которой, когда мы были ещё грешниками, благоизволил Отец, содействовал Дух Святой, а Богочеловек, потому что это Христос, Он же и единородный Сын Отца, умер за нас. Посему тем более, говорит, будучи ныне оправданы кровию Его, спасемся Им от гнева ( Рим.5:9 ). Гнев есть страсть и страсть неразумная, а Божество совершенно бесстрастно, и следовательно не гневается; а между тем говорится, что Бог гневается на творящих заслуживающее гнева. Ибо говорит Давид: разгневался яростию Господь на народ Свой, и возгнушался наследием Своим ( Пс. 105:40 ). Не на то указывает речь, что Он сам нечто такое испытал, а наведение гнева, навлекаемого на себя грешником по Божию суду, называется раздражением и гневом Господним. Что ж, не преступление ли Божией заповеди навлекло на нас гнев? не чрез преступление ли мы стали врагами Богу? – Опять спрашиваю, и опять отвечай: какого Бога сделались врагами? Кого гнев навлекли? Одного ли из трёх Лиц, или, говоря о Боге, говорим это о Трёх, по Григорию Богослову ? Конечно, о Трёх. Сию-то вражду и гнев разрушил нам Один от Троицы, по благоволению Отца и содействию Духа соделавшийся одним из нас и таким образом смертью Своею оправдавший нас и примиривший с Собою, Отцом и Духом, и обще с Ними возлюбивший нас, ещё бывших врагами, и человеколюбно предпринявший и исполнивший всё домостроительство о нас. И апостол, желая показать преизобильную ( Еф. 2:7 ) любовь к вам Божию, сказанное – тем более спасемся от гнева, подтверждает последующим: ибо, говорит, если будучи врагами мы примирились с Богом смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнию Его ( Рим. 5:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

И хотя нравы мои нынешние не угодны Богу, и не в сообразность с Его волею совершается течение моей жизни, напротив поведение мое далеко от цели боголюбезной и весьма противно заповедям божественным, почему и ожидаю там (в будущей жизни) не радостей, а напротив, увы, тяжких огорчений и всяких мук; но, о достойная своего имени 23 святая госпоже моя, по твоему верному дерзновению к Богу да сподоблюсь я быть причастником благости Божьей, и избавившись от угрожающих подобным мне грешникам мук и наказаний стану, хотя не по достоинству, участником обетованного блаженства. Потому что твоему ходатайству и дерзновению пред Богом не невозможно и это, как я убежден, имея ручательство в непрестанно теперь источаемых притекающим к тебе исцелениям в Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцом и св. Духом подобает всякая слава во веки веков, аминь. Его же беседа на начало Евангелия от Матфея Когда царь имеет прибыть с свой город, то ему предшествуют телохранители, приготовляющие дорогу для входа ему; и когда небесный Царь чрез Свое по плоти рождение является к своим ( Ин. 1:11 ), лик отцов, как некие телохранители, предшествует и предваряет, означая в близком будущем пришествие Его. И в старину предшествовали Его вступлению в настоящую жизнь каждый в свое время и указывали Его к нам пришествие, одни – делами, а другие – словами. И теперь своею памятью предваряют светлый праздник рождества Его, становясь как бы предвестниками и громкими проповедниками сего торжества. А во что надлежит каждому облечь свою душу, пусть научит нас мудрый Павел, когда говорит так: облекитесь как избранные Божьи, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу; как и Христос простил вам, так и вы. Более же всего (облекитесь) в любовь, которая есть совокупность совершенства ( Кол. 3:12–14 ). Потому что так себя украсивши, мы покажемся небесному Царю так сказать приятными и угодными, и станем участниками пира на духовном Его пире, и сами возлежа ( Мф. 8, 11 ) с праведниками, от начала века Ему угодившими добродетельной жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Ибо говорит: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог ( Мф.19:17 )? Слово их гнило ( Еф.4:29 ) весьма, и обнаруживает в себе низость их. Надлежало бы им, если бы только они свободны были от злобы, понять, что не потому сказал это, что не признавал Себя благим. Как это мог сделать Тот, Который назвал благим и человека, и дерево? Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе ( Мф.12:35 ), новое и старое ( Мф.13:52 ). И: не может дерево доброе приносить плоды худые ( Мф.7:18 ). Итак, не отрицает, что Он благ, но обличает лицемерие того человека и открывает его лукавство, с которым делал вопрос. Как бы так 12 сказал: Как называешь благим Того, Которого считаешь простым человеком? Как называешь добрым Меня, Которого изловить словами пришёл? Для чего льстишь Тому, Которого считаешь противником Моисею? Почему не явно начинаешь войну, но строишь ловушку из лести? «Никто не благ, как только один Бог». Итак, если называешь меня добрым, то веруй и тому, что Я – Бог: а если считаешь меня простым человеком, которого можешь обольстить словами твоими, то не называй добрым. Вот с какой целью сказал Господь: никто не благ, как только один Бог! Но тут и иное подлежит рассмотрению. Ибо, если только один Бог благ, как Писание называет отрока Самуила благим ( 1Цар.2:26 ), и Саула, сына Кисова, мужем благим ( 1Цар.9:2 )? А Елкана, утешая супругу свою Анну в её бесчадии, не говорит ли: разве я для тебя не лучше (οκ γαϑς σοι) десяти сыновей ( 1Цар.1:8 )? И в псалме: благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих ( Пс.124:4 ). Но Евангелие говорит о благости в собственном смысле (τν κυρως γαϑτητα λγει), которая есть в одном Боге. Ибо сколько ни есть других 13 существ благих, все они суть участники добра по благодати, как участники и святости, и правды, и других благ, в коих участвует каждое из существ, насколько способна природа приемлющего. Итак, «никто не благ, как только один Бог». А если позволительно к слову приложить и некую сладкую приправу для находящих удовольствие в таких вещах, то есть и нечто общее между словами Θες (Бог) и αγαϑς (благий).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010